Содержание
Кризисная ситуация в приемной семье: что делать школе?
Стремительно изменяющиеся социальные условия и реалии жизни часто приводят к кризисам в школьном управлении, отношениях между людьми, к кризисам в профессиональной деятельности специалистов. Однако не только школа испытывает перегрузки, в кризисной ситуации могут оказаться и семьи тех, чьи дети получают школьное образование.
А если это приемная семья, родители в которой взяли детей-сирот под свою опеку, то кризисная ситуация, скорее всего, будет сопровождать такую семью на всех этапах обучения ребенка в школе.
Две стратегии
Для приемной семьи в школьном образовании возможны два сценария развития отношений с администрацией, учителями, педагогами и психологами.
1. Школа отстраняется от проблем приемной семьи, старается четко обозначить свои границы и сферы ответственности школы и семьи, глубоко не вовлекается в отношения с приемными детьми и родителями.
2. Педагоги, помогающие специалисты и администрация школы поддерживают ценность и уникальность каждой семейной истории и пытаются организовать сопровождение и поддержку приемных родителей и детей в кризисных ситуациях.
В помощь специалистам, которые являются сторонниками второго пути, хотелось бы раскрыть суть кризисных ситуаций, в которые попадают приемные семьи, чтобы эмпатия, сочувствие и желание понять и помочь дали приемным родителям и детям больше шансов на успешное прохождение кризисов.
Суть кризисной ситуации в жизни приемной семьи
Небольшое отступление о кризисных ситуация. Кризис в жизни людей появляется часто внезапно, начинаясь с резкого обострения отношений или внезапного понимания глубоких противоречий в отношениях. Можно рассматривать кризисную ситуацию как с позиции появления новых ресурсов в жизни, благотворного перерождения отношений, так и с позиции разрушения старых привычек, ценностей и взглядов, но в любом случае кризис протекает болезненно и сопряжен с преодолением трудностей.
Кризис всегда требует движения, изменений, решений и оценки ситуации. А мы можем быть готовы к этому или не готовы, но в любом случае кризис вынуждает нас принимать решения или решает за нас.
Кризисная ситуация в приемной семье всегда связана с противоречием в отношениях, ролях и позициях родителей и детей и всегда влечет рождение новых отношений, новых ценностей, новой позиции и опыта. Опасность кризисной ситуации в том, что назревшие противоречия могут привести к разрушительным последствиям в отношениях приемных родителей и приемных детей, а иногда и к трагической развязке.
Спусковым моментом развития кризисной ситуации в приемной семье часто являются внешние поступки и проявления приемных детей: отсутствие общения, непослушание, грубость, вызывающее поведение, неуважение, вредные привычки, нарушение правил, агрессивное или рисковое поведение. Но, как в любой ситуации, здесь важнее понимание внутренних причин развития противоречий или конфликтов.
Традиционно выделяют 4 кризиса в жизни приемной семьи, хотя, конечно, видов и вариаций гораздо больше. Но вначале обозначим именно самые типичные кризисы.
- Кризис адаптации приемного ребенка в семье.
Ребенок, попадая в новую семейную обстановку, начинает знакомиться с новыми правилами и нормами, семейным укладом и отношениями, и тратит достаточно много усилий, чтобы изменить свои привычки, способы общения и адаптироваться к нормативной системе приемной семьи. В этот период происходит достаточно напряженная внутренняя работа родителей и детей, которая влияет на эмоциональный фон, настроение, детские переживания своего места в новой семье, а также может приводить к срывам, негативным переживаниям и конфликтам.
2. Кризис принятия семейной роли ребенка в приемной семье.
Кризис возникает в период освоения ребенком своего места в приемной семье. Это кризис последнего шага, который приводит к внутреннему согласию считать себя членом новой семьи и соглашаться с ценностями, семейными устоями, правилами, принимать ответственность за свои решения и соответствовать новой роли сына или дочери. Перед этим шагом у ребенка возникают большие сомнения, и возможны проверки приемных родителей со стороны ребенка. Таким образом приемный ребенок пытается убедиться в том, что его безусловно любят, принимают его положительные и отрицательные черты характера, будут заботиться и не оставят его одного ни при каких условиях.
3. Кризис подросткового возраста (кризис идентичности).
Подростковый возраст — достаточно кризисный для приемного ребенка как в личностном плане, так и в семейных отношениях. И часто подростковый возраст приносит желание и страсть отделиться от взрослых, найти себя в компании ребят схожего возраста, найти в себе уникальные черты и одновременно не выделяться среди своих сверстников. На эти поиски своей новой идентичности накладываются проблемы, возникшие в результате травмы разрыва отношений с кровной семьей или травмы, полученной от пренебрежения жизненно важными потребностями приемного ребенка.
4. Кризис начала независимой жизни.
Этот кризис возникает в тот момент, когда ребенок должен покинуть приемную семью и начать самостоятельную жизнь. При этом часто приемные дети, с одной стороны, понимают самостоятельную жизнь как абсолютную свободу, а с другой стороны, боятся остаться один на один с необходимостью решения актуальных жизненных задач. В этой ситуации от приемного родителя требуется большая гибкость, дипломатичность для того, чтобы дать ребенку возможность получить собственный опыт и одновременно сохранить доверительные отношения, поддерживая ребенка в момент преодоления жизненных трудностей.
Но кроме вышеперечисленных кризисов в реальной жизни приемной семьи существуют многие другие кризисные ситуации, которые требуют личностных и общественных ресурсов для их преодоления, снижения рисков развития негативных сценариев. К таким кризисам можно отнести:
1. Кризис школьной адаптации, возникающий в результате завышенных требований к приемному ребенку со стороны педагогов и приемных родителей.
2. Конфликт между кровными и другими приемными детьми в семье, ситуации конкуренции между детьми за внимание и любовь родителей.
3. Несогласованность воспитательных стратегий между приемными родителями или родителями и родственниками, которые взаимодействуют с приемными детьми.
4. И многие другие.
И хоть вариантов причин возникновения кризисной ситуации в приемной семье много, часто прохождение кризиса разворачивается по схожему сценарию. Этот сценарий предполагает нарастание противоречий, уровня тревоги и негативных переживаний всех вовлеченных в кризис сторон, что приводит либо к разрушению приемной семьи, либо к трансформации позиции приемных родителей, в в дальнейшем — и к изменению роли и позиции приемного ребенка.
Этапы развития кризисной ситуации в приемной семье и шаги к ее преодолению
Для лучшего понимания этапов развития кризисной ситуации в детско-родительских отношениях в приемной семье можно представить логику прохождения кризиса в виде таблицы. Эти этапы и логика применимы к любой семье, в которой назрел кризис отношений между детьми и родителями, однако в приемной семье часто такие кризисы протекают очень остро.
1. Нарастание противоречий в отношениях. Трудности, недопонимание накапливаются; небольшие конфликты затихают и потом появляются вновь. Родитель ощущает, что с ребенком что-то не так, «он меня не слушается, врет, делает что-то неприемлемое».
2. Начало трудностей, открытые противоречия. Начало кризисной ситуации, когда каждая из сторон больше не может жить по-старому, есть открытое недовольство, сопротивление, неподчинение и т.д. Родитель ощущает, что он не справляется, не понимает его поступков; ребенок не управляем, делает возмутительные вещи, «люди так не поступают».
3. Увеличение количества проблем. Кризис усиливается, усложняется, нарастает негативное переживание, формируется конфронтация, разрыв отношений, недоверие. У родителя складывается ощущение неуспеха, он теряет уверенность в правильности своих способов воспитания.
4. Возвращение к старому положению вещей. На этом этапе происходит активный поиск в области старых привычек, способов действия, в прошлом опыте, попытка сохранить прежнее положение вещей, вернуться назад. Родитель, как правило, предпринимает, безуспешную попытку увеличить давление, ужесточить правила, строго относиться к ребенку; его неуверенность при этом возрастает.
5. Старые способы не работают. Основное содержание этого этапа — переживание неудачи с применением старых способов, разочарование, потеря уверенности в себе, неприятие своего положения, желание разом устранить проблему. Родитель, как правило, растерян, чувствует неуверенность в себе, находится в слабой позиции, допуская резкие реакции, часто неадекватные ситуации.
6. Переживание неудачи, личностный кризис. На этом этапе острое переживание неудачи приводит к поиску виноватых, спонтанным вспышкам раздражения, неспособности принимать разумные советы. позиции защиты и болезненности восприятия любой оценки. Родитель переживает личностный кризис, неуспех, для него обесцениваются семейные отношения в приемной семье, он склонен в этот момент к негативному восприятию ребенка и его поступков.
7. Желание изменить положение вещей. В это момент возникает желание изменить ситуацию, но оно часто внешнее формальное: разорвать отношения, вернуть ребенка в детский дом, сдаться, перестать что-то хотеть, просто терпеть. Родитель пытается выйти из кризисной ситуации, устраниться, найти помощника и полностью переложить ответственность на него.
8. Поиск новых решений, начало перерождения отношений. В этот момент кризиса, как правило, начинается поиск новых ресурсов, людей, учреждений, советов со стороны, новых способов общения с ребенком, новых ценностей для семьи и др. Родитель вступает в стадию активного поиска решений, затрачивает усилия для того, чтобы разобраться в ситуации, способен признать себя неспособным и нуждающимся в помощи.
9. Меняться нужно самому. Содержание этого этапа — внутренние изменения: смена своего видения ситуации, понимания своего ребенка, приятие новых запросов ребенка, принятие риска, переход к новой модели семейный взаимоотношений. Открытие новых подходов к решению проблемной ситуации, признание новых качеств в ребенке, открытие в себе новой позиции.
10. Сохранение контакта с приемным ребенком. На этом этапе родитель сосредоточен на сохранении отношений с приемных ребенком, способен разделять неприемлемое поведение ребенка и личность ребенка, свое базовое отношение глубокого принятия ребенка, признание права на собственную жизнь; свое личное отношение к глубокого приятия ребенка как живого существа, признание проблем и любви к ребенку, противоречивых чувств. Разделение переживания проблемного поведения приемного ребенка.
11. Начало переоценки ситуации. На этом этапе приходит понимание того, что изменить в ситуации можно только свое восприятие, понимание мотивов приемного ребенка, собственного поведения. Родитель принимает ответственность за семейную ситуацию на себя, активно преобразует свое отношение к приемному ребенку, проявляет эмпатию, способность к сопереживанию.
12. Новые роли и правила. На этом этапе формируются новые отношения с приемным ребенком, за ребенком признаются его новые права и интересы. Родитель испытывает вдохновение от новой роли и успехов приемного ребенка, понимания и приятия нового этапа жизни ребенка.
13. Начало жизни в новой семейной ситуации. Новое объединение с ребенком в семье, новая семейная роль. Происходит приятие нового этапа жизни ребенка, родитель испытывает умиротворение, смирение.
Ресурсные установки для приемных семей в семейной кризисной ситуации
— Понимание причин конфликтного поведения, понимание сущности травмы ребенка.
— Сопереживание, сочувствие, принятие поисков, метаний и разрушительных действий ребенка.
— Принятие права ребенка на свой собственный (даже ошибочный) жизненный опыт.
— Признание временной природы любых конфликтов и кризисов, понимание, что все проходит.
— Принятие ответственности приемного родителя за свое поведение и свои реакции на себя. Приверженность идее изменения всех членов семьи, проходящих кризис, трансформации отношений.
— Поиск помощи, признание своей беспомощности, готовность просить и принимать помощь и другие ценностные идеи.
Продуктивная позиция администрации, психологов, социальных педагогов и учителей
Выбирая путь поддержки приемных родителей и детей, школьный коллектив может руководствоваться следующими ценностными установками:
1. Приоритет создания новых семейных отношений у приемного ребенка относительно необходимости добиться значительных результатов в любой другой деятельности и сфере жизни: школьном образовании, развитии творческих навыков, общении в группе сверстников и т.д.
2. Понимание и сочувствие по отношению к приемным родителям и отсутствие критики в их адрес. Самое сильное родительское чувство — это переживание вины за неуспех семейного воспитания. Любая оценка и критическое замечание вызывает у приемных родителей переживание вины и ответную агрессию, которая иногда направлена на самого приемного родителя, а иногда на того, кто оценивает его поведение. Более продуктивны в этой ситуации партнерские отношения и командная работа, в которой приемный родитель выступает как коллега и активный участник разработки стратегий воспитания.
3. Принятие идеи уникальности образовательных возможностей ребенка и индивидуальности темпов освоения учебной программы. Каждый ребенок, имеющий особые образовательные потребности, должен иметь право на ошибку, на признание своих успехов и на индивидуальную систему оценки своих образовательных достижений. Только в этом случае появляется надежда на развитие искреннего интереса ребенка к своему образованию.
4. Восприятие школьной ситуации как тренинговой, что означает готовность давать ребенку новые и новые возможности, шансы при неудачном результате, развивая его способность к рефлексии, извлечению уроков из своих ошибок.
5. Работа мультипрофессиональной команды для поддержки приемной семьи. Одна из форм работы в этом направлении — создание психолого-педагогических консилиумов, где специалисты в образовании и приемные родители могли бы обсуждать совместно стратегии поддержки образования приемного ребенка.
6. Администрация образовательного учреждения должна создавать безопасную среду обсуждения и принятия решений в отношении приемных детей в школе, являясь гарантом соблюдения интересов приемной семьи в образовании.
7. Помогающие специалисты должны соблюдать профессиональную этику, предоставляя, с одной стороны, помощь и поддержку, с другой стороны, не лишая приемных родителей права на получение собственного опыта и собственной ответственности за принятые решения. Ответственность за выход из кризисной ситуации должна быть разделена между специалистами школы и приемными родителями, но только в той сфере, в которой недостает ресурсов самой приемной семьи, относительно которой приемная семья делает запрос.
8. В школе должна быть создана инклюзивная среда, в которой идея уважения инаковости, разных способностей, возможностей и жизненного опыта ценилась бы наравне с академическими успехами обучающихся. В основе проектирования такой среды — идея о том, что развитие у детей способности решения жизненных задач более важно, чем их соответствие нормативным требованиям освоения программ.
Подводя итог
Есть надежда, что понимание трудностей, с которыми сталкивается приемная семья, поможет школьным специалистам и администрации проникнуть в мир непростых отношений между приемными родителями и детьми. Это понимание может породить сочувствие и уважение по отношению к родителям, переживающим трудный процесс трансформации своих установок, переосмысления своей родительской позиции и способов общения с травмированным ребенком. И дать общественную поддержку и помощь приемному родителю, который в пик кризиса переживает беспомощность, неудачу и вину, нуждается в дополнительных ресурсах и одобрении. Это может увеличить шансы на сохранение приемной семьи и успешное прохождение кризисной ситуации.
https://medium.com/direktoria-online/family-e6f4bf481b49