Содержание
Конфликты в межличностной коммуникации и способы их предупреждения
Влияние воспитания в семье на конфликтность ребенка
Первый социум, в который попадает новорожденный ребенок – это его семья. Все, что происходит внутри семьи, для маленького человечка является образцом, эталоном поведения, не терпящим альтернативы. Здесь он осваивает навыки межличностного взаимодействия по примеру подражания родителям, в том числе и способы поведения в конфликтных ситуациях.
Мировая практика педагогической и психологической помощи детям и их родителям показывает, насколько велико влияние взрослых на развитие ребенка. Стиль родительского взаимоотношения непроизвольно запечатлевается в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, как правило, бессознательно. Важно отметить, что на результаты воспитания оказывают непосредственное влияние личностные качества родителей.
Важно знать, когда:
- ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть;
- ребёнок живёт во вражде – он учится быть агрессивным;
- ребёнок живёт в упрёках – он учится жить с чувством вины;
- ребенок растет в терпимости – он учится понимать других;
- ребенка хвалят – он учится быть благородным:
- ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей;
- ребенка поддерживают – он учится ценить себя;
- ребёнка высмеивают – он учится быть замкнутым;
- ребенок живет в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в этом мире.
Причины межличностных конфликтов
Существует множество причин межличностных конфликтов, вот некоторые из них:
- отсутствие гибкости и следование сомнительным стереотипам в воспитании детей
- особенности возраста
- несовпадение взглядов на жизнь
- различия в целях
- различия в ценностях
- различия в манере поведения и жизненном опыте
- личностные особенности участников столкновений
Способы урегулирования межличностных конфликтов
Существуют определенные методы по урегулированию межличностных конфликтов, их следует использовать:
- не отвечать агрессией на агрессию
- не оскорблять и не унижать оппонента
- дать возможность оппоненту высказаться, внимательно выслушать его претензии
- стараться выразить своё понимание и соучастие в связи с возникшими у оппонента трудностями
- не делать скоропалительных выводов, не давать поспешных советов – ситуация всегда бывает гораздо сложней, чем кажется на первый взгляд
- предложить оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке. Если обстоятельства позволяют, то попросить дать время, чтобы лучше обдумать полученную информацию
Роль учителя в конфликте
- Учителя довольно часто оказываются свидетелями конфликтов между учащимися и, обладая достаточной властью, могут в них вмешиваться.
- Но стоит ли вмешиваться буквально в каждый конфликт?
- В некоторые конфликты учитель обязан вмешаться, а от вмешательства в другие ему, наоборот, лучше воздержаться.
- В какие именно необходимо вмешиваться, а в какие не стоит? Чётких указаний относительно этого нет. Каждый раз на этот сложный вопрос учитель отвечает по-новому, исходя из своего жизненного опыта.
- Однозначно можно утверждать следующее: если конфликт угрожает здоровью учащихся или препятствует плодотворной учебной работе, то вмешательство необходимо.
- Также учителям следует проводить индивидуальные, групповые беседы, в которых следует использовать метод убеждения. Нужно проявлять внимание и уважительное отношение к каждому ребенку, понять его ситуацию, мысленно ставить себя на его место, давать каждому выговориться и делать упор на его положительные качества.
Действенные методы воспитания
Процесс воспитания характеризуется применением групп методов, среди которых:
- поощрение (словесное, материальное)
- одобрение
- похвала
- награда (поездка на отдых, развлечение и т.д.)
- требование (указ, приказ, намек, совет, просьба)
- показ перспективы (близкая, средняя, дальняя)
- наказание (словесное суждение,наложение дополнительных обязанностей, оценка действия и поведения ребенка, выражение своего отношения по поводу совершенного ребенком поступка)
- конструктивная критика
Суть и примеры разногласий
Межличностным конфликтом называется разногласие между отдельными индивидуумами в ходе взаимообщения. Обычно во время подобного столкновения начинается обмен обвинениями.
Каждая сторона считает себя полностью правой, вся вина перекладывается на партнера, с которым и начались разногласия. Ситуацию подобная позиция не решает. По мере выдвижения все новых обвинений конфликт разгорается еще больше.
Самым ярким примером такого столкновения является библейский пример Каина и Авеля. Младший брат из-за чувства зависти к нему оказался убит.
Примеров межличностных столкновений в истории и литературе немало, от столкновения на бытовом уровне до разногласий между руководителями государств по поводу будущего стран.
Истории известен конфликт между Иванов Грозным и его сыном. В ходе столкновения интересов царевич погиб.
Нередко двусторонний конфликт лежит в основе литературных произведений. Классической является конфликтная ситуация между Онегиным и Ленским. Итогом стало убийство последнего.
В повести Пушкина «Гробовщик» из-за насмешек над родом деятельности главного действующего лица начинаются разногласия между ним и группой ремесленников.
Столкновением устаревших установок одного поколения с более передовыми воззрениями другого обусловлено развитие сюжета романа Тургенева «Отцы и дети».
Практическое изучение стратегий поведения в конфликте
Для выявления стратегий поведения в конфликте, был проведен опрос среди учеников 11 Б класса. Данный опрос выявит, какую стратегию используют чаще всего, а к какой прибегают реже.
Было проведено исследование «Выявление стратегий поведения в конфликте учащихся 11б класса» с использованием методики « Тест Томаса». В опросе приняли участие 24 человека. Результаты были проанализированы, что позволило сделать выводы.
Методика Томаса
1) Тест К. Томаса позволяет выявить стиль поведения в конфликтной ситуации. Опросник Томаса показывает типичную реакцию на конфликт, а также дает информацию о способах разрешения конфликтной ситуации.
2) Существует 5 типов поведения в конфликте:соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.
Соперничество состоит в навязывании другой стороне выгодного для себя решения. Тот,кто выбирает эту стратегию поведения, оценивает свои интересы в конфликте как высокие, а интересы соперника — как низкие. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения.
Стратегия избегания отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. По сути, это взаимная уступка. Избегая, участник находится в ситуации конфликта, но не пытается его разрешить.
Человек, придерживающийся данной стратегии, также стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая, т.е. человек, принимающий стратегию приспособления, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника.
Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки.Стратегия компромисса не только не портит межличностные отношения, но и способствует их положительному развитию.
Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений. Сотрудничество (проблемно-решающая стратегия) предполагает поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны.
Выявление стратегий поведения в конфликте
- В 11б классе преобладающим типом поведения является приспособление (33%)
- Пятая часть опрошенных (22%) способны к сотрудничеству
- Порядка трети опрошенных прибегают к наименее эффективным методам урегулирования конфликтов: соперничество (11%) и избегание (17%)
- Исходя из этого, можно предположить, что в классе конфликтные ситуации возникают нечасто, но достаточно большая группа ребят могут испытывать трудности при урегулировании межличностных конфликтов и нуждаются в совершенствовании своих коммуникативных навыков.
Ролевые
Конфликты ролевые начинаются из-за пренебрежения одной либо обеими сторонами разногласий правилами общения и поведения. Вероятным поводом может стать нарушение этикета либо делового договора. Ситуация приводит к взаимным упрекам, претензиям.
Высок риск нарушения правил теми, кто приходит в новый коллектив и еще не знаком с правилами. Вполне вероятно, что правила поведения нарушаются сознательно.
Таким образом сторона демонстрирует, что сложившаяся ситуация ее не устраивает, необходим пересмотр. Нередко подростки начинают хамить родителям. Так они заявляют, что с существующими правилами не согласны.
У конфликта всегда есть две стороны. Первая – объект разногласий. Вторая – психологический аспект. К ней относят воспитание участников, уровень их интеллекта. Этим и отличаются межличностные разногласия от политических.
Столкновения между индивидуумами всегда непохожи друг на друга. Они захватывают людей полностью, заставляя проявлять все способности.
Выявление стратегий поведения в конфликте
Продукт проекта: продуктом проекта является букле тдля школьников, родителей и учителей, в котором содержится
следующая информация:
Рекомендации родителям по улучшению детско-родительских отношений:
- Никогда не воспитывайте в плохом настроении
- Оценивайте поступок, а не личность, умейте видеть в детях хорошее, разрешайте конфликты мирно, ведь «худой мир, лучше доброй ссоры»
- Минуты сильнейшего раздражения на ребёнка сядьте напротив него и пристально в течение минуты разглядывайте его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нём свои чёрточки. Как вы думаете, чем это закончится?
- Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, чаще улыбайтесь, общайтесь с детьми
- Будьте более внимательными, отзывчивыми к своим детям, обсуждайте правила поведения своих детей
- Радуйтесь успехам ребенка, не раздражайтесь в момент его временных неудач
- Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни
- Прислушивайтесь к мнению детей, уважайте их позицию
- Создавайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
- изучать и постоянно осуществлять контроль за формированием коллектива, выявить лидеров, в том числе и негативных, постараться переориентировать их негативную направленность на позитивную
- определить детей с низким статусом, обычно это слабые или просто «другие» дети, попытаться изменить их статус посредством создания для них «ситуаций успеха»;
- организовать интересную, интенсивную деятельность, обеспечивающую занятость детей, эмоционально насыщенные формы взаимодействия
- формировать нормы и традиции коллектива, в основе которых-забота, внимание друг к другу (например, пропускать вперёд девочек в двери)
- организация игрового тренинга общения, способствующего формированию взаимопонимания, выработке принципов общения в детском коллективе, коррекция взаимоотношений между детьми
- Учителям следует проводить индивидуальные, групповые беседы, в которых следует использовать метод убеждения. Нужно проявлять внимание и уважительное отношение к каждому ребенку, понять его ситуацию, мысленно ставить себя на его место, давать каждому выговориться и делать упор на его положительные качества.
- не отвечать агрессией на агрессию
- не оскорблять и не унижать оппонента
- дать возможность оппоненту высказаться, внимательно выслушать его претензии
- стараться выразить своё понимание и соучастие в связи с возникшими у оппонента трудностями;
- не делать скоропалительных выводов, не давать поспешных советов – ситуация всегда бывает гораздо сложней, чем кажется на первый взгляд;
- предложить оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке. Если обстоятельства позволяют, то попросить дать время, чтобы лучше обдумать полученную информацию
Заключение
В заключении хочется отметить, что существуют различные стратегии поведения в конфликтных ситуациях между школьниками. При этом следует использовать наиболее эффективные из них для благополучного разрешения конфликта (прежде всего сотрудничество). Родителям следует придерживаться норм и правил при воспитании ребенка, а учителя помогать в формировании коммуникативных навыков. При этом главное — это забота и взаимопонимание для дальнейшей успешной адаптации ребенка в социуме.
Личность ребенка формируется с ранних лет, родители играют важную роль в воспитании ребёнка. Ещё в дошкольном возрасте закладываются те качества, которые ребенок будет развивать в себе на пути дальнейшего развития.
Чаще всего неправильное воспитание закладывает в ребенке негативные черты характера, что способствует возникновению конфликтов среди сверстников.
В конфликте ребенок выбирает ту стратегию, которая соответствует его взглядам.
Родители должны использовать действенные методы воспитания.
Учителя должны создавать условия для благополучного развития детей и помогать им в урегулировании конфликтов.
Межличностный конфликт: пример. Типы конфликтов. Способы разрешения межличностных конфликтов
Межличностный конфликт – довольно распространенное явление, встречающееся каждый день. Мы живем в обществе, которое диктует жить по своим правилам. Не всегда ценности и интересы разных людей совпадают друг с другом. Если этого не происходит, а ущемляются важные составляющие жизни, возникает конфликт. Он требует незамедлительного решения. Ведь пока не будут устранены значимые причины конфликта, он не пройдет самостоятельно. В противном случае напряжение только нарастает, а отношения портятся.
Межличностный конфликт предполагает, как минимум, двух участников процесса. Межличностный конфликт формируется под воздействием таких причин как несдержанность, агрессивность, нежелание уступать своему оппоненту. Конфликт особенно осложняется тем, что каждый человек стремится отстаивать свои интересы в споре и совершенно не заботится о своем партнере. Мало кто в критической ситуации оказывается способным думать об окружающих. Нередко люди, которые конфликтуют, причиняют друг другу сильную душевную боль и даже не замечают этого. Поведение нередко становится неуправляемым и неадекватным по отношению к самой причине, которая привела к конфликту. Разрешение конфликта всегда требует от человека изменения своего поведения и принятия на себя ответственности за происходящее.
Что такое конфликт?
Конфликт – это один из способов разрешения проблем и противоречий, возникающих в результате взаимодействия между индивидами или группами людей. При этом он сопровождается негативными эмоциями и поведением, выходящим за нормы, принятым в обществе.
Во время конфликта каждая из сторон занимает и отстаивает противоположную позицию по отношению друг к другу. Ни один из оппонентов не желает понимать и принимать мнение противника. Конфликтующими сторонами могут быть не только отдельные люди, но и общественные группы и государства.
Управление эмоциями
Переполняясь эмоциями, их лучше сдерживать, а не идти у них на поводу. Если они всё-таки вышли наружу, отпустите свои страхи и обиды. Выскажите свои мысли. Если появилась неловкость после эмоционального всплеска, то лучше уйти. Но это не значит, что признать поражение, это лишь повод продолжать налаживать диалог. Творческий и гибкий взгляд на ситуацию – один из методов регулирования столкновения.
Когда конфликтная ситуация стихает, то, выходя из неё, попросите прощения. Оно поможет восстановить взаимоотношения и погасит негативные эмоции. Слова, правильно отображающие ситуацию, не унизят вас и партнёра. Когда совместные действия не разрешили конфликтную ситуацию, то остаётся перейти к самостоятельным действиям.
Для того чтоб эффективно управлять и лавировать в спорных ситуациях, надо развить в себе понятливость. Это позволит мыслить и обсуждать проблемы более конструктивно. Но только в том случае, если человек живёт в настоящем, спокоен и умеет чётко реагировать на изменяющиеся ситуации. Научиться управлять конфликтом можно, только имея личный опыт и постоянный внутренний рост.
Межличностный конфликт и его особенности
Если интересы и цели двух или более людей в конкретном случае расходятся, и каждая сторона старается решить спор в свою пользу, возникает межличностный конфликт. Пример такой ситуации – ссора между мужем и женой, ребенком и родителем, подчиненным и начальником. Этот тип конфликта является самым распространенным и наиболее часто случающимся.
Межличностный конфликт может происходить как между хорошо знакомыми и постоянно общающимися людьми, так и между теми, кто видит друг друга в первый раз. При этом отношения выясняются оппонентами лицом к лицу, путем личного спора или дискуссии.
Этапы межличностного конфликта
Конфликт представляет собой не просто спор двух участников, возникающий стихийно и неожиданно. Это состоящий из нескольких этапов процесс, постепенно развивающийся и набирающий силу. Причины межличностных конфликтов могут накапливаться иногда довольно длительное время, прежде чем выльются в открытое противостояние.
На первом этапе конфликт носит скрытый характер. В это время только назревают и формируются противоречивые интересы и взгляды. При этом оба участника конфликта считают, что их проблему можно решить посредством переговоров и дискуссий.
На второй стадии конфликта стороны осознают, что мирным путем преодолеть их противоречия не удастся. Возникает так называемая напряженность, которая возрастает и набирает мощь.
Третий этап характеризуется началом активных действий: споров, угроз, оскорблений, распространением негативной информации о противнике, поиске союзников и единомышленников. При этом между участниками накапливается взаимная неприязнь, ненависть, озлобленность.
Четвертый этап – это процесс разрешения межличностных конфликтов. Он может закончиться примирением сторон или разрывом отношений.
Стадии и последствия ↑
Каждый конфликт обязательно проходит определенные стадии и этапы, которые характеризуются степенью интенсивности, длительности и последствиями:
- Скрытая, неявная стадия межличностного конфликта. Является фундаментом для зарождения конфликта и обнаруживается в неудовлетворенности личности чем-либо – статусом в коллективе, несправедливой зарплатой, невозможностью чем-то обладать, неадекватной оценкой окружающих и т.п. Если преодоление внутреннего неудовольствия не осуществляется, развивается следующий этап.
- Стадия напряженности. Конфликт прорывается наружу. Здесь происходит формирование позиций участников конфликта и возможностей снизить конфронтацию или увеличить ее.
- Стадия противостояния. Усиливается антагонизм в позициях, в отношениях конфликтующих. Совершаются активные конфликтные действия.
- Стадия завершения. Происходит либо полное разрешение конфликта, когда стороны сумели договориться. Либо частичное завершение – конфликт консервируется в определенной стадии и напряженность снижается. Либо происходит полный разрыв отношений конфликтующих и зарождение предпосылок для конфликта на более глубоком уровне.
Виды межличностных конфликтов
Существует множество классификаций межличностных конфликтов. Они разделяются по степени тяжести, длительности течения, масштабам, форме проявления, предполагаемым последствиям. Наиболее часто виды межличностных конфликтов различаются по причинам их возникновения.
Самым распространенным является конфликт интересов. Он возникает, когда люди имеют противоположные планы, цели, намерения. В качестве примера можно привести такую ситуацию: двое друзей не могут договориться о том, как провести время. Первый хочет сходить в кино, второй желает просто прогуляться. Если ни один из них не захочет идти на уступки другому, и договориться не получится, может возникнуть конфликт интересов.
Второй разновидностью являются ценностные конфликты. Они могут возникнуть в тех случаях, когда у участников имеются различные нравственные, мировоззренческие, религиозные представления. Ярким примером противостояний этого типа является конфликт поколений.
Ролевые конфликты – третий вид межличностных противоборств. В этом случае причиной являются нарушения привычных норм поведения и правил. Такие конфликты могут происходить, к примеру, в организации, когда новый сотрудник отказывается принимать установленные коллективом порядки.
Окончание проблемы
Существует несколько способов решить противостояние. Самостоятельно люди могут выбрать разные стратегии. Иногда конфликт затухает, но он может снова перейти в активную фазу. В некоторых ситуациях теряется интерес к борьбе, тогда людям не о чем больше спорить.
В некоторых ситуациях допустимо вмешательство третьих лиц
Основной вариант решения конфликта – это найти способ устранить проблему. Для этого используют переговоры, уступки, компромисс. Иногда люди выходят на новый этап противостояния.
Привлечение третьих лиц может помочь, хотя каждый по-разному может представлять исход конфликта. Иногда достаточно устранить одного из участников противостояния, убрать предмет спора или попробовать договориться о компромиссах.
Причины межличностных конфликтов
Среди причин, провоцирующих конфликты, на первом месте стоит ограниченность ресурсов. Это может быть, к примеру, один телевизор или компьютер на всю семью, определенная сумма денег на премии, которую нужно разделить между всеми сотрудниками отдела. В этом случае один человек может добиться своего только за счет ущемления другого.
Второй причиной развития конфликтов является взаимозависимость. Это может быть связь заданий, полномочий, обязанностей и других ресурсов. Так, в организации участники проекта могут начать винить друг друга, если по каким-то причинам его не удалось реализовать.
Спровоцировать конфликты могут различия людей в целях, во взглядах, в представлениях о тех или иных вещах, в манере поведения и общения. Кроме того, причиной противостояний могут стать личные особенности человека.
Проблема жизненного выбора, внутренний конфликт: как найти выход и не потерять рассудок
Выразив эмоцию, спокойно дайте ей уйти. Не цепляйтесь за свой страх, обиду или боль. Если после полного и искреннего выражения своих эмоций, вы почувствуете себя неловко, можно отступить. Уступка не означает поражения, а даёт возможность продолжить диалог. Гибкое и творческое отношение к ситуации — одно из условий управления конфликтом.
Учитесь чувствовать состояние другого, общую „атмосферу“ конфликта. Помните, что вы находитесь в общем поле, где каждый участник играет свою роль в общем процессе. Будьте открыты к возможностям, которые могут появиться в процессе урегулирования конфликта.
Осознав стихание эмоций или потерю интереса к конфликту, признайтесь в этом.
Выйдите из своей роли и буквально смените позицию – перейдите на другое место, посмотрите со стороны на конфликт, на себя и партнёра. Что нового вы узнали о себе и создавшейся ситуации? Возможно, вам откроются новые варианты взаимоотношений.
Если вы сейчас захотите помочь партнёру, вернитесь в конфликт и займите его позицию. Делайте это искренне, спросите, чем можете ему помочь.
Понаблюдайте за ним, постарайтесь почувствовать, что он испытывает сейчас. Помогите ему выразить свои чувства.
Принятие позиции своего противника помогает нам понять с какими сторонами себя мы сейчас в конфликте.
Конфликтная ситуация возникает потому, что в нас самих есть то, что согласно с нашим противником. Поле организовывает конфликт, чтобы мы лучше поняли себя. И пока мы это не поймём, будем попадать в подобные конфликты или долго находиться в одной конфликтной ситуации.
Если вы смогли искренне проработать все моменты разрешения конфликта, он будет стихать или перейдёт на новый уровень, где проявятся другие проблемы и новые чувства. Проработайте и этот уровень.
Если конфликт стихает, выходите из него.
Простите себя и своего противника. Прощение освобождает, восстанавливает взаимоотношения, устраняет отрицательные эмоции. Найдите слова, правильно отражающие ситуацию, не унижающие вас и вашего партнёра. Если человек скажет: „нет“, — это не ваша проблема. Вы делаете то, что правильно для вас.
Если совместные усилия не привели к разрешению конфликта, попробуйте решить проблему самостоятельно.
Для этого представьте стороны конфликта как внутренние части своего „я“ и проработайте его.
Чтобы стать мастером управления конфликтами, необходимо развивать в себе восприимчивость. Это даёт возможность чувствовать намерения партнёра (противника), позволяя вести более конструктивный диалог. Для развития восприимчивости учитесь жить настоящим моментом — „здесь и теперь“.
В настоящем человек уравновешен и открыт для нового, способен гибко реагировать на меняющуюся ситуацию.
Управление конфликтом доступно тому, кто умеет управлять собой. Научиться этому можно только через личный опыт, в процессе внутреннего роста.
Для подготовки к урегулированию межличностного конфликта можно воспользоваться помощью друга.
Опишите ему как можно объективнее сложившуюся ситуацию. Попросите его сыграть роль вашего противника. Используйте то, что прочитали выше.
Стили разрешения конфликтов.
Межличностные конфликты в организации
Практически все люди большинство своего времени проводят на работе. В ходе выполнения обязанностей между сотрудниками часто возникают споры и противоречия. Конфликты в межличностных отношениях, происходящие в организациях, очень часто тормозят деятельность компании, ухудшают общий результат.
Конфликты в организациях могут происходить как между сотрудниками, занимающими одинаковую должность, так и между подчиненными и начальниками. Причины возникновения противоречий могут быть различными. Это и перекладывание обязанностей друг на друга, и ощущение несправедливого отношения руководства, и зависимость результата сотрудников друг от друга.
Спровоцировать конфликт в организации могут не только разногласия по поводу рабочих моментов, но и проблемы в общении, личная неприязнь между коллегами. Чаще всего противостояние может быть устранено сотрудниками самостоятельно путем переговоров. Иногда же управление межличностными конфликтами берет на себя руководитель организации, он выясняет причины и старается уладить возникшие проблемы. Случается так, что дело может закончиться увольнением одного из конфликтующих.
Классификации
Существуют разные определения конфликта, что позволило выделить пять способов их классификации.
Способ решения
Так, основой первой классификации стал способ разрешения проблемы: антагонистический и компромиссный. В первом случае люди переходят в конкуренцию, во втором – находят уступки.
Природа возникновения
Конфликты могут появляться на фоне социальных, этнических, религиозных и других проблем. Сама по себе разница во взглядах не приводит к возникновению противоборства. Проблема начинается тогда, когда один человек считает свои ценности единственно правильными. В таком случае другой будет отстаивать свою точку зрения.
Направленность воздействия
При горизонтальном противостоянии люди находятся на одном социальном уровне, при вертикальном – один в подчинении у другого. Разница между ними – в наличии полномочий и власти. У руководителя больше способов насильственного воздействия, в то время как у коллег равное положение.
Степень выраженности
При открытой форме противоборства участники хорошо понимают, что происходит, при скрытой – плохо осознают последствия своих решений. При потенциальном противоборстве атмосфера только напрягается и может обостриться в любой момент.
Количество участников
Существуют разные факторы, которые приводят к конфликтам. В них могут втягиваться как 2-3 человека, так и целые группы. Поэтому выделяют противоборства по количеству участников: внутриличностные, межличностные, межгрупповые.
Межличностные конфликты супругов
Семейная жизнь предполагает постоянное решение всевозможных бытовых проблем. Очень часто супруги не могут найти согласие по тем или иным вопросам, в результате чего возникает межличностный конфликт. Пример такового: муж вернулся с работы слишком поздно, жена не успела приготовить ужин, супруг разбросал по квартире грязные носки.
Существенно усугубляют конфликты материальные проблемы. Многих бытовых ссор можно было бы избежать, если бы каждая семья имела достаточно средств. Муж не хочет помогать жене мыть посуду – купим посудомоечную машину, идет спор за то, какой канал будем смотреть – не беда, возьмем еще один телевизор. К сожалению, далеко не все могут позволить себе такое.
Каждая семья выбирает свою стратегию разрешения межличностных конфликтов. Кто-то быстро уступает и идет на примирение, некоторые могут длительное время жить в состоянии ссоры и не разговаривать друг с другом. Очень важно, чтобы недовольство не накапливалось, супруги находили компромисс, а все проблемы решались как можно быстрее.
Межличностные конфликты людей разных поколений
Конфликт «отцов и детей» можно рассматривать в широком и узком смысле. В первом случае он происходит в пределах отдельной семьи, во втором же проецируется на все общество в целом. Эта проблема существовала во все времена, она не является новой и для нашего века.
Конфликт поколений происходит из-за разности во взглядах, мировосприятии, нормах и ценностях молодежи и людей более зрелого возраста. Однако это различие не обязательно должно спровоцировать конфликт. Причиной борьбы поколений является нежелание понимать и уважать интересы друг друга.
Основные особенности межличностных конфликтов поколений заключаются в том, что они носят гораздо более длительный характер и не развиваются по определенным этапам. Они могут периодически затихать и вновь вспыхивать с новой силой в случае резкого ущемления интересов сторон.
Чтобы вашу семью не затронул конфликт поколений, необходимо постоянно проявлять уважение и терпение друг к другу. Старикам стоит почаще вспоминать, что и они когда-то были юными и не желали слушать советов, а молодежи не забывать, что через много лет они тоже станут пожилыми.
Причины и функции
Способы разрешения конфликтов — какие варианты существуют, пути предупреждения
Причиной обострения конфликтной ситуации может стать все, что задевает интересы личности или группы, ограничивает деятельность.
Основные причины конфликтов:
- искаженное представление о себе, сложившейся ситуации, других субъектах;
- разные характеры и темпераменты;
- дискриминация по разным признакам;
- битва за место или блага при их ограниченности.
Функции определяют динамику конфликта и его влияние на внешнюю среду и психологический климат. Бывают конструктивные и деструктивные конфликты.
Конструктивный выполняет следующие функции:
- разрядка напряженной ситуации;
- информационная и связующая (появление новой информации о субъектах);
- сплочение коллектива;
- расстановка приоритетов;
- стимулирование к дальнейшему развитию;
- открытое выражение мыслей;
- диагностика отношений.
Деструктивный выполняет негативные функции:
- снижение работоспособности;
- ухудшение взаимоотношений;
- эмоциональное выгорание;
- занижение значимости оппонента;
- эмоциональная тяга на дальнейшую борьбу.
Можно ли прожить всю жизнь, ни с кем не конфликтуя?
Мало кому нравится постоянная ругань и ссоры. Многие люди мечтали бы жить, никогда ни с кем не конфликтуя. Однако такое в нашем обществе на данный момент невозможно.
Начиная с раннего детства человек конфликтует с окружающими. К примеру, малыши не поделили игрушки, ребенок не слушается родителей. В подростковом возрасте очень часто на первое место выступает конфликт поколений.
В течение всей жизни нам приходится периодически отстаивать свои интересы, доказывать свою правоту. При этом без конфликтов обойтись нельзя. В наших силах лишь свести количество конфликтов к минимуму, постараться не поддаваться на провокации и избегать ссор без веских причин.
Правила поведения в конфликтной ситуации
При возникновении конфликта оба участника хотят поскорее его разрешить, при этом добившись своих целей и получив желаемое. Как же следует вести себя в этой ситуации, чтобы с достоинством выйти из нее?
Для начала необходимо научиться отделять отношение к человеку, с которым возникло разногласие, от самой проблемы, которую необходимо решить. Не начинайте оскорблять оппонента, переходить на личности, старайтесь вести себя сдержанно и спокойно. Аргументируйте все свои доводы, пытайтесь поставить себя на место противника и предлагайте ему встать на ваше место.
Если вы замечаете, что начинаете выходить из себя, предложите своему собеседнику сделать перерыв, чтобы немного успокоиться и остыть, а после продолжить выяснение отношений. Для скорейшего решения проблемы нужно видеть конкретную цель и акцентировать внимание на путях ее достижения. Важно помнить, что в любой конфликтной ситуации необходимо прежде всего сохранить отношения с оппонентом.
Опорные понятия
Конфликт – это противоречие между двумя субъектами.
Субъект – участник конфликта.
Объект – сама проблема, из-за которой возник конфликт. Объект обладает такими характеристиками:
- относительность (становится объектом конфликта только в чьих-то глазах, например, власть может стать объектом конфликта);
- связь с историческим моментом;
- ограниченность (достанется не всем, хватит не всем).
Чаще всего объектами становятся ресурсы, статусы и духовные ценности.
Предмет – конкретное материальное выражение объекта. Так, например, объектом может быть статус, а предметом – повышение или прибавка.
Способы выхода из конфликтной ситуации
Наиболее удачным вариантом выхода из конфликтной ситуации является нахождение компромисса противоборствующими сторонами. В этом случае стороны принимают решение, устраивающее всех участников спора. Не остается каких-либо недоговоренностей и недопонимания между конфликтующими.
Однако не во всех случаях удается прийти к компромиссу. Очень часто исходом конфликта является принуждение. Этот вариант развязки конфликта наиболее характерен, если один из участников занимает доминирующую позицию. Например, руководитель вынуждает подчиненного поступить так, как угодно ему, либо родитель велит своему ребенку сделать так, как он считает нужным.
Чтобы не дать конфликту набрать силу, можно попытаться сгладить его. В этом случае человек, которого обвиняют в чем-либо, соглашается с упреками и претензиями, пытается объяснить причину своих действий и поступков. Использование этого приема выхода из спора не означает, что суть конфликта понята, а ошибки осознаны. Просто на данный момент обвиняемому не хочется вступать в конфликт.
Признание своих ошибок и раскаяние в содеянном является еще одним способом того, как разрешить межличностный конфликт. Пример такой ситуации: ребенок жалеет о том, что не подготовил уроки и получил двойку, и обещает родителям впредь выполнять домашние задания.
Важные признаки
Далеко не каждое противостояние можно посчитать чем-то серьезным. У конфликтной ситуации есть три основных признака:
- Разница во взглядах на одну проблему;
- Активность с каждой стороны;
- Нежелание людей искать решение ситуации.
Стадии конфликта — краткое описание основных этапов в психологии
Участвовать в конфликте могут как два человека, так и несколько. Каждый будет отстаивать свою позицию и точку зрения. Нередко процесс противостояния сопряжен с высоким эмоциональным накалом.
Важно! В психологии принято считать, что конфликт всегда является осознанным. Каждый участник хорошо понимает, что он делает и почему. Поэтому такие ситуации не возникают сами по себе. Конфликты появляются в любой среде и на всех социальных уровнях.
Опытный специалист легко даст краткий прогноз исхода противоборства, потому что это явление уже хорошо изучено в психологии.
Как предотвратить межличностные конфликты
Каждому человеку следует всегда помнить, что абсолютно любой спор лучше предотвратить, чем потом разбираться с его последствиями и налаживать испорченные отношения. В чем же состоит профилактика межличностных конфликтов?
Для начала нужно по максимуму ограничить свое общение с потенциально конфликтными людьми. Это могут быть высокомерные, агрессивные, скрытные личности. Если полностью прекратить общение с такими людьми нет возможности, постарайтесь игнорировать их провокации и всегда сохранять спокойствие.
Для предотвращения конфликтных ситуаций нужно научиться договариваться с собеседником, пытаться найти подход к любому человеку, уважительно относиться к оппоненту и четко формулировать свои позиции.
Неправильные пути решения конфликтов
Конфликтующие стороны всегда должны высказывать свои позиции друг другу. Не нужно искать третье лицо, которое будет выполнять роль посредника в переговорах или заниматься управлением ими. Здесь может сработать личностный фактор, информация видоизменится, что больше усугубит ситуацию.
Нельзя искать выход на эмоциях, самое главное правило – успокоиться и взять себя в руки. Нужно полностью владеть информацией, чтобы избежать конфликта. Нельзя основываться только на своем мнении и догадках. Не нужно искать виноватых, необходимо проанализировать ситуацию и сделать выводы, которые помогут найти способы выхода из конфликта.
Конфликт в семье
Важно! Нужно внимательно слушать позицию оппонента, не перебивать и вникать в суть проблем. Только взаимопонимание поможет прийти к сотрудничеству и выйти из конфликта. Нельзя не обращать внимание на желания и проблемы других сторон. Это часто касается отношений родителей и детей, когда взрослые навязывают ребенку свое мнение, не считаясь с его чувствами.
Конфликты возникают между группами, отдельными личностями и даже как борьба чувств одного человека. Решение любого разногласия предполагает отказ от эмоций и внимательное отношение к мнению каждой стороны. Знание проблемы и понимание целей помогут быстро разрешать конфликтные ситуации с пользой.
В каких ситуациях не стоит конфликтовать?
Прежде чем вступать в конфликт, необходимо хорошо подумать, действительно ли вам это нужно. Очень часто люди начинают выяснять отношения в тех случаях, когда это совершенно не имеет смысла.
Если ваши интересы напрямую не затрагиваются, и в ходе спора вы не добьетесь своих целей, скорее всего, нет смысла вступать в межличностный конфликт. Пример подобной ситуации: в автобусе кондуктор начинает ругаться с пассажиром. Даже если вы поддерживаете позицию одного из спорящих, не стоит ввязываться в их конфликт без веской причины.
Если вы видите, что уровень вашего оппонента кардинально отличается от вашего, смысла вступать в спор и дискуссию с такими людьми нет. Вы никогда не докажете глупому человеку свою правоту.
Прежде чем ввязываться в конфликт, нужно оценить все за и против, подумать, к каким последствиям он сможет привести, как изменятся ваши отношения с оппонентом, и хотите ли вы этого, насколько вероятно, что в ходе спора вы сможете добиться своих целей. Также большое внимание нужно уделить своим эмоциям в момент угрозы ссоры. Возможно, стоит применить тактику ухода от конфликта, немного остыть и хорошенько обдумать сложившуюся ситуацию.
Совместный поиск выхода
Не всегда получается так, что обе стороны выходят из конфликта в одинаковом положении. Ситуации бывают разные, и пойти на компромисс или сотрудничество, приносящие пользу обеим сторонам, не всегда возможно. Найти пути решения конфликтов, которые приведут к результату, устраивающему все стороны, – главная задача при возникновении разногласий. Для этого необходимо ознакомиться с обеими позициями и совместно проанализировать.
Донесение информации до оппонента
При определении общей цели становится понятно, как решить конфликт, чтобы все остались довольны. Особенно это актуально в профессиональной среде, когда работники организации начинают действовать сообща. Такой стиль устранения противоречий является самым оптимальным. Если невозможно обеспечить выгодой всех, ищут другой выход.
Возможны следующие варианты исходов:
- Обеспечить выигрыш другому, при котором тот получит максимальную пользу;
- Создать самые выгодные условия для себя, при этом можно как минимизировать результат для оппонента, так и оставить его ни с чем. В таком случае говорят об агрессии;
- Договориться до момента, при котором обе стороны получат одинаково низкую удовлетворенность, но их положения будут равны между собой.
Агрессия и индивидуализм, проявляющиеся у одной из сторон конфликта, обычно приводят к отрицательному результату для другой стороны. В таком случае трудно договориться, общение неконструктивно, взаимные уступки и компромисс не работают. Поэтому чаще всего приходится отступать, чтобы не понести максимальные потери.
https://yandex.ru/turbo/physiologynorma.ru/s/drugoe/ponyatie-mezhlichnostnogo-konflikta.html?sign=8db025ebecc6a1841a03d2becbb90c04ad81f94c60c13a3e01852fd44bb6be2f:1623284191&parent-reqid=1623284191924258-7389453726894983275-balancer-knoss-search-yp-vla-1-BAL-7122&lite=1
https://yandex.ru/turbo/erekto.ru/s/otnosheniya/mezhlichnostnyj-konflikt-eto.html?sign=9cac33966f0d0848445930fa80ee7ad7b87d8a730bf90b9ac680493bbdcb59d2:1623284191&parent-reqid=1623284191924258-7389453726894983275-balancer-knoss-search-yp-vla-1-BAL-7122&lite=1