Содержание
Психоэмоциональный статус женщин в дородовом и послеродовом периодах Текст научной статьи по специальности « Науки о здоровье»
CC BY
Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Литнарович Л.М., Кучер А.С., Сулима А.Н., Ольшевская Н.С., Рыбалка А.Н.
Вопросы психоэмоционального состояния женщины в дородовом и послеродовом периодах не перестают быть актуальными. В современной иерархии ценностей деторождение не занимает должного места, приоритеты не редко смещаются в пользу получения образования, успешной рабочей деятельности, карьерного роста. Рост феминизма и субкультуры чайлдфри усугубляет проблему. По достижении взрослого возраста многие женщины остаются психологически незрелыми, инфантильными, не готовыми к материнству, что приводит к демографическому дефициту, обсуждаемому в государстве на самом высоком уровне. Психоэмоциональное состояние женщины в дородовом и послеродовом периоде зависит от множества внутренних и внешних факторов. В статье обосновывается необходимость психологического сопровождения женщин на всех этапах беременности, родов и послеродового периода.
Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Литнарович Л.М., Кучер А.С., Сулима А.Н., Ольшевская Н.С., Рыбалка А.Н.
THE PSYCHOEMOTIONAL STATUS OF WOMEN IN THE ANTENATAL AND POSTNATAL PERIODS
Questions of psycho-emotional state of women in the prenatal and postnatal periods do not cease to be relevant. In the modern hierarchy of values, childbearing does not take the proper place, priorities are often shifted in favor of education, successful work, career growth. The growth of feminism and the childfree subculture exacerbates the problem. Upon reaching adulthood, many women remain psychologically immature, infantile, unprepared for motherhood, leading to demographic deficits discussed in the state at the highest level. The psycho-emotional state of a woman in the prenatal and postpartum period depends on many internal and external factors. The article substantiates the need for psychological support of women at all stages of pregnancy, childbirth and the postpartum period.
Текст научной работы на тему «Психоэмоциональный статус женщин в дородовом и послеродовом периодах»
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС ЖЕНЩИН В ДОРОДОВОМ И
Литнарович Л. М. Кучер А. С.1, Сулима А. Н.1’2, Ольшевская Н. С.3, Рыбалка А. Н.1, Беглицэ Д. А.1’2, Дижа М. А.1
‘Кафедра акушерства, гинекологии и перинатологии № 1; 2ГБУЗ РК «Симферопольский клинический родильный дом № 1», г. Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация; Зкафедра психиатрии, наркологии, психотерапии с курсом общей и медицинской психологии, Медицинская академия имени С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, 295051, бульвар Ленина 5/7, Симферополь, Россия
Для корреспонденции: Сулима Анна Николаевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры акушерства, гинекологии и перинатологии № 1, Медицинская академия имени С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского, е-mail: gsulima@ yandex.ru
For correspondence: Sulima Anna Nikolaevna, MD, Professor of Department of obstetrics, gynecology and perinatology № 1, Medical Academy named after S.I. Georgievsky of Vernadsky CFU, e-mail: gsulima@yandex.ru
Information about authors:
Litnarovich L. M., http://orsid.org/0000-0002-6815-5397 Kucher A. S., http://orsid.org/0000-0002-9345-7661 Sulima A. N., https://orcid.org/0000-0002-2671-6985 Olshevskaya N. S., http://orcid.org/0000-0003-2267-0956 Rybalka A. N., https://orcid.org/0000-0003-2786-5218 Beglitse D. A., https://orcid.org/0000-0003-1278-0393 Dizha M. A., https://orcid.org/0000-0003-1929-0733
Вопросы психоэмоционального состояния женщины в дородовом и послеродовом периодах не перестают быть актуальными. В современной иерархии ценностей деторождение не занимает должного места, приоритеты не редко смещаются в пользу получения образования, успешной рабочей деятельности, карьерного роста. Рост феминизма и субкультуры чайлдфри усугубляет проблему. По достижении взрослого возраста многие женщины остаются психологически незрелыми, инфантильными, не готовыми к материнству, что приводит к демографическому дефициту, обсуждаемому в государстве на самом высоком уровне. Психоэмоциональное состояние женщины в дородовом и послеродовом периоде зависит от множества внутренних и внешних факторов. В статье обосновывается необходимость психологического сопровождения женщин на всех этапах беременности, родов и послеродового периода.
Ключевые слова: психоэмоциональное состояние женщины, послеродовая депрессия, гормональная перестройка, готовность к материнству.
THE PSYCHOEMOTIONAL STATUS OF WOMEN IN THE ANTENATAL AND POSTNATAL
Litnarovich L. M. Kucher A. S. Sulima A. N. Olshevskaya N. S.3, Rybalka A. N. Beglitse D. A.u, Dizha M. A.i
‘Department of obstetrics, gynecology and perinatology № 1; 2«Simferopol clinical maternity № 1», Simferopol, Russia; 3Department of psychiatry, narcology, psychotherapy with a course of general and medical psychology, Medical Academy named after S.I. Georgievsky of Vernadsky CFU, Simferopol, Russia
Questions of psycho-emotional state of women in the prenatal and postnatal periods do not cease to be relevant. In the modern hierarchy of values, childbearing does not take the proper place, priorities are often shifted in favor of education, successful work, career growth. The growth of feminism and the childfree subculture exacerbates the problem. Upon reaching adulthood, many women remain psychologically immature, infantile, unprepared for motherhood, leading to demographic deficits discussed in the state at the highest level. The psycho-emotional state of a woman in the prenatal and postpartum period depends on many internal and external factors. The article substantiates the need for psychological support of women at all stages of pregnancy, childbirth and the postpartum period.
Key words: psycho-emotional state of women, postpartum depression, hormonal changes, readiness for motherhood
Вопросы психоэмоционального состояния женщины в дородовом и послеродовом периодах не перестают быть актуальными [5]. Это обусловлено возможностью прогнозирования и профилактики осложнений на всех этапах течения бере-
менности, родов, послеродового периода, а также сокращения численности перинатальных потерь.
В современной иерархии ценностей деторождение не занимает должного места, приоритеты не редко смещаются в пользу получения образования,
успешной рабочей деятельности, карьерного роста. Семья, беременность с перспективой декретного отпуска является фактором, препятствующим реализации этих целей. Рост феминизма и субкультуры чайлдфри усугубляет проблему. По достижении взрослого возраста многие женщины остаются психологически незрелыми, инфантильными, не готовыми к материнству [6].
Рождение и воспитание ребенка сопряжено с ответственностью. Этот период характеризуется многообразием и имеет две стороны медали: хлопоты, связанные с заботой о ребенке и радость материнства [9]. Новые ощущения и чувства, связанные с появлением младенца окрашивают повседневную жизнь матери положительными эмоциями. Гормональная перестройка организма во время беременности и родов обладает сенсибилизирующим действием на нервную систему, обостряя чувствительность психоэмоциональной сферы женщины [1]. Это обусловливает особый уровень эмоциональной, ментальной и сенсорной близости матери и ребенка, тончайшее понимание женщиной всех потребностей младенца [14]. Сложный спектр психофизиологических изменений, сопровождающий период беременности, может приводить к возникновению отрицательных эмоций как астенического (тревога, страх, гипотимия, растерянность) так и стенического (напряжение, раздражительность, агрессивность) характера. В большинстве случаев указанные аффективные проявления кратковре-менны и проходят самостоятельно. К сожалению, в ряде случаев, при неблагоприятно складывающихся обстоятельствах формируются тревожные, тревожно-фобические, неврастенические и депрессивные синдромы [17].
Психоэмоциональное состояние женщины в послеродовом периоде зависит от следующих внутренних факторов: темпераментальных, характерологических, этнокультуральных особенностей, возраста, влияния семейных традиций, благополучия, наличия семьи. Значительное влияние оказывает негативный опыт предыдущих беременностей и родов; психические травмы детского возраста, отягощенный психическими заболеваниями анамнез.
Отдельное значение приобретает неблагоприятный акушерский и соматический анамнез, неблагополучный статус новорожденного, нахождение родильниц и новорожденных в палатах раздельного пребывания, наличие острой психотравми-рующей ситуации. Вышеперечисленные обстоятельства и их комбинации нередко приводят к психологическому дискомфорту в послеродовом периоде [11].
К материнской депрессии может привести абсолютно любое эмоциональное потрясение, которое пережила женщина в период подготовки орга-
низма к материнству [19]. Доказано, что женщина, находящаяся в депрессивном состоянии, сконцентрирована на собственных переживаниях и не может проявлять теплоту и заботу о ребенке. Потеря интереса к нему находит отражение в психике матери в виде чувства вины, что нередко приводит к потере уверенности в себе и по механизму порочного круга ухудшает психическое благополучие женщины.
Выделяют следующие связанные с родами виды депрессивных расстройств:
Дородовая депрессия представляет собой гормональную и биологическую перестройку женского организма в период беременности. Основными симптомами в этот период выступают:
• Повышенная тревожность и вспыльчивость
Необходимо своевременно выявлять соответствующую симптоматику. При невозможности самостоятельной коррекции рекомендуется назначать консультацию врачей-психиатров, психотерапевтов [3].
Послеродовая грусть является вариантом нормы. Она обычно начинается на пятые сутки после рождения ребенка и проходит к десятому дню ухода за ребенком. Послеродовая грусть проявляется эмоциональной лабильностью, повышенной утомляемостью, раздражительностью, бессонницей. Послеродовая грусть не требует лечения, обычно она проходит самостоятельно.
Считается, что развитие послеродовой депрессии имеет прямую обусловленность уровнем половых гормонов. Известно, что в процессе беременности количество половых гормонов увеличивается, но уже перед родами их уровень резко падает, что и может привести к развитию послеродовой депрессии. [8] Помимо этого, на развитие депрессии влияют гормоны щитовидной железы. Уменьшение их уровня приводит к изменению психоэмоционального состояния женщины.
Симптомы послеродовой депрессии:
— потеря интереса к жизни,
— ухудшение концентрации внимания,
— навязчивые идеи причинить боль себе и ребенку.
Подобное состояние может длиться до одного года и всегда требует квалифицированной помощи врачей-психиатров, психотерапевтов.
Одним из самых опасных проявлений расстройств психики является послеродовый психоз. Основной его симптоматикой являются галлюцинации и бред, что представляет значительную опасность для окружающих, включая ребенка, и себя. Это состояние требует незамедлительного психиатрического лечения, в том числе и потому, что некоторые тяжелые эндогенные психические расстройства у женщин дебютируют именно с послеродового психоза.
В настоящее время в акушерстве большое значение придается оценке психического состояния женщины во время беременности и родов, поскольку оно может оказывать влияние на прогноз ряда осложнений во время беременности, родов и послеродового периода [13]. Результаты многих исследований указывают на прямую связь между течением беременности и психическим состоянием женщины.
Послеродовое состояние многогранно и характеризуется широким спектром новых чрезвычайно чувствительных состояний женской жизни. Общепризнанно послеродовый период считают временем повышенного риска развития сложного эмоционального состояния, что обусловлено совокупностью биологических факторов, а также изменением социальной роли женщины. «Беременность подразумевает конец существования женщины как независимого отдельного существа и начало непременных бесповоротных отношений мать-дитя» [2].
Резкие перемены состояния женщины от беременности к родам и материнству обусловлены гормональными изменениями. Этим объясняется эмоциональная лабильность, гипотимия, в ряде случаев — послеродовая депрессия. Для достижения оптимального психофизиологического состояния необходимо восстановление гормонального фона, нормализации массы тела, что требует длительного времени и соответствующих условий [18]. Перепады настроения, следующие за родоразрешением, обусловлены резким сокращением выработки прогестерона и эстрогена. Указанные изменения для организма женщины являются стрессогенными и могут сопровождаться формированием депрессивного синдрома. В то же время симптоматика депрессии возникает не у всех женщин. Немаловажную роль в генезе указанного расстройства играют внутренние (психологический портрет женщины, готовность к материнству) и внешние (семейная обстановка, материальное положение) факторы.
Как правило, следствия переживаний, связанных с материнством, особенно сложны в первые месяцы, как для мамы, так и для ребенка, вне зависимости от количества беременностей. В течение
первых нескольких месяцев необходимо наблюдение не только за соматическим, но и за психическим здоровьем женщины.
Недостаточная информированность женщин об изменениях, происходящих у неё в организме, нередко приводит к тому, что большинство из них становятся уязвимыми, склонными к навязчивым страхам (обсессиям), тревоге, повышенной потребности во внимании окружающих, в ряде случаев к состоянию апатии [12]. Именно поэтому для молодой мамы особенно важны поддержка и забота близких людей, которые в случае негативных изменений в ее психоэмоциональной сфере посодействуют в обращении за специализированной консультативной помощью врача-психиатра, психотерапевта.
С появлением сети «Интернет» большинство женщин стали обсуждать состояние беременности на различных форумах, где происходит информационный обмен и реализуется возможность делиться эмоциями и планами, что, безусловно, может положительно повлиять на ее настроение и состояние. При этом подобные коммуникации далеко не всегда позитивны и нередко сопряжены с дезинформацией, что, в свою очередь, может усугублять эмоциональные расстройства. Вот почему беременная женщина особенно нуждается в общении и поддержке людей из ближайшего окружения, в первую очередь, мужа. Большинство женщин не способны контролировать эмоции во время беременности, поэтому близкие люди должны проявлять терпимость, понимание и принятие этого явления [16].
К факторам группы риска по изменению психики женщины после родов относится:
• Затяжные или осложненные роды, которые требовали хирургического вмешательства со стороны врача акушера-гинеколога.
• Проведение эпидуральной анестезии для обезболивания первого периода родов.
• Рождение ребенка с отклонениями любого вида, родовыми травмами или различными незначительными отклонениями.
• Состояние на диспансерном учёте на у психиатра.
• Отсутствие контроля и недостаточное внимание к собственному здоровью во время беременности.
• Повышенная эмоциональность ряда акцентуированных личностей.
Основная задача послеродовой реабилитации — восстановление прежнего состояния. Именно поэтому необходимо соблюдение рекомендаций, в том числе психологических, способствующих адекватному течению беременности и подготовке к родам.
Рекомендации обязательно включают в себя различные дыхательные и физические упражнения:
• Дыхательная гимнастика. Может выполняться в любом месте. Рекомендуется сделать глубокий вдох, на несколько секунд задержать дыхание, плечи поднимаются. В это время постараться представить, что проблемы исчезают сами по себе, очень медленно выдохнуть. Упражнения выполняются по 2-3 подхода несколько раз в день.
• Расслабляющая гимнастика руками. Необходимо встать, руки опустить, сделать глубокий вдох и поднять их максимально высоко. В таком положении находиться несколько секунд, затем выдохнуть и опустить руки. Упражнения выполняются несколько раз в день, а также в случаях нервного перенапряжения.
• Сесть за стул, опереться на его спинку и закрыть глаза. Представить перед собой теплый летний день и чистое прозрачное море. Вообразить погружение в воду, ощутить ее прохладу и свежесть. «Набрать» немного в руки, «умыть» лицо, представить, что проблемы пропадают вместе с уходящей водой.
Должный эффект от упражнений наступает по прошествии 8-11 дней и проявляется лёгкостью в области груди [7]. Нормализуется правильный ритм дыхания, исчезают связанные с ним проблемы.
В первые несколько месяцев для предотвращения осложнений и нормализации полноценной жизни следует придерживаться следующих рекомендаций [10].
• Необходимо выполнять все предписания врача; соблюдать режим труда и отдыха, особенно в родильном доме; полноценно питаться; своевременно отходить ко сну.
• Необходим полноценный отдых, который возможен при должной поддержке со стороны мужа, а также при помощи в выполнении домашних обязанностей членами семьи [15]. Отдыхать вместе с малышом, больше времени находиться на свежем воздухе, также следует включать в рацион питания витаминные комплексы.
• Обязательно посещение врача акушера-гинеколога после рождения ребенка. Тщательно следить за состоянием своего здоровья, при необходимости незамедлительно обращаться за специализированной помощью.
• Исключение чрезмерных физических нагрузок. Гимнастику начинать с простых упражнений, способствующих восстановлению тонуса мышц. Нагрузки должны быть адекватны по времени и интенсивности.
• Исключить гиперопеку ребенка.
Соблюдение этих правил способствует быстрейшему восстановлению после рождения ре-
бенка. В случае если при выполнении указанных выше рекомендаций спустя полгода эмоциональное состояние остается не стабильным, необходимо обратиться за специализированной помощью к медицинскому психологу, врачу-психиатру или психотерапевту, так как расстройства могут быть обусловлены как внутренними (начало эндогенного процесса), так и внешними факторами (дисгармоничные взаимоотношения в семье).
Желаемых перемен невозможно добиться в течение короткого времени. Ниже представлены несколько советов родильнице по организации ее образа жизни и поведения в послеродовом периоде:
• Уделять себе внимание. Заниматься спортом, изменить стиль. Стремиться к получению позитивного контента, что способствует нормализации настроения и положительному эмоциональному фону.
• Контролировать порывы раздражительности и гнева. Описанные выше упражнения позволят достигнуть этого.
• Попытаться научиться чему-то новому. Уделять время любимому делу, получать удовольствие от этих занятий.
• Стремиться к разнообразию в интимной жизни. Сексуальное удовлетворение очень важно для поддержания положительного эмоционального фона в отношениях и является одним из основных постулатов психогигиены семьи.
Беременность, роды и послеродовый период — самые сложные и ответственные периоды в жизни каждой женщины. Важно помнить, что от внутреннего состояния женщины, ее физической и психологической готовности к материнству, в дальнейшем зависят взаимоотношения в семье. Эмоциональное тепло по отношению к ребенку способствует его гармоничному психосексуальному развитию. Для успешного ведения беременности, родов и послеродового периода требуется не только помощь врача акушера-гинеколога, но и психологическое, иногда психотерапевтическое сопровождение самой женщины и супружеской пары в целом.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Conflict of interest. The authors have no conflict of interests to declare.
1. Полуэктова О. Г. Психологические особенности послеродового состояния женщин. Вестник новых медицинских технологий. 2013;(1) Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/v/psihologicheskie-osobennosti-poslerodovogo-sostoyaniya-zhenschin-obzor-literatury-kratkiy. Ссылка активна на 14.01.2019.
2. Психология и психоанализ беременности. Под ред. Райгородского Д. Я.: М.: БАХРАХ-М; 2013.
3. Акушерство. Национальное руководство. Под ред. Айламазяна Э. К., Кулакова В. И., Радзин-ского В. Е., Савельевой Г. М.: М.: ГЭОТАР-Медиа; 2009.
4. Качалина Т. С., Лохина Е. В. Применение новых методов психологического сопровождения беременности и психопрофилактической подготовки к родам. Медицинский альманах. 2013;30(6):37-41.
5. Корнетов Н. А. Послеродовая депрессия -центральная проблема охраны психического здоровья раннего материнства. Бюллетень сибирской медицины. 2015; 6(14):5-24.
6. Суфянова Ю. З., Суфянова Е. З. Субкультура «чайлдфри» в современном обществе. Аллея науки. 2018;2(18):618-621.
7. Качалина Т. С., Третьякова Е. В, Стельникова О. М. Психологическая и физическая подготовка беременных к родам. Н. Новгород: Изд-во НГМА; 2001.
8. Никитенкова В. Е., Комалова А. И. Изучение уровня и структуры депрессивных расстройств у женщин в раннем послеродовом периоде. Смоленский медицинский альманах. 2018;3:45-46.
9. Миронова Е. С., Миронова Н. М. Перинатальная психотерапия на разных этапах развития семьи и ребенка. Материалы международной научно-практической конференции: Субъект деятельности, общения и профессионального развития: теоретические и прикладные аспекты; 2010; Уфа. Доступно по: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/ риЫкаиоп8/2011/аЬ8^асЛ8/М1гопоуа_Е$^£. Ссылка активна на 14. 01. 2019.
10. Шигабутдинова Т. Н., Хасанов А. А. Психоэмоциональный статус беременных и родильниц в процессе пренатального воспитания. Неврологический вестник. 2007;39(1):162—163.
11. Кулешова Д. А., Густоварова Т. А., Иванян А. Н., Крюковский С. Б.,
Бабич Е. Н. Акушерские и перинатальные исходы у первородящих женщин старше 40 лет. Вестник Смоленской государственной медицинской академии. 2016;15(1): 62-66.
12. Багненко Е. С. Особенности самооценки женщин, обращающихся за медицинской помощью. Актуальные проблемы теоретической, экспериментальной, клинической медицины и фармации: Материалы 45-ой Всероссийской научной конференции; 2011; Тюмень. Доступно по: Ы^:// new-disser.ru/_avtoreferats/01005088925.pdf. Ссылка активна на 14. 01.2019.
13. Багненко Е. С. Психологические аспекты формирования женщиной своего внешнего облика. Психология XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции молодых
ученых; Апрель 21-23, 2011; СПб. Доступно по: https://www.twirpx.com/file/909710/. Ссылка активна на 14.01.2019.
14. Грицай Л. А. Кризис традиционного материнства в современной России: социально-психологический аспект. Журн. практ. психологии и анализа. 2010; 3: Доступно по: http://psyjournal. ru/articles/krizis-tradicionnogo-materinstva-v-sovremennoy-rossii-socialno-psihologicheskiy-aspekt. Ссылка активна на 14.01.2019.
15. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс; 2010.
16. Миронова Е. С., Чуйкова Т. С. Психодиагностические и психопрофилактические методы в работе с беременными женщинами. Современная психодиагностика в изменяющейся России: Сборник материалов Всероссийской научной конференции. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ;2008:162-165.
17. Миронова Е. С. Исследование психоэмоционального статуса первородящих беременных женщин. Материалы международной научно-практической конференции: Роль классических университетов в формировании инновационной среды регионов. Уфа: РИЦ БашГУ; 2009:118-121.
18. Леш М., Фёрдер Г. Кинезиология: От стресса к гармонии. СПб.: Издательство Вернера Регена; 2009:112.
19. Карташова К. С., Шелехов И. Л., Кожевников В. Н., Мытникова М. Н. Психологическая характеристика женщин на поздних этапах беременности. Вестник Томского гос. пед. университета. 2010; 92(2):103-106.
1. Poluektova O. G. Psikhologicheskie osobennosti poslerodovogo sostoyaniya zhenshchin. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologii. 2013. Dostupno po: https://cyberleninka.ru/article/v/psihologicheskie-osobennosti-poslerodovogo-sostoyaniya-zhenschin-obzor-literatury-kratkiy. Ssylka aktivna na 14. 01. 2019. (In Russ).
2. Psikhologiya i psikhoanaliz beremennosti. Pod red. Raigorodskogo D. Ya.: M.: BAKhRAKh-M; 2013. (In Russ).
3. Akusherstvo. Natsional’noe rukovodstvo. Pod red. Ailamazyana E. K., Kulakova V. I., Radzinskogo V. E., Savel’evoi G. M.: M.: GEOTAR-Media; 2009. (In Russ).
4. Kachalina T. S., Lokhina E. V. Primenenie novykh metodov psikhologicheskogo soprovozhdeniya beremennosti i psikhoprofilakticheskoi podgotovki k rodam. Meditsinskii al’manakh. 2013;30(6):37-41. (In Russ).
5. Kornetov N. A. Poslerodovaya depressiya -tsentral’naya problema okhrany psikhicheskogo
zdorov’ya rannego materinstva. Byulleten’ sibirskoi meditsiny. 2015; 6(14): 5-24. (In Russ).
6. Sufyanova Yu. Z., Cufyanova E. Z. CubkuFtura «chajldfri» v sovremennom obshhestve. Alleya nauki. 2018; 2 (18): 618-621 (In Russ).
7. Kachalina T. S., Tret’yakova E. V, Stel’nikova
0. M. Psikhologicheskaya i fizicheskaya podgotovka beremennykh k rodam. N. Novgorod: Izd-vo NGMA; 2001. (In Russ).
8. Nikitenkova V. E., Komalova A. I. Izuchenie urovnya i struktury depressivnykh rasstroistv u zhenshchin v rannem poslerodovom periode. Smolenskii meditsinskii al’manakh. 2018; 3: 45-46. (In Russ).
9. Mironova E. S., Mironova N. M. Perinatal’naya psikhoterapiya na raznykh etapakh razvitiya sem’i i rebenka. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii: Sub»ekt deyatel’nosti, obshcheniya i professional’nogo razvitiya: teoreticheskie i prikladnye aspekty; 2010; Ufa. Dostupno po: http:// www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2011/ abstracts/Mironova_ES.pdf. Ssylka aktivna na 14. 01. 2019. (In Russ).
10. Shigabutdinova T. N., Khasanov A. A. Psikho-emotsional’nyi status beremennykh i rodil’nits v protsesse prenatal’nogo vospitaniya. Nevrologicheskii vestnik. 2007;39(1):162—163. (In Russ).
11. Kuleshova D. A., Gustovarova T. A., Ivanyan A. N., Kryukovskii S. B., Babich E. N. Akusherskie i perinatal’nye iskhody u pervorodyashchikh zhenshchin starshe 40 let. Vestnik Smolenskoi gosudarstvennoi meditsinskoi akademii. 2016; 15(1): 62-66. (In Russ).
12. Bagnenko E. S. Osobennosti samootsenki zhenshchin, obrashchayushchikhsya za meditsinskoi pomoshch’yu. Aktual’nye problemy teoreticheskoi, eksperimental’noi, klinicheskoi meditsiny i farmatsii: Materialy 45-oi Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii; 2011; Tyumen’. Dostupno po: https://new-disser.ru/_ avtoreferats/01005088925.pdf. Ssylka aktivna na 14.
01. 2019. (In Russ).
13. Bagnenko E. S. Psikhologicheskie aspekty formirovaniya zhenshchinoi svoego vneshnego oblika. Psikhologiya XXI veka: Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii molodykh uchenykh; Aprel’ 21-23, 2011; SPb. Dostupno po: https://www.twirpx.com/file/909710/. Ssylka aktivna na 14. 01. 2019. (In Russ).
14. Gritsai L. A. Krizis traditsionnogo materinstva v sovremennoi Rossii: sotsial’no-psikhologicheskii aspekt. Zhurn. prakt. psikhologii i analiza. 2010; 3: Dostupno po: http://psyjournal.ru/articles/krizis-tradicionnogo-materinstva-v-sovremennoy-rossii-socialno-psihologicheskiy-aspekt. Ssylka aktivna na 14. 01. 2019. (In Russ).
15. Shneider L. B. Psikhologiya semeinykh otnoshenii. Kurs lektsii. M.: Aprel’-Press, Izd-vo EKSMO-Press; 2010. (In Russ).
16. Mironova E. S., Chuikova T. S. Psikhodiagnosticheskie i psikhoprofilakticheskie metody v rabote s beremennymi zhenshchinami. Sovremennaya psikhodiagnostika v izmenyayushcheisya Rossii: Sbornik materialov Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii. Chelyabinsk: Izd-vo YuUrGU; 2008: 162-165. (In Russ).
17. Mironova E. S. Issledovanie psikhoemotsional’nogo statusa pervorodyashchikh beremennykh zhenshchin. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii: Rol’ klassicheskikh universitetov v formirovanii innovatsionnoi sredy regionov. Ufa: RITs BashGU; 2009 : 118-121. (In Russ).
18. Lesh M., Ferder G. Kineziologiya: Ot stressa k garmonii. SPb.: Izdatel’stvo Vernera Regena; 2009: 112. (In Russ).
19. Kartashova K. S., Shelekhov I. L., Kozhevnikov V. N., Mytnikova M. N. Psikhologicheskaya kharakteristika zhenshchin na pozdnikh etapakh beremennosti. Vestnik Tomskogo gos. ped. universiteta. 2010; 92(2):103-106. (In Russ).
https://cyberleninka.ru/article/n/psihoemotsionalnyy-status-zhenschin-v-dorodovom-i-poslerodovom-periodah