1213,Нормализация отношений Советского государства со странами Запада и Востока (видео)

Внешняя политика СССР во время правления Н.С. Хрущёва во многом определялась, во-первых, холодной войной, во-вторых, личностью первого секретаря ЦК КПСС, который был очень вспыльчивым и горячим человеком. На отношения Советского Союза и стран Восточной Европы, а также Китая очень сильно повлияли внутренние события в СССР, в частности XX съезд КПСС и доклад Хрущёва о разоблачении И.В. Сталина. Это не понравилось многим социалистическим странам, что привело к некоторым конфликтам во взаимоотношениях СССР и этих стран. Ещё одним аспектом внешней политики Советского Союза была его помощь странам третьего мира. Обо всём этом подробнее вы узнаете из данного урока. На этом уроке не рассматривается западная внешняя политика СССР.

Введение

Направления внешней политики СССР в 1953–1964 гг. (помимо европейского)

1. Отношения со странами Восточной Европы

2. Отношения с Китаем

3. Отношения со странами третьего мира

Главным фактором, который оказывал влияние на внешнюю политику СССР в данный период, была холодная война – глобальная, геополитическая, военная, экономическая и идеологическая конфронтация между СССР и его союзниками с одной стороны и США и его союзниками – с другой.

Методы холодной войны

1. Смена политических режимов в Восточной Европе

2. Борьба за влияние на страны третьего мира

3. Борьба за влияние на страны, освободившиеся от колониального гнёта

Достаточно большую роль во внешнеполитической ситуации СССР сыграло то, какие события происходили в стране в период с 1953 по 1964 гг. (XX съезд КПСС, десталинизация, реабилитация политических заключённых и т. д.). Это во многом повлияло на взаимоотношения Советского Союза с другими странами.

Первым секретарём ЦК КПСС в данный период являлся Н.С. Хрущёв (рис. 1). При нём большую часть времени министром иностранных дел был А.А. Громыко (рис. 2) – прекрасный дипломат, умевший отлично договариваться.

Рис. 1. Н.С. Хрущёв – Первый секретарь ЦК КПСС СССР (Источник)

Рис. 2. А.А. Громыко – министр иностранных дел большую часть времени при Н.С. Хрущёве (Источник)

Предпосылки начала «холодной войны»

В результа­те Великой Отечественной и второй мировой войн произо­шел ряд кардинальных изменений в расстановке сил на мировой арене. Потерпели поражение и на время утрати­ли роль великих держав Германия и Япония, значительно ослабли позиции Англии и Франции. В то же время неиз­меримо вырос удельный вес США: на долю этой страны к концу войны приходилось 46% мирового промышленного производства.

Укрепилось международное положение СССР. Он не только вышел из внешнеполитической изоляции, но стал признанной всеми международными субъектами ве­ликой державой. Официальным подтверждением этого ста­туса Советского Союза явилось его участие в формирова­нии Организации Объединенных Наций (1945 г.). В Сове­те Безопасности ООН СССР стал одним из пяти постоян­ных членов наряду с США, Англией, Францией и Китаем.

Победа принесла небывалый рост международного ав­торитета советского государства, что способствовало усиле­нию левых сил, прежде всего коммунистов, во многих стра­нах Запада. Крупнейшие капиталистические державы были вынуждены признать интересы СССР в Восточной Европе.

Однако каждый из союзников по-своему представлял себе итоги войны. После ее окончания произошло расхож­дение их интересов, имевшее следствием возникновение про­тивостояния Советского Союза и остальных участников антигитлеровской коалиции на почве борьбы за геополи­тическое превосходство, главным образом, за сферы влия­ния на европейском континенте.

В итоге, на смену второй мировой пришла «холодная вой­на». Сам термин «холодная война» был введен в оборот Госсекретарем США Д. Ф. Даллесом. Суть данного поня­тия заключается в политической, экономической, идеоло­гической конфронтации двух систем, балансирование на грани вооруженного столкновения. Вопрос о том, кто на­чал «холодную войну» до сих пор остается открытым. Хорошо известен тот факт, что уже в ходе войны с Герма­нией в Англии и в некоторых кругах США разрабатыва­лись планы будущей войны с Россией. Атомная бомбардиров­ка японских городов Хиросимы и Нагасаки (август 1945 г.) была не столько военной операцией, сколько политичес­ким актом, имевшим целью оказать давление на СССР.

Территориальный экспансионизм сталинского руковод­ства и его действия, направленные на быстрое вовлечение стран Центральной и Юго-Восточной Европы в орбиту исключительного влияния СССР не мог не вызывать опа­сений правящих элит США, Великобритании и других стран.

Отношения со странами Восточной Европы

После того как Н.С. Хрущёв пришёл к власти, отношение советских дипломатов к странам Восточной Европы изменилось.

Политика СССР в отношении Восточной Европы была следующей:

1. Восстановление отношений с Югославией в 1954 г. Некоторые разногласия между двумя странами существовали и после восстановления отношений, но больших конфликтов после этого больше между двумя странами не возникало.

2. Увеличение влияния Совета Экономической Взаимопомощи. Страны Восточной Европы получали разнообразную экономическую, социальную поддержку, а также поддержку людскими ресурсами. Кроме того, эти страны стали более свободными, в частности, было ликвидировано Информбюро, из-за которого была ограничена свобода социалистических стран.

3. Получение большей независимости странами Восточной Европы. XX съезд КПСС в отношении внешней политики СССР сделал вывод о том, что возможно избежать мировой войны, а также о том, что возможно мирное сосуществование различных политических систем; признавалось, что к коммунизму можно прийти разным путём.

Тем не менее XX съезд КПСС оказал негативное влияние на отношения Советского Союза и стран Восточной Европы. Так, с одной стороны, доклад Хрущёва о разоблачении И.В. Сталина помог КПСС в том, что показал, что коммунизм может изменяться и быть более демократичным; с другой стороны, доклад Хрущёва накалил международную атмосферу.

Во-первых, осложнилась международная обстановка. Доклад Хрущёва о разоблачении культа личности И.В. Сталина поставил многих лидеров коммунистических партий Восточной Европы, руководивших по сталинскому принципу, в неловкое положение.

Во-вторых, многие иностранные коммунисты не согласились с резкой критикой Сталина Н.С. Хрущёвым. Например, югославские и китайские коммунисты недолюбливали Сталина, но говорили, что нельзя забывать свою историю. Данный аспект сыграл отрицательную роль во внешнеполитических отношениях СССР со странами Восточной Европы и Китаем.

В-третьих, доклад Хрущёва вызвал подрыв идей коммунизма в странах Восточной Европы. Отрицательные последствия построения коммунизма в Советском Союзе, а именно: культ личности, репрессии, подавление свободы и инакомыслия и т. д. заставили усомниться восточноевропейских коммунистов в правоте своего дела.

Все эти действия привели к кризису в отношениях СССР и других социалистических стран. Ещё в 1953 г., до XX съезда КПСС, в ГДР начались антисоветские выступления немецких рабочих (рис. 3), которые в результате привели к общегерманской забастовке. Эта забастовка была подавлена с помощью советской армии и местной полиции.

Рис. 3. Антисоветское восстание рабочих в ГДР в 1953 г. (Источник)

В 1956 г. в Польше были также серьёзные антисоветские выступления. Н.С. Хрущёв хотел ввести советские войска в Польшу, но польские руководители предупредили его, что в этом случае раздадут оружие народу, и он не решился. Данные волнения были успокоены политическими уступками польского партийного руководства. Дело в том, что польские выступления и внутрипартийную борьбу за власть во многом спровоцировал XX съезд КПСС. В итоге лидером польской коммунистической партии стал В.С. Гомулка (рис. 4). Усмирять волнения в Польшу ездил Н.С. Хрущёв лично, что помогло на определённый период.

Рис. 4. В.С. Гомулка – лидер Польши после внутрипартийной борьбы в 1956 г. (Источник)

Наконец, самые серьёзные события произошли в Венгрии осенью 1956 г. (рис. 5). На смену старому коммунистическому лидеру пришёл новый, И. Надь (рис. 6). После этого в Венгрии начались демократические реформы по советскому образцу. Но очень скоро в Будапеште начались студенческие выступления, а также выступления рабочих. Граждане Венгрии требовали материальных благ и свободы. В итоге венгерское восстание закончилось плохо для СССР. Во-первых, Венгрия пыталась выйти из ОВД. Венгерское правительство заявило о выходе из Организации Варшавского Договора после начала вероломного советского наступления на Будапешт, но уже через несколько дней – после взятия Будапешта – все эти решения были аннулированы. То есть Венгрия вышла из ОВД, но ее сразу же вернули обратно. Во-вторых, коммунистическая партия Венгрии была переименована в социал-демократическую партию. В-третьих, в Венгрии фактически началась Гражданская война. В-четвёртых, советские войска были введены в Будапешт.

Рис. 5. Антисоветское восстание в Венгрии 1956 г. (Источник)

Рис. 6. И. Надь – венгерский лидер, пришедший к власти в ходе восстания 1956 г. (Источник)

Что касается Организации Варшавского Договора, который был заключён в 1955 г., то суть его сводилась к следующему:

1. Проведение совместных военных учений.

2. Расширение экономического сотрудничества.

3. Отказ от диктата и полной централизации власти Советского Союза над странами Восточной Европы.

4. Сохранение индивидуальных особенностей государств (культурная свобода, особенности трудовой деятельности, социальных установок и т. д.).

Фултонская речь Черчилля. План Маршалла и созда­ние Коминформа

Начало «холодной войны» принято датировать речью экс-премьера Великобритании У. Черчилля, произнесен­ной 5 марта 1946 г. в городе Фултон в присутствии и с одобрения президента США Г. Трумэна. В этой речи со­держался призыв к усилению давления на Советский Союз с целью достижения как внешнеполитических уступок со стороны советского руководства, так и изменений во внутриполитическом развитии страны. В следующем году, 12 марта 1947 г., президентской администрацией США была провозглашена доктрина Трумэна, предус­матривавшая оказание американской военной помощи тем странам, над которыми нависла «коммунистическая угроза». Эта доктрина стала идеологическим обоснова­нием «холодной войны».

Отношения между Советским Союзом и Западом посте­пенно начинают приобретать характер острого полити­ческого и военного противостояния. В качестве ключевых событий в этом процессе следует выделить отказ СССР от плана Маршалла, гражданскую войну в Греции и созда­ние Информационного бюро Коммунистических и рабочих партий — Коминформа. 5 июня 1947 г. глава Госдепарта­мента США Д. Маршалл заявил, что для укрепления ре­жимов европейских демократий необходимо предоставить им срочную финансовую и экономическую помощь.

Совет­ский Союз расценил этот план как концепцию экономи­ческого закабаления Европы Америкой и оказал давление на восточноевропейские страны с тем, чтобы они отказа­лись от участия в его реализации. План Маршалла при­няли 16 западных стран. Политическим условием предос­тавления помощи стало выведение коммунистов из соста­ва правительств. К 1948 г. представителей коммунисти­ческих партий не осталось ни в одном правительстве За­падной Европы. С образованием осенью 1947 г. Комин­форма (призванного координировать действия партий ком­мунистической направленности для принятия совместных постановлений) Европа оказалась окончательно разделен­ной: с одной стороны СССР и его союзники, а с другой — США со своими партнерами.

Отношения с Китаем

Первая страна, которую посетил Н.С. Хрущёв, когда пришёл к власти, был Китай. В ходе переговоров советского лидера и китайского лидера М. Цзэдуна (рис. 7) было подписано много разных договоров, в частности, СССР вернул Порт-Артур Китаю. Но проблемы, как оказалось, были впереди.

Рис. 7. Переговоры Н.С. Хрущёва и М. Цзэдуна (Источник)

Китайцы не приняли и были недовольны развенчанием культа личности Сталина и его жёсткой критикой.Кроме того, Китай критиковал Советский Союз за излишнюю бюрократизацию государства. С другой стороны, СССР во время политики «большого скачка» в Китае тоже критиковал его. Более того, М. Цзэдун призывал СССР развязать ядерную войну за мировое господство коммунизма. Во многом это были риторические высказывания китайского лидера, но советскому руководству они не нравились. Ещё одним аспектом взаимоотношений СССР и Китая были их территориальные споры на Дальнем Востоке и в Приамурье.

Начало противостояния. Берлинский кризис

В пер­вые годы противостояние определялось острыми диплома­тическими выпадами, ожесточенными пропагандистски­ми компаниями, резкими дебатами на сессиях ООН.

Международная обстановка второй половины 40-х гг. осложнялась искусственно создаваемыми кризисами. Сре­ди них наиболее значительным был берлинский кризис, разразившийся после проведения в июне 1948 г. в Запад­ной Германии сепаратной денежной реформы. Реакция со­ветской стороны была резкой и незамедлительной: по на­ставлению руководства СССР прерывалось транспортное сообщение между Берлином и западными оккупационны­ми зонами. По существу это была блокада западных сек­торов Берлина. С целью ее прорыва Запад организовал «воздушный мост» — доставку грузов с помощью военно-транспортной авиации, — действовавший до мая 1949 г.

Психологическая атмосфера вокруг берлинского кризи­са способствовала организации западного альянса, направ­ленного против СССР. Экономический союз, рожденный в рамках плана Маршалла, быстро превратился в военный и политический. 4 апреля 1949 г. США и Канада подпи­сали вместе с 10 западноевропейскими странами Североат­лантический пакт — НАТО. В том же году ТАСС сообщи­ло, что у Советского Союза имеется атомная бомба. Это означало ликвидацию американской монополии на ядер­ные виды оружия. Соперничество СССР и США перешло в новую фазу, атрибутом которой стала гонка вооружений.

В противовес блоку западных государств происходит фор­мирование экономического и военно-политического союза социалистических стран. В 1949 г. был создан Совет Эконо­мической Взаимопомощи (СЭВ) — орган экономического со­трудничества государств Восточной Европы, в 1955 г. — Вар­шавский военно-политический договор (ОВД). Консолида­ция сложившихся блоков привела к биполяризации мира. «Холодная война» расколола мир на две части, две воен­но-политические и экономические группировки, две обще­ственно-политические системы. Она усилила милитаризм в политике и мышлении.

Отношения со странами третьего мира

Советский Союз в 1953–1964 гг. начал развивать активные внешнеполитические отношения со странами третьего мира, вышедшими из-под колониальной зависимости: это были страны Африки, Азии и Латинской Америки. Сначала СССР поддерживал в этих странах антиколониальные движения, потом – социалистические режимы. Также советское руководство старалось сделать так, чтобы лидеры стран третьего мира ориентировались на СССР в своём развитии.

Что касается советской внешней политики в отношении стран третьего мира, то для нее были характерны следующие аспекты:

1. Поддержка революционных сил в Индии. Во время правления Н.С. Хрущёва в Советский Союз приезжал президент свободной Индии Д. Неру (рис. 8). Его дочь, И. Ганди (рис. 9), также поддерживала отношения с СССР.

Рис. 8. Д. Неру – первый президент освобождённой Индии (Источник)

Рис. 9. И. Ганди – дочь индийского президента Д. Неру, премьер-министр Индии (Источник)

2. Налаживание взаимоотношений с Египтом. Египет освободился от колониального гнёта Великобритании и пользовался поддержкой СССР. В 1956 г. после национализации Суэцкого канала, когда на Египет напали Англия, Франция и Израиль, СССР поддержал Египет во главе с Г. Насером (рис. 10) в этой борьбе.

Рис. 10. Г. Насер – второй президент Египта (Источник)

3. Поддержка Кубинской революции. Когда в 1959 г. Ф. Кастро (рис. 11) и Э. Че Гевара (рис. 12) захватили власть на Кубе, это вызвало радость в Советском Союзе. После этого на Кубе начались различные демократические реформы.

Рис. 11. Ф. Кастро – кубинский революционер (Источник)

Рис. 12. Э. Че Гевара – кубинский революционер (Источник)

В отношении Кубы советская внешняя политика была смелой и продуманной, так как это государство США считало сферой своих интересов.

4. Разрыв отношений с Албанией. Н.С. Хрущёв фактически оскорбил албанского лидера, чем вызвал ссору с ним и разрыв отношений между государствами.

Характер соперничества. Региональные конфликты

Развитие международных отношений в годы «холодной войны» определялось, главным образом, состязанием между двумя сверхдержавами — СССР и США. Их соперничество носило военно-политический характер, но при этом и та, и другая сторона стремилась избежать открытого военного конфликта, вследствие своей неуверенности в его возмож­ном исходе. Данное положение сыграло решающую роль в определении циклического характера послевоенной миро­вой политики. «Холодная война» была чередой обострений и «разрядок» международной жизни.

Первый крупный конфликт возник в июне 1950 г., в ходе кровопролитной войны на Корейском полуострове. В 1948 г. на территории Кореи было создано два государ­ства: на севере — в советской зоне оккупации — Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) и на юге, контролируемом американской администрацией, — Респуб­лика Корея. Отношения между двумя корейскими госу­дарствами складывались весьма напряженно. Каждое из них стремилось воссоединить страну под своей властью. В вооруженный конфликт прямо или косвенно было вовле­чено до 20 государств. Только в июле 1953 г. в Корее было, наконец, подписано перемирие. Однако война за­кончилась на тех же рубежах, на которых и началась. Корея, как и Германия, осталась расколотой.

В эти же годы сформировались и очаги региональной на­пряженности. Возникли арабо-израильский, индо-пакистанский и индокитайский конфликты, через которые также про­легли линии глобального соперничества сверхдержав.

1953 год стал переломным в развитии международных отношений. Этому способствовала смена руководителей в обоих государствах. В 1954 г. было подписано Женевское соглашение по Индокитаю. В 1955 г. удалось договориться о выводе американских и советских войск из Австрии в об­мен на ее строгий нейтралитет. Впервые после Потсдамс­кой конференции, в 1955 г. в Женеве состоялась встреча руководителей Англии, США, СССР и Франции. В том же году СССР и ФРГ установили дипломатические отноше­ния. Наконец, в 1959 г. состоялся первый визит главы советского правительства Н.С. Хрущева в США.

Вместе с тем, в то же время произошли события, кото­рые сделали неизбежным новое обострение соперничества Советского Союза и Соединенных Штатов. Начиная с 50-х годов, советское руководство стало активно поддерживать освободительное движение в так называемых странах «тре­тьего мира». В 1955 г. СССР оказал протекцию президенту Египта Г.А. Насеру, когда тот, после национализации Суэц­кого канала, подвергся нападению Англии, Франции и Из­раиля. В 1957 г. Советский Союз успешно испытал меж­континентальную баллистическую ракету и вывел на орби­ту Земли искусственный спутник. Данное событие впер­вые создавало гипотетическую возможность ядерной ата­ки СССР территории США.

Возникновение нового витка напряженности произош­ло в связи с проблемой Западного Берлина» С 1958 г. Н.С. Хрущев стал добиваться изменения его статуса. Встре­ча советского лидера с новым президентом США Д. Кенне­ди, состоявшаяся в апреле 1961 г. в Вене, явилась оче­видным провалом советского внешнеполитического курса. В августе 1961 г. по решению политического руководства стран Варшавского Договора в Берлине была возведена полоса укреплений, полностью изолировавшая Западный Берлин от остальной части ГДР.

Выводы

Итоги внешней политики СССР в 1953–1964 гг.:

1. Просчёты советского руководства по некоторым направлениям внешней политики.

2. Укрепление основных позиций и расширение сфер влияния СССР в мире.

Список литературы

1. Барсуков Н.А. XX съезд в ретроспективе Хрущева // Отечественная история. 1996. № 6.

2. Варшавское совещание европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе. – М: Госполитиздат, 1955.

3. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России XX – начала XXI в. 9 класс. – М.: «Просвещение», 2012.

4. Измозик В.С., Журавлева О.Н., Рудник С.Н. История России. 9 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2012.

5. Лавренов С.Я., Попов И.М. «Вихрь» в Будапеште, год 1956 // Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. – М.: Астрель, 2003.

6. Платошкин Н.Н. Жаркое лето 1953 года в Германии. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2004.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

1. Какими были отношения СССР и стран Восточной Европы в 1953–1964 гг. и чем они характеризовались? К каким итогам привела внешняя политика Н.С. Хрущёва в этом направлении?

2. Какие положительные и отрицательные моменты в отношениях СССР и Китая во время правления Н.С. Хрущёва можно проследить?

3. Каким образом СССР поддерживал страны третьего мира? Почему эти отношения были так важны для Советского Союза?

Апогей «холодной войны». Карибский кризис

Самым острым оказался карибский кризис 1962 г., вызванный раз­мещением СССР ядерных ракет средней дальности на Кубе в непосредственной близости от США. Мир оказался на по­роге ядерной войны. Ее удалось избежать лишь благодаря своевременно заключенному секретному компромиссу между Д. Кеннеди и Н. С. Хрущевым, в рамках которого советс­кие ракеты были выведены с Кубы взамен обещания США отказаться от агрессии против этой страны и демонтажа американских ядерных ракет в Турции.

Карибский кризис сменился периодом относительной разрядки в советско-американских отношениях и междуна­родных отношениях в целом. 15 августа 1963 г. был под­писан договор о запрещении ядерных испытаний в атмос­фере, космосе и под водой, ставший первым соглашением по контролю над вооружениями стратегического класса.

В то же время карибский кризис привел к окончатель­ному размежеванию внутри социалистического лагеря. Чрезвычайной остроты достигли советско-китайские отношения. В 1963 г. руководство Китая сформулировало за­явление, касавшееся территориальных претензиях этой стра­ны к СССР; данный дипломатический шаг сопровождался рядом провокаций на границе. Кульминацией стал воору­женный конфликт 1969 г. в районе острова Даманский.

Разрядка- К началу 70-х гг. гонка атомных вооруже­ний между двумя сверхдержавами привела к перенасыще­нию их арсеналов, реально поставившей мир перед лицом ядерной катастрофы. Изменилось и отношение обществен­ности западных стран к курсу своих правительств. Не пос­леднюю роль в достижении разрядки сыграла и в целом взвешенная политика СССР в отношении войны США во Вьетнаме и ближневосточного кризиса 1967 г.

В первой половине 70-х гг. международные отношения вступили в эпоху разрядки напряженности. В 1969 г. стра­ны Варшавского Договора выступили с предложением о со­зыве Совещания по безопасности и сотрудничеству в Евро­пе (СБСЕ). 12 августа 1970 г. был подписан советско-за­падногерманский договор, по которому признавались окон­чательными послевоенные границы в Европе и фиксиро­вался отказ от применения силы. В декабре 1970 г. был заключен аналогичный договор между ФРГ и Польшей, а в декабре 1973 г. — между ФРГ и Чехословакией. В декабре 1972 г. состоялось взаимное признание ФРГ и ГДР.

В сентябре 1971 г. подписывается соглашение между США, СССР, Англией и Францией по Западному Берлину, которое также исходило из концепции неприменения силы или угрозы силой в урегулировании вопросов, связанных со статусом зтого города.

В мае 1972 г. состоялся первый в истории советско-американских отношений визит в Москву президента США Р. Никсона, в ходе которого были заключены Договор об ограничении систем противовоздушной обороны, Времен­ное соглашение об ограничении стратегических наступа­тельных вооружений (ОСВ-1), а также документ, фиксиру­ющий «Основы взаимоотношений между СССР и США». Зги договоры, наряду с подписанным в 1973 г. Соглашени­ем о предотвращении ядерной войны, явились важнейши­ми документальными актами, обозначившими поворот от конфронтации к разрядке в отношениях между двумя сверхдержавами.

В марте 1975 г. вступила в силу Конвенция о запрещении разработки и накопления запасов бактериологического и ток­сического оружия и об их уничтожении. В 1976 г. был под­писан советско-американский договор, регламентировавший проведение подземных ядерных взрывов в мирных целях.

Кульминацией процесса разрядки стало подписание 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Сове­щания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Базо­вым элементом этого документа явилась декларация прин­ципов взаимоотношений стран-участниц совещания: их су­веренного равенства; неприменения силы или угрозы си­лой; нерушимости послевоенных границ; мирного урегули­рования споров; невмешательства во внутренние дела; ува­жения прав человека и др. Однако на фоне разрядки про­должали вспыхивать региональные конфликты. В 1971 г. началась очередная война между Индией и Пакистаном. В 1973 г. разразилась новая арабо-израильская война.

Кризис политики «разрядки». Обострение противоре­чий. Судьба разрядки оказалась недолгой. В качестве глав­ной причины ее срыва выступило не только диаметрально противоположное понимание причин и перспектив разряд­ки, но и вытекаввдие отсюда попытки использовать ее для изменения в свою пользу соотношения сил в мире. С 1976 г. советское руководство начало размещать ядерные ракеты средней дальности (РСД) на- территории ГДР и Чехослова­кии, что создавало дополнительную угрозу западноевропей­ским странам. Нарастало и противостояние СССР и США в рамках локальных конфликтов (в Анголе, Мозамбике, Эфи­опии, Никарагуа и др.).

Окончательный крах разрядки про­изошел после ввода советских войск в Афганистан в декаб­ре 1979 г. Международная атмосфера вновь приобрела чер­ты конфронтации. В этих условиях победу на президентс­ких выборах в США одержал сторонник жесткого подхода к СССР Р. Рейган. В США стали разрабатываться планы стратегической оборонной инициативы (СОИ), предусмат­ривающей создание ядерного щита в космосе. В 1983 г. НАТО приступил к размещению в Европе новых американ­ских ядерных ракет средней дальности. Это резко ухудши­ло стратегиче-ское положение СССР. Намечался новый тур гонки ракетно-ядерных вооружений.

Перестройка и «новое мышление» во внешней поли­тике. Завершение «холодной войны»

Советское руковод­ство оказалось вынужденным в очередной раз сменить свои стратегические ориентиры во. внешней политике в целях смягчения международной напряженности. Данные изме­нения совпали со сменой высшего руководства в СССР. Пер­воначально новый советский лидер М.С. Горбачев ставил своей целью добиться очередного потепления климата меж­дународных отношений, без принципиальных изменений самого внешнеполитического курса. Тем не менее, обстоя­тельства сложились таким образом, что с 1987 года был провозглашен переход к «новому политическому мышле­нию».

Правящая советская элита заявила о приверженнос­ти принципам коллективной безопасности и уважении су­веренного права народов на выбор собственных путей раз­вития. В 1987 г. руководители сверхдержав подписали до­говор об уничтожении ракет средней дальности. В 1989 г. СССР вывел войска из Афганистана. В том же году нача­лась нормализация отношений с Китаем. СССР отказался от подавления «бархатных» революций 1989 г. в странах Восточной Европы, стерриторий которых стали выводить­ся советские войска. «Холодная война» постепенно при­ближалась к своему завершению. Распад СССР в 1991 году фактически означал окончание «холодной войны». Круше­ние Советского Союза и образование СНГ знаменовали на­чало российской внешней политики.

Дата добавления: 2015-03-20; 10788; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

https://school1208.ru/istoriya-rossii/1213-normalizaciya-otnosheniy-sovetskogo-gosudarstva-so-stranami-zapada-i-vostoka.html