Множество книг, доступных сегодня в информационном поле, наполнены «научными объяснениями» природы сна и сновидений. Между тем единства мнений среди физиологов и психологов по этому поводу так и не достигнуто. Здесь мы попытаемся достичь системно-информационного понимания сна и сновидений, основываясь на древних толкованиях этого феномена, достижениях квантовой физики и современных данных о созерцательном режиме работы мозга (DMN — Default Mode Network). Источник — Эзотерика. Живое Знание

  • Общепринятое понимание природы сна
  • Системно-информационное понимание природы сна
  • Мозг как оператор субъективной реальности
  • Квантово-механический механизм рационализации восприятия
  • Мозг в созерцательном режиме
  • Квантовая щель восприятия
  • Отзывы и комментарии (2)
  • Рекомендуем по теме
  • Статьи по теме

Бóльшая часть подавленности и уныния происходит от игнорирования реальности Сновидения. Без Сновидения вы живете только наполовину и видите только половину мира.
Арнольд Минделл

Общепринятое понимание природы сна

«Научное понимание» сна со стороны физиологов (в том числе нейрологов) обычно ограничивается описаниями его коррелятов (корреляционных связей между исследуемой функцией сна и доступными измерениями). Очевидно, что неявным философским основанием такого подхода, обосновывающего его «научность», выступает крайняя форма материализма – физикализм. Опора делается на параметры физиологии сна, поддающиеся измерениям: электрическая активность мозга – ЭЭГ; показатели движения глаз – ЭОГ; показатели мышечного тонуса – ЭМГ и т. п. Здесь господствуют две идеи:

  1. Сон нужен как универсальный восстановитель ресурсов организма;
  2. Сон нужен для консолидации памяти.

Заметим, что эти идеи не новы (их высказывал еще Аристотель 2300 лет тому назад) и не противоречивы. Иными словами, сон выполняет обе функции. В самом деле, сон нужен для активизации секреции гормонов роста и полового гормона (тестостерона). Во время медленного сна идет восстановление биохимического равновесия мозговой ткани и активизации управления внутренними органами. Сон способствует регуляции выработки инсулина и антител. Во время сна иммунный ответ организма усиливается многократно. Кроме того, сон играет важную роль в очищении мозга от нежелательных продуктов жизнедеятельности, накопление которых в пространствах между нервными клетками является основным фактором развития болезни Альцгеймера. Одновременно и независимо от этого сон консолидирует воспоминания, превращая их в более устойчивые. Речь идёт обо всех видах памяти: начиная с моторной и оканчивая долгосрочной. Вовлекая в сновидения массу ассоциаций, сон расширяет спектр возможностей ассоциативной коры и увеличивает скорость доступа к ней.

В среде эмпириков-физиологов достигнут консенсус лишь по поводу жизненной необходимости сна для организма человека. Общего же мнения по поводу ключевой причины, по которой эволюция наделила человека способностью спать и видеть сны, достичь до сих пор так и не удалось. Иными словами, на философский вопрос «Зачем?» наука так и не может найти универсального ответа. Лучшим обобщением всех существующих физикалистских гипотез о функциях сна служит высказывание Алана Хобсона из Гарвардской медицинской школы, который не без сарказма отметил: «Единственной очевидной функцией сна является «спасение от сонливости», которая, в случае если её не удовлетворить, убьёт организм».

Обратимся теперь к «научному пониманию» функций сна со стороны психологов и психотерапевтов. Со времен классических работ Фрейда («Толкование сновидений») и Юнга («Анализ сновидений») сон открывает сознанию доступ к скрытым от него ресурсам. Причем у Фрейда они связаны с подсознательными (животными) влечениями психики, а у Юнга – с коллективным бессознательным (антропогенными эгрегорами разного уровня). Позднее было обнаружено, что сновидения играют роль эмоционального микшера, сглаживая (вплоть до ликвидации) стрессогенные эмоцим (Р. Хартман «Ночная психотерапия»); сновидения можно рассматривать также как повествования, отражающие незавершенные гештальты и нераскрытые самоидентификации (А. Домасио «Так начинается «я»). Перечисленные подходы «научного понимания» психологии сна сводится к утверждению, что, кроме обыденного (бодрствующего) состояния сознания, человек регулярно впадает во время ночного сна в изменённое (сновидческое) состояние сознания, которое и приносит перечисленные терапевтические эффекты. Это очень похоже на упомянутое выше замечание Хобсона о спасении от сонливости. Вопрос: «В чем эволюционный смысл этой трансформации?» — по-прежнему остается без ответа.

Наконец, невозможно игнорировать мистические проявления снов. Речь, прежде всего, идёт об их колоссальном потенциале провидения, который позволяет практически каждому человеку хотя бы раз в жизни заглядывать в своё будущее (видеть вещие сны), а истинно творческим личностям совершать настоящие прорывы в область прямого (невербального) знания и находить решения задач, которые считались неразрешимыми в обыденном (бодрствующем) состоянии сознания. Немало свидетельств накоплено также о возможности в состоянии сновидения общения с умершими близкими людьми. Перечисленные мистические свойства сновидения неоспоримы, однако до сих пор они так и не нашли своего «научного объяснения» ни среди физиологов, ни среди психологов.

Итак, процессы, происходящие во время сна, помогают человеку расти, предотвращают болезни, ожирение, когнитивные нарушения и расстройства психики. Однако эти функции сна не объясняют, почему он вообще возник в процессе эволюции у человека. Единственный универсальный способ, потенциально позволяющий отвечать на философский вопрос «Зачем?», состоит в максимальном расширении угла зрения на проблему (глобализации масштаба рассмотрения). Давайте так и сделаем.

Системно-информационное понимание природы сна

Если отойти от человека и обратиться ко всему царству животного мира, то окажется, что в биосфере Земли нет животных, обладающих нервной системой и при этом способных обходиться без сна. Даже для дельфинов и китов, которым требуется всплытие для дыхания, эволюцией найден выход. Они спят, попеременно погружая в сон то левое, то правое полушарие мозга. Нечто подобное происходит и у перелётных птиц, совершающих дальнобойные беспосадочные полёты. Даже насекомые и беспозвоночные с простейшей нервной способны к замиранию, которое можно интерпретировать как сон. Такая изобретательность эволюции свидетельствует о том, что сон абсолютно необходим всем животным для осуществления организмом какой-то важной и универсальной функции, причем не такой, для которой достаточно всего лишь лежать с закрытыми глазами или просто расслабиться. Более того, можно предположить, что все вышеперечисленные регулирующие функции сна в организме являются побочным проявлением этой важной и универсальной функции, эволюционно необходимой (и не только человеку), поскольку она не может быть выполненной во время бодрствования.

Что же это за функция, необходимая всему живому?

Подсказку находим у Рассела Фостера, который утверждает: «Организм нуждается в сне, если научился чему-то новому, то есть когда в нервной системе что-то изменилось». Иными словами, любое новшество в восприятии и поведении, достигнутое в процессе развития живой системы, должно быть зафиксировано в информационном поле. Здесь мы обращаемся к достаточно общему и системному, информационному пониманию эволюционирующей жизни, подробно рассмотренному в статье Хорошо забытое. Информационные корни жизни. Часть 20  Напомним главное.

Во-первых, информационный обмен изначально присущ эволюционному процессу. Это следует из факта необратимости эволюции: вектор её движения направлен в сторону все бόльшей сложности структуры и витальности (одухотворённости) материальных форм. Залогом необратимости эволюции является фиксирование достигнутых на всех её направлениях удачных результатов на первичном, информационном плане бытия и нетленность информации. Без сохранения информации, необходимой и достаточной для копирования и репродукции в материи успешных реализаций этого процесса, творческий потенциал эволюции был бы исчерпан ещё на уровне сложности неживых систем в силу практической невероятности дальнейшего случайного самоусложнения материи. Все дело в том, что для целенаправленного развития (т. е. оптимизации) живых форм необходимо хранить все успешные результаты. Это позволило российскому физику и философу А. А. Силину обосновать концепцию информационных отображений. Согласно этой концепции, воспроизводству и размножению любой живой формы как отличительному свойству Жизни предшествует формирование на тонких планах бытия первородных матриц (полевых форм наследственности), по которым происходит её копирование, реконструкция и тиражирование на материальном плане.

Во-вторых, информационный обмен является частью глобального энергоинформационного обмена любого живого существа с вмещающей его многоплановой средой обитания. Причем на материальном плане речь идёт о самых грубых формах энергии, удовлетворяющих потребность клеток тела в метаболизме. Но «среда обитания» любой живой системы не ограничивается лишь материальным планом в силу необходимости фиксации своих информационных отображений (пункт 1). Чем сложнее уровень организации такой системы (организма), тем выше доля информации в ее энергоинформационном обмене. Соответственно возрастает глубина проникновения жизни на тонкие планы бытия. Простейшие обходятся в своем развитии генетической формой наследственности, и потому тонкое сопровождение их эволюции ограничивается низшим витальным уровнем. У существ, обладающих мозгом и развитым сенсорным восприятием, глубина проникновения достигает Астрального плана. Их поведение регулируется уже не только инстинктами, но и способностью гибко адаптировать поведение за счет эмоций при научении. Это означает, что матрицы поведенческой наследственности (паттерны оптимальных моделей поведения) затрагивают Астрал.

В-третьих, человек, как носитель разума, в дополнение к первой сигнальной системе (сенсорное восприятие) обладает второй сигнальной системой (членораздельная речь и долгосрочная ассоциативная память), которая снабжает его полевые уровни наследственности культурной формой. Соответствующий культурный код нелокально связывает тонкие тела человека с эгрегорами его этноса, религии и рода. А это уже Ментальный план бытия. Но и это не предел. В созерцательном режиме работы мозга человеку за счет третьей сигнальной системы потенциально открыт доступ к прямому знанию, т. е. к глобальному ноосферному эгрегору. Подробнее о третьей сигнальной системе человека и квантовом режиме работы его мозга – в статье Третья сигнальная система человека – инструмент прямого знания. Этот доступ как раз и позволяет творчески организованным людям переживать озарения, в том числе и в состоянии сна (сновидящего сознания).

Подытожим сказанное.

Человек, как и любое живое существо, воспринимает внешний мир органами чувств, которые оставляют след своего восприятия в сенсорной коре в форме краткосрочной, но достаточно яркой, эмоционально выраженной памяти. Именно это позволяет человеку сохранять и воспроизводить затем зрительные, слуховые либо тактильные «образы» в своем воображении, а собаке — находить путь домой, опираясь на «след запаха», сохранённый в сенсорный коре своего мозга. Строго говоря, мы видим образы мозгом, который собирает их на основе сенсорной и ассоциативной коры из краткосрочной и долгосрочной памяти. Глаза лишь обеспечивают сигнал, запускающий процесс распознавания образа. Более того, мозг не отличает реальные действия человека от воображаемых и, как следствие этого, он даёт сигнал на выделение гормонов, стимулирующих наши эмоции и чувства. Именно поэтому во сне мы все воспринимаем за чистую монету.

В течение дня, находясь в бодрствующем состоянии сознания, человеческий мозг непрерывно обеспечивает синтез и рационализацию восприятия того перцептивного поля, которое ему доступно благодаря его сенсорам (органам чувств). Эта рационализация включает в себя самоидентификацию и отделение наблюдателя от наблюдаемого. Причем все это мозг выполняет в фоновом режиме, обеспечивая человеку его физическую и психическую безопасность в сопряжении со средой обитания. Именно поэтому человек воспринимает внешний мир, отделённым от себя и попадает в ловушку двойственного мировосприятия. В этой позиции «стороннего наблюдателя» продолжается обыденная ментальная работа: прогноз результатов поведения, воспоминания о «важном», и т. п. Добавьте ко всему этому еще новую напасть – практически непрерывный разговор по телефону, и вы поймете, почему для принятия действительно важного решения, которое требует «надо подумать!», человек нуждается в уединении и отключении себя от телефонов. Мозг составляет примерно 5% массы тела и при этом потребляет более 20% доступной организму энергии. Но и при такой дележке ему не хватает энергии для поддержания столь высокой активности.

Мозг как оператор субъективной реальности

Итак, человеческий мозг — главный центр восприятия, который непрерывно формирует на основе его рационализации непротиворечивое содержание сознания (субъективную реальность человека). Ключевая, эволюционно значимая его функция в бодрствующем состоянии сознания — обеспечить безопасность организма в его непрерывном сопряжении со средой выживания. Достигается это, в том числе, и путём удержания психики в зоне психологического комфорта. Это означает, что в субъективной реальности бодрствующего человека, постоянно выстраиваемой мозгом, не должно содержаться шокирующих образов или процессов, не поддающихся объяснению. Субъективная реальность детства потому и переполнена сказочными персонажами, что в сознании ребёнка еще нет других рациональных объяснений, кроме наделения нового и непонятного объекта восприятия мистическими чертами. Неслучайно в детской реальности окружающие ребёнка предметы всегда оживают и заигрывают с ним. С годами сказка уходит из содержания человеческого сознания, восприятие рационализируется на основе прагматичных представлений «здравого смысла», которые отражены в ментальных шаблонах, свойственных тому культурному слою общества, в котором происходит становление сознания «взрослого человека». К сожалению, субъективная реальность современного человека намного дальше ушла от детской «сказочной реальности», чем это было на заре цивилизации.

Учитывая, что средой обитания человека является не только материальный мир, но и тонкие планы, до которых «добивают» его информационные отображения, логично предположить, что мозг не прекращает эту свою главную миссию на страже безопасности круглосуточно. Более того, во время сна, когда сенсоры физического восприятия временно отключены, точнее переходят в «спящий режим», восприятие сигналов от тонких планов бытия выходит на первый план и отражаются в сновидениях. Именно это объясняет многие феномены сновидений, необъяснимые с точки зрения физикализма: вещие сны, творческие озарения и, наконец, мозаичность и сказочность повествований сновидения. В самом деле, сталкиваясь с чем-то новым и необъяснимым с точки зрения обыденного сознания, мозг, впадая в детство, пытается найти новые, пусть даже сказочные ассоциации для того, чтобы хоть как-то рационализировать восприятие неизвестного бодрствующему сознанию тонкого мира. Ничего удивительного в этом нет — это его основная функция и рутинная работа. С точки зрения физикализма, подбирающего объяснения измеряемым феноменам мозговой активности (в том числе смене ритмов сна, быстрого движения глаз, вовлечению в сновидение сложных для понимания ассоциаций и т. п.) организм таким образом консолидирует память, сглаживает стрессы, восстанавливает иммунитет и пр. С точки же зрения метафизики, все перечисленные выше функции восстановления и регуляции — являются не причинами, но следствиями исполнения мозгом своей главной эволюционно значимой функции – синтеза и рационализации восприятия. Просто в ночное время суток восприятие сигналов с тонких планов бытия выходит на первый план, поскольку больше мозгу заниматься нечем. Здесь термин «сигнал» не очень уместен, поскольку режим ночной работы мозга у спящего человека может быть объяснён лишь с помощью квантовой теории нелокальности.

Квантово-механический механизм рационализации восприятия

Начнем с того, что содержание сознания в бодрствующем состоянии человека вполне детерминировано. Оно не формируется, обретая ясность и фокус на наших глазах подобно тому, как постепенно проявляется изображение, когда мы подстраиваем фокусное расстояние в бинокле. Субъективная реальность готова к восприятию практически мгновенно.

О том, что мозг формирует целостное восприятие «квантами знания», догадывался еще философ и основоположник научной психологии У. Джеймс. В начале ХХ-го века он описывал процесс синтеза и рационализации восприятия так: «…Дискретная композиция – вот, что представляет собой наш опыт восприятия. Мы или ничего не воспринимаем, или воспринимаем сразу некий целостный объект… Наше знакомство с реальностью возрастает буквально квантами знания». Позже, в сотрудничестве двух великих ученых квантового физика Вольфганга Паули психолога Карла Юнга зародились основы будущей квантовой психологии. Более того, необъяснимые с позиций классической причинной физики эффекты сновидения — вневременное предвидение (синхронистичность) и метафоричность (архетипы коллективного бессознательного) — нашли свое обоснование в теории квантовой суперпозиции (нелокальности). Наконец, в конце ХХ-го века идея квантового режима работы мозга в качестве дополнения к классическому сигнал-проводящему режиму его работы, овладела учеными (прежде всего квантовыми физиками). В 1992 г. немецкий физик Ф. Бек и австралийский нейрофизиолог, лауреат Нобелевской премии Д. Экклс высказали предположение о квантовой природе активности человеческого мозга в так называемой пресинаптической везикулярной «сетке». Позже эти идеи получили развитие в книгах Г. Стэппа «Разумная Вселенная» и Р. Пенроуза «Тени разума». В статье Третья сигнальная система человека…   мы подробно описали квантово-механический принцип работы человеческого мозга. Здесь кратко резюмируем основные выводы.

В процессе синтеза и рационализации восприятия мозг постоянно должен решать проблему подбора подходящей ассоциации из числа доступных ему в хранилище долгосрочной памяти. При этом одновременно активизируется множество когерентных нейронных паттернов вторичной ассоциативной зоны мозга. Практически мозг сталкивается с проблемой квантовой неопределенности, которая, как известно, разрешается путём внешнего вмешательства агента Разума. Это вмешательство (выбор из множества вариантов) приводит к активации наиболее подходящего паттерна. В бодрствующем состоянии сознания выбор вариантов невелик и происходит он практически мгновенно на основании уже готовых ментальных шаблонов. Далее мозг работает как биологический компьютер, организованный по типу проводниковой контактной сети, где активизированные нейронные сети, обеспечивают, по сути, электрическую проводимость сигналов от рецепторов к эффекторам. Субъективная реальность переживается как непрерывная развёртка причинно-следственных цепочек действия во внешнем мире. Человек, наблюдающий её как бы со стороны, при этом пребывает в зоне психологического комфорта. Он спокоен и способен прогнозировать каждый свой следующий шаг. Физическим коррелятом этого переживания является устойчивое вибрационное состояние активной нейросети мозга (Бета- ритм работы мозга в диапазоне 13 — 35 Гц). Можно констатировать, что любое вмешательство разума отражает квантово-механическую основу рационализации восприятия, то самое «приращение знания квантами», о котором писал У. Джеймс. Именно это «вмешательство» переводит всю нейросистему мозга от первичного хаоса неопределенности к единству организованности.

В режиме сна (сновидческом состоянии сознания), когда на передний план восприятия выходят сигналы с тонкого плана бытия, для которых отсутствуют ментальные шаблоны восприятия, ситуация неопределённости существенно усложняется, а её продолжительность возрастает. Причиной тому является существенное расширения первичной ассоциативной сети, за счет «подключения» мозга человека к паттернам когерентного с ним ментального эгрегора. Речь, очевидно, идёт об эффекте квантовой запутанности, который мы для простоты изложения обозначили термином «подключение». В основе этого явления лежит квантово-механический принцип организации мозгом человеческого (рационального) восприятия. Переживается такая субъективная реальность в виде достаточно сумбурного и мозаичного сновидения, где события могут быть не связаны причинно, где возможны совершенно невероятные действия сновидца (например полёты), где, наконец, нарушается даже самоидентификация и сновидящий может наблюдать себя со стороны. Физическим коррелятом такого переживания является смена вибрационных состояний в зависимости от глубины проникновения в ментально-чувственный план, с которым человек в данный момент максимально сцеплен (квантово запутан). В фазе глубокого сна — Дельта-ритм (0.5 – 3 Гц) — глубина погружения в ментально-чувственный план бытия максимальна, а вмешательства разума (осознанности) — минимально. Обычный, нетренированный человек практически неосознан на столь высоком тонком уровне. Соответственно, невелика и возможность вспомнить сновидение при «возвращении» в привычное состояние, т. е. при пробуждении. Именно в этой фазе максимальной квантовой запутанности человеку в принципе открывается доступ к прямому знанию и архетипам коллективного бессознательного (активируется третья сигнальная система). Лишь глубоко мотивированные и ментально подготовленные к его восприятию творческие личности способны удержать это переживание вплоть до пробуждения. По мере возвращения организма в пробужденное состояние глубина погружения в ментально-чувственный план падает, возрастает осознанность, а частота циклов автоотождествления повышается, достигая уровня Тета-ритма (4 -12 Гц). Здесь, на более низком вибрационном уровне (витальный план), активны уже мощные эмоции влечений, незавершенных гештальтов, недавних дневных переживаний и т. п. Вмешательство разума становится более явным, поиск нужных ассоциаций упрощается и укорачивается. Соответственно, сновидения обретают яркость и эмоциональную окрашенность. Человек способен вспомнить пережитое во сне сразу после пробуждения в форме относительно связного повествования. Физическим коррелятом этого процесса является выход из глубокого сна в неглубокий и далее – переход к фазе БДГ (быстрого движения глаз).

Возникает вопрос: происходит ли переключение человеческого мозга в сновидческий режим работы, где квантово-механический механизм рационализации восприятия обнаруживает себя более явно, только ночью или его можно зафиксировать и днём? Ответ на этот вопрос принесло открытие так называемого созерцательного режима работы мозга.

Мозг в созерцательном режиме

В 2001 году американский невролог Маркус Рейчл обнародовал данные о поразительном на первый взгляд эффекте — активной работе мозга человека в отсутствии внешних раздражителей. Иными словами, оказалось, что в состоянии, когда человеческий мозг свободен от рационализации восприятия внешнего мира, а как бы «погружён в себя», он не уменьшает своей суммарной активности, но переходит к иным её формам. Эту форму активности назвали «пассивный (созерцательный) режим работы мозга» и определили как фундаментальную, в которую мозг возвращается по умолчанию при отсутствии внешних задач. Указания на фундаментальную роль сети пассивного режима опирается на три факта: во-первых, эта сеть структурно опирается на более древние зоны мозга (таламус, задняя сингулярная кора), чем сети активного режима (неокортекс); во-вторых, эта сеть готова к эксплуатации уже до рождения человеческого младенца; в-третьих, энергопотребление мозга остаётся неизменным при переходах от активного в пассивный режим.

Изучая особенности нейронной активности в пассивном режиме у творческих людей, нейрофизиолог из Гарвардского университета Роджер Битти отметил следующее:

  • Пассивный режим можно считать базовым, поскольку мозг, не занятый рутинными проблемами выживания, немедленно переключается обратно к нему (с этим связано и его оригинальное название — Default mode, которое можно также перевести как «режим по умолчанию»);
  • Активность сети пассивного режима происходит на более низких частотах («Альфа»-, «Тета»- и даже «Дельта»- ритмы);
  • Включение в решение задач по рационализации восприятия внешнего мира немедленно переключает мозг в режим бодрствования. Темп волновой активности возрастает, достигая Бета-ритма;
  • Медитацию можно рассматривать как технику вхождения в пассивный режим работы мозга с сохранением осознанности, но без рационализации двойственного восприятия и самоидентификации;
  • Очевидно, сон спящего человека сопровождает мозг в пассивном режиме работы.

Открытие сети пассивного режима объясняет многое из того, что казалось необъяснимым в феноменологии сновидений с «научной точки зрения». Например, почему идеи, озарения и прочие творческие прорывы случаются во сне, почему так часто во сне нарушается привычная, «Я-отдельная» самоидентификация. Все эти феномены связаны с квантово-механической работой мозга в пассивном режиме.

Но если этот режим является фоновым, т. е. таким, в который мозг всякий раз возвращается отвлекаясь от обыденной работы по рационализации двойственного мировосприятия, то и сновидения тоже должны протекать в фоновом режиме. Проще говоря, человек должен погружаться в сновидческое состояние сознания всякий раз, когда он свободен от решения насущных задач по выживанию!

Круглосуточное Сновùдение

Здесь и далее мы будем использовать термин Сновùдение, понимая под ним восприятие на сверхчувственном уровне тонкого плана бытия без рационализации в бодрствующем состоянии сознания, в отличие от обычного сновидения, как попытки рационализации сопряжения с тонким планом у любого человека в сновидящем состоянии сознания.

В современной культуре, пропитанной материализмом и рационализмом, сновидение связывается с изменённым состоянием сознания в период ночного сна. В лучшем случае, сновидению приписываются терапевтические функции восстановления психологического равновесия. Что же касается содержательной составляющей, то она рассматривается, как хаотичный набор картин, ассоциируемый с психологической разгрузкой и не более того. Впрочем, так было не всегда.

Во времена господства телеологии считалось, что сны ниспосланы богами. Шаманы и маги архаичной эпохи идолопоклонства и язычества использовали сновидения в лечебных целях и для предсказаний. Ни один военачальник не выдвигался в поход без толкователей сновидений. В Суфиийской философской традиции сон рассматривался, как природный портал доступа человека к своему духовному источнику (Духовному Сердцу). Подобным же образом понимали сны и в древней Греции. Согласно древнегреческому философу Платону, сны — это окна в высшие миры, и лишь греховная природа человека мешает последовательному их восприятию и правильному пониманию. Ранние индийские философы полагали, что мир произошел от силы Сновùдения великого бога Брахмы. Тантристы говорят о таинственной «Пустоте». В буддизме «чувственную сущность», или Великую Пустоту, также называли Умом Будды. В индуизме эту Пустоту уподобляли богине Шакти — женскому космическому началу. Она была первичной силой чувственного опыта, творческой способностью, порождавшей реальность.

Буддийская Абхидхамма постулирует, что первичной основой обыденного (бодрствующего) человеческого сознания являются необусловленные его умом дхаммы, которые предшествуют рационализации и двойственному восприятию мира. Именно эти первичные элементы реальны, а далее, подвергаясь феноменолизации, они превращаются в обусловленные (опытом, шаблонами восприятия, эмоциональным состоянием) дхаммы, которые и формируют содержание бодрствующего сознания. Трансформация первичной дхаммы в обусловленную приводит к омрачению сознания (клеша). Адепты Абхидхаммы, в совершенстве владеющие техникой медитации, могли различать в процессе наблюдения от семнадцати до сорока пяти отдельных этапов, которые предшествуют видению или слышанию чего-либо со стороны субъекта восприятия. Согласно Абидхамме, «слабые события» (необусловленные дхаммы) пребывают за чертой воспринимаемого потому, что они слишком чужды или неприемлемы психики взрослого человека, привычного к двойственному мировосприятию. Те, кто способен удерживать внимание в текущем моменте, сновùдят в бодрствовании и переживают состояние неотделимости от мира близкое к просветлению. «Это мимолётное Сновùдение подобно жужжанию комара, на которое вы не обращаете внимания, либо первичным симптомам начинающейся болезни, которыми ваше тело пытается привлечь ваше внимание». Для того, чтобы они небыли подавлены и успели «проскочить» в окно осознаваемого, нужно сфокусироваться на присутствии в настоящем и слышать сигналы от собственного тела. На этом принципе основано осознанное Сновùдение в течении 24-х часов и вся телесная работа (психосоматическое исцеление) у буддистов и у шаманов. 

 В наше время сакральное понимание Сновùдения как диалога с Вселенной практически полностью вытеснено его «научным пониманием», описанным в самом начале. Впрочем, очаги архаичного взгляда на этот феномен еще тлеют. Австралийские аборигены, коренное население севера Америки и Евразии, адепты Сахаджа-йоги считают мир сновидений скорее порогом осознания, чем проявлением бессознательного. Для этих людей сверхчувственный мир Сновùдения представляет собой энергоинформационную основу жизни в материальном мире и основополагающую реальность, предшествующую миру проявленному. Мир же бодрствования, загруженный шумом органов восприятия и задавленный последующей его рационализацией, рассматривается ими как иллюзорный в гораздо бόльшей степени. Австралийские аборигены свидетельствуют о том, что сновидят не только ночью, но и днём. «Сновùдение проявляет себя в наших тонких переживаниях, которые почти слишком мимолетны, чтобы их удержать в памяти, иррациональны и трудно поддаются словесному выражению». Духовные учителя из Индии, например, Шри Рамана Махарши, подчеркивали, как важно жить ближе к Сновùдению — к состоянию, которое он называл «естественной жизнью», единством, предшествующим двойственности. Вот как описывает 24-часовое осознаваемое Сновùдение американский квантовый физик и психолог, основоположник процессуальной психотерапии Арнольд Минделл в своей книге «Сновидение в бодрствовании»: «Оно мимолётно, как лёгкие телесные ощущения, которые привлекают наше внимание, лишь когда становятся симптомами потребностей (в голоде, в утеплении, в лечении и т. д.). Всякий раз, когда вы переживаете то, что можно назвать интуицией или внезапной фантазией, испытываете легкое раздражение или замечаете странные телесные ощущения, вы Сновùдите в дневное время. Сновùдение присутствует всегда, подобно ауре. И так же, как аура, оно затмевается при восприятии более мощными источниками энергии и уходит с экрана сознания. В нём выражается квантовое заигрывание мира в любом акте сопряжения с ним человека… Иными словами, вы не просто наблюдаете или слушаете что-либо; вас привлекают вещи и их сила». Не правда ли, всё это напоминает феномен детской реальности, где окружающие ребёнка предметы всегда оживают и заигрывают с ним?

Что же представляет собой феномен круглосуточного Сновùдения: это продолжение ночного сновидения в дневное время или что-то принципиально отличное? Есть все основания полагать, что природа Сновùдения едина, а разница состоит лишь в пороге чувствительности, на котором оно достигается. Для тренированных медитативными практиками адептов духовного пробуждения возможность пребывания в настоящем моменте, свободным от внутреннего диалога не является проблемой. Их порог чувствительности столь низок, что они способны не только переживать Сновùдение круглосуточно, но и дифференцировать свои состояния при этом. Для большинства же людей порог чувствительности при восприятии определяется полным «включением» обыденного режима мозга в бодрствующем состоянии сознания. Для того чтобы убедиться в этом, необходимо хотя бы кратко рассмотреть «нейронную кухню» человеческого восприятия с точки зрения квантовых представлений о сознании.

Квантовая щель восприятия

В основе двойственного мировосприятия лежит позиционирование субъекта в пространстве и времени как центра проекции. Здесь собирается рационализированная динамическая картина — «кино», где человек одновременно и зритель, и постановщик фильма, и киномеханик. Как только позиционирование выполнено, мозг в состоянии синтезировать фрагменты восприятия в целостную картину, «включать ход времени» и на этом основании выстраивать причинно-следственные связи, как основу рационализации. Недаром великий немецкий философ И. Кант рассматривал пространство и время в качестве «первоначальных установок, предшествующие всякому опыту», а один из основателей феноменологии Ф. Брентано называл эти четыре координаты «костылями разума». Важно подчеркнуть, что проблема пространства и времени у Брентано вторична по отношению к проблеме рационализации восприятия, которое наполняет индивидуальное сознание наблюдателя содержанием, а память — опытом. Русский мыслитель С. Л. Франк пошел еще дальше, он связывал появление внутреннего субъекта восприятия,(«я»-отдельности) с особенностями причинно-ориентированного восприятия времени (Франк Л. С. «Реальность и человек»).

Любой человек легко различает три модуса восприятия времени: прошлое, которое всегда однозначно; будущее, которое предоставляет нам некий разброс возможностей; настоящее — исчезающе короткое мгновение фиксации опыта. Но отнюдь не любой человек способен удержать себя в настоящем и переживать единство с миром в этом свободном еще от рационализации, т. е. в Сновùдящем состоянии!

С точки зрения квантовой концепции сознания «фиксация опыта» определяется как «вмешательство агента разума». Именно оно «схлопывает» неопределённость возможных сценариев в данность субъективной реальности. В теоретической психологии это обязательное действие, предвосхищающее собственно рационализацию, называется самоотнесением.

За локализацию человека как субъекта восприятия в пространстве и времени в головном мозгу человека отвечает центрэнцефалическая система интеграции и координации. Эта интегрирующая система связывает относительно древние сенсорные зоны коры головного мозга (базальные ганглии, ретикулярная формация и таламус) с новыми отделами лобных и височных долей, где, собственно, и происходит рационализация восприятия с формированием образов и их синтез в целостной динамической картине субъективной реальности. Скорость ответной реакции организма на элементарный акт восприятия зависит от протяженности путей проведения нервных импульсов (афферентации). Пути бессознательной чувствительности, обеспечивающие безопасность всему организму и заканчивающиеся в подкорковых нервных центрах, являются кратчайшими. Поэтому бессознательная реакция почти мгновенна (не более 0.1 с). Сознательная реакция задерживается из-за необходимости в рационализации восприятия, первым элементом которой является пространственно-временное соотнесение. Соответствующий путь сознательной чувствительности пролегает через височные и лобные доли головного мозга.
Как показали эксперименты американского психофизиолога Бенджамина Либета минимальная длительность рационализации человеческого восприятия составляет 0.5 с. Эта задержка связана с необходимостью учитывать так называемое «время соотнесения», которое требуется для внутреннего позиционирования во времени и пространстве (формирования «я»-отдельности). Важно подчеркнуть, что этот временной лаг не ощущается субъектом как задержка между поведенческим актом и принятием решения о его выполнении. Иными словами, человек не замечает, что он начинает действовать еще до того, как осознаёт принятие решения по этому поводу. В философском сообществе этот факт вызвал целую бурю дискуссий по поводу наличия/ отсутствия у человека свободы воли. Сам же автор экспериментов утверждал, что возникающий эффект опережения волеизъявления действием — кажущийся и вызван способностью мозга сдвигать начало реагирования на волевой сигнал назад во времени, т. е. поворачивать течение субъективного времени вспять. Такое объяснение вполне согласуется с квантовым принципом генерации субъективной реальности.

Что же произойдёт в субъективной карте реальности человека, если искусственно задержать время соотнесения?

Профессор Лаврентийского университета Майкл Персингер использовал воздействие магнитного поля на височную долю мозга, ответственную за невербальное восприятие (у правшей она находится справа). Тем самым ослаблялся ментальный контроль за восприятием, а исходный баланс участия чувственной и ментальной сферы на содержание индивидуального сознания восстанавливался. Возвращение равного вклада височных долей в осознание при помощи магнитного поля («шлема Бога») практически вызывала психологическую регрессию к архаичному состоянию сознания, при котором доминирование абстрактного мышления над интуитивным знанием (озарением) отсутствовало. Это неизменно приводило испытуемых к мощным духовным переживаниям, подобным круглосуточному Сновùдению . Еще серьезнее оказались последствия полного отключения пространственно-временной локализации. Группа нейрологов из Пенсильванского Университета (Эндрю Ньюберг, Юджин Д’ Аквили и Винс Рауз) исследовала активность мозга добровольцев в состоянии глубокого медитативного транса. Оказалось, что в этих условиях происходит блокировка центров пространственно-временной ориентации (деафферентация), что проводит к мистическому переживанию глобального единства.

Вернёмся к феномену сверхчувственного восприятия реальности на пороге её рационализации, проявляющему себя в круглосуточном Сновùдении . Как следует из рассмотренного выше, этот феномен возникает на границе осознания вследствие задержки в самоотнесении, когда привычная «я»-отдельность еще не сформирована, а субъективная реальность — недетерминирована. Он переживается человеком как состояние нераздельной связи с мирозданием, в котором могут возникать творческие озарения прямого знания. С позиций квантово-механического механизма работы мозга речь идёт о довербальном восприятии квантовой запутанности тонких тел человека с вмещающими их эгрегорами. Для адептов Сахаджа-йоги или Тибетской йоги сна и сновидений такое сверхчувственное переживание единства доступно в течении 24-х часов. Обычный же человек в бодрствующем состоянии сознания не способен удерживать фокус внимания в настоящем и таким образом воздерживаться от двойственной рационализации восприятия. Лишь ночью, в состоянии глубокого сна, это состояние становится общедоступным. К сожалению, достаточно высокий порог чувствительности не позволяет большинству людей оставаться осознанными и доносить до пробуждения это переживание единства. Косвенным свидетельством пребывания вне «я»-отдельности может служить потеря ориентации во времени и пространстве после резкого пробуждения из глубокого сна («Где я?», «Сколько я спал?»). То, что обычному человеку доступно, переживается обычно как фрагменты мозаичного повествования с вкраплениями мистических переживаний (потеря самоидентификации, полёты, встреча с умершими родственниками и т. п.). Иными словами, доступные обычному человеку сновидения являются жалкой частью круглосуточного переживания квантовой нелокальности (Сновùдения), которое способны испытывать аборигены либо опытные йоги.

Выводы

Ключевая эволюционно целесообразная функция мозга состоит в обеспечении физической и психической безопасности своему владельцу в сопряжении со средой его обитания. Согласно древнейшим традициям восточной философии и целительства, теософии и современным взглядам на эволюцию, как глобальный системогенез, среда обитания любого живого существа, обладающего нервной системой не ограничена материальным планом бытия, но распространяется и на тонкие его планы. Энергоинформационный обмен на уровне тонких планов необходим всему живому поскольку без него тренд эволюции в сторону все большего структурного усложнения и одухотворения живых форм был бы невозможен. Грубую форму энергии, которую организм получает в процессе метаболизма из пищи, дополняет более тонкие формы (энергия «Ци» или Прана), переходящие в информацию. Организм «заряжается», принимая жизненную силу из вмещающей его среды, и, в свою очередь, передает обратно, на тонкие планы наработанную им информацию, формируя собственные тонкие тела. Этот энергоинформационный круговорот не прекращается, пока организм живёт.

Человек, как носитель разума, обладает наиболее глубоко укоренёнными в тонких планах телами – витальным, астральным и ментальным. Основываясь на том факте, что его мозг не прекращает своей активности ни днём, ни ночью, логично предположить, что свою ключевую функцию – обеспечение безопасности – он реализует постоянно. Если восприятие сенсорной информации от органов чувств по каким-то причинам блокируется (во время сна или медитации), мозг человека автоматически переключается в созерцательный режим, предусмотренный природой по умолчанию. В этом режиме мозг в полной мере реализует свой квантово-механический режим работы, обрабатывая квантовое состояние нелокальности, которое характеризует сопряжение тонких тел человека с соответствующими эгрегорами.

То, что обычный человек воспринимает как ночное сновидение – нагромождение сумбурного и мозаичного калейдоскопа переживаний, наполненного эмоциональными красками – представляет собой попытку рационализации впечатлений от квантовой нелокальности, для которых в арсенале его ассоциаций и шаблонов нет аналогов. Творчески ориентированные люди, мотивированные на встречу с новизной, способны вынести из своего квантового сопряжения с тонким миром элементы прямого знания (открытия, озарения). Носители архаичных форм сознания (аборигены, шаманы, мистики) либо мастера специальных духовных практик (Сахаджа-йоги или Тибетской йоги сна и сновидений) способны к длительному (вплоть до 24-х часов) пребыванию в состоянии этого нелокального единства (Сновùдению).
«Научные объяснения» сна и сновидческого состояния сознания до сих пор не достигли консенсуса, поскольку в парадигме физикализма, на которой они строятся, тонкоматериальные планы бытия игнорируются. Выдвигаемые здесь гипотезы опираются исключительно на поддающиеся измерениям феномены материального мира, а все, что не поддается измерению, просто игнорируется. В результате следствия сопряжения мозга с многоплановой средой обитания человека во всем его диапазоне (от материального до ментального уровней) рассматриваются как причины.

Предыдущие тематические части материала см. здесь. 

Источник