Содержание
Женский футбол
«Моя дочь занимается футболом. Как отвлечь ее от этой мужской забавы? Уверена, что для девушки ни к чему, да и опасно играть в футбол». Анна Сергеевна, Нижний Новгород
Прокомментировать это мнение мы попросили тренера первой московской футбольной женской команды «Брико» по классу футзала Владимира АНИСИМОВА.
– Что такое женский футбол? Чем он отличается от мужского?
– Традиционно футбол имеет репутацию чисто мужской игры. Она ассоциируется с нагрузками, силой и жесткостью. Это мнение, на мой взгляд, ошибочно. Классический футбол, вне зависимости от того, кто принимает участие в матче, – игра умная, тонкая, красивая. Особенно, когда на поле – представительницы прекрасного пола. Почти во всех странах мира женский футбол на исходе столетия приобрел широкое распространение. В Голландии и Италии он стал одним из любимых видов спорта, у него есть свои приверженцы и болельщики. Проводятся чемпионаты. Подрастают кумиры. На стадионах европейских городов девочки ловко гоняют мяч вместе с мальчишками, и это никому не кажется странным. В Россию женский футбол попал лет пятнадцать назад. Сегодня и в крупных наших городах, и на периферии открываются школы женского футбола. Начало нового тысячелетия отмечено запланированными кубками европейских чемпионов по этому виду спорта. – В «Спортивном вестнике» читала, что на начало 2001 года намечен первый чемпионат мира по женскому футзалу. Это какой-то особый футбол? – В футболе есть три направления: большой футбол, мини-футбол и футзал. Формально правила игры и состав участников в большом женском футболе те же, что и в традиционном мужском. Мини-футбол – игра бесконтактная. Как и в баскетболе, в нем полностью исключается соприкосновение тел во время матча. На мой взгляд, мини-футбол имеет немного тепличный и искусственный характер. Футзал – игра с уменьшенным мячом. Размер мяча диктует нюансы игры, меняет поведение игроков на поле, делает каждый матч более динамичным и захватывающим. Правила остаются неизменными. – Чем привлек вас, игрока, а впоследствии тренера мужской команды, именно женский футбол? – Женский футбол обладает удивительной прелестью. Он имеет немало преимуществ перед мужским. Пусть в нем нет высоких скоростей, мужских схваток, жесткой борьбы и мощных ударов. Психологически эта игра более тонкая и благородная. Когда на поле играют женщины, мысль игры, ее динамика и конфликты гораздо интереснее. Девушки способны гораздо более тщательно, осторожно и внимательно взвешивать каждое движение во время игры. Это – проявление женского характера. В футболе, как в командных играх вообще, ярче, чем в «одиночных» видах спорта, проявляется личность, ее индивидуальность. Черты женского склада: интуиция, умение искать психологические выходы из сложных ситуаций, эмоциональная раскрепощенность – определяют драматургию и построение игры. Девушка по своей природе не может в «раже» схватки причинить серьезную боль сопернице, как это, к сожалению, случается в силовой мужской игре. Она не станет ей мстить, скорее, будет искать как бы ее перехитрить. Девушки способны более интересно продумывать комбинации, ловкие решения. Я бы сказал, что в женском футболе превалирует мудрость. На поле женщины соображают и думают более красиво и благородно. – Вы говорите убедительно, но как-то нелегко перестроиться на восприятие футбола как игры не только мужской. – Здесь дело привычки и давления сложившихся стереотипов – ведь у вас не возникает вопроса, почему женщины играют в волейбол. Женский футбол несколько отстал от своего мужского аналога, потому что не развивался вместе, параллельно, как это было во всех других видах спорта: теннисе, легкой атлетике или баскетболе. Сила, мощь, скорость – бесспорно. Но это только одна чаша весов. Другая – красота, изящество, зрелищность. Футбол – это импровизационный театр, рождающийся на наших глазах, поле – сценические подмостки, схватки единоборства – своего рода диалоги. На футбольной сцене каждый игрок имеет счастливую возможность самовыражаться, творить, думать. Многими другими видами спорта доказано, что в плане технического мастерства женщины способны достигать высоких результатов, не уступающих мужским, а в смысле зрелищности и грациозности женщины, бесспорно, превосходят мужчин. Видимо, поэтому футбол – динамичный, азартный, коллективный вид спорта – полюбился женщинам, перестав принадлежать только сильной половине человечества. – Не вредна ли футбольная нагрузка для женского организма? Всем ли можно заниматься футболом? – Не только мой личный опыт показывает, что футбол благотворно воздействует на весь организм. Он дает отличную общефизическую подготовку. Более того, в своей практике я неоднократно убеждался в том, что футбол способен исправить многие физические недостатки. Позволю себе лишь один пример. Одна из моих девочек – сегодня яркий игрок команды – пришла на занятия несколько лет назад с диагнозами: искривление позвоночника, плоскостопие. Своей общефизической «неразвитостью» она была сильно закомплексована. Врачи уже через полтора года тренировок сняли все диагнозы. Не хочу никаких перегибов – наверняка ей помог бы и другой вид спорта. Но футбол способен «захватить» эмоционально. Девчонки ждут тренировок. Самое большое наказание – отмена игры. Футбол – довольно сильная нагрузка, поэтому начинать тренировки лучше в 12-17 лет. Если же женщина тренирована и спортивна, то подключиться к этой заразительной игре на любительском уровне она может в любом возрасте. – Чем все-таки полезен футбол?
– Первое – польза общефизическая. Футбол – игра, в которой задействованы мышцы всего тела, спорт, гармонично развивающий мышечную систему организма в целом. В этом плане он сопоставим с волейболом, баскетболом и легкой атлетикой. Футбол укрепляет ноги, спину, плечи, улучшает осанку. Развивает легкость, делает гибкими и подвижными суставы. Футбол настолько укрепляет тело и тренирует мышцы без «однобокого» целенаправленного развития какой-либо одной группы, что, по верному мнению европейских врачей, женщины, играющие в футбол, не испытывают никаких проблем с родами. У футболисток очень тренированный голеностоп – они привыкли тянуть носок, отрабатывая удары мяча, поэтому их ноги чрезвычайно выносливы. Они легко преодолевают любой путь, им в меньшей степени опасны возрастные проблемы с варикозным расширением вен. Футбол включает преимущества многих видов спорта: выносливость альпинизма, гимнастическую гибкость, от легкой атлетики – умение правильно бегать и мягко прыгать. Как все виды боевых схваток, футбол учит грамотно вести «борьбу» и правильно падать, не причиняя себе вреда, владеть мячом и рассчитывать силу и направление удара, что важно при игре в теннис, волейбол, бадминтон. Второе – фактор эмоциональный. Я уже говорил, что на поле проявляется характер человека. Не только. Захватывающий азарт футбола формирует характер, что намного важнее. Как игра коллективная, он учит общению, состраданию, самодисциплине и безропотному подчинению правилам, помогает понимать, чувствовать партнера без слов. Быстро ориентироваться в сложившейся ситуации. Футбол вырабатывает умение достойно принимать победы и поражения, войти в положение другого игрока. Я не раз убеждался, что девушки, играющие в футбол, умеют дружить, дорожат сложившимися отношениями, не испытывают проблем в общении. Футбол – один из действенных способов развития концентрации, как внутренней, так и внешней; фантазии – игрок обязан предвосхитить намерения противника и противопоставить ему свою тактическую схему; выдержанности, так как вспышки гнева и мстительности на женском поле недопустимы. Матч продолжается полтора часа, поэтому футболисты умеют распределять свои силы, владеют перспективой движения. Координация на поле, ощущение себя действующим лицом и незаменимым партнером делают девушку внимательной и собранной. Я далек от мысли, что футбол – панацея. Можно увлеченно и с большой пользой заниматься многими видами спорта. Однако футбол интересен своим игровым началом. Даже разминка, включающая скучноватые общеукрепляющие упражнения, всегда проходит в отличном настроении, ведь она – пролог игры. Эта атмосфера ожидания азартного состязания делает футбольную тренировку более эффективной и результативной. – На ваш взгляд, рассерженная читательница из Нижнего Новгорода может быть спокойна за судьбу дочери? – Вы знаете, любой шаг наших детей до определенного возраста не должен быть бесконтрольным. Я бы советовал маме обязательно прийти на тренировку и игру, познакомиться с тренером и понять, какую игру он «проповедует» – ведь футбол может быть захватывающим, азартным, умным, женственным, увлекательным, интеллигентным видом спорта, а может в руках тренера-непрофессионала оказаться силовым, жестким, грубым, несдержанным. Я не сомневаюсь, что у женского футбола замечательные перспективы. Думаю, что через несколько лет во дворах будут гонять в футбол не только мальчишки, но и девчонки, которые не уступят им в сноровке и ловкости.
Читайте в свежем номере
Самое интересное
Особенности спортивной подготовки женщин, занимающихся профессиональным мини-футболом Текст научной статьи по специальности « Науки о здоровье»
CC BY
Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Эрдонов Ориф Латипович
В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности спортивной тренировки женщин, специализирующихся по мини-футболу.
Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Эрдонов Ориф Латипович
Текст научной работы на тему «Особенности спортивной подготовки женщин, занимающихся профессиональным мини-футболом»
ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЖЕНЩИН, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ МИНИ-ФУТБОЛОМ Эрдонов О.Л.
Эрдонов Ориф Латипович — кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой,
кафедра физического воспитания, факультет информационных коммуникационных технологий в сфере профессионального образования, Ташкентский университет информационных технологий им. Мухаммада аль-Хорезми, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы повышения эффективности спортивной тренировки женщин, специализирующихся по мини-футболу. Ключевые слова: спортивная подготовка, особенности спортсменок, женский мини-футбол.
Стремление женщин к достижению высоких спортивных результатов, а также то -обстоятельство, что без успехов в этой области ни одно государство не сможет войти в группу лидеров в чемпионатах Мира и Азии по мини-футболу которое способствует повышению роли женского спорта.
Рост участия женщин в спортивных играх, достижение ими ведущих позиций в спорте на национальном и мировом уровнях вызывают большой интерес общественности к развитию женского спорта.
Продолжительность и структура многолетнего процесса спортивной подготовки зависят от многих факторов, среди которых ведущее место занимают закономерности становления различных аспектов мастерства, формирование адаптационных механизмов в главных функциональных системах, индивидуальные и половые особенности спортсменок, а также содержание самой тренировки с учетом состава средств и методов, динамики нагрузки, построения тренировочных циклов различной продолжительности, направленности и характера [1].
Исследовательская база в области влияния максимальных нагрузок скоростно -силового и собственно-силового характера на женский организм, а так же процессов адаптации, с точки зрения диморфических различий в спорте, к субмаксимальным и максимальным напряжениям физической и психологической направленности явно недостаточна. Это связано с тем, что в системе спортивной тренировки кроме общих положений для мужчин и женщин существуют особенности характерные только для спортсменок, они и приводят к различиям в протекании адаптационных процессов в женском организме. Так, для женщин характерны специфические особенности деятельности мозга, высокая эмоциональная возбудимость и более раннее развитие физических качеств в процессе онтогенеза [1].
В этом аспекте одним из менее изученных и наиболее перспективных видов спорта является женский мини-футбол. В свою очередь, рассматривая особенности управления учебно-тренировочным процессом в женском мини -футболе, отмечается, что девушки и женщины обладают меньшими способностями к быстрым и сильным движениям, что может стать причиной затруднения в овладении техникой специализированных упражнений и неудач в соревнованиях. Чтобы устранить этот недостаток, необходимо специально заниматься улучшением их скоростно-силовой подготовки.
Также к особенностям спортсменок, продолжающих тренироваться в период месячных, обычно нет морфологических и функциональных отклонений от нормы, а
их участие в соревнованиях в предменструальной и менструальной фазах цикла делает спортивные успехи обычными или нередко рекордными. По исследованиям [11] результаты улучшаются лишь у 18,4% а у спортсменок, не тренирующихся в этих фазах, спортивные успехи в соревнованиях останется у 56,5% на обычном уровне, у 43,5% снижаются.
Известно, что в среднем показатели физического развития и функциональных возможностей женщин ниже, чем у мужчин. Так у женщин меньше рост и масса тела, туловище несколько длиннее, чем у мужчин, а ширина таза меньше [5].
Мускулатура у женщин развита меньше, чем у мужчин и не превышает 35% от веса тела (у мужчин 40-50%). Отложение жировой ткани у женщин больше, чем у мужчин (28 против 18%) что приводит к менее выгодному соотношению между мышечной массы и весом тела [4]. В то же время женщины более гибки, чем мужчины, так как у них эластичный связочный аппарат.
Прогрессирующей тенденцией спорта высших достижений является приближение объема и интенсивности тренировочных нагрузок к пределу функциональных возможностей организма спортсменки. Очень остро эта проблема отражается в спортивных играх, особенно в мини-футболе. Управление подготовкой спортсменок требует объективных данных о состоянии организма и уровне ее тренированности на конкретном этапе подготовки. Наиболее доступным, легко программируемым, регистрируемым и достаточно информативным показателем контроля за состоянием здоровья и физической работоспособности спортсменки является частота сердечных сокращений (ЧСС). Комплексное применение электронно-технической аппаратуры в программировании и контроле за ЧСС позволяет более точно управлять тренировочным процессом, избегая перенапряжения и перетренированности организма [3, 6, 10].
Максимальная ориентация на индивидуальные особенности спортсменки, адекватность функциональных и метаболических возможностей планируемым тренировочным и соревновательным нагрузкам, рекреациям, питанию, средствам восстановления представляют несомненные резервы повышения эффективности спортивной тренировки.
Однако медико-биологические аспекты подготовки юных и взрослых спортсменок нуждаются в дальнейшем обосновании и исследовании адаптационных возможностей их основных физиологических систем к предельным физическим напряжениям. Так, на сегодняшний день при планировании тренировочного процесса не учитывается такая биологическая особенность организма женщин, как цикличность гипоталамо-гипофизарно-овариально-адреналовой системы. Вместе с тем циклические изменения гормонального статуса обусловливают специфику нейрогуморальной регуляции и координации функций всех физиологических систем [2, 8, 9].
Второй проблемой можно считать разработку научно-методических основ оптимизации тренировочных нагрузок и их физиологического обоснования с учетом изменений функциональных возможностей женского организма, позволяющих добиваться высоких спортивных результатов без угрозы для их здоровья [7, 9].
В заключение можно сказать, что завоеванная женщинами-спортсменками возможность заниматься всеми видами спорта создает уникальные перспективы для науки в плане изучения особенностей адаптационных ресурсов женского организма. Нет других жизненных ситуаций, таких как спортивная деятельность, позволяющих женщинам проявлять огромные функциональные, в том числе и адаптационные возможности. В практике спорта высших достижений особое значение должна приобрести специфика управления тренировочным процессом девочек и девушек спортсменок высокой квалификации.
Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что перспективы развития женского спорта, вне всякого сомнения (и в большей мере), зависят от разработки дифференцированной методики построения спортивной подготовки женщин.
1. Ахундова Р.С. Морфофункциональные критерии отбора в женском спорте / Р.С. Ахундова, Ш.А. Машедова, И.А. Рутсамова и др. // Современная морфология — физической культуре и спорту. М., 1987. С. 15-27.
2. Сологуб В.В. Влияние значительных физических нагрузок на репродуктивную функцию женщин-спортсменок: Автореф. дис. канд. биол. наук. Харьков, 1989. 20 с.
3. Кошбахтиев И.А., Эрдонов О.Л. Использование мониторов сердечного ритма для оценки соревновательной и тренировочной нагрузки при подготовке спортсменок высокой квалификации по мини-футболу. / И.А. Кошбахтиев, О.Л. Эрдонов // Журнал Ташкент «Фан-спортга», 2009. № 2. С. 21-27.
4. Летунов С.П., Мотылянская Р.Е. Спорт и сердце. / С.П. Летунов, Р.Е. Мотылянская // Москва: «Физкультура и спорт», 1961. 40 с.
5. Озолин Н.Г. Легкая атлетика: Учебник / под общей редакцией Н.Г. Озолитна, Д.П. Маркова 2-е издание. М.: «Физкультура и спорт», 1972. 672 с.
6. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения / В.Н. Платонов // К.: Олимпийская литература, 2004. 808 с.
7. Федоров Л.П. Научно-методические основы женского спорта: Учебное пособие / Л.П. Федоров. Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1987. 54 с.
8. Фомин Н.А. Адаптация: общебиологические и психофизиологические основы: Монография / Н.А. Фомин. М.: Теория и практика физ. Культуры, 2003. 383 с.
9. Шахлина Л.Г. Индивидуальный подход как одно из направлений совершенствования системы спортивной тренировки женщин / Л.Г. Шахлина // Материалы IV международной научной конференции. Катовице, 1997. С. 506-515.
10. Эрдонов О.Л. Сердце и физическая активность, средства мониторинга подготовленности занимающихся физическими упражнениями и спортом: монография / О.Л. Эрдонов. Карши: «Насаф», 2011. 114 с.
11. Ягунов С.А., Старцева Л.Н. Спортивная тренировка женщин / С.А. Ягунов, Л.Н. Старцева // М.: Медгиз, 1959. 173 с.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МОЛОДЕЖИ
Тогаев Голиб Шарипович — ассистент, кафедра инженерной педагогики, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы преемственности в воспитании между школой и профессиональным колледжем, как наиболее значимого и сложного вида взаимосвязи.
Ключевые слова: воспитание, процесс воспитания, преемственность.
Стержнем преемственности в воспитании между школой и профессиональным колледжем является трудовое воспитание учащейся молодежи, обязательное условие которого непосредственное участие школьников в общественно полезном и производительном труде. Для обеспечения требования преемственности между школой и профессиональным образовательным учреждением должен стать процессом
https://wh-lady.ru/zhenskij-futbol/
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sportivnoy-podgotovki-zhenschin-zanimayuschihsya-professionalnym-mini-futbolom