Содержание
Статья 3 СК РФ. Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права (действующая редакция)
Понятие семейного законодательства
Совокупность правовых норм, регулирующих правоотношения между гражданами при вступлении в брак, родственниками, лицами, взявшими на усыновление детей в семью, составляет семейное законодательство. Семейное законодательство имеет определенную специфику: Конституция РФ от 1993 года его относит к совместному ведению РФ и субъектов. Этот режим устанавливает, что нормативно-правовой акт может быть принят на уровне федеральной власти и в субъектах РФ. Таково понятие семейного законодательства.
При этом закон устанавливает, что правовой акт не должен входить в противоречие с ФЗ.
Консультация юриста по разделу имущества юридической группы»МИП» выиграет семейное дело с гарантией результата!
Понятие нормотворчества в отношении субъектов РФ определено двумя вариантами. Субъекты могут создавать и издавать правовые акты в случаях:
- изданный субъектами РФ правовой акт отнесен Кодексом к их ведению;
- отсутствие в СК РФ правовой нормы, которая регулируетдействующее правоотношение.
Исходя из этого, правовой акт, созданный субъектами РФ, решает в основном вопросы брачного возраста и организации работы органов опеки и попечительства.
Правоспособнось и дееспособность в семейном праве
Семейная правоспособность – это способность гражданина иметь личные и имущественные права и нести обязанности. Семейная правоспособность возникает с момента рождения, а с достижением определенного возраста ее объем расширяется. Так, ребенок с рождения получает право на содержание, с достижением 10-летнего возраста – право выражать свое мнение, с 14 лет – право обращаться в суд за защитой своих прав при нарушении их родителями, с 18 лет – вступать в брак, быть опекуном, усыновителем, приемным родителем.
Семейной правоспособностью наделен каждый из субъектов семейных отношений и ей присуще чувство абстрактности. Это означает, что она устанавливается законом и не зависит от воли и действий участников семейных правоотношений. Перечень прав и обязанностей, входящих в содержание семейной правоспособности, можно определить на основе анализа действующих семейно-правовых норм.
Семейная дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять семейные права, создавать для себя семейные обязанности и исполнять их. Для возникновения и осуществления значительной части семейных прав и обязанностей участники семейных отношений должны обладать дееспособностью. Полная дееспособность в семейном праве возникает с 18 лет. В случаях, предусмотренных законом, возникает неполная (частичная) семейная дееспособность, которой обладают несовершеннолетние лица до достижения 18 лет. В зависимости от возраста объем неполной дееспособности увеличивается. Дети в возрасте до 10 лет вправе: выражать свое мнение по вопросам, затрагивающим их интересы (ст. 57 СК); защищать свои права путем обращения в органы опеки и попечительства; получать содержание от своих родителей; знать своих родителей; жить и воспитываться в семье; общаться с родителями и другими родственниками. Дети в возрасте от 10 до 14 лет, кроме вышеуказанного, вправе выражать свое согласие на: изменение своей фамилии, восстановление родителей в родительских правах, передачу в приемную семью или на усыновление и др. В возрасте от 14 до 18 лет ребенок вправе самостоятельно обратиться в суд при нарушении его прав родителями; при наличии особых обстоятельств заключать брак; по достижении 16 лет самостоятельно осуществлять родительские права.
СК РФ содержит отдельные нормы, ограничивающие семейную правоспособность или дееспособность. Семейное законодательство содержит норму о запрете ограничения правоспособности и дееспособности субъектов семейного права другими субъектами.
Семейное право обладает институтом семейной правосубъектности, отличной от правосубъектности в гражданском праве. Семейная дееспособность в области совершения семейно-правовых актов возникает одновременно с соответствующими элементами содержания правоспособности и существует, как правило, в единстве с ней.
Принципы семейного законодательства
Понятие принципы семейного законодетельства заключается в определении основополагающих начал, на основе которых строится отрасль права. Принципы семейного права тесно связаны с конституционными положениями. Принципы семейного законодательства:
- раскрывают понятие того, что можно считать поддержкой со стороны государства отцов и матерей;
- определяют понятие того, что является государственной гарантией защиты семьи;
- устанавливают основы конституционного строя.
Семейное законодательство направлено на защиту прав и свобод граждан, а также раскрывают понятие и задачи нормативно-правового регулирования. При этом законодатель устанавливает приоритетные общечеловеческие ценности: любовь, уважение, понятие ответственности перед детьми родителей, взаимную помощь всех членов семьи. Эти принципы остаются неизменными. Интересно, что СК РФ не устанавливает понятие семьи.
Принципы семейного законодательства закреплены в нормативных актах. Понятие каждого из них неизменно, и принципам необходимо следовать в брачно-семейных отношениях. К принципам можно отнести понятие о том, что с юридической точки зрения официальными считаются отношения, заключенные в форме брака в ЗАГСе. Заключение брака должно соответствовать морально-этическим ориентирам, а также правовой норме.
Вам необходима помощь специалиста по семейным делам?
Запишитесь на консультацию к руководителю практики
Какие цели преследует законодатель, регулируя семейные правоотношения?
Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права, преследуют цели:
- укрепление семьи;
- недопустимость вмешательства в дела семьи.
Брак, как юридический факт, порождает правовые последствия, ведущие к возникновению у сторон правоотношений, указанных в законах.
Семья находится под защитой государства и нуждается в гарантиях.
Некоторые специалисты права относят к спорному вопросу позицию о том, что к началам семейного права причисляют морально-этические ориентиры. Это существование института семьи на взаимной любви, симпатии, взаимопомощи. Тем не менее, нельзя отрицать, что эти принципы существенно влияют на создание атмосферы в семье, а также проходят «красной нитью» по многим положениям Семейного Кодекса.
Состав семейного законодательства
Источники семейного права выступают формой внешнего выражения правовых положений, закрепляют их в документах. В состав семейного законодательства введены нормативно-правовые акты:
1. Конституция РФ от 1993 года. В статье 7, п. 2 закон определил принцип помощи российским семьям со стороны государства. Кроме определения компетенции центра и регионов, Конституция содержит ряд правовых установлений, который находят свое отражение в нормативно-правовых актах. Например, это статьи 19, 38, которые закрепляют равенство обоих полов в правах и свободах, а также обязанность родителей воспитывать детей, равно как обязанность детей, достигших 18 лет, по содержанию родителей.
2. Семейное законодательство, Семейный Кодекс (№223-ФЗ) определяет:
- основные принципы;
- порядок заключения и расторжения брачных отношений;
- полномочия родителей по отношению к детям (в том числе и усыновленным);
- ответственность родителей;
- применение норм к правоотношениям, участниками которых выступают иностранные граждане или апатриды;
- порядок судебной защиты.
Семейное законодательство от предшествующих законов отличают новые положения, введенные одновременно с законом: об алиментах, порядок заключения брачного договора, интересах детей в приемных семьях.
Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права:
- 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»
- №124-ФЗ»Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
- ГК РФ от 1994 года;
- 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»
Из источников семейное законодательство следует выделить гражданский кодекс РФ (№51-ФЗ). В Семейном Кодексе можно увидеть отсылочную норму (ст.4), которая указывает на ГК РФ в случае, если правоотношения невозможно урегулировать при помощи СК РФ. Подзаконные акты федерального уровня также нельзя оставлять без внимания, в частности, Указ Президента РФ от 1996 года (№712), определяющий направления семейной политики, кроме того, на Постановления высшего исполнительного органа власти и другие. К источникам следует причислить договоры, заключаемые на международном уровне. Россия является участником Конвенций (О правах ребенка), Всеобщей декларации прав человека и т.д.
3. Международное право. Положения международных договоров имеют приоритет над национальными нормами. Если в международном документе установлен иной порядок, чем тот, который определяет национальное семейное законодательство, применяются положения международного права.
Семейный разговор
Павел Владимирович, у нас принят Семейный кодекс, другие законодательные акты, охраняющие интересы семьи и детей. Зачем нужна еще и поправка в Основной Закон?
Павел Крашенинников: Конституция — это не только Основной Закон, который является ядром правовой системы государства. На ее основе и в соответствии с ней принимаются другие законодательные акты. Важно, чтобы при этом Конституция определяла и основные ценности нашего общества.
Безусловно, семья была и остается одной из главных ценностей. Благодаря ей воспроизводится и совершенствуется общество, идет накопление и передача будущим поколениям опыта, традиций и базовых устоев. Она — основа общества и государства. Именно поэтому институт семьи должен быть закреплен в Конституции как предмет особой поддержки.
Разве так было не всегда?
Павел Крашенинников: С советским опытом все было непросто. Первые советские Конституции не затрагивали семейные отношения. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г. прежде всего был направлен на уничтожение т.н. «буржуазной» семьи — запрещение церковной процедуры заключения брака и полное исключение частноправового аспекта из семейных отношений. Провозглашалось полное невмешательство властей в «сексуально-революционные» отношения семейных пар, а воспитание детей предполагалось передать в руки государства.
Однако по мере укрепления советской власти левацкие заскоки первых послереволюционных лет уступили место пониманию семьи как краеугольного камня общества и государства. В Конституции СССР 1936 г. уже упоминается о государственной охране интересов матери и ребенка, помощи многодетным и одиноким матерям, предоставлении женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, о широкой сети родильных домов, детских яслей и садов. Эти нормы были усилены в Конституции СССР 1977 г.
Стало быть, Конституция РФ рождалась не на пустом месте?
Павел Крашенинников: Конечно же нет, готов обсудить подробно и вопрос подготовки Основного Закона России, но, наверное, это можно сделать отдельно. В нашем случае важно, что российская Конституция 1993 г. провозгласила принцип социального государства и установила, что семья находится под защитой государства, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. За прошедший период создана база правового регулирования семейных отношений. Наряду с Семейным кодексом принят ряд федеральных законов, в частности, о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о гарантиях прав ребенка, об опеке и попечительстве. Проведена ревизия форм устройства детей в семью, приемная и патронатная семьи отнесены к разновидностям «платной» опеки и попечительства.
В 2021 г. в Гражданский кодекс внесены нормы о совместном завещании и наследственном договоре, они позволяют заранее договориться в семье, как будет наследоваться имущество, а также о содержании отдельных членов семьи. Я бы выделил также недавний закон об образовании. Дети, проживающие вместе в одной семье, теперь имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры.
Какие заботы теперь волнуют законодателей?
Павел Крашенинников: Конституция 1993 г. работает уже 26 лет. Можно говорить о постепенном изменении жизни государства и общества. Действующий Семейный кодекс — добротный и рабочий законодательный акт. Его коренные изменения не требуются, более того, вреда могут нанести намного больше. Тем не менее корректировки возможны: например, детализация имущественных отношений.
И конечно же, происходящие в обществе изменения требуют целостной, системной реакции законодателя. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2021 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» большое внимание уделил вопросам семейной политики, исходя из того, что центральная ценность для семейного законодательства — интересы несовершеннолетних детей. При этом законодатель считает, что благополучие ребенка неразрывно связано с благополучием семьи и им определяется.
Что конкретно будет изменено после принятия поправок?
Павел Крашенинников: Во-первых, Законом о поправке к Конституции РФ устанавливается, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.
Во-вторых, к полномочиям правительства отнесено обеспечение проведения единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей.
В-третьих, корректировке подверглись статьи 71 и 72 Конституции. В числе вопросов исключительного ведения России названо установление единых правовых основ систем здравоохранения, воспитания и образования, в том числе непрерывного.
Конкретизированы вопросы совместного ведения России и ее субъектов в части защиты семьи. К ним дополнительно отнесены: защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях.
Ювенальные технологии угрожают традиционным семейным ценностям
Государство старается сделать все, чтобы в жизни брали верх крепкая семья и любимые дети?
Павел Крашенинников: Точно. Государственная семейная политика предполагает сохранение традиционных семейных ценностей и повышение роли семьи в жизни общества. А традиционные семейные ценности это, по существу, и есть семья, материнство, отцовство, детство. К слову, Конституционный суд РФ в своем постановлении от 23 сентября 2014 г. отметил, что семья, материнство и детство представляют собой те ценности, которые обеспечивают непрерывную смену поколений, выступают условием сохранения и развития многонационального народа. Защита семейных ценностей имеет комплексный характер, осуществляется государством, субъектами РФ, муниципальными образованиями, путем воздействия на общественные отношения норм различных отраслей права (семейного, трудового и т.д.). На основе конституционных норм должно развиваться отраслевое федеральное и региональное законодательство.
Мы говорим: «Семья». А что такое семья?
Павел Крашенинников: В законодательстве нет определения семьи. Ведь понятие «семья» и не может иметь четкого и незыблемого содержания. Правовое содержание понятия «семья» наполняется, в зависимости от целей регулирования, различным юридическим содержанием. Прежде всего — через толкование понятия «члены семьи».
В Семейном кодексе к членам семьи отнесены супруги, их родители и дети (усыновители и усыновленные). Одновременно указывается, что семейное законодательство в случаях и пределах, предусмотренных законодательством, регулирует и отношения между другими родственниками и иными лицами и, кроме того, определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
Для целей жилищного законодательства в первую очередь важен факт совместного проживания. Поэтому беспочвенны опасения, что если мать воспитывает ребенка одна, это уже не традиционная семья и она не будет находиться под защитой государства. В Законе о поправке к Конституции нет никаких дискриминаций в части понятия семьи.
Будут ли одинаково защищены не только мать-одиночка, но и ее ребенок?
Павел Крашенинников: Адекватный правовой механизм защиты детства — это залог будущего государства. Конвенция о правах ребенка 1989 г., признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности нужно расти в семейном окружении, в атмосфере любви и понимания, обязывает подписавшие ее государства обеспечивать детям необходимые для их благополучия защиту и заботу.
При подготовке Закона о поправке к Конституции созданная президентом Рабочая группа долго искала самую подходящую формулировку. Сначала хотели указать, что дети — это важнейшая ценность России. После дискуссий остановились на варианте: дети — это достояние Российской Федерации, но в итоге приняли формулировку, гласящую, что дети являются приоритетом государственной политики России. Это в определенном смысле развитие положений Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», по которому государственная политика в интересах детей является приоритетной.
Как защищать детей, оставшихся без попечения родителей?
Павел Крашенинников: Изначально в Рабочей группе были предложения указать, что государство берет на себя обязанности родителей в отношении таких детей. Но в ходе дискуссии к этим словам добавили: государство в первую очередь обеспечивает приоритет семейного воспитания. Этот постулат относится к основным началам семейного законодательства и развит в ст. 123 СК. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание, а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.
Из конституционных поправок следует, что государство берет на себя повышенные обязательства в семейной сфере, в вопросах создания условий для достойного воспитания детей в семье, в отношении детей, оставшихся без попечения. Дальнейшей задачей должно стать законодательное укрепление и развитие существующих гарантий. Речь идет о процедурах передачи на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство, патронат) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая осуществление последующих мер государственной поддержки.
Поддержка должна будет наполняться конкретным содержанием?
Павел Крашенинников: Сегодня уже существует определенный механизм государственных гарантий в этой сфере. Из новых мер назову, что с 1 февраля 2021 г. при передаче одного ребенка на воспитание в семью размер пособия составляет 18 004,12 руб., а при усыновлении ребенка-инвалида, ребенка старше семи лет, а также детей, которые являются братьями и (или) сестрами, — 137 566,14 руб.
30 мая 2021 года. Участники церемонии вручения в Кремле орденов «Родительская слава» родителям многодетных семей. Фото: РИА Новости
Многие регионы живут на дотации и там обратившимся за помощью часто отвечают: «Денег нет…»
Павел Крашенинников: Гарантии прав на образование, на медицинское обеспечение, на жилище в отношении детей, оставшихся без попечения, не должны ущемляться. При этом можно использовать опыт отдельных регионов. Например, в Ульяновской области в таких случаях компенсируется часть взносов на капитальный ремонт. В Нижегородской области предусмотрено первоочередное обеспечение детей местами в дошкольных образовательных организациях, организациях, осуществляющих лечение, оздоровление, отдых детей; один день в месяц бесплатное посещение государственных музеев. Приемной семье предоставляется ежемесячная денежная компенсация в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги в части, приходящейся на приемного ребенка (детей) доли оплаты данных услуг.
Нужно говорить как о системных, так и о точечных изменениях. В настоящее время до 1 января 2021 г. предусмотрено право детей, оставшихся без попечения, на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в пределах установленной квоты. Полагаем, что это право должно быть бессрочным.
Часто люди просто не знают о принятых нужных решениях…
Павел Крашенинников: Согласен, нужно рассмотреть вопрос упрощения порядка получения государственной поддержки приемными семьями. Сейчас она носит заявительный характер, то есть денежные средства перечисляются после обращения приемных родителей. Передача данных для оказания поддержки таким родителям должна проходить в порядке межведомственного информационного взаимодействия с тем, чтобы избавить граждан от бумажной волокиты.
На смену детдомам приходят приемные семьи. Но и там нередко возникают скандалы.
Павел Крашенинников: Новые конституционные положения должны показывать необходимость совершенствования правил о приемной и патронатной семье. Полагаю, что патронат необходимо рассматривать наравне с приемной семьей как полноценную разновидность платной опеки (попечительства).
Индивидуальные требования к патронатному воспитанию устанавливаются договором и актом о назначении опекуна (патронатного воспитателя). В отдельных случаях в регионах срок действия договора весьма краток, что не вполне отвечает интересам детей.
Как научиться не ошибаться при опеке?
Павел Крашенинников: Нравственное воспитание ребенка наиболее эффективно именно в рамках семьи. В этой связи необходимо активное развитие и использование социально ориентированных организаций, которые могли бы осуществлять социальное, психологическое консультирование с целью адаптации семьи к новому члену.
Здесь стоит отметить, что прорабатываются отдельные предложения вводить обязательное социально-психологическое обследование лиц, желающих принять на воспитание ребенка, ограничение численности передаваемых в семью детей. Сейчас этого предела нет. На уровне правительства предусмотрено, что количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не превышает обычно 8 человек. Но к изменениям в этой сфере нужно подходить крайне осторожно, чтобы не нарушить права детей, возможность близких родственников принять детей в семью.
Порой и в родной семье ребенку живется как пасынку.
Павел Крашенинников: Конечно, поддержка института семьи не исчерпывается только защитой прав детей, оставшихся без попечения. Важным элементом в преодолении сложных семейных ситуаций является реализация мер, направленных на профилактику семейного неблагополучия. Следует согласиться с высказанным в науке мнением о целесообразности рассмотрения вопросов участия психолога, например, при рассмотрении судами споров, связанных с местом жительства детей или с определением порядка общения с детьми.
Необходимо развивать законодательство в сфере репродуктивных технологий, принимая во внимание обеспечение интересов всех участников этих правоотношений, в том числе и ребенка.
Одним из актуальных вопросов в жизнеобеспечении любой семьи является приобретение собственного жилья, поэтому важной гарантией является сохранение и совершенствование механизмов использования средств материнского (семейного) капитала.
На Западе распространена ювенальная юстиция. А нам нужна реформа семейного законодательства?
Павел Крашенинников: Думаю, со мной многие согласятся, что коренная реформа семейно-правового регулирования опасна, а некоторые особенно радикальные предложения иногда явным образом направлены на разрушение семьи.
Предложения о введении отдельных видов мер ювенальных технологий влекут неоправданное вмешательство государства в жизнь семьи и в целом серьезно угрожают традиционным семейным ценностям. Такие, с позволения сказать, технологии нарушают принцип приоритета семейного воспитания детей.
Задачей государства в семейной политике должен стать не тотальный контроль над отношениями детей и родителей, а обеспечение возможности для воспитания детей и их развития во всех семьях, а также предоставление семьям, оказавшимся в тяжелой ситуации, моральной и материальной поддержки.
С этих позиций необходимо отдать приоритет не административному, а судебному порядку рассмотрения многих вопросов, связанных с правами ребенка, включая отобрание. Все это должно быть подробно урегулировано в законе. Кроме того, следует развивать использование институтов компенсации ущерба и морального вреда, причиненного родителям и ребенку в случае неправомерного вмешательства представителей власти в семейные отношения.
Нормативные акты по семейному праву
Особенность нормативных актов министерств и ведомств состоит в том, что они должны быть зарегистрированы в МинЮсте РФ, а также официально опубликоваться в Российской газете. Для официального опубликования установлен срок – 10 дней с момента их регистрации. Это правило в отношении ведомственных нормативных актов было установлено президентом РФ в 1993 году (Указ №104).
Судебная власть и источники семейного права. Кто устанавливает семейное законодательство? В статье 126 Основного закона страны говорится о том, что в силу своей компетенции ВС РФ может давать разъяснения по вопросам семейной практики. Практическое применение норм семейного права с разъяснениями высшего судебного органа становится обоснованным и правильным.
Судебная практика не входит в источники семейного права. В пользу этого приводится мнение: разъяснения ВС РФ являются толкованием норм, но не устанавливает новые положения, субъект толкования не может считаться законодателем. Учитывая то обстоятельство, что ВС занимается изучением и обобщением, анализом судебной практики судов более низшего уровня, высший суд на этой основе разрабатывает универсальный и уникальный подход к решению аналогичных судебных дел в будущем времени. На этой основе, отношение специалистов к практике судов и к возможности применять ее как источник права, поменялось со временем. Некоторые теории права устанавливают, что к источникам семейного права следует отнести Постановления ВС РФ. Например, вопросы отцовства и алиментных обязательств (1996 г., №9), вопросы усыновления (1997 г., №7) и т.д.
Круг отношений, регулируемых семейным правом
До принятия нового Гражданского и Семейного кодексов Российской Федерации предмет семейного права обычно определялся как “личные и имущественные отношения, возникающие между людьми из брака, кровного родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание” или как “личные и производные от них имущественные отношения, возникающие между людьми из брака и принадлежности к семье. Практически все авторы считали, что семейное право представляет собой самостоятельную отрасль права, отличную от права гражданского.
С принятием Гражданского и Семейного кодексов в определении предмета семейного и гражданского права произошли существенные изменения. Пересмотрено и соотношение между данными отраслями. Некоторые институты: опека, попечительство, акты гражданского состояния, — традиционно входившие в состав семейного законодательства, были перемещены в Гражданский кодекс. Изменились и теоретические подходы к исследованию предмета и метода семейного гражданского права. Возрождение в нашей стране теории частного и публичного права дало возможность анализировать эти вопросы с совершенно иных позиций.
В новом Кодексе указывается, что семейное право устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным. В этой части определение предмета семейного права практически не изменилось.
Далее отмечается, что семейное право регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между супругами, родителями и детьми, к которым приравниваются усыновленные и усыновители, а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами. Семейное право определяет также формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Легко видеть, что если ранее действовавшее семейное законодательство определяло предмет семейного права столь широко, что это явно не соответствовало действительности, то в новом Семейном кодексе предпринята попытка дать ему более четкое и более узкое определение. Очевидно, что семейное право никогда не регулировало все неимущественные и все имущественные отношения, возникающие в семье между супругами, родителями и детьми, и тем более другими членами семьи. Имущественные отношения между родителями и детьми, а также другими членами семьи, в том числе и возникающие в семье, например отношения собственности, всегда регулировались нормами гражданского, а не семейного права.
К семейно-правовой сфере относились лишь алиментные обязательства, существующие между этими лицами. В Семейном кодексе 1995 года определение несколько сужено. В нем по-прежнему говорится об имущественных и личных неимущественных отношениях между супругами, родителями и детьми и без всякого ограничения. Однако в отношении других членов семьи речь идет уже не о всех имущественных и личных неимущественных отношениях между ними, а только о тех из них, которые прямо предусмотрены семейным законодательством. Кроме того, семейное законодательство может устанавливать пределы, в которых данные отношения подпадают под его воздействие. Например, семейное законодательство регулирует в настоящее время только некоторые аспекты опеки и попечительства, в частности отношения, возникающие в связи с воспитанием детей в семье опекуна.
Анализируя данную норму, можно сделать вывод, что семейное законодательство по-прежнему не содержит качественных материальных критериев, позволяющих отграничить семейные отношения от отношений, регулируемых другими отраслями права. Данные отношения выделяются лишь по формальным признакам. Они должны возникать между супругами или родителями и детьми, или между другими родственниками, или иными лицами, однако в последних двух случаях о регулировании таких отношений должно быть прямое указание в нормах семейного законодательства.
Как уже отмечалось, семейное законодательство не регулирует всех имущественных и личных неимущественных отношений и между супругами, и родителями и детьми. При отсутствии материального критерия для разграничения отношений, регулируемых семейным и гражданским правом, ответить на вопрос, какие имущественные отношения между родителями и детьми, а также между супругами являются семейно-правовыми, практически невозможно. Единственным способом, позволяющим определить, применимо ли в тех или иных случаях семейное законодательство, является выяснение того, существуют ли нормы семейного права, прямо регулирующие данные отношения. Если таких норм нет, необходимо выяснить, регулирует ли данные отношения гражданское право.
Попытка определения семейных отношений как отношений, возникающих в семье, также не дает ответа на вопрос о природе этих отношений. Само понятие семьи всегда было настолько неопределенным, что его невозможно даже закрепить в законодательстве. Семья может рассматриваться в двух значениях. Семья в социологическом смысле традиционно понималась как “союз лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей в семью на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботой“. Однако данное определение в настоящее время должно быть расширено. Семья в социологическом смысле может основываться также на фактических брачных отношениях, в том числе и на отношениях между лицами одного пола, которые получают в настоящее время все большее юридическое признание в различных странах. Не все семьи в социологическом смысле составляют семью в юридическом смысле.
Для этого необходимо законодательное признание данного союза семьей. Семья юридическом смысле определялась как “круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание”. Таким образом, определяя отношения, регулируемые семейным правом, как отношения, возникающие в семье, мы получаем замкнутый круг, поскольку семья в юридическом смысле — это круг лиц, отношения между которыми регулируются семейным правом. Кроме того, следует иметь в виду, что в последние годы в Европе и США все более проявляется тенденция на стирание границы между семьей в юридическом и социологическом смысле.
Какие правоотношения семейное законодательство регулирует
СК РФ призван регулировать личные и имущественные отношения между членами семьи. Если в СК РФ отношения не находят предмета правового регулирования, к ним в полной мере можно применить нормы из ГК РФ, а также иных актов. Применение гражданского законодательства происходит при условии того, что оно не находится в противоречии законам. Если правовые отношениямежду членами семьи не подпадают пож нормы гражданского законодательства, призванные прямо урегулировать возникшие вопросы, к ним применяются нормы, регулирующие сходные вопросы. Это называется аналогией закона. Если и эти нормы отсутствуют, то компетенция каждого их членов семьи определяется главными принципами отрасли семейного права, не исключая требования гуманности. Это называется аналогией права. Применение семейного законодательства происходит и к семейным отношениям с участием иностранных граждан, а также лиц без гражданства.
Супружеские правоотношения, как семейные отношения вообще, могут быть личными и имущественными.
Личные правоотношения
(права и обязанности) возникают между супругами по поводу нематериальных благ. Согласно СК РФ, супруги
имеют право на выбор фамилии
при заключении и расторжении брака. Они могут избрать в качестве общей фамилию мужа или жены, оставить свои добрачные фамилии или соединить их (двойная фамилия).
В российском законодательстве нет юридического понятия «глава семьи», все вопросы семейной жизни
: материнства, отцовства, воспитания, образования детей – супруги
вправе решать совместно на основе равенства и взаимного согласия
. Вступление в брак не ограничивает супругов в реализации конституционно закрепленных естественных и неотчуждаемых прав человека. В Семейном кодексе сказано, что каждый из супругов имеет
право на свободный выбор рода занятий, профессии, места пребывания и жительства
(ч. 1, ст. 31). Иными словами, и муж, и жена вправе самостоятельно решать, работать ли по трудовому договору или заниматься предпринимательской деятельностью, продолжать учебу на дневном отделении или перейти на вечернюю форму обучения, следовать за мужем в другую местность или сохранить прежнее место жительства. Однако юридическая свобода супругов не безгранична. Они
обязаны строить свои отношения в семье
на основе взаимоуважения и взаимопомощи,
содействовать
благополучию и укреплению своей семьи,
заботиться
о благосостоянии своих детей. И хотя эти юридические обязанности имеют преимущественно декларативный характер, в дружных семьях они исполняются добровольно путем взаимных уступок и договоренностей. Нежелание считаться с мнением другого, безответственность, пьянство, лень, грубость, скандалы, безразличное отношение к детям – основные причины распада семьи.
Имущественные правоотношения
(права и обязанности) возникают между супругами по поводу их общей совместной собственности, а также взаимного материального содержания (алиментные обязательства). В отличие от личных отношений имущественные отношения в большей степени подвержены правовому регулированию.
Алиментные права
и
обязанности
могут возникнуть как между супругами, так и между бывшими супругами. Супруги обязаны материально поддерживать друг друга. В нормальных семьях обычно так и происходит. Однако если один из супругов отказывается от такой поддержки, то в некоторых случаях другой супруг может через суд защитить свое право на получение содержания (алиментов). Это право имеет жена (и бывшая жена) в период беременности и в течение трех лет со дня рождения ребенка; нуждающийся супруг (и бывший супруг), ухаживающий за ре- бенком-инвалидом; нетрудоспособный и нуждающийся супруг или бывший супруг (при условии, что нетрудоспособность наступила в браке или не позднее одного года после расторжения брака). Отметим, что нетрудоспособными признаются лица пенсионного возраста и инвалиды, а нуждающимися – те, чьи доходы ниже прожиточного ми нимума. Обратите внимание: обстоятельства для взыскания алиментов с супругов и бывших супругов в основном совпадают. Вместе с тем для защиты интересов бывшего супруга, прежде всего женщины-домохозяйки, которую оставляет муж на грани пенсионного возраста, вводится дополнение. Согласно статье 90 СК РФ, если брак был продолжительным, то суд может взыскать алименты в пользу супруга, достигшего пенсионного возраста в течение 5 лет после развода.
Суд вправе освободить супруга от обязанности содержать другого супруга или ограничить эту обязанность определенным сроком, принимая во внимание интересы детей, непродолжительность брака или недостойное поведение супруга, требующего выплаты алиментов (например, когда супруг стал нетрудоспособным в результате злоупотребления алкоголем или наркотическими веществами).
Права и обязанности по поводу супружеской собственности
. Для того чтобы семья выполняла свои функции, ей необходимы определенные материальные условия, имущество. СК РФ предусматривает
два возможных правовых режима
имущества супругов – законный (регулируется семейным законодательством) и договорный (регулируется брачным договором).
Законным режимом имущества супругов
является режим их совместной собственности. Под
совместной собственностью
понимается имущество, нажитое супругами во время брака. Его видами являются
доходы
каждого из супругов: заработная плата, доходы от предпринимательской деятельности, гонорары за создание произведений науки, искусства и пр., пенсии, пособия и иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения, скажем выплаты в случае увечья. К общему имуществу относятся также
вещи
(движимые и недвижимые), приобретенные за счет общих доходов супругов,
ценные бумаги, паи, доли в капитале
, любое иное
имущество, нажитое супругами в браке
. При этом не имеет значения, на имя кого из супругов оно зарегистрировано, был ли у супруга самостоятельный доход, или он занимался ведением домашнего хозяйства. Супруги пользуются
равными правами на имущество
. В соответствии с частью 1 статьи 35 СК РФ владение, пользование и распоряжение совместным имуществом должно осуществляться супругами по обоюдному согласию. Если
сделка
относительно общего имущества совершается одним из супругов, то бывает достаточным устное согласие другого. Иногда требуется и нотариально заверенное письменное согласие, например при заключении сделок с недвижимостью (скажем, при продаже загородного дома). В случае осуществления сделок вопреки установ ленным правилам они могут быть признаны судом недействительными.
Подчеркнем, что в состав общего имущества не входит личное (раздельное) имущество супругов
. Каждый вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своим личным имуществом самостоятельно, без согласия другого. К личному имуществу относится то, которое супруг нажил до брака или во время брака, но на средства, принадлежавшие ему до брака. Личным будет также имущество, полученное супругом в дар, по наследству, за выдающиеся заслуги и пр. Личными являются и вещи индивидуального пользования: косметика, обувь, одежда и пр., за исключением драгоценностей и других предметов роскоши. Следует отметить, что личное имущество может трансформироваться в совместную собственность, если его стоимость значительно увеличилась в период брака за счет общего имущества супругов (например, на даче, принадлежащей жене, была проведена реконструкция, построены второй этаж, веранда и пр.).
С прекращением брака имущество делится поровну
, включая и общие долги супругов, например невыплаченный кредит на покупку квартиры. Раздел общего имущества производится либо по соглашению супругов, либо в судебном порядке. Если одному из супругов передается имущество стоимостью выше его доли, то другой супруг имеет право на соответствующую компенсацию в денежной или иной форме. Суд может отступить от принципа равенства долей, если этого требуют интересы детей и заслуживающие внимания интересы одного из супругов (например, если муж по неуважительным причинам нигде не работал, расходовал общие доходы только на себя в ущерб приобретению товаров первой необходимости).
Законный режим имущества супруги могут изменить путем заключения брачного договора. На основании этого документа, заверенного нотариусом, возникает договорный режим супружеской собственности
https://liga-lift.ru/dolgi/chem-reguliruyutsya-semejnye-otnosheniya-v-rossii.html