Личностный рост детей в младшей школе

Время чтения 9 минут

Для большинства родителей развитие личности младшего школьника не сопровождается серьезными трудностями. Возраст от 7 до 12 лет в психологии считается относительно спокойным, он протекает без особых кризисов. Важнейшее событие для детей этого возраста – начало обучения в школе.

С поступлением в первый класс ребенок попадает в незнакомую раньше среду, его социально-личностное развитие получает новый толчок. Младший школьник начинает самостоятельно выстраивать отношения с ровесниками, учителями. Это происходит во время важной деятельности – обучения. Резко меняется весь жизненный уклад ребенка.

Он должен выполнить немало задач: научиться думать и действовать, учиться получать информацию, контролировать себя, выражать несогласие, не будучи при этом отвергнутым другими. В этой статье мы рассмотрим различные особенности личностного развития младшего школьника, его эмоциональной и познавательной сфер. Вы узнаете о важности общения с родителями для ребенка, особенностях его внимания, способах мотивации ребенка к учебе, детских страхах.

развитие личности младшего школьника

Общение с родителями

Общение – один из самых существенных факторов для социально-личностного развития ребенка. Процесс общения представляет собой обмен информацией. Без общения члены семьи не могли бы понимать чувства друг друга. Оно позволяет не догадываться о переживаниях другого человека, а узнать их напрямую. Почему общение с родителями так важно для младшего школьника? Главная причина заключается в том, что с началом учебы как раз эта сфера страдает больше всего. Сначала кажется, что школа предоставляет больше возможностей для общения. Однако на самом деле жизнь ребенка становится совершенно другой.

Школьник больше не может посвящать большую часть своего времени играм. Беспечность и беззаботность остаются в прошлом. Теперь он должен выполнять все больше требований. Ему нужно делать уроки, каждый день посещать занятия, подчиняться требованиям. Что можно порекомендовать родителям младшего школьника? Рассмотрим советы, которые даются родителям «проблемных» детей:

  • Если ребенок чего-то не способен (или даже не может) понять, не нужно его оскорблять и унижать. Ни один взрослый человек не испытывает желания что-либо делать, услышав оскорбления – так почему этого должен захотеть ребенок?
  • Не применяйте физические наказания по отношению к ребенку. Кто из взрослых хотел бы, чтобы за невыполненную работу его побил руководитель?
  • Старайтесь замечать любые успехи школьника. Так вы сможете закрепить положительную динамику в процессе обучения. Каждому человеку нравится, когда его хвалят;
  • Давайте школьнику шанс на ошибку (в разумных пределах). Но после этого обязательно побеседуйте о ее последствиях. Не зря существует народная мудрость – на ошибках учатся;
  • Ответственность за своевременное выполнение домашней работы должна лежать на школьнике. Ограничивайте временные рамки, в течение которых ребенок должен выполнить работу;
  • Старайтесь выслушивать ребенка, не отмахивайтесь от него. Покажите, что вам небезразличны его успехи и неудачи. Ребенок должен понимать, что у него всегда есть возможность поделиться своими эмоциями.

развитие личности младшего школьника

Как мотивировать ребенка к учебе?

Мотивация – одно из ключевых понятий в психологии. Без мотивации деятельность осуществляется очень слабо, а со временем может и вовсе угаснуть. В педагогике существуют следующие типы мотивации:

  • Высокая – школьник с удовольствием посещает занятия, открыт к получению новых знаний;
  • Средняя – интерес школьника к учебе нельзя назвать высоким, однако для него привлекательно общение с одноклассниками, учителем;
  • Низкая – ребенка не привлекают ни занятия, ни общение.

Количество усилий, которые ребенок прилагает в обучении, напрямую зависит от того, как он ощущает себя в определенной ситуации. Необходимо, чтобы обучение вызывало у ребенка стремление к получению новых знаний, интенсивному труду. У ребенка должна быть сформирована устойчивая внутренняя мотивация, которая каждый раз будет побуждать его к учебе и получать удовольствие от своей деятельности. Каким образом родители могут повлиять на формирование мотивации к учебе?

Во-первых, необходимо воспринимать ребенка как обычного человека, который может испытывать желание или нежелание что-либо делать. Особенности личностного развития младшего школьника забываются родителями с началом учебы. Упускается из виду тот факт, что школьник еще является ребенком. Как и всем детям, ему хочется играть во дворе, общаться со сверстниками. Если после нескольких часов выполнения домашней работы ребенок устает – не нужно на него раздражаться.

Во-вторых, необходимо обращать внимание на особенности своего ребенка. Например, подвижным детям трудно усидеть на месте. Поэтому устные задания можно делать в движении. Если у ребенка лучше всего развит слуховой канал восприятия, хорошо воспользоваться этой особенностью – например, учить стихи наизусть, зачитывая их вслух.

В-третьих, стоит избегать оценивания. Скажите школьнику, что сегодня он очень хорошо справился со своей работой. Оценки пускай выставляет учитель. Не нужно также сравнивать ребенка с другими детьми.

развитие личности младшего школьника

Природа детского страха

Известный отечественный физиолог И. П. Павлов считал, что страх – это естественная реакция на угрозу. В детском возрасте страхи естественны – ведь дети ранимы и чувствительны к окружающему миру. Развитие личности младшего школьника также нередко сопровождается переживанием опасений, тревожностью. К десятилетнему возрасту дети уже обычно способны преодолеть все свои страхи. Кроме того, среди детей популярны своеобразные «психотерапевтические» способы устранить страх – рассказывание друг другу страшных историй, посещение подвалов, чердаков. Между собой дети нередко играют в опасные приключения.

Естественный страх выполняет полезную функцию – он охраняет малыша от безрассудных и опасных действий. Однако бывает очень нелегко отличить невротический страх от естественного. Страхи, которые ребенок переживает в течение длительного времени, могут со временем превратиться в фобии, навязчивости.

Страх ребенка может проявляться по-разному. Одни малыши не могут спать в темноте, другие мучаются от кошмаров, третьи испытывают трудности в общении. Иногда тревожность может проявляться посредством физиологических симптомов – головной боли, расстройств пищеварения. Иногда ребенок страдает от так называемых «немых» страхов. Они не определяются психологами или учителями при опросе, но их подтверждают родители: ребенок волнуется из-за опоздания на урок или плохой отметки, испытывать страх перед животными.

Существуют и «невидимые» детские страхи. Эти опасения не замечают родители, однако их предмет – наиболее страшен для ребенка. Малыш может бояться крови, грозы, войны, смерти родителей. В лучшем случае, родителям известна половина детских страхов.

Иногда опасения ребенка могут не быть связаны с чем-либо конкретным. Общая тревожность не может долгое время оставаться без объекта опасений – поэтому она быстро превращается в выдуманный, фантастический страх. Дети верят в сказочных существ, в то, что родители никогда не умрут. Для ребенка реально все – в том числе и его опасения.

На развитие личности младшего школьника влияет продолжающийся физический рост, его темпы. Ребенок быстро «тянется вверх», за физиологическим развитием не успевает развитие нервной системы. Это также оказывает влияние на психику: ребенок быстро устает, ощущает беспокойство, может испытывать повышенную потребность в физической активности.

развитие личности младшего школьника

Семейные источники детских страхов

У ранимых и тревожных детей также очень разнообразны страхи, возникающие из-за обстановки в семье. Выделяют следующие неблагоприятные факторы развития

  • высокий уровень тревожности у родителей (видя, что у них есть свои страхи, ребенок ощущает себя незащищенным и начинает бояться еще больше);
  • гиперопека (часто самыми тревожными бывают единственные дети, которые оказываются в центре внимания всего семейства);
  • недостаток общения с другими детьми;
  • малоподвижность;
  • постоянные запреты со стороны родителя одного с ребенком пола (для мальчиков – от отца, для девочек – от матери); а также чрезмерное предоставление свободы от родителя противоположного пола;
  • отсутствие родителя одного с ребенком пола;
  • угрозы от родителей наподобие «Отдам тебя милиционеру, а себе куплю послушного ребенка», «Если не наведешь порядок, придет домовой, и съест тебя», «Скоро я с вами повешусь»;
  • неблагоприятным фактором развития являются и завышенные требования от родителей («мой сын должен быть гением», «посмотри на Петю/Машу, какие они опрятные и послушные, не то, что ты…», «ты должен приносить только пятерки» и т. д.).

Большинство детских страхов легко преодолеваются. При должной поддержке и внимании родителей они не оказывают влияния на развитие личности младшего школьника. Если родители не заботятся о ребенка, со временем его страхи могут становиться невротическими. Они влияют на формирование характера, отличаются устойчивостью, трудностью дальнейшей проработки.

развитие личности младшего школьника

Внимание у дошкольников

Внимание играет важную роль в жизни и в процессе обучения. Психология считает внимание процессом, результатом которого является отчетливое осознание чего-либо. Согласно концепции развития внимания Л. С. Выготского, история развития детского внимания представляет собой историю организованности его поведения взрослыми. Произвольное внимание формируется у ребенка, когда взрослые начинают намеренно при помощи специальных стимулов задавать направленность потоку внимания малыша. Отечественный психолог Н. Ф. Добрынин указывает, что развитие личности младшего школьника и дошкольника сопровождается укреплением произвольного внимания. Главные характеристики внимания – объем, переключаемость, распределение и концентрация. Недостаточное развитие каждой из этих характеристик внимания может повлечь за собой трудности в обучении ребенка:

  1. Недостаток объема внимания приводит к тому, что ребенку становится трудно пересказывать текст, понять условия математической задачи.
  2. Слабая переключаемость внимания приводит к тому, что ребенку сложно перейти от одной задаче к другой. Например, после прочтения сказки ему сложно пересказать ее содержание, поскольку до этого ребенок был полностью сосредоточен на процессе чтения.
  3. Недостаток концентрации внимания может проявляться в ошибках при чтении: ребенок пропускает буквы или целые слова, пытается угадать их смысл.

«Будь внимательнее!» — каждый день говорят родители школьнику. Взрослым кажется, что ребенок рассеян, своими нравоучениями они пытаются активизировать внимание чада. Однако если задуматься, можно увидеть: ребенок часто вовсе не бывает рассеян. Он очень сосредоточен и внимателен – но его внимание направлено на посторонние объекты. Например, во время разговора с одноклассником он может косо застегнуть куртку, так как его внимание направлено на обсуждаемые игрушки. Он может быть заинтересован не в выполнении домашней работы, а тем, что происходит по телевизору.

Нередко родители обращаются к детским психологом с просьбой дать рекомендации по коррекции гиперактивного поведения. Гиперактивный ребенок испытывает трудности при смене деятельности. Из-за внешних факторов (громкий шум или голос) начинает испытывать повышенное возбуждение, долго не может успокоиться, уставая от самого себя.

развитие личности младшего школьника

Произвольное и непроизвольное внимание у ребенка

В ответ на внезапный и резкий раздражитель психика может сосредотачиваться на объектах окружающего мира непроизвольно. Это происходит без усилий со стороны человека. Обычно этот вид внимания активизируется в тот момент, когда мы сталкиваемся с чем-то новым, что заставляет задавать себе вопрос «Что это такое?». Для младшего школьника этот вопрос звучи т очень часто. В самое разное время его внимание может переключаться на новые, неизвестные объекты непроизвольно.

Произвольность внимания, как указывал в своих работах Л. С. Выготский, развивается в возрасте около 6 лет. Особенности социально-личностного развития в этом возрасте связаны, в первую очередь, с поступлением в первый класс. Ребенок начинает учиться жертвовать чем-то более интересным для себя ради приготовления уроков – он впервые ставит перед собой сознательные цели. В этом случае малыш учится использовать произвольное внимание. Это требует от ребенка больших умственных и эмоциональных затрат, поэтому родителям очень важно хвалить ребенка за проявленное им усердие.
Каким образом у детей развивается этот вид внимания? Средства для этого младший школьник получает от взрослых. Мать и отец впервые подключают ребенка к деятельности – уборке, конструированию, играм. Внимание ребенка оказывается направленным на определенный вид деятельности, происходящий по правилам.

Однако произвольное внимание у учеников младших классов все еще отличается неустойчивостью. Ребенку тяжело концентрироваться на обучении, он легко отвлекается. Среднее время, в течение которого младший школьник способен удерживать внимание на одном предмете, составляет 15-20 мин.

Нарушения внимания – одна из самых заметных особенностей у деток с задержкой психического развития (ЗПР). Чаще всего эти нарушения представлены отвлекаемостью, снижением работоспособности, трудностях с концентрацией.

развитие личности младшего школьника

Заключение

В школьном возрасте у ребенка начинают появляться другие значимые люди, кроме родителей. Однако мать и отец должны понимать те особенности, которыми сопровождается развитие их ребенка. Родительская любовь и забота – главные помощники младшего школьника в его обучении, которыми могут быть нивелированы даже неблагоприятные факторы развития. Самооценка ребенка в младших классах очень зависит от мнения взрослых – родителей, учителей. Если его похвалили – он считает себя хорошим. Если же в начальной школе ребенок получает постоянные подтверждения своей неполноценности, то в дальнейшем это может привести к невротизации, даже если интеллектуальные возможности школьника не будут основанием для тревоги.

Личностный рост детей в младшей школе

Время чтения 9 минут

Для большинства родителей развитие личности младшего школьника не сопровождается серьезными трудностями. Возраст от 7 до 12 лет в психологии считается относительно спокойным, он протекает без особых кризисов. Важнейшее событие для детей этого возраста – начало обучения в школе.

С поступлением в первый класс ребенок попадает в незнакомую раньше среду, его социально-личностное развитие получает новый толчок. Младший школьник начинает самостоятельно выстраивать отношения с ровесниками, учителями. Это происходит во время важной деятельности – обучения. Резко меняется весь жизненный уклад ребенка.

Он должен выполнить немало задач: научиться думать и действовать, учиться получать информацию, контролировать себя, выражать несогласие, не будучи при этом отвергнутым другими. В этой статье мы рассмотрим различные особенности личностного развития младшего школьника, его эмоциональной и познавательной сфер. Вы узнаете о важности общения с родителями для ребенка, особенностях его внимания, способах мотивации ребенка к учебе, детских страхах.

развитие личности младшего школьника

Общение с родителями

Общение – один из самых существенных факторов для социально-личностного развития ребенка. Процесс общения представляет собой обмен информацией. Без общения члены семьи не могли бы понимать чувства друг друга. Оно позволяет не догадываться о переживаниях другого человека, а узнать их напрямую. Почему общение с родителями так важно для младшего школьника? Главная причина заключается в том, что с началом учебы как раз эта сфера страдает больше всего. Сначала кажется, что школа предоставляет больше возможностей для общения. Однако на самом деле жизнь ребенка становится совершенно другой.

Школьник больше не может посвящать большую часть своего времени играм. Беспечность и беззаботность остаются в прошлом. Теперь он должен выполнять все больше требований. Ему нужно делать уроки, каждый день посещать занятия, подчиняться требованиям. Что можно порекомендовать родителям младшего школьника? Рассмотрим советы, которые даются родителям «проблемных» детей:

  • Если ребенок чего-то не способен (или даже не может) понять, не нужно его оскорблять и унижать. Ни один взрослый человек не испытывает желания что-либо делать, услышав оскорбления – так почему этого должен захотеть ребенок?
  • Не применяйте физические наказания по отношению к ребенку. Кто из взрослых хотел бы, чтобы за невыполненную работу его побил руководитель?
  • Старайтесь замечать любые успехи школьника. Так вы сможете закрепить положительную динамику в процессе обучения. Каждому человеку нравится, когда его хвалят;
  • Давайте школьнику шанс на ошибку (в разумных пределах). Но после этого обязательно побеседуйте о ее последствиях. Не зря существует народная мудрость – на ошибках учатся;
  • Ответственность за своевременное выполнение домашней работы должна лежать на школьнике. Ограничивайте временные рамки, в течение которых ребенок должен выполнить работу;
  • Старайтесь выслушивать ребенка, не отмахивайтесь от него. Покажите, что вам небезразличны его успехи и неудачи. Ребенок должен понимать, что у него всегда есть возможность поделиться своими эмоциями.

развитие личности младшего школьника

Как мотивировать ребенка к учебе?

Мотивация – одно из ключевых понятий в психологии. Без мотивации деятельность осуществляется очень слабо, а со временем может и вовсе угаснуть. В педагогике существуют следующие типы мотивации:

  • Высокая – школьник с удовольствием посещает занятия, открыт к получению новых знаний;
  • Средняя – интерес школьника к учебе нельзя назвать высоким, однако для него привлекательно общение с одноклассниками, учителем;
  • Низкая – ребенка не привлекают ни занятия, ни общение.

Количество усилий, которые ребенок прилагает в обучении, напрямую зависит от того, как он ощущает себя в определенной ситуации. Необходимо, чтобы обучение вызывало у ребенка стремление к получению новых знаний, интенсивному труду. У ребенка должна быть сформирована устойчивая внутренняя мотивация, которая каждый раз будет побуждать его к учебе и получать удовольствие от своей деятельности. Каким образом родители могут повлиять на формирование мотивации к учебе?

Во-первых, необходимо воспринимать ребенка как обычного человека, который может испытывать желание или нежелание что-либо делать. Особенности личностного развития младшего школьника забываются родителями с началом учебы. Упускается из виду тот факт, что школьник еще является ребенком. Как и всем детям, ему хочется играть во дворе, общаться со сверстниками. Если после нескольких часов выполнения домашней работы ребенок устает – не нужно на него раздражаться.

Во-вторых, необходимо обращать внимание на особенности своего ребенка. Например, подвижным детям трудно усидеть на месте. Поэтому устные задания можно делать в движении. Если у ребенка лучше всего развит слуховой канал восприятия, хорошо воспользоваться этой особенностью – например, учить стихи наизусть, зачитывая их вслух.

В-третьих, стоит избегать оценивания. Скажите школьнику, что сегодня он очень хорошо справился со своей работой. Оценки пускай выставляет учитель. Не нужно также сравнивать ребенка с другими детьми.

развитие личности младшего школьника

Природа детского страха

Известный отечественный физиолог И. П. Павлов считал, что страх – это естественная реакция на угрозу. В детском возрасте страхи естественны – ведь дети ранимы и чувствительны к окружающему миру. Развитие личности младшего школьника также нередко сопровождается переживанием опасений, тревожностью. К десятилетнему возрасту дети уже обычно способны преодолеть все свои страхи. Кроме того, среди детей популярны своеобразные «психотерапевтические» способы устранить страх – рассказывание друг другу страшных историй, посещение подвалов, чердаков. Между собой дети нередко играют в опасные приключения.

Естественный страх выполняет полезную функцию – он охраняет малыша от безрассудных и опасных действий. Однако бывает очень нелегко отличить невротический страх от естественного. Страхи, которые ребенок переживает в течение длительного времени, могут со временем превратиться в фобии, навязчивости.

Страх ребенка может проявляться по-разному. Одни малыши не могут спать в темноте, другие мучаются от кошмаров, третьи испытывают трудности в общении. Иногда тревожность может проявляться посредством физиологических симптомов – головной боли, расстройств пищеварения. Иногда ребенок страдает от так называемых «немых» страхов. Они не определяются психологами или учителями при опросе, но их подтверждают родители: ребенок волнуется из-за опоздания на урок или плохой отметки, испытывать страх перед животными.

Существуют и «невидимые» детские страхи. Эти опасения не замечают родители, однако их предмет – наиболее страшен для ребенка. Малыш может бояться крови, грозы, войны, смерти родителей. В лучшем случае, родителям известна половина детских страхов.

Иногда опасения ребенка могут не быть связаны с чем-либо конкретным. Общая тревожность не может долгое время оставаться без объекта опасений – поэтому она быстро превращается в выдуманный, фантастический страх. Дети верят в сказочных существ, в то, что родители никогда не умрут. Для ребенка реально все – в том числе и его опасения.

На развитие личности младшего школьника влияет продолжающийся физический рост, его темпы. Ребенок быстро «тянется вверх», за физиологическим развитием не успевает развитие нервной системы. Это также оказывает влияние на психику: ребенок быстро устает, ощущает беспокойство, может испытывать повышенную потребность в физической активности.

развитие личности младшего школьника

Семейные источники детских страхов

У ранимых и тревожных детей также очень разнообразны страхи, возникающие из-за обстановки в семье. Выделяют следующие неблагоприятные факторы развития

  • высокий уровень тревожности у родителей (видя, что у них есть свои страхи, ребенок ощущает себя незащищенным и начинает бояться еще больше);
  • гиперопека (часто самыми тревожными бывают единственные дети, которые оказываются в центре внимания всего семейства);
  • недостаток общения с другими детьми;
  • малоподвижность;
  • постоянные запреты со стороны родителя одного с ребенком пола (для мальчиков – от отца, для девочек – от матери); а также чрезмерное предоставление свободы от родителя противоположного пола;
  • отсутствие родителя одного с ребенком пола;
  • угрозы от родителей наподобие «Отдам тебя милиционеру, а себе куплю послушного ребенка», «Если не наведешь порядок, придет домовой, и съест тебя», «Скоро я с вами повешусь»;
  • неблагоприятным фактором развития являются и завышенные требования от родителей («мой сын должен быть гением», «посмотри на Петю/Машу, какие они опрятные и послушные, не то, что ты…», «ты должен приносить только пятерки» и т. д.).

Большинство детских страхов легко преодолеваются. При должной поддержке и внимании родителей они не оказывают влияния на развитие личности младшего школьника. Если родители не заботятся о ребенка, со временем его страхи могут становиться невротическими. Они влияют на формирование характера, отличаются устойчивостью, трудностью дальнейшей проработки.

развитие личности младшего школьника

Внимание у дошкольников

Внимание играет важную роль в жизни и в процессе обучения. Психология считает внимание процессом, результатом которого является отчетливое осознание чего-либо. Согласно концепции развития внимания Л. С. Выготского, история развития детского внимания представляет собой историю организованности его поведения взрослыми. Произвольное внимание формируется у ребенка, когда взрослые начинают намеренно при помощи специальных стимулов задавать направленность потоку внимания малыша. Отечественный психолог Н. Ф. Добрынин указывает, что развитие личности младшего школьника и дошкольника сопровождается укреплением произвольного внимания. Главные характеристики внимания – объем, переключаемость, распределение и концентрация. Недостаточное развитие каждой из этих характеристик внимания может повлечь за собой трудности в обучении ребенка:

  1. Недостаток объема внимания приводит к тому, что ребенку становится трудно пересказывать текст, понять условия математической задачи.
  2. Слабая переключаемость внимания приводит к тому, что ребенку сложно перейти от одной задаче к другой. Например, после прочтения сказки ему сложно пересказать ее содержание, поскольку до этого ребенок был полностью сосредоточен на процессе чтения.
  3. Недостаток концентрации внимания может проявляться в ошибках при чтении: ребенок пропускает буквы или целые слова, пытается угадать их смысл.

«Будь внимательнее!» — каждый день говорят родители школьнику. Взрослым кажется, что ребенок рассеян, своими нравоучениями они пытаются активизировать внимание чада. Однако если задуматься, можно увидеть: ребенок часто вовсе не бывает рассеян. Он очень сосредоточен и внимателен – но его внимание направлено на посторонние объекты. Например, во время разговора с одноклассником он может косо застегнуть куртку, так как его внимание направлено на обсуждаемые игрушки. Он может быть заинтересован не в выполнении домашней работы, а тем, что происходит по телевизору.

Нередко родители обращаются к детским психологом с просьбой дать рекомендации по коррекции гиперактивного поведения. Гиперактивный ребенок испытывает трудности при смене деятельности. Из-за внешних факторов (громкий шум или голос) начинает испытывать повышенное возбуждение, долго не может успокоиться, уставая от самого себя.

развитие личности младшего школьника

Произвольное и непроизвольное внимание у ребенка

В ответ на внезапный и резкий раздражитель психика может сосредотачиваться на объектах окружающего мира непроизвольно. Это происходит без усилий со стороны человека. Обычно этот вид внимания активизируется в тот момент, когда мы сталкиваемся с чем-то новым, что заставляет задавать себе вопрос «Что это такое?». Для младшего школьника этот вопрос звучи т очень часто. В самое разное время его внимание может переключаться на новые, неизвестные объекты непроизвольно.

Произвольность внимания, как указывал в своих работах Л. С. Выготский, развивается в возрасте около 6 лет. Особенности социально-личностного развития в этом возрасте связаны, в первую очередь, с поступлением в первый класс. Ребенок начинает учиться жертвовать чем-то более интересным для себя ради приготовления уроков – он впервые ставит перед собой сознательные цели. В этом случае малыш учится использовать произвольное внимание. Это требует от ребенка больших умственных и эмоциональных затрат, поэтому родителям очень важно хвалить ребенка за проявленное им усердие.
Каким образом у детей развивается этот вид внимания? Средства для этого младший школьник получает от взрослых. Мать и отец впервые подключают ребенка к деятельности – уборке, конструированию, играм. Внимание ребенка оказывается направленным на определенный вид деятельности, происходящий по правилам.

Однако произвольное внимание у учеников младших классов все еще отличается неустойчивостью. Ребенку тяжело концентрироваться на обучении, он легко отвлекается. Среднее время, в течение которого младший школьник способен удерживать внимание на одном предмете, составляет 15-20 мин.

Нарушения внимания – одна из самых заметных особенностей у деток с задержкой психического развития (ЗПР). Чаще всего эти нарушения представлены отвлекаемостью, снижением работоспособности, трудностях с концентрацией.

развитие личности младшего школьника

Заключение

В школьном возрасте у ребенка начинают появляться другие значимые люди, кроме родителей. Однако мать и отец должны понимать те особенности, которыми сопровождается развитие их ребенка. Родительская любовь и забота – главные помощники младшего школьника в его обучении, которыми могут быть нивелированы даже неблагоприятные факторы развития. Самооценка ребенка в младших классах очень зависит от мнения взрослых – родителей, учителей. Если его похвалили – он считает себя хорошим. Если же в начальной школе ребенок получает постоянные подтверждения своей неполноценности, то в дальнейшем это может привести к невротизации, даже если интеллектуальные возможности школьника не будут основанием для тревоги.

https://salid.ru/journal/razvitie-lichnosti-rebenka
https://salid.ru/journal/razvitie-lichnosti-rebenka