Содержание
6 самых действенных манипуляций
Человек каждый день сталкивается с манипуляциями в общении. Вся информация, которая передается нами другому человеку, заставляет нас ожидать реакции от собеседника. Когда мы рассказываем о своих планах, достижениях, целях, мы хотим услышать одобрение и восхищение в ответ, реже оценку. Честный диалог выглядел бы так: «Сейчас я расскажу, как у меня дела, но в ответ ты должен похвалить меня». Но эту правду необходимо скрыть, поэтому начинаются манипуляции в общении.
О понятии
Манипуляции в общении необходимы для психологического воздействия на человека. Это определенный способ контроля за поведением и чувствами индивида. В самом процессе принимают участие две стороны: субъект и объект (человек, на которого направлено воздействие), причем объект в основном даже не догадывается, что он находится под психологическим влиянием со стороны.
Подобные манипуляции могут иметь групповой характер и встречаются они на разных уровнях: в семье, на работе, в местах получения знаний (школа, институт и т. д.). Важную роль играет то, какую цель преследует субъект и какими методами действует.
Виды взаимодействий
Классификация манипуляций основывается на том, какую силу использует субъект по отношению к объекту. Последний в этот момент совершенно не подозревает, что он находится под психологическим влиянием со стороны. Субъект старается изменить информацию и в удобный момент донести ее до адресата, таким способом контролируя его поведение.
Психологические манипуляции в общении представляют собой процесс, в котором происходит управление сознанием объекта.
Классификация основных видов манипуляций.
- Осознанное воздействие, в ходе которого субъект осознает, что он психологически воздействует на адресата с целью достижения определенных целей. В 80% случаев данный тип манипуляций используется людьми при деловом общении.
- Неосознанное воздействие, в процессе которого человек не осознает свое влияние, он не преследует какой-то поставленной цели. Такое воздействие распространено при межличностном общении.
Неосознанный вид манипуляций подразделяется на:
- лингвистический, в ходе которого на человека оказывается психологическое влияние посредством речи (диалог, дискуссия);
- поведенческий, в рамках которого объект подвергается манипуляции только с помощью каких-либо действий и ситуаций.
Основные типы воздействий
Современные манипуляции в общении включают в себя 6 основных типов, каждый из которых имеет свои характерные признаки.
Любовь
С детства ребенок мог часто слышать от родителей: «Если ты не перестанешь баловаться, я тебя не буду любить». Цель речевого воздействия – заставить слушаться.
Психологическое воздействие любовью часто встречается и во взрослом возрасте. Ваша девушка говорит: «Как только ты перестанешь смотреть футбол с друзьями или найдешь новую работу, тогда мы можем подумать о свадьбе». Ее не устраивает просмотр футбола или ваша трудовая деятельность, она считает ваше отношение к жизни несерьезным.
Такие примеры манипуляций в общении можно обнаружить и в деловом взаимодействии. Новый сотрудник устраивается на работу и слышит от работодателя: «Каждый сотрудник представляет ценность для нашей компании, у нас сплоченный коллектив, и практически отсутствует текучка кадров». Звучит красиво, но эта фраза означает, что в данной компании положительное отношение к себе можно заслужить только через качественную работу и хорошие отношения с руководством.
Особенности
К подобному манипулятивному поведению часто прибегают родители. Это один из жестоких методов воспитания, т. к. при частом его использовании у ребенка развивается комплекс, что любить его могут только за хорошее поведение, отличную учебу, какие-то достижения и т. д. Такие люди во взрослом возрасте могут столкнуться с проблемами в построении собственных отношений со второй половинкой, начальством, друзьями, т. к. они привыкли, что если они не будут соответствовать высокой планке, они не получат любви со стороны своего окружения.
Данное психологическое воздействие в отношениях между партнерами также имеет негативный оттенок. На одной чаше весов располагается такое чистое и светлое чувство, как любовь, отношения, а на второй – условие. Для одного из партнеров любовь – товар, который можно приобрести при выполнении какого-либо требования. Это нездоровые отношения, где один из партнеров будет всегда выступать в роли жертвы и идти на какие-либо уступки в угоду второму.
Страх
Способы психологического воздействия страхом довольно популярны при воспитании детей. Мама говорит: «Если будешь плохо учиться, станешь дворником». Она действует из лучших побуждений, т. к. не знает, как еще можно мотивировать ребенка качественно выполнять домашние задания.
Вы слышите от второй половинки или от близкого друга: «Еще пара месяцев в этом офисе, и у меня случится сердечный приступ». Подобные психологические методы свидетельствуют о том, что человек просто желает сменить место работы.
Особенности
Манипуляции страхом в общении – прием, который широко распространён в настоящее время. Подобные психологические методы в большинстве случаев вызваны владением неполной или неточной информацией. Если вы часто со стороны слышите об опасностях и о том, что вам необходимо сделать, чтобы их избежать, лучше разберитесь в ситуации. Если вы будете владеть необходимым объемом информации, то легко сможете разоблачить субъекта манипуляции.
Неуверенность
Манипуляции неуверенностью в себе, которые часто родители используют в общении с детьми, выглядят так: «Ты сделала домашнее задание по русскому языку, молодец, но у тебя что-то не получилось». Это неосознанный вид воздействия, который подразумевает, что ребенок все равно не может справиться без родительской помощи.
Еще один яркий пример можно услышать от вашего мужчины: «Ты собираешься в позднее время попить чай с пирожным? Ладно, ладно. Я тогда пойду играть в компьютер». Он имеет в виду следующее: он вправе делать все, что хочет вне зависимости от вас и вашего мнения, а вы таким правом не обладаете.
Начальник вам говорит: «Выполните перевод данной статьи за 30 мин., не дольше». Это яркий пример выражения человеком своего превосходства над вами в профессиональном плане.
Особенности
Манипуляции этого типа в общении можно представить так: «Я начальник, ты не очень умный подчиненный». Главная проблема начальника (в лице мамы, вашего мужа, друга, работодателя и т. д.) заключается в том, что человек не обладает реальным авторитетом, но имеет огромное желание им владеть. С такими людьми можно бесконечно долго играть в поддавки, и в процессе общения с объектом манипуляций они будут ощущать свое превосходство только за счет чужих недостатков, но в определенный момент терпение закончится. Чтобы быстрее перестать ощущать на себе данное манипулятивное воздействие, объекту необходимо принять все свои слабые стороны или постараться избавиться от них.
Еще одно распространённое манипулятивное воздействие, которое используют родители при воспитании детей, – чувство вины. Многие из нас слышали: «Сегодня ты получил неудовлетворительно по математике, поэтому ты моешь полы и посуду». Суть данного способа заключается в том, что маме удобно заставить ребенка делать домашние дела, мотивировав его сознанием своего несовершенства.
Психология межличностных отношений также предполагает такое воздействие. Муж говорит жене: «Вчера ты была на встрече со своими подругами, пока я сидел голодный дома и смотрел за детьми». Это хитрый метод, т. к. он тоже хочет встретиться в выходные с друзьями, но знает, что без упреков супруга его не отпустит.
На работе в процессе общения коллега или начальник роняет фразу: «Вы устали, возьмите отгул, а я сделаю вашу работу за вас». Это будет действительно так, но при любом удобном моменте этот случай будут припоминать.
Особенности
Манипуляции чувством вины в общении распространены между супругами. Со временем это может привести к тому, что они начинают играть в т. н. игру «Кто больше соберет (провинностей второго)». Выигрыш здесь – права на исполнение своих желаний.
Гордость
Это вид психологического влияния на людей, основанный на использовании теории «Сверх-Я». В детстве ребёнок мог слышать: «Почему ты не можешь прыгнуть? Ты же такой сильный и смелый». Ребенку хотели сказать: «Не трусь!», но сделали это совершенно в другом контексте.
Пример манипуляции можно найти в отношениях между мужчиной и женщиной. Муж говорит: «Ты такая молодец, двенадцать часов работала, может ты еще и уберешься в комнате, приготовишь ужин, т. к. у тебя это так хорошо получается!». Женщине приятно слышать подобную лесть, но она несет совершенно иной смысл: «Мы идеальная пара: моя лень прекрасно дополняет твой перфекционизм».
Особенности
Манипуляции методом «Сверх-Я» в общении – одна из основных идей западных цивилизаций. Быстрее, выше, сильнее и так до момента, пока человек не сломается (физически или морально). Необходимо различать границы и всегда знать пределы своих возможностей.
Жалость
От родителей можно слышать: «Ты снова уходишь гулять с друзьями, а я за тебя буду переживать, тебе меня совсем не жалко, ты меня не любишь!». Ребенку приходится отменить запланированную прогулку, родители в это время ликуют в душе, т. к. им хочется, чтобы он остался дома.
В отношениях между мужчиной и женщиной этот способ работает так: «Ты весь день себя плохо чувствуешь, мне тебя так жалко. Друзья зовут нас на пикник, но ты не сможешь пойти».
Особенности
Сущность данного воздействия тривиальными словами можно объяснить так: «Валентина Петровна, у меня болит голова, можно я пойду домой?». Стоит быть осторожным, т. к. многие субъекты манипуляций настолько уверенно себя ощущают в роли пострадавшего, что своим психологическим воздействием на людей собирают неплохие дивиденды в виде исполнения прихотей, слов ободрения, снисходительного отношения и т. д. Это счастливые жертвы, потому что им удобно находиться в своем положении, они будут бесконечно жаловаться на ситуацию, но ничего не предпримут для ее изменения, т. к. это им не нужно.
Заключение
Манипуляторами являются психологически сильные люди. Если выявить их на ранних стадиях и распознать, на какие психологические аспекты происходит воздействие, то можно научится противостоять подобным попыткам управления.
http://urazuma.ru/obshchenie/manipulyacii-v-obshchenii.html