Цитадель духовной гордыни — ложное «я-деятель». Его выявление и растворение — высший духовный пилотаж. Попытаемся выяснить, как этот «творец» возникает и зачем присваивает себе авторство. Источник — Эзотерика. Живое Знание

  • Ложный и истинный деятель
  • Отзывы и комментарии
    (1)
  • Рекомендуем по теме
  • Статьи по теме

А также — на что направить внимание, чтобы его разоблачить, и есть ли предварительные условия для его исчезновения. Постараемся также ответить на вопрос, кто истинный деятель и как его обнаружить в себе.

Ложный и истинный деятель

Как «я-деятель» возникает и зачем ему авторство

Помните философскую повесть-сказку Е.Гофмана «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер»? В ней рассказывается, как добрая фея «улучшила» безобразного карлика, и люди  стали принимать его уродство и глупость за красоту и мудрость, приписывали ему таланты и чужие достижения. А он, обласканный и богатый, высокомерный, бесстыдный и жестокий, обманом сделал блестящую карьеру, занял пост министра и собрался жениться на чужой красавице невесте. Но добрый маг рассеял морок и восстановил правду. Люди «прозрели», Цахес умер, застряв в серебряном кувшине, а фея из жалости одарила мёртвого уродца красивой внешностью.

В сказке много тем, каждый образ воплощает определённую идею, а в целом в ней ярко и гротескно показано, как абсурд принимается за истину, когда у людей закрыта душа, всем правит ум и затуманено восприятие.

Как же такое искажение возникает?

Наше биологическое «я», отвечающее за удовлетворение врождённых инстинктов (выжить, иметь пищу, одежду и крышу над головой) соединяется с социальным «я» и его приобретёнными инстинктами, потребностями и убеждениями: нужно занять достойное место в обществе, заслужить уважение и любовь окружающих, а для этого — быть умным, добрым, полезным, удобным. Иметь не просто пищу, а вкусную еду, не просто одежду, а модную одежду, а также красивое жильё и прочный достаток для удовлетворения желаний.

Биологические и социальные инстинкты и потребности тесно переплетаются, усиливаются и кодируются мозгом в многочисленные образы «я». Обособленные, не желающие знать друг друга, все они имеют свой характер, убеждения и принципы, и каждый персонаж защищает свою приверженность. Поэтому, сталкиваясь, они враждуют: одно хочет, другое не позволяет, третье осуждает, четвёртое не решается и т. п. Мы же чувствуем это как калейдоскоп непрерывно меняющихся эмоциональных состояний.

Но есть у них и нечто общее:

  • они порождены умом;
  • их энергоинформационный корень – ложное я-деятель;
  • каждое ментальное «я», чтобы доказать свою нужность, важность и превосходство, везде и во всём присваивает себе авторство (я смог, я придумал, я открыл и т. п.).

Отождествляясь с этим «я-деятелем», личность воспринимает себя им, и гордыня легко становится «духовной прелестью» (см. часть 1  статьи, раздел «Коварство духовной гордыни» ). Живя на этой частоте, под руководством ума, отражающего работу мозга, человек не замечает, что находится в плену у ложностей, которым он верит.

Что следует осознать

Если возникает мысль каким-то способом победить этого «созидателя», подавить его, трансформировать или чем-то заменить, важно распознать, от кого исходит эта идея (Духу это не нужно), и осознать, что само намерение утверждает реальность этого фантома.

Следует также учесть, что мозг функционирует линейно, по причинно-следственному принципу, и для него, чтобы нечто получить, нужно сперва что-то сделать или не делать. Поэтому он прежде всего формирует образ деятеля, который будет выполнять задуманное.

И если в сказке Гофмана добрый маг «пришёл, увидел, победил», то нам, чтобы разоблачить «героя», нужно прежде всего:

  • выявить свою веру в миражное «я», которое якобы может что-то придумать и реализовать,
  • и в любом намерении/ поставленной цели/ выборе отслеживать, кем я буду его осуществлять.

Всё это нетрудно осознать в единственном состоянии, где нет представлений, идей о себе и образов «я» — в Я Есть Присутствие. И именно в нём мы становимся осознанным ПРОЦЕССОМ делания, в котором нет фантомного делателя. И для этого не нужны предварительные условия, надо только БЫТЬ.

Тогда, как по мановению волшебной палочки, всё просто совершается: руки мастерят что надо, ноги идут куда требуется, приходят нужные слова, глубинные чувства соединяются с разумом, а наша Суть/Дух, ТО вечное и бесконечное, в котором всё происходит, это осознаёт и наполняет лёгкостью. Однако…

Почему не удаётся долго быть в состоянии Я Есть Присутствие

Присутствие — частота нашего исконного чистого сознания, но в силу вековой искривленности восприятия уму-мозгу некомфортно на ней находиться. Его пугает, что в ментальной тишине, невовлечённости, эмоциональной ровности и неизменном «сейчас», он не может заявить о себе: интерпретировать, оценивать (хорошо-плохо, правильно-неправильно), сравнивать, думать о прошедшем и планировать будущее. И он быстро эту вибрацию сбрасывает.

Заметив откат, важно вспомнить, ОТЧЕГО он произошёл и ЗАЧЕМ в это возвращаться.

В желании нечто получить, то есть в потребительском отношении к духовному росту, развития не будет. Бога в себе не обмануть. Когда же человеком движет искреннее стремление познать, Кто Я Есть, и он честно и смело развенчивает представления, категоричность, отстаивание своих позиций, распознаёт веру в укоренившиеся убеждения и следует тому, что подсказывает сердце – а это и есть пробуждение сознания, — в любой затруднительной ситуации можно обратиться к истинному деятелю – к своей Божественной Части. И Она тут же приходит на помощь к части человеческой. И это всегда мощно, совершенно и именно то, что нужно в данный момент.

На частоте Я Есть Присутствие нетрудно переосмыслить свой опыт с его субъективным ко всему отношением, обнаружить причину обид, неудач, страданий, и в ином взгляде на случившееся происходит исцеление проблем (о чём говорилось во 2 части статьи, в разделе «Честность с собой» . Кроме того, так как здесь всё видится отстранённо, без личностного эмоционального фона, горизонтальное причинно-следственное понимание уступает место вертикальному расширенному осознанию. И ясно, ДЛЯ ЧЕГО всё это произошло, на ЧТО направляло, К ЧЕМУ призывало. И когда эта информация становится базой для внутренних преобразований, изменения начинаются во всех областях жизни.

Но ложные убеждения норовят вернуться.

Исчезновение «я-деятеля» и духовной гордыни

Ложности, порождённые мозгом-умом, нельзя растворить на его частоте. А в пространстве Духа, в нашей Сути, они исчезают сами. В этот живой Источник приводят эмоциональные состояния, если взаимодействовать с ними как с информацией – это осознание породивших их мыслей, конкретных (!) образов «я», в которые они облечены; обнаружение, как идеи, которые они несут, принимаются за истину.

Во взгляде из Сути ум сам видит свои игры, понимает собственную ограниченность, признаёт, что является лишь инструментом безграничного сознания, и… добровольно покидает министерский пост.

А когда он, будто по воле сердобольной феи из сказки, функционирует в своей исходной природной красоте, в мозге рассогласовываются старые нейронные связи, распадаются убеждения и фантомные образы «я», включая самоуничижающий персонаж «я плохой». И нет страха быть несовершенным, и нечего компенсировать, не во что скатываться. Ненужной становится собственная важность, стремление к духовному превосходству и растворяется фантомный «я-деятель», присваивающий себе способность творить, руководить, управлять. А вместе с ним — и духовная гордыня. И для этого нужно просто БЫТЬ.

Но кто же растворяет ложности?

Истинный Вершитель

Обратимся к трудам Шри Ауробиндо.

«САМО это статический аспект, молчащий свидетель, поддерживающий все, и динамический аспект, через который Всевышнее работает. За ним — Божественная Мать — Чит-Шакти. Это самосуществующая, самопознающая, самодействующая Сила Господа, Божественная Воля. Она может осуществить всё, что угодно… Она намного выше всего того, что сама создает». («Интегральная йога»)

То есть Создатель и неотделимый от Него Атман/ индивидуальный Дух/ наша Суть – это единство статического и динамического аспектов — пассивного свидетельствующего осознания, идущего от Божественного Отца, и Его активной Силы, передаваемой Божественной Матерью.

Это знание крайне важно, чтобы понять, Кто мы Есть. Но открыть свою Суть можно лишь в живом переживании себя Присутствием в Творении. Тогда нетрудно ощутить, что Триединство Духа-Души-Тела/ Сути-Присутствия-Проявления – это Дух в состоянии разной плотности.

Но жить на частоте Духа, в пространстве чистого сознания, вибрирующего в Божественном Свете, могут пока очень немногие. Для этого должны быть очищены тонкие тела, перепрограммирован мозг и так перестроены все системы физического тела, чтобы они могли принимать и безболезненно адаптировать высочайшие Космические энергии. Поэтому, как писал Шри Ауробиндо в «Синтезе йоги»: «Единственная реальная трудность на духовном пути — сонастроить свою натуру с работой Силы и Божественного Света».

Статичное Осознание, всё проясняющее для активной самодействующей Силы Света, и есть Истинный Деятель. Это Он творит, созидает и в ответ на наше искреннее и бескорыстное тяготение к Богу растворяет ложности, препятствующие подъёму сознания. «Союз двух сил — постоянное неослабевающее стремление, взывающее снизу, и Высшая Милость свыше — осуществляет то великое и сложное, что является нашей целью». («Синтез йоги»)

«Придет время, когда вы будете ощущать себя орудием, а не работником. И тогда ваша связь с Божественной Матерью станет столь тесной, что в любое время вам будет достаточно лишь сконцентрироваться и передать все в ее руки, чтобы обрести ее руководство, ясное указание дела, которое должно быть сделано, его способ и конечный результат. А затем вы осознаете, что Божественная Шакти не только вдохновляет вас и руководит вашими делами, но и начинает, и вершит их, что все ваши движения исходят от нее, все ваши силы — ее силы… Нет более счастливого состояния, чем такое единение…». («Письма о йоге»)

Это единение переживается, когда сознание, поднимаясь в своей частоте, переходит от уровня потребностей на уровень Бытия. Тогда человек обнаруживает себя феноменальным Ничто, вмещающим Всё, и познаёт себя безграничным пространством сознания, Духом, единым с Создателем.

И пусть не удаётся быть на этой частоте постоянно, но в любой момент к ней можно вернуться. И уже очевидна всеобщая взаимосвязанность и суть абсолютного счастья. Познаётся не Анахатная, а всеохватывающая безусловная Любовь. И уже нельзя причинить кому-то боль и страдания. Ясно и то, что Проявление Божественной Сути возможно только в Любви и Созидании, и делимся мы не тем, что якобы сами приобрели, а тем, что нам даровано.

А когда наша Суть улавливает из Божественного Потока идеи, передаёт их мозгу и они воплощаются в единстве Духа-Души-Тела/ Сути-Присутствия-Проявления, человек становится со-Творцом.

Автор: Эсфирь Гербер

Источник