Содержание
Русалки такие, о которых вы могли даже не догадываться.
(Очень тяжело искать изображения оригинальных русалок к темам)
Русалка — знаменитый персонаж славянской мифологии. Один из наиболее вариативных образов народной мистики: представления о русалке, бытующие на Русском Севере, в Поволжье, на Урале, в Западной Сибири, существенно отличаются от западнорусских и южнорусских. Считалось, что русалки опекали поля, леса и воды.
Согласно теории «римского влияния», которую отстаивали Ф. Миклошич и А. Н. Веселовский, слово русалка позднего происхождения, произошло от названия древнеримского праздника поминовения предков — Розалии (от лат. Rosalia «праздник роз, посвящённый умершим»). В то же время историк-антиковед Т. Д. Златковская ставит под сомнение возможность заимствования персонажей древнеримской мифологии восточными славянами. По мнению мифолога Е. Е. Левкиевской, мифологический образ русалки является исконно славянским и сложился в глубокой древности.
Некоторые исследователи XIX века считали, что термин произошёл от слов «русло», «русый» или названия рек Руса, Рось, Раса и др. Или от растения «росен» (болгар. ясенец белый), игравшего роль в обряде русалии, однако отмечалось, что это название тоже латинского происхождения.
По мнению И. Ягича, вследствие сближения со словом русло русалка из нимфы лесов и полей превратилась в народном сознании в водяное существо.
Археолог Б. А. Рыбаков предполагал происхождение от слова «роса»
В украинском языке сохранилось название мавка, в белорусском — водяница, купалка, как синоним русалки.
Мифологический образ
По версии академического словаря «Славянские древности» (Л. Н. Виноградова), русалка — это вредоносный дух, появляющийся в летнее время в виде длинноволосой женщины в злаковом поле, в лесу, у воды, способный защекотать человека насмерть или утопить в воде. Восточнославянский термин русалка связан с древнерусским названием языческого весеннего праздника русалии.
По мнению В. Я. Проппа — русалка являлась персонажем, связанным с культом растений, плодородия, влаги, духом водоёмов, персонифицированной стихией природы (воды, «зелёной» жизни).
В Малороссии и в Галиции существовало несколько представлений о русалках. По одним представлениям русалки отождествляются с мавками, по другим — с дикими жёнами, «мамунами» (обезьянами) у поляков и вилами(славянским аналогом стереотипных феечек) у сербов и болгар, которые владели колодцами и озёрами, умели «запирать» воды. Чаще всего считается, что русалками становятся некрещёные дети, утонувшие девицы, девушки, умершие до замужества, а также те, кто родился или умер на Троицкой неделе. В западном Полесье существует легенда о том, как отец умершей девушки-невесты привязал её тело к столбу и таким образом «повенчал» её, чтобы она не стала русалкой.
Но всё же это не обязательно. Также русалками становились люди умершие не своей смертью и в страданиях. Этим объяснялась их связь с миром мертвых.
В некоторых поверьях, русалкам приписывалась способность к оборотничеству. Считалось, например, что они могли принимать вид белок, крыс, лягушек, птиц (укр. харьк.), либо показываться в виде коровы, коня, телёнка, собаки, зайца и других животных. Однако в большинстве рассказов русалки появляются в образе женщины или молодой девушки.
Мифы о существах оборотнях
Среди населения Урала было представление, что русалки — это проклятые жёны и девы. Они живут в плоти, невидимо от людей, и будут жить так до пришествия Христа. Живут постоянно под водой, в обществе чертей.
В Полесье нередко слово русалка употребляется в по отношению к умершим вообще или даже к конкретным умершим жительницам своих села.
И никаких рыбьих хвостов.
В некоторых местах Украины фольклористы отмечали различие русалок полевых (то же самое, что «полудницы») и лесных («фараонки», из войск библейского фараона, погибших в Красном море). Как пишет Д. Зеленин, «Русалок нельзя признать определённо духами водными или лесными или полевыми: русалки являются одновременно и теми и другими и третьими». По легендам русалок можно встретить в прудах, озёрах и проточных водах.
В большей части народных рассказов русалки изображены нагими и без головного убора. Одетых русалок чаще всего представляют в рваных сарафанах.
Также существовало поверье, что на Русальной неделе, когда в лесу ходят русалки, при нечаянной встрече с ними, нужно бросить платок или что-нибудь из одежды, например рукав от платья. Считалось, что русалки похищают у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна, одежду и пищу, выбирают для себя любовников из их мужчин. Желание одеться побуждало русалок подходить ночью к баням, где прядильщицы иногда оставляли пряжу, и напрясть себе ниток для одежды. «Но, очевидно, не все из них ещё обучены этому искусству: другая только обсусолит мочку на гребне да обслюнит».
У восточных славян (а также у саамов) было распространено поверье, что водяные красавицы-русалки по ночам выходят из воды, садятся на траву и расчёсывают свои волосы. Это поверье часто использовали в качестве мотива художники и поэты — например, Шевченко в стихотворении «Утоплена».
В народных сказаниях в качестве гребней русалки использовали рыбьи кости. В Читинской области во второй половине XX столетия был записан рассказ-быличка о том как женщина, дом которой стоял у речки, забрала оставленный русалкой на берегу гребешок, «и каждую ночь та девка-волосатиха спать не давала: стучит то в окно, то в двери». По совету одного старца, гребешок был отнесён обратно на берег, и с той поры русалка приходить перестала.
Согласно эпосам, другой отличительной особенностью русалок была их любовь к плетению венков из цветов, осоки и древесных ветвей.
В Белоруссии была записана быличка, в которой повествуется о русалке, смастерившей люльку для своего младенца из большого куска берёзовой коры.
По поверьям, русалки питались рыбой и раками, а по ночам забирались в сараи и доили коров. По рассказам крестьян, в XIX веке часто русалок видели среди возделанных полей, засеянных рожью и коноплёй, где они «ломали жито». Говорили, что в дикой степи они питаются различными травами и ягодами. По свидетельству из Галиции, «дикая баба очень любит горох, и её можно в нём, на поле или в огороде, часто встретить».
По некоторым русским представлениям, русалки имеют облик маленьких девочек, очень бледных, с зелёными волосами и длинными руками. В северных областях России (местами на Украине) русалок преимущественно описывали как косматых безобразных женщин. Часто отмечаются большие груди: «цыцки большие-большие, аж страшно».
По мнению Зеленина определённого образа русалки нет. Широко распространённое у русских представление о шутовке, водянице, хитке, чертовке, чаще всего как об уродливой женщине с огромной грудью, относится к жене водяного или к духу воды женского пола — образ, близкородственный русалке.
Упоминания о русалках с рыбьим хвостом в народных поверьях достаточно редки и, по-видимому, появились под книжным влиянием (см. Морская дева). Западноевропейские русалки внешний вид унаследовали от художественных изображений гомеровских сирен, славянские сходны с древнегреческими нимфами. В англоязычном бестиарии для славянских русалок употребляется слово rusalka, а для западноевропейских — mermaid.
Важная отличительная и объединяющая черта во внешнем виде русалок — распущенные длинные волосы. Простоволосость, недопустимая в обычных бытовых ситуациях для крестьянской девушки — типичный и значимый атрибут: «Ходит как русалка (о нечёсанной девке)» (из словаря Даля).
Преобладающий цвет волос — русый, отчего историк С. М. Соловьев производит само название «русалка» — «с русыми волосами».
Места обитания
По народным поверьям, русалки обитают в лесу на высоких деревьях (например, на дубе или липе), на которых любят раскачиваться как ночью, так и днём. Свои следы на берегу русалки стараются скрывать, поскольку могут перерыть песок и загладить следы (застать их можно, согласно наблюдениям В. И. Даля, только врасплох). В сосновом бору часто встречаются деревья, вокруг которых не растёт трава: по народному преданию, русалки водят хороводы вокруг этих деревьев и вытаптывают круги.
Описываемая в преданиях территория обитания русалок включает в себя часть Белоруссии, Смоленской и Курской областей. Считается, что белорусские русалки говорят «Уу-гу, уу-гу!», а смоленские говорят «Рели-рели!» или «Гутыньки-гутеньки». В Курской губернии, по народным преданиям, мелодии и ритмы народных песен были схожи с русаличьими. В некоторых отдельных местностях русалок называют «лихоплесками» оттого, что они лихо плещутся или лихо пляшут.
У полещуков считается, что постоянным пристанищем русалок является «зона смерти» (кладбище, могилы, «тот» свет и вода как граница между мирами), а местами их временного пребывания на земле на русальной неделе считались: ржаное или конопляное поле, межи, лес, деревья, места у воды, перекрёстки дорог и т. п. В селе Хоробичи Черниговской области говорили: «Русалки и в жите, и в воде живут — зимой они в воде, а в Русалны тыждень выходят в поля и леса»
Хотя в славянском фольклоре истории про русалок мужчин либо не сохранились, либо не существуют. Но часты упоминания, что у русалок все же есть дети от своих водных мужей. Природа этих мужей неизвестна.
Но подобные существа есть в греческой мифологии, и называются тритоны, и они имеют рыбьи хвосты, а значит близки к европейским водным духам, а не славянским.
Отрицательные черты
В русской мифологии русалки описывались как опасные существа, часто отрицательно настроенные к людям всех возрастов: в одних поверьях они кидались в людей камнями, ловя кого-нибудь щекотали до смерти и топили, по другим легендам — соблазняли молодых парней, заманивая их на глубину. Девушек русалки, согласно фольклору, не любят и ненавидят, всячески прогоняют из леса. В одной народной былине говорится, как русалка в шутку несколько раз тушила костёр, который развели несколько человек в ночь на Ивана Купала, и возмущённые люди чуть не избили её дубинами, заставив русалку убраться прочь. По белорусским народным поверьям русалкам свойственно бегать нагими и кривляться: человек, увидевший таких русалок, перенимает от них эту привычку.
По мнению В. И. Даля, русалки могли поймать стадо гусей, ночующее на воде, завернув им крылья так, чтобы птицы не могли взлететь. Согласно описанию А. С. Пушкина, русалки пугали всадников «плеском, хохотом и свистом».
Среди крестьян распространялись несколько способов заставить русалку оставить человека в покое: устремить взгляд в землю и не смотреть русалкам в глаза. Со слов крестьянина Дмитрия Шваркуна был записан заговор от так называемых «приставаний» русалки:
Водяница, лесовица, шальная девица! Отвяжись, откатись, в моем дворе не кажись; тебе тут не век жить, а неделю быть. Ступай в реку глубокую, на осину высокую. Осина трясись, водяница уймись. Я закон принимал, златой крест цаловал; мне с тобой не водиться, не кумиться. Ступай в бор, в чащу, к лесному хозяину, он тебя ждал, на мху постелюшку слал, муравой устилал, в изголовьице колоду клал; с ним тебе спать, а меня крещённого тебе не видать.
Считалось, что люди, которые не снимают нательный крест, защищены от влияния русалок. Если же это не останавливало русалку, то крестьянин должен был уколоть её булавкой.
Положительные черты
Согласно народным поверьям, несмотря на свой нрав, русалки, могли проявлять благородные черты характера в отношении некоторых людей: так, они очень хорошо относились к маленьким детям, спасая их от диких животных и выводя из лесов. Иногда в историях русалки спасали тонущего человека от гибели. Также русалкам приписывался весёлый характер: они часто «кувыркаются, играют, ведут беговые игры, хороводы, пляшут, хохочут», устраивают свои развлечения ночью. Русалки считаются покровительницами плодородия. Крестьяне думали, что там, где русалки устраивали веселье, будет хороший урожай.
Былички о домашних русалках
Зеленин, собиратель фольклора начала XX века, говорит что якобы «в Белоруссии известны случаи, когда русалка живёт в доме за работницу», и что они «кормятся по чужим семействам, в особенности в тех, где является ссора между семейными за столом».
По быличке крестьянки Агафьи Антоновой из Белоруссии, передавшей свидетельство стариков, в её деревню некогда привели двух пойманных русалок: «И ничего не говорят, только плачут и плачут, рекой льётся, покуда отпустили. А как отпустили, — тогда запели, заиграли, да в лес».
В Смоленской губернии на рубеже XIX—XX веков была записана следующая легенда:
Мой прадед пошёл однажды на русальной неделе в лес лыки драть; на него там напали русалки, а он быстро начертал крест и стал на этот крест. После этого все русалки отступили от него, только одна всё ещё приставала. Прадед мой схватил русалку за руку и втащил в круг, поскорее набросив на неё крест, висевший у него на шее. Тогда русалка покорилась ему; после этого он привёл её домой. Жила русалка у прадеда моего целый год, охотно исполняла все женские работы; а как пришла следующая русальная неделя, то русалка снова убежала в лес. Пойманные русалки, говорят, едят мало — больше питаются паром и скоро бесследно исчезают.
Русальная неделя
По народному поверью, русалки забираются в реки с осени и проводят там всю зиму, а на Зелёные святки выходят на сушу и остаются на ней в течение всего лета. Считалось что в «русальную неделю» русалки бегают по полям, качаются по деревьям, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду. Поэтому с Семика до Духова дня в открытых водоёмах старались не купаться и в одиночку через засеянные поля не ездили. Особенно отмечен четверг — «русальичин велик день», в этот день девушки ходили в лес «русалку крестить». Со вторника начинались проводы русалок, которые чаще всего старались приурочить к воскресенью или к первому дню Петрова поста, следующего за Русальной неделей. Считалось что особенно активны русалки также в ночь на Иван Купала с 23 на 24 июня (с 6 на 7 июля по новому стилю). На следующий день (Феврония-русальница) последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов.
Русалиями восточные славяне называли праздник в память умерших (поминальные дни) с поминальным обрядом. Русалии отмечались в канун Рождества Христова и Богоявления (зимние Русалии), на неделе после Троицы (Русальная неделя) или в летний Иванов день (Иван Купала). Словом русалия/русалии в древнерусских источниках называли праздник Пятидесятницы. Во время Русалий песни и гуляния затягивались далеко заполночь.
У южных славян Русалии отмечали на Святки (от Рождества до Крещения), на святую Пасху, со Спасова дня (Вознесенья) и, особенно, на Русальной неделе, когда приходят «русали» (или «русалки»). Болгары считали, что в среду на Преполовение (25 день после Пасхи), которая называется в народе «Русальная среда», русалки «собираются в дорогу».
В Македонии с Рождества до Крещения ходили по дворам мужские дружины — «русалии», которые устраивали особые хороводы вокруг больных людей и исполняли обрядовые танцы, чтобы исцелить их. На севере Болгарии и северо-востоке Сербии группы «русалиев» или «калушар» ходили по сёлам на Троицкой неделе с целью магического лечения людей, заболевших «русальской» болезнью. Считалось, что «русальскую» болезнь насылали русалки или самодивы, которые появлялись на земле с Вознесения. Группа мужчин ходила по сельским домам. «Русалии» исполняли возле больного (которого выносили и укладывали во двор или на поляну) обрядовые танцы с кружением и подскоками, иногда доводя себя до экстатического состояния и конвульсий, что обеспечивало — по народным представлениям — наиболее эффективное исцеляющее воздействие. Таким способом изгонялись из больного зловредные духи.
Древнейшее упоминание русалий — граффити № 23 (по А. А. Медынцевой) в Новгородской Софии, датируемое серединой XI века. Участвующие в обряде русалий женщины названы русалками в «Слове о злых жёнах» (о списку «Златой Матицы», датируемому по водяным знакам второй половиной 1470-х — началом 1480-х годов).
Найдены дубликаты
Живу в маленьком городке. Здесь есть озеро, ничего особенного. Тонут там не боле чем в других, обычно пьяные мужики. Неделю назад, сидя вечером с подругой на берегу озера в +13, будучи трезвыми и в здравом уме, внезапно ощутили сильнейшее желание войти в воду. Доводы разума, что там мокро и холодно, не принимались. В итоге удалось как-то победить этот морок, после чего обе услышали как будто заунывное женское пение из озера, вроде кто-то жаловался, и почувствовали сильное одиночество, подобного которому в нашем мире нет, поскольку мы можем в любое время открыть соцсеть и начать там общаться. Мы взрослые бабы с высшим образованием, к мистике не склонны. Читаю вот про русалок сижу.
Мавки — зеленоволосые девы с рыбьим хвостом. Мавки по — помощницы Водяного, а папа у них Ний – Бог морей и океанов.
Дева птица в славянской мифологии называется сирин. И русалки сидят на ветвях, я же написал. А еще по полям бегают.
Про хвост мавки очень мало мифов, обычно мавка это просто утопленница.
Славянские русалки — это мавки, утопленницы, которые хватают людей и тянут их к себе на дно, чтобы сделать такими же. Времена тогда были суровые, телевизоры с ужастиками изобретут хрен знает когда, вот и выкручивались как могли.
А русалки у всех остальных — это немного другая тема. Но к ней хотя бы можно найти оригинальные изображения.)
Славянская мифология, классификация существ
Раз уж пошла такая пьянка и тема мифологии интересна народу. Короче, хотите мифологии, она есть у меня! И продолжим про нашу, родную, славянскую мифологию.
Но тут мы разберём только «массовку», Кощея, Бабу-Ягу, Змея Горыныча и прочих уникальных героев брать не будем.
Самое забавное, что многие герои нашей классификации вообще не похожи на тех, кого мы привыкли представлять под этими именами! Ну а теперь, начнём!
И сразу яркий пример. Вот тут многие вообще не в курсе, что Ариэль не русалочка, а. Ну до неё дойдём, в общем, у русалок нет хвоста. Они выглядят абсолютно точно так же как обычные девушки, потому, что собственно говоря это и есть обычные девушки, просто немножко мёртвые (утопленицы, но не самоубийцы). Впрочем, по некоторым версиям это просто вредный дух места, но опять таки никакого хвоста в помине нет! И не обязательно они связаны с водой. Вариаций масса! Как и просторы необъятной земли, где обитали славяне. Они жили в лесах (лоскотухи, которые обитали на деревьях. Вот откуда выражение «Русалка на ветвях сидит», а то всегда думал, каким макаром она с хвостом туда взобралась, и, главное, на. зачем?), полях/огородах (полудницы, которые орудовали в самое опасное время для солнечного удара и пр.), озёрах/реках, конечно же тоже. А хвост у них появился значительно позднее благодаря образу западно-европейской морской девы (у которой как раз таки хвост есть).
Персонаж с одной стороны вредный, старалась заговорить людей и извести, вредила по мелочи, забираясь в дома, крала или прятала что то нужное. Но с другой была весёлой и озорной и всегда помогала детям, заблудившимся в лесу. И, как не удивительно, спасала тонущих людей (видимо сочувствуя, так как и сама стала такой тем же способом). Порой верования противоречат друг другу, что не удивительно из-за огромных просторов и слабой связи.
Русалки являются примером «заложного покойника», т.е. умерших насильственной смертью, самоубийц, умерших от пьянства, утопленников, некрещёных детей, колдунов и ведьм (т.к. их хоронили лицом вниз, за пределами кладбищ и закладывали могилу камнями), термин введён недавно, т.к. единого термина у славян для таких людей не было, их всегда чётко разделяли).
Мавки (Навки) прости, Таня, я не о тебе
Зачастую причисляются к русалкам, но в целом, различить их легко. Мавками становятся малолетние дети, умершие без крещения или задушенные матерями. Принимают облик птиц.
В отличии от русалок, встреча с ней не предвещает ничего хорошего. Даже название говорит за себя («навь» — смерть, мёртвое тело). А для жизни рожениц это однозначно дурно заканчивалось.
Южнославянский дух, являющийся родственным русалкам. Но позитивный, добрый (но может и отомстить если обидеть). Имеет вид прекрасной длинноволосой (до земли) юной девушки в волшебном платье с крыльями. похожа на ангела, правда? Только вот под платьем она прячет копыта=)
Да какое ж оно мифическое!? Я каждый день с ними встречаюсь!
Ещё пример «заложного покойника» . Крайне неприятный тип, являющийся настоящим бедствием! Таким мог стать бывший оборотень, колдун, маньяк, некрещёный ребёнок. Пьёт кровь христиан, наносит ущерб народному хозяйству, предвестник болезней, неурожаев, засухи. настоящий чиновник. Победить можно только осиновым колом в сердце, но не всегда помогало. Тогда просто сжигали! Или ждали третьих криков петухов и он уходил сам. Так же ими могли быть еретики, вероотступники, укушенные другим упырём, умершие насильственной смертью или самоубийцы, или те, чьим телом успели полакомиться дикие звери. Яркой приметой было красное лицо и глаза (от выпитой у честного народа крови). Со временем образ слился с вурдалаком, а потом и западным вампиром.
Мужской аналог ведьмы. Может оборачиваться кем угодно (т.е. по факту волколак), возглавлять ведьм в их пакостях, или же наоборот противостоять и защищать от их происков. Может вредить людям, насылать всякие бедствия, так и защищать от них, лечить болезни, снимать проклятия.
Могут быть «прирождёнными» (не имеют волос, зато имеют хвост, и в зрачках всё отражается вверх ногами), или «наученными», которые ничем не отличаются от людей. Перед смертью обязательно должен передать свои знания другому. После смерти (которая сопровождается бедствиями) может превратиться в упыря (если не провести соответствующий танец с бубном обряд с осиновым колом).
Бес (анчутка, чертёнок)
Злой дух, с принятием христианства у славян ставший прочно ассоциироваться с чертями и Сатаной. Но с самого начала бесы (а точнее анчутки, т.е. самое древнее название) не имели ничего с адским пеклом и огнём. Наоборот, с мраком и холодом, так как славяне верили, что зимой земля была во власти бесов. Ну и они легко могли завладеть телом человека, т.е. превратить его в одержимого (болезнь бешенство, яркий пример откуда такие мысли).
Волколак/Волкодлак/Оборотень
Это могущественный колдун, который мог по своему желанию, а не только в полнолуние, становиться волком (в основном, потому что есть и другие вариации, к примеру, медведь). Это самый распространённый персонаж, который есть так или иначе у ВСЕХ славян. Ещё их иногда называют перевёртыш или перекидыш, ну и собственно оборотень. А почему? Потому что у такого колдуна был некий магический предмет, через который он должен был переступить/перепрыгнуть/перекатиться/перевернуться/обернуться и стать волком, а чтобы вернуться в свой человеческий облик, провести обряд наоборот. И никакая луна тут ни при чём. По своему желанию колдуны оборачивались чтобы причинить вред людям, то есть использовали свою силу исключительно для зла.
Впрочем, встречались и врождённые способности или как наказание за грехи. Или если проклянёт колдун или ведьма. Тут да, превращение происходило в определённое время (к примеру, только зимой, а не на одну ночь).
Добрый женский дух, покровитель всего живого. Типичный дух места, т.е. дух, привязанный к конкретному месту, за которым следил. Некоторые считали подтипом русалки, т.к. вроде как «берегиня» от слова «берег», т.е. жила на берегу рек и озёр. Но тут стоило возводить этимологию от слова «беречь», так как она всячески оберегала природу и живых существ, помогала и лечила их.
Так же к духам места можно отнести:
Водяного — духа и хозяина вод, довольно опасной стихии, в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом или очень длинными ногами. Он опутан тиной или одет в красную рубаху, имеет большую окладистую бороду и зелёные усы. Имеет звериные или рыбьи черты — рыбий или коровий хвост, гусиные лапы с перепонками или коровьи копыта, кожа, как у налима, рог на голове. Может ездить верхом на крупном соме, из-за чего эту рыбу называют чёртовым конём.
Лешего — дух-хозяин леса. Был одним из самых популярных славянских мифологических персонажей и, учитывая современный упадок мифологической традиции, сохраняет относительную популярность и сейчас. Традиционный образ лешего сложен, многогранен и расплывчат. С одной стороны может заворожить, закружить в трёх соснах, так что не выберешься, а с другой наоборот, помогает выбраться из леса. Их бывает очень много и живут целыми деревнями!
Болотника — Крайне злого духа, владыки болот. Имел различный вид: неподвижно сидящее на дне болота грязное толстое безглазое существо, то мохнатый человек с длинными руками и хвостом В основном считалось, что болотник относится к человеку агрессивно, стремится заманить в трясину и утопить.
Полевика — хозяина полей.
От «лихо» (зло) и «радеть» (желать), то есть женский дух желающий зла (шутки про жён/бывших в студию!)
Как известно, «беда не приходит одна», и эти дамочки тоже никогда не ходили по одиночке: их было 3, 7, 12, 77. В общем целая орда из шкатулки Пандоры. Звали их соответствующе: Трясея (тресучка), Огнея, Ледея или озноба, Гнетея (гнетуха), Грынуша, Глухея, Ломея или костоломка, Пухнея (пухлая), отекная, Желтея (желтуха, желтуница), Коркуша, Глядея, Огнеястра. Весь букет всевозможных признаков болезней.
Огнённый змей
А теперь гусары молчать. Это огненный демон, залетающий в печную трубу и посещающий женщин, тоскующих по своим мужьям. Называется ещё змей-любака (нет, не одноглазый), маньяк, налёт огнянный, прелестник. Принимает облик умершего или бывшего в отъезде мужа/любовника и вступает в любовные отношения.
Существо могло явиться только потерявшей невинность женщине, которая подняла некую красивую вещь (подброшенную змеем). Следует уточнить, что не любая невеста или вдова рискует попасть в сети. Если девушка стыдлива и совестлива, бережет честь свою, то змей пролетит мимо. В доме змей обращался в человека, по которому тосковала женщина. Затем огненный змей проходит в горницу, обнимает, целует заждавшуюся, ложится с нею в кровать, угощает пряниками. Ну и дальше по сценарию. Бывает после этого и беременность (чем очень часто и объяснялись подобные конфузы), но ничем хорошим это не заканчивается. В лучшем случае родится негр с копытами, в худшем песок или головня. А после этого смерть в муках, потеря рассудка или самоубийство и превращение в (см. выше). А определить эту тварюгу (огненного змея) легче некуда! Нужно провести рукой по спине, если позвоночник прощупывается, то это человек, а если нет, то огненный змей. Бесхребетная зараза.
Ещё один поменявший облик персонаж. Вот почему болота? Откуда Высоцкий это взял? Ну да ладно. Это вредный (чаще всего, хотя есть вариант и духа — помощника, женой домового) дух, который имеет вид безобразной старушки/старичка, с рогами, хвостом, шерстью, перьями, в общем куча описаний. Но все они неприятны. Она может завестись, если дома не всё хорошо, или же если колдун/ведьма подложили куклу, которая и стала кикиморой. Или же злые строители тоже могли стать причиной её появления, так что не ссорьтесь со строителями!
Кикимора постоянно пакостит, мешает и вредничает, изредка даже губит хозяев. А днём прячется в укромных местах. Может общаться с хозяевами как речью, так и морзянкой стуком.
Избавиться можно при помощи мощного артефакта «куриного бога» (изгоняет или делит на нуль жизнь любой нечисти), камня с отверстием естественного происхождения.
Ну что тут сказать. Его все знают, это домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, плодородие, здоровье людей, животных.
Живёт домовой в красном углу, на печи за трубой, в запечье и подпечье, у порога, на чердаке, в углу клети, в подполе. Имеет вид самого старшего человека в семье, имеет звериные приметы, порой и целиком выглядит как зверь (кот, петух, крыса, змея). Чем богаче дом, тем богаче одет домовой (у бедняков домовой — голый). Всячески помогает по хозяйству и наоборот, вредит если хозяева нерадивые.
Так же в доме живёт целый ряд духов:
Банник — злой дух, обычно невидим, иногда принимает вид голого старика, покрытого грязью и листьями от веника, или человека с длинными волосами. Любит попариться после нескольких смен людей в бане и моется исключительно грязной (нечистой) водой, стёкшей с человеческих тел. Считается, что банник парится после полуночи, и в это время находиться в бане нельзя.
Дворовой — домашний дух, мифологический хозяин двора, который обитал в хлеву вместе со скотиной и имел облик маленького человечка. Он считается младшим братом домового. С именем дворового связан тот же самый комплекс поверий и обрядов, относящихся к скоту, что и с домовым, а часто эти персонажи вообще не различаются.
Овинник — добрый дух живущий в овине (на гумне), оберегающий его и хлеб от всякой напасти, беды и нечисти, часто даёт хороший примолот. Имеет вид громадного чёрного кота, величиною с дворовую собаку, с горящими, как уголья, глазами.
Барабашка — ну куда же без нашего старого доброго духа, постоянно прячущего вещи, с которым так же многие сталкивались! Живёт только в жилых помещениях. Но это новодел, советский полтергейст. Изобретён в 1988 году газетой «Труд». Так что вычёркиваем.
Ну и бегло пройдёмся по более мелкой нечисти (а то не закончим).
Святочницы — ужасные существа, чьё тело полностью покрыто волосами — ходили по селениям только в Святки.
Вештицы — горбатые косоглазые старухи с волосатыми ногами и крючковатым носом. Вештицы наводили порчу, осадки и голод, забирали у коров молоко и могли вселиться в животное или человека.
Кладенец — злой дух в славянской мифологии, стерегущий клады и сокровища. Имел горящие красным глаза. Если швырнуть в него шапку или пучок волос (вырванный с головы от страха, к примеру), то клад поднимется к поверхности, а если обувью, то уйдёт так глубоко под землю, что ни в жизнь не выкопаешь!) Да, меч-кладенец обязательно из тайника.
Ночницы — злые духи не дающие детям спать и пугающие их.
Аси́лки (оси́лки, веле́ты) — великаны-богатыри, жившие в древние времена и уничтоженные Богом за непомерную гордыню.
Бабайка — ночной дух для запугивания непослушных детей. Как не удивительно, не имеет формы, чтобы ребёнок мог вообразить ужас не привязываясь к каким то заурядным шаблонам.
Блуд — нет, не то что вы подумали, а дух который заставляет заблудиться, сбивая с дороги.
Вий — персонаж из преисподней, чей взгляд убивает. Его глаза обычно прикрыты огромными веками и ресницами, которые он не может поднять без посторонней помощи.
Коргору́ши или колове́рши — в восточнославянской мифологии существа мелкого размера, служащие на посылках у ведьм (фамильяры), домовых либо дворовых.
Дух-обогати́тель (имеет массу имён) обитает в доме, находится в услужении у одного из членов семьи и приносит своему хозяину богатство, отобранное у других людей. Дух-обогатитель служит только тем людям, которые занимаются колдовством. Общение с таким духом считается нечистым делом.
«Сирин и Алконост. Птицы радости и печали»
Грубо говоря, это славянский ответ греческим сиренам. Зачастую райская птица с головой девы и нимбом над головой, известная с X века. Тоже прекрасно поёт, впрочем, иногда описывается как посланница ада, вредящая, сводящая с ума людей пением. Не любит громких звуков, так что легко отпугнуть колоколами, пушками и трубами.
Алконост же ещё и руки девушки имеет. Название восходит к греческому мифу об Алкионе, превращённой богами в зимородка (или 7 дочерей великана Алкионея). Забавный факт: само существование мифа связано с. опечаткой! При переписывании в X веке слова славянского текста «алкионъ есть птица морская» превратилось в «алконостъ». Вот так недоразумение превратилось в миф!=)
Легенды повествуют, что Алконост несёт яйца в морскую глубину посреди зимы (или во время зимнего солнцестояния). При этом яйца 7 дней лежат в глубине, а затем всплывают на поверхность. В протяжении этого времени на море наблюдается штиль. Затем Алконост забирает яйца и высиживает их на берегу.
Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете. Легенда о птице Алконост перекликается с легендой о птице Сирин. И зачастую они меняются местами, так что кто из них поёт радостно, а кто печально, уже не разберёшь.
На голове Алконоста обычно изображается корона. Согласно изображению на русских лубочных картинах, спецификой Алконоста является наличие женской груди и рук, в одной из которых она держит райский цветок или развернутый свиток с изречением о воздаянии в раю за праведную жизнь на земле. В интерпретации Виктора Васнецова Алконост приобретает белое оперение и становится птицей-вестником радости и наслаждений.
Конечно, это только малая часть всех тех духов, нечисти и прочих мифологических существ, но основные вроде бы есть.
Подписывайтесь, с нами Вы узнаете много разных интересных и познавательных фактов о мировой истории.
Стикеры по белорусским мифам
Долго носилась с этой темой и, наконец, сделала. Кто тут у меня: злыдень, разбивший горшок; русалка, подобравшая чей-то венок; гребень, с помощью которого гадали на суженого; лесовик, который кое-где считался пастухом волков; ведьма, обернувшаяся змеей, чтобы украсть молоко.
Источник, на который я опиралась: Беларуская мiфалогiя: Энцыклапед. слоўн. / С. Санько [i iнш.]; склад. I. Клiмковiч. — 2-ое выд., дап. — Мн.: Беларусь, 2006
Косплей на старорусскую русалку. Берегиня.
Привет Пикабу. Недавно я выкладывала наш ответ косплеерам в виде образа Бабы Яги, многим понравилось.
Я решила вам показать проект, к которому я присоединилась как пластический гример. Это команда «Реконструкторы мифов», где мы смотрим как описывались персонаж сказок и мифов в начале их появления в сказаниях, легендах и мифах, и показываем их вам с помощью фотографий. И мы сделали Русалку из древнерусских мифов.
Сегодня речь пойдет о русалке. Откуда она взялась и как выглядела в представлении людей?
Русалка в самых старых мифах это богиня природы- Берегиня. Их было много разных: Берегиня Леса, Поля, Реки, Озера и всего-всего-всего. Они помогали людям на совей вотчине, выходили к ним на праздники в их честь (отсюда ноги у нашей речной русалки). И только потом после крещения Руси русалки стали нечитью- утопленницы убивающие молодых людей, похищающие младенцев, зазывающие рыбаков убийцы и так далее.
Вот мы и показываем вам изначальный образ хранительныцы озер и рек Берегию, наслаждайтесь.
P.S.: Более подробно все расказано в виде в конце поста, если интересно- долистай и посомтри.
Помимо самих фотографий наша команда Реконструкторы мифов делает видео про создание этого образа, где подробней расказана история пресонажа, показано как мы все делали и конечный итог.
С вами была я Edhel- пластический гример самоучка из Москвы, до новых встреч я надеюсь.
И как всегда укажу в комментариях всех кто трудился над этими фото.
Фотограф и идейный вдохновитель: Натали Целикова
Грим: Настя Ростовцева и Оксана Макарова
Технолог костюма: Анна Горкина
Администратор на площадке: Даша Белая
Модель: Полина Панова
Организатор съёмок: Артем Алтунин
Видеооператор: Александр Целиков
Заложные покойники в славянской мифологии
Сегодня мы поговорим с вами о так называемых «заложных» покойниках. Для начала давайте разберёмся, кто же это такие. На самом деле, все вы так или иначе знакомы с этим понятием в силу того, что современная культура образ живых мертвецов эксплуатирует давно и небезуспешно. Собственно говоря, этим же баловались и наши с вами теперь уже далёкие предки, разве что названия выбирали поинтереснее.
Как известно, чем дальше мы погружаемся в историю, тем больше обнаруживаем, что древний человек очень любил разного рода правила. Вспомните хотя бы доходящий иногда до фанатизма придворный этикет. Ну а пока сильные мира сего мерилась выверенностью поклонов, всем остальным тоже надо было как-то себя развлекать. Именно поэтому понятия правильности и неправильности просачивались в самые неожиданные сферы жизни. Даже умереть можно было как-то не так.
Итак, если резюмировать критерии правильности смерти, то выйдет что-то в этом духе. С правильными покойниками всё понятно: продуктивно отработали на благо государства, исправно платили налоги, скончались до выхода на пенсию. С неправильными интереснее, потому что шаг вправо, шаг влево от канона – уже не то, а шагов можно сделать много: например, умереть раньше, чем положено, и тут уже никто не будет разбираться, сам ли ты решил выписать себе путевку на тот свет, или так распорядилась случайность. Таким покойникам приписано «дохаживать» свой срок на земле в том или ином виде, в зависимости от везения. Повезло в данной ситуации – это когда вы своим призрачным существом сотрясаете воздух и, по большому счету, мало кого волнуете. А может случиться так, что нечисть более высокого порядка – те же черти – предложат вам добровольно-принудительное трудоустройство и станут на вас воду возить. Приятного в такой загробной жизни мало.
Казалось бы, живи, превозмогай и радуйся, но и тут тоже нужно знать меру. По истечении определённого срока даже ваши ближайшие родственники начнут косить на вас недобрым глазом и жаловаться за спиной, что вы у них «жизнь заедаете». В худшем случае могут и в колдовстве заподозрить. Потому что где это видано, чтобы простые крестьяне из древней Руси до золотой свадьбы доживали без потусторонней помощи – ну не бывает так!
Кроме чисто физических факторов, воспрепятствовать вашему благополучному переселении в лучший мир может ещё и неотключаемая после остановки сердца совесть. Забыли долг отдать соседу? Случайно прикарманили у себя чужой веник? Не сдали годовой отчет начальству? Что ж, значит, в ближайшем будущем вам предстоит долго или коротко, но в любом случае увлекательно ждать, пока кто-нибудь из родных не догадается доделать всё за вас, ну или по крайней мере не упокоит Вас насильно. Для ускорения эффекта рекомендуется еженощно навещать свой дом и мягко намекать присутствующим на наличие проблемы.
Вот так можно было пополнить ряды неправильных, или «заложных» покойников.
А теперь о том, какие отношения складывались у живых с мертвыми. То, что не слишком теплые – это очевидно, однако и тут есть свои нюансы. Несмотря на то, что я выделила категорию относительно нейтральных заложных покойников, прошу обратить особое внимание на приставку «относительно». Дело в том, что ходячих мертвецов люди по понятным причинам не любили. Никак и никаких. Все они по своей природе так или иначе могли портить жизнь тем, кто её пока не лишился. В данном случае в основу разделения положен тот факт, что с существованием одной нежити человек смирился и в целом может терпеть это соседство, а другую старается истреблять всеми доступными способами как гораздо более серьезную угрозу.
Далее мы поговорим о том, как именно предполагалось бороться с заложными покойниками.
Как говорится, чисто не там где убирают, а там, где не сорят. И, разумеется, гораздо легче предупредить восстание покойного, чем потом хвататься за голову и ловить оживший и вполне подвижный труп. Чтобы этого не случилось, заведомо неправильно умерших с правильными не мешали. Считалось, что если похоронить самоубийцу на кладбище, живая часть общины за это будет всячески расплачиваться, поэтому во избежание закапывали подальше. Для этого прекрасно подходили природные ландшафты – овраги и болота, а если местность не баловала – возводили специальные убогие дома, или божедомы. Иногда на место захоронения в течение года скидывали всяческий мусор, потому убирали и снова скидывали. (Так зародились субботники).
Также действенным считалось сбить мертвеца с обратной дороги – коли уж встанет, чтобы хоть не вернулся. Тут в ход шла святая вода и зерна – народ, руководствуясь недоступной мне логикой, верил в то, что покойники не могут отказать себе в удовольствии пересчитать их все, поэтому сыпали и не скупились, ну так, на всякий случай. Кстати, на перекрестках хоронили с теми же целями.
С отрезанием ног в целом всё понятно – на том, чего нет, далеко не походишь. Это способ, так сказать, чтобы наверняка.
А вот переворачивание предметов — вопрос уже более туманный. Таким образом, вероятнее всего, ритуально обозначали момент перехода в загробный, параллельный мир, поскольку всё перевернутое ассоциировалось с другой реальностью. Интересно, что переворачивание также помогало при распознании колдунов и ведьм. Например, если при них зажечь вербную свечу фитилём вниз, они предстанут вверх ногами (наглядный пример победы фантазии над законами физики).
Последний пункт особенно касался молодых девушек и их почивших любимых. Слишком сильный плач тревожил покойного и мог вынудить его вернуться со словами: «Не плачь, Маруся!» Плакать Маруся после этого, как правило, переставала, да и вообще издавать какие-либо звуки. Про недостаточную скорбь ничего не сказано, однако зная любовь наших предков к правилу «слишком много – плохо, слишком мало – тоже плохо», нельзя исключать, что таким образом тоже можно было как-то потревожить умершего, или, по крайней мере, его чувство собственного достоинства.
Но как бы люди не старались, а покойники всё-таки иногда их навещали, и тут уже нужно было с этой заразой бороться.
С местами, подходящими для захоронения, мы уже разобрались, что до осины — она всегда считалась универсальным средством для борьбы с нежитью.
Интересной историей могу дополнить пункт о прощении. Есть одна быличка о сыне, проклятом матерю за то, что он однажды поднял на неё руку. Скончался товарищ очень скоро, его похоронили, но гроб то и дело оказывался снаружи. Однажды наблюдать этого «Ваньку-встаньку» народу поднадоело – гроб вскрыли, обнаружили там полуразложившегося, но ещё вполне дееспособного парня. Он объяснил, что пока мать не простит, ни его земля не примет, ни ей бог смертушку не пошлёт. Удобная схема, надо сказать, а то неловко вышло бы, умри мать раньше. В общем, разрешилось мирно и обоюдовыгодно.
Переворачивание, как я уже говорила, помогало более убедительно донести до покойного мысль о том, что он всё-таки покойный.
Много занимательного происходило после смерти с колдунами — иногда бывало так, что когда кто-то из них умирал, черти выбрасывали его тело из кожи и сами туда залезали. Бедокурили, бывало, подолгу, пока кто-нибудь особо отчаянный у баньки с ковшом кипятка не подкараулит (о чертях он может и не знать, а колдуну жизнь сладкую устроить всегда приятно, особенно если не сильно задумываться о последствиях). Под воздействием высоких температур мертвая кожа лопалась, а тем, кто внутри, приходилось невесело: выпрыгивали и давали деру. А, казалось бы, черти, а, казалось бы, ад.
А теперь мы с вами чуть подробнее пройдемся по конкретным представителям ходячих мертвецов. И начнем с упырей. Существа неприятные во всех отношениях, начиная с названия, которое расшифровывается то ли как «раздутый», то ли как «не преданный огню». Учитывая особенности их истребления, второй вариант, скорее всего, ближе к реальности. По сути – это вампиры, бывшие колдуны. Таких и при жизни-то недолюбливали, а после смерти.
Способов борьбы с упырями было вычислено так много, что глаза разбегаются. Приведу в пример парочку самых интересных.
Если к молодой девушке повадился ходить мертвец, ей стоило при встрече сесть на порог и жевать семена конопли (для скорейшего прихода… мертвеца, его самого). Когда упырь всё же появлялся, у них должен был завязаться следующий диалог:
– А разве можно вшей есть?
– А разве можно, чтобы мертвые к живым в гости ходили?
Раунд! Считалось, что такая находчивость собьет покойника с толку, и он больше не появится.
Были и более живодёрские методы сопротивления: для одного из них требовалось разрыть могилу, достать тело и сжечь его на костре. В процессе труп лопался, и из него во все стороны лезла всякая живность – всю её, вплоть до последнего комара, необходимо было изничтожить, иначе упырь мог возродиться (Дэдпул, ты ли это?). Понятное дело, что в одно лицо такие приятные мероприятия не проворачивались. За неимением альтернативных развлечений это всё весьма кстати приходилась к разного рода выходным. Собственно, дружная компания и конкурсы с пиньятой — чем не праздник жизни? Правда, издавала эта пиньята весьма устрашающие звуки и не менее устрашающие запахи, зато отечественный производитель.
С русалками мы в целом знакомы чуть лучше. Это нежить из разряда «стерпится – слюбится», то есть, их специально уничтожать не стремились, а все больше задабривали и старались не провоцировать. А, между тем, опасными они всё-таки были: могли защекотать до смерти, или задушить, причём отнюдь не руками, а более интересными частями тела (страшная, очень страшная смерть…).
Большую часть года русалки с людьми почти не пересекались, а вот в русальную неделю (даты плавают, но приходится она на конец мая — начало июня) выходили кутить в поля и леса, и тогда следовало соблюдать осторожность. Мракобесили девки как не всякий вдв-шник 2 августа сумеет, что и неудивительно — всё-таки целая неделя. Чтобы задобрить русалок, в них с безопасного расстояния кидались цветами и едой, а в конце недели обязательно провожали. Сам обряд проводов очень походил на празднование масленицы – кого-то из деревни выбирали на роль «русалки», под руки с песнями и плясками выводили за околицу, а после ритуально сжигали чучело. О том, что происходило дальше с «русалкой» — источники умалчивают. А вообще, если ты девушка из ± средневековья, и вместо тебя сожгли чучело — это уже победа.
Если встреча с русалками всё же случилась, выручали обереги (в том числе воткнутая в одежду булавка, или простой крест). Иногда от русалок, которые ходили, как правило, обнаженными, можно было откупиться платком, или другим не сильно нужным предметом одежды. Впрочем, если речь идёт о жизни и смерти, любой предмет одежды автоматом переходит в разряд ненужного. Случалось, что русалки загадочно предлагали встречному выбрать между полынью или петрушкой. Тут я прямо сейчас предлагаю порыться в ботаническом сборнике, хорошенько запомнить, как выглядит полынь, и всегда выбирать её, даже если вы испытываете к ней необъяснимое отвращение. Русалки не любят её ещё сильнее.
Кикимора – парадоксальное мифическое существо. Перерождается из детей, умерших до крещения или попавших под проклятие, при этом выглядит как мелкая, гаденькая старушка. Бенджамин Баттон передаёт сочувственный привет.
В целом вредит эта нечисть хоть и много, но в основном по мелочи, а в иных случаях бывает даже полезна, по крайней мере, так считали в некоторых регионах, где кикимору функционально смешивали с домовым (не очень разборчивые ребята). В холодное время за неимением ромашек на кикиморах гадали, по стуку различая ответы на свои вопросы.
Кстати, если вдруг вы начинающий крафтер и задумывались о том, кто ваше тотемное животное, то это оно. Очень любит шить и прясть, только делает это сикось-накось, сама на себя злится и путает оставшиеся материалы. По непроверенным данным, после внедрения в массы абонементов на курсы кройки и шитья, люди с кикиморами стали уживаться на порядок лучше.
На борьбу с кикиморами пускали многочисленные мелкие обереги – вешали в курятнике камни с отверстиями (этот камень так и называется – куриный бог), перемывали посуду с папоротником , пугали бранными словами, раскладывали в доме верблюжью шерсть. Учитывая, что верблюжья шерсть считалась самым действенным методом, можно прийти к несложному выводу — выдворить кикимору было так же непросто, как избавиться от плесени в ванной. Если же кикимору подсылал колдун, он оставлял в доме ритуальную куколку – для избавления необходимо было её найти и уничтожить, лучше сжечь. А ещё, если верить одной быличке, кикимора добровольно оставила место жительства после того, как туда заселились цыгане с медведем. Хотя тут, конечно, вопрос скорее в том, почему того же не сделали хозяева.
В шальном XXI веке уже не человек остерегается нечисти, а нечисть обходит людей десятой дорогой.
Спасибо за внимание!
Русалки не на ветвях
«Как-то однажды на берег пришел почтенный старик по имени Джедедайя Харпер, патриарх местных рыбаков, который стал клясться, что не так давно плавал неподалеку от Мыса Дьявола и видел в море странную компанию существ, чем-то похожих на людей, а в чем-то смахивавших на лягушек, которые и передвигались в воде также отчасти по-человечьи, а отчасти по-лягушачьи. Было их десятка два — мужчин и женщин. Он сказал, что они проплыли рядом, совсем близко от его лодки, и тела их сияли в лунном свете как призраки, восставшие из глубин Атлантики, а двигаясь мимо него, они словно воспевали хвалу богу Дагону. При этом он вновь поклялся, что видел среди них Эноха Конгера, который плыл вместе с остальными, как и они голый, и голос его, участвовавший в общем хоре, был отчетливо слышен в ночной прохладе. Несказанно изумленный Харпер громко окликнул его, Энох остановился и оглянулся, так что старик увидел его лицо. После этого вся группа — Энох в том числе — скрылась в волнах моря и больше не появлялась.
Много времени спустя, один молодой человек, еще мальчишкой помнивший Эноха Конгера во время его визитов в Иннсмаут, приехал в этот город и рассказал, что вместе с сыном также лунной ночью рыбачил неподалеку от Соколиного мыса, когда неожиданно из морской пучины совсем рядом с его лодкой появилась почти по пояс обнаженная мужская фигура — она была так близко от него, что он мог буквально дотронуться до нее своим веслом. Человек этот стоял в воде так, словно его кто-то поддерживал снизу, и, казалось, совершенно не замечал его и лишь смотрел на руины старого дома, некогда стоявшего на Соколином мысу — в глазах его застыла бездонная тоска, а лицом он очень походил на Эноха Конгера. По его длинным волосам и бороде стекали струи воды, чуть поблескивавшие в лунном свете на темнеющей коже, а прямо под мочками ушей на шее виднелись длинные тонкие разрезы. Затем, так же неожиданно, как и появился, он исчез под водой».
Говард Лавкрафт, «Рыбак с Соколиного мыса»
Традиционные народные представления обычно изображают русалку фантастически красивой девушкой с рыбьим хвостом, однако у нее может быть и пара ног, и пара хвостов, которые, в свою очередь, могут быть не только рыбьими, но и дельфиньими или змеиными. Она поет чудесные песни, завораживая всех, кому доведется их услышать, в редких случаях аккомпанируя себе игрой на арфе. Помимо русалок бывают и «русалы» — иногда такие же романтичные, как женские особи, иногда вполне приземленные, позволяющие себе грубость и раздражение. Русалки любят греться на солнце на прибрежном песке или на скалах, расчесывая костяными гребнями свои шелковистые зеленые волосы. Они живут не только в море, но и в озерах, реках и даже колодцах. В России — в омутах.
Легенды о русалках возникли достаточно недавно по мифологическим меркам. Подлинного развития они достигли только в период Высокого Средневековья (древнегреческие сказания о сиренах автором не рассматриваются ввиду объемности темы и частых появлений сирен в античном эпосе). В европейской культуре первое из известных литературных упоминаний о русалках встречается в средневековой поэме «Роман о Розе» Гийома де Лорриса (1225-1330 годы): «То было чудо, подобное пению морских русалок».
В культуре практически всех народов мира есть легенды о духах вод, часто эти духи — поющие женщины, олицетворяющие красоту воды и музыкальность звучания ее потоков. Русалки капризны, своенравны и могущественны (как и реки, в которых эти существа обитают). Они могут наградить, но могут и навредить. Известны также случаи, когда русалки крайне жестоко мстят, будучи обманутыми или как-то обиженными. Средневековая испанская легенда-притча рассказывает о русалке, влюбившейся в смертного юношу. Она подарила ему золото, серебро и алмазы, которые столетиями собирала на затонувших кораблях. Юноша принял щедрые дары, но сердце его принадлежало другой, и он отверг ухаживания русалки. Из любви русалка была готова простить его. Взамен отданных сокровищ она взяла с юноши клятву, что он встретится с ней семь раз под светом полной луны, после чего они навсегда расстанутся. Семь ночей русалка приплывала к берегу, ожидая встречи с любимым, но так и не дождалась его. Преступив клятву, он вызвал в ней ревность и гнев.
Много дней спустя, когда юноша рыбачил в море, русалка подплыла к его лодке.
— Я прощаю тебя, — сказала она, высунувшись из воды. — Нам не быть вместе, но не откажи в любезности принять от меня последний дар.
— Согласен, — произнес заинтригованный юноша, вспомнив о щедрых подношениях русалки — в нем взыграла нечестивая жажда золота.
Русалка указала на черный провал прибрежного грота и молвила:
— Знай, что в нашу первую встречу я преподнесла тебе лишь малую толику моих богатств. В той пещере ты найдешь все потерянные сокровища мира. Я поклялась богам, что отдам их тому, кого полюблю, даже если он не полюбит меня.
— Ты отдашь их мне просто так? — удивился юноша. — Ничего не желая взамен?
— Блеск драгоценных камней не затмит пламени любви, — грустно ответила русалка. — Об одном прошу — не забывай обо мне.
На радостях юноша пообещал, что будет помнить ее до самой смерти и быстро погреб к заветной пещере. Русалка плыла позади лодки, печальная песнь о разбитом сердце летела над лазурными водами спокойного моря. Очарованный ее волшебным голосом юноша уснул, не доплыв до берега. Проснувшись, он обнаружил, что русалка затащила его в пещеру и приковала к скале золотыми цепями. У выхода из пещеры сверкали сваленные грудой рубины, алмазы и сапфиры. Длина цепи позволяла юноше дойти до столь желанных им сокровищ, но не позволяла покинуть пещеру. Как и было обещано, он заполучил несметные сокровища, но остался вечным пленником коварной русалки. Мораль притчи известна — неверность, жадность и алчность наказуемы.
Закончилось Средневековье, началась эпоха Нового времени. Культ поклонения древним божествам вод остался в далеком прошлом, но вера в русалок, мудрых и могущественных водных дев, пережила века и поколения. После окончательной победы христианства в Европе представители духовенства пытались искоренить остатки языческих верований, и во многом это им удалось. Однако малозначительные персонажи, такие, как русалки, с которыми не были связаны основные языческие культы, не представляли большой опасности новой религии и остались жить в фольклоре. Русалка с гребнем и зеркалом в руках стала символом тщеславия и женского коварства, ведущих мужчин к морально-нравственной (а нередко и физической) гибели.
Источник зарождения представлений о русалках по сей день вызывает множество вопросов и дискуссий. Ряд исследователей считают, что когда-то на Земле могли существовать разумные морские существа, со временем вымершие. Их оппоненты справедливо указывают, что мифы о русалках возникли с подачи рыбаков и мореплавателей. Будучи людьми необразованными, они нередко принимали за русалок тропических ламантинов, детенышей китов, морских котиков и тюленей. Вблизи эти животные, безусловно, совсем не напоминают людей, но их позы и крики бывают очень «человеческими».
Но порой случаются встречи, которые никак не объяснишь одной лишь мифологией и невежеством. Рассмотрим их детальнее.
Неожиданное появление
Археолог Жанна Железнова из Петрозаводска рассказала эзотерическому изданию «Интересная газета» следующую историю:
«В этнографической экспедиции по Западному Полесью я случайно услышала от коллеги о встрече человека с невиданным земноводным человекообразным существом.
Это было во время Великой Отечественной войны в Белоруссии. Солдат Красной армии, имени которого рассказчик вспомнить не смог, отстал от своего взвода. Догоняя ушедших вперед товарищей, он шел по глухой лесной дороге. И вдруг видит, на середине дороге лежит человек, вроде мертвый. Он бросился к нему и когда подбежал, то понял, что это не совсем человек, а кто или что понять невозможно. С виду обычный мужчина с косматой бородой, но весь покрыт рыбьей чешуей, а на руках и ногах вместо пальцев лягушачьи перепонки.
Солдат перевернул странное создание на спину и увидел, что лицо у него человеческое. Не красивое, но и не безобразное. Говорить на человеческом языке это существо очевидно не умело, потому что стало знаками показывать солдату на себя и куда-то в сторону, видимо, просило его туда отнести. Солдат пошел в том направлении и скоро увидел небольшое лесное озеро на краю глухого леса. Отволок туда чешуйчатого гуманоида, опустил в воду. Он немного полежал на отмели, пришел в себя и уплыл. И даже на прощанье солдату рукой помахал. Тот так и не понял, что за существо он встретил и спас».
Согласно некоторым легендам, русалка — это падший ангел, пищей которому служит живая плоть. Пением и чудесной музыкой она завлекает моряков в свои сети. И здесь этот образ смешивается с не менее известными сестрами русалок — греческими сиренами. Если же, что случается крайне редко, выбранная жертва не поддается чарам русалки, она полагается на уникальный запах своего тела, которому не может противиться ни один мужчина.
Японские русалки, называемые Нингё, живут в бухтах и заливах между островами. Поймать Нингё в сети считается дурной приметой: по поверьям эти существа приносят несчастья и штормовую погоду. Но есть от них и польза. Мясо Нингё, съеденное сырым, дарует вечную жизнь. Один рыбак однажды принес своей дочери мясо Нингё и обрек ее на бессмертие. Пережив всех родных, детей и мужа, дочь рыбака ушла в монастырь. Прожив там восемьсот лет, она покинула его стены — и никто не знает, что стало с ней после. Может, эта несчастная девушка и сейчас живет среди нас. Обреченная на вечную юность и вечное одиночество.
Наибольшей популярностью истории о русалках пользовались среди моряков. Во время своего первого плавания Христофор Колумб, известный скептическим отношением к народным поверьям, записал в дневнике, что лично видел трех резвящихся русалок неподалеку от побережья Гвианы. Другие капитаны, плававшие в тропических странах, тоже не раз заявляли, что встречали настоящих русалок. Эти встречи можно объяснить просто. На протяжении долгих месяцев морских путешествий моряки тосковали по женским ласкам и, может быть, поэтому видели в водах прекрасных женщин.
Знаменитый английский путешественник Генри Гудзон описывает свою встречу с русалкой как самый заурядный случай. В его дневнике за 15 июня 1625 года встречается запись о том, что один из матросов, посмотрев за борт, увидел русалку. Ее верхняя половина туловища была как у женщины: мраморно-белая кожа и ниспадающие вниз черные волосы. Когда она нырнула под днище корабля, он увидел ее хвост, похожий на хвост бурого дельфина, покрытый пятнышками, как у макрели.
Хотя принято считать, что русалки жестоки и развратны, моряки были уверены в их нежности и непорочности. Стремление поймать русалку было так велико, что матросам повсюду виделись героини их страстных грез. Жюль Верн как-то отметил, что именно человеческая фантазия о непознанных океанских пучинах и породила этих прекрасных, загадочных и опасных морских богинь.
Начиная с середины девятнадцатого века вера в русалок заметно ослабела. Когда пароходы заменили парусные суда и морские путешествия стали значительно короче, моряки все реже стали рассказывать о том, что их соблазняли, обольщали и дразнили сирены. Однако русалки не были полностью забыты.
В 1900 году на севере Шотландии зажиточный землевладелец Александр Ганн встретил русалку у берегов залива Килманрок. Прогуливаясь по своим владениям с охотничьей собакой, он услышал со стороны берега жалобное блеяние. Александр сразу понял, в чем дело: одна овца отбилась от стада и провалилась в глубокую расселину. Спускаясь в расселину за бедным животным он заметил, что на ближайшем к берегу рифе нежится дивной красоты дева с рыбьим хвостом. Расстояние между рифом и сушей было незначительным и Александр запомнил облик русалки до мелочей.
У нее были длинные волнистые золотисто-рыжие волосы, ярко-зеленые глаза и изогнутые брови. Она была необычайно привлекательная, соблазнительная и манящая. Трудно сказать, кто был поражен больше — Александр, русалка или собака. Однако первой дала волю своим чувствам именно собака. Поджав хвост, она спряталась за спиной хозяина и протяжно заскулила. Александр видел, что русалка испугалась реакции собаки, но все же была разгневана и поспешно нырнула в воду. Больше в Килманроке ее не видели.
В славянских преданиях русалки — темные существа, подвластные нечистой силе. По легендам русалками становятся утопленницы или девушки, проклятые завистницами за красоту. На русалочью неделю они выходят из вод в человечьем обличьи, соблазнять молодых юношей и утягивают тех на дно. Солдат из рассказа Жанны Железновой счастливо избежал подобной участи. Однако далеко не все встречи с русалками заканчивались добром.
Случай на озере
«В 1952 году я работала на лесозаготовительном участке «Балабановск» (Западная Сибирь). — Рассказывает Марина Уфимцева из города Екатеринбург. — Заготовляли лес только зимой, а весной сплавляли спиленные деревья по реке Иртыш.
Местность вокруг реки была болотистая, летом мы собирали там грибы и ягоды. Много в окрестностях реки было и озер. Километрах в двенадцати от нашего лесозаготовительного участка раскинулось живописное озеро Порасье. На него-то четвертого июля мы и отправились: я, старик-сторож с племянником Алексеем, и моя хорошая подруга Танечка Шумилова. По дороге сторож рассказал, что озеро это торфяное, и в 1913 году оно загорелось от удара молнии и горело целых семь лет. Теперь на нем много плавучих островов. В народе их называют кымья и предсказывают по ним погоду. Пока погода стоит хорошая, кымья плавают у берега, но, если отойдут на середину озера, — жди затяжных дождей.
До места мы добрались уже в одиннадцатом часу вечера. Наскоро натянули два полога и тут же свалились от усталости. А сторож пошел ставить сети. Когда мы утром проснулись, он уже успел наварить свежайшей ухи. За ночь рыбы в сетях набилось немеряно, загрузили целиком повозку. И тут я заметила, что недалеко за деревьями виднеется еще одно озеро — поменьше. Спросила об этом старика, но он не захотел ни о чем рассказывать, а только рассерженно буркнул: «Чего там говорить, озеро как озеро». Больше ни о чем расспрашивать я его не стала, но Алексею и Татьяне обо всем рассказала.
Улучив момент, когда дед ушел проверять дальнюю сеть, мы побежали к тому озеру, благо до него было всего метров двести. Вода в нем оказалась такой чистой, что все камешки на дне были видны. Таня и Алексей решили искупаться, я же только сняла платок и положила его на какую-то корягу у берега, а сама присела рядышком. Алексей уже окунулся в воду и весело звал Таню, когда вдруг та вскрикнула, схватила свою одежду и опрометью бросилась в лес. Я взглянула на Алексея, стоявшего полубоком ко мне. Он замер на месте и смотрел вперед расширившимися от страха глазами. Сначала я не поняла, что его так испугало, но как увидела, что к ногам Алексея тянется чья-то рука — сама перепугалась до чертиков. Под водой к Алексею плыла девушка. Она бесшумно вынырнула, подняла голову с длинными черными волосами, которые тут же убрала с лица. На меня глянули большие синие глаза, невыразимо прекрасные, но пустые и холодные. Озерная девушка с улыбкой протягивала руки к Алексею, а он ответно тянулся к ней. Я вскрикнула и, вскочив, силком вытянула его из воды. Заметила, как при этом зло сверкнул взгляд девушки. Она подплыла к берегу, схватила мой платок, так и лежавший на коряге и, расхохотавшись, ушла под воду.
Мы и опомниться не успели, как на берегу озера оказался сторож. Он торопливо перекрестил Алексея, поплевал в сторону и только после этого облегченно вздохнул. Я и не подозревала, что наш сторож — человек верующий.
В декабре того же года меня перебросили на другой участок и постепенно тот случай стал забываться. Однако спустя девять лет я вдруг получила коротенькое письмо от сторожа. Он писал, что тяжело болен и вряд ли поднимется, и что нам нужно поговорить о том происшествии. Я взяла отпуск на три дня и поехала проведать его. Мы проговорили всю ночь, тогда-то старик и рассказал мне свою историю. Лет сорок назад, молодым парнем, он работал десятником. Однажды пошел в лес за жердями. Тогда впервые и попал на то самое озеро. Решил пойти искупаться и пленила его русалка. Трое суток не отпускала, с жизнью уже распрощался. Но на счастье вспомнилось напутственное благословение матери. И громко произнес он эти слова. Русалка с ненавистью оттолкнула его, да с такой силой, что он вмиг оказался около берега.
Только тогда я поняла, почему старик так не хотел пускать нас на то озеро».
Появления русалок продолжаются
Сегодня в отечественной и зарубежной прессе часто встречаются потрясающие воображение рассказы о встречах с существами, похожими на мифологических русалок. Интересно то, что они часто исходят не от авторитетных криптозоологов и охотников за чудовищами, а от простых людей, именно в этом вопросе не искушенных. Рассказывает отставной полковник пограничной службы Российской Федерации Валерий Кравченко (имя и фамилия изменены).
«На пятом году моей службы в погранотряде на вверенном нам участке границы участились случаи незаконной вырубки и контрабанды леса. Вышестоящее начальство поручило провести масштабные рейды, задержать «черных лесорубов» и передать их в руки правосудия. Но на местном уровне поручение долго вертелось в винтиках внутриведомственной бюрократии. К активным мерам по розыску контрабандистов мы приступили только в сентябре. Подчиненный мне отряд получил приказ прочесать Кагульские плавни — скопление топких болот и больших озер, заросших камышом. Действовать пришлось осторожно. До границы бывшего СССР и Румынии было всего двадцать километров. Наше появление на территории сопредельного государства с оружием вызвало бы резонансный международный скандал.
Проплутали мы по плавням целый день. Устали и вымотались как собаки. Собирались уже возвращаться в погранчасть, как тут услышали слабые стоны из камышовых зарослей. Пошли проверить — вдруг там человек пострадал и нуждается в помощи. На Кагульские плавни частенько наезжают энтомологи, местных гнусов изучать, да рыбаки с охотниками бывает захаживают. Но нашли мы не человека. На скрытом камышами плавающем островке лежало жутковатого вида существо. Бурого цвета тело, покрытое крупной чешуей, на спине — широкий плавник, опускающийся вдоль позвоночника, на голове — мощный костяной гребень. Ростом существо было среднего, телосложением совсем как человек, но глаза чужие. Выпуклые и мутные как у залежалой рыбы. Нелюдь, одним словом. Рыбо-нелюдь. Вместо рта – пасть с мелкими кривыми зубами, вместо рук — перепончатые лапы. На правой лапе зияла глубокая рваная рана, мутная илисто-зеленая кровь сочилась по траве и растворялась в воде маслянистыми пятнами.
Агрессии к нам рыбо-нелюдь не проявляла. Стоная от боли, она смотрела на нас как на спасителей. Что ж мы не люди что ли, бедолаге помочь? Хоть и разные, а все под одним Богом ходим. Везти его в часть мы не стали, причины вы сами понимаете. Хорошо, с нашим отрядом шел медик. Он осмотрел рану рыбо-нелюди, промыл, продезинфицировал, забинтовал, вколол ему антибиотик. После «лечения» существо поблагодарило нас низким гортанным звуком, похожим на булькающее кваканье, поднялось и скрылось в камышах».
Рассказ полковника Кравченко выглядит не лишенным правдивости. Похожих историй — десятки, если не сотни. Столько случаев и схожесть описания русалок, данных людьми разных возрастов и рода занятий, трудно объяснить массовыми галлюцинациями, выдумками всяких чудиков или розыгрышами. Возможно, мифы о русалках возникли не просто так и где-то в глубинах морей по сей день обитает доисторический подводный народ, поклоняющийся хтоническим божествам темных времен.
https://pikabu.ru/story/rusalki_takie_o_kotoryikh_vyi_mogli_dazhe_ne_dogadyivatsya_6131857