Может ли возникнуть и развиваться неодухотворенная, т. е. лишённая разумного начала вселенная? Полвека назад трудно было представить, что этот вопрос встанет и перед естествоиспытателями и что серьезные ученые мирового уровня, специализирующиеся на квантовой теории, ответят на него отрицательно…
Три с лишним века безраздельного господства в умах и убеждениях человечества классической науки, основанной на философском базисе материалистического детерминизма, закончились. Естествознание стало возвращаться к своим метафизическим истокам. Это случилось в конце 20-х годов прошлого столетия, когда в онтологической интерпретации квантовой теории возобладал холистический подход, в котором нашлось место экспериментатору-наблюдателю. С этого момента «субъективная» составляющая получила равноправное место в научных описаниях реальности наряду с «объективной» составляющей. Статичный мир «элементарных кирпичиков» трансформировался в динамичный мир «элементарных квантовых событий».
На уровне микромира квантовые физики столкнулись с процессом становления материального мира, в котором роль сознательного наблюдателя стала играть первую скрипку. Из науки, объясняющей результаты эксперимента, квантовая физика стала превращаться в науку, познающую первичную, фундаментальную реальность, лежащую в непроявленном информационном основании видимой («объективной») реальности. Однако все это произошло не сразу. Точнее, это происходит до сих пор. Дело в том, что онтологическая интерпретация квантовой теории должна отвечать на философский вопрос: «Что на самом деле происходит в природе и почему?» Это очевидно требует философского переосмысления не только базовых принципов эмпирической науки, но и самого метода познания природы. Один из отцов-основателей квантовой теории Вернер Гейзенберг в своей книге «Физика и философия» отмечал: «На онтологическом уровне интерпретации квантовая теория должна включать всю вселенную в физически описываемый квантовый мир и признавать существование глобальных процессов вторжения сознания в эволюцию вариантов квантовых состояний. Это избавит становление материального мира от антропоцентричности и позволит обосновать его на тех временных рубежах, когда человека разумного еще не было».
Такое требование с неизбежностью выводит квантовую теорию на уровень космологии, основной вопрос которой сводится к тому, как зародилась вселенная, в которой на определённом этапе возник и развивается носитель осознанности – человек? Согласно онтологической интерпретации квантовой теории, данной Дэвидом Бомом в его концепции Непроявленного порядка, видимая вселенная является проявлением на уровне грубых энергий (материальный план бытия) одного из вариантов, хранимых в Первичном информационном источнике всех потенциальных возможностей проявления. Является ли эта реализация случайным результатом слепого энергообмена уплотняющихся форм материи или она была предопределена сознательным выбором глобального Наблюдателя (Творца), изначально присутствующего во вселенной?
Аналитический способ мышления, базируясь на материалистическом философском основании, отдает предпочтение первой версии. Согласно «единственно верной, научной» космологической версии, вселенная появилась в результате Большого взрыва, произошедшего примерно 14 млрд. лет назад. Все ее последующее развитие, включая зарождение жизни и человека на Земле – результат убывания изначально колоссальной энтропии, которое приводит с течением времени к неравномерному остыванию и конденсации материи в пространстве, порождающему образование созвездий, планетарных систем и жизни на подходящих для этого планетах. Вопросы о том, что было до Взрыва, или почему произошел Взрыв, в этой механистической теории не рассматриваются как некорректные. Зато модель равномерно разбегающейся и остывающей вселенной хорошо вписывается в ньютоно-картезианскую парадигму классической физики. Такая модель не нуждается в Творце. Зато она удобна для астрологических прогнозов и обоснования Дарвинизма. На уровне неживой природы она воспроизводит гигантский механизм, хорошо описываемый классической физикой. На уровне живой материи она остаётся физичной, относя все неудобные психические проявления (эмоции, чувства, разум, сознание и т. п.) к эпифеноменам сложно построенных материальных структур.
Холистический способ мышления, базируясь на философском основании холизма, отдает предпочтение второй версии. Создатель философии холизма Ян Христиан Смэтс в своем главном труде «Холизм и эволюция», изданном в 1926 году, задолго до публикации работы Дэвида Бома, утверждал, что природа гармонична на всех уровнях своей иерархии: «…Даже в неорганической материи ясно прослеживается тенденция к формированию структур или целостностей; ее можно проследить в строении атома и свойствах химических соединений. Эта тенденция еще более очевидна в живой клетке, поведение которой нельзя объяснить законами механики, поскольку клетка является наглядным примером подчинения чрезвычайно сложной системы частей интересам целого. С появлением разума контроль, осуществляемый этой целостностью, обретает сознание, и развитие начинает происходить гораздо более быстрыми темпами».
Если исходить из концепции холодвижения Бома (см. Хорошо забытое. Круговорот духа в природе. Часть 9, то в основе гармонии проявленного порядка, наблюдаемого на всех уровнях вселенной, лежит разумный замысел Творца (Телос). Косвенно этот вывод подтверждает тот факт, что стабильность плотных форм, наблюдаемых во вселенной, жестко обусловлена численными значениями ряда фундаментальных физических констант (постоянная Планка, гравитационная постоянная, скорость света и т. д.). Если бы значения этих констант были хотя бы немного другими, то было бы невозможным существование ни атомов, ни звезд, ни галактик, ни зарождения и эволюции жизни, приведшей к появлению человека. Этот факт был сформулирован английским математиком Б. Картером в 1975 году как Антропный принцип развития вселенной, который гласит: «Вселенная (и следовательно, фундаментальные параметры, от которых она зависит) должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей».
По-видимому, вопрос: «Возможно ли существование вселенной, лишённой телоса (смысла)?» — мучает человека с момента зарождения в нем осознания себя как с субъекта познания. Вот как в метафоричной форме его формулировал немецкий философ Мартин Хайдегер: «Можем ли мы петь и танцевать перед лицом бездушной, независящей от нас и не влияющей на нас вселенной?» Ответ на этот вопрос является ключевым как в понимании эволюции материи от неживой к живой и разумной, так и в постижении сущности человеческого бытия во вселенной. Этот ответ был дан задолго до рождения квантовой физики в теологических инсайтах и духовных учениях архаичной эпохи развития человеческой культуры (см. Хорошо забытое. Представление об архаичном сознании человека. Часть 1 ). Он сводится к тому, что вселенная без Творца немыслима и что человек, осознанный и познающий, открывает через себя духовные основания её рождения и эволюции. Нет ничего удивительного в том, что по мере развития культурного многообразия этносов на этой основе возникали и развивались мифологии, духовные учения и религии, в которых архетип Творца приобретал все более антропоморфные черты. Удивительно то, что лишь к концу прошлого века вывод о глобальной одухотворенности вселенной перестал быть «антинаучным» среди астрофизиков и квантовых физиков.
Американский физик-теоретик Джон Арчибальд Уилер, отталкиваясь от Бомовской концепции холодвижения (см. ссылку выше: Круговорот духа в природе), рассматривал участие разумного начала во вселенной как организующий принцип становления материального мира в том виде, в котором он представляется человеческому восприятию, рационализации (приданию смысла) и последующему научному описанию. «Физический мир с его законами, постулатами, описаниями и объяснениями возникает как результат человеческого представительства (участия) в его изучении» — утверждал Дж. А. Уилер в своей книге «Дόма во вселенной». Это человеческое представительство (участие по Уиллеру) неявно входит в схему «квантовых принципов», которые лежат в эпистемологической основе онтологической интерпретации квантовой теории. Он формулировал эту основу так: «Природа в её физическом понимании не является чем-то исключительно внешним (объективным) по отношению к человеку. Её видимый порядок формируется в результате взаимодействия интеллектуального начала человека (способного задавать вопросы и получать ответы) с вмещающей его средой обитания (у которой оно спрашивает и от которой получает ответы)».
Далее Уилер пишет: «Ничто так не изумляет в квантовой механике, как то, что она позволяет серьёзно утверждать, что вселенная была бы ничем без наблюдения за ней, точно так же, как электромотор будет мёртв без подключенного к нему электричества».
Физическая реальность наблюдаемого нами порядка по Уилеру проявляет себя как эволюционирующий комплекс смыслов (значений), постепенно проявляющийся во взаимообмене вопросов, которые человек как субъект познания адресует к ней, и ответов, которые он получает и осмысливает. В этом активном интерфейсе с наблюдателем Первичный информационный источник (непроявленный порядок) формирует то, что называется физической реальностью или природой. Ноосфера как человеческое представительство Мирового Разума в Биосфере Земли изображается Уилером как сеть наблюдателей, которые посредством познавательной деятельности устанавливают значения (смыслы) того, что называется «физическая реальность». «Сама же физика, – пишет Уилер, — лишь инструмент для того, чтобы делать запрос реальности и получать от неё ответ».
В такой трактовке вторая проблем антропоцентризма онтологической интерпретации квантовой теории, поднятая Гейзенбергом, теряет свою остроту. В самом деле, если познающий вселенную человек – самоосознающий агент Мирового Разума, то через него последний, как Творец всего сущего, познаёт свое воплощение на данном материальном плане. Наблюдаемый же здесь порядок гармоничен постольку, поскольку он проявляется из информационного источника (тонкого плана бытия) посредством человеческого участия. Именно этим объясняется феномен стабильности и развития вселенной, сформулированный в виде Антропного принципа. Вселенная соучастия Уилера представляется в итоге не бездушной механической машиной, но глобальной, одухотворенной и самопознающей системой, эволюционирующей в направлении реализации замысла Творца (Телоса).
Вселенная соучастия Уилера не является единственной гипотезой, поддерживающей идею одухотворенности вселенной и наличие в её эволюции разумного замысла. Аналогичные идеи высказывали также квантовые физики: Амит Госвами, 2008, «Самосознающая вселенная. Как сознание создает материальный мир»; Фред А. Вольф, 2009, «Сновидящая вселенная. Расширение сознания, или Там, где встречаются Дух и Материя»; Кейси Блуд, 2010 («A Primer on Quantum Mechanics and Its Interpretations» by Casey Blood); Генри Стэпп, 2011 («Mindful Universe: Quantum Mechanics and the Participating Observer», by Henry P. Stapp ); Михаил Менский, 2016. «Сознание и квантовая механика».
Пожалуй, наиболее разработанным в теоретическом плане вариантом онтологической интерпретации квантовой теории, стоящей на холистических основаниях, является Транзакционная интерпретации квантовой механики, данная американским математиком Дж. Крамером в 1986 г. Особенностью модели Крамера является то, что она вводит математическое описание объективного и субъективного времени как двух зеркально симметричных и комплексно сопряженных временных рядов, возникающих в акте взаимодействия субъекта и объекта, который можно интерпретировать как квантовое наблюдение или соучастие (в терминах Дж. Уилера). Такой подход Д. Крамера позволяет рассматривать наблюдение как взаимный процесс энергоинформационного обмена, в котором любой квантовый объект, наблюдаемый в эксперименте и представленный в сознании наблюдателя, выступает одновременно и как квантовый субъект, вступающий с ним в информационную связь. Само же сознание можно толковать как активный интерфейс между вселенной (физическое) и ее Наблюдателем (психическое).
С философской точки зрения, как отмечают российские философы Александр Симанов и Александр Спасков, онтологическая интерпретация квантовой теории базируется на философском базисе панпсихизма. Основная идея панпсихизма, как известно, сводится к тому, что в природе все объекты, наряду с физическими свойствами, обладают элементами сознания. Это касается не только живой, но и неживой материи вплоть до её элементарных частиц. Широко известный современный исследователь сознания Дэвид Чалмерс называет такое свойство элементарных частиц «протосознанием». Подобные идеи, как известно, выдвигал и знаменитый российский ученый-самоучка К. Э. Циолковский, который считал всю вселенную живой и наделенной сознанием на всех уровнях её иерархии (см. подробнее К. Э. Циолковский «Монизм вселенной»). Фундаментальным свойством сознающей материи является способность воспринимать, перерабатывать и возвращать значимую для нее информацию в первоисточник. Иными словами – участвовать в холодвижении. Подчеркнём, что в онтологической интерпретации квантовой теории информация не редуцируется к физике, но дополняет физическую реальность, являясь её источником. Однако её первичность в цикле холодвижения (декогеренция-рекогеренция) условна. Скорее воплощенную (физическую) и развоплощенную (информационную) реальности уместнее считать двумя аспектами (модусами) бытия. Роль первичности же, согласно монистической идее панпсихизма, принадлежит Сознанию, которое осуществляет ВЫБОР варианта воплощения из множества возможных в непроявленном информационном источнике. На глобальном уровне (макрокосм) речь идёт о Мировом Разуме, представленном в коллективном бессознательном человечества Творцом; на уровне человека как агента Мирового Разума в материальной, антропной вселенной речь идёт уже о разуме человека.
Если обратиться к истории возникновения монистической идеи панпсихизма, то она корнями уходит в глубокую древность, к анимистической основе метафизики, возникшей задолго до всех известных религий. Особенности архаичного сознания наших далёких предков, не так глубоко увязших в ловушке двойственного восприятия, как современные люди, позволяли им интуитивно воспринимать окружающую их природу как одухотворенный общий кров, где каждая былинка жива и каким-то образом функционально участвует в совместном бытии. Такое целостное восприятие себя в мире и мира в себе, приводило к одухотворению окружающей действительности, все явления и предметы которой наделялись желаниями, волей, чувствами, мыслями и т. п. И вот теперь, по прошествии тысяч лет развития культуры и научно-технического прогресса, человек, на передовых рубежах естествознания, получил теоретическое обоснование идее Творения и, более того, своего осознанного сотворчества.
Автор: Аркадий Мадатов