8 основных психологических кризисов человека

Понятие и объекты изучения

Объект изучения — реакция человека на травматические события. Они воздействуют на личность на индивидуальном или общественном уровне, но независимо от источника остаются одинаково опасными и разрушительными. К ним относятся события, в которых индивид чувствует себя неуверенно, теряет самоуважение и самоконтроль. Часто это сопряжено с реальной угрозой жизни: нападением, стихийным бедствием, аварией.

Не все опасные ситуации являются кризисными. Определить ее можно по симптомам:

  • рассеянность, снижение концентрации;
  • повышенная нервная возбудимость;
  • снижение самооценки;
  • проблемы с пищеварением, отсутствие аппетита;
  • хроническая бессонница (при сопутствующей хронической усталости);
  • панические атаки;
  • самоизоляция, отказ от общения;
  • неспособность справляться с жизненными трудностями;
  • подавленность, частая головная боль, слабость.

Появление отдельных признаков еще не означает проживание травмы. Но совокупность симптомов требует срочного вмешательства.

Что такое кризис и почему – это дар жизни

Мы все сталкиваемся с гореванием, с утратой. Это не обязательно умерший близкий, это еще и расставание, столкновение с возрастом, а иногда это умершее «я». В жизни масса всяких утрат. Выбирая что-то, мы всегда что-то теряем. Нередко говорят о «муках» выбора, на самом деле человек страдает от того, что утратил или отверг. С переживанием страдания и душевной боли мы сталкиваемся в ситуациях разнообразных кризисов, которые дарит наша жизнь.

Я говорю «дарит» без иронического подтекста: кризисы – это дар, только мы не всегда знаем, как с ними правильно обходиться.

Правда, сегодня само слово «кризис» стало штампом. Психологи часто сталкиваются с тем, что за «кризисом», «стрессом», «травмой» или «депрессией» могут стоять совершенно другие вещи.

В этом смысле важно понимать, что кризис возникает тогда, когда человек целиком (душой, телом и системой отношений с окружающим миром) вовлекается и должен встретиться с этим «вызовом судьбы». Когда все во мне внутри содрогается, меня трясет, «штырит» и «колбасит» – это носит название кризисного состояния

Согласно классическому определению, психологический кризис – это резкое несоответствие между потребностями и способностями организма человека, с одной стороны, и требованиями и ожиданиями внешнего мира, окружающей среды – с другой. Эта среда что-то от нас требует, бросает вызовы, к которым мы не готовы. Способностей родившегося младенца явно не хватает для того, чтобы самому организовать свое бытие в мире. Окружающая среда посылает требование «выживи»: ты нужен нам в семье, нужен нашему обществу, нашей культуре и так далее. С одной стороны, есть это «выживи – ты нужен», а с другой стороны, есть ситуация беспомощности. Это – типичная картина любого кризиса.

Причины появления личностного кризиса

  • Недовольство собой
    . Достаточно распространенная причина, с которой сталкивается каждый второй человек. Дело в том, что масс-медиа активно навязывают определенные стандарты внешности, уровня достатка. В жизни добиться аналогичных показателей получается далеко не у всех.
  • Проблемы на работе
    . Человек может быть лучшим работником, но его труды остаются незамеченными. Или же, наоборот, он понимает, что его знания устарели, его услуги больше никому не нужны, а возраст и страх уже не позволяют начать что-либо новое. Не меньше повлияет на состояние и потеря хорошо оплачиваемой работы.
  • Восприятие себя
    . Обычно с кризисом сталкиваются люди среднего возраста. Это связанно с угнетением себя мыслями, что большая часть жизни прошла, что еще многое не успели из того, что хотелось, а время неумолимо бежит.
  • Проблемы в семье
    . Уход одного из пары к новому партнеру больно бьет не только по самолюбию, но и заставляет начать процесс самоугнетения. Ведь быть в роли брошенного очень непросто.
  • Сложности в школе
    . Кризис зачастую свойственен подростковому возрасту. Особенно ярко он проявляется у детей, которые «не такие, как все». Они становятся изгоями, их не принимает общество, а реализовать себя в других направлениях и с другими людьми они еще не могут или не умеют.

Рецепт от болезни

При выявлении психологического кризиса взрослой жизни назначение только одно: научиться жить без оглядки на прошлое и постараться не проводить параллели с жизнями других людей. Мы все индивидуальны. Поэтому мы интересны. Осознание приобретенного жизненного опыта и принятие ошибок, совершенных на своем пути, помогут преодолеть трудности.

Важно уметь ставить достижимые жизненные цели, правильно определять приоритеты, чтобы не переживать в будущем острую фрустрацию. Для таких этапов характерно принятие необдуманных поспешных решений

Например, человек может уволиться с работы, уйти из семьи, отрастить бороду и даже постричься в монахи. Психологи советуют в такой ситуации дать себе время на раздумья (1 месяц), а затем написать на листке бумаги предполагаемые плюсы и минусы принимаемого решения. Говорят, что это помогает

Для таких этапов характерно принятие необдуманных поспешных решений. Например, человек может уволиться с работы, уйти из семьи, отрастить бороду и даже постричься в монахи. Психологи советуют в такой ситуации дать себе время на раздумья (1 месяц), а затем написать на листке бумаги предполагаемые плюсы и минусы принимаемого решения. Говорят, что это помогает.

Печально, но факт: каждому предстоит столкнуться с несколькими кризисами взрослости

Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин пришли к выводу, что переход от одной возрастной ступени к следующей связан с неизбежными преобразованиями в социальных отношениях.

  1. «Кризис молодости». В среднем его пик приходится на 30 лет. Начаться сложный этап может и в 25 лет, но нормативный возраст, определяемый психологами, составляет 27 – 28 лет. Приходит осознание, что беззаботная юность осталась позади, а радужные представления о будущем оказались не совсем верными. Жизнь перестает быть понятной. Нужно свыкнуться с мыслью, что рассчитывать на помощь родителей уже совестно. Возникает необходимость самостоятельно зарабатывать, строить быт. Нужно суметь занять достойное место в профессии;
  2. «Кризис середины жизни». Типичный период приходится на промежуток между 40 и 45 годами. Иногда его диагностируют уже в 37, но чаще в 40 лет. По мнению российских и зарубежных психологов кризис среднего возраста – закономерный феномен, с которым в той или иной степени сталкиваются все люди. Каждый осознает, что половина жизни осталась позади, поэтому изменились социальные роли, статус в профессии. Приходит осознание собственной смертности, переосмысление содержания жизни. Предпосылки возникновения психологического перелома – снижение визуальной привлекательности, спад физических сил, недостаточная реализованность предыдущих жизненных целей и мечтаний;
  3. «Пенсионный кризис» 55- лет. Его возникновение обусловлено утратой одной из опор – трудовой занятости. Всю жизнь человек работал, был окружен коллегами, большую часть времени проводил вне дома. После выхода на пенсию его привычный мир рухнул. Нужно определиться, чем занять себя. Именно в такой переломный момент разом дают о себе знать болезни и хандра. Людьми этот переходный этап отождествляется со старостью и ненужностью. Такой период – завершающая глава в психологическом становлении личности.

Причины появления

Кризис среднего возраста у мужчин — что это такое, когда начинается
Причина кризисов кроется в возникновении противоречий новых потребностей, которые уже не удовлетворяются, и нынешних или прошлых условий. Каждый период возрастного развития имеет побудительный толчок для будущего изменения и развития – это база для формирования индивидуума.

Обратите внимание! В каждый период кризиса возрастают разногласия между ограниченными возможностями, новыми потребностями и социальным опытом (реакцией близких). На сегодня этот диссонанс, по мнению психологов, рассматривается как движущая сила развития психики.

Особенности протекания и значение критических возрастов

Дети развиваются постепенно и поэтапно. Если условно считать «детством» возраст от 0 до 18 лет, то в нем есть свои периоды. И они не совпадают с годом жизни. Цикличность развития имеет психологические предпосылки. Основными этапами становления ребенка личностью являются: новорожденность, младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младшая школа, подростковый возраст, юность.

В каждом из обозначенных периодов дети получают определенные навыки и умения, и каждый из них завершается кризисом, после которого все приобретенное совершенствуется и дополняется. Это, как утверждают психологи, вполне закономерно. Кризисный этап – ступенька для перехода в другой период развития, своеобразный «психологический толчок». Он длится несколько месяцев, но четких границ у него нет. Не всегда удается точно определить, что «перестройка» уже началась.

Итак, основные переходные моменты от одного этапа развития к другому в психологии детей:

  • кризис новорожденного: переход из новорожденности в младенчество;
  • кризис годовалого ребенка: переход из младенчества в раннее детство;
  • кризис трех лет: ступенька из раннего детства в дошкольный период;
  • кризис семилетних детей: дошколята становятся школьниками;
  • подростковый кризис: переход из начальной школы в средние классы (ребенку на этот момент 11 или 12 лет);
  • кризис ранней юности: грань между детством и взрослостью (15-17 лет).

Кризисные состояния у детей проходят по-разному. У одних протекание переломного момента сопровождается повышенной нервной возбудимостью, плохим поведением, а у других – заболеваниями.

Большую роль в создании оптимальных условий для детей, переживающих определенный кризис, играют родители. Им нужно быть уравновешенными, доброжелательными и терпимыми. Поддержка взрослых очень важна для детей в такие сложные периоды.

Понятие возрастного кризиса

Как раскрывается понятие кризиса, какова его симптоматика, временные рамки? Как отличить кризис от других психологических проблем, обычной усталости? Слово кризис от своего древнегреческого корня означает решение, поворотный пункт, исход. Действительно, кризис всегда связан с принятием какого-то решения, необходимости изменений. Человек осознает наступление кризисного периода, когда подытоживает достижение целей, поставленных ранее в жизни, и неудовлетворен результатом – смотрит в прошлое и анализирует, что он не получил.

За всю жизнь мы проходим несколько кризисных периодов, и каждый из них приходит не внезапно, а через накопление неудовлетворенности вследствие расхождений ожидаемого и реально наступившего. Потому кризис среднего возраста и известен больше других, ведь человек прожил большую часть жизни и начал задумываться о прошедшем и достижениях, а часто и сравнивать себя с другими.

Бывает, словом кризис человек прикрывает свои другие душевные недомогания, не имеющие отношения к прохождению возрастных этапов. Если возрастные кризисы у детей легко наблюдаются, то у взрослого человека временные рамки могут сдвигаться, обычно каждому этапу отводится лет 7-10, притом один может проходить практически бесследно, другой же будет очевиден даже окружающим. Однако содержание кризиса в каждом возрасте универсально, с учетом временных сдвигов в одном кризисе могут находиться, например, люди 30 и 35 лет, решая приблизительно одинаковые проблемы.

Кризисы возрастного развития стоит отличать от личностных биографических кризисов, связанных с такими объективными условиями как, например, окончание школы, потеря родных или имущества. Кризисы возрастного развития характерны тем, что внешне у человека все нормально, плохо, однако внутри. Человек начинает провоцировать перемены, иногда разрушительные, чтобы изменить жизнь и внутреннюю ситуацию, окружающие же могут не понимать его, считать проблемы человека надуманными.

Характеристика психологического кризиса

Практикующие психологи во всем мире давно изучают и описывают жизненные кризисы, но знать о них полезно и каждому простому человеку, чтобы понимать свое состояние в определенный период. Попробуем рассказать об этом, не слишком увлекаясь научными терминами.

Кроме различия кризисов по интенсивности и длительности, их могут вызывать и разные причины, связанные с психологическими процессами, называемыми специалистами переживаниями. Последние имеют такие цели:

• испытать удовлетворение сию минуту;

• обеспечить в своем мире упорядоченность;

• мотивированно реализовать какую-либо деятельность;

• стать совершеннее, расти как личность.

Если какой-либо из вышеупомянутых пунктов невозможно выполнить, то наступает психологический кризис определенного вида:

1. Кризис удовольствия. Человек хочет получить позитив от чего-то, но вмешиваются плохие переживания и трудности, становящиеся трагедией. В этом случае срабатывает механизм психологической защиты, подменяющий или искажающий реальность, блокирующий сознание.

2. Фрустрация (произошло от лат. «расстройства, тщетные ожидания») – состояние, при котором хочется достичь цели, но для сделать это препятствуют биологические (возраст), физические (тюремные стены, границы), культурные (общественные нормы), психологические (страх недостатка интеллекта) барьеры.

3. Ценностный кризис подразумевает борьбу между мотивом и личной системой ценностей, между которыми индивидуум не может сделать выбор, крах системы ценностей.

4. Целостный кризис – потеря воли как механизма, обеспечивающего соответствие и согласие теоретического и практического сознания, исчезает желание творчества.

Кризисы психологического развития имеют свои стадии:

• первичные проявления напряжения и попытки решить проблемы обычными способами;

• растет напряжение при неудаче попыток его снять;

• напряжение все увеличивается, требуя подключения как внутренних, так и внешних источников энергии;

• возникновение депрессии, тревожности, полной беспомощности, потери сил и безнадежности исправить ситуацию. Далее происходит дезорганизация личности.

Поведение человека меняется, он может кроме депрессии испытывать одиночество или любое деструктивное чувство (злость, раздражительность, мнительность, упрямство и т.д). При этом кризис может прекратиться на любом этапе в случае нахождения решения или исчезновении проблемы.

Особенности преодоления

Кризисы возрастного развития имеют свои особенности преодоления. Способы зависят от того, в каком именно возрасте находится человек. Дети в возрасте 3-х лет нуждаются в помощи и поддержке родителей. В это время стоит проявить терпение и дать малышу видимую самостоятельность.

Очень важно научиться ненавязчиво контролировать поступки малыша, поощряя его самостоятельность. В возрасте 7-ми лет ребенку необходима поддержка родителей при проблемах с адаптацией в новой среде (школе). Родителям важно проявлять терпение и спокойно реагировать на эмоциональные проявления ребенка.

Важно увлечь малыша кружками, хобби и другими интересными занятиями. В этот период важно направить энергию ребенка в нужное русло, научить его прикладывать усилия для достижения результатов.

В подростковом возрасте ребенок испытывает огромный стресс. Родители должны проявлять терпение и избегать давления. В этот период важно не подавлять в подростке попытки стать независимым, а контроль над его поведением осуществлять незаметно. Для подростка будет не лишней консультация у психоаналитика.

Во взрослом возрасте человек способен сам справиться со своими кризисами. В 25 лет человеку стоит научиться доверять себе, своим вкусам и своим представлениям о жизни. Не стоит сравнивать себя с другими людьми. Важно отказаться от навязанных стереотипов, а стремиться найти то, что вдохновляет и приносит восторг. Главное, что нужно сделать, это осознать, что ошибки случаются у всех и они неизбежны.

Кризис среднего возраста может привести к потере работы, социальных связей, а также вызвать клиническую депрессию. В это время важно не совершать необдуманных решений, чтобы не потерять важные сферы своей жизни. Желательно проконсультироваться с психологом, который поможет взглянуть на привычные вещи под другим углом.

При кризисе пожилого возраста важно не замыкаться в себе. В этом возрасте важно не терять связи с родными и друзьями. Необходимо больше общаться с людьми, делиться своими переживаниями, мыслями и чувствами. Важно осознать, что с выходом на пенсию жизнь не заканчивается. Нужно научиться находить новые интересные занятия, настраиваться на позитив и ценить прекрасные моменты.

Для преодоления кризиса стоит воспользоваться универсальными советами, подходящими для людей любого возраста:

  • Необходимо осознать и принять ситуацию.
  • Больше общаться и окружать себя позитивными, вдохновляющими людьми.
  • Следить за режимом дня и придумывать себе небольшие приятные ритуалы (например, чтение перед сном).
  • Отказаться от принятия важных решений во время депрессии.
  • Необходимо заниматься спортом и совершать прогулки на свежем воздухе.
  • Проводить время наедине со своими мыслями.
  • Следует понять свои новые желания и приоритеты. Не стоит цепляться за старое, необходимо развиваться дальше.
  • Не стоит сравнивать себя с другими, важно осознать свою уникальность и ценность.

Возрастные кризисы необходимы человеку для его дальнейшего развития. Они помогают адаптироваться к переменам в жизни и осознавать свои истинные желания. Важно быть готовым к этому важному переломному моменту в жизни, чтобы успеть вовремя принять меры по устранению его негативных последствий.

Пять правил оказания помощи пострадавшему

Помогать при кризисе нужно опираясь на принципы, выработанные психологами:

  1. Помочь своевременно. Человек, не имеющий опыта оказания самопомощи, может выбрать деструктивные способы борьбы со стрессом, навредить себе еще больше.
  2. Обеспечить жертве психологический, физический комфорт. По возможности нужно помочь жертве привести себя в порядок: умыться, переодеться, оказать первую медицинскую помощь.
  3. Помочь осознать ситуацию. Столкнувшись с травмой, человек часто не понимает, что с ним происходит. Объяснение поможет жертве осознать произошедшее, пережить это.
  4. Объяснить дальнейшие действия. Приведя человека в состояние психического стабильности, нужно объяснить ему, какие меры нужно предпринять для нормального проживания травмирующей ситуаций.
  5. При необходимости — помочь в дальнейшем. Специалисты, занимающиеся долгосрочной реабилитацией, обязаны предоставить жертве методы, которые можно применять самостоятельно.

Цель краткосрочной и долгосрочной помощи кризисного психолога — научить человека справляться с травмой, избавиться от внутренних переживаний и жить полноценной жизнью.

Фазы травматического кризиса

Шоковая фаза наступает вскоре после события, вызвавшего кризис. В этой фазе человек не осознает до конца, что произошло, он может даже не верить в это и все отрицать. Некоторые люди в таком случае как парализованные, окаменелые, некоторые действуют бесчувственно и машинально. Другие реагируют сильной тревогой и возбуждением, могут плакать и громко кричать. Эти проявления могут и сменять друг друга.

Как правило, проявляются:

  • Отрицание
  • Отсутствие эмоций, заторможенность
  • Чувство нереальности
  • Плач, крик, паника

Внешнее отсутствие эмоций может как у самого человека, так и у окружающих, могут вызвать смущение. Но все произошедшее и нельзя сразу принять и понять полностью. Шоковое состояние может защитить человека и масштаб произошедшего будет открываться постепенно. Это дает время приспособиться

Человеку в таком состоянии важно знать, что он находится в безопасном месте, происходящее вокруг него логично и ситуация под контролем. С ним стоит разговаривать спокойным тоном

Так же считаться нужно с тем, что человек в шоковом состоянии не всегда способен запоминать и воспринимать сложную информацию. Поэтому нужно говорить четко, спокойно и просто.

В этой фазе человек начинает постепенно осмысливать происходящее, осознавать, что произошло и что это для него значит. Вначале могут быть странные ощущения и чувства, например кто-то может чувствовать присутствие умершего близкого или слышать его голос, чувствовать прикосновение. Это означает, что мозг еще не приспособился к новой реальности.

В фазе реагирования человеку необходим кто-то, кто выслушает, а также кто оказывал бы ежедневную поддержку. Иногда приходится напоминать человеку, что пора есть, спать или одеться. Часто могут всплывать воспоминания в связи со случившимся, как во сне, так и во время бодрствования. Их могут пробуждать какие-то звуки, запахи или слова. Воспоминания могут быть тревожными или пугающими. В этой фазе чувства могут быть очень сильными, человек может чувствовать, что не в состоянии больше терпеть, сходит с ума, не может поверить, что переживет это.

Как правило, проявляются:

  • Чувство страха и тревоги
  • Обвинение себя или других
  • Бессонница, отсутствие аппетита
  • Дрожь, тошнота, другие физические симптомы

Человек нуждается в частом перефразировании и пересказе. Окружающим может быть тяжело это терпеть

Важно помнить, что это помогает навести в голове порядок, как-то уместить произошедшее, понять, обработать. В данном случае поддержка других станет большой помощью

В этой фазе человек начинает осознавать, что произошло. В реальности случившегося больше нет сомнений, приходит осознание, что произошедшие изменения и потери настоящие. Человек готовится встретить новую ситуацию.

Как правило, проявляются:

  • Проблемы с памятью и способностью сосредоточиться
  • Раздражительность
  • Отказ от социальных отношений

Тут случившееся понемногу становится частью жизни человека и его сущности. Человек может жить со случившимся, не держа это постоянно в памяти. Время от времени боль снова поднимается на поверхность, но возможно чувствовать и радость. Хотя случившееся стало частью жизни человека, оно больше не контролирует его чувства и направление мыслей. Произошедшее во время кризиса не проходит бесследно, временами что-то может напоминать о трудном периоде и о случившемся, что становится причиной тревоги и тяжелых чувств. Жизнь после кризиса может казаться уязвимой, потому что человек уже знает, что может случиться, но человек может открыть в себе силы и новые убеждения, которые дают чувствовать себя более уверенно.

Если событие, приведшее к кризису, оказало очень сильное влияние, или если в жизни человека и раньше были травмирующие события, восстановление может стать длинным процессом. Часто человек начинает избегать всего, что связано с травмирующим событием, однако, в то же время, могут появляться назойливые и неожиданные мысли, воображение, воспоминания. В таких случаях полезна терапия после травмы. Использовать можно различные техники, с помощью которых можно почувствовать себя лучше. Ознакомиться с этими техниками можно здесь.

Какие бывают кризисы?

Их вообще-то много. На самом деле кризисы в развитии личности бывают трех видов: возрастной кризис, ситуативный кризис и непосредственно личностный. Как правило, когда люди говорят: “У меня кризис!”, то речь идет о третьем варианте. Но мы рассмотрим все – чтобы знать, когда ждать и набираться и терпения , а когда – спрашивать совета у подруг или искать выход в литературных источниках.

Итак, возрастные кризисы. Это вообще фактически норма жизни. Они бывают практически у каждого человека, причем в более или менее одинаковом формате. Возрастной кризис – это когда человек уже чего-то хочет, а среда ему еще этого не дает. Таких кризисов достаточно много, и возникают они почти с младенчества. Детские кризисы бывают в конце первого года, в три года, в семь лет и в течение всего подросткового возраста. Они все связаны с обретением ребенком независимости и новых навыков. Например, в три года ребенок уже хочет одеваться сам, но мама ему пока не разрешает, так как на это уходит слишком много времени. И ребенок начинает бузить. В данной ситуации маме необходимо принять взросление ребенка и специально выкраивать время для того, чтобы ребенок сам одевался – иначе он никогда не научится это делать, и его взросление приостановится.

Больший интерес для нас представляют возрастные кризисы взрослой жизни. Первый такой кризис – это 17-18 лет. В этот период происходит первая встреча со взрослостью. Человек начинает самоопределяться и ищет свое место в мире. Второй кризис возникает на промежутке от 30 до 40 лет – так называемый кризис середины жизни. Человек окидывает взглядом свою жизнь и отвечает для себя на вопрос: все ли я сделал, что хотел? Следующий кризис – предпенсионный – случается в 50-60 лет и связан с выходом на пенсию и сменой динамичного образа жизни на более спокойный. И последний возрастной кризис – это кризис конца жизни – у всех случается в разном возрасте. Он связан с общей оценкой прожитой жизни – положительной или отрицательной.

Другой тип психологических кризисов – ситуативные кризисы. У них есть своя вполне осознаваемая человеком причина. Например, хочется мужа – и богатого, и доброго, и заботливого, и умного, и веселого – в общем, и рыбку съесть, и на сосну взобраться. Но все вместе не получается, и женщина оказываетесь один на один с этим “не получается”. Или, например, вы хотите и карьеру успеть построить, и очаг идеальный создать, а времени и сил на все не хватает. Все эти “тупики” вполне прозрачны. Все, что вам нужно – расставить приоритеты, развернуться и выйти вон из этой западни. Ну, может быть немного порасстраиваетесь, но жить с этим вполне возможно.

И последний тип – собственно личностные кризисы. Именно они отличаются сложностью и сумбурностью переживаний,именно из них вам так сложно бывает найти выход. У них могут быть абсолютно разные причины. Все мы знаем о кризисах, связанных с печальными событиями: горе, утрата, одиночество, ощущение бессмысленности. Но немногие знают о том, что кризисные переживания могут быть вызваны чем-то по сути радостным – рождением ребенка, свадьбой или долгожданным повышением. Итог всегда один: человек чувствует, что внутри что-то изменилось, и сегодня он уже не может жить так, как жил вчера. Он становится другим. Об этих кризисах и пойдет речь далее.

Кризис: опасность + возможность

Говорят, в китайском языке слово «кризис» обозначается двумя иероглифами, один из которых означает опасность, а другой – возможность.

Думаю, в любом кризисе можно выделить эти две зоны. Кризис – не то состояние, которое течет минуты, дни или даже недели

На то, чтобы преодолеть его, у нас уходит много сил, и нам важно для этого время

В 1917 году вышла небольшая статья Зигмунда Фрейда «Печаль и меланхолия», на мой взгляд эпохальная для развития кризисной психологии

Фрейд ввел важное понятие – «работа горя», которое позднее расширилось и стало называться «работой кризиса». Фрейд имел в виду, что для того, чтобы прожить горе, кризис, надо проделать работу, которую, кроме самого человека, не может осуществить никто

У него может быть психологический сопровождающий, психолог-консультант, добровольные помощники и волонтеры, даже духовный наставник или гуру – неважно, кто это будет, важно то, что человека на пути проживания горя можно сопровождать, но сама работа – плод личных усилий.

Особенности психологического кризиса

Кризис — это состояние дезорганизации на психологическом уровне и дезадаптации на социальном уровне. Этот период, как правило, связан с острыми конфликтами внешнего и внутреннего характера, субъективной неудовлетворенностью своей жизнью, самим собой и миром в целом. Кризис характеризуется состоянием эмоционального напряжения и болезненными переживаниями, из которых человек желает выйти.

Субъективно, кризисы обычно оценивают в качестве нежелательного, негативного состояния. Тем не менее, многие ученые придерживаются точки зрения, что кризис — это не всегда негативное явление.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Основные формы психологического кризиса и методы их профилактики 490 руб.
  • Реферат Основные формы психологического кризиса и методы их профилактики 260 руб.
  • Контрольная работа Основные формы психологического кризиса и методы их профилактики 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В любой области развитие, как организма, так и системы, происходит только через череду кризисов. По сущности, развитие представляет собой смену критических, литических (относительно устойчивых) и стабильных периодов. В стабильные периоды организм как система не развивается, но функционирует максимально эффективно. В критические периоды он функционирует менее эффективно, но претерпевает бурный рост и развитие.

При психологическом кризисе у человека появляется необходимость и возможность освоить новые модели поведения и мышления. Развитие здесь является во многом вынужденным. Никто не хочет осваивать что-то новое или меняться, поскольку базовый принцип работы психики представлен экономичностью.

Развитие человека, как и любой иной сложной развивающейся системы, происходит посредством прохождения через ряд кризисов. В каждом из них имеется возможность получения определенного новообразования, которое необходимо или полезно для последующей жизни.

Во время кризиса не всегда реализуются такие возможности, многие проходят через кризис, так и не получив новообразование. Возможность не замечается или теряется, поэтому дальнейшая жизнь человека осложняется. Таким образом, выход из кризиса имеет 2 варианта:

Необходимо подобрать материал для учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

  • Позитивный (появляется новообразование);
  • Негативный (потеря возможности).

Групповое воздействие

На процесс становления кризисной психологии оказали влияние многие специалисты-практики. Их опыт позволил отобрать действующие методики, помогающие справляться со стрессом и его последствиями. Автор нескольких работ по кризисной психологии, Л. Пергаменщик, предлагает метод под названием психологический дебрифинг.

Принцип дебрифинга — объединить в терапевтическую группу жертв, переживших похожий травматический опыт. Нахождение в компании людей, вынужденных справляться с похожими ситуациями, помогает человек чувствовать себя свободнее. Он может:

  • делиться переживаниями, не боясь осуждения;
  • рассчитывать на понимание;
  • быть предельно откровенным.

Поддержка других участников группы — мощный стимул, дающий силы для преодоления травмы, построения планов на будущее

Что такое личностный кризис?

Личностный кризис — это психологическое понятие, которое подразумевает критический момент в духовном развитии личности. Допустим, юноша стремится получить хорошее высшее образование, видит себя блестящим юристом, но не может поступить в престижное учебное заведение. Для него это становится настоящей трагедией. Желанная специальность, с которой мечталось пройти по жизни, оказалась недосягаемой. Молодой человек в растерянности, не знает, что ему делать. Наступают раздумья: как же жить дальше?

Далеко не каждая личность может справиться с критической ситуацией, в такой переломный момент жизни нередко принимаются эмоциональные решения, которые не способствуют разрешению проблемы, а только ее усугубляют.

Если кризис личностного развития воспринимается как тупиковый, когда все надежды на дальнейшее рушатся и не видно выхода из создавшегося положения, необходима помощь психотерапевта. Иначе человек может потеряться в бурном житейском море и не выбраться на твердый берег — не встанет крепко на ноги.

Личностный кризис заставляет человека приспосабливаться к изменившимся внешним и внутренним условиям жизни. Если он сумеет адаптироваться к новому режиму своего бытия, не пострадает самочувствие. В противном случае кризисное состояние, сопровождаемое длительным негативным эмоциональным всплеском, может привести к серьезному расстройству психики.

Под определение «личностный кризис» попадают все экстраординарные переживания личностного характера. Сюда следует отнести возрастные кризисы: детского и подросткового периода, средних и преклонных лет.

Важно знать! Личностный кризис — закономерный этап в жизни человека. Характеризуется тревожным психологическим надломом

Однако это не конец света! Сильная, волевая натура, серьезно работая над собой, сумеет «разрулить» свои душевные переживания, чтобы дальше уверенно идти по жизни.

BodyPsyhologyПсихология тела

Л.С. Выготский (1984) ввел деление кризисного возраста на предкритическую, собственно критическую и посткритическую фазы. В предкритической фазе возникает противоречие между объективной и субъективной составляющими социальной ситуации развития (средой и отношением человека к среде). В собственно критической фазе это противоречие обостряется и проявляется, обнаруживая себя, и достигает своего апогея. Затем в посткритической фазе противоречие разрешается через образование новой социальной ситуации развития, через установление новой гармонии между ее составляющими.

Предкритическая фаза состоит в том, что человеку открывается неполнота той реальной формы, в которой он живет. Такое открытие возможно лишь на основе возникновения представления об иной, новой идеальной форме. Человеку открылось нечто иное, ожидающее его в будущем, образ нового поведения. До подобного открытия человек довольствуется сегодняшними проблемами и их решениями. В переломные моменты жизни этого оказывается недостаточно. Иное, будущее, предстоящее оказывается привлекательным, притягивающим. Обнаружить это открытие будущего можно лишь косвенно, поскольку оно нерефлексивно. Этот этап можно назвать этапом эмансипации: в предшествующий стабильный период ребенок был полностью погружен в текущую ситуацию, теперь эта ситуация представляется ему пока еще как привлекательная, но уже лишь как одна из многих.

Далее наступает собственно критическая фаза, состоящая из трех этапов.

На первом этапе происходит попытка непосредственно реализовать наиболее общие представления об идеальной форме в реальных жизненных ситуациях. Открыв новое, иное, отсутствующее у него, человек сразу же пытается «попасть» в это другое измерение. Специфика этого этапа связана с особенностями самой идеальной формы, с тем, что идеальная форма существует в культуре не обособленно, не сама по себе, а в разнообразных воплощениях.

Далее наступает этап конфликта — необходимое условие нормального развития в кризисе, позволяющее человеку и окружающим его людям предельно обнажить собственные позиции. Позитивный смысл этого этапа состоит в том, что для человека раскрывается невозможность прямого воплощения идеальной формы в реальную жизнь. До конфликта единственной преградой для материализации идеальной формы остаются внешние ограничители — старые формы жизни и взаимоотношений. Конфликт создает условия для дифференциации этих ограничителей. Посредством конфликта обнаруживается, что часть из них действительно была связана с теряющими свою актуальность табу (и они затем убираются), но какая-то часть связана и с собственной недостаточностью (неумением, отсутствием способностей). В конфликте с предельной ясностью обнажаются и эмоционально переживаются преграды к реализации идеальной формы. Внешние преграды затем убираются, но остаются внутренние, связанные с недостаточностью собственных способностей. Именно в этот момент и возникает мотивация новой деятельности, создаются условия для преодоления кризиса. Именно в фазе конфликта происходит обнаружение человеком нового «жизненного значения» (Запорожец, 1986).

Прежде чем критическая фаза завершится, должен произойти третий этап — рефлексия собственных способностей, должно возникнуть новообразование кризиса. Здесь мы рассматриваем рефлексию как этап кризиса, представляющий собой интерио-ризацию конфликта между желаемым и реальным. Интеллектуальная рефлексия может быть лишь одной из форм рефлексивного отношения к собственным возможностям.

Кризис завершается посткритической фазой, представляющей собой создание новой социальной ситуации развития. В этой фазе завершается переход «реальное-идеальное» и «свое-иное» (Эльконин, 1994), принимаются новые формы культурной трансляции идеальной формы (новая ведущая деятельность), происходит поиск нового «значимого другого». Реализуется новая форма — идеальная, а не идеализированная, полноценная, а не формальная.

Отличительные признаки когнитивных стилей Итак, когнитивные стили — это индивидуально-своеобразные способы переработки информации о своем окружении в виде индивидуальных различий в восприятии, анализе, структурировании, категоризации, оценивании происходящего. В свою очередь, эти индивидуальные различия образуют некоторые типичные формы когнитивного реагирования, относительно к …

Определение малой группы и ее границы Если выбрать из бесчисленных определений малых групп наиболее «синтетическое», то оно сводится примерно к следующему: «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональны …

Обучение как способ организации педагогического процесса Обучение — самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия. Будучи сложн …

Переломный этап у мужчин

Если для женщин переломные моменты связаны с потерей красоты и привлекательности, для мужчин они привязаны к ощущению физической силы и сексуальной активности. Мужчина, привыкший к активной жизни, осознает, что юность прошла, он уже не вызывает такой заинтересованности у женщин. Отношения с женой давно стали привычными и рутинными, они больше не дают новых эмоций и впечатлений.
В возрасте 40 лет многие мужчины заводят отношения с молодыми любовницами. Восхищение юной девушки — источник укрепления мужской самооценки. Но если у мужчины уже начались проблемы со здоровьем, он больше не чувствует себя полноценным, кризис осложняется.

Благополучно выйти из него получается у мужчин, реализовавших себя в карьере или хобби — социальная успешность становится заменой физической силе.

Этапы развития кризиса личности

Как и любое заболевание, кризис личности имеет несколько форм. Для каждой из них характерны свои симптомы и признаки.

Этап погружения

Начинается с беспричинного ухудшения самочувствия. Человек испытывает напряжение и скованность, чрезмерную утомляемость и постоянную усталость. Его действия хаотичны и даже бессмысленны.

На этом этапе сложно сосредоточиться на чем-то одном. В голове роятся сотни мыслей. Они вытаскивают из памяти самые неприятные моменты. Со временем сознание превращается в черную дыру, которая засасывает все сильнее и сильнее.

Этап тупика

Человеку кажется, что он остался совсем один. Он не находит ничего лучшего, как уйти в себя. Это погружение не приносит ничего хорошего. Бесконечный самоанализ и обдумывание прошлого лишь усиливают переживания.

Гнетущее чувство одиночества несет с собой страх и неопределенность. В какой-то момент начинается эмоциональное истощение. С одной стороны, это плохо. Но с другой, человек наконец-то понимает, что нужно искать выход из создавшейся ситуации. Что самое приятное, у него появляется желание и силы действовать.

Переломный момент

Несмотря на упадок моральных и физических сил, человек начинает выводить себя из состояния кризиса. Он больше не прячется внутри себя, очищает сознание от неработающих установок и открывается для нового опыта и идей.

На этом этапе кажется, что мир заиграл другими красками. Появляется легкость, чувство свободы и, что самое главное, смысл жизни. Плюс к этому, человек ставит цели, пусть и небольшие, но вполне достижимые.

Изучим особенности переходных этапов

В результате исследования общих для всех людей трудных психологических этапов определились особенности, отличающие взрослые кризисы от детских и подростковых. Авторы (В.И. Слободчиков, В.Ф. Моргун, Б.С. Братусь, Е.А. Сергиенко и др.) обобщенно сформулировали отличия так:

  • осознанность;
  • скрытность;
  • большой временной разрыв между кризисами (7-10 лет);
  • значимость индивидуального рисунка жизни, а не хронологического возраста.

Исследователи кризисной проблематики называют изменения индивидуальных качеств «психологическими новообразованиями».

К деструктивным относят:

  • угнетение эмоционально-волевых качеств (рост тревожности, снижение способности совершать волевые действия, психологический дискомфорт);
  • спад когнитивных процессов (ухудшение памяти, внимания, способности к мышлению) относительно индивидуальной нормы;
  • разрушение поведенческих стереотипов, частичная или полная утрата приобретенных ранее навыков;
  • коренное изменение ценностей, убеждений, идеалов.

При успешном выходе из критического периода у человека формируются качественно новые установки, определяются жизненные цели, усиливаются эмоционально волевые качества, происходит общая гармонизация личности.

Этапы личностного кризиса в жизни человека

Развитие личности невозможно без преодоления трудностей. Недаром ведь говорится, что «через тернии — к звездам». А «тернии» — это трудности на жизненном пути. Таких критических состояний, этапов личностного кризиса, насчитывается 5:

  1. Этап первый
    . Эмоциональная неуравновешенность. Личностный кризис, связанный, допустим, с неудовлетворенностью своим социальным положением, выводит человека из уравновешенного состояния, сильные эмоции (негодование, страх, неудовлетворенность) толкают его к решению своих проблем.
  2. Этап второй
    . Душевная борьба между «добром и злом», когда приходит понимание, что неувязки личной жизни нужно решать, для этого необходимо изменить свое поведение. Однако личность ещё не в силах на такое решиться. Фактически, находится в бездействии.
  3. Этап третий
    . Решимость действовать. Наступает прозрение, что если хочешь хорошо жить, нужно что-то предпринимать. Иначе будет совсем плохо. Желание действовать зреет, но оно еще слабое. Тут главное — сохранить уверенность в себе, не пойти на поводу у слабости, когда, опустив руки, человек плывет по течению.
  4. Этап четвертый
    . Осознание ложности прежних стереотипов. Личность отчетливо понимает, что прежние жизненные понятия оказались ложными, их нужно решительно менять. Возможно, даже с помощью психотерапевта. Он подскажет, как это легче сделать без большого ущерба психическому здоровью. В группе таких же ищущих свой смысл жизни людей. Нужно быть готовым изменить свое поведение, круг друзей, все те негативные моменты, что привели к личностному кризису.
  5. Этап пятый
    . Смена стереотипа поведения. Этот ответственный шаг далеко не каждому под силу. Необходимо проявить всю силу воли, чтобы преодолеть духовный кризис и выйти на новый уровень жизни, изменить свое поведение, как бы тяжело это ни было. Допустим, человек любил пропустить с дружками стаканчик, а «дела подождут». Друзья стали посмеиваться, но он твердо решил, что отказ от бездарного времяпрепровождения поможет ему отрешиться от жизненных неудач. Если хватит сил и энергии отказаться от прежнего образа жизни, все обязательно получится.

Важно! Любой на протяжении своей жизни последовательно проходит все 5 стадий личностного кризиса. Если же этого не случается, личность «застревает» на своих переживаниях, фрустрирует, когда желания не соответствуют возможностям

Это приводит к сложным жизненным ситуациям. Человек может опуститься, стать алкоголиком или наркоманом.

Психологические кризисы

В наше время «кризис», «стресс», «напряженность» и т. п. очень часто употребляемые и актуальные слова. Всем понятно, что они относятся к некоторым особым моментам в жизни, которые могут приводить к печальному исходу. Поэтому бытует мнение, что их надо избегать и с ними надо бороться. Однако это не так, и при ближайшем рассмотрении становится понятным почему. Мы ограничимся таким явлением, как психологический кризис.

Каждый человек, отдает он себе в этом отчет или нет, имеет некое содержательное психологическое «ядро» — смысл жизни. Активность человека реализуется через многочисленные интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные, волевые и др. механизмы. Каждым своим действием и поступком он как бы говорит себе: «А я вот такой». Психологический кризис — это невозможность осуществлять цикл воплощения себя, свой жизненный замысел. При этом нет нарушений функций мозга, человек практически здоров. Он может конечно, заболеть, у него может возникнуть, например, невроз, но не в этом суть. Внешние обстоятельства дают возможности, при которых человек может действовать, как и раньше. Но развивать прежнюю активность он уже не может по внутренним психологическим причинам, он как бы утратил понимание и чувство, что ему это нужно. Такое состояние сопровождается интенсивными, часто отрицательными по окраске эмоциями. Возможны трудно поправимые, тяжелые и даже трагические поступки, человек может заболеть, оказаться психологически травмированным на всю жизнь. Но возможны и прямо противоположные последствия: человек может стать более зрелым, собранным, добрым, человечным, сильным, смелым и мудрым — «вырасти», подняться на новую ступень в своем развитии.

Человек в течение своей жизни не один раз переживает психологические кризисы. Выделяют различные виды кризисов в зависимости от причины: кризисы отрыва от семьи, ухода на пенсию, резкой смены профессии, изменения (понижения или резкого повышения) социального статуса. Грубо можно выделить кризисы: возрастные, по соматическим основаниям (болезнь), социально-статусные (или ролевые) и внутреннего роста.

С возрастом изменяются возможности и внутренние состояния. Человек вдруг осознает, что он уже взрослый, и ему можно то, чего нельзя было вчера; он отец ребенка, глава семьи и от него зависит судьба жены и детей. Или — умирает близкий человек, и оказывается — он значил так много, что жизнь без него бессмысленна.

Весьма отчетливо психологическая суть кризиса выступает при кризисе достижения (успеха). Человек стремится стать олимпийским чемпионом. Вся жизнь с раннего детства расписана по минутам: тренировки, режим питания и т. п. Родители подчиняют свою жизнь той же задаче — ребенок будет чемпионом! В 24 года он стоит на пьедестале, звучит гимн, он — олимпийский чемпион. А когда отгремели литавры победы, в тишине возник вопрос: а что дальше? И оказалось, что ответа нет. Возник тяжелый кризис: дальше неинтересно, все интересное позади, а впереди много, много пустых дней — зачем они, непонятно.

Итак, кризисы — явление закономерное и необходимое для роста личности. Основной вопрос в том, чтобы суметь выйти из кризиса достойно и более зрелым, сильным, чем раньше. Перед каждым человеком всегда стоит вопрос об ответственности за себя: как «вписаться» в жизнь, как распорядиться тем, что заложено в тебе природой, родителями и усвоенной культурой, как организовать свое внутреннее «хозяйство», в том числе и наиболее тонкое — психологическое, особенно, когда нужно как бы умереть и родиться в новом обличьи, пройдя психологический кризис. Прежде чем говорить о течении кризисов, логично остановиться на их типах в зависимости от тех психологических механизмов, которые испытывают максимальные напряжения. Известно, что психологические процессы, которые мы вслед за Ф. Е. Василюком будем называть переживанием, имеют свои внутренние цели. Их четыре:

  1. Испытать сейчас («здесь и теперь») удовлетворение.
  2. Реализовать какую-то деятельность соответственно какому-то мотиву.
  3. Обеспечить упорядоченность своего внутреннего мира.
  4. Обеспечить личностный рост — прогресс личностной структуры — стать психологически совершеннее. Осуществление совокупности этих целей — в реализации психической жизни. Невозможность реализации любой из них приводит к разным видам психологических кризисов.

Первый тип кризиса связан с кризисом удовольствия и часто включает как разрешающий механизм психологическую защиту. Если для человека на каком-то этапе и в каких-то обстоятельствах чрезвычайно важно пережить чувство удовлетворения, и ему становятся в тягость негативные переживания, то любая трудность воспринимается как трагедия. У него возникает душевная боль, ощущение катастрофы. Тогда включаются механизмы психологической защиты, суть которых — искажение реальности. Человек как бы не видит и не слышит, что происходит в действительности. Смысл происходящего блокируется для сознания. Человек не допускает для себя осознание происходящего. Сознание прибегает к ряду уловок: подмене содержания, забыванию существенного, внушению, что это — ерунда, толкованию совсем в другой плоскости, приписыванию ведущей роли другим людям и обстоятельствам и т. п. Рационализация (удобное объяснение), девальвация (а виноград-то зелен), проекция (это не я — это он такой) и, наконец, вытеснение из сознания намеренно-ненамеренное, честное забывание неприятных обстоятельств — типичные варианты психологической защиты — включения механизмов искажения реальности. Когда на человека «сваливаются» грозные обстоятельства, ему становится настолько тяжело, что он как бы замирает и отстраняется. Не принимает и не допускает, что это происходит с ним, именно с ним. Эта фаза неприятия характерна для реакции на экстремальные факторы. Биологически это оправдано. У животных многих видов реакция каталептической неподвижности при опасности (прикинуться мертвым) распространена. Нечто подобное, но без внешних выражений происходит в этой фазе и с человеком. Рациональный смысл — авось пронесет. Здесь психика защищается от непосильных переживаний. К сожалению, этот тип реакции у многих людей возникает на значительно менее сильную стимуляцию. Человек включает фильтры и не видит неприятного, в том числе своих дурных поступков, которые он видеть не хочет. В самосознании и в восприятии других возникают устойчивые искажения. Накапливаясь, они делают человека неадекватным обстоятельствам и себе. Он не видит себя и обстоятельства без сильных, угодных ему, искажений. Это ведет к другим типам кризисов. Очень часто неправильное использование механизмов защиты приводит к неврозу. Выход из этого кризиса — только в межличностных отношениях, когда в благожелательной обстановке человек вдруг прозревает и начинает ощущать свою неадекватность. В частности, с этой целью проводятся групповые психологические тренинги коммуникативной способности.

Второй тип кризиса — фрустрация. Преодолеть его помогают рационалистические механизмы — механизмы поиска новых форм поведения. Этот тип кризиса возникает, когда человек, испытывая какую-то сильную потребность, не может ее удовлетворить, потому что в его арсенале нет (или он не находит) подходящих средств воздействия на внешние обстоятельства. Условия тут таковы. Препятствие — внешнее, надо найти способ его преодолеть. Выйти из ситуации человек не может (таковы обстоятельства). Типичная картина такова: сначала человек выбирает поведение, которое может, в принципе, привести к успеху, причем поведение это достаточно хорошо организовано. Но результат не достигается, вторая попытка кончается также неудачей, начинаются вариации — опять безрезультатно. Человек многократно повторяет безнадежное поведение, или он модифицирует его так, чтобы действовать было легче, но это поведение уже, в принципе, желательного результата дать не может: сначала он это осознает, а потом уже не осознает и продолжает бессмысленное (в плане его намерений) поведение, расходуя силы, время и усиливая внутреннюю напряженность. Параллельно происходит дезорганизация самого этого поведения: оно хуже упорядочено. Наконец, человек как бы «залипает» на цели и способе: пусть я умру, но сделаю это только таким способом. Затем, если изменились обстоятельства, появилась возможность выйти из ситуации, сменив цель и деятельность, он сделать этого не может.

Выход из кризиса обеспечивается рационалистическими механизмами: терпением и синтезом новой поведенческой формы. Отставить во времени удовлетворение, прекратить всякую деятельность, осознать степень соответствия поведенческому смыслу; поискать подходящий вариант другой формы поведения с тем же смыслом, проверить важность цели, возможность и осуществимость отказа от нее. Отказаться можно: стало субъективно свободнее. Еще раз вернуться к другим формам адекватного поведения. Тут возможен инсайт (озарение) — «а ларчик просто открывался». Надо попробовать достигнуть желаемого, осознать затраченный ресурс (время, энергия и другие ценности), свободно решить отказаться или продолжить, все время возвращаться к чувству: я могу этого не делать. И самое главное при этом типе кризиса — не подменять реальность, видеть ее такой, какая она есть, запастись терпением, модифицировать свои способности, ни в коем случае не сползти к неадекватным действиям, а искать реальный способ разрешающего поведения: внутреннее поведение нужно точно согласовать с реальностью и помнить, но максимально спокойно, о времени.

Третий тип кризиса — ценностный кризис. В его основе лежит борьба мотивов. Человек всегда включен в многообразные отношения, реализуемые разными деятельностями, каждая из которых имеет свои ведущие мотивы. Борьба реализуемых отношений во внутреннем мире выступает как борьба мотивов. Выбор мотива, имеющего право на реализацию сейчас, связан с построением иерархии мотивов в соответствии с принимаемой личностью системой ценностей. Отношения между ценностью и мотивом очень непростые. Мотив всегда энергетически и эмоционально заряжен, он — двигатель осуществления деятельности. Он всегда индивидуален. Он всегда только мой: моя психика отводит энергию этому мотиву в соответствии с моей индивидуальностью. Причем мое сознание может этого не осознавать.

Ценность — это то, что и мое и одновременно взято из общечеловеческой культуры. Ее приоритет среди других мотивов осознается более-менее четко. Это то, «как должно быть» по социально принятым правилам. Отсюда трудности: планируемое на языке ценностей может в реальности оказаться не соответствующим истинно заряженным энергией мотивам. Что важно, то оказалось слабо мотивированным, и наоборот. Ценность проходит сложный путь, пока не станет истиной, действительно энергетически значимым мотивом.

Таким образом, суть ценностного кризиса в следующем. Человек в ситуации столкновения мотивов не в состоянии сделать выбор. Не работает ценностная система. Он колеблется, идет время, уходит ситуация, упускаются шансы, могут нарушаться отношения с другими, но он топчется на месте, он не в состоянии решиться. Этот кризис имеет разные варианты. Самый простой — если неадекватна какая-то часть (не центральная) ценностной системы, процессы переделки этой части не так травматичны. Несколько более тяжелый случай, когда ценностная система изменилась в силу необратимого события, например, в случае смерти близкого человека. Его объективно уже нет. Но в нашем сознании он еще живет старой жизнью. Проходит ряд этапов, пока не осознается необратимость события, жизнь образа застывает в завершенности, он идеализируется и становится ценностным образом, занимая уже другое место, в другом ряду ценностной системы. Изменяется иерархия ценностей и мотивов — можно жить дальше.

Наиболее сложный случай возникает, когда вся система ценностей, которой руководствовался человек, оказывается несостоятельной — она привела к жизненному краху. Тогда есть два весьма противоречивых пути. Один — найти среди осколков разрушенной системы новое ядро смысла жизни: для чего, для кого дальше жить. И основываясь на нем, начать жить по-новому. Другой путь связан с истинно человеческой свободой, когда основная ценность, ради которой жил человек, не может оцениваться рассудком. Человек признает эту ценность соответствующей более высокой реальности, чем та, которая доступна земному рассудку. Эта ценность для человека больше, чем жизнь. Человек идет на все, чтобы не изменить ей и готов платить за это своей жизнью. (Иногда не только своей).

Четвертый тип кризиса — целостный кризис. Суть его такова. Выделяют теоретическое и практическое сознание. Теоретическое сознание строит конструкции на языке понятий и идеальных форм, которые могут быть совершенно оторванными от реальности. Оно не признает времени, ситуативности и мелочей. Оно очень свободно. В нем вечный человеческий дух. Но оно же планирует заказ на земное реальное практическое действие. В нем работают ценности и мотивы. Оно решает вопрос об осуществимости, но не осуществляет. Практическое сознание огрубляет, «пригоняет» к месту и времени, имеющимся ресурсам, переводит на практический язык планы теоретического сознания. Практическому сознанию противостоят: теоретическое сознание, с одной стороны, и реальность — с другой. Воля — это тот механизм, который обеспечивает их согласие и соответствие. Самое важное — это устойчивость всей системы. Дело в том, что иерархия мотивов, принятая до начала осуществления планов, в процессе их реализации может измениться. То, что казалось очень желаемым до действия, под влиянием трудностей может потерять свою привлекательность. «Услужливые» механизмы защиты готовы исказить реальность, чтобы уменьшить негативные переживания. Начнут изменяться образы, ситуации, и система мотивов «поползет»… Центральный механизм для выхода из этого кризиса — воля вместе с напряженно работающим творческим блоком, который все время создает новые комбинации ценностей, мотивов, эмоций, теоретического, практического сознания и реальности. Воля есть не только сила — это механизм управления психикой, который может обещать и угрожать, приказывать и закрывать пути к отступлению … Здесь кризис — это кризис воли и творческого процесса. Такой кризис сопровождается разрывом отношений с близкими людьми. Человек как бы сжигает мосты, и только близкие люди или профессиональные психологи могут вернуть его к значимым контактам. Кто-то на какой-то срок должен взять на себя функции воли и творческого блока, но так, чтобы не разрушить уверенность человека в том, что дальше он справится сам. Иначе другой ему будет нужен всегда.

Психологические кризисы — это необходимые бури, рождающие новое. Вредны кризисы надуманные, когда люди в них играют, чтобы управлять другими. Тогда они разрушают себя, медленно, но верно.

Хотя психологические кризисы бывают различного типа, некоторые моменты выхода из кризиса общие. Для преодоления кризиса можно использовать психотехники — специальные психологические приемы, имеющие различные теоретические истоки. На наш взгляд, наиболее эффективен гештальт-терапевтический комплекс психотехнических средств. Он способствует определенному направлению изменений в ходе психических процессов, как бы помогает вырваться из порочного круга.

Первый процесс, который при всей болезненности требует усиления — это осознавание своего актуального состояния. В кризисе этот далеко не всегда хорошо развитый уровень страдает значительно. Суть движения к развитию осознавания — это воспитание в себе установки «пассивного» наблюдателя своего потока сознания. Есть группа упражнений, способствующих этому. Например, такое. Явно существуют три крупных среза осознавания: то, что я воспринимаю (слышу, вижу, ощущаю), чувствую (приятно, неприятно, горько, обидно, больно, щекотно и т. п.), думаю (мои мысли). Надо постараться не вмешиваться в ход сознания, а только словесно фиксировать происходящее. Сядьте на стул, в кресло и вслух фиксируйте для себя эти стороны потока сознания — последовательно каждую область в течение 2-3 минут. Начинайте с произнесения своего полного имени: я, Федоров Николай, вижу отчетливо … и перечисляйте, что видите перед собой с краткими определениями; потом — я чувствую, что у меня затекла правая нога … неудовлетворенность, досаду и т. п…. И таких 2-3 цикла. Сделайте то же стоя, лежа. Причем желательно не забывать, что у вас есть разные виды чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, «суставное» чувство. Важно сосредоточиться на том, что ощущается в данный момент. Такого нейтрального наблюдателя в себе полезно воспитывать независимо от наличия кризиса, но в кризисной ситуации это поможет высветить для сознания то, что упускается как «деталь», которая, однако, может оказаться важной.

Другое упражнение направлено на осознавание того, что осознается лишь с сопротивлением. Называется этот процесс осознание противоположностей.

Каждое свойство человека и состояние могут быть обозначены точкой на шкале с крайними полюсами: сильный — слабый, робкий — смелый и т. п. Обычно приятное и приемлемое для нас мы осознаем лучше, чем то, что нам неприятно знать о себе. Но это — мы; нельзя оторвать часть себя. С другой стороны, мы не свободны в выборе, если делаем его, закрыв глаза на какие-то свои с трудом осознаваемые чувства. А эта несвобода усиливает тревожность и скованность. Кризис часто делает восприятие себя однобоким, поэтому важно осознавать свои противоположности. Делайте упражнения на обращение. Например: «идет дождь» — что противоположно дождю? Я делаю массаж кому-то — что я ощущаю, если он делает массаж мне и т. п. Сделайте 20-30 таких обращений. Вообще, поиграйте: переворачивайте слова, имеющие привычный смысл и т. п. Напишите список противоположных человеческих качеств. Отметьте свои, представьте, что противоположные качества — ваши. Дайте себе словесный отчет. Следует заметить, что автоматически конфликтная сфера тоже будет обращаться.

Третьим важным моментом для возникновения ситуации выхода из кризиса является интеграция разных сфер осознания. Здесь эффективны упражнения, когда одна и та же ситуация последовательно описывается на языке ощущений, эмоций и, наконец, мыслей. Например: у меня сжаты челюсти, я чувствую напряжение жевательных мышц. Иными словами — я сержусь, я злюсь. Я думаю, что в нашем обществе много несовершенного и т. п. Повторите это 2-3 раза. Понаблюдайте за своими ощущениями. Учтите, что кризисные переживания тоже станут по-своему интегрироваться.

Наконец, поскольку кризис всегда связан с эмоциональным напряжением, которое может приводить к дезорганизации поведения и тонкого согласования психических процессов, то умение регулировать его — расслабляться и мобилизовываться — всегда очень полезно. Мышечное расслабление способствует снятию психического напряжения, поэтому в аутотренинге следует применять упражнения на расслабление. Но эти упражнения лишь часть того, что необходимо. Есть еще одно эффективное упражнение: моя комната («мой дом»). Сядьте, расслабьтесь и начните строить в воображении свою любимую комнату с видом на озеро, в лес или куда-то еще. Обставьте ее, как вы хотите, представьте свое кресло, свое любимое место в ней. Запомните ее и мысленно уходите в нее отдыхать в любое время в течение дня. Побудьте в ней 5-7 минут, и вы ощутите прилив сил.

Мы перечислили лишь несколько примеров. В литературе можно найти много других упражнений. Но мы хотели только показать некоторые приемы, помогающие продуктивно пройти через кризис.

Ресурсы психической боли

Когда я начал проводить мастерскую о ресурсах психической боли, многие коллеги гневно говорили: «Боль – это когда душу раздирает, и никаких ресурсов у психической боли нет». Если мы посмотрим немного глубже и увидим, «по ком звонит колокол», по ком или о чем болит наша душа, то неизбежно в нашем уме отыщем ту ценность, которую мы вывели из обихода.

Главное, что нам несет боль и вообще любые отрицательные эмоции, – это обратная связь – некий указатель дороги. В этом отношении ценность любых отрицательных эмоций и переживаний намного выше, чем ценность положительных. Последние как бы говорят: «Все в порядке. Продолжай в том же духе». Далеко не всегда это оказывается хорошо. Система лишается ориентиров, которые бы позволили ее скорректировать. Примеры такой положительной обратной связи: паранойя и попустительский стиль воспитания ребенка (что ребенок ни сделает – все правильно). А отрицательная обратная связь – это сигнал об отклонении, которое требуется устранить. Осуществляя работу кризиса, мы движемся к следующей фазе, она называется фазой интеграции, восстановления, реконструкции. Кризис начинает превращаться в событие прошлой жизни. Это превращение кризиса в историю о себе – достаточно длительный процесс.

Человек должен снова научиться жить, заново отстраивать разрушенный мир и искать интегрирующую основу, чтобы строить его соответственно изменившейся жизни. Эту основу мы, как правило, находим не в книгах и фильмах, не у авторитетов. Мы находим ее под ногами.

Скажите себе: «Я понимаю, что я страдаю, что сейчас мне очень больно, и я понимаю, что я сейчас думаю о произошедшем. Но помимо этого есть просто моя жизнь, и я во что-то продолжаю, может быть неосознанно, вкладывать силы». Во что? Это и есть то, вокруг чего собирается мир заново

Обратите внимание не на то, что является выпуклым, а на обычные данности бытия. Простые вещи

Я продолжаю кормить своих детей, заботиться о своих близких, гулять с собакой. Я могу страдать, выть, работать с психотерапевтом, молчать, загонять себя в воронку травмы, но есть вещи, которые я продолжаю делать. Жизнь собирается вокруг того, во что мы продолжаем, несмотря ни на что, вкладывать силы“.

Семейный кризис

Психология отношений пары, не состоящей в браке, отличается от таковой у женатых людей. Хотя между этими двумя видами взаимоотношений есть много общего, характер их психоэмоционального и душевного состояния отличается. Психология семейных кризисов более многогранна и широкомасштабна, чем не расписанных официально молодых людей, поскольку у намного больше обязанностей и ответственности друг перед другом. Женатые люди имеют совместное имущество, совместных детей, связаны законом и официальными брачными узами. Поэтому им морально и материально намного сложнее переживать кризис семейной жизни.

Семейная психология предусматривает множество факторов, провоцирующих возникновение переломных моментов в жизни супругов. В чем проявляется накал супружеских страстей:

Сокращение уровня половой активности и физического влечения друг к другу. Потеря стремления нравиться друг другу. Появление ссор на почве воспитания детей. Расхождения во мнениях, потеря общих взглядов, интересов, ценностей. Недопонимание чувств друг друга. Взаимная раздражительность от действий или разговоров в семейном кругу. Проявления эгоизма. Потеря потребности делить свои радости и успехи со своей законной второй половиной. Отношения жены с матерью мужа. Отношения мужа с матерью жены. Недовольство жены по поводу того, что (по ее мнению) муж ничего не может в жизни добиться

Недовольство мужа по поводу того, что его жена вечно вся в делах, не находит времени, чтобы уделить ему внимание, не следит за собой (или делает это слишком рьяно, при этом тратит львиную долю семейного бюджета)

Нередко проявление переломных моментов выступает в виде кризисов семейной жизни по годам. Психология современности отсчитывает период возможных спадов в отношениях, начиная с двух-трех месяцев после дня бракосочетания и заканчивая двадцатипятилетием совместной жизни. Основными граничными датами считаются полгода, год, дата рождения первенца, пятилетие, десятилетие жизни в браке. Это своеобразные этапы перестройки и психологической переориентации, переоценки ценностей одного или каждого из супругов. Плюс, описанные ранее возрастные переломные моменты отдельно у мужчин и женщин также способствуют разграничению в супружеской паре семейных кризисов по годам.

Аспекты кризиса в психологии

В практической деятельности по оказанию помощи в области кризисов критичным значением обладает понимание нескольких аспектов. Во-первых, для них характерно чёткое датирование, пространственная и временная фиксация. В основном кризисная ситуация ограничена по времени сроком 2-6 недель.

Во-вторых, для кризиса всегда характерны причины. Он может стать итогом долговременно развивающегося процесса или моментального действия одного (нескольких) факторов. Кризисы часто проявляются в ответ на катастрофу, но их причиной может стать и простое событие (по типу “последней капли”).

Кризис способен вызвать у человека сильнейшие эмоции, которые не характерны для обычной жизни и требуют напряжения всех адаптивных сил. Эмоциональные переживания могут различаться знаками, при этом кризис делит жизнь на до и после.

Разновидности личностного кризиса

В психологии нет устоявшегося разделения видов личностного кризиса. Существуют разные его градации, например, возрастная, ситуационная и духовная (экзистенциальная).

Возрастной личностный кризис

С возрастом личность по-иному оценивает предшествующий период своей жизни, по-другому смотрит на мир и свое место в нем. Все возрастные кризисы обычно заканчиваются изменением поведения и мировоззренческих установок, когда делаются должные выводы, что позволяет успешно приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни.

Психологи выделяют детские возрастные кризисы 3-х, 7-ми и 12-14 лет. С трехлетнего возраста

ребенок начинает осознавать себя, знакомится с внешним миром, главными для него становятся мама и папа — семья.

В семилетнем возрасте

ребенок начинает понимать, что мир большой и разнообразный, это расширяет круг его мировоззрения. Кризис этого возраста связан со школой и резко возросшей нагрузкой на психику малыша. Чтобы успешно из него выйти, здесь важна роль не только родителей, но и школьного учителя.

Кризис подросткового возраста (12-14 лет)

связан с пубертатным периодом, когда происходит половое созревание. Мальчики и девочки начинают понимать, что у них разная физиология, на первых порах они ведут себя замкнуто и даже показательно враждебно по отношению друг к другу.

С окончанием школы можно говорить о юношеском кризисе (17-18 лет)

. В это время появляется выраженный интерес к противоположному полу. Однако переживания, связанные с выбором дальнейшего жизненного пути, являются главными. Собственно, в этом возрасте закладывается фундамент дальнейшей жизни. Большинство юношей и девушек выходит из личностного кризиса с правильными жизненными установками и успешно идет по жизни.

А кто не сумел разобраться в себе, не нашел смысла своего бытия, нередко катится по наклонной, становится изгоем в обществе. Здесь играют роль факторы личностные и внешние. Например, слабоволие или неблагоприятное влияние окружения (неблагополучная семья, плохие друзья).

наступает кризис среднего возраста. Молодость уже прошла, настала пора подвести итог прожитых лет. Часто он кажется неутешительным, хотелось большего, а получилось совсем мало. Человек трезво оценивает свой жизненный путь и делает корректировку, чтобы достойно жить дальше.

С выходом на пенсию

наступает кризис зрелого возраста. Жизнь прожита, пришла старость, здоровья немного. Жить нужно теперь с накопленным жизненным багажом. А это материальные ценности, дом, семья и уже взрослые дети. Хорошо, когда это все есть. Иначе придется невесело. Старые люди понимают это, приспосабливаются к такому существованию и так доживают свой век.

Ситуационный личностный кризис

Возникает, когда человек попадает в сложную жизненную ситуацию. Если он сможет ее разрешить, личностный кризис можно назвать стимулятором такого процесса. В этом его положительная роль. Неспособность принять нужное решение свидетельствует о косности мышления и устоявшемся стереотипе поведения, что только усугубляет проблему.

Духовный (экзистенциальный) личностный кризис

Наступает в тяжелые жизненные моменты. Допустим, это может быть смерть кого-либо из близких, неудачная любовь или измена. В такой ситуации человек пытается переосмыслить свою жизнь и ищет выход из тупиковой ситуации. Напрягает все свои силы.

Если кризис преодолен удачно, личность духовно возрождается, у нее появляется новая шкала ценностей, позволяющая успешно и бесконфликтно жить. В противном случае рушатся все представления о мире и себе, что ведет к устойчивому внутреннему конфликту. Нередко он заканчивается тяжелым психическим расстройством, лечением в психиатрическом стационаре.

Обратите внимание! Любой возрастной, ситуационный или духовный кризис должен вывести личность на новый, более высокий уровень жизни. Если этого не произошло, значит, человек абсолютно не работал над собой

Он регрессирует и становится неудачником в жизни.

Кризисы развития в психологии

Кризис развития – это переломный момент в нормальном течении психологического развития личности.

Они сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Самые тяжелые кризисы, которые нельзя игнорировать следующие:

  • Кризис 3-х лет. Это один из самых первых больших кризисов в жизни человека. В этот период малыш становится настырным, неуправляемым, раздражительным и очень упрямым. У него меняются вкусы и предпочтения. Родителям кажется, что малыш просто делает все назло, однако это не так, всем своим поведением ребенок хочет показать, что он уже не маленький, может делать все сам и иметь собственное мнение. В этот период не стоит давить на ребенка, нужно позволить ему проявлять инициативу и самостоятельно принимать решения. Контролировать поведение необходимо очень деликатно, чтобы не вызывать у ребенка желания упрямиться еще больше.
  • Подростковый кризис может наступить с 13 до 19 лет. Этого периода родители бояться больше всего, ведь именно на этом этапе своего развития человек совершает множество необдуманных поступков. Кроме того в этот период происходит гормональная перестройка организма, что сказывается на характере. В это время подросток определяется с выбором своей профессии и места в социуме. Родителям необходимо проявлять терпение и понимание. В это время нужно стать другом для подростка. Большое давление со стороны родителей вызовет желание бунтовать и делать все наоборот. Многие ошибки, совершенные юности, могут наложить отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. Задача родителей – не допустить этого.

Проявление кризиса

Кризисное состояние сопровождается яркими отрицательными эмоциями: волнением, ощущением неопределенности, тревогой, переживанием собственной беспомощности, одинокости, никчемности, безнадежности, пессимистической оценкой себя, текущей ситуации и будущего, затруднениями в планировании своих дальнейших действий.

В кризисном состоянии, с позиции психофизиологии, происходят изменения в мышлении, познавательных процессах, наблюдается снижение внимания и способности усвоения информации. Отмечаются также соматовегетативные нарушения: человек дышит, всхлипывая, постоянно вздыхает, ощущает физическую слабость, истощение и разбитость.

Напряженность и тревога, вызванные ситуацией кризиса, приводят к снижению глубины и адекватности понимания других людей. Человек преувеличивает экстренность критической ситуации, ему кажется, что для принятия необходимого решения у него меньше времени, чем в реальности. У людей, находящихся в состоянии кризиса, имеют место нарушения личной идентификации. Они теряют уверенность в своей способности перенести отрицательные эмоции.

https://yandex.ru/turbo/spbliders.ru/s/emocii-i-chuvstva/vidy-psihologicheskih-krizisov.html?sign=db76b3ca78b11cc7ac01e32d297c23a01c688f7dcaa3ffb90075692577ef4990:1623264486&parent-reqid=1623264486512286-2790044418911524805-balancer-knoss-search-yp-man-14-BAL-558&lite=1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *