Бывает ли реальность «объективной»? В чем причина того, что тонкие планы бытия скрыты от осознанного восприятия человека? Почему субъективные реальности людей часто не имеют между собой ничего общего? Обо всем этом идет речь ниже. Источник — Эзотерика. Живое Знание

  • Многоступенчатый фильтр восприятия
  • Горизонты восприятия
  • Отзывы и комментарии
    (2)
  • Рекомендуем по теме
  • Статьи по теме

«Восприятие — это процесс познания того, как мы познаем».

У. Матурана

Согласно определению из учебника по психологии, восприятие это целостное отражение предметов и явлений объективной реальности при их непосредственном воздействии на органы чувств. Такое определение больше подходит к описанию функций прибора, чем живого организма, а тем более человека. В нём, как минимум, две несуразности.

Начнём с «объективной реальности». Задайте себе банальный вопрос: «Какого цвета трава в этой самой реальности?» Подумав хорошенько, вы ощутите холод неизвестности под ложечкой. В самом деле, цвет травы зависит от того, кто на неё смотрит (у человека она зелёная, у собаки — скорее синяя, а муравей вообще её не увидит), и еще от того, чем трава освещена (ночная трава для человека скорее серебристая, а для кошки — жёлтая). И вообще — является ли цвет свойством травы? Скорее уж это свойство восприятия…

Что касается «отражения», то оно подразумевает уравновешивание, стремление к гомеостазу. В неживой природе на локальном уровне её макрообъектов в самом деле царствует третий закон Ньютона. Ничего удивительного в том, что Рефлекторный подход царствует и в науках о живой природе уже больше века. Он прост и удобен, прежде всего, для естествоиспытателя: запусти стимул — смотри за реакцией. Но оказалось, что с Жизнью все хитрее. Согласно принципам неравновесной термодинамики Ильи Пригожина и устойчивого неравновесия Эрвина Бауэра, любая живая система отличается от неживой процессом постоянного ухода от состояния равновесия, эквивалентом которого в биосфере является смерть. Получается, что простое отражение, как попытка компенсировать раздражающий стимул, — путь в никуда. Живая система должна не только и не столько отражать, сколько развиваться, иначе не будет никакой эволюции!

Все становится на свои места, если эволюцию в биосфере рассматривать с позиций функционального анализа, как это предложил академик П. К. Анохин еще в середине прошлого века. В основе восприятия любой живой системой среды своего обитания здесь лежит концепция Опережающего Отражения действительности, которая утверждает обратное Рефлекторному подходу. Согласно Анохину, любая живая система (и человек в том числе) активен в своем сопряжении со средой обитания. Едва появившись на свет, организм начинает реализовывать заложенные в нем эволюцией программы выживания. Его рефлексия — это обратная связь на каждый следующий шаг в достижении цели. При таком развороте восприятие оказывается уже не столько отражением непознаваемой до конца действительности, сколько навигатором в реализации приоритетных потребностей при соприкосновении с нею. Хороший навигатор, прокладывая маршрут, будет обеспечивать не только скорость достижения цели, но и безопасность пути. Учитывая, что любое живое существо, особенно на самом старте своего пути, движется вслепую, безопасность выходит на первый план. Не исключение и человек. Особенно если речь идёт не о его ближайших целях, к которым ведут потребности выживания, а о перспективных — к которым ведут часто смутные и нередко противоречащие выживанию метапотребности духовного пробуждения.

Согласившись с тем, что восприятие есть не столько отражение некой до конца непознаваемой действительности, сколько процесс актуализации эволюционно заложенного потенциала, подчеркнём важное следствие такого толкования. Восприятие это не про познание «объективной реальности», а про успех в выживании и адаптации в активном сопряжении со средой обитания. Причем выживать должно не только тело, но и психика, ибо одного без другого не бывает.

Особенностью человеческого восприятия является его, усиленная разумом, способность к опережающему отражению. В отличие от любого животного, человек способен прогнозировать результат своего активного сопряжения со средой обитания, воздерживаясь от реальных поведенческих шагов. Если ошибка в прогнозе для амёбы будет стоить ей жизни, то человек лишь обогатит свой субъективный опыт. Впрочем, у этого преимущества есть и оборотная сторона. Человек, обладающий абстрактным мышлением неизбежно погружает себя в ловушку двойственного восприятия, где он в течение жизни выстраивает свою субъективную реальность, в которую безоговорочно верит, но от которой, в конечном итоге, ему придется отказаться. Кроме того, средой его обитания служит не только физический план бытия…

Рассматривая человеческое восприятие с таких позиций, следует вписывать его во все тонкие планы бытия, с которыми человек связан энергоинформационным обменом, и от которых на высших уровнях он неотделим квантовой запутанностью. Но тогда окажется, что лишь на низшем (физическом) плане подавляющее большинство людей обладают той, особенностью восприятия, которую мы выделили, как «человеческую» — осознанностью. Ведь даже обмен энергиями между его физическим телом и его эфирным (витальным) прототипом, как правило не осознаётся, хотя происходит он постоянно на протяжении всей жизни материального тела. Более того, именно этот энергетический метаболизм и наполняет организм той жизненной силой, благодаря которой, он живёт и актуализирует свои программы.

Почему так происходит?

Ответ на этот вопрос даёт системный взгляд на человека как на часть биосферы и ноосферы Земли. Как любая живая система, человек реализует в онтогенезе свои эволюционные цели. Пока и поскольку эти цели связаны с его биологическим выживанием, острие его восприятия — внимание — сфокусировано исключительно на материальном плане бытия. По мере выживания и продвижения по пути к духовному пробуждению (если оно происходит), возможности его осознанного восприятия тонких планов бытия смогут расшириться. Насколько человеку удаётся воспользоваться этими потенциальными возможностями, зависит от того, как далеко он продвинется по пути духовного пробуждения. Остановившемуся в своём духовном росте, т. е. неподготовленному психологически человеку, никакие «тонкие материи» не откроются, поскольку это для него будет потенциально опасно. Более того, его активность в психологической адаптации к любой новизне будет лишь снижаться. Природа столь же мудра, сколь и консервативна!

С этой точки зрения предложенное выше понимание восприятия как информационной подушки безопасности для организма остаётся справедливым. Можно констатировать, что человеку как участнику глобального энергоинформационного обмена в его сопряжении со средой на всех уровнях бытия открывается ровно столько, сколько он готов осознать.

Многоступенчатый фильтр восприятия

Восприятие удобно рассматривать как последовательность фильтров, ограничивающих информационное окно, в пределах которого человек осознаёт мир и себя, как субъект его восприятия. Еще британский философ и писатель Олдос Хаксли использовал аналогию мозга с информационным редуктором в своей книге «Двери восприятия. Рай и ад». Он описывал это так: «Для того, чтобы сделать биологическое выживание человека возможным, поток Всего Разума должен быть направлен через редуцирующий клапан мозга и нервной системы. То, что выходит с другого конца, — жалкий ручеек того сознания, которое поможет нам остаться в живых на поверхности данной планеты». Значительно позже идею многоступенчатой фильтрации использовал Дарио Салас Соммэр, который насчитал одиннадцать фильтров, ограничивающих информационный поток на пороге человеческого осознания. Но и это далеко не предел. Буддийская Абхидхамма утверждает, что человек, в совершенстве владеющий техникой медитации, может различить в процессе самонаблюдения от семнадцати до сорока пяти отдельных шагов, которые предшествуют осознанию чего-либо.

Мы будем различать три главных порога восприятия: рецепции, ощущения и осознания.

Пороги рецепции

Естественным ограничением многомодального сенсорного поля человека является генетически предопределенный способ его рецепции, ограниченный биофизикой его органов чувств. Для каждого из сенсоров человека предопределены его диапазон чувствительности и лабильность (скорость восстановления) рецепторов. Внешние раздражители, оказывающиеся за пределами допустимой чувствительности и лабильности человеческих рецепторов не образуют поток афферентации, т. е. не достигнут проекционной (сенсорной) коры мозга. Соответственно, феноменальное поле перцепции в сенсорных зонах мозга не зафиксируется и человек не испытает никаких ощущений. Это чисто биофизические ограничения оснащённости человеческих органов чувств как представителя вида Homo sapiens, которые вырабатывались на протяжении всей его эволюции. Так, например, диапазон длин видимых электромагнитных волн (400-750 нм) ограничивается прозрачностью глазного хрусталика, а диапазон частот слышимых акустических волн (20Гц-20кГц) — упругими свойствами барабанных перепонок уха. Что касается лабильности, то, по оценкам русского физиолога Н. Е. Введенского, нервные окончания, ответственные за рецепцию, способные воспроизводить до 500—1000 импульсов в секунду; в то время как синапсы нейронных сетей — не более 100—150 возбуждений в секунду. Это означает, что не всё многомодальное поле рецепции (сенсорное поле) может быть спроектировано в сенсорную кору головного мозга и образовать там феноменальное поле перцепции. Эти ограничения мы будем толковать как фильтры рецепции, не допускающие выход раздражителей на уровень ощущений. В иерархии многоступенчатого человеческого восприятия они представляют самый внешний контур редукции восприятия.

Очевидно, что возможности расширения природных (генетически предопределённых) диапазонов органов чувств путём тренировок приближаются к нулю. Более того, врождённые диапазоны чувствительности и лабильность сенсорных окончаний, как правило, лишь сужаются и ослабляются с возрастом. Во всех случаях, когда «в результате многолетних тренировок» обостряется то или иное чувствование (зрение, слух, обоняние, вкус и т. д.), речь идёт не о самом сенсоре, а о тренированности соответствующей сенсорной коры мозга, которая, как и весь мозг, обладает пластичностью, т. е. потенциалом развития. Что касается экстрасенсорных феноменов, то они в большинстве случаев связаны с расширением диапазона ощущений и осознания путем специальных духовных практик. В таких случаях нужно говорить не о расширении пределов чувствительности общеизвестных человеческих сенсоров, а об активизации психо-энергетических возможностей человека в целом, как части глобальной сети энергоинформационного обмена. Речь идёт, например, об открытии способностей к целительству, телепатии, предсказанию будущего и т. п. Само возникновение таких феноменов свидетельствует о том, что, во-первых, восприятие, а точнее, соучастие человека в глобальном энергоинформационном обмене на тонких планах бытия не миф, но реальность и, во-вторых, — о том, что потенциал подобных возможностей доступен человеку как носителю разума и обладателю доступа к тонким планам бытия.

Пороги ощущения

Как известно, органы чувств исполняют роль внешних сенсорных терминалов нервной системы. Само же видение, слушание и прочие слагаемые многомодального ощущения, слагающего феноменальное поле перцепции человека, выполняется в сенсорных зонах его мозга. В этих зонах сигналы от органов чувств (внешних сенсоров) и внутренних органов (внутренних сенсоров) интегрируются в общее феноменальное поле перцепции. Именно на фоне этого «полифонического чувства жизни» происходит становление окна осознанности как в бодрствующем, так и в любых изменённых состояниях индивидуального сознания.

Ощущение может быть определено как ранняя стадия осознания (пред-осознание). На этой ступени восприятия ассоциации с известными (доступными в долгосрочной памяти) объектами еще не ищутся, но качественное переживание может быть отмечено («что-то происходит»), если на него обращено внимание. Субъективный порог перцепции определяется психосоматической значимостью сигналов из сенсорных зон мозга. Кроме субъективного порога перцепции имеется еще и объективный порог, связанный с физическими возможностями соответствующих нейронный сетей по чувствительности и лабильности.

Функция сенсорных зон мозга состоит в трансляции электрической активности рецепторов на психосоматический язык организма, приводящий в активное состояние локомоторную и гормональную функции его тела, а также воздействующее на его психику (например, возбуждающие эмоции). Способность мозга отображать физические раздражения рецепторов в психосоматических категориях («больно — приятно» или «хочется — не хочется») и отвечать на них адекватной активностью создаёт динамичное и уникальное для каждого индивида субъективное переживание бытия — «qualia». Эта способность не только транслирует, но и позволяет удержать на короткое время сенсорные ощущения (зрительные образы, полифонию звуков, остроту вкусов, запахов, прикосновений и т. д.), порождая первый уровень иллюзий восприятия. Происходит это при помощи когерентных (согласованных) ритмов электрической активности нейронных сетей сенсорных зон мозга, которые запускают пусковые нейроны первичной ассоциативной коры. Благодаря этой способности, например, мы полноценно переживаем остроту восприятия внешнего мира во сне, при отключенных внешних сенсорах. Секрет фокуса сновидения таится в голографическом принципе подмены реального возбуждения его следом, зафиксированным в памяти . В основе нейронной голографии лежит когерентное повторение цикла автоотождествления сенсорного возбуждения. Процесс автоотождествления это наложение нейронного паттерна сенсорной активности (энграммы) на свой предшествующий эквивалент. В результате возникающей при этом положительной обратной связи (резонансе), активизация сенсорного паттерна продолжается, порождая иллюзию афферентации. Подмена будет эффективно воспроизведена если активация данной энграммы будет продолжаться на протяжении хотя бы нескольких циклов автоотождествления. Так сенсорный объект будет отображаться и после своего исчезновения с сенсорных радаров. Для того чтобы ощущение состоялось, мозг, во-первых, должен успеть зафиксировать соответствующий паттерн в сенсорной коре, а во-вторых, пусковой нейрон первичной ассоциативной коры должен получить команду на его повторное воспроизведение. Иными словами, ощущение — это воспроизведение уже пережитого (хотя бы однажды) сенсорного опыта, который к тому же оказывается психосоматически значимым.

Объективный порог перцепции связан с изменчивостью раздражителя. Если один стимул сменяет другой слишком быстро, их раздельное восприятие становится невозможным. Связано это с предельной длительностью цикла автоотождествления (частотой квантования перцепции), который не может быть короче 60 мс. Эта оценка совпадает для слуховой, зрительной и тактильной модальностей, а также для чередующихся стимулов разных модальностей. Разрешающая способность перцепции устанавливает порог трансляции мозгом быстро сменяющих друг друга раздражителей. Экспериментально установлено, что две последовательные вспышки красного и зеленого цвета, длительностью по 20 мс каждая, воспринимаются субъектом как единственная вспышка желтого цвета, что соответствует смеси красного и зеленого. Увеличение их длительности до 60 мс приводит к последовательному восприятию красной и зеленой вспышек. На другом полюсе пороговой перцепции находятся слишком медленно меняющиеся раздражители, которые могут быть восприняты в качестве фона, но лишь задним числом, при последующем осознании и анализе восприятия прошлых ситуаций. Эти ограничения отсекают от ощущений ничтожную долю информационного потока, в котором пребывает человек.

Основная доля фильтрации приходится на субъективный порог — психосоматическую значимость раздражения. Этот фильтр отделяет неосознаваемые ощущения от осознаваемых (не путать с рационализированными, которые составляют содержание окна сознания). Так например, подавляющее число внутренних сигналов, направляемых различными системами организма (температура тела, кровяное давление, равновесие и т. п.) не выходят на уровень соматически значимых сигналов, если находятся в пределах нормы. Лишь пересекая эти пределы, ощущения становятся заметными в виде болевых сигналов, судорог, чувства голода или симптомов болезни. Так тело привлекает внимание своего обладателя. Внимание же фокусирует поток внутренней энергии, который, кроме всего прочего, обладает и целительными свойствами.

Что касается психической значимости сигналов, то за этой чертой для обычного человека остаётся весь поток энергоинформационного обмена на уровне тонких планов бытия, начиная от питания энергией «Ци» нижних чакр эфирного тела и оканчивая «ясным светом изначального Безмолвия», доступным лишь тем, кто не теряет осознанности в состоянии самадхи. Поскольку ощущения на нейронном уровне, как мы убедились выше, это воспроизводство следов, оставляемых афферентацией в сенсорных зонах мозга, необходимо, чтобы эти следы были сохранены в виде доступных процедурной памяти энграмм. Проблема заключается в том, что опыт ощущений фиксируется в сенсорной коре на бессознательном уровне лишь в том случае, когда он способствует удовлетворению приоритетных потребностей организма. Именно поэтому в первую очередь запоминается все, что несет потенциальную угрозу жизни, а во вторую — то, что значительно выше абсолютного порога чувствительности сенсоров. Весь поток недифференцированного энергоинформационного обмена на уровне тонких планов никакой опасности для выживания не представляет. По сути — это внутренние сигналы организма, поскольку поступают они из его тонких тел. Но в сравнении с сигналами от плотных органов, которые в нормальном состоянии остаются за порогом перцепции, эти сигналы намного слабее.

Возникает вопрос: откуда же тогда известно об их существовании?

Все дело в том, что, во-первых, порог перцепции к энергоинформационному обмену на уровне тонких энергий не постоянен; во-вторых, приоритетные потребности человека могут изменяться, если он духовно пробуждается, и тогда метапотребности выходят на первый план. Порог перцепции подвижен как в течении жизни человека, так и в ретроспективе поколений. Дело в том, что тонкие тела человека, в случае его нормального психологического развития, набирают силу, питая ею развивающееся плотное тело, но в еще бόльшей степени способствуя расширению горизонтов осознанности. Например, верхние чакры начинают функционировать нормально не от рождениея физического тела, а лишь по мере продвижения его обладателя к духовному пробуждению. Что касается энергоинформационного фона, на котором развивается ноосфера Земли, то и он, очевидно, претерпевает изменения. Современный человек, все глубже погружается в токсичный информационный океан, к восприятию которого он эволюционно не подготовлен. Это ведет к постоянному бессознательному повышению порога его эмоциональной чувствительности, который стоит на страже его психического выживания. Одновременно и согласованно с этим повышается и порог перцепции. Это означает, что все обширнее становится область феноменального поля перцепции, которое остаётся за порогом ощущений и, тем более, осознания. Мало кто сегодня пытается удержать в памяти и рационализировать (объяснить себе) содержание ночных сновидений. Что уж тут говорить о предчувственных способностях, которые предшествуют образам, мыслям и сновидениям. Но так было не всегда! Сновидение, как естественный портал восприятия тонкого мира, в древности было неотъемлемой частью повседневной жизни людей. Даосы называют их «Дао, невыразимым словами», в буддизме предчувственную свободу от мыслей и желаний называли Умом Будды, в индуизме её ассоциировали с богиней Шакти — первичной силой чувственного опыта и творческой способностью, порождавшей реальность. Австралийские аборигены донесли способность к круглосуточному сновидению до наших дней. В своих многолетних исследованиях опыта тончайших переживаний на границе ощущений физик и основатель процессуальной психологии Арнольд Минделл описывает их как «первородное состояние единства, предшествующее ощущениям и мыслям».

Пороги осознания

Осознание той части феноменального поля, которая привлекает внимание человека, предполагает следующие уровни многоступенчатой фильтрации информации на пороге бодрствующего состояния индивидуального сознания:

  • ассоциирование (узнавание);
  • категоризация (систематизация по приоритетам);
  • многоуровневая символьная интерпретация (рационализация восприятия).

Ключевое отличие процесса осознания от процесса переживания ощущений состоит в том, что место сенсорного сигнала, извлеченного из процедурной памяти сенсорной коры, здесь занимает ассоциативный сигнал, который активизирует одновременно множество нейронный паттернов, извлекаемых из долгосрочной (декларативной) памяти. В результате этого существенно удлиняется элементарный цикл автоотождествления. К тому же процесс поиска подходящей ассоциации активизирует не один, а множество нейронных паттернов вторичной ассоциативной зоны мозга, отбирая в итоге самый устойчивый и интенсивный. Поскольку объем оперативной (краткосрочной) памяти, задействованный для этого, весьма ограничен, опознаются далеко не все объекты феноменального поля, но лишь первостепенно важные для человека в данный момент. Известный тест на концентрацию внимания, в котором баскетбольный мяч вытесняет из окна осознания медведя, танцующего в поле зрения наблюдателя, хорошо иллюстрирует узость этого окна. Количественные оценки внешнего фильтра внимания обычно связаны ограничением ёмкости краткосрочной памяти и длительностью удержания внимания в фокусе. Первое ограничение связано с предельным числом объектов, которые человек способен фиксировать в своей краткосрочной памяти, оцениваемое в пределах 5-9 (число Миллера). Второе ограничение связано с непроизвольными переключениями внимания, которые наступают каждые 30-90 секунд. За это время волевое ментальное усилие, удерживающее концентрацию внимания, потребляет такую колоссальную энергию, что организм начинает требовать переключения внимания. Для этого он выделяет дофамин (гормон удовольствия), поощряя ментальное расслабление. Так у человека развивается условный рефлекс блуждающего внимания. У детей, не обладающих сильной волей, он часто приводит к синдрому дефицита внимания, заметному при обучении. У взрослых людей он также присутствует, но не столь заметен, поскольку они по возрасту уже не вовлечены в обучение и контроль.

Последующие за распознаванием образов категоризация фрагментов, их синтез и рационализация целостной картины восприятия в бόльшей степени индивидуальны. Они зависят от этнической и культурной принадлежности субъекта, а также от его уникального субъективного жизненного опыта. Таким образом внешний энергоинформационный фильтр возможностей человеческого внимания (ограниченный фокус внимания) дополняется последующими культурно и индивидуально обусловленными информационными фильтрами новизны, однозначности, чувственно-смыслового значения (типом мышления). Культурно и этнически зависимые типы мышления — предмет социальной психологии и культурологии. В контексте рассмотрения фильтрующего эффекта категоризаци и рационализации восприятия отметим несколько его аспектов.

Новизна воспринимаемого обычно притягивает внимание. Но если она шокирует наблюдателя, то несущий новизну объект может быть полностью проигнорирован. Так, например коренной житель Андаманских островов или бушмен не увидит летящий в небе самолёт потому, что в его реальности ничего подобного не может существовать. Российским нейрофизиологом Натальей Бехтеревой был даже выделен в мозге соответствующий механизм — детектор ошибок, который стоит на страже следованию ментальным шаблонам, и предохраняет ранимую психику от столкновений с новизной.

Каждая культура обладает своей этнокультурной доминантой восприятия и системой ценностей и смыслов. Выражается это в том, что массовое сознание фокусируется на определенных ценностно-смысловых установках в ущерб другим. Поэтому приоритеты при категоризации и рационализации восприятия, расставляются по-разному представителями разных культур. Человек, выросший в современной западной культуре, мыслит аналитически и рационально, поэтому при встрече с незнакомцем он будет прежде всего обращать внимание на детали его имиджа. Напротив, человек, воспитанный в традициях Востока, мыслит холистически, отдавая предпочтение иррациональным (эмоционально — чувственным) впечатлениям и целостному восприятию в ущерб фрагментам. Поэтому при встрече с незнакомцем он будет обращать внимание на энергетику и эмоциональную окраску своего первого впечатления от нового человека. В результате мы можем услышать два диаметрально противоположных отзыва о встрече с одним и тем же человеком.

Возрастная разница в осознанном восприятии бывает еще более контрастной, чем выше описанная разница в этнокультурных доминантах. Не секрет, что один и тот же человек воспринимает одно и тоже событие совершенно по-разному в юности, зрелости и старости. Для человека, остановившегося в своём духовном развитии, характерным будет шаблонность мышления и автоматизм поведения, которые сужают окно его осознанности до пределов привычной зоны психологического комфорта, неуклонно превращающейся в «нору». Такой человек боится всего нового, выходящего за пределы привычного восприятия, его внимание привлекает лишь то, что непосредственно влияет на текущие дефицитарные потребности. Год за годом он все более сужает рамки своей осознанности, неуклонно превращая себя в эгоцентричного биоробота, перешедшего на восприятие в режиме рефлектирующего автопилота. Для человека же, находящегося на пути к духовному побуждению, ситуация будет прямо противоположной. Приоритеты психологической значимости для него совершенно отличны от предустановленных от рождения. На передний план его бытия выходят метапотребности духовного роста. Он максимально использует пластичность своего мозга для расширения порогов перцепции, горизонтов познания и направлений творчества. При этом широта взглядов и глубина постижения смыслов кратно возрастает по сравнению с тем, чем он обладал в юности. Что касается его мировосприятия, то оно неизбежно будет трансформироваться от эгоцентричного в сторону мироцентричного.

Эмоционально-чувственный фон восприятия оказывает мгновенное влияние на спектр осознания, играя роль своеобразного светофильтра. В субъективном мире меланхолика и пессимиста всегда плохая погода. Этот мир сер, скучен и безрадостен. Все наоборот в случае с оптимистом и неутомимым романтиком. Особняком обстоит дело с больным человеком или человеком, находящемся в состоянии психологической регрессии (стресса). Сознание такого человека естественно сужено болью и страхом до уровня животного, при котором критическое мышление практически уступает место эмоциям. Неслучайно манипулирование сознанием происходит тем успешнее, чем глубже человек погружен в психологическую регрессию. Субъективная реальность такого человека напоминает искусственно насаждённую ментальную матрицу, управления которой он лишен.

Горизонты восприятия

Резюмируя отмеченные выше уровни восприятия, на каждом из которых происходит фильтрация глобального энергоинформационного обмена, подчеркнём, что человеческое восприятие отличается сложной динамикой на протяжении его жизни. Это связано прежде всего с тем, что человек, в отличие от любого животного, обладает потенциалом к развитию своей осознанности, который в течение жизни может быть реализован в полной мере, но может и не реализоваться (что чаще всего и происходит). Попадание в ловушку двойственности и формирование эгоцентричной проекции мировосприятия для любого человека неизбежно в силу того, что он, как любое живое существо, должен в первую очередь выжить. А вот выход из этой ловушки — вопрос не столько времени, сколько пробуждения его высших потребностей и реализации соответствующих программ духовного роста. Последние предполагают активнейшее участие человека, осознающего свои эволюционные метацели.

Если человек духовно пробуждается и активно подключается к этому процессу, то горизонты его восприятия расширяются колоссально. В восточной традиции подобная внутренняя трансформация связана с понятием «просветление», в Нагуализме (Древнем учении Толтеков) — со сдвигом точки сборки и доступом к высшим уровням внимания. В квантовой психологии это состояние ассоциировано с активацией третьей сигнальной системы организма человека, которая открывает его мозгу доступ к прямому (не опосредованному кодами языка) постижению смыслов. Надличностному фокусу внимания становятся доступны нелокальные состояния сознания на уровне тонких тел, для которых в современной культуре нет ни общепринятых объяснений, ни языковых соответствий.

Впрочем, нелокальные состояния свойственны и животным и человеческим младенцам. Это часто приводит к путанице, которую американский философ и духовный гуру Кен Уилбер обозначил как «До/Над заблуждение». Разница между целостным восприятием животного или человеческого младенца и познанием целостности просветлённого человека измеряется двумя сигнальными системами, открытыми И. П. Павловым (первой — основанной на рефлексах и второй — основанной на языке). В первом случае состояние целостности обусловлено отсутствием инструментов абстрактного мышления и, как следствие, — субъектности организма (признаков самосознания). Во втором случае состояние целостности есть результат выхода психики человека из ловушки двойственного мировосприятия. Надличностный уровень восприятия, как любой метасистемный уровень, включает в себя и преодолевает все низшие уровни.

На другом полюсе человеческого восприятия находится субъективная реальность человека, остановившегося в своём личностном развитии на уровне инфанта. Для такого человека все, рассмотренные выше информационные фильтры, которые обеспечивают его психосоматическую безопасность, отрабатывают в максимально жестком режиме редукции. Остающиеся на выходе рамки восприятия настолько сужены и ригидны, что говорить об осознанности такого человека становится трудно. Его субъективный мир это набор ментальных шаблонов. Что касается поведения, то оно вполне предсказуемо и управляемо извне. В этом смысле оно мало чем отличается от системы условных рефлексов животного, объединённых в динамический стереотип его популяции. Для такого человека восприятие из подушки безопасности его психосоматики превратилось в непроницаемый для света пузырь психологической зоны комфорта.

Источник