Эзотерика

«Дженерейшн гэп», или Как преодолеть конфликт разрыва поколений

Как часто люди, говорящие на одном языке, выросшие на земле, которая еще совсем недавно (по масштабам истории) была единой страной, реально не понимают друг друга и, более того, готовы друг друга разорвать — дай им волю. А те, которым дали волю — в самом деле разрывают в буквальном смысле. Что происходит?

Два человека на теледебатах орут друг на друга так, что вспухли жилы на шее:

— Почему вы не хотите меня услышать?!! — кричит тот, что помладше.

— Я слышу от вас только крик! Но он не складывается в моей голове в смыслы. Я вас слышу, но я вас не понимаю!!! — отвечает тот, что в отцы ему годится.

— Вы не понимаете меня потому, что у нас в стране произошел дженерэйшн гэп (от англ. «разрыв поколений»). Вы безнадёжно отстали от нас!!! — отвечает младший и в бессилии откидывается назад.

Спор кажется неразрешимым…

Давайте оттолкнёмся от слов «разрыв поколений«, совершенно неслучайно сказанных на плохом английском. Как вообще происходит общение между людьми и отчего возникает конфликт непонимания, в том числе древнейший и самый универсальный из всех общечеловеческих — конфликт поколений?

Итак, понимание предполагает, как минимум, общий язык общения. Слова должны складываться во фразы, несущие общие смыслы. А вот здесь уже одного языка мало. Нужна общая культурная платформа, точнее, единая культурная идентичность, при которой образы, возникающие в головах у общающихся людей, вызывают согласующиеся смыслы и схожие эмоциональные реакции. Это произойдёт, если культурные влияния, в которых рос и формировался каждый из участников общения, не вступают в противоречия. Момент, скрытый от глаз, но критически важный. Ведь даже разный возраст, при прочих равных условиях, будет обязательно порождать разницу восприятия и интерпретации одного и того же явления у двух близких и родственных людей. Что уж говорить о более общей ситуации, когда общающиеся вырастали в разное время и в разных культурных окружениях!

Для простоты и с целью сокращения содержательной базы, сведем задачу к простейшей. Как возникает пресловутый «дженерэйшн гэп» (разрыв поколений) в одной, отдельно взятой семье? Это позволит нам обобщить её решение на случай единого народа и понять (или хотя бы представить), к чему это может привести в контексте развития человеческой цивилизации.

В толковом словаре Ожегова находим: «поколение — это родственники одной степени родства по отношению к общему предку». В здоровой и полной семье встречаются три поколения: дети — родители — родители родителей. По библейским заветам, всё в природе троично! Вот и в этой троичности заключён глубокий смысл. В самом деле, родители обеспечивают своим детям физическое и, во многом, социальное выживание: научение языку и первым правилам поведения; образование; социализацию и плавный выход в самостоятельную жизнь. В определённой мере третье поколение (дедушки-бабушки) дублирует эти функции или, по крайней мере, страхует их выполнение. Но главная и исключительная функция третьего поколения — передача нравственных норм и культурной идентичности первому. Издревле бабушки на сон грядущий рассказывали внукам сказки, а дедушки — истории. Как известно, народные сказки в концентрированном виде и мифологической, удобной для детского восприятия форме доносят до человека систему базовых ценностей, выстраивают пантеоны героев и антигероев, универсальную для культурного слоя, в котором вырастает ребенок. Преемственность поколений в такой здоровой форме обеспечивает трансмиссию культурного кода народа из прошлого в будущее. Разрыв же непрерывности этого культурного потока грозит гуманитарной катастрофой, которая, в зависимости от масштаба, подрывает основу существования рода, племени, народа или целого этноса.

Первым страдает язык, который теряет национальную самобытность и, включая иностранные слова и обороты, всё больше превращается в суржик. Следом — размывается система ценностей и теряются нравственные ориентиры. В наступающем экзистенциальном вакууме человек (да, что там человек — целые народы!) оказываются лёгкой добычей различных манипуляторов сознания. Лишённый предков, истории и нравственных ориентиров, человек легко отрывается от духовных и родовых корней и, как перекати-поле, уносится на просторы тотальной амнезии, где правят законы выживания в волчьей стае. Именно так инициируются межэтнические конфликты, перерастающие в беспощадные гражданские войны.

А что же отдельный человек и его психологическое развитие? Детство, в котором на него должны оказывать влияние оба старших поколения, считается возрастом импринтной уязвимости. Еще бы — ребёнок, как губка, впитывает своё ближайшее окружение, начиная от копирования жестов до манеры говорить, мыслить и выражать своё мнение. В детстве и ранней юности формируются взгляды на жизнь, мечты и идеалы. Если в это время по каким-то причинам семье было не до ребенка, или, не дай бог, он вообще оказался в изоляции от близких, то психологическая травма недолюбленности и отчужденности «не рассасывается» потом всю жизнь. Но в наше время беспрецедентного ускорения темпа жизни даже полная и благополучная семья не гарантирует преемственности поколений. В чём тут причина?

Во-первых — в сложности преодоления естественных психологических границ между поколениями. Они возникают не только и не столько на шкале возраста, сколько на шкале духовных ценностей и ориентиров. И.С. Кон отмечал, что «степень родства» в определении преемственности поколений в первую очередь задаётся духовной компонентой. Иными словами, генеалогическое родство еще не гарантия духовного. Вырастая из детского возраста, человек неминуемо встречается с возрастными кризисами, в преодолении (или непреодолении) которых формируется (или не формируется) его личность. Психика и система ценностей человека на пути его формирования и духовного развития претерпевают настолько значительные перемены, что суждения и поступки одного и того же человека в разные периоды его жизни часто производят впечатление, будто речь идёт о разных людях. Недаром в традиции индуизма само понятие человек определяется в зависимости от возраста и степени духовной пробуждённости: Манушья — существо, мотивируемое исключительно дефицитарными (животными) потребностями, Нара — переходное от животного к духовно ориентированному существу и Пуруша — духовно пробуждённая сущность. Чего уж говорить о разных людях, пусть даже и близких родственниках!

Во-вторых, преемственность поколений осложняется из-за объективной разницы социального окружения, в котором выпадает расти и формироваться представителям смежных поколений. Если в недалёком прошлом дети, наследуя дело отцов, воспринимали их опыт и знания как основу своей будущей деятельности, то в сегодняшнем мире эти опыт и знания часто оказываются бесполезными. И с этим ничего не поделать. Темп жизни возрастает экспоненциально!

Оба фактора обострились в наше время в бывших республиках Советского Союза еще и потому, что даже в генеалогии большинства семей, его населявших, накопилась масса разрывов и белых пятен — следствие социальных потрясений, через которые прошел наш народ в ХХ веке. Но не только войны и репрессии тому причиной, а ещё и разворот социально-экономических отношений в период распада СССР, когда строители коммунизма вдруг мгновенно (по масштабам исторического времени) оказались участниками забега за накоплением капитала. Все эти катаклизмы не могли не обострить и без того объективно острый конфликт поколений, который на сегодня выливается в тотальный разрыв между ними.

По данным И. М. Ильинского, директора Международного института ЮНЕСКО «Молодежь за культуру мира и демократии», в 1983 году материальные ценности в социальных опросах у молодых людей стояли на 8-м месте, сейчас они лидируют. Престижные в прошлом социальные статусы инженеров или офицеров ныне выпадают из поля зрения молодёжи, определяющей своё будущее. Подчеркнём, что вопрос «каким быть?» уже не стоит на повестке, его сменил вопрос «кем быть?», (читай — «как заработать больше денег?»). Не случайно в рейтинге самых популярных родов деятельности у выпускников российских школ лидируют сегодня самые высокооплачиваемые варианты. Так, согласно федеральному агентству новостей это: предпринимательство (40%), юриспруденция (30%) и государственное или муниципальное управление (26%). О какой преемственности поколений может идти сегодня речь, если само слово «наследие» практически транслируется как «наследство» в его сугубо материальном понимании. Ну, а «наследники» озабочены лишь своими правами в обладании соответствующего денежного эквивалента. Если же наследие не имеет такого эквивалента, то оно в подавляющем большинстве случаев подрастающее поколение не интересует и вовсе.

Мы здесь не будем искать виноватых в таком положении дел ни среди молодёжи, ни среди старших поколений, ни со стороны государства, которое, к слову сказать, не проявляет заметной озабоченности этим разрывом и динамикой его роста. Читатель вряд ли окажет на молодёжную политику государства и его отношение к пожилым людям хоть какое-то воздействие. В традиционной паре риторических вопросов мы заменим первый («Кто виноват?») на вопрос «К чему это ведет?», а второй («Что делать?») — адресуем не к государству, но к читателю, ибо от каждого из нас зависит — удержим или не удержим мы связующую нить поколений в масштабе одной конкретной семьи.

Л. Г. Морган, анализируя прогресс человечества от дикости к варварству и дальше, к цивилизации, утверждал, что «все великие эпохи прогресса человечества совпадают с эпохами расширения ресурсов для выживания». Люди, не знавшие огня, земледелия и животноводства, вынуждены были, подобно животным, экономить ресурсы за счёт выживания слабейших — детей, больных, стариков. Период дикости сменился варварством, когда опыт старшего поколения не имел решающего значения при определении числа едоков в перспективе трудных времен (холода, длительные переходы, война и т. п.). В ранних человеческих цивилизациях ситуация поменялась кардинально. Возникает социально-политическая иерархия, основанная на возрастном принципе, в которой вождями и (в особенности) духовными наставниками племён и народов могли становиться лишь пожилые люди, сохранившие возможность передачи накопленного ими опыта и знаний. В культурных традициях древнего Египта и Вавилона, а также в архаичных цивилизациях Южноамериканского континента считалось, что магическая сила индивида возрастает по мере взросления и достигает своего максимума, когда он переходит в статус предка, то есть после его физической смерти. Даже там, где культ предков не был столь развит, старики считались приближенными к божествам и обладали, как предполагалось, мистической властью. Наибольшим влиянием старые люди пользуются в эпоху так называемой классической древности (триумф старости – в древней Греции и античном Риме). Здесь долгое время была установлена геронтократия. Её выражением был возрастной ценз, необходимый для занятия должностей в руководящих органах государства. Платон и Аристотель говорили, что править страной должны мудрейшие люди, представители старшего поколения. С тех пор и считается, что отношение к пожилым людям определяет уровень цивилизованности общества. Преемственность поколений постулируется в философии, духовных традициях и религиях. Так, Христианство начинается с осмысления того, что Христос пришел выполнять заветы Отца: «Я не против Отца, я пришел восстановить Законы Пророков…». Будто предчувствуя беду грядущей бездуховности, Ф. М. Достоевский писал, что только христианизация может стать для России защитой от всех бед.

Что касается сегодняшнего «цивилизованного общества», освобожденного наукой и технологией от «дурмана мистицизма» и повседневной заботы о хлебе насущном, то оно с ускорением дрейфует в направлении всё бóльшего глобализма и тотального потребительства. «Чтобы уничтожить народ, нужно отделить его от корней» — писал Александр Солженицын. А чтобы отделить его от корней, нужно объявить «тёмное прошлое» токсичными и увлечь «светлым будущим». Глобализация и ориентация на потребление с успехом реализует этот сценарий. Глобальному обществу потребления нужны, прежде всего, потребители материальных благ. Здесь нравственные нормы сводятся к простой заповеди: «Хорошо то, что хорошо продается, все остальное — помеха«. Под мантры о повышении уровня жизни и соблюдение прав и свобод личности происходит тотальная обработка массового сознания в направлении его инфантилизации, ибо идеальный потребитель это как раз и есть кредитоспособный инфант. В глобальном обществе потребления стираются как культурные границы между расами и народами, так и психологические барьеры между представителями разных поколений. Оно гомогенно и аморфно по определению. В таком идеальном обществе потребления нет ни культуры, в её первозданном смысле, ни необходимости в её унаследовании. Разрыв поколений не имеет значения, ибо поколение, как носитель определённой системы ценностей, растворяется в однородной социальной массе «осчастливленных» инфантов. Учёные всё чаще приходят к неутешительному выводу — изменения в психологии членов такого общества настолько глубоки, что это даёт основания говорить о возникновении нового антропоморфного вида — человек потребляющий (см., например, Хагуров Т. А., «Человек потребляющий»). Разрыв поколений сменяется межвидовым разрывом!

Впрочем, не столь важно, как назвать этот период развития (скорее, деградации) человеческих отношений. Важно осознать угрозу, нависшую над всеми нами, и препятствовать её осуществлению. Но как?

  • Во-первых, препятствовать разрушению веками складывавшегося института семьи всеми доступными способами.
  • Во-вторых, по возможности восстанавливать утерянные родственные связи, традиции своей семьи, своего рода и, наконец, своего народа.
  • В-третьих, не отдавать детей на откуп специалистам по инкубации идеальных потребителей.

Это не высокие слова и не пустые призывы. «Борьба за клиента» уже стартовала, и идет она у творцов глобального общества потребления, начиная с самого уязвимого детского возраста. Именно на этом рубеже еще возможно сопротивление. Дальше будет только труднее. Поэтому вместо того, чтобы затыкать хнычущего ребенка очередной порцией заокеанского мультпотреба или нехитрой стрелялкой-бродилкой из тех же источников, заберите у него информационную соску (точнее, гаджетообразный наркотик) и прочтите народную сказку или спойте народную песню. Противник на линии этого невидимого фронта, безусловно, мощнее и гораздо лучше оснащен технически и теоретически. Но он не может согреть и полюбить ваше дитя. В этом потенциальная возможность его поражения.

Золотое правило нравственности: «Относись к ближнему своему так, как ты хотел бы, чтобы он относился к тебе» — дошло до нас из родников религиозных и философских учений Востока и Запада благодаря преемственности поколений. Оно считается основополагающим мировым этическим принципом. Но что это как не рецепт, препятствующий конфликту поколений и уж тем более профилактика кромешной амнезии, берущей начало в «дженерэйшн гэп» и ведущей в никуда?!

Автор: Аркадий Мадатов

Источник