Эзотерика

Хорошо забытое. Круговорот духа в природе или холодвижение. Часть 9

Аналитический способ мышления, свойственный западной цивилизации, предполагает синтез картины реальности и придание ей смысла на основании фрагментации, анализа полученных фрагментов и их последующего синтеза на основе законов классической физики. А вот холистический способ мышления и мировосприятия, который использует целостное представление в качестве основы познания, практически забыт…

В предыдущей статье Хорошо забытое. В начале было слово. Часть 8   мы упомянули Дэвида Бома, автора концепции непроявленного порядка (Implicate order), как одного из пионеров онтологической интерпретации квантовой теории. Здесь мы покажем, что его подход не только претендует на роль новой философской базы естествознания, но и переворачивает сам способ восприятия и осмысления реальности.

Один из основоположников квантовой теории Вернер Гейзенберг, утверждал, что действительно революционными преобразования в науке являются те, которые приводят к изменению не просто содержания знания, а способа нашего мышления. В этом смысле концепция непроявленного порядка Бома революционна, т. к. при использовании её для онтологической интерпретации квантовой теории она вынуждает отказаться от аналитического способа мышления в пользу холистического. Напомним, что аналитический способ мышления, свойственный западной цивилизации, предполагает синтез картины реальности и придание ей смысла на основании фрагментации, анализа полученных фрагментов и их последующего синтеза на основе законов классической физики. Эти законы предполагают локальность и причинность взаимодействия элементов «объективной» реальности, рассматриваемой в пространственно-временном континууме отдельно от познающего их субъекта. Холистический способ мышления сейчас почти забыт. Культурологические исследования свидетельствуют, что в форме рудимента он чаще проявляется на Востоке, чем на Западе, а также свойственен аборигенам народностей, отделённых от остального «цивилизованного» человечества (см., например, Нисбетт Р. и др., «Культура и системы мышления: сравнение холистического и аналитического познания»).

Этот способ мышления и мировосприятия использует целостное представление в качестве основы познания. При холистическорм способе мышления первичен целостный образ, который возникает в форме прозрения или ассоциации. В процессе более пристального рассмотрения этот образ достраивается необходимыми и достаточными деталями. Целостное же представление о природе реальности черпается из соответствующего культурного кода (коллективного бессознательного). Например, живая природа при аналитическом способе мышления представлена множеством представителей флоры и фауны, независимо развивающихся в пределах рассматриваемого региона. Законы их развития выстроены на основании эволюционной целесообразности, т. е. в борьбе за выживание и размножение. При холистическом же способе мышления живая природа изначально ассоциируется с единым глобальным организмом, в качестве которого воспринимается вся биосфера нашей планеты. Из этой отправной точки все остальное — представители живого царства природы — рассматриваются как клетки этого организма. Очевидно, что при таком, вывернутом наизнанку, взгляде на реальность живой природы первичными целями эволюции оказываются макроцели биосферы земли, сводящиеся к порождению и развитию ноосферы. Функции же любого организма или растения рассматриваются в контексте обеспечения жизни и актуализации её эволюционных целей. Так, например, лесной покров земной суши, во-первых, обеспечивает кислородом атмосферу планеты, чтобы жизнь на ней была возможной; во-вторых, препятствует эрозии почвенного слоя; в-третьих, сберегает биогеоценоз определенных климатических зон. Что касается использования древесины в качестве строительного материала или, хуже того, топлива, то такие «приложения», очевидно, противоречат перечисленным функциям лесных массивов, если рассматривать их с холистической точки зрения. Динамика сокращения лесных массивов на Земле – неоспоримое свидетельство торжества агрессивного аналитического (прагматического) способа мышления на современном этапе развития культуры человечества.

Но вернёмся к квантовой физике и её онтологической интерпретации, данной Д. Бомом в его концепции непроявленного порядка. Оригинальный термин Бома — implicate –в переводе с латыни означает «запутывать» или «свёртывать внутрь». В приложении к квантовой теории он ассоциирован с термином «квантовая запутанность», введенным для обозначения нелокального (чистого) состояния системы. В этом первичном состоянии энергия системы представлена на самом тонком, информационном уровне, где все потенциально возможные варианты развития системы сосуществуют в нелокальном единстве. А само развитие (декогеренция) заключается во все бόльшем проявлении одного из вариантов по мере включения системы в энергоинформационный обмен с окружением. Корень слова implic – неявный отражает глубинную, информационную суть квантово запутанного состояния.

Обратимся теперь к термину order – порядок. Очевидно, он имеет субъективную коннотацию, т. к. связан с рационализацией человеческого восприятия. Набор цифр 1,2,3,4,5 представляется упорядоченным лишь в этой или инверсной ей (убывающей) последовательности. Любая другая последовательность, например — 2,5,3,4,1 – воспринимается хаотичной. Невозможно объяснить, почему. Это так в силу бессознательного ощущения (прямого знания) гармонии. Случайная последовательность звуков, скорее всего, даст ощущение какофонии, и лишь их неслучайная, тоническая последовательность будет воспринята человеком как музыка. То же самое и со случайным набором мазков на холсте в сравнении с шедевром живописи. Итак, «проявленный порядок» гармоничен, а непроявленный – содержит все возможные комбинации. Если ощущение гармонии определить в качестве интуитивного восприятия целостности, то переход от непроявленного порядка к проявленному есть не что иное, как воплощение изначальной целостности (информационный план) на уровне плотных энергий (материальный план), доступных человеческому восприятию.

Утверждая непроявленный (информационный) порядок, в качестве первичного по отношению к проявленному (видимому, доступному измерению), Д. Бом следовал в фарватере Процессуальной философии А. Уайтхеда. Если попытаться выразить эту философию одной фразой, то получим следующее утверждение: «Видимая вселенная организуется (управляется, контролируется) некой разумной целостностью, в которой какие-либо взаимоотношения её элементов подчинены глобальным целям саморазвития этой целостности». Здесь становится очевидным, что оба философа, образно говоря, «стояли на плечах гигантов» древней философской мысли, перефразируя буддийские идеи «Таковости бытия» (Татхата) или Первородной пустоты (Шуньята), обобщенные позднее в архетипах Творца. Однако связь концепции Бома с квантовыми феноменами, не укладывающимися в каноны классической физики, заставляет не только пересмотреть привычные представления о первичности, но и изменить сам способ рассматривания. В этом смысле концепция непроявленного порядка — современный аналог древней метафизики, предшествовавшей религиозным убеждениям и основанной на интуитивном холистическом способе воззрений.

В самом деле, если принять утверждение о первичности непроявленного порядка за аксиому, то видимый порядок во многом является порождением ментальных конструкций человека. Но человек, изначально пребывающий в ловушке двойственного восприятия склонен принимать иллюзию своей отдельности за «объективную» реальность. Именно так возникают его убеждения в абсолютной изначальности трехмерного пространства и стрелы времени, устремлённой из прошлого в будущее; локальности и причинности взаимосвязей объектов природы; нереальности всего того, что не доступно его восприятию, и т. д. Именно поэтому появляются неразрешимые парадоксы, когда человек сталкивается с нелокальностью квантовых корреляций при попытке измерений в микромире или испытывает трансперсональные переживания на уровне собственной психики.

Но если состояние целостности обладает пусть не проявленной, но первичной реальностью, то в проявлении своих частей она будет безразлична к тому, где именно они располагаются и в какой последовательности возникают. В нелокальности пространства и времени просто не существует. Само состояние целого таково, что организует свои части, руководствуясь неким трансцендентным планом, понять который человеку с его двойственным восприятием просто не дано. Все, что нам доступно, – это наблюдать и анализировать проявления этого плана в материальном мире.

Наглядные примеры разворачивания (воплощения) свернутого (непроявленного) информационного порядка в порядок материальный даёт живая природа. Семя, прорастая сквозь питающий слой почвы, даёт достаточно сложный в структурном смысле росток, развивающийся в еще более сложно организованное растение. Зародыш любого организма, питаемый материнскими соками, в сжатой форме проходит основные фазы филогенеза своего вида и актуализирует заложенные в нем потенциалы в собственном онтогенезе. Во всех случаях молекулы ДНК, представляющие собой свёрнутую в спиралевидную форму своих молекул генетическую информацию, последовательно разворачивают (воплощают по шагам) программы роста растения или организма. Каждый элемент сложно структурированной живой системы внутренне связан в своей функциональности со всеми остальными частями через единый план развития. Именно поэтому генетическая информация развертывается и овеществляется не синхронно, но так, чтобы в нужный момент составные части целого были готовы актуализировать новое качество холона (системы в целом), не сводимое к сумме качеств его составных частей. Так в биосфере реализуются системные принципы гетерохронии и самоактуализации (подробнее об этом см., например Александров Ю. И., «Системно-эволюционный подход»). Благодаря этому, в частности, обеспечивается основное требование выживания новорожденного — гармоническое соотношение структуры и функций его организма с условиями среды.

Аналогичные примеры для неживой природы не столь наглядны, поскольку проявляют себя слишком быстро и лишь на уровне микромира, где квантовой запутанностью (информационной целостностью) еще нельзя пренебречь. Однако именно эти примеры зафиксированы квантовыми физиками в качестве квантовых скачков электрона с орбиты на орбиту, неопределённости их пространственного положения или нелокальной корреляции их спинов. С холистического ракурса рассмотрения, предложенного Бомом, видимое непрерывное движение любой микрочастицы в равной мере представимо и как волновое, и как корпускулярное. В любом случае череда элементарных циклов развёртывания-свертывания в зависимости от способа наблюдения оставляет либо интерференционный след волновых фронтов, либо трассы полета частиц. Так в масштабе микромира, квантовые эксперименты проявляют непрерывный и вечный процесс постоянного воссоздания неживой материи из информационного источника (декогеренции) и обратный ему процесс – развоплощения (рекогеренции). . Соответствующая теория описывает на языке математики непрерывный цикл смены полярных состояний системы: от непроявленного к проявленному и обратно (подробнее об этом см., например Зурек В., «Декогеренция и переход от квантового описания к классическому» ).

Это универсальное движение развёртывания непроявленного порядка в проявленный и обратного ему свёртывания Д. Бом назвал Холодвижением (от греческого holo – целое). Предположение Бома об универсальности заключается в том, что холодвижение лежит в основе рационализации человеческого восприятия макрообъектов, порождающей сущностную иллюзию их стабильности и независимости друг от друга. Так, например, человек склонен видеть в водовороте сущность, существующую отдельно от потока воды, его порождающего. Но если цикличность холодвижения в неживой материи скрыта на уровне микрообъектов, то на уровне сложно организованной живой материи холодвижение становится очевидным и на макроуровне. Разница между макрообъектами неживой и живой природы состоит в числе внутренних степеней свободы, по которым возникает квантовая запутанность и разрушительный для нее энергоинформационный обмен с окружением. У живой материи это число на несколько порядков больше. Это связано с тем, что с повышением связности элементов и самоорганизации, характерный для всех живых систем, уровень упорядоченности, измеряемый падением энтропии, увеличивается экспоненциально, как математически доказал Клод Шеннон. По выражению одного из отцов квантовой механики Эрвина Шредингера: «Жизнь питается негативной энтропией«. Именно поэтому живые системы развиваются, подчиняясь относительно долгоиграющим программам, а неживые – мгновенно исполняемым законам. Именно поэтому процесс воплощения (декогеренции) и обратный ему — развоплощения (рекогеренции) в живой материи продолжаются намного дольше и, более того, оставляют свои следы на тонких планах материи. В частности, след холодвижения на эфирном плане хорошо изучен в биофизике как для растений, так и для животных. Впервые он был описан в качестве морфогенетического (биологического) поля российским ученым А. Г. Гурвичем сто лет назад. В настоящее время эфирный двойник человеческого организма – аура — хорошо изучен. Если толковать жизнь как проявление генетической информации в онтогенезе, то очевидно она актуализирует себя не только на самом плотном, материально плане бытия, но и на более тонких. Соответствующие «двойники» следует скорее рассматривать как чертежи или матрицы, по которым «собирается» более плотное тело поскольку они являются первичными по отношению к нему. Не случайно на фазе развоплощения циклического холодвижения, которое в живой природе ассоциируется с умиранием, тонкоматериальные прообразы живых систем хранят свою стабильность и некоторое время после их биологической смерти.

Человек как наиболее сложно организованная живая система обладает потенциалом доступа к информационному первоисточнику (непроявленному порядку) всего сущего, что наделяет его самосознанием и способностью к его расширению. Биологическая жизнь и смерть человеческого организма лишь видимая часть человеческого холодвижения, которое затрагивает не только плотное, физическое тело, но и все его тонкоматериальные продолжения. С позиции концепции холодвижения они составляют общий цикл воплощения-развоплощения непроявленного порядка, который испокон веков ассоциируется в коллективном бессознательном ноосферы с архетипом Творца. В теософии холодвижение человеческой души известно как Учение об эволюции человеческой монады (см. например, Ч. У. Ледбитер «Монада»). Идея холодвижения человека наиболее явно выражена в представлении о реинкарнации человеческой души в Индуизме. Она же красной нитью проходит через мифы и религиозные учения многих культур. Вечную тему перевоплощения человеческой души известный мифолог Джозеф Кэмпбелл обозначил как универсальный миф человечества, которому он дал название «Путешествие героя». В Евангелие она представлена Притчей о возвращении блудного сына. Но, видимо, древнейшим описанием человеческого холодвижения следует считать Великие Арканы Таро, образующие Священную Книгу Тота. Здесь то, что сегодня названо холодвижением, представлено в символьном виде как Великий Круговорот Духа, последовательно просветляющий каждую, вовлеченную в него, человеческую душу. Вот, что пишет по поводу этих сакральных скрижалей Елена Петровна Блаватская в своей «Тайной Доктрине»: «.. Это есть квинтэссенция философий и верований; это есть Альфа и Омега; это есть Свет, Жизнь и Мудрость Вселенские… Древность Священных Арканов Таро, этого хранилища сакрального знания, теряется в ночи времен. Они восходят до эпохи несравненно более древней, чем время Моисея».

Автор: Аркадий Мадатов

Источник