Согласно библейской легенде об изгнании Адама и Eвы из рая, судьба первой человеческой пары была трагична. Вкусив плоды с древа познания, они оба умерли — вначале духовной смертью‚ потеряв связь с Творцом, а затем и физической…
Но могло ли быть иначе? И так ли уж трагично то, что должно способствовать Творению? Давайте разбираться.
Чтобы достичь следующей вершины, мы должны спуститься в долину, где дороги начинают разветвляться.
Карл Густав Юнг
В предыдущей 12 части «Хорошо забытого» Стрела эволюции материи мы установили, что в процессе проявления скрытого порядка из Информационного Первоисточника всего сущего материя не просто воплощается, но эволюционирует в направлении увеличения витальности. Это означает, что в непрерывном энергоинформационном обмене холодвижения с течением времени (по мере рассеивания тепловой энергии Большого взрыва, породившего нашу Вселенную) материя все более структурируется, порождая из хаоса все более сложные формы. Во всех масштабах — от микромира до звездных скоплений – это структурирование порождает все более сложно организованные материальные системы, в которых доля информации (тонкой энергии) в энергоинформационном обмене с первоисточником все более преобладает над грубой энергией. Причем этот процесс (системогенез) «работает» не просто согласованно, но в соответствии с неким общим глобальным планом, заранее продуманном во всех деталях на самом высшем уровне. Вокруг звезд формируются планетарные системы. Остывая и взаимодействуя с соседями, каждая из планет формирует на своей поверхности тот или иной климат. Там, где климат оказывается подходящим для зарождения жизни, она рано или поздно зарождается, преобразуя планету под свои цели. И тогда планета преображается (сравните хотя бы ландшафт безжизненной Луны и живой Земли). Древо Жизни разрастается, усложняясь со скоростью пропорциональной достигнутой сложности, и с неизбежностью порождает в своих филах разум. Разум Жизни, познавая через себя Творца и его Замысел, проникает во все более глубокие смыслы Творения (тонкие планы бытия), становится посланником Творца в тварном мире и все более осознанным соучастником его воплощения в материальном мире. В Библии этот план именуется «Божий Замысел», в философии Аристотеля — Телос. Мы убедимся в его наличии очень скоро, обсуждая эволюцию Жизни на нашей планете. А пока рассмотрим, какая информация и по каким каналам поступает в материю на пути ее все бόльшего одухотворения.
Если понимать информацию, следуя Клоду Шеннону, как уменьшение неопределенности при выборе действия, то можно различать типы ее передачи, усвоения и возврата в первоисточник (информационный план) в зависимости от уровня витальности. Так, если грубо выделить три таких уровня: неживая (костная) материя, живая (саморазвивающаяся) материя и живая разумная (самоосознающая или субъектная) материя, то вот что мы получим на каждом из уровней.
Костная материя формируется на основании безусловно и мгновенно исполняемых законов энергоинформационного обмена. Усвоение происходит путём стабилизации и усложнения форм. На информационный план возвращаются физические константы, обеспечивающие этот процесс. Отклонений в константах и следовании законам недопустимы — возникающая при этом нестабильность разрушает форму. Доказательством этого служит удивительная универсальность физических констант, подтвержденная измерениями в разных уголках Вселенной (подробнее об этом см. «Антропный принцип построения вселенной»).
Живая материя самоорганизуется на основании безусловно и условно исполняемых программ энергоинформационного обмена. Усвоение происходит путём формирования все более сложно организованных форм (организмов как представителей различных фил). На информационный план возвращаются генетические коды, управляющие ростом и целенаправленным развитием живых систем (эволюцией жизни). Любые результаты, приводящие к достижению локальных и глобальных целей эволюции, фиксируются на тонких планах в формах информационных отображений, способных корректировать генетический код и коллективное бессознательное. Доказательством этого служит удивительная стабильность репродукции живых форм, у которых клетки воспроизводятся с невероятной при эстафетном способе передачи генетической информации точностью (подробнее об этом см. «Хорошо забытое. От хаоса к гармонии. Часть 11).
Живая разумная материя способна к прямому доступу на информационный план, где ей становятся доступны смыслы её эволюции. По мере расширения этого прямого канала (расширения сознания), её программы развития все больше допускают вмешательства со стороны самоосознающего субъекта развития. Это выражается в том, что безусловные и условные программы поведения в процессе онтогенеза дополняются творческой компонентой. Мышление разумных форм открывает им возможность познания и самопознания. На информационном плане достигнутые рубежи познания фиксируются не только в форме соответствующих тонких тел, но и в виде вербальных и невербальных (музыкальных, живописных и т. п.) текстов. Все это способно многократно ускорить или, напротив, замедлить эволюционный процесс и приближение метацели эволюции – одухотворение материи. Доказательством этого служит информационный взрыв, при котором современный человек за месяц получает и обрабатывает столько же информации, сколько человек XVII века — за всю жизнь (подробнее об этом, например, А. Д. Еляков «Информационная перезагрузка людей»).
Выше мы лишь констатировали эмпирически установленные факты. Для того чтобы понять, как это делает Творец (если угодно – как это происходит в природе), слегка перефразируем выше приведенное определение информации по К. Шеннону, выделив в нем слово ВЫБОР, поскольку именно к этому действию сводится роль разума согласно онтологической интерпретации квантовой теории. Итак, информация — это уменьшение неопределенности путем выбора действия. Заметим, что в таком контексте прирост информации эквивалентен приобретению знания (т.е. познанию). И тогда холодвижение в направлении эволюции (повышения витальности материи) эквивалентно продвижению в познании.
Для того, чтобы явно увидеть последствия выбора на пути эволюции, воспользуемся классической триадой эволюционного процесса, предложенной еще Чарльзом Дарвиным и позднее используемой Никитой Моисеевым для объяснения эволюции неживой материи (см. Н.Н. Моисеев «Человек и ноосфера»). Триада эволюции включает: изменчивость — наследственность – отбор (ВЫБОР).
Будем под изменчивостью в неживой материи понимать проявление первородной множественности и неопределенности вариантов воплощения, берущей начало на микроуровне (квантовая неопределенность). Неопределенность – это фундаментальная первооснова проявленного мира, где видимые процессы в общем случае реализуют совокупность множества неопределенных до конца причин. Наследственность в неживой материи это проявление причинно-следственных связей, которые позволяют связать настоящее с прошлым и экстраполировать развитие процесса в будущее. Наконец, выбор реализует один из фундаментальных критериев развития материи в сторону стабилизации и усложнения форм. Так, согласно классической механике, стабильными будут не любые формы, но лишь те, взаимодействие которых с окружением обеспечивает закон сохранения энергии. В гравитационном поле, например, такое взаимодействие на макроуровне обеспечивают законы Ньютона, в электростатическом – закон Кулона, в электромагнитном – законы Максвелла и т. д. В вариационной постановке, которая предполагает реализацию триады эволюции, все перечисленные законы физики могут быть получены вместе со своими константами на основании решения соответствующей задачи оптимизации (достижения критерия консервации энергии). А что случиться, если в процессе усложнения форм возникнет несколько конкурирующих стабильных систем, исполняющих законы сохранения (т. е. одновременно достигаются несколько локальных решений)? В этом случае предпочтение при отборе будет отдано такой системе, которая при прочих равных условиях обеспечит минимальный рост энтропии (максимальное усложнение структуры). Это более глобальный критерий отбора. Форма вначале должна быть стабильной, а затем уже из стабильных форм будет отобрана наиболее сложная. Отбор при творении совершил Мировой Разум, руководствуясь своим долгосрочным планом, а человеческий разум (ум) лишь фиксирует его результаты в форме законов естествознания.
А что же происходит в живой материи?
Начнем с того, как вообще могла зародиться Жизнь из неживой материи в рамках эволюционной триады? Классическая наука, отрицающая Творение как процесс осознанного выбора на основании предопределенного, глобального целеполагания, постулирует метод проб и ошибок в качестве основы. Рассматривая вероятность подобного появления жизни на Земле, Дж. Холдейн (один из авторов теории происхождения жизни) утверждает, что для синтеза наиболее простого фермента типа рибонуклеазы, обнаруженного во всех живых организмах, необходима реализация одной из 1,3 • 10 в 30-й степени возможностей. Вот как описал вероятность такого события случайным путём британский физик и астроном Чандра Викрамасингхе: «Скорее ураган, проносящийся по кладбищу старых самолетов, соберет новехонький суперлайнер из кусков лома, чем в результате случайных процессов возникнет из своих компонентов жизнь». Более того, эволюция живых форм реализуется в сторону образования все менее и менее вероятных структур. Ни один вид животного царства не проще своего вида-предшественника. Так происходит наращивание витальности (удельного веса информации) в живой материи.
В живой природе изменчивость достигается генетическими изменениями, как на урoвне oтдельных ocoбей (мутации), так и дрейфом генов на урoвне пoпуляции (изменение чаcтoт аллелей), чтo пoвышает генетичеcкoе разнообразие вида и обогащает егo генофонд. Наследственность обеспечивается различными видами памяти, которая фиксирует удачные с точки зрения эволюционной целесообразности варианты отбора. Во-первых, это — генетический код, с помощью которого запоминается и передается по наследству необходимая для дальнейшего совершенствования информация. Точность, с которой клетки воспроизводятся в новых организмах, невероятна при эстафетном способе передачи генетической информации. Это позволило предположить, что подобный код формируется на внешнем, управляющем информационном уровне, с которого он копируется в формообразующие матрицы, которые затем используются при воплощении очередного организма в онтогенезе данной филы. Наследственность в живой природе, таким образом, предполагает подключение информационного обмена (информационного метаболизма), происходящего на стыке материального и более тонких планов, в дополнение к энергетическому метаболизму клеток, происходящему лишь на физическом плане (подробнее см. А. Силин «О единстве и саморазвитии мира»).
Во-вторых, — это различные по глубине проникновения в тонкие планы формы коллективного бессознательного (эгрегоры), которые питают психику высших форм живого мира мотивациями и шаблонами поведения. На этапе отбора вариантов живых форм приоритеты также распределяются согласно иерархии: сначала устойчивость, потом сложность. Иными словами, среди равно устойчивых форм предпочтение отдается более сложным. Однако устойчивость и сложность живой материи определяются иначе, чем в неживой. Устойчивыми живыми формами являются те, которые обеспечивают гомеостазис (равновесие) в энергоинформационном сопряжении со средой обитания. Чем быстрее и чем в более широких пределах вариации внешних условий обеспечивается гомеостазис, тем устойчивее форма. При этом устойчивость развития данной филы приоритетней жизнестойкости любого его отдельно взятого представителя. Поэтому, например, в поведении дикого оленя (карибу) интересы стада преобладают над личными, а чайка, завидев пищу, издает призывный клич всей стае, несмотря на то, что при этом может сама лишиться питания. Сложность в живой природе соответствует уровню витальности, которая обеспечивается, прежде всего, уровнем развития нервной системы, ответственной как за адаптацию к меняющимся условиям среды обитания, так и за развитие разума, как канала прямого доступа к информационным планам бытия. Тренд в приоритетном развитии центральной нервной системы, начиная от ракообразных и моллюсков и кончая человеком, является общим для всего живого. Это явление было определено его первооткрывателем Дж. Дана как цефализация. Именно поэтому достигшие совершенства в устойчивости коллективной формы организации организма термиты остановились в своем развитии миллионы лет назад, а возникшие намного позже млекопитающие достигли значительно более высоких уровней витальности и гигантского разнообразия форм.
Важно отметить, что эволюция живой материи шла не в одном направлении, а сразу в нескольких. Причем этот процесс отражал системность в достижении стратегической метацели эволюции – развитии разума (цефализация), где все бόльшее подключение осознанных разумных форм к дальнейшему саморазвитию создает дополнительное поле возможностей для выбора продолжений. В самом деле, развитие жизни на Земле проходит в трех царствах: микроорганизмов, растений и животных. Причем начинается оно с первого, где, как в лаборатории, испытываются разные варианты триады эволюции. Так из практически бессмертных прокариотов 1,6 –2,1 млрд. лет назад появились первые смертные, а, по сути, — первые живые существа эукариоты. Потеря бессмертия материальной формы позволила включить в единый процесс эволюции тонкие планы бытия, что резко интенсифицировало разнообразие структур и скорость их мутагенеза. Банальный вывод о том, что жизнь начинается там, где возникает смерть её материальной формы, наполнился глубоким смыслом. Жизнь не может не оставлять следов на тонких планах! Здесь, среди простейших, мы, казалось бы, наблюдаем эволюционный тупик, когда целое царство разнообразных существ миллиарды лет остается на самой низкой ступени развития форм. Однако без этой питательной биоплазмы в прямом (биологическом) и в переносном (нформационном) смысле был бы невозможен прорыв в животном царстве. Вот как этот второй «информационный смысл» поясняет профессор Э. К. Бороздин: «Генотип животного дополняется определенными генетическими структурами микроорганизмов и растений, которые берут на себя функции подготовки строительного материала для организма животного».
А что же царство растений? В их эволюции трудно выделить «генеральную линию», а в онтогенезе растений трудно различить отдельные стадии филогенеза. Но без растений, употребивших энтропию солнечной энергии на производство кислородосодержащей атмосферы (фотосинтез), жизнь на Земле бы не сдвинулась с тупика прокариотов. Вот и получается, что Древо Жизни укореняется в царствах простейших и растений. Здесь, набрав биологический и информационный потенциал развития, эволюция стремительно (в геологическом масштабе времени) достигает своих целей в бурно ветвящемся древе жизни царства животных. Здесь появились классы (прежде всего, млекопитающие), которые в сравнительно короткий срок достигли требуемого рубежа – разумности. На этом рубеже ветвление Древа Жизни на новые классы животного царства завершается, и начинается процесс совершенствования тех видов, которые несут разумность (подробнее об этом см. Э. K. Бороздин «Творение путём эволюции»).
Получается, что Жизнь не есть лишь «форма существования белковых тел», как учил нас Ф. Энгельс. Это нечто гораздо более сложное, что зарождалось и развивалось не случайно, но системно и разумно, последовательно преодолевая промежуточные рубежи на пути к реализации общей цели – рождения разума «по образу и подобию».
Что же отличает эволюцию жизни разумных существ? Если совсем коротко, — то лавинообразное расширение поля выбора дальнейших вариантов саморазвития и подключения к процессу выбора воли самоосознающих существ (воплощенных в живую форму отражений Мирового Разума). В самом деле, многократно возрастающая изменчивость и дополнительные к генетическим формы наследственности порождают невиданное прежде поле возможностей. Изменчивость на уровне разумной жизни возрастает многократно, поскольку в дополнение к разным генетическим типам индивидов, возникают и различные психотипы их поведения. Так, согласно соционике, в человеческом общества различают шестнадцать типов личностей, отличающихся типом обмена информацией с внешним миром. Шестнадцать разных взглядов на одну и ту же ситуацию, очевидно, создадут шестнадцать разных критериев выбора действий. Что касается наследственности, то обладание языком и письменностью позволяет человеку передавать опыт и знания, накопленные поколениями в форме памятников культуры (текстов, архитектуры, живописи, музыки и т. п.). Все это дополняет генофонд вида генофондом его культуры. Наконец, выбор направления эволюции по мере расширения осознанности все больше передается в «руки» носителей культурного кода. Это, пожалуй, наиболее критический, но совершенно неизбежный результат саморазвития живой материи. От того, куда качнётся направление развития сообщества людей, обладающих колоссальным потенциалом воздействия на процесс эволюции во всех её сферах (от геосферы до ноосферы), во многом будет зависеть судьбы цивилизации. Впрочем, это тема отдельного разговора, а мы вернемся к исходному – библейской легенде о грехопадении первых людей, вкусивших плод с древа познания.
Теперь, разобравшись со спецификой роста витальности в живой материи, мы понимаем, что жизнь в процессе эволюции все глубже проникает в тонкие планы бытия, где сохраняет свой опыт развития в форме информационных отображений. Последние являются теми матрицами (если угодно, чертежами), по которым воспроизводятся её новые формы или восстанавливаются повреждения её существующих форм. На эфирном плане – это морфогенетические прообразы организмов. Человек как разумное существо, обладающее прямым доступом к более тонким планам, оставляет на них следы своей жизнедеятельности в форме астральных и ментальных тел, еще больше повышая уровень витальности живых форм. Более того, как носитель нетленной, информационной (если угодно, божественной) основы всего сущего, человек обречён продолжать эволюцию на своем, индивидуальном направлении. Периодически воплощаясь (рождаясь в мире материальных форм) и развоплощаясь (умирая телесно), человек обогащает информационный план бытия (хроники Акаши) опытом реинкараций своей монады. По мере исполнения своей кармической программы его следы на тонких планах восходят все выше и выше, приближаясь к первоисточнику так, чтобы однажды продолжить эволюцию совершенно осознанно, без перерывов на беспамятство жизни в физическом теле. Но начинается этот путь самопознания с «отлучения из рая», ибо жизнь, как долгое возвращение к Творцу, начинается с того, что стабильность существующей формы приносится в жертву рождению новой, потенциально более совершенной формы. Таков принцип глобального холодвижения в природе. Вот как его выразила Е. П.Блаватская в своем труде «Тайная доктрина»: «Дух и Материя, хотя и являют единство в своем начале, но каждый из них начинает свой эволюционный путь в противоположных направлениях — Дух постепенно падает в Материю, а последняя восходит к своему первоначальному состоянию, т. е. к чисто Духовной Субстанции».
Вы спросите причём тут «плоды познания»? Все очень просто. Любая живая форма проактивна. Это значит, что её поведение определяется не ответной реакцией на стимул, как это предполагалось раньше классической наукой о жизни, а актуализацией заложенных в ней программ (подробнее об этом см., например, Ю. И.Александров «Системно-эволюционный подход»). Любая живая форма актуализирует себя через восприятие среды своего обитания. Там, где начинается жизнь – начинается и познание!