Всё, что сейчас происходит с нами в связи со все новыми вирусными штаммами, даёт повод задуматься о том, куда ведет человека затянувшаяся попытка окончательно отсоединиться от среды своего обитания и перестать быть частью Природы и её эволюции. Задуматься и приготовиться сделать свой выбор.
Нижеследующий текст — не про вакцинацию, не про нынешнюю эпидемию и даже не про вирусы, хотя они имеют прямое отношение к происходящему на планете. Речь пойдет о вещах более высоких порядков, о значении которых, впрочем, судить мыслящему читателю.
Нечасто человеку и, тем более человечеству, приходится проходить через критические периоды своей жизни, когда решается вопрос «быть или не быть?». Такие периоды в психологии личности ассоциируются с экстремальными (стрессогенными) ситуациями, которые выходят за пределы обычного человеческого опыта и нарушают привычные способы его реагирования, т. е. шаблоны поведения. В масштабе человечества, которое также можно рассматривать как некий объединённый в рамках единой ноосферы организм, включенный в общий биогеоценоз нашей планеты, экстремальные ситуации также не редкость – войны, экономические кризисы или пандемии, охватывающие всю планету. Сегодня, когда эпидемия коронавируса выходит на планетарный масштаб, когда одна волна пандемии сменяется следующей, еще более жесткой, как раз такая экстремальная ситуация.
Что означает экстремальная ситуация для человечества в целом и для каждого человека в отдельности? Как воспринимать происходящее – как кару господнюю (современные Содом и Гоморра) или как шанс для пробуждения от глобального потребительства и прорыва к новым целеполаганиям?
Начнём с человека.
Сторонники классического подхода к анализу стресса, вызванного экстремальной ситуацией, рассматривают его, прежде всего, как психическую травму. Считается, что эмоции, возникающие у человека в ответ на экстремальную ситуацию, оказывают на него дезорганизующее воздействие – гнев, страх, паническое поведение (потеря способности мыслить критически, активация стадного инстинкта и т. п.). Резкий страх, например, приводит к оцепенению, исключает вообще всякую деятельность. При этом во всех классических подходах человек, попавший в экстремальную ситуацию, по умолчанию рассматривается как жертва обстоятельств и пострадавшая сторона. Не случайно подавляющее число публикаций по этой проблематике посвящено диагностике психических травм, их классификации, разработке методов их коррекции, а также последствиям преодоления травмирующего эффекта экстремальных ситуаций на психику человека. Внимание исследователей сосредоточивается на поиске диагностических критериев, аспектах реабилитации и адаптации пациентов. Актуальным остаётся изучение того, каким образом человек может подготовиться к встрече с экстремальными ситуациями и без помощи психологов справиться с жизненными трудностями, с неожиданными негативными событиями. Вот, собственно, и все…
В последние десятилетия, однако, в нейронауках, передовой психотерапии и конфликтологии набирает популярность альтернативная концепция стресса (психической регрессии) как источника развития личности (см. например,, Александров Ю. И. и др. «Регрессия как этап развития»). При таком подходе любая нестандартная и даже трудная жизненная ситуация рассматривается как повод для осознания неизбежности развития, смены жизненных ориентиров и экзистенциальных парадигм. В рамках гуманистического направления в психологии развития личности, а также трансперсональной психологии, экстремальная ситуация рассматривается, прежде всего, как тот барьер, преодолевая который личность выходит за границы своей зоны психологического комфорта, развивается и обретает новый уровень самоактуализации. Фраза Ницше «То, что нас не убивает, делает нас сильнее» передает смысл этой концепции в ясной и афористичной форме.
Действительно, «Пиковое переживание» (А. Маслоу) или «Экзистенциальное озарение» (К. Ясперс) приближает человека к пределам, за которыми для него не существует стереотипов поведения, мобилизует его жизненные силы к переходу на качественно новую ступень мировосприятия. Сам этот переход невозможен в обыденной жизни, поскольку он никак не мотивируется в зоне психологического комфорта. И только экстремальная ситуация становится тем спусковым механизмом, который запускает потенциальную энергию трансформации сознания, хранящуюся внутри у каждого человека. Очень часто прохождение фаз кризиса выявляет в человеке подчас совершенно неожиданные для него самого качества и способности. В современной научной литературе по стрессологии накапливается всё больше эмпирических исследований, свидетельствующих о позитивном влиянии экстремальных ситуаций на развитие личности: более яркое восприятие происходящего вокруг; осознание ценности человеческой жизни; актуализация таких качеств, как доброта, терпимость к людям; принятие на себя ответственности за свою жизнь, а также за сохранение жизни у своих близких и на нашей планете в целом (см., например, Б. Толли «Экстремальная духовность»).
А что же обычные соматические болезни? Что это как не преодоление физиологического кризиса организма?
Учитывая, что приблизительно 85% соматических заболеваний имеют психические причины, не удивительно, что и в их трактовке имеются две схожие, полярные точки зрения. Согласно классическому здравоохранению больной – жертва заболевания. Задача медицины – либо предотвратить болезнь на дальних подступах, либо (уже если случилось) как можно скорее освободить больного от её последствий, т. е. вернуть в исходное (до болезни) состояние. Согласно холистическому взгляду, в котором психологический и физиологический аспекты в человеке неразделимы, болезнь – это адаптационный механизм, который актуализируется природой в связи с неизбежными переменами в жизни человека. Больной в такой парадигме — не жертва, но бенефициар. Действительно, если рассматривать болезни в широком смысле, как обостренный энергоинформационный обмен человека со средой его обитания (если угодно с Космосом), то результатом выздоровления всегда является ОБНОВЛЕНИЕ. На физиологическом уровне – рост иммунной защиты, на психическом – развитие уверенности в своих силах. Неслучайно в педиатрии детские вирусные болезни рассматриваются как обязательное условие роста и взросления. Бодо Багински и Шарамон Шалила в своей книге ««Рейки» — универсальная энергия жизни» пишут: «Во всех проявляющихся через кожу детских болезнях — таких как ветрянка, корь, краснуха и скарлатина, объявляет о себе следующий шаг в развитии ребенка».
Особую роль для развития человека играют вирусные инфекции.
Вирусы, по мнению эпидемиологов, это свободный генетический материал, который способен встраиваться в организм человека и модифицировать его геном. Зачем? Для адаптации к меняющимся условиям среды обитания. Простейший и нагляднейший пример – сезонные эпидемии гриппа – есть не что иное, как перезагрузка иммунной системы организма человека в преддверии резкой смены погоды. Крупнейшие вирусологи, такие как Райк Хамер или Ипполит Давыдовский, в своих трудах трактовали вирусные заболевания как естественных помощников человеку в борьбе за адаптацию к новым условиям. Так описывает роль вирусной инфекции академик Давыдовский: «Вирус предоставляет резервный приспособительный вариант выживания в изменившихся условиях». Не секрет, что отношение человека к посетившей его болезни во многом определяет её течение. Очевидно, что роль жертвы, в отличие от роли благодарного соучастника переходного процесса в природе, предопределяет гнев, обиду и страдание — в отличие от смирения и принятия при прочих равных условиях.
Но вернёмся к масштабам человечества и рассмотрим текущую пандемию с позиции холистической медицины и социологии.
Согласно работам нобелевского лауреата Б. Блюмберга, вирусы помогают организму человека приспособиться к изменившимся условиям среды в двух случаях: когда энергетические резервы человеческого организма истощены и безболезненная его адаптация невозможна либо когда человек подошел к необходимости психического скачка (трансформации сознания), а его тело к этому еще не готово. Если говорить о масштабах человечества, то пандемия, как практически синхронное поражение вирусной инфекцией больших групп людей, скорее связана со второй причиной. Не означает ли она, что социум подошел к черте, за которой необходима крупномасштабная адаптация всего человечества к массовой трансформации сознания?
Духовные учителя человечества еще две тысячи лет назад и более предупреждали о том, что человеку придётся справиться со своим пороком двойственного восприятия реальности, который отрывает его от единства с миром, выращивая внутри энергоинформационного паразита. Речь идёт о фокусе эгоцентричного мировосприятия (иллюзии отдельности, эго, «я-концепции» и т. п.), который Альберт Эйнштейн называл «Оптический обман сознания». Неизбежность трансформации сознания имеет эволюционное происхождение. Иными словами, что предначертано в качестве метацели эволюции, порождающей ноосферу из биосферы, то будет исполнено, даже если это потребует жестких мер по отношению к ригидным филам древа жизни. Более того, современные палеонтологи и эволюционисты склоняются к мнению, что эволюционному процессу на критических рубежах развития фил требуются квантовые скачки (см. например, А. В.Марков «Проблема новообразований»). Доказано, что смена морской среды обитания на сушу для предназначенных эволюцией к этому видов, произошла «не от хорошей жизни», а потому, что иначе ИМ было не выжить. То же и с трансформацией ползающих видов в летающие. Вот и человек, похоже, подобрался к своему эволюционному скачку вплотную. Только скачок этот должен затронуть теперь не только и не столько физиологический его аспект, сколько духовный!
Что не так с человечеством и почему оно подошло к черте сегодня?
В рамках короткой статьи нет места для подробного анализа причин и следствий. Следует лишь констатировать, что человек, в ходе биологической эволюции обретший способность к мышлению, все больше обращает эту способность во вред себе и, как следствие, — к среде своего обитания (планете Земля), от которой он неотделим, даже если уже и не осознает этого. Если в архаичную эру развития культуры сознание человека еще сохраняло реликты трансцендентного, что отражалось в его врожденных способностях к переживанию мистического опыта, религиозном чувстве и т. п., то современный человек в массе своей сугубо прагматичен и материалистичен. Мысль, вместо инструмента творчества и самопознания, все больше превращается в предмет манипулирования в умелых руках творцов глобального общества потребления. Грубо говоря, человек все больше задается вопросом «как мне стать успешным?», все меньше обращая внимания на плоды своей «успешности». Между тем эти плоды уже угрожают балансу планетарной экосистемы…
Можно не разделять мнение В. И. Вернадского и Дж. Лавлока, рассматривавших Землю в качестве гигантского живого организма (Гея-система), биосфера которого постепенно эволюционирует в ноосферу, но закон взаимной обусловленности биосферы с отдельными её элементами отрицать невозможно. В соответствии с этим законом, возрастающее воздействие человека на планетарную экосистему приводит к возрастающей зависимости человечества от природной среды его обитания. Одним словом, это взаимное воздействие определяется как УЩЕРБ.
Ущерб, наносимый человечеством планетарной экосистеме, сегодня принимает уже глобальные масштабы. Темпы же, с которыми это происходят, становятся катастрофичными. «Венец творения», вооруженный современными технологиями, в течение долгих лет с возрастающей активностью отравляет атмосферу Земли, загрязняет её водные ресурсы, безвозвратно сокращает видовой состав биосферы, а также тратит невосполняемые запасы геосферы (полезные ископаемые, накапливаемые там миллионами лет). Вот всего лишь несколько шокирующих цифр.
По оценкам специалистов, углеводородные ресурсы, доступные к извлечению, будут исчерпаны через 50 лет. Учитывая, что их активная добыча ведется не более 150-ти лет, можно утверждать, что промышленно значимые нефтегазовые запасы, для накопления которых в недрах потребовалось от 25 до 250 млн. лет развития геосферы, будут уничтожены человеком за 200 лет. В масштабе геохронологии это мгновение!
Пластик составляет примерно 80% всего мусора в Мировом океане. Исследования океанологов 2015 года показало, что желудки 90% морских птиц оказались заполнены пластиком. Пластик разлагается около двух сотен лет. Попадая в землю, пластмассы распадаются на мелкие частицы и начинают выбрасывать в окружающую среду химические вещества, добавленные в них при производстве. По прогнозам британского фонда Эллен Макартур, к 2025 году на каждые три килограмма рыбы в мировом океане будет приходиться по килограмму мусора, а к 2050 году масса отходов будет выше, чем совокупный вес всей рыбы на Земле!
Каждый день в биосфере исчезают несколько видов живых существ. В общей сложности за последние сто лет исчезло около 20% пресноводных видов. А ведь каждый вид – уникальный результат миллионов лет эволюции!
Нужно ли удивляться, что экосистема живой Земли должна отвечать человечеству адекватно и своевременно?
Международная организация экологов еще 15 лет назад предупреждала о том, что разрушение экосистем может привести как к более широкой распространенности уже существующих болезней, таких как малярия и холера, так и к повышенному риску появления новых болезней, порождающих пандемию планетарного масштаба. Беда в том, что подобные предупреждения экологов игнорируются как правящей элитой, так и обществом. Политиков в гораздо большей степени интересует прогноз настроений масс на срок до ближайших выборов (4-5 лет). Бизнесмены озабочены возвратом инвестиций в еще более краткой перспективе. Обычный обыватель вообще живёт лишь сегодняшним днём, пытаясь свести концы с концами, а если позволяют средства, то устраивать себе «праздники тела». Иными словами, общество глобального потребления практически в полном составе игнорирует следствия закона взаимной обусловленности биосферы с отдельными её элементами. А когда эти следствия приходят в форме климатических катастроф либо глобальных эпидемий, проявляет панику и мгновенно забывает свод своих главных ценностей, откатываясь к пещерной дикости.
Возвращаясь к предупреждениям великих пророков о необходимости избавиться от порока эгоцентричного мировосприятия, сопоставляя его с нынешней эпидемиологической ситуацией в связи с короновирусом, остается допустить, что пора эволюционного скачка в человеческом сознании пришла. Можно связывать его с прорывом в «пятое измерение», с переходом от привычного ментального восприятия к супраментальному. Дело не в названии, а в последовательности шагов. Один из величайших духовных учителей современной эры Шри Ауробиндо в «Письмах о йоге» подчеркивал, что трансформация сознания начинается с трансформации тела. Природа, получившая запрос от человечества на адаптацию отвечает заложенным в неё механизмом, запуская вирусную пандемию. Задача каждого человека не сопротивляться этому естественному процессу, но принять его с благодарностью. Пройти эту трансформацию сознания и пережить связанную с этим адаптацию телесной периферии все равно придётся. Чем она обернётся для каждого из нас: локальным апокалипсисом или долгожданным обновлением?
Это целиком зависит от нашего ВЫБОРА!
Автор: Аркадий Мадатов