Содержание

Как душа умершего прощается с родными и когда уходит из тела

Что происходит с душой после смерти? На первый взгляд, вопрос может показаться немного ненужным и бесполезным. Ведь это якобы будет потом, да и будет ли, кто знает?

Во-первых, смерть человека неизбежна. И уклонение от этого вопроса можно приравнять к своеобразному уходу от него, избегания. А соответственно это можно расценить как попытку спрятаться от самой смерти, что невозможно. И как бы мы этого не хотели, все с ней встретимся. Обязательно и без исключений.

Во-вторых, как оказывается, вопрос не то, что нужный и полезный, но является одним из основных.

Что происходит с душой после смерти?

То, как именно мы относимся к своей будущей смерти, ждем ли ее приближения или наоборот – cтарательно вычеркиваем ее из сознания, стараясь не думать о ней вообще, напрямую влияет на то, как мы живем свою нынешнюю жизнь, на наше восприятие ее смысла. Христианин верит в то, что смерти как полного и окончательного исчезновения человека не существует. Согласно христианскому вероучению, все мы будем жить вечно, и именно бессмертие является подлинной целью человеческой жизни, а день смерти одновременно является днем его рождения для новой жизни. После смерти тела душа отправляется в путь навстречу к своему Отцу. Как именно будет пройден этот путь с земли на небо, какой будет эта встреча, и что последует за ней, напрямую зависит от того, как человек прожил свою земную жизнь. В православной аскетике есть понятие «памяти смертной» как постоянного удержания в уме предела собственной земной жизни и ожидания перехода в иной мир. Для многих людей, посвятивших свою жизнь Служению Богу и ближнему, приближение смерти было не надвигающейся катастрофой и трагедией, а наоборот – долгожданной радостной встречей с Господом. Старец Иосиф Ватопедский говорил о своей смерти: «Я заждался своего поезда, а он все не приходит».

Почему покойник не успокаивается

Существуют понятия призраков, приведений, полтергейстов, духов — это неупокоенные души напоминают живым о себе. Почему так происходит:

  • внезапная смерть, незавершенные дела;
  • особенности деятельности, когда погибает колдун, маг, экстрасенс;
  • оккультные действия родственников;
  • обстоятельства смерти и похорон (самоубийство, кто-то не пришел на погребение).

Узнать, упокоился ли умерший, можно только по истечении 40 дней. Православные могут обращаться за помощью к священникам.

Привидения и призраки

Появляются приведения и призраки, если после 40 дней душа остается неприкаянной и скитается. Как пристанище выбирает родной дом, место смерти или просто значимое при жизни. В оккультизме призраков наделяют негативом: они агрессивны и мстят, что не могут покинуть землю. Реже встречаются данные о миролюбивых привидениях.

Другой подвид — полтергейст. Он поджигатель, хулиган, раздражитель. Из-за него люди слышат шаги, шум, звуки бьющейся посуды. Не полноценный призрак, а часть души, сгусток энергии. Это может быть часть того, кто погиб при пожаре.

Неупокоенные души у славян назывались заложными покойниками или навью. Они блуждали по земле, со временем становились нечистой силой, перерождались в животных. В эту группу попадали:

  • самоубийцы;
  • пьяницы;
  • колдуны;
  • утопленники;
  • некрещеные дети.

Их хоронили добрые люди, но без почестей. Отводили обочины дорог, пустыри, потому что для них не было места с «чистыми» покойниками.

Привидение появляется лишь однажды, а регулярно материализуется — призрак. Есть сущности, привязанные к конкретному месту: там, где произошла трагедия, катастрофа, убийство. Они захватывают территорию, в доме происходят странные, необъяснимые вещи. Жильцов охватывает страх, болезни, рушится жизнь.

Другие вольны в перемещениях, но привязаны к человеку — это убийца, враг, просто недоброжелатель. Задача призрака — отомстить ему и его близким. Он преследует его повсюду, пока тот не искупит вину.

Некоторые погибшие добровольно отказываются от небесного существования и остаются на земле в виде духов. В славянской традиции существовало понятие Хранителя Рода, в этом случае душа выполняет те же функции.

Кошки видят духов

Она оберегает живых, заботиться о новорожденных и детях. Экстрасенсы нередко заручаются поддержкой умерших родственников для ритуала, призывают их для помощи. Они не опасны для самого колдуна и окружающих.

Для умерших душ недоступно влияние на души живых. Они находятся в разных эфемерных плоскостях. Помощники — источник энергии для магии, а не ее инструмент.

Что происходит с душой после смерти по дням

Строгих догматов о каких-то особых этапах на пути души к Богу в Православии не существует. Однако традиционно в качестве особых дней поминовения выделяются третий, девятый и сороковой дни. Часть церковных авторов указывает на то, что с этими днями могут быть связаны особые этапы на пути человека в иной мир — такое представление не оспаривается Церковью, хотя и не признается в качестве строгой вероучительной нормы. Если же придерживаться учения об особых днях после смерти, то наиболее важные этапы посмертного существования человека выглядят следующим образом:

Как умершие могут связаться с живыми?

Души усопших не принадлежат миру материальному, поэтому у них нет возможности явиться на Землю как физическое тело. Во всяком случае в прежнем облике мы их увидеть не сможем. К тому же существуют негласные правила, по которым мертвые не могут напрямую вмешиваться в дела живых.

1. По теории реинкарнации, покойные родственники или друзья возвращаются к нам, но в облике другого человека. Например, они могут появиться в этой же семье, но уже как младшее поколение: ушедшая в мир иной бабушка может вернуться на Землю как ваша внучка или племянница, хотя, скорее всего, ее память о предыдущем воплощении не сохранится.

2. Другой вариант – спиритические сеансы, об опасности которых мы говорили выше. Возможность диалога, конечно, существует, но церковью не одобряется.

3. Третий вариант связи – сны и астрал. Это более удобная площадка для ушедших из жизни, поскольку астрал принадлежит к нематериальному миру. Живые попадают в это пространство тоже не в физической оболочке, а в виде тонкой субстанции. Поэтому диалог возможен. Эзотерические учения рекомендуют серьезно воспринимать сны с участием умерших близких и прислушиваться к их советам, поскольку мертвые обладают большей мудростью, чем живые.

4. В исключительных случаях душа умершего может появляться в физическом мире. Это присутствие может ощущаться холодком по спине. Иногда можно даже увидеть что-то вроде тени или силуэта в воздухе.

5. В любом случае связь ушедших людей с живыми отрицать нельзя. Другое дело, что не все эту связь воспринимают и понимают. Например, души ушедших могут посылать нам знаки. Есть поверье, что птица, случайно залетевшая в дом, несет послание из загробного мира, призывающее к осторожности.

Куда уходит душа после смерти?

Вопрос о том, где именно находится душа, которая не перестает жить после смерти, но переходит в другое состояние, не может получить точного ответа в земных категориях: на это место нельзя указать пальцем, ведь бестелесный мир находится за гранью воспринимаемого нами мира материального. Проще ответить на вопрос– к кому уйдет наша душа? И здесь, согласно учению Церкви, мы можем уповать на то, что после нашей земной кончины наша душа направится к Господу, Его святым и, конечно, к нашим ушедшим родным и близким, которых мы любили при жизни.

Правда ли, что умершие люди видят нас

Чтобы ответить, видят ли нас умершие родственники и другие люди, нужно изучить разные теории, рассказывающие о потусторонней жизни. Христианство рассказывает о двух противоположных местах, куда может попасть душа после смерти, – это рай и ад. В зависимости от того, как жил человек, насколько праведно, он награждается вечным блаженством или обрекается на бесконечные страдания за свои грехи. Согласно эзотерическим теориям, дух умершего имеет тесную связь с близкими только тогда, когда у него остались невыполненные дела.

В воспоминаниях священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского, есть следующий рассказ: Однажды Владыка, отвечая на вопрос, слышат ли умершие наши молитвы, сказал, что не только слышат, но и «сами за нас молятся. И даже больше того: видят нас, какие мы есть в глубине сердца нашего, и если мы живем благочестиво, то радуются, а если нерадиво живем, то печалятся и молятся о нас Богу. Связь наша с ними не прерывается, а лишь временно ослабляется». Затем Владыка рассказал случай, который подтверждал его слова.

Священник, отец Владимиру Страхов служил в одной из московских церквей. Окончив Литургию, он задержался в храме. Все молящиеся разошлись, оставался лишь он да псаломщик. Входит старушка, скромно, но чисто одетая, в темном платье, и обращается к священнику с просьбою пойти и причастить ее сына. Дает адрес: улицу, номер дома, номер квартиры, имя и фамилию этого сына. Священник обещает исполнить это сегодня же, берет Святые Дары и идет по указанному адресу.

Поднимается по лестнице, звонит. Ему отворяет дверь человек интеллигентного вида, с бородкой, лет тридцати. Несколько удивленно смотрит на батюшку.

– «Что вам угодно?»

— «Меня просили зайти по этому адресу приобщить больного».

Тот удивляется еще больше.

-«Я живу здесь один, никого больных нет, и в священнике я не нуждаюсь!»

Изумлен и священник.

-«Как же так? Ведь вот адрес: улица, номер дома, номер квартиры. Как Вас зовут?» Оказывается, и имя совпадает.

-«Позвольте все же войти к вам».

— «Пожалуйста!»

Входит батюшка, садится, рассказывает, что приходила старушка приглашать его, и во время своего рассказа поднимает глаза на стену и видит большой портрет этой самой старушки.

-«Да вот же она! Это она и приходила ко мне!» — восклицает он.

-«Помилуйте! — возражает хозяин квартиры. —Да это моя мать, она скончалась уже лет 15 тому назад!»

Но священник продолжает утверждать, что именно ее он сегодня видел. Разговорились. Молодой человек оказался студентом Московского Университета, не причащался уже много лет.

-«Впрочем, раз Вы уже пришли сюда, и все это так загадочно, я готов исповедаться и причаститься», — решает он наконец.

Исповедь была долгая, искренняя — можно сказать, за всю сознательную жизнь. С большим удовлетворением отпустил ему грехи священник и приобщил его Святых Тайн. Ушел он, а во время вечерни приходят сказать ему, что студент этот неожиданно скончался, и соседи пришли просить батюшку отслужить первую панихиду. Если бы мать не озаботилась из загробного мира о своем сыне, то он так и отошел бы в вечность, не приобщившись Святых Тайн»

Видит ли душа умершего человека своих близких

После смерти заканчивается жизнь тела, но душа продолжает жить. Перед тем как отправиться на небо, она­ присутствует еще 40 дней возле близких, старается утешить их, облегчить боль утраты. Поэтому во многих религиях принято назначать поминки на это время, чтобы проводить душу в мир мертвых. Считается, что предки даже через многие годы после смерти видят и слышат нас. Священники советуют не рассуждать, видят ли нас умершие после смерти, а постараться поменьше скорбеть об утрате, потому что страдания родственников тяжелы для ушедшего.

Может ли душа умершего приходить в гости

Религия осуждает практику спиритизма. Это считается грехом, поскольку под маской ушедшего из жизни родственника может явиться демон-искуситель. Серьезные эзотерики тоже не одобряют подобные сеансы, так как в этот момент открывается портал, через который в наш мир могут проникнуть темные сущности.

Впрочем, такие визиты могут происходить по инициативе тех, кто покинул Землю. Если в земной жизни между людьми была прочная связь, то смерть ее не разорвет. Как минимум в течение 40 дней душа покойного может навещать родных и близких и со стороны наблюдать за ними. Люди с высокой чувствительностью ощущают это присутствие.

Умерший использует пространство сновидений для встречи с живыми когда наше тело спит, а душа бодрствует. В этот период можно попросить помощи у умерших родственников.. Он может явиться спящему родственнику, чтобы напомнить о себе, оказать поддержку или дать совет в сложной жизненной ситуации. К сожалению, мы несерьезно воспринимаем сны, а порой просто забываем, что снилось ночью. Поэтому попытки наших ушедших родственников достучаться до нас во сне не всегда успешны.

Когда связь между близкими была прочна при жизни, эти взаимоотношения сложно прервать. Родственники могут ощущать присутствие ушедшего в мир иной и даже видеть его силуэт. Такое явление получило название фантом или призрак.

Может ли умерший человек стать ангелом хранителем

Уход близкого каждый воспринимает по-разному. Для матери, потерявшей ребенка, такое событие – подлинная трагедия. Человек нуждается в поддержке и утешении, поскольку в сердце царят боль утраты и тоска. Связь между матерью и ребенком особенно прочна, поэтому дети остро чувствуют страдания. Прочем, для семьи ангелом-хранителем может стать любой умерший родственник. Важно, чтобы при жизни этот человек был глубоко религиозен, соблюдал законы Творца и стремился к праведности.

Где находится душа после смерти?

После смерти человека Господь принимает решение о том, где будет находиться его душа до Страшного суда – в Раю или в Аду. Как учит Церковь, решение Господа является только и лишь Его ответом на состояние и расположение самой души, и то, что она чаще выбирала при жизни- свет или тьму, грех или добродетель. Рай и ад являются не местом, а скорее состоянием посмертного существования человеческой души, которое характеризуется либо пребыванием с Богом либо в противлении Ему.

При этом христиане верят, что перед Страшным судом все мертвые будут вновь воскрешены Господом и соединятся со своими телами.

Дни мытарства

Итак уже на третий день начинаются испытания и длятся они ровно столько, сколько грехов человек совершил при своей жизни. Заканчиваются испытания на день 40 мытарств души. Только после этого вершится суд на котором и принимается решение, куда душа будет направлена.

В Библии сказано, что несмотря на количество совершенных грехов, любая душа может быть спасена. Но для этого нужно покаяние и оно должно быть сделано искренне.

Попав в рай душа не будет знать терзаний, смятений, у нее не будет никаких желаний, кроме радости от того, что она находится подле Господа. Что же касается попадания в ад, то здесь их мучения и страдания будут вечными. И даже после того, как произойдет всемирное воскрешение, когда они будут во плоти, страдания не прекратятся.

Мытарства души после смерти

Путь души к престолу Божьему сопровождается мытарствами или испытанием души. По преданию Церкви суть мытарств в том, что злые духи обличают душу в тех или иных согрешениях. Само слово «мытарства» отсылает нас к слову «мытня». Так называлось место для сбора штрафов и налогов. Своеобразной платой на этой «духовной таможне» являются добродетели умершего, в также церковная и домашняя молитва, которую совершают за него его ближние. Конечно невозможно понимать мытарства в прямом смысле, как некая дань, приносимая Богу за грехи. Это скорее полное и ясное осознание всего того, что отягощало душу человека при жизни и что он не мог до конца почувствовать. Помимо этого, в Евангелии есть слова, которые дают нам надежду на возможность избежать этих испытаний: «слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня на суд не приходит (Ин 5:24)».

Жизнь души после смерти

«У Бога нет мертвых», и те, кто живут земной и загробной жизнью для Бога одинаково живы. Однако то, как именно будет жить человеческая душа после смерти напрямую зависит от того, как мы живем и строим свои отношения с Богом и другими людьми при жизни. Посмертная судьба души – это, по сути, продолжение этих отношений или их отсутствия.

Способы защиты от призрака

Чтобы защитить себя от влияния неупокоенных, религиозные практики советуют придерживаться правил.

  1. Скорбеть нужно, но в меру. Лишние причитания и долгая печаль удерживают покойного на земле, материализуют его в призрака.
  2. При отсутствии на похоронах зажгите вечером свечу в уединенном месте, пообщайтесь с усопшим и извинитесь, что не проводили его в последний путь. Попрощайтесь.
  3. Чтобы изгнать призрака из дома, на месте появления втыкают железный или медный острый предмет, можно нож.
  4. Прислушивайтесь к сигналам. Если вам призрак знакомого что-то сказал или попросил сделать, выполните. Он успокоится и уйдет. Сегодня неупокоенные пользуются даже телефоном, СМС.
  5. Не разговаривайте с призраками незнакомцев, не поворачивайтесь спиной. Наденьте какую-либо вещь задом наперед и ступайте прочь. Позволяется прочитать молитву и отмахнуться от видения.

Бывали случаи, когда духи успокоились, когда их хоронили по принятым обычаям. Они могут указывать на место гибели. Другой вариант — помочь завершить начатое на земле. Неупокоенные встречаются везде, не только на кладбищах.

Хоть зафиксированы свидетельства очевидцев про призраков, они не доказаны научно. Они существуют в виде полулегенд, науке не удалось зафиксировать ни одного духа доступными способами. Для суеверных людей важно правильно попрощаться с усопшим и знать, что он обрел покой.

Во всем мире в разных культурах сложились уникальные предания про путь души после смерти, особенные традиции погребения и про неупокоенных в виде призраков. Не стоит панически боятся смерти, но надо уважать ее. Также при прощании с близкими учитывают психологический фактор: иногда голоса, шум, видения являются механизмом защиты организма против стресса, а не сверхъестественными событиями.

Дни поминок после смерти

Слово «поминки» означает поминовение, и, в первую очередь, речь идет о молитве – то есть о том, чтобы просить Бога простить умершему человеку все грехи и даровать ему Царствие небесное и жизнь в Божьем присутствии. Особым образом эта молитва возносится в третий, девятый и сороковой день после смерти человека. В эти дни христианин призван прийти в храм, молиться от всего сердца за близкого человека и заказать заупокойное богослужение, прося Церковь молиться вместе с ним. Девятый и сороковой день также стараются сопровождаеть посещением кладбища и поминальной трапезой. Днем особого молитвенного поминовения усопших считается первая и последующие годовщины его смерти. Однако, святые отцы учат нас, что лучшим способом помочь нашим усопшим ближним является наша собственная христианская жизнь и добрые дела, как продолжение нашей любви к усопшему близкому человеку. Как говорит святой Паисий Святогорец «Полезнее, чем все поминовения и заупокойные службы, которые мы можем совершить за усопших, будет наша внимательная жизнь, та борьба, которую мы совершаем ради того, чтобы отсечь свои недостатки и очистить душу».

Разлучение души с телом

С предыдущей темой связано также учение Священного Писания и святых отцов о мытарстве душ. Здесь мы более подробно исследуем эту тему, которая теснейшим образом связана со страшным таинством смерти. Это важно с одной стороны, потому что учение об этом мы встречаем во всем библейском и святоотеческом предании, оно отвечает действительности, а с другой – чтобы подготовиться к страшному часу смерти. Написанное здесь написано не для того, чтобы вызвать страх, но чтобы развилось покаяние, результатом которого будет радость. Ибо обладающий Даром Святого Духа, соединенный со Христом, избегает страшных мытарств.

Согласно учению отцов Церкви, душа при своем исходе из тела, даже и раньше, когда готовится к этому, ощущает присутствие демонов, которые называются демонами мытарств. Душа охватывается страхом, потому что ей предстоит пройти через них.

С самого начала нужно сказать, что мытарства, то есть демоны, не имеют никакой власти над праведниками, соединившимися со Христом. Праведники не только не будут проходить через мытарства, но даже и не устрашатся их. Все это мы увидим лучше, когда представим учение святых отцов. Образ прохождения души через демонов по образу прохождения мыты – таможни – взят с таможенных постов той эпохи. Хорошо бы рассмотреть это поближе, чтобы понять, почему отцы называют прохождения души через демонов мытарством.

Мытарями в древности назывались те, кто выкупал у государства общественные налоги, а потом собирал их с народа49. Мытари разделялись на две группы. В первую группу входили те, кто выкупал налоги у государства. Они были богатыми и властными. Во вторую группу входили их наемные работники, которые собирали налоги с народа и отдавали деньги своим хозяевам. Представителей второй группы называли дасмологами50.

Дасмологи были несправедливы, потому что требовали налог больший, чем тот, который они должны были отдавать своим господам. Поэтому в древних обществах о них ходила дурная слава. Платон говорил, что мытари тяжелы не потому, что взыскивают налоги от явного дохода, «а когда в поисках спрятанного переворачивают чужие сосуды и тюки». Поэтому, когда Теокриту был задан вопрос о том, какие животные самые жестокие, он ответил: «В горах – медведи и львы, а в городах – мытари и клеветники».

Мытари, стараясь собрать как можно больше налогов, причем так, чтобы не сбежали от них те, кто не мог понести столь тяжелое и несправедливое налоговое бремя, изобретали много различных способов, подкарауливали на узких улицах и хватали прохожих, вынуждая их отдать полагавшееся. Итак, мы видим здесь сцену очень неприглядную и ненавистную людям той эпохи.

Именно такую знакомую и отвратительную сцену используют святые отцы, чтобы дать понять людям той эпохи, в чем состоит страшное таинство смерти, какие страшные события происходят в тот час, когда душа готовится к своему исходу, а особенно когда выходит из тела человека. Преподобный Макарий Египетский сказал очень точно: «Как мытари, сидящие в узких улочках, хватают проходящих и трясут их, так и демоны наблюдают за душами и схватывают их, когда они исходят из тел. Если они не до конца очистятся, то им не разрешается взойти в небесные обители и предстать своему Владыке. Они уводятся воздушными демонами»!.

Конечно же, образ мытарств принадлежит той эпохе. Однако учение о том, что демоны при исходе души пытаются схватить ее, есть во многих местах Священного Писания и отцов Церкви. Мы уже говорили выше, что после смерти души праведников принимают Ангелы, а души нераскаянных грешников схватывают демоны. Из-за ненависти, которую демоны питают к людям, они хотели бы обладать всеми и всех иметь вечно в своей власти. Но не могут они иметь власти над праведниками.

Главным отрывком, который истолковывают отцы Церкви в связи с учением о мытарствах, являются слова Христа незадолго до Его страданий: Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего

(Ин. 14, 30). Князем мира сего, миродержцем назван диавол. Он называется миродержцем не потому, что он – князь всего мира и властвует над ним, а потому что властвует лишь над миром неправды.

Христос проповедует о том, что диавол не имеет власти над Ним. Здесь Он, конечно, говорит о диаволе и смерти.

Апостол Павел, говоря о духовно мертвых людях, лишенных благодати Божией, пишет: И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по [воле] князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления

(Еф. 2,1–2). Из этого места видно, что люди умирают из-за грехов и по действию диавола.

Также диавол называется князем воздушным, потому что находится в атмосфере и все время сражается с людьми. Именно этот образ имеют в виду отцы, когда говорят, что душа, выходя из тела и проходя через воздух на небо, встречает воздушного князя. Также в этом отрывке сказано, что этот князь и теперь действует в сынах противления.

Множество мест из Ветхого Завета используются отцами, чтобы рассказать о так называемых мытарствах душ. Я хотел бы привести два из них. Одно место – из псалмов Давида, где пророк, обращаясь к Богу, говорит: Господи Боже мой! на Тебя я уповал, спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня. Да не похитит он, как лев, душу мою, когда нет избавителя и спасителя

(Пс. 7, 1–2). Другое место – в Книге пророка Иеремии. Там говорится:
Как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог. Ибо я слышал толки многих: угрозы вокруг
(Иер. 20, 9–10).

После цитирования главных мест, которые толкуют святые отцы, мы перейдем к их учению о так называемых мытарствах. Нужно сказать, что сначала мы изложим их учение о мытарствах, а потом приведем таинственное истолкование этого состояния. Как будет видно ниже, души праведников не охватываются страхом, потому что в них живет благодать Божия, и демоны не имеют над ними власти. Души нераскаянных грешников исполняются страхом и доступны воздействию демонов, а также и действию страстей. Об этом мы не должны забывать, потому что такое неведение производит ложное впечатление. Читающий эту главу должен быть особенно внимательным при изучении святоотеческого учения.

Святитель Василий Великий, истолковывая отрывок из псалма спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня. Да не когда похитит он, как лев, душу мою

(Пс. 7, 1–2), говорит, что мужественные люди, которые на протяжении всей своей жизни боролись с невидимыми врагами, в конце своей жизни подвергаются «испытанию князем века сего», чтобы обнаружились у них раны или следы прегрешений, за которые демоны могли бы их удержать в плену. Если же они обретутся невредимыми и незапятнанными, тогда «как непобедимые, как свободные, будут упокоены Христом». Поэтому человек, находящийся во власти смерти и знающий, что «един спасающий, един избавляющий», взывает к спасающему Христу: «Избави меня там во время испытания, чтобы никогда лев не похитил душу мою». Христос, быв свободным от греха, сказал: «Ныне идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего». Но для человека достаточно сказать, что идет князь мира сего и во мне «имеет немногое и маловажное»51.

Час смерти страшен еще и потому, что человек вспоминает все свои прегрешения и видит страшные вещи. Святитель Иоанн Златоуст свидетельствует, что есть много людей, которые рассказывают страшные видения, которых отходящие от этой жизни люди не могут видеть. Они столь страшны, что «и ложе свое сотрясают с великой силой и со страхом смотрят на присутствующих».

То есть от страха душевного сотрясается и тело. Человек совершает потрясающие действия. И священный Златоуст добавляет, что если мы боимся вида страшных людей, то сколь больший испытаем страх, когда при исходе души из тела увидим «устрашающих нас суровых Ангелов». Душа, отходящая от тела, сокрушается бесцельно и напрасно52.

Эту тему затрагивает и преподобный Симеон Новый Богослов, подчеркивая, что тот, кто обладает Светом Божиим, побеждает приходящих к нему демонов, потому что демоны пожигаются Божественным Светом. Тем более это произойдет при исходе души из тела. Он говорит, что не будет христианину никакой пользы от подвига, который он несет, если диавол не будет попален Светом Божиим. Это означает, что сущностью и целью духовной жизни является единение человека со Светом. Вот что пишет преподобный Симеон:

«Если князь тьмы, придя, не увидит сопребывающую мне (Твою) славу и не будет, омраченный, совершенно посрамлен, быв опален Твоим неприступным Светом, и вместе с ним и все сопротивные силы не обратятся в бегство, увидев во мне знак печати Твоей, и я, уповая на Твою благодать, не прейду совершенно бестрепетно, и не припаду к Тебе, и не сокрушу их; то какая мне польза от того, что ныне во мне совершается»53.

Демоны, желающие хотя бы в последний момент уловить душу человека, называются Диадохом Фотикийским князьями преисподней, то есть ада. Человек, любящий Бога, не охватывается страхом, потому что любовь вон изгоняет страх. Он свободно пройдет сквозь князей преисподней. Душа человека, исполняющаяся радостью любви Божией, в час своего исхода «выше всех темных сил несется вместе с Ангелами мира»54.

Так святые отцы не довольствуются лишь тем, чтобы подчеркнуть бытие демонов и ярость, с какою они нападают на людей. Они также говорят и о способе, благодаря которому мы можем избежать этой опасности. Полным изглаживанием своих грехов человек освобождается от трусости и страха, исполняется любовью Христовой и тогда освобождается от демонской злобы. Диавол не имеет никакой власти над ним.

Авва Исаия называет демонов, приближающихся к душе при ее исходе из тела, «князьями тьмы» и «князьями лукавства». Он учит, что, когда душа человека выходит из тела, ей сопутствуют Ангелы. Но тогда выходят и силы тьмы, чтобы встретить ее и взять над ней власть. В тот момент Ангелы не сражаются с демонами, но ограждают человека теми добрыми делами, которые он совершил. Когда человек совершенными в своей жизни добрыми делами победит демонов, тогда «возрадуются с ним Ангелы, когда увидят его, освобожденного от властей тьмы». Поэтому авва Исаия побуждает нас возлюбить мир, человеколюбие, размышление о Боге и Его справедливости, презирать мирские нужды, славу и тому подобное55.

В Патерике есть поучение Феофила, архиепископа Александрийского, на интересующую нас тему. В нем утверждается, что во время исхода происходят прения между Ангелами и демонами. Демоны представляют «все в ведении и неведении прегрешения от рождения до сего последнего часа» и осуждают человека. Ангелы в свою очередь приводят добрые дела, сотворенные душою человека. Тогда представшая на суд душа находится в великом страхе. Если победят демоны, то слышен глас: «Да возмется нечестивый, да не видит славы Господней». Но если душа выйдет победительницей, тогда демоны постыждаются, а Ангелы принимают душу и ведут ее «к той неизреченной радости и славе»56.

Подобные мнения мы встречаем во многих святоотеческих текстах. Исихий Пресвитер молится, чтобы, когда пришел князь тьмы, он нашел бы в нем мало беззаконного и подлого57. Он учит, что, когда душа вместе со Христом, тогда «Сам Он сотворит отмщение вскоре» 58.

Также преподобный Феогност говорит, что праведник восходит на небо с миром «к светлому и радостному Ангелу, пришедшему свыше». С его помощью он беспрепятственно проходит воздух, не получая никакого вреда от «демонов лукавствия»59.

Святые отцы учат этому не от своей бурной фантазии, а по откровению свыше. Иногда им открывали это другие святые люди, иногда они сами, имея просвещение от Бога, имели такой страшный опыт.

Преподобный Антоний Великий как-то дошел до состояния лично созерцать эти страшные вещи. Находясь в своей келии, он пришел в исступление и тогда увидел себя выходящим из собственного тела. Он шел по воздуху в сопровождении Ангелов. Какие-то страшные и неприятные мужи препятствовали им взойти на небо и требовали ответа за некоторые деяния. Тогда те, кто вел преподобного Антония, стали спорить с теми ужасными демонами, говоря, что содеянное им от рождения простил ему Бог и чтобы демоны осуждали его лишь за те дела, которые сотворил он после того, как стал монахом. «Тогда они стали искать, но не нашли ничего, и путь сделался свободным и беспрепятственным»60.

В одном страшном рассказе преподобного Антония говорится следующее. Как-то ночью его разбудил голос и сказал выйти из келии. Тогда он увидел некоего «высокого, безобразного и страшного» – это был диавол, – стоявшего прямо с поднятыми руками. Одним он мешал подниматься на небо, схватывая их руками, а на других лишь скрежетал зубами, потому что не мог помешать их восходу к небу. Великому Антонию было открыто, что это страшное зрелище – «прохождение душ»61.

Преподобный Иоанн Синайский описывает одно ужасное видение пустынника Стефана, подвизавшегося на горе Синай рядом с келией пророка Илии. Накануне своей смерти, когда глаза его еще были открыты, он пришел в исступление и стал озираться вокруг своего ложа то направо, то налево. Некоторые братья услышали, как он отвечал так, как будто его кто-то осуждал. Иногда он говорил: «Да, правда, но я постился за это столько-то лет». А иногда говорил: «Нет, я не делал этого, вы лжете». Иногда: «Так, истинно так, но я плакал и служил братиям». Иногда же: «Нет, вы клевещете на меня». А иногда говорил: «Так, действительно так, и не знаю, что сказать на сие; но у Бога есть милость». И преподобный Иоанн Синаит добавляет, что поистине страшным и трепетным зрелищем было это «невидимое и немилостивое истязание». А самым страшным было то, что демоны осуждали его за те дела, которых он не совершал62.

Из приведенного видно, что все Предание Церкви говорит о существовании мытарств, которыми являются демоны – воздушные духи, которые не только на всем протяжении жизни человека сражаются с ним из-за своей ненависти и злобы, но особенно перед исходом и после исхода души из тела.

Но в Предании Церкви говорится также и о том, что демоны не имеют власти над людьми Божиими, потому что облеченные в Бога не испытывают таких мучений. Если над Христом князь мира не имеет никакой власти, то не имеет власти он и над теми, кто соединен с Ним. Поэтому святые отцы советуют проводить жизнь церковную в покаянии, исповеди и духовном труде, жить в Церкви и умереть в Церкви, обладая православной верой, молитвами наших отцов, чтобы никакой власти не имели над нами ни князь тьмы, ни лукавые духи.

Факт, что при исходе души из тела происходит великая борьба, особенно с теми людьми, которые недостаточно очистились. Страшно, что в наше время многие люди умирают, не имея никакого представления о потрясающем часе смерти. Болезни нашей эпохи, а также сильное фармакологическое лечение изменяют психосоматический состав человека и препятствуют ему с должным вниманием, страхом Божиим и молитвой пережить эти критические часы. Конечно, лекарства дают нам возможность не страдать во время болезни, но также изменяют и все наше психосоматическое состояние и не позволяют нам осознать эти события и поискать милости Божией.

А часы эти весьма критические. Поэтому те, кто имеет страх Божий и осознает всю критичность этих минут, молятся, чтобы осознать события своего исхода. Поистине хорошо, когда человек имеет возможность покаяться в содеянном и попросить милости Божией. Трезвение в этот страшный час является важнейшим делом. Поэтому и Церковь молится, чтобы избавиться нам от «внезапный смерти».

Существование мытарств мы должны рассмотреть с двух сторон. Одна сторона – это ненависть демонов, а другая – наличие страстей. В святоотеческом предании мы видим, что существует и другое понимание мытарств. В нем, естественно, не подвергается сомнению существование князей тьмы и лукавых духов. В этом месте я хотел бы обратить внимание на таинственное учение святых отцов о мытарствах.

Мы говорили, что, когда душе человека предстоит выйти из тела, приходит воспоминание согрешений, содеянных человеком в своей жизни. Это поистине несносное состояние. Святитель Иоанн Златоуст говорит об этом событии, что в последний день биологической жизни человека «грехи наваливаются на душу», переворачивают ее. Это те страсти, которые «исподволь возбуждали душу»63. Страсти ищут удовлетворения, которого человек не может им дать. Это ужасное состояние.

Неудовлетворенная похоть души усиливается еще более, когда душа разлучается с телом. Святитель Григорий Нисский в уста своей сестры Макрины вкладывает следующее толкование. Он говорит, что люди, долгое время прожившие в нечистых местах, не могут освободиться от невыносимого запаха, хоть и вдыхают уже чистый воздух. Так и душа, разлучившаяся с телом. Плотолюбивые люди, хотя и обратились к безвидному и тонкому житию, не освобождаются от плотского душка. Именно тогда душа становится овеществленной, и поэтому «страдание таких людей увеличивается». Святитель Григорий добавляет, что если правда, как говорят некоторые, что тени мертвых появляются в тех местах, где лежат их тела, то это показатель того, что душа не хочет разлучаться со своей плотской жизнью, даже выйдя из тела. Из притчи о богаче и Лазаре видно, что богач, находясь в аду, переживал о своих родственниках. Это доказывает, что души плотолюбивых людей не могут разорвать путы страстей, из которых состоит плотское житие 64.

Из Предания Православной Церкви мы знаем, что существуют страсти телесные и страсти душевные. Поскольку существует связь между душой и телом, то существует связь между душевными и телесными страстями. Душевные страсти действуют посредством телесных чувств. Когда душа освободится от тела, тогда уже не может более удовлетворять свои страсти. Неудовлетворенные страсти причиняют несносную боль и состояние удушья, потому что душат душу. Это и есть настоящий ад и страшная мука. Поэтому святые отцы советуют очистить душу от страстей, пока она находится в настоящей жизни, чтобы быть ей свободной после своего исхода. Ей должен приносить удовлетворение и влечь к себе Сам Бог.

Существует и другая проблема для души после ее исхода из тела. Святитель Григорий учит, что всякая сущность влечется к подобному и сродному. Так и душа влечется к божественному и сродному ей, потому что человек родственен Богу, нося в себе подобие своему Первообразу. Душа по своем исходе из тела освобождается от всякой телесной боли, поэтому продвижение к желаемому становится легким и приятным. Она легко идет к Богу. Но если душа соединена с вещественным и с занозами страстей, тогда она страдает, как страдает и тело, когда оно покрыто тяжестью наносного песка. Тело еще может быть проколото острыми предметами, которые находятся в песке65.

Именно это и является великим мучением для души. Она переживает страшное раздвоение. С одной стороны, она желает подняться к Богу и соединиться с Ним, потому что является Его образом. С другой стороны, ей препятствуют в этом страсти, изрешечивающие, давящие и мучащие ее. Этот взгляд является одной стороной толкования мытарств святыми отцами.

Мучения души, разлучающейся с телом, удивительно живо описывает авва Дорофей. Он говорит, что на протяжении своей жизни душа утешается рассеянностью в страстях. Она может ощущать и великую скорбь, большую боль, но посредством тела и страстей может получать утешение и освобождаться от страданий. В таком меланхоличном и страшном состоянии человек «ест, пьет, спит, встречается с дорогими для него людьми и проводит с ними время», то есть развлекается. Так он получает некоторое утешение и может забыть о глубочайшей проблеме, волнующей его. Но когда душа выходит из тела, тогда «она уединяется со своими страстями и всегда мучается ими». Тогда душа горит от разжения страстей, разрывается ими и не может вспомнить о Боге. Это действительно настоящая трагедия, потому что тогда ввиду отсутствия тела душа не может получить ни малейшего утешения.

В продолжение темы авва Дорофей использует один впечатляющий пример. Если человек будет заперт в темной комнате, не будет ни есть, ни пить на протяжении трех дней, не будет спать, не будет ни с кем разговаривать, ни петь, ни молиться, не будет совсем вспоминать о Боге, тогда поймет, «что в нем соделывают страсти». В таком состоянии душа и весь человек действительно приходят в бешенство. Это подтвердят все, кто проходил через пытки и заключение. Если это бывает так, когда душа соединена еще с телом, то насколько в большей степени это разовьется, когда душа выйдет из тела и уединится со своими страстями.

Авва Дорофей использует еще образ больного, страдающего от высокой температуры. Это создает много других проблем, особенно если у человека рыхлое и слабое тело. То же самое случается и со страстной душой. «Всегда мучается, несчастная, от своей наклонности ко злу, всегда имея горькую память и болезненное собеседование со страстями, всегда ее жгущими и опаляющими». Если к этому мучению души добавить страшные места ада, демонов, огонь, мрак и тому подобное, то можно представить, какая мука охватывает душу после ее исхода из тела, во время пребывания в аду и геенне.

Сказанное до сего момента указывает на то, чем именно являются те мытарства, о которых говорится в святоотеческих текстах. С одной стороны – это душевные страсти, которые по причине отсутствия тела не могут получить удовлетворения и, естественно, удушают душу, с другой – это лукавые демоны, получившие власть над страстными людьми. После исхода их душ из телес они, что естественно, будут иметь над ними большую власть. Праведные люди, которые в течение своей жизни очистились от душевных и телесных страстей и заручились обручением Духа, соединились с Богом, избегают власти демонов, потому что последние не имеют над ними никакой власти. Души праведных свободно и беспрепятственно приводятся к Богу, с Которым они соединились.

Итак, в заключение нужно сказать, что проблема состоит не в том, чтобы бояться мытарств, а в том, чтобы исцелить свою душу и все свое бытие от страстей, пока живем в этом мире; чтобы приобщиться нетварной благодати Христовой, дабы исход души из тела стал исполненным радости и веселия.

Путь души после смерти

Безусловно, описание пути, который проходит душа после смерти, двигаясь из места своего земного обитания к Господнему Престолу и затем — в рай или ад, не стоит понимать буквально как некий картографически выверенный маршрут. Загробная жизнь непостижима нашим земным умом. Как пишет современный греческий автор архимандрит Василий Баккоянис: «Даже если бы ум наш был всесильным и всеведущим, он все равно не мог бы постичь вечности. Потому что он, будучи по своей природе ограниченным, всегда инстинктивно в вечности устанавливает некоторый временной предел, конец. Однако вечность не имеет конца, иначе она перестала бы быть вечностью!» В церковном учении о пути души после смерти, символически проявляется трудно постижимая духовная правда, которую в полной мере мы узнаем и увидим уже после окончания нашей земной жизни.

Связь души и живого человека

Последователи религиозных и эзотерических учений рассматривают душу как маленькую частицу Божественного сознания. На Земле душа проявляет себя через лучшие качества человека: доброту, честность, благородство, щедрость, умение прощать. Творческие способности считаются Божьим даром, а значит, также реализуются посредством души. Она бессмертна, но тело человека имеет предельный срок существования. Поэтому по окончании земной жизни душа покидает тело и отправляется на другой уровень мироздания.

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука, философия»

Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор

Статей за 48 часов: 29
18 +

Поход Александра Невского в Заполярье. По праву Чингизидов
alternativehistory

Подписывайтесь на нас в социальных сетях:

  • Аномальные зоны
  • Болезни и мутации
  • Городские легенды
  • Древний человек
  • Загадочные существа
  • Загадки цивилизаций
  • Загадки планеты Земля
  • Загадки человека
  • Загадочные сооружения
  • Загробный мир
  • Круги на полях
  • Мамонты и динозавры
  • Мистика и тайны религий
  • НЛО и пришельцы
  • Параллельные миры
  • Полтергейст
  • Предсказания
  • Привидения
  • Путешествия во времени
  • Снежный человек
  • Чупакабра
  • Стихийные бедствия
  • Тайны истории
  • Тайны пирамид
  • Тайны космоса
  • Теории заговоров
  • Футуристика
  • Чудеса науки
  • Чудо-люди
  • Искусственный интеллект
  • Альтернативная история
  • Разное
  • Авторские статьи

  • Главная
  • Альтернативные новости
  • Загробный мир
  • После смерти, Душа продолжает жить — доказательства

Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
. Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

После смерти, Душа продолжает жить — доказательства

После смерти, Душа продолжает жить — доказательства

Кода после смерти душа покидает тело

Если можно увидеть распределение энергии в живом теле, значит, можно видеть, как угасает эта энергия после смерти, как она изменяется, как идет переход от живой материи к косной. Как и всякий механизм, тело способно функционировать лишь в случае целостности и работоспособности основных частей и, прежде всего, головного и спинного мозга. А разрушаются эти структуры в считанные часы. Так что Душа (пока будем иметь в виду биополе), если она существует, после смерти физического тела, после разрыва серебряной нити должна вести свое собственное, независимое существование.

„Оставляет ли Душа тело сразу, когда остановилось сердце, прекратилось дыхание или разрушилась структура мозга, или, отлетев, она продолжает еще временами навещать свою безжизненную оболочку, уходить от нее и вновь возвращаться, чтобы в какой-то момент окончательно покинуть ее и уйти в другую Жизнь?».

В наше время собран большой объем субъективных доказательств разделения духовной субстанции и ее материального носителя. Есть все основания предположить, что такое разделение не одномоментно, что это именно процесс, который занимает определенное время, имеющий свои определенные закономерности и события.

Для проверки этого предположения, профессор К.Г.Коротков с группой операторов в 1992 г. провел ряд исследований в морге Первого медицинского института в Санкт-Петербурге. Методика и результат эксперимента в подробностях описываются в книге Короткова „Свет после Жизни». Всего проводилось десять серий экспериментов, на каждую из которых уходило от трех до пяти дней. Среди умерших были и мужчины, и женщины, возрастом — от 19 до 70 лет.

Тела доставляли для исследований спустя 1–3 часа после смерти. Кисть левой руки покойника фиксировалась в специальном приспособлении, обеспечивающем стационарное положение на протяжении всего эксперимента. Кисть выбрали не случайно. Еще член-корреспондент АН БССР А.И.Вейник подчеркнул: „Опыты показали, что наиболее характерными излучателями человека являются глаза и кончики пальцев». Через каждый час делали газоразрядные фотографии пальцев умершего. После окончания экспериментов все фотографии подвергались компьютерной обработке.

Первые же эксперименты показали, что принципиального различия между свечением мертвых и живых тел нет. Этот факт можно интерпретировать как экспериментальное доказательство отсутствия принципиальной границы между живым и мертвым состояниями. Происходит плавный переход, постепенный уход тонкого тела от физического. Но в зависимости от причины смерти такой переход происходит по-разному. Но сильный подъем энергетики и усиление свечения наблюдали в первые сутки во всех экспериментах.

В случаях спокойной старческой смерти жизненный цикл человека естественно завершен. Душа спокойно оставляет свою, теперь уже ненужную оболочку. Но происходит это не сразу. В течении еще суток или двух она остается с физическим телом: по-видимому, за это время должно произойти некое изменение связей между физическим и тонким телами. Потом энергия свечения успокаивается, и через сутки-двое процесс идет дальше без резких колебаний. Но сигнал не исчезает.

Совсем по другому обстоят дела в случае неожиданной, случайной смерти. Жизненный путь до конца не пройден. Душа не желает быстро расставаться с телом, она мечется, как бы подвергая сомнению реальность происходящего. Двое суток — целых 48 часов — волнуется энергия и не может прийти к покою, пока в конце концов, не становится ясно, что возврата уже нет. Последний всплеск — и свечение резко гаснет, словно выключился внутренний источник, поддерживающий движение энергии в теле. Душа отлетает обрывая последние ниточки, связывающие его с физическим телом.

После этого на Земле остается лишь мертвая плоть, светящаяся ровным постоянным свечением. Резкие драматические колебания сигналов наблюдали на протяжении всего эксперимента в случае трагической сознательной смерти при самоубийстве. „Тонкое тело беснуется кричит, протестует. Оно не подготовлено к уходу, оно не готово, оно не может так неожиданно оставить физическое тело, с которым только что мучилось, боролось, переживало, сомневалось. Вот и бродит неприкаянная Душа поблизости своего прежнего жилища, не в состоянии от него освободиться, и никак не успокаивается свечение, и внутренний жар питает все новые и новые всплески энергии».

Профессор К.Г.Коротков так описал свои ощущения при посещении подвала института, где находился труп с присоединенными к нему приборами:

„Простая пустая комната. Покойник находится в дальнем от двери конце подвала, метрах в 20-ти от входа. Я начинаю медленно идти по помещению. Дохожу уже до середины подвала, когда внезапно начинаю чувствовать направленный на меня взгляд… Присутствие ощущается абсолютно явственно… Я дохожу до тела, включаю аппаратуру. Такое чувство, словно кто-то находится рядом и со стороны наблюдает за всем происходящим, но в этом присутствии нет враждебности, это попросту наблюдатель… По окончании измерения, я выключаю аппаратуру и не спеша возвращаюсь к двери… Я ощущаю направленный в спину взгляд до самого выхода. И лишь захлопнув за собой металлическую дверцу, понимаю, как устал за эти 20 минут».

По какой же причине исследования прекращаются на пятый день? Ученый объясняет это тем, что они обязаны возвратить тела судебным органам в срок, соответствующий юридическим нормам. Но профессор Коротков рассчитывает в будущем продолжить опыты до сорокового дня. Можно представить, как это будет тяжело.

Проводя эксперименты в морге, группа Короткова заметила, что все сотрудники довольно быстро уставали, чувствовали себя разбитыми. Ученые обнаружили сильное падение энергетики сотрудников, о чем свидетельствовали фотографии, сделанные в начале и в конце рабочего дня.

„По-видимому, мертвые тела, находясь в переходном состоянии, открывают канал, который связывает наш мир с миром иной реальности. Через этот канал уходит энергия, и когда какой-либо человек оказывается в поле действия этого канала, он вовлекается в поле действия мощных космических сил. Начинают действовать законы, которые, оказывают сильное влияние на наше состояние и на нашу жизнь, но от понимания которых мы еще очень далеки».

Аналогичные опыты проводили и в Ленинградской лаборатории физиологических исследований. Для обнаружения биополя использовали прибор, подобный тем, что применяли для обнаружения магнитных полей в пространстве. Прибор мог устанавливать наличие поля на расстоянии четырех метров от живого тела и продолжал регистрировать излучение, идущее от тела после клинической смерти, то есть при отсутствии мозговой и сердечной деятельности. В одном из случаев излучение после клинической смерти оказалось сильней, чем у каждого из присутствующих исследователей.

Опыты неопровержимо доказали, что после смерти физического тела тонкое тело (Душа) продолжает жить!

Не правда ли, аргументированный повод поверить религиозным утверждениям и, в конце концов, серьезно задуматься над своей земной жизнью и ее последствиями. И не случайно член-корреспондент АН БССР А.И.Вейник утверждал: „…Религии всегда должна принадлежать ведущая роль, а наука призвана только гармонически дополнять ее».

https://yandex.ru/turbo/planeta-mineral.ru/s/zhizn-po-vere/dusha-posle-smerti.html?sign=558310504c7f05c7a4f8cc66f0ef2ecbfd5326367af9f1fb81092703a94ac317:1623269654&parent-reqid=1623269654850690-11361031287931531706-balancer-knoss-search-yp-vla-16-BAL-3001&lite=1
https://salik.biz/articles/14109-posle-smerti-dusha-prodolzhaet-zhit-dokazatelstva.html