Содержание
Воспитание и самовоспитание в процессе становления личности специалиста
Понятие воспитания и самовоспитания; функции и принципы. Качества личности специалиста, формируемые в процессе воспитания и самовоспитания. Использование методов, форм и парадигм воспитания и самовоспитания в становлении личности специалиста. Акмеологические основы формирования личности педагогического работника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie.docx | 42.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Научно-публицистическая статья
на тему: «Воспитание и самовоспитание в процессе становления личности специалиста».
Подготовил: тренер по спортивной гимнастике Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа №2 муниципального образования «Город Донецк»
- Понятие воспитания и самовоспитания; функции и принципы …………….3
- Качества личности специалиста, формируемые в процессе воспитания и самовоспитания ……………………………………………………………………. 7
- Использование методов, форм и парадигм воспитания и самовоспитания в становлении личности специалиста ……………………………………………. 9
- Акмеологические основы формирования личности педагогического работника …………………………………………………………………………….12
Закономерность институирования педагогической теории и практики на современном этапе подтверждается мировым опытом, свидетельствующим о том, что процессы развития экономики, рыночных отношений и профессионализация современной педагогики идут параллельно, находясь в тесном взаимодействии и взаимосвязи.
В связи с этим, развитие государственных и негосударственных форм педагогической деятельности приводит к активизации и дальнейшему развитию различных служб, учреждений, а так же к усилению внимания вопросам профессиональной подготовки квалифицированных специалистов.
В последние годы в совокупности средств, обеспечивающих гуманизацию [1] , утверждение самоценности человека, его достоинства и уникальность каждого, его неотъемлемых прав и свобод, значительная роль отводится педагогике и социальной педагогике, то есть профессиональной деятельности, которая отражает социокультурный феномен, традиции, обращенность к человеческой личности во всём многообразии её проявления в жизни и деятельности.
За период профессионализации активно обозначился интерес к проблемам не только развития педагогической деятельности, но и к личности специалиста, — его особенностям, качествам и свойствам, его готовности к своему развитию. В настоящее время широкое признание педагогической деятельности — как средства локализатора социальной политики – является безусловным фактором, но наряду с этим правомерен вопрос, — кто, какой специалист как личность, профессионал осуществляет сегодня и будет в дальнейшем реализовывать, развивать и совершенствовать главную цель — воспитание, поддержку человека в нашем государстве.
Объектом данной работы является система деятельности педагогического работника по саморазвитию, самосовершенствованию и самовоспитанию; предметом — процесс формирования и развития личности педагога как профессионала, в многоуровневой системе педагогической деятельности.
- Понятие воспитания и самовоспитания; функции и принципы.
Существуют различные подходы к определению понятия воспитания.
Воспитание в широком смысле – это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения каким-либо нормам, правилам, процессам, явлениям; в узком смысле – это процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, её отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе [2] .
Существуют и другие трактовки воспитания и самовоспитания.
Воспитание — деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду. Рассматривая воспитание как процесс, реализуемый при взаимодействии воспитателя и воспитуемого (даже при условии, что этот процесс направлен на самого себя), а также при взаимодействии объектов воспитания, наука изучает закономерности саморазвития личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей не приспособление человека к различным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт, но целенаправленное развитие каждого как неповторимой человеческой индивидуальности. Организация воспитания связана с построением такой общественной практики, которая направляет развитие субъективного мира человека, содействуя осознанному принятию им общественных ценностей, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем согласно образцам и идеалам общества. Выявление определенных законов развития личности и характера ее становления на разных жизненных условиях онтогенеза и особых сенситивных периодов, когда человек особенно чувствителен к общественному мнению, к утверждению себя среди окружающих, позволяет ориентировать практику саморазвития на построение принципиально новой целостной системы, направленной на углубленное формирование самостоятельности и ответственности, принципиальности и чувства собственного достоинства, творческой активности и критического мышления [3] ; по З. Фрейду, воспитание — процесс побуждения к преодолению принципа удовольствия и к замещению его принципом реальности.
Одним из подходов в понимании воспитания является концепция Г. Олпорта и А. Маслоу. Они являлись лидерами гуманистической психологии и рассматривали развитие человека как процесс свободной реализации им своих потенций, а воспитание и самовоспитание, — как создание возможностей для самореализации. Это означает, что предоставление человеку свободного выбора в отсутствие (или минимального) действия внешней силы способствует тому, что человек предпочитает быть здоровым, независимым, стремится к дальнейшему оптимальному развитию себя как единого целостного.
Самовоспитание — сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности; выработка человеком у себя таких личностных качеств, которые представляются желательными. Базируясь на активизации механизмов саморегуляции, оно предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов.
Самовоспитание — относительно позднее обретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Оно базируется на адекватной самооценке, соответственной реальным способностям человека, на критическом анализе своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности, самовоспитание становится все более значимой силой саморазвития личности. Оно находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности [4] .
Содержание самовоспитания раскрывается через его функции:
- компенсаторная: реализуется в процессе приобретения профессиональных знаний, умений, навыков, в расширении кругозора, усвоении новой информации;
- адаптационная: позволяет специалисту адекватно реагировать на изменяющиеся условия в своей профессиональной деятельности;
- развивающая: предполагает формирование способности активно и компетентно участвовать в преобразовании себя, своей профессинальной деятельности, непрерывно обогащая творческий потенциал своей личности.
В профессиональной деятельности специалиста большое значение имеют ценностные ориентации ее субъекта, — осознанные специалистом идеологические, моральные, психологические, эстетические, социально – политические основания оценивания окружающей действительности. Специалистом должен оказываться человек, способный продемонстрировать в доступной для клиента форме способ преодоления обстоятельств трудной (кризисной) жизненной ситуации в гармонии личного и общественного. Специалист должен направлять усилия на поддержание и развитие человеческого в клиенте, создавать для клиента условия, позволяющие ему раскрыться, реализовать свой собственный потенциал.
Существенные стороны процесса воспитания и самовоспитания специалиста раскрываются при анализе закономерностей и принципов воспитания и самовоспитания.
Принцип воспитания – это основополагающее требование к процессу воспитания, основанное на законе, ведущая идея, определяющая действия специалиста, предписывающая, рекомендующая следовать некоторым правилам, условиям. Можно выделить основные принципы процесса воспитания и самовоспитания специалиста педагога:
- Принцип развития: раскрывает неразрывную взаимосвязь развития личности специалиста в онтогенезе и ее непрерывного самообразования, зависимость уровня зрелости личности специалиста его самообразования и самовоспитания. Этот принцип раскрывается через ряд установок:
- установка на «проблемность», которая формирует мотивы самообразования и самовоспитания;
- установка на самосознание, самооценку своей профессиональной деятельности, стимулирующие ее улучшение;
- установка на личную значимость позволяет соотнести объективно существующую цель самообразования и самовоспитания с личностно — значимыми мотивами (познавательный интерес, стремление к успеху и др.).
- Принцип самодеятельности реализуется через следующие установки:
- целеполагание и целеустремленность, дающие возможность сознательно и систематично заниматься самообразованием и самовоспитанием;
- планирование самообразования, позволяющее упорядочить его методы и приемы, обеспечить контроль;
- самоорганизацию, которая основывается на таких качествах личности как воля, самоактуализация, развитие мотивационной и познавательной сферы, и в свою очередь стимулирует их дальнейшее развитие.
- Принцип самоуправления реализуется через следующие установки:
- самоконтроль;
- саморегулирование;
- индивидуализацию самообразования и самовоспитания;
- мобилизацию, способствующую преодолению трудностей самообразования и самовоспитания;
- коррекцию результатов работы над собой, изменение ранее намеченной программы в связи с уже достигнутыми успехами. [5]
Но в реальной практической действительности при многочисленных обязанностях, отнимающих у специалиста много времени, может сложиться ситуация, когда он не выходит за пределы непосредственных дел, осуществляемых каждодневно. В этом случае его отношение к профессии — это отношение к ее отдельным сторонам, — соответственно оценка профессии и себя в ней носит фрагментарный, ситуативный характер, связанный с возникающими проблемами. Подобная посредственность профессионального бытия рано или поздно приходит в противоречие с логикой профессиональной деятельности, что должно побуждать специалиста критически оценить себя в профессии, заставить подняться над непосредственно данными условиями. Этот способ профессиональной деятельности связан с проявлением рефлексии, или, по выражению С.Л. Рубинштейна, мировоззренческого чувства, формирующего обобщенно — целостное отношение к профессии [6] , то есть развить в себе способность акмеологически формировать себя как личность, и как профессионала в своей деятельности, — адаптирование своих индивидуально неповторимых особенностей к требованиям профессиональной деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально – морально — нравственных и других свойств личности.
- Качества личности специалиста, формируемые в процессе воспитания и самовоспитания.
Решать проблемы своих клиентов в рамках своей профессиональной деятельности и влиять на них можно только обладая знаниями и опытом специалиста — профессионала, его узаконенными полномочиями (должностью), правами (статусом) и репутацией (мнение о достоинствах и недостатках человека), харизмой (в том числе и личной привлекательностью, как внешней так и внутренней).
В процессе самовоспитания особую важность приобретают такие качества как интеллект, социокультурный и нравственный потенциал.
Наличие (формирование и закрепление) в процессе саморазвития (воспитания и самовоспитания) таких качеств, позволяет специалисту более эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. В частности, это дает возможность быть информированным о различных социальных группах населения и их особенностях; предвидеть последствия своих действии; уметь контактировать с разными категориями людей («трудными» подростками, детьми — сиротами, инвалидами, престарелыми); быть профессионально тактичным (вызывать симпатию клиентов, их доверие, соблюдать профессиональную тайну, проявлять деликатность в интимных вопросах жизни клиента); обладать эмоциональной устойчивостью при всех коллизиях, неудачах, сложностях работы, добросовестно исполнять свой долг, проявлять спокойствие, доброжелательность и внимательность к клиентам.
Личностные качества специалиста подразделяются на три группы:
- требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психомоторным процессам (восприятие, память, воображение, мышление), психическим состояниям (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия), вниманию как состоянию сознания, эмоциональным и волевым характеристикам (сдержанность, индиферентность, уравновешенность, настойчивость, последовательность, импульсивность);
- самоконтроль, самокритичность, самооценка, стрессоустойчивость – физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключатся и умение управлять и контролировать свои эмоции;
- коммуникативность (умение быстро устанавливать высокий уровень социальной перцепции); эмпатичность (чувствование настроение других людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); внешние данные (аккуратность, отсутствие неряшливости); обладание навыками риторики.
Очень важным аспектом профессии педагогического работника является этический кодекс, состоящий из действующих принципов, которые определяются ожиданиями общества. Специфическое значение этического кодекса состоит в том, что он играет руководящую роль в формировании качеств специалиста для достижения им положительных результатов в своей деятельности.
В пятой главе вышеуказанного кодекса говорится, что педагог должен поддерживать и повышать значимость, этику, знания и цели своей профессии. Пункт 5.3 пятой главы данного кодекса напрямую связан с повышением уровня саморазвития (воспитание и самовоспитание) и самоактуализации специалиста в своей профессиональной деятельности, так как наличие у него динамично развивающейся мировоззренческой системы позволяет ему более эффективно решать задачи и проблемы, стоящие пред ним как профессионалом. Пластичность и отсутствие ригидности (или ее минимизация) способствует глубокому формированию самопознания, самопонимания и как следствие, более четкое понимание других людей (клиентов социальной службы), коллег. Это подтверждается и международными этическими стандартами педагогических работников в ст. 3.2 п.3.2.4, п. 3.2.5, п.3.2.9.
Специалист в области педагогики должен нести ответственность за развитие профессиональных знаний, основывая на этих знаниях свою деятельность; он должен критически анализировать и быть в курсе инноваций, как относящихся к его профессии, так и к нему как личности; специалист должен и может вносить свой вклад в развитие знаний в области педагогики и социальной педагогики в том числе.
В пп. (д) п. 6.1 главы шестой профессионально – этического кодекса педагогического работника говорится о развитии и поддержке всеобщего благосостояния и социальной справедливости. Это не возможно, если у специалиста не будет сформировано внутреннее чувство справедливости, если оно будет носить характер эстампа и не более.
Формирование этических качеств специалиста должно иметь поддержку со стороны высоких нравственных стандартов, исключая какие – либо уловки, введение кого — либо в заблуждение, нечестные действия, четко разделяя действия и заявления, сделанные социальным работником как частным лицом и как представителем своей профессии [7] .
- Использование методов, форм и парадигм воспитания
и самовоспитания в становлении личности специалиста.
Воспитание и самовоспитание являются педагогическими процессами, поэтому их использование закономерно и обусловлено практикой социальной работы, которая подразумевает комплексный подход по своей специфике в профессиональной деятельности.
Методом воспитания и самовоспитания называют способ реализации целей воспитания и самовоспитания [8] . Методы являются главными средствами, которые обеспечивают успешность решения задач каждого отдельно взятого компонента саморазвития. Успешное достижение целей осуществляется в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом индивидуальном случае адекватно поставленной цели и уровню развития специалиста. Каждый метод применяется различно в зависимости от собственного опыта и индивидуальной направленности профессиональной деятельности. Для того, чтобы усилия специалиста не были направлены хаотично, как в известной басне И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука», следует использовать классификацию методов для лучшего их освоения и применения на практике. Классификация методов – это выстроенная по определенному качественному и количественному признаку система. Классификация позволяет выявить в методах общее и специфическое, существенное и временное, теоретическое и практическое, тем самым предполагая их осознанный выбор и наиболее эффективное применение. Опираясь на классификацию можно лучше понять их назначение, характерные признаки различных методов и модификаций. Можно выделить следующие группы методов:
- методы прямого воздействия;
- методы косвенного воздействия.
Данная группировка условна, ввиду того что объектом воздействия является сам специалист, и методы переплетаясь между собой могут в зависимости от конкретной задачи быть взаимозаменяемы.
Методы прямого самовлияния предполагают реакцию специалиста на поставленную задачу, его адекватные действия, направленные на самовоспитание. Методы косвенного самовлияния предполагают создание такой ситуации и такую организацию деятельности, в которой специалист включается непосредственно, при этом формируется соответствующая установка на самосовершенствование, на выработку определенной позиции в отношении себя самого, других людей (в том числе и клиентов социальной службы) и общества в целом.
Говоря о методах воспитания и самовоспитания, следует сказать о формах и парадигмах данных процессов.
Форма воспитания и самовоспитания – характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод. Формы бывают конкретными и общими. К конкретным формам относят факультативные занятия, курсы повышения квалификации (не только в силу необходимости), формы самоконтроля.
Существуют четыре парадигмы, которые определяют формы самовоспитания и воспитания специалиста.
- Концепция педагогической парадигмы – самовоспитание базируется на использование системы самопринуждения, так называемые «кнут и пряник». При этом специалист осознает смысл своих действий, адекватно реагирует и оценивает необходимость применения методов данной концепции. Но применять формы и методы данной концепции следует с некоторой осторожностью, так как существует риск блокирования развития собственной творческой активности.
- Концепция андрологической парадигмы состоит в том, что специалисту требуется помощь помощника (наставника), который должен поддержать, направить в нужное русло, при этом они оба находятся в относительно равном положении и как уже говорилось выше о взаимозаменяемости методов, специалист и его помощник могут поменяться местами. Перспективным представляется применение ролевых игр различных жизненных ситуаций, так как это способствует более глубокой и объективной оценке специалистом себя самого и окружающей действительности, — так называемый «взгляд со стороны».
- Концепция акмеологической парадигмы [9] . Данный подход имеет ярко выраженную творческую направленность. Усилия специалиста направлены на максимальное раскрытие собственных творческих положительных девиаций, что в свою очередь влечет за собой повышение уровня самоактуализации и самосовершенствования личности педагога.
- Концепция коммуникативной парадигмы подразумевает общение и взаимное самосовершенствование группы специалистов. В процессе взаимного общения происходит обмен информацией, знаниями и умениями, и как следствие саморазвитие специалиста. Применение данной методики будет более эффективным при условии наличия проекта, над которым работают несколько специалистов.
- Акмеологические основы формирования личности специалиста.
Выше упоминалось об акмеологической составляющей процесса самовоспитания и воспитания в становлении личности педагога.
Термин «акмеология» восходит к древнегреческому «akme», происходящему в свою очередь от слова «axis» («острие») и означающнму «высшая степень чего – либо»; «en akmy eindi» (быть в акме) означает «быть в полном цвете, на высшей степени». Соответственно, акмеолоогия (от др.-греч. ακμή, akme — «вершина», др.-греч. λόγος, logos — «учение») — наука о закономерностях (путях) достижения максимального совершенства во всех видах индивидуальной деятельности человека.
Акмеология новая область знаний в системе наук о человеке. Её предметом являются закономерности саморазвития людей, факторов достижения ими вершин профессионализма, стимулов самовоспитания, самообразования, самосовершенствования.
Современный этап развития акмеологии, связан с историко-философским обоснованием акмеологии В.П. Бранским, В.В. Ильиным и С.Д. Пожарским, которое позволяет проследить связь акмеологии с культурологией, философской антропологией и другими областями знаний. Таким образом, происходит ее выход за пределы психологии. Это возможно также благодаря активному применению акмеологией принципов, заимствованных из других областей научного знания.
В.П. Бранский и С.Д. Пожарский рассматривают акмеологию через призму теории социально — педагогической синергетики. В результате интегрирования знаний, на стыке этих научных направлений сформировалось новая область знаний — синергетическая акмеология как наука о закономерностях «…достижения максимального совершенства любой социальной системой (в частности, специалистом в какой – либо области) посредством самоорганизации».
Специалист с позиции теории самоорганизации рассматривается как диссипативная структура [10] , существующая за счет постоянного обмена с окружающей средой энергией и информацией. Цель любой диссипативной структуры – это достижение максимально возможного устойчивого состояния в контексте тех условий среды, в которых она находится.
Самоорганизация специалиста на пути к «Акме» выглядит многоэтапным процессом. В общем виде она складывается из процессов самоподготовки и самореализации. Самоподготовка, в свою очередь, состоит из самообразования и самовоспитания. На данных этапах человеком формируется творческий потенциал. Вклад самообразования и самовоспитания в этот процесс предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые не предусмотрены официальной системой социокультурного образования, но необходимы специалисту для осуществления собственных целей. Самовоспитание, с акмеологической точки зрения – это формирование у человека определенных моральных качеств, которые не гарантируются той социальной средой, в которой происходит воспитание человека (это то, что у М. Горького называется выход «в люди»). После того, как у человека сформированы необходимые для жизни знания, умения, навыки и система нравственных ориентиров, начинается процесс его самореализации как специалиста. Самореализация также двухкомпонентная структура и включает самовыражение и самоутверждение. Самовыражение – это последовательное продвижение к вершинам профессионального мастерства. На этом этапе специалист проявляет себя как творец и создатель значимых для него ценностей; так как жизнь человека не замкнута на себя (это противоречило бы рассмотрению его как диссипативной структуры), то неизбежно столкновение с внешней средой. Продукты деятельности человека на этапе самоутверждения испытывают оценку социума (значимы ли эти продукты для общества). В идеальном случае максимум самовыражения (профессиональное «акме») должен сойтись с максимумом самоутверждения (социальное «акме»). Выражаясь простым языком, высокий профессионализм должен быть по достоинству высоко оценен. В реальности, к сожалению, это бывает далеко не всегда.
Таким образом, применение акмеологических основ и синергетического подхода в процессе самовоспитания и воспитания становления личности специалиста дает возможность ответить на вопросы: как происходит самоорганизация специалиста, какими механизмами она движется и как добиться вершин признания. Это, в свою очередь, позволяет построить идеальную модель самоорганизации и жизненного пути индивидуума и специалиста, грамотная реализация которой приведет к успеху [11] .
Успехи («пики») в развитии человека как индивида, как личности, как субъекта профессиональной деятельности могут происходить в разное время (хотя «акме», подъёмы в развитии одних сфер могут служить источником, катализатором для появления «акме» в других сферах).
Сегодня можно констатировать, что социальная и педагогическая работа как профессиональная деятельность имеют полифункциональную структуру, ядром которой являются профессиональные действия, направленные на защиту человека как высшей ценности бытия. Как субъект этой деятельности педагог должен обладать рядом характеристик, составляющих содержание его профессионально – личностного развития.
Исследования последних лет доказывают, что профессионально – личностное развитие педагога – динамичный, вариативный, индивидуально – творческий процесс становления его как личности, как профессионала, как гражданина, где воспитание и самовоспитание играют большую роль.
Безусловно, определяющим условием развития личности как профессионала – специалиста сферы педагогики выступает тенденция взаимообусловленности формирования профессиональной деятельности и личности работника, — она отражает закономерность: личность развивается и проявляет себя, свою сущность в деятельности. Процесс взаимодействия личности и профессиональной деятельности в широком смысле является двусторонним. Формируясь в деятельности, приобретая свойственные представителям той или иной социальной группы свойства, качества, личность специалиста оказывает преобразующее действие на саму деятельность.
Воспитывая себя в деятельности, специалист формирует и профессиональную среду, общность, вносит вклад в развитие и совершенствование педагогики как в узком, так и в широком смысле, осуществляет индивидуально – творческое переосмысление задач, содержания, форм, видов и технологий педагогической деятельности.
- Беликова Е.В., Битаева О.И., Елисеева Л.В. Теория и методика воспитания / учеб. пособие. – М.:Аллель, 2007.
- Беликов Е.В., Елисеев Л.В., Буслаева Е.М., Камельчук А.Н., Павлова А.В., Фролова М.В., Шарохина Е.В. Справочник социального педагога / учебное пособие. — М.: Алллель, 2000.
- Битянова Н.Р. Культура самосовершенствования специалиста / Международная педагогическая Академия.- М., 1994.
- Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. Теория самоорганизации индивидуума и социума. — СПб: 2001.
- Головин С.Ю. Словарь практического психолога. М.: Бука, 2000.
- Козлов А.А., Иванова Т.Б. Практикум социально — педагогического работника. – Ростов н/д: Феникс, 2001.
- Павленок П.Д. Основы социальной работы: Учебник/отв.ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003.
- Социальная работа: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераби доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
- Социальная работа: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераби доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.
- Справочник социального работника / В.Д. Альперович [и др.]; под. общ. ред. Е.П. Агапова, В.А. Шапинского. – Ростов н/Д. Феникс, 2006.
- Шмелева Н.Б. Формирование и развитие личности педагогического работника как профессионала: учебное пособие. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004.
- www. ru.wikipedia.org
[1] Федеральный закон от 10.12. 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (с изменениями от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.), глава 1, ст. 5.
[2] Беликова Е.В., Битаева О.И., Елисеева Л.В. Теория и методика воспитания / учеб. пособие. – М.:Аллель, 2007.
[3] С.Ю. Головин Словарь практического психолога . М.: Бука, 2000.
[4] С.Ю. Головин Словарь практического психолога . М.: Бука, 2000.
[5] Битянова Н.Р. Культура самосовершенствования специалиста / Международная педагогическая Академия.- М., 1994.
[6] Шмелева Н.Б. Формирование и развитие личности педагогического работника как профессионала: учебное пособие. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004.
[7] Справочник социального работника / В.Д. Альперович [и др.]; под. общ. ред. Е.П. Агапова,
В.А. Шапинского. – Ростов н/Д. Феникс, 2006.
[8] Беликов Е.В., Елисеев Л.В., Буслаева Е.М., Камельчук А.Н., Павлова А.В., Фролова М.В., Шарохина Е.В. Справочник социального педагога / учебное пособие. — М.: Алллель , 2000.
[9] Шмелева Н.Б. Формирование и развитие личности педагогического работника как профессионала: учебное пособие. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004.
[10] Диссипативная система (или диссипативная структура, от лат. dissipatio — «рассеиваю, разрушаю») — это открытая система, устойчивое состояние, возникающее в неравновесной среде при условии диссипации (рассеивания) энергии, которая поступает извне.
[11] Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. Теория самоорганизации индивидуума и социума. — СПб: 2001.
https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2018/03/17/vospitanie-i-samovospitanie-v-protsesse-stanovleniya