Содержание

Внешняя политика ссср в конце 60-х – начале 80-х гг.

Внешняя политика СССР в середине 60-х – 80-х годов

Внешняя политика ссср в конце 60-х – начале 80-х гг.

В середине 60-х в начале 80-х годов СССР находился в состоянии противостояния с капиталистическим Западом. Внешняя политика в этот период носила контрастный характер: потепление в международных отношениях часто переходило в новое обострение противоречий.

Дипломатию СССР в середине 60- х в начале 80- х годов следует рассматривать в двух основных течениях политические отношения с социалистическим лагерем и капиталистическими государствами.

Внешняя политика Советского Союза с социалистическими странами

Дипломатические отношения Советского Союза со странами социалистического лагеря регулировала так называемая «доктрина Брежнева», смысл которой заключался в необходимости любыми путями сохранить единство пролетарских государств и закрепить руководящую роль СССР в социалистическом мире.

Советская армия активно участвовала в подавлении антисоциалистических восстаний в Чехословакии («пражская весна», 1968 года). Также была предпринята попытка вмешаться во внутреннее противостояние коммунистов и демократов в Польше, однако начинающейся социально экономический советский кризис заставил правительство СССР отказаться от применения пражского опыта.

В начале 70- х годов зародилось напряжение в советско-китайских отношениях. Коммунистическая партия Китая начала претендовать на лидерство в социалистическом лагере, постепенно вытесняя СССР. После непродолжительных военных конфликтов, и ухода из политической арены Мао Цзэдуна, дипломатические отношения Советского государства с дружественной республикой Китай были полностью разорваны.

Реализовать «доктрину Брежнева» правительству СССР до конца не удалось. Социалистические республики, охотно вступая с Советским Союзом в дипломатические отношения и пользуясь прерогативами, предоставляемыми могущественным «наставником» на внешнем рынке, все же активно отстаивали свой суверенитет и политическую независимость.

Воплощение мировой пролетарской революции значительно затягивалось, а со временем и совсем теряло актуальность.

Ссср и капиталистический мир

Международные отношения сторон холодной войны отличались нестабильностью. В середине 60- х, между СССР и США был достигнут политический и военный паритет, что означало потенциальную угрозу начала Третьей Мировой войны.

Однако, во время официального визита Р. Никсона в Москву, в 1972 году между государствами был подписан договор, который ограничивал стратегическое владения ядерным оружием обеих страны, а также неприменение его в условиях мира. Это стало первым шагом к ядерному разоружению и значительно ослабило напряжение между державами.

С 1973 года международные отношения СССР со странами капиталистического Запада приобрели стабильность и основывались на дружественном добрососедстве, без выдвижения политических претензий. Дипломатические отношения с Западом дестабилизировались в 1979 году, когда советские вооруженные силы с интернациональной миссией вторглись на территорию Афганистана.

Начало войны в Афганистане не было основано на веских причинах мотивация помощи в строительстве социализма афганскому народу, выглядела неубедительно в глазах западной демократии.

Советское правительство игнорировало предупреждения Запада, что породило новый этап в холодной войне. К началу 80- х годов дипломатические отношения были окончательно разорваны, стороны опять вернулись к обоюдным угрозам ядерной атаки.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Национальная политика и национальные движения в середине 60 – 80 годов
Следующая тема: Перестройка: предпосылки, начало, значение и итоги

Open Library – открытая библиотека учебной информации

Внешняя политика ссср в конце 60-х – начале 80-х гг.

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям

Постепенная смена новым советским руководством ориентиров во внутренней политике не могла не сказаться и на направленности его внешнеполитического курса.

По этой причине триединой задачей советской внешней политики во всœе годы правления Брежнева оставалось: недопущение распада мировой социалистической системы; нормализация отношений с Западом; поддержка «дружественных режимов» и движений в странах третьего мира.

Главной чертой, характерной для внешней политики СССР в эти годы стала ее идеологизация. Наследники Хрущева отошли от свойственных ему представлений о мирном сосуществовании и соревновании стран с различным общественным строем.

При Брежневе сама эта идея не отвергалась, но в нее было вложено несколько иное содержание.

В основу внешнеполитического курса была положена идеология конфронтации, согласно которой мирноесосуществование лагеря социализма и капиталистических стран не могло носить длительного характера в силу самой природы капитализма.

Более того, в попытках оправдать отход от прежнего понимания принципа мирного сосуществования идеологи КПСС объявили его не более чем новой формой классовой борьбы между трудом и капиталом. С этого же времени была введена в оборот и идея о постоянном усилении идеологической борьбы двух систем.

С точки зрения США и их стратегических союзников допущение разрядки должно было сопровождаться демонтажем тоталитарных структур власти в СССР и странах «социалистического» лагеря.

Тем не менее, к концу 60-х – началу 70-х гᴦ. после целой полосы кризисов началась постепенная нормализация отношений между Востоком и Западом.

При этом данный процесс периодически подвергался испытаниям в связи с внешнеполитическими акциями СССР, направленными на консервацию сложившейся системы стран соцлагеря (ввод войск в ЧССР в 1968 ᴦ.

и Запада, участие США в войне во Вьетнаме, постоянным противоборством мировых лидеров на территории стран третьего мира.

Кульминацией процесса разрядки международной напряженности стало подписание 1 августа 1975 ᴦ. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

В нем предусматривалось суверенное равенство, неприменение силы или угрозы силы, нерушимость послевоенных границ, территориальная целостность государств, невмешательство во внутренние дела и уважение прав человека.

К сожалению, судьба разрядки оказалась недолгой в силу различий в понимании ее сущности.

Знаковыми событиями в обострении международных отношений стало участие СССР в афганском конфликте. Стремясь предупредить попадание Афганистана в сферу американского влияния советское руководство в декабре 1979 ᴦ. приняло решение о введении советских войск в Афганистан, что усилило изоляцию СССР.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, внешняя политика советского руководства в 1965–1985 гᴦ. прошла непростой путь от жесткой конфронтации с Западом – к разрядке международной напряженности (70-е гᴦ.

), а затем к новому обострению международных отношений (в конце 70-х – начале 80-х).

Из-за этого Советское государство не сумело в полной мере вписаться в мировое содружество, что затрудняло проблему перехода страны к постиндустриальному состоянию.

Внешняя политика СССР в 70-х – начале 80-х гг. ХХ в

Внешняя политика ссср в конце 60-х – начале 80-х гг.

Основными направлениями внешней политики СССР в 1970-х – начале 1980-х гг.

являлись укрепление социалистического содружества; стремление к международной стабильности и развитию отношений с капиталистическими странами; поддержка международного коммунистического движения, национально- освободительных и революционных сил в третьем мире.На начало 70-х гг.

приходится поворот в сторону разрядки международной напряженности. Этому способствовал достигнутый к 1969 г. военно- стратегический паритет с США. Важным политическим и дипломатическим успехом СССР стала в этот период нормализация отношений с Западной Германией (договор 1970 г.

) и заключение договора о неприменении силы в отношениях между собой (на основе признания послевоенных границ и политического порядка, установленного в Восточной Европе). Практическими шагами на пути потепления международного климата являлись также двусторонние встречи глав государств СССР и США.

Результатом советско-американских переговоров стало подписание в 1972 г. соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) и в 1979 г. — ОСВ-2. Процесс разрядки был закреплен Хельсинкским совещанием по сотрудничеству и безопасности в Европе (1975 г.).

Европейские страны, СССР, США и Канада подписали Заключительный акт совещания, который зафиксировал военно-политическое и территориальное размежевание, сложившееся в мире после Второй мировой войны.

Важным итогом совещания в Хельсинки стало обязательство следовать принципам взаимного уважения национального суверенитета, невмешательства во внутренние дела, что дополнялось договоренностями о соблюдении прав человека в странах-участницах.

Основным противоречием международных отношений периода 1970-х гг. являлась гонка вооружений, которую поддерживали как Советский Союз, так и его потенциальные противники. Приоритетной задачей советской внешней политики стало укрепление позиций СССР в социалистическом лагере.

Возникла необходимость устранения угрозы распада социалистического содружества, особенно после событий в Чехословакии в августе 1968 г., когда сюда были введены войска СССР, Болгарии, Польши, Венгрии и ГДР, и в связи с событиями в Польше в конце 1970-х гг.

СССР всеми средствами, включая безвозмездную финансовую помощь и подчас прямой диктат, стремился к развитию экономической и военной интеграции стран социалистического лагеря, прежде всего, в рамках Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и Организации стран Варшавского Договора.Продолжалось ухудшение отношений СССР с КНР и Албанией.

Конфликт с Китаем вылился в 1968 г. в вооруженное столкновение на пограничном о. Даманском. В дальнейшем сохранялась опасность эскалации вооруженного конфликта.

СССР осуществлял последовательную поддержку национально- освободительных сил в развивающихся странах, провозгласивших ориентацию на социализм и сотрудничество с СССР.

Эта политика была особенно активна в регионах, считавшихся непосредственной сферой влияния СССР. Ежегодная советская военная помощь Афганистану, Анголе, Кубе, Никарагуа, Эфиопии, Вьетнаму составляла 15 млрд. руб.

СССР активно занимался продажей оружия в развивающиеся страны.

Во второй половине 1970-х гг. СССР продолжал глобализацию своей внешней политики, активизируя действия на Ближнем Востоке и в Африке (Ангола, Мозамбик, Эфиопия).В 1979 г.

произошел новый виток напряженности, связанный с вводом советских войск в Афганистан, что являлось попыткой изменить международный баланс сил в пользу социализма.

При этом руководство страны во главе с Брежневым понимало, что этой акцией СССР противопоставил себя большинству стран, прежде всего, США и Китаю.

Используя афганский фактор, Запад развернул широкую кампанию осуждения советской агрессии. Почти все ведущие страны Запада объявили СССР научно-техническую блокаду в целях ограничения экспорта новых технологий в социалистические страны. В 1980 г.

американцы бойкотировали XXII Олимпийские игры, проходившие в Москве. В ответ СССР и его союзники проигнорировали Олимпиаду-84 в Лос-Анджелесе. В 1979 – 1980 гг. США развернули кампанию по размещению в Западной Европе нейтронного оружия. В 1984 г.

Советский Союз на территории ЧССР и ГДР разместил ядерные ракеты среднего радиуса действия (СС-20).В результате, в начале 80-х гг.

мир вновь оказался в состоянии острой конфронтации, а основные усилия советской дипломатии были направлены на то, чтобы помешать развертыванию американских ракет средней дальности в Европе и реализациипрограммы стратегической оборонной инициативы (СОИ).За 1965-1985 гг.

советская внешняя политика прошла сложный и противоречивый путь: от жесткой конфронтации с Западом кразрядке и опять к новому обострению международной напряженности. В ее основе лежали концепции идеологического противостояния и борьбы двух систем, а также стремление к обеспечению стабильного развития СССР.

Презентация на тему “Внешняя политика СССР в середине 60 — начале 80-х годов”

Внешняя политика ссср в конце 60-х – начале 80-х гг.

  • Скачать презентацию (1.65 Мб)
  • 98 загрузок
  • 4.3 оценка

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентационная работа по истории на тему: “Внешняя политика СССР в середине 60 — начале 80-х годов”, адресованная учащимся старших классов. Благодаря данной работе школьники узнают, чем характеризуется данный период времени в политической жизни СССР.

Краткое содержание

  • Международное положение СССР в 60 — 70-х годах
  • Программа мира. Налаживание отношений между сверхдержавами
  • Совещание в Хельсинки (1975)
  • Отношения СССР со странами соцлагеря
  • Обострение международной обстановки в конце70-х годов.
  • Ввод советских войск в Афганистан (1979)
  • Формат pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов 15
  • Автор Чупров Л.А.
  • Аудитория 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс
  • Слова
  • Конспект Отсутствует
  • Предназначение
    • Для проведения урока учителем
  • Слайд 1 Внешняя политика СССР в середине 60 — начале 80-х годовЧупров Л.А. МОУ СОШ №3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края
  • Слайд 2
    • Международное положение СССР в 60 — 70-х годах
    • Программа мира. Налаживание отношений между сверхдержавами
    • Совещание в Хельсинки (1975)
    • Отношения СССР со странами соцлагеря
    • Обострение международной обстановки в конце70-х годов.
    • Ввод советских войск в Афганистан (1979)

    В конце 60 — начале 70-х гг. международное положение СССР значительно улучшилось. Многие мировые лидеры поняли, что необходимо отказаться от политики холодной войны и перейти к разрядке международной напряженности между государствами с различным строем.

    Международноеположение СССР в 60 — 70-х годах

    Во многом это произошло благодаря тому, что СССР в этот период добился военно–стратегического паритета с США.

    Советский Союз уже обладал межконтинентальными баллистическими ракетами класса «земля-земля», «земля-воздух», атомным подводным флотом. Война могла начаться внезапно, даже из-за технических ошибок.

    Но в начале 70-х гг. создалась возможность для ослабления угрозы атомной войны, для установления доверия между странами.

    Программа мира. Налаживание отношений между сверхдержавами

    В 70-х гг. на съездах КПСС была выдвинута так называемая Программа мира.

    Ее основными положениями были:

    • подготовка общеевропейского Совещания по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе;
    • обязательство СССР не применять первым ядерное оружие.
    • ликвидация военных очагов в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке;
    • заключение договоров с европейскими странами о признании территориальных изменений в Европе после Второй мировой войны
    • запрещение ядерного, химического и бактериологического оружия;
    • недопущение гонки воору­жений в космосе (СОИ — стратегическая оборонная инициатива США);
  • Слайд 5

    В начале 70-х гг. состоялись визиты президента Америки Р. Никсона в Москву и Л. И. Брежнева в США.

    Результатом советско-американских встреч на высшем уровне явились первые соглашения об ограничениях в наращивании стратегических вооружений (в 1971 г. — по ОСВ-1, в 1978 г. — по ОСВ-2) и подземных испытаний ядерных зарядов.

    Был также заключен договор по противоракетной обороне (ПРО). Но атмосфера недоверия сохраня­лась. Президент США объявил программу «Звездных войн» (СОИ).

    Западные страны, в том числе и США, также стали искать пути к разрядке международных отношений. В 1968—1971 гг. СССР, США, Англия подписали договоры о нераспространении ядерного оружия, о запрещении размещения атомного оружия на дне морей и океанов. Была установлена прямая линия телефонной связи между Москвой, Вашингтоном, Лондоном, Парижем.

    В первой половине 70-х гг. совместные действия великих держав принесли положительные результаты. Была закончена война во Вьетнаме, Лаосе, Камбодже. В 1975 г. совершен совместный полет американских и советских космонавтов —«Аполлон—Союз».

    Совещание в Хельсинки (1975)

    Летом 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) на высшем уровне, где присутствовали руководители тридцати трех европейских стран, США и Канады. На Совещании выступили все главы делегаций, которые одобрили текст Заключительного акта. В нем провозглашались:

    • уважение прав человека;
    • суверенное равенство;
    • неприменение силы;
    • нерушимость границ;
    • мирное урегулирование споров;
    • невмешательство во внутренние дела;
  • Слайд 8

    Это Совещание повысило авторитет политического руководства СССР. Официальная пропаганда провозгласила Брежнева «архитектором разрядки».

    Однако в конце 70-х гг. процесс разрядки был остановлен, началась гонка вооружений

    Отношения СССР со странами соцлагеря

    70-е годы — период активного международного сотрудничества СССР со странами соцлагеря. В 1971 г. по линии СЭВ принимается комплексная программа социально – экономической интеграции.

    Часто проводились встречи руководителей братских компартий, особенно встречи в Крыму с Брежневым в неофициальной обстановке.

    Но они носили, как правило, парадный, малоконструктивный характер.

    До полной «стабильности» в отношениях между социалистическими странами было далеко.

    21 августа 1968 г. войска пяти государств — членов ОВД (СССР, ГДР, Польши, Венгрии, Болгарии) вошли на территорию ЧССР. Восстание было подавлено. Многие компартии Западной Европы подвергли эту акцию жесткой критике. Только при М. С. Горбачеве в конце 80-х гг. советское руководство признало, что это было вооруженное вторжение СССР в пределы другого государства.

    В 1968 г. в Чехословакии начался отказ от сталинской модели социализма, были предприняты попытки демократического «облика социализма», получившие название «Пражская весна». Первоначально советское руководство приветствовало этот процесс. Но вскоре в советской печати стали появляться статьи, в которых события в Чехословакии оценивались как отказ от основных социалистических принципов.

    Обострились отношения с Китаем. Мао Дзэдун прекратил сотрудничество с СССР практически во всех сферах, а в 1969 г. произошел вооруженный конфликт на амурском острове Даманский, приведший к большим людским потерям с обеих сторон.

    В 1979 г. произошли военные столкновения между Китаем и Вьетнамом. Благодаря позиции Советского Союза, вставшего на сторону Ханоя, войны удалось избежать.

    Обострение международной обстановки в конце70-х годов. Ввод советских войск в Афганистан (1979)

    • Конец 70-х гонка вооружений
    • опасность ядерного уничтожения планеты.
    • Официальная концепция международной политики западных стран в этот период было
    • Экономическое истощение Советского Союза
    • Подрыв влияния СССР в мире.

    Цели американцев: «сдерживание советских геополитических и идеологических амбиций»

    Брежневское руководство считало действия Запада, оттуда исходит угроза войны для обеспечения равновесия сил надо наращивать военный потенциал Организации Варшавского Договора.

    главная причина международной напряженности
    Слайд 14

    Крупные внешнеполитические просчеты конца 70-х гг.

    • СССР включился в гонку вооружений, и по некоторым видам вооружений, по численности армии Советские Вооруженные Силы превзошли ВС США.
    • подрывал и доверие к заявлениям Москвы о необходимости мирного сосуществования
    • подпитывался тезис о советской военной угрозе;

    В декабре 1979 г. в Афганистан были введены советские войска («для защиты революции»).

    Это непродуманное и преступное решение было принято в узком кругу советских руководителей.

    Многие члены правительства и весь народ узнали об этом лишь из средств массовой информации.

    Вывод советских войск был осуществлен только в 1989 г. при М. С. Горбачеве.

    В афганской войне:

    • погибло более 15 тысяч советских солдат
    • Ранено 35 тысяч
    • пропало без вести более 300

    В годы войны погиб 1 млн. жителей Афганистана.

    Посмотреть все слайды

    Ссср в системе международных отношений в середине 60-х и середине 80-х годов

    Внешняя политика ссср в конце 60-х – начале 80-х гг.

    К середине 60-х годов произошла определенная стабилизация послевоенного мира. Этому способствовало постепенное выравнивание военно-ядерных потенциалов НАТО и ОВД, складывание стратегического паритета между СССР и США.

    В 70-е годы значительно выросли международный авторитет и влияние СССР. В 1970 г. был заключен Московский договор между СССР и ФРГ о нерушимости границ всех государств в Европе.

    Подобные договоры ФРГ заключила с ПНР, ЧССР, ГДР. Спорный западноберлинский вопрос был разрешен в 1971 г. путем заключения 4-стороннего соглашения между СССР, США, Англией и Францией.

    Государства заявили, что Западный Берлин не принадлежит ФРГ.

    В 1973 – 1975 гг. проходило Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству, которое завершилось в Хельсинки встречей 35 государств Европы, США и Канады. Главным итогом совещания стала “Декларация принципов”, которыми государства-участники обязались руководствоваться во взаимных отношениях.

    Таких принципов было10: суверенное равенство государств, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, территориальная целостность, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество государств и т.д.

    Последующие встречи участников СБСЕ стали называться движение СБСЕ.

    1970-е годы вошли в историю как эпоха разрядки международной напряженности. Американское руководство признало наличие военно-стратегического паритета СССР и США, т.е. примерное равенство вооружений. В ходе переговоров руководителей СССР и США были подписаны договоры по ограничению стратегических вооружений: ОСВ-1 (Москва, 1972 г.

    ), ОСВ-2 (1979 г.). Договор по противоракетной обороне (ПРО), по которому СССР и США получили право на создание двух зон противоракетной обороны в жизненно важных районах (Гранд-Фокс-США, Москва-СССР). В 1974 году был подписан Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия, а в 1976 г.

    – Договор о подземных взрывах в мирных целях.

    В 1970-е годы углублялось сотрудничество СССР со странами “социалистического содружества”, что особенно ярко проявилось в курсе на интеграцию (объединение) экономических систем. В 1971 г.

    была принята Комплексная программа социально-экономической интеграции, предусматривавшая международную социалистическую специализацию (международное разделение труда), создание единого рынка социалистических стран, сближение валютных систем и т.д.

    В конце 60-х годов советско-китайские отношения стали враждебными. Весной 1969 г. Китай совершил вооруженное нападение на советскую территорию (о. Даманский). Летом 1969 г. Китай спровоцировал около 500 инцидентов на границе СССР с участием 2,5 тыс. человек. Основные претензии КНР к СССР носили территориальный характер.

    Во второй половине 1960-х годов возникла угроза раскола содружества, вызванная политикой нового руководства Чехословакии во главе с А. Дубчеком, который стал инициатором строительства “социализма с человеческим лицом”. Это привело к попытке выйти из-под советского влияния.

    Ведущей стала ориентация на Запад. В Чехословакию были введены войска СССР и других социалистических стран. Новое руководство во главе с Г. Гусаком (апрель, 1969 г.) взяло курс на укрепление отношений ЧССР и СССР. Началом распада социалистической системы в Европе явился польский кризис.

    Польский рабочий профсоюз “Солидарность” организовал в конце 1970-х годов ряд крупных антиправительственных выступлений, требуя проведения реформ. СССР принял участие в разрешении кризиса. В 1981 – 1983 гг.

    в Польше было введено чрезвычайное положение, в итоге которого антиправительственные силы ушли в подполье.

    На рубеже 1970-1980-х годов международная обстановка резко обострилась. От политики разрядки ведущие державы повернули в сторону конфронтации (противостояния). США и СССР оказались вовлеченными в гонку вооружений.

    В 1983 – 1984 гг. США разместили крылатые ядерные ракеты среднего радиуса действия, нацеленные на СССР, на территории ФРГ, Великобритании и Италии. В свою очередь СССР резко усилил применение во внешней политике силы и угрозы силы. В 1979 г.

    СССР оказался втянутым в войну в Афганистане (9 лет). Большинство стран – членов ООН осудили действия СССР. За годы войны в Афганистане СССР потерял убитыми 15 тыс. человек, 36 тыс. раненными. Каждый день войны обходился в 10-11 млн. руб.

    В 1980 г. капиталистические страны объявили бойкот XXI 1 Олимпиаде в Москве.

    В 1984 году СССР разместил на территории ЧСССР и ГДР ядерные ракеты среднего радиуса действия. В ответ на это все ведущие капиталистические страны объявили научно-технический бойкот СССР и его союзникам. Запад развернул широкую антисоветскую и антисоциалистическую компанию.

    Расширяя сферу влияния, СССР оказывал помощь различным государствам “третьего мира”. СССР в той или иной форме участвовал в вооруженных конфликтах в Анголе, Эфиопии, Сомали.

    К середине 80-х годов несостоятельность внешней политики СССР стала очевидной, требовались новые подходы.

    Республики Мордовия «Темниковский медицинский колледж»

    Внешняя политика ссср в конце 60-х – начале 80-х гг.

    ^
    Внешняя политика СССРРазрядка международной напряженности. Конец 60-х – начало 70-х гг. стало временем разрядки международной напряженности, закрепленной рядом важнейших договоров:о космосе (1967 г.), запретившим использование космического пространства и небесных тел в военных целях;о перераспределении ядерного оружия (1968 г.

    );о морском дне, запретившим разрешение оружия массового поражения на дне морей и океанов; а также конвенций о бактериологическом оружии (1971 г.);о четырехстороннем соглашении по Западному Берлину (1971 г.);договор ОСВ-1 с США (1972 г.), ограничившим системы противоракетной обороны, и договор ОСВ-2 (1979 г.) по ограничению ракет средней дальности.

    Кроме того, решение мирной конференции по Вьетнаму (1978 г.) ликвидировало очаг напряженности в Юго-Восточной Азии. Кульминацией процесса “разрядки” стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) в Хельсинки, в работе которого приняли участие 33 европейские страны, США и Канада. (См.

    хрестоматийный материал) Итоговый документ Совещания (Декларация принципов взаимоотношений и сотрудничества стран) призван был сыграть важную роль в налаживании отношений между странами мира, расширив их экономические, политические, культурные и гуманитарные контакты.

    Государства обязалась соблюдать в межгосударственных отношениях принципы суверенного равенства, не вмешиваться во внутренние дела друг друга, уважать права человека, урегулировать споры мирным путем. Признавалась нерушимость сложившихся после второй мировой войны границ европейских государств.

    СССР и страны Запада. В условиях наращивания в мире ядерного потенциала советское руководство прилагало усилия для ослабления международной напряженности. В 1969 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила предложенный Союзом проект договора о нераспространении ядерного оружия. Документ запрещал передачу ядерного оружия державам, не владеющим им или военным блоком. В марте 1970 г. договор вступил в силу. Происходили сдвиги в отношениях СССР с развитыми капиталистическими странами. В 1966 г. в ходе визита Президента Франции Ш. де Голля состоялось подписание советско-французской декларации. Были заключены соглашения о сотрудничестве в сфере экономики, в области изучения и освоения космического пространства в мирных целях. Нормализовались отношения между ССР и Федеративной Республикой Германии (ФРГ). Развивались торговые отношения с Италией и другими странами Запада. По многим направлениям осуществлялись контакты с США. Так, важную роль в развитии международных отношений сыграл договор между СССР и США, известный как договор ОСВ-1. Но процесс “разрядки” оказался недолговечным. Принципиальные различия в подходе к решению проблемы со стороны стран Востока и Запада (в вопросах этапов разоружения, контроля за ним и т.д.) не позволили обеим сторонам продолжить процесс “разрядки”. Вскоре в ведущих странах мира началась новая фаза гонки разоружения. СССР и социалистические страны. Первостепенное внимание руководство страны уделяло взаимоотношениям с социалистическими странами. Увеличился объем товарооборота между СССР и социалистическими странами. СССР экспортировал топливо, электроэнергию, руды, металлы. СССР импортировал машины, оборудование, транспортные средства. В 1971 г. была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Она включала международное разделение труда, сближение экономик государств СЭВ, расширение товарооборота между социалистическими странами. В соответствии с планом международного разделения труда и Венгрии развивалось автобусостроение и выпуск автомобильных деталей, в ГДР – судостроение и текстильное машиностроение. Расширялись масштабы работ по совместному освоению природных ресурсов и сооружению промышленных предприятий на территории стран – членов СЭВ. В целях концентрации средств для совместного строительства был организован Международный инвестиционный банк (МИБ). При техническом содействии СССР возродились атомные электростанции в Болгарии и ГДР, реконструировался Дунайский металлургический комбинат в Венгрии, строился завод по строительству каучука в Румынии.

    Диктат со стороны ССР, навязывание союзникам по ОВД советской модели развития вызвали недовольство в странах Восточной Европы.

    Отношения внутри мировой системы социализма были осложнены вооруженным вмешательством стран-участниц ОВД (Организация стран Варшавского договора) по инициативе советского руководства в Чехословакию (1968 г.

    ) с целью остановить процесс демократических преобразований. (См. хрестоматийный материал)

    Стали осложняться отношения СССР с Китайской Народной Республикой. Весной 1969 г. произошло вооруженное столкновение между советскими и китайскими воинскими частями в районе пограничной реки Уссури. Конфликт разгорелся из-за острова Даманский, территориальная принадлежность которого четко не была определена. Инцидент едва не перерос в советско-китайскую войну. После конфликта на острове Даманском были предприняты меры по укреплению границы с Китаем. Здесь создавались новые военные округа, была увеличена численность советских войск в Монголии. СССР и развивающиеся страны. В 70-е гг. произошел крах колониальной системы, и на её обломках возникли десятки новых развивающихся стран. Эти страны были объектом борьбы СССР и США. Авторитет социализма был высок в тех странах, которые получали помощь от СССР: Сомали, Эфиопия, Ангола, Мозамбик и др. Советский Союз поддерживал кубинское военное присутствие в Анголе, оказывал помощь Народному фронту освобождения Мозамбика. Некоторые страны втянулись в длительную гражданскую войну, и нашей стране пришлось поставлять оружие и помогать военными специалистами. Борьба арабских стран с Израилем пользовалась поддержкой СССР, а США поддерживали традиционно Израиль. По-прежнему взаимоотношения между этими странами остаются напряженными. Самой жгучей проблемой этих отношений являлась палестинская. Советский Союз всегда поддерживал право палестинцев на национальную государственность. Международный кризис конца 70-х гг. К концу 70-х гг. СССР поддерживал дипломатические отношения более чем со 130 государствами. Почти половина из них составляли развивающиеся страны. СССР оказывал им значительную экономическую и научно-техническую помощь, предоставлял льготные кредиты, участвовал в подготовке квалифицированных кадров для народного хозяйства. При финансовой и технической поддержке со стороны СССР сооружались промышленные и сельскохозяйственные объекты в государствах Юго-Восточной Азии и Африки. На развитие взаимоотношений СССР и стран мира на рубеже 70-80-х гг. негативное влияние оказала советская политика в Афганистане. В 1978 г. в Афганистане в результате военного переворота пришла к власти народно-демократическая партия (НДПА). Руководство НДПА обратилось к советскому руководству с просьбой оказания военной помощи революционному движению. В декабре 1979 г. в Афганистан были направлены советские войска. Мировая общественность резко отрицательно расценила действия СССР в Афганистане. Отношения СССР со странами Запада резко ухудшились. Сенат США отказался ратифицировать подписанный с СССР договор о дальнейшем ограничении гонки ядерных вооружений (ОСВ-2). Таким образом, внешняя политика СССР в 1964-1985 гг. развивалась по пути от жесткой конфронтации с западным миром во второй половине 60-х гг. к разрядке международной напряженности в 70-е гг. и снова к обострению отношений в мире с конца 70-начала 80-х гг. Обострение международной обстановки, падение авторитета CССР на мировой арене находились в тесной взаимосвязи с нарастанием общего кризиса в административно-командной системе.

    Общество накануне перестройки. Неэффективность экономики, деформация общественно – политической жизни, социальная апатия населения вызвали озабоченность руководства страны.

    Одним из первых, кто попытался вывести страну из состояния стагнации, грозившим кризису всей стране, был ^ . В ноябре 1982 г. после кончины Л.И. Брежнева он был избран Генеральным секретарём ЦК КПСС. До этого Ю.В. Андропов в течение полутора десятилетий возглавлял Комитет государственной безопасности при Совмине СССР. Широкий резонанс в обществе вызвали мероприятия нового руководителя, связанные с кадровыми перестановками в партийных и государственных структурах. Отстранялись от работы руководители ряда министерств, не обеспечившие запросы народного хозяйства, либо уличённые во взяточничестве. В аппарат нового лидера были привлечены новые партийные работники, в числе которых находился М.С. Горбачёв, руководитель аграрного сектора ЦК партии. Пути преодоления экономических трудностей Ю.В. Андропов видел в совершенствовании руководства экономикой. Предполагалось расширить самостоятельность промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Большое внимание уделялось борьбе с коррупцией и бесхозяйственностью. Речь шла об устранении негативных явлений из жизни общества, о его демократизации. Подавляющее большинство советских людей поддерживало этот курс, направленный на наведение порядка в стране. Однако меры по наведению порядка в стране не привели к ощутимым результатам.

    После смерти Ю.В. Андропова (апрель 1984 г.) пост Генерального секретаря ЦК партии занял ^ . Новый Генеральный секретарь не стремился к проведению в стране каких- либо реформ.

    Внешняя политика СССР середины 60-х – середины 80-х гг

    Внешняя политика ссср в конце 60-х – начале 80-х гг.

  • Внешняя политика СССР в 1965-1984 гг.
  • Отношение с социалистическими странами.
  • Политика разрядки. СССР и страны Запада.
  • Политика в «третьем мире».

    Внешняя политика СССР в 1965-1984 гг.

    В октябре 1964 г., когда новое руководство
    взяло власть в свои руки, в пассиве внешней политики Хрущёва были: нарушенное единство социалистического лагеря из-за раскола с Китаем и трений с Румынией, натянутые отношения с Западом вследствие Карибского кризиса, отсутствие ощутимых результатов в отношениях со странами «третьего мира».

    Брежневское руководство поставило три приоритетные задачи в области внешней политики: устранить угрозу распада социалистического
    лагеря и ещё теснее сплотить его
    в политическом, военном и экономическом
    отношениях; нормализовать отношения между Востоком и Западом (политика «мирного сосуществования»); продолжать политику последовательной поддержки «прогрессивных» движений и режимов во всём мире. Эта политика была особенно активна в отношении стран, находившихся в непосредственной сфере влияния СССР.

    Важнейшими
    событиями советской внешней
    политики, отразившими её особенности
    в период 1965-1984 гг., были: интервенция
    в Чехословакию, подписание двух первых соглашений об ограничении стратегических вооружений во время визита Р. Никсона в Москву в мае 1972 г., вторжение Советского Союза в Афганистан.

    Отношения с социалистическими
    странами.

    Укрепление
    пошатнувшихся позиций СССР в
    социалистическом лагере и среди
    компартий «третьего мира» было первой внешнеполитической задачей Хрущёва.

    В отношении социалистических стран Восточной Европы политика советского руководства ориентировалась на предоставление несколько большей экономической и политической свободы, чем ранее.

    К власти во многих странах стали приходить более либерально настроенные коммунистические лидеры, проводились экономические реформы, которые не отвечали классическим представлениям о социализме.

    В результате в Восточной Европе советскому руководству удалось стабилизировать ситуацию и ликвидировать последствия венгерских событий 1956 г.

    Беспрецедентным примером гибкого наведения порядка стала «кадаризация» в Венгрии: несмотря на то что политическая жизнь продолжала находиться под партийным контролем, в сфере экономической политики и культуры была допущена значительная либерализация, что обеспечило почти исключительные для всей Восточной Европы условия жизни в Венгрии.

    В отношениях с восточноевропейскими социалистическими странами упор стал делаться на укрепление экономического сотрудничества и взаимные политические консультации. Наиболее отчётливо это проявлялось в деятельности Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), основной задачей которого было дополнить политическое сотрудничество экономической интеграцией.

    Несмотря
    на незначительное увеличение политической и экономической самостоятельности, взаимоотношения между социалистическими странами были далеко не равноправными. СССР по-прежнему был «старшим братом», который определял основные направления деятельности своих союзников.

    Это находило выражение в общих коллективных декларациях по различным международным вопросам, в постоянных технических консультациях, в коллективных действиях, как, например, ввод войск Варшавского Договора в Чехословакию в августе 1968 г., а также в постоянных отчётах лидеров этих стран перед советским руководством, одной из форм которых в 70-е гг.

    было прибытие в Крым на отдых (так называемые «крымские встречи»).

    В то же время были достигнуты определённые успехи в сотрудничестве социалистических стран. В 1971 г. СЭВ принял комплексную
    программу углубления сотрудничества, рассчитанную на 15-20 лет. Реально она осуществлялась 10 лет, с 1976 по 1985 г., после чего было обеспечение восточноевропейских стран дешёвыми энергоносителями и сырьём.

    Крупными совместными экономическими проектами стали строительство нефтепровода «Дружба» и газопровода «Союз», космическая программа «Интеркосмос», строительство промышленных предприятий в разных странах. Советский Союз поставил в восточноевропейские страны в 1965 г. 8,3 млн. т. нефти, в 1975 г. – около 50 млн. т., а к началу 80-х гг. – 508 млн. т.

    , причём цена на нефть была значительно ниже мировой.

    Советское руководство чётко ставило рамки, за которые внутриполитические проблемы в социалистических странах, несмотря на общий процесс либерализации, не должны были выходить. Если эти процессы перерастали установленные границы, следовали карательные меры.

    Так, правительство Дубчека в Чехословакии слишком широко открыло ворота частному предпринимательству и попыталось сократить зависимость от СССР путём сближения с западными странами. Ответом был ввод советских, немецких, болгарских и польских войск в 1968 г.

    и подавление «контрреволюции».

    Не
    менее показательны были события
    в Польше. С кризисом начала 70-х
    гг. польскому руководству удалось
    справиться самому. Однако в начале 80-х гг. антиправительственная борьба в стране развернулась с новой силой.

    Благодаря экономической, политической и военной помощи из СССР польскому руководству удалось продержаться до середины 80-х гг., при этом 13 декабря 1981 г. в стране было введено военное положение, во главе Польской объединённой рабочей партии встал генерал В. Ярузельский.

    Это прекратило забастовки и нарастание социальной нестабильности, а с другой стороны, предотвратило подготовленный уже ввод советских войск для, как утверждалось, «наведения порядка».

    Наряду
    с социалистическими странами, которые
    входили в ОВД и СЭВ, существовали социалистические государства, проводившие
    независимый внешнеполитический курс. С одними СССР поддерживал добрососедские отношения, с другими находился
    в конфронтации. Дружескими были связи с Югославией.

    На протяжении всех 60-80-х гг. югославские и советские правительства проводили в отношении друг друга политику сдержанного благожелательства, аналогичную взаимоотношениям СССР с капиталистическими странами. На фоне усиленных экономических связей политическое сотрудничество было крайне незначительно.

    Промежуточную позицию между Югославией и другими социалистическими странами занимала Румыния. Руководство страны во главе с Н.

    Чаушеску пыталось проводить независимый курс, однако в целом как внутренняя, так и внешняя политика государства соответствовала принципам социализма, поэтому советское руководство мирилось с румынской самостоятельностью.

    Отношения СССР с Китаем, а также с Албанией были серьёзно обострены. Советско-албанские отношения были разорваны ещё в 1961 г. В жёсткой конфронтации Советский Союз находился с Китайской Народной Республикой. Обострение отношений между ними началось ещё в конце 50-х гг., а в середине 60-х гг.

    , с началом «культурной революции», китайское руководство намеренно пошло на резкое ухудшение отношений с СССР. В 1965-1966 гг. из страны выехали почти все советские граждане, прекратились какие-либо экономические, культурные и тем более политические контакты. В 1969 г.

    на советско-китайской границе произошли вооружённые столкновения в районе острова Даманский (Дальний Восток) и Семипалатинска (Казахстан), когда погибли более 1 тыс. человек. На протяжении 70-х гг. Китайская Народная Республика фактически рассматривалась как потенциальный противник. Лишь после смерти Мао Цзэдуна в 1976 г.

    и смерти Л.И. Брежнева в 1982 г. контакты между двумя странами стали быстро налаживаться.

    Политика
    разрядки. СССР и
    страны Запада.

    Отношения с западноевропейскими странами носили противоречивый, но в целом
    конструктивный характер. Во второй половине 60-х гг. началась разрядка во взаимоотношениях между СССР и Францией. Президент Шарль де Голль посетил Москву летом 1966 г. В 1966—1970 гг.

    визиты французских и советских министров иностранных дел и глав правительств были продолжены. С этого времени стали быстро развиваться советско-французские экономические связи. Новый президент Франции Ж. Помпиду и Л.И. Брежнев подписали в октябре 1971 г.

    документ «Принципы сотрудничества между СССР и Францией».

    Улучшились
    отношения Советского Союза с Федеративной Республикой Германии. Осенью 1969 г. на выборах в бундестаг победу одержала СДПГ. Новое руководство страны заявило о нерушимости послевоенных границ в Европе и де-факто признало существование ГДР.

    Все это послужило основой заключения мирного договора между ФРГ и СССР в августе 1972 г. В этом договоре были подтверждены западные границы Польши и граница между ГДР и ФРГ. В последующие годы политические и экономические отношения двух стран развивались достаточно стабильно. Во второй половине 70-х гг.

    ФРГ превратилась в одного из основных внешнеэкономических партнеров Советского Союза.

    Аналогично
    развивались отношения СССР с
    большинством других европейских и неевропейских стран. Наиболее натянутыми на протяжении всего периода они были с Великобританией и Японией. Лишь после победы лейбористов в Англии в 1974 г.

    начался процесс улучшения англо-советских политических и экономических отношений. Несмотря на то что экономические связи СССР и Японии были достаточно успешными, внешне политические отношения оставались на весьма низком уровне.

    СССР так и не заключил с Японией мирного договора и, следовательно, с формальной точки зрения находился с ней в состоянии войны.

    Основная причина заключалась в том, что Япония требовала возвращения четырех островов Южно-Курильской гряды, которые СССР получил после второй мировой войны. Советский Союз, в свою очередь, отказывался вести переговоры по этому вопросу.

    В общем русле развития отношений
    между странами Западной Европы и
    СССР находились и отношения Москва — Вашингтон. Вторая половина 60-х гг. была омрачена войной США во Вьетнаме. В начале 1970 г.

    , по мере уменьшения значения вьетнамского фактора и усиления советско-китайских противоречий, обе стороны пошли на серьезное улучшение отношений.

    Немаловажным фактором было и то, что американская администрация стремилась не отстать от Западной Европы, усиленно разыгрывающей «советскую карту».

    1972 г. был годом важного поворота
    в советско-американских отношениях. Это было связано с визитом в мае президента США Р. Никсона в Москву. Начиная с этого времени и вплоть до 1975 г.

    мир жил в атмосфере разрядки напряженности и «согласия» между Соединенными Штатами и Советским Союзом.

    В результате этого визита были подписаны соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), устанавливались количественные ограничения на строительство противоракетной обороны, межконтинентальных ракет наземного базирования и на подводных лодках.

    Пиком разрядки стало состоявшееся в столице
    Финляндии Хельсинки Совещание
    по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Работа по подготовке совещания проходила в Хельсинки с 1973 по 1975 г. В июле-августе 1975 г.

    был подписан Заключительный акт Совещания, в котором приняли участие главы 33 европейских государств, а также США и Канады.

    Этот акт зафиксировал и узаконил политико-военное и социально-экономическое положение, которое сложилось в послевоенной Европе и в мире.

    За 1973-1976 гг. СССР и США обменялись визитами Руководителей государств, в ходе которых обсуждались военные, политические и экономические вопросы. За этот период общий объем советско-американской торговли увеличился в 8 раз при росте товарооборота в целом между Востоком и Западом в 5 раз.

    Не имея возможности немедленно компенсировать импорт равным объемом экспортных поставок, СССР прибег к долгосрочным кредитам и крупномасштабным соглашениям о сотрудничестве с западными фирмами. Советские руководители отдавали предпочтение ввозу последних образцов техники, поручая иностранным фирмам строительство целых заводов.

    Для американской администрации развитие такого обмена должно было иметь политически выгодные последствия: реальное включение Советского Союза в мировую экономику содействовало бы упрочению существующего мирового порядка; экономическая разрядка могла иметь своим продолжением и политическую либерализацию в СССР.

    Тем не менее Советскому Союзу не удалось получить статуса наиболее благоприятствуемой нации. По инициативе сенатора Джексона американский конгресс связал предоставление этого статуса с обязательством советского правительства снять ограничения на эмиграцию советских граждан еврейской национальности. Советское руководство сочло требование неприемлемым.

    Однако этот инцидент имел лишь символическое значение для экономики, поскольку таможенные препятствия не играли важной роли для страны, где цены на экспортную продукцию назначались независимо от ее себестоимости. В то же время ввоз современной техники в Советский Союз сильно тормозили запреты на поставку стратегического оружия в страны социалистического лагеря.

    Советско-американский торговый обмен развивался главным образом за счет массовых закупок Советским Союзом зерна. Несмотря на многочисленные плюсы от развития обмена между Востоком и Западом, в СССР зазвучали голоса против политики разрядки. Оппозиционное новому курсу течение заявило о себе уже в 1974 г.

    В свою очередь, к концу 70-х гг. стало
    ухудшаться отношение Запада к сотрудничеству с Востоком. Ярким проявлением этого процесса стал отказ американского Сената ратифицировать договор о дальнейшем ограничении гонки вооружений (ОСВ-2) (подписанный в Beне в июне 1979 г.

    ), а также «двойное решение» НАТО о размещении в Западной Европе американских ракет средней дальности, ввод советских войск в Афганистан. В начале 80-х гг. практически прекратились конструктивные контакты с западными странами. США даже ввели в 1980 г.

    как санкции против советских действий в Афганистане эмбарго на поставки зерна в СССР. В средствах массовой пропаганды социалистических и капиталистических стран возобладали термины периода «холодной войны». Нагнетание международной обстановки происходило всю первую половину 80-х гг.

    , вплоть до прихода к власти М.С. Горбачева.

    Ссср во второй половине 60-х начале 80-х гг. хх в

    Внешняя политика ссср в конце 60-х – начале 80-х гг.

    Свержение Н. С.Хрущева и поиски политического курса. В нача­ле 60-х гг. хх в. политика Хрущева, его Постоянные преобразова­ния вызывали неприятие и среди большинства простых людей и среди части высшего руководства страны.

    Особенно недовольны были представители партийных органов принятым решением о периодической ротации (смене) части руководящих партийных работников. Преобразования Н. С. Хрущева закончились вместе с его отставкой. 14-15 октября 1964 г. прошел Пленум ЦК КПСС сместивший Н. С. Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС председателя Совета Министров СССР.

    Первым секретарем ЦК КПСС был назначен Л.И.Брежнев Многие стали уставать от постоянных инициатив Хрущева в обществе появилась тяга к стабильности. Брежнев вполне отвечал этому настроению: он не увлекался реформами.

    С трибун еще го­ворили о продолжении курса, намеченного ХХ и ХХII съездами однако в самом Политбюро возникли замыслы возвращения к Bpeменам Сталина. Основой деятельности нового руководства была концепция развитого социализма, разработанная еще в 60-е гг. ХХ в. Развитой социализм трактовался как обязательный этап в развитии совет­ского общества.

    Со страниц партийной печати исчезла критика сталинского времени, прекратилась реабилитация жертв полити­ческих процессов. Распространялись слухи, что последует полити­ческая реабилитация Сталина. Однако этого не случилось так как костяк Политбюро составляли люди, которые помнили 30

    40-e гг. ХХ в. И не желали их повторения.

    Жизнь общества внешне стано­вилась размеренной и Спокойной. Сразу после ХХIII съезда КПСС (1966 г.) началось выдвиже­ние Брежнева на ключевые посты. С годами он стал Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Президиума Верховного Совета СССР, Председателем Совета Обороны и т. п.

    Власть и общество. КПСС по-прежнему контролировала все СТОРОНЫ жизни страны. Ни один серьезный вопрос хозяйствен­ной и культурной жизни не мог быть решен без согласования с партийными органами. К середине 80-х гг. хх в. КПСС насчитыва­ла около 19 млн.

    человек и считалась руководящей и направляю­щей силой всего народа. Вступление в нее являлось заветной меч­той многих людей, поскольку сулило им доступ к определенным профессиям, должностям и другим льготам. Но доступ в КПСС, будучи практически свободным, для рабочих, ограничивался для представителей интеллигенции.

    Во время правления Брежнева значительно выросло число ми­нистерств с 29 (1965 г.) до 160 (в середине 80-х гг. ХХ в. Многие министерства имели свои главки, в которых работали тысячи чи­новников. Принцип «стабильности кадров» характерен был прежде всего для самого Политбюро, из которого члены ВЫВОДИЛИСЬ крайне редко.

    Их средний возраст к началу 80-х гг. хх в. превышал 70 лет. Заседания Политбюро носили формальный характер, на них лишь утверждали подготовленные решения, и длились они иногда 15­20 минут. Несмотря на консерватизм Политбюро, оно не могло не счи­таться с велением времени.

    Поэтому на партийных пленумах и съездах принимались резолюции о демократизации общественной жизни, о борьбе с бюрократизмом, о расширении прав Советов. Так, в ведение сельских Советов перешли вопросы, которые ра­нее решали районные Советы. Наконец, в 1972 г. был принят За­кон о полномочиях депутатов Советов.

    Но большой роли в жизни общества Советы не играли и зачастую служили лишь прикрыти­ем для принятых партийных решений. В октябре 1977 г. состоялась внеочередная сессия Верховного Совета СССР, где была принята новая Конституция. В ее основу легла концепция «развитого социализма».

    Главным принципом власти объявлялось полновластие народа, а политическую основу государства составляли Советы. Во главе системы стоял Верхов­ный Совет СССР, ядром политической системы социалистиче­ского общества была Коммунистическая партия.

    Реформа 1965 г. и ее результаты. Несмотря на то, что Советский Союз являлся великой державой и имел одну из самых мощных армий мира, уже в 60-е гг. хх в. стали отчетливо заметны первые признаки политического и экономического кризиса. В 60-е гг. хх в. система, ранее провозглашавшая принципы ра­венства, начала саморазлагаться.

    Все больше людей в Советском Союзе желали иметь автомобили, дачи, модные вещи, совершать поездки за границу, делать то, что раньше считалось символом мещанства и осуждалось официальной пропагандой. Предпринимались попытки структурных перестроек экономи­ки, ее усовершенствования. Они начались в марте 1965 г. с реформ в аграрном секторе.

    Было принято решение об изменении практи­ки планирования и заготовок сельскохозяйственной продукции. Ее стали закупать по твердым ценам, составленным с учетом особенностей отдельных районов страны. При поставке продукции сверх плана выплачивалась пятипроцентная надбавка, подобная же надбавка полагал ась и за поставку скота. Со слабых колхозов списывались задолженности.

    Были снижены налоги с подсобных хозяйств колхозников. Однако все эти мероприятия не могли пол­ностью поправить положение на селе. Предпосылки хозяйственной реформы 1965 Г., связанной с деятельностью председателя Совета министров СССР А. Н. Косы­гина, складывались в процессе экономических экспериментов.

    Переломным моментом в осуществлении экономической рефор­мы стал сентябрьский Пленум ЦККПСС 1965 г. Предприятия и объединения переводились на хозрасчет. Вводилась оптовая тор­говля продукцией производства. Оптовые цены приближались к розничным.

    На пленуме были подвергнуты резкой критике недо­четы в планировании отраслей народного хозяйства, где успехи оцени вались по количеству выпущенной валовой продукции. Это во многом сдерживало технический прогресс и не способствовало улучшению качества выпускаемых товаров.

    Было признано необходимым ограничить централизованное планирование несколькими показателями (объем реализованной продукции, фонд заработной платы, прибыль). Главным в проводимой реформе был переход от вала к объему реализованной про­дукции.

    Теперь предприятия сами планировали свои показатели роста производительности труда, снижение себестоимости, устанавлива­ли величину средней заработной платы своим рабочим и служащим. Руководители предприятий получили возможность распоряжать­ся полученной прибылью и использовать ее для переоснащения своего предприятия новой техникой, а также направлять полу­ченные средства на повышение заработной платы. По многим показателям восьмая пятилетка (1965 – 1970) стала лучшей из всех за послевоенные годы, в стране удалось приоста­новить снижение темпов роста производства.

    Формирование «механизмов торможения».Переход на новые условия хозяйствования проходил с большим трудом. Министер­ства и их многочисленные главки продолжали работать по-преж­нему, согласовывая все принимаемые решения с отраслевыми отделами ЦК КПСС.

    В свою очередь, руководители предприятий воспользовались предоставленной возможностью для занижения производственных планов и завышения заработной платы для своих рабочих и слу­жащих, что вело к диспропорциям в росте производительности труда и заработной платы.

    Это вынудило правительство искать средства для латания дыр в бюджете страны с помощью фондов предприятий, что сразу же свело на нет весь смысл проводимой реформы, главной особенностью которой было предоставление хозяйственникам права сво­бодно распоряжаться фондами своих предприятий. Ряд основных положений реформы не сработал. Во всех странах мира на рубеже 70-80-х п. хх В.

    проходил новый этап научно-технической революции (НТР), связанный с широким внедрени­ем в промышленность и быт микроэлектронной техники. Совет­ский Союз отставал в развитии новых технологий от США и ев­ропейских стран, а также Японии и Южной Кореи. Экономика СССР 130 многом держал ась на добыче, а затем продаже западным державам сырья.

    Долгое время покорение космоса было национальной гордостью Советского Союза. На развитие космической индустрии вы­делялось огромное количество государственных средств. Но уже в июле 1969 г. США заявили о высадке астронавтов на Луне, что сразу же показало относительное отставание Советского Союза в ранее приоритетной области.

    Предприятия, по-прежнему настроенные на выпуск валовой продукции (несмотря на реформу 1965 г.), мало нуждались в на­учных разработках, проводящихся в научно-исследовательских институтах, а те, в свою очередь, нередко занимались проблема­ми, далекими от реальных нужд производства.

    Вместо техниче­ского перевооружения предприятий министерства предпочитали возводить новые предприятия-гиганты, объединяющие производ­ственные мощности с научными предприятиями (НПО), надеясь слить в этом процессе науку с производством. Однако добиться этого не удалось. На многих производствах преобладал ручной и малоквалифицированный труд.

    Лишь некоторые заводы (ВАЗ, КАМАЗ) соот­ветствовали мировым стандартам, но построены они были запад­ными специалистами и оснащены импортным оборудованием. Неэффективность экономики и социальная апатия населения вызвали глубокую озабоченность руководства страны. Предпринимались меры по устранению отрицательных явлений в экономике и политике.

    В документах декларировалась борьба с взяточничеством и спекуляцией. Правда, реальных шагов почти не предпринималось. Одним из первых, кто попытался реально улучшить положение, был преемник Л. Брежнева Ю.Андропов. Придя к власти в 1982 г., он провел кадровые перестановки в партийных структу­рах, отстранил от работы тех руководителей, которые были обви­нены в коррупции. После смерти Андропова к власти пришел К. Черненко, который в силу солидного возраста не проводил в стране значительных реформ.

    Диссиденты.Ответом на господство во всех сферах общества коммунистической идеологии явилось возникновение в конце 50-х гг. ХХ в. неформальных объединений, кружков.

    Вначале представите­ли этих движений пытались бороться за улучшение советской си­стемы, против отдельных ее недостатков, но затем перешли к оказанию сопротивления властям и начали бороться за свержение коммунистического режима. Слово «диссидент» в переводе с латыни означает «несоглас­ный», или В переносном смысле «инакомыслящий».

    Количество диссидентов было невелико. Это были или отдельные критически мыслящие личности, или небольшие группы. Основная масса на­селения в 60 – 70-е п. ХХ в. не поддерживала идей диссидентов.

    Между тем диссиденты составляли собственные программы, вы­двигали требования от улучшения жилищных условий до полити­ческих свободы слова, печати, освобождения политических за­ключенных. Немалую роль в становлении диссидентского движе­ния сыграл процесс над писателями Ю.Даниэлем и А. Синявским за публикацию ими на Западе литературных произведений.

    По­добные произведения появились в «самиздатских» изданиях «Вече», «Поиски», «Память». Они печатались на пишущих машинках и распространялись затем среди читателей, число которых непре­рывно росло. «Западническое» направление диссидентской борьбы факти­чески возглавлял академик А.Д Сахаров – сторонник сближения капитализма с социализмом.

    Движение сторонников возвращения к православной монархии, существовавшей в России до 1917 г., возглавил А. И. Солженицын. К 70-м п. ХХ в. движение переходит на новый этап – правоза­щитный. Правозащитники отстаивали права той или иной группы населения. После общеевропейской конференции в Хельсинки в 1975 г.

    в Москве образовалась группа содействия выполнению Хель­синкских соглашений во главе с физиком Ю. Орловым. Группа со­бирала сведения о нарушениях прав человека в Советском Союзе, которые затем направляла главам европейских стран. Деятельность группы Орлова продолжалась недолго, и в скором времени ее уча­стники были арестованы, приговорены к различным срокам тю­ремного заключения. Многие правозащитники затем покинули Советский Союз или были высланы за границу.

    Социальная политика.Несмотря на то, что численность рабочих по-прежнему увеличивалась, этот процесс шел за счет выходцев из сельской местности.

    Происходил рост числа инженерно-техни­ческих работников, получивших высшее образование в самых раз­нообразных институтах, количество которых резко увеличивалось. Города испытывали острую нехватку рабочих кадров.

    В Москве, Ленинграде и ряде крупных городов было создано множество НИИ,в которых отсиживали свое рабочее время люди с высшим обра­зованием. Не находя применения своим знаниям, они искали но­вые источники доходов.

    Проводя социальную политику, государство старалось улучшить условия жизни трудящихся. Оно подняло зарплату низкооплачи­ваемым работникам, увеличило пенсии по инвалидности и старо­сти. Государство продолжало практиковать продажу товаров дли­тельного пользования в кредит.

    Внешняя политика.В 60-е п. хх в. Восточная Европа находилась под полным контролем СССР, а Западная – в военно-полити­ческом и экономическом союзе с США. Основным объектом борь­бы СССР и США были страны «третьего мира», которые образо­вались в результате развала колониальной системы.

    СССР и США избегали прямого военного столкновения, но соперничество было достаточно острым, и небольшие военные конфликты все же возникали. Тем не менее, отношения с капиталистическими странами постепенно приобретали все более конструктивный характер. С сере­дины 60-х п. ХХ в. начали развиваться разнообразные связи Францией.

    Это стало началом политики разрядки международной напряженности. Особое значение имело состоявшееся в 1975 г. в Хельсинки Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Значительный прогресс был достигнут в процессе взаимных договоренностей между СССР и США.

    Был принят ряд соглаше­ний, в которых устанавливались принципы советско-американ­ских взаимоотношений в сфере вооружений, что снижало угрозу войны. Но во второй половине 70-х П. разрядка пошла на убыль. Усиливались разногласия между СССР и КНР. На советско-китайской границе происходили вооруженные столкновения.

    От­ношения между странами нормализовались лишь после смерти Мао Цзэдуна и Л. И. Брежнева. Авторитет социализма оставался высоким преимущественно в тех странах, которые получали помощь от СССР. Советский Союз поддерживал кубинское военное присутствие в Анголе, оказывал помощь Народному фронту освобождения Мозамбика.

    Затем по: следовало вмешательство в конфликт между Сомали и Эфиопией на стороне последней, что позволило СССР еще более укрепиться в Африке. Ввод советских войск в Афганистан, начавшиеся в конце 1979 г., нанес существенный удар по политике разрядки.

    Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 1504; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

    240,Внешняя политика при Брежневе (кратко)

    Новому руководству СССР во главе с Л.И. Брежневым, пришедшему к власти в 1964 году, достались многие проблемные вопросы внешней политики. Карибский кризис резко ухудшил отношения с Западом. Социалистический лагерь терял свои позиции из-за нежелания Китая и Румынии признавать новую политику Советского государства. Стремление СССР склонить на свою сторону государства «третьего мира» не приносило желаемого результата. Правительству Брежнева предстояло решать эти сложные вопросы.

    Отношения с социалистическими странами

    В эти годы формируется так называемая доктрина Брежнева. Цель этого курса заключалась в ограничении независимости по отношению к социалистическим странам. Если возникала угроза для социализма со стороны сил империализма, всем странам социалистического содружество необходимо было выступить как единый фронт оказавши социалистической стране нуждающейся в поддержке, братскую помощь, включая и военную. Применение этой доктрины очень четко прослеживалось в событиях, которые произошли в Чехословакии в 1968 году. Начавшиеся здесь массовые выступления несли антисоветский характер. Этому способствовала внутренняя политика вновь избранного генерального секретаря. Советское правительство вело долгие переговоры с ним, которые в итоге ни к чему не привели. И в результате начавшейся операции был произведен ввод Советских войск в Чехословакию.В результате генсек был смещен, а Запад потерял последнюю надежду в попытке развалить Организацию Варшавского договора.

    СССР планировал ввод своих войск и в Польшу. Там из-за роста антисоветских настроений происходит смена власти. Это приводит к большому долгу страны. И волнения еще больше увеличиваются. Влияние Советского Союза во всех происходящих событиях было очевидно. В стране вводится военное положение. И конфликт приходит к своему завершению без ввода советских войск.

    Китай, обвиняя СССР в империализме, никак не хотел налаживать отношения с СССР. В 1969 г. эта неясность завершились вооруженным конфликтом на границе, на территории острова Даманский. Китай заявил о своей собственности на территорию этого острова. Военные столкновения продолжались со 2 по 21 марта 1969 г. В итоге его границы были восстановлены в пользу СССР.

    Были страны социализма, которые вели курс независимой внешней политики. С некоторыми СССР поддерживал дружбу и сотрудничество, а были и такие с которыми велись активные противоборства. Например очень дружескими были отношения с Югославией.

    Правительство Брежнева чётко ограничивало рамки, за которые проблемы внутренней политики в социалистических странах, несмотря на общий процесс либерализации, не должны были выходить. Если эти процессы превышали установленные нормы, вводились санкции.

    Внутренняя политика Брежнева

    «Эпоха застоя» — так характеризуют публицисты экономическое и политическое состояние СССР в период правления Л. И. Брежнева (с 1964 по 1982 годы). Консерватизм и отсутствие политической дальновидности генсека Брежнева приближали советскую экономику к развалу. Он отдавал особое предпочтение развитию военно-промышленного комплекса, на что растрачивалась основная часть бюджетных средств. Был создан мощный комплекс, но это негативно отразилось на экономике в целом и усугубило кризис в стране. Происходит замедление научно-технического прогресса, экономические реформы «замораживают», резко снижаются темпы роста сельского хозяйства и промышленности. Все эти факторы стали приводить Советский Союз к отставанию в развитии от лидеров мировых держав. В это же время внутриполитическая ситуация складывалась не лучшим образом. Принимается новая Конституция СССР. В основном законе страны говорилось о полновластии народа, как о главном принципе власти. На деле же все обстояло иначе. При Брежневе возрастает и усиливается бюрократический аппарат. Партийцы и приближенные Леонида Ильича свободно занимаются произволом, казнокрадством, злоупотребляют служебным положением. Процветает коррупция среди чиновников. Активно ведется борьба с инакомыслящими. Под руководством Брежнева органами государственной безопасности применяются репрессивные меры в отношении членов правозащитных движений. Ужесточается цензура. Возобновляется преследование литературных деятелей за их произведения. Однако помимо негативных моментов во внутренней политике СССР, следует выделить такое важное историческое событие, как первый выход человека в открытый космос (1965 г.).

    Развитие отношений с политическими противниками

    Эпоха Брежнева длительное время сопровождалась разрядкой напряженности. Основными событиями во внешней политике СССР, которые привели к улучшению отношений с Западом, можно считать:

    • встречи с лидерами США в 1972 году, которые обозначили курс на снижение напряженности между двумя ядерными державами. Были подписаны важные договора об ограничении стратегического вооружения, осуществлена программа совместного пилотируемого космического полета «Союз – Аполлон»;
    • позитивные моменты в отношениях с ведущими европейскими капиталистическими странами: Великобританией, Западной Германией, Францией, Италией. ФРГ признала ГДР, а СССР признал послевоенные границы этих стран;
    • подписание документов в 1975 году на совещании по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки. Государства Европы договорились о мирном решении споров, невмешательстве в дела других стран, уважении прав человека и решили вопросы взаимовыгодного сотрудничества.

    Однако, ввод советских войск в Афганистан в конце 1979 года сделал все политические завоевания бесполезными. США разорвали сотрудничество с СССР и организовали бойкот Олимпиады в Москве. Советский Союз был втянут в гонку вооружений, которая быстро разрушила экономику страны.

    Внешняя политика СССР при Брежневе

    Отношения с развивающимися странами

    В ходе конфликта на Ближнем Востоке СССР активно помогает Палестине бороться против Израиля, поставляя туда военные самолеты и вертолеты.В войне Египта и Израиля, Москва готова была направить на помощь Египту и Сирии любое количество войск. СССР вооружал парию Арабского социалистического возрождения и одного из её лидеров Саддама Хусейна, который из-за территориальных споров, начал Ирано-иракскую войну 1980- 88 гг. В 1972 г. СССР подписал договор о дружбе и сотрудничестве с Ливией. Лидер Ливийской революции полковник Муамар Каддафи стал практически бесплатно получать советское оружие. Огромное влияние имело правительство Брежнева на ход индо-пакистанского конфликта. Советский союз поддерживает национально-освободительные движения, которые проходят во многих странах Африки. В Алжире военная техника и вооружение практически все было советского производства. А сотни алжирских специалистов и военных прошли обучение в СССР. Присутствие Москвы в виде военной техники и военных специалистов ощутило на себе очень большое число стран «третьего мира». Вершиной решения советско-американских противостояний было участие советских войск в Афганистане.Эта война привела к обострению холодной войны. Советско-американские отношения были прерваны на 6 лет. Усилия направленные на рост гонки вооружений, разрушали бюджет СССР, превышала всякий здравый смысл. Мир стоял на пороге глобальной ядерной катастрофы.

    Îëèìïèéñêèå èãðû

    XXII ëåòíÿÿ Îëèìïèàäà ïðîøëà â Ìîñêâå ñ 19 èþëÿ ïî 3 àâãóñòà 1980 ãîäà. Îêîëî 50-òè ñòðàí áîéêîòèðîâàëè XXII Îëèìïèéñêèå èãðû èç-çà ñèòóàöèè â Àôãàíèñòàíå, õîòÿ ñïîðòñìåíû áîëüøèíñòâà ýòèõ ñòðàí âñå æå ïðèåõàëè è ó÷àñòâîâàëè â ñîðåâíîâàíèÿõ íå ïîä íàöèîíàëüíûì, à ïîä îëèìïèéñêèì ôëàãîì (â îòâåò ÑÑÑÐ áîéêîòèðîâàë ñëåäóþùóþ XXIII Îëèìïèàäó â Ëîñ-Àíäæåëåñå â 1984 ãîäó).  õîäå ñîðåâíîâàíèé áûëî ðàçûãðàíî 203 êîìïëåêòà ìåäàëåé, óñòàíîâëåíî 74 îëèìïèéñêèõ ðåêîðäà, è 36 – ìèðîâûõ. 1 ìåñòî ïî êîëè÷åñòâó íàãðàä çàíÿë ÑÑÑÐ (195 ìåäàëåé, èç íèõ – 80 çîëîòûõ).  ïåðâîé äåñÿòêå áûëè òàêæå ÃÄÐ, Áîëãàðèÿ, Êóáà, Èòàëèÿ, Âåíãðèÿ, Ðóìûíèÿ, Ôðàíöèÿ, Âåëèêîáðèòàíèÿ è Ïîëüøà.

    23 ìàðòà 1982 ãîäà íà àâèàçàâîäå â Òàøêåíòå íà Ëåîíèäà Èëüè÷à îáðóøèëèñü ëåñà ñ ëþäüìè, è ñ íîâîé òðàâìîé åãî çäîðîâüå (è áåç òîãî íå â ëó÷øåì ñîñòîÿíèè) áûëî ñîâñåì ïîäîðâàíî.

    10 íîÿáðÿ 1982 ãîäà ãåíåðàëüíûé ñåêðåòàðü ÖÊ ÊÏÑÑ, ïî îôèöèàëüíîé âåðñèè, óìåð âî ñíå îò ñåðäå÷íîãî ïðèñòóïà è áûë òîðæåñòâåííî ïîõîðîíåí ó Êðåìëåâñêîé ñòåíû ðÿäîì ñî Ñòàëèíûì.

    Основные достижения и события

    • 1953 год – договор с США о прекращении военных действий на территории Кореи. Окончание корейской войны.
    • Февраль 1954 года – 20 съезд ЦК КПСС.

    Известен, прежде всего, смелыми заявлениями Хрущева, охарактеризованными впоследствии как осуждение культа личности И. Сталина. Этот факт в очередной раз доказывает, что Хрущев выбрал для своей политики абсолютно новое направление. На внешнеполитической арене данные заявления сказались следующим образом:

    • вызвали поддержку среди демократических государств, таких как США (появились идеи того, что борьба капитализма с социализмом может быть не такой радикальной)
    • получили осуждение со стороны Китая, Югославии, Албании и других стран социалистического лагеря. Событие создало немалый общественный резонанс: несогласные с критикой Сталина устраивали демонстрации и митинги (Тбилисские беспорядки 1956 года)
    • 1961 год – Берлинский кризис и возведение Берлинской стены. Выступления Хрущева против милитаризации крупнейших мировых держав оказались недостаточно убедительными и породили новые столкновения капиталистов (ФРГ под политическим и военным контролем США) с социалистами (ГДР под контролем СССР).
    • 12 апреля 1961 года – запуск первого человека в космос. Усиление позиций СССР на международной арене.
    • 1962 год — Карибский кризис.

    Высшая точка противостояния СССР и США. Его причиной стала тайная установка советских ядерных ракет на территории Кубы, в ответ на установленные Америкой в Турции (возле советской границы). По мнению историков, неудачное разрешение конфликта могло привести к началу Третьей мировой войны. Этого, к счастью, не случилось, более того, по итогам переговоров, было положено начало прекращению «холодной войны» между СССР и США.

    • 1963 год – подписание договора о запрете проведения ядерных испытаний на земле, под водой и в космосе. Прямое следствие Карибского кризиса. Также Хрущев активно выступал за мораторий на использование ядерного оружия и разоружение США, СССР и Великобритании.

    Основные направления и реформы

    Хрущев в своем внешнеполитическом курсе выбрал три основных направления:

    • Запад – США и Европа
    • Ближний восток и Африка – Индия, Алжир, Непал, Афганистан, Египет
    • «социалистический лагерь» – Китай, Албания, Грузия, Югославия

    В первых двух первый секретарь ЦК КПСС преуспел. Здесь были проведены успешные реформы, связанные с:

    • сглаживанием конфликтов между социалистами и капиталистами;
    • укреплением экономических позиций СССР на международной арене, улучшением торговых отношений (за счет проведения экономических и аграрных реформ внутри страны);
    • постепенной интеграцией западных направлений в культурную жизнь СССР (падение «железного занавеса»).

    В последнем же Хрущев потерпел неудачу. Острой критикой в адрес Сталина, высоко ценимого в странах социалистического содружества, он спровоцировал массовые выступления недовольных граждан.

    Основные проблемы

    Историки отмечают, что главной проблемой политики Хрущева были непоследовательность, сумбурность, незавершенность многих его реформ, как внутриполитических, так и внешне. Связано это с поиском новых путей для развития страны после разрушительной террористической политики Сталина. Ярое сопротивления новому курсу развития высказывали консерваторы, тоже имевшие доступ к государственной власти. Не исключаются к тому же ошибки и просчеты самого Хрущева и его приближенных.

    Основные выводы и итоги

    Окончательную оценочную характеристику внешней политике Хрущева дать трудно –слишком противоречива. Во многом она оказалась успешной (улучшение отношений с Западом, Ближним Востоком, Африкой).

    Некоторые действия Хрущева (резкая критика сталинской деятельности, установка ядерных ракет на Кубе, возведение Берлинской стены) вызвали бурную негативную реакцию отдельных представителей международного сообщества. В итоге наладить отношения со всем миром не получилось.

    Вслед за «хрущевской оттепелью» в истории развития советского государства наступила «эпоха застоя». Так именуют время правления Леонида Ильича Брежнева. Но несмотря на это, сходства политики Хрущева и Брежнева есть. Что любил выпить Хрущев во время своего правления.

    Сравнить внешнюю политику Хрущева и Брежнева можно в таблице

    Политика Хрущева Политика Брежнева
    Сходства налаживание отношений с США, стремление к сглаживанию конфликтов меду СССР и Америкой продолжение смягчения отношений с Западом
    подписание Договора о частичном запрете ядерных испытаний Договор о противоракетной обороне
    установление контактов со странами Востока (Непал, Алжир, Индия) и Африки (Египет) расширение дипломатического и политического влияния на Ближнем Востоке и в странах Африки
    Различия основной упор во внешней политике делался на отказ от ядерного оружия, многие другие международные проблемы игнорировались было поставлено больше целей, касающихся торговых отношений, разоружения, предотвращения кризисов и соглашений в области прав человека
    стремление Хрущева к уменьшению мировых военных запасов ради прекращения текущих войн и предотвращения будущих сокращение количественных различий между военными силами США и СССР, увеличение расходов на оборону

    Проведя сравнительный анализ, выясняется, что Брежнев в своей политической деятельности продолжал курс, заданный Хрущевым, попутно расширяя и дополняя его.

    https://facenewss.ru/uncategorized/vneshniaia-politika-sssr-v-konce-60-h-nachale-80-h-gg

    240,Внешняя политика при Брежневе (кратко)