Кризис подросткового возраста

Подростковый кризис психологи и врачи называют периодом в жизни человека, когда происходят активные изменения на физиологическом и психологическом уровне. Превращение ребенка в подростка выражается желанием продемонстрировать собственную независимость, самовыразиться и самоутвердиться. Часто возникают конфликты с родителями, учителями, пропадает рвение к учебе.

Подростковый кризис

Подростковый кризис длится несколько лет, начинается около 11 и завершается к моменту совершеннолетия, а иногда к 20-21 годам. Это непростой период сопровождается гормональной перестройкой, изменением формы тела, внешности, а также появлением личностного мировоззрения.

Пройти кризисный период подростку непросто — эмоциональные перепады, неумение справляться с новыми задачами часто заставляют сомневаться в собственных силах. Внимательные родители, педагоги и психологи способны помочь вчерашнему ребенку справиться с периодом взросления так, чтобы подростковый кризис пройти с минимальными потерями.

Подростковый кризис: физиологические основы

В 11-12 лет активно перестраивается гормональная система. Особенно интенсивно начинают работать щитовидная железа, надпочечники, гипофиз. Эти органы синтезируют половые гормоны и гормоны роста в большем, чем раньше, количестве. В то же время, функция тимуса, снижается.

На фоне гормональной перестройки возникают значительные изменения.

Они проявляются интенсивным ростом — у девочек увеличение частей тела наблюдается с 11 до 13, у мальчиков в период от 13 до 15 лет. Изменения не происходят одновременно, зачастую первыми вытягиваются конечности, затем туловище. Большинство подростков кажутся неуклюжими, угловатыми. Из-за непропорциональных размеров отдельных частей тела у них возникает неуверенность в собственной привлекательности, стеснительность.

У мальчиков меняется голос из-за утолщения связок. Высокий детский тембр не сразу становится более низким. “Ломка” происходит около года.

Скорость полового созревания во время пубертата во многом зависит от конституции, наследственности, особенностей климата и других факторов. У девочек период менархе (первых месячных) приходится на 11-13 лет, мальчики созревают к 13-15 годам. Но полностью формирование гормональной и репродуктивной системы завершается позже, в 18-20 лет.

Подростковый кризис: физиологические основы

Кризис сопровождается пробуждением интереса к представителям противоположного пола. Пробуждение сексуальности, первая влюбленность отражается на эмоциональном состоянии и поведении подростка.

Эмоциональные перепады — отличительная особенность подросткового возраста. Резкие колебания гормонов в сочетании с неумением понимать причины и экологично управлять своими эмоциями заставляют подростков бурно реагировать — проявлять агрессию, плакать, испытывать подавленное или возбужденное состояние. На фоне эмоциональных перепадов возникают и физиологические реакции — скачки артериального давления, мышечные спазмы, быстрое утомление.

Подростковый кризис: признаки

Кризис подросткового возраста не все родители распознают по первым проявлениям. Часто взрослым кажется, что ребенок не хочет слушаться или грубит специально, проявляет упрямство им “назло” или под влиянием “неправильных” друзей.

Задуматься о том, что чадо вступило в подростковый период заставляют повторяющиеся ситуации, в которых ребенок отказывается общаться, бурно проявляет эмоции или настаивает на своем.

Внимание! Зная признаки подросткового кризиса, родители могут помочь своему сыну или дочке справиться со сложным периодом без серьезных последствий.

Подростки становятся конфликтными, отвергают любые предложения со стороны взрослых, настаивают на своей точке зрения.

Те, кто еще вчера с удовольствием занимался спортом, музыкой или посещали кружки рукоделия, перестают получать удовольствие от занятий. Нередко мальчики и девочки бросают занятия, которым уделили несколько лет. Подростки быстро увлекаются другими видами деятельности и так же быстро теряют к ним интерес. На увещевания родителей не бросать секции или кружки дети реагируют очень бурно и расценивают это, как попытку ущемить их свободу.

Непостоянство поведения проявляется эмоциональными перепадами. Они проявляются в общении с учителями, родителями. В немалой степени эмоциональное состояние подростка зависит и от отношений со сверстниками. Дома, в школе и компании друзей один и тот же подросток ведет себя и реагирует на одинаковые фразы по-разному.

Так, со взрослыми может проявляться упрямство, негативизм, агрессия. Подобное поведение — признак того, что подросток пытается обрести самостоятельность:

  1. Освобождается от потребности в одобрении и оценке со стороны родителей. Это необходимо, чтобы научиться идти по выбранному пути (не имеется в виду асоциальное поведение), не оглядываясь на мнение матери и отца.
  2. Прекращает оценивать себя, мир вокруг сквозь призму родительских критериев. Появляется собственное мнение, которое базируется на своем опыте.
  3. Учится обеспечивать себя материально, стремится к свободе выбора работы, места для проживания, интересов и круга общения.
  4. Получает опыт жизни без чувства вины и беспокойства за отделение от родителей.

Сверстники становятся самыми важными людьми для подростка. Он пытается подражать тем, которых считает более успешным в какой-либо сфере.

Подростковый кризис: признаки

Дома и в школе новый стиль поведения не всегда принимается с пониманием. Но ребенку непросто выработать четкую тактику. Это заставляет подростка изолироваться от всех или только от конкретной группы людей.

Прекращение контактов нередко проходит очень непросто. Для кого то спасением становится чтение книг, компьютерные игры, поиск ответов на вопросы в собственном сознании. Другие же подростки полностью отстраняются от одноклассников, начинают больше общаться с одногодками во дворе.

Важно! То, насколько отстраненным будет подросток, зависит от глубины его кризисных переживаний и тех событий, которые воспринимаются болезненно. Чем больше травмирующим моментов, тем более одиноким становится мальчик или девочка.

Страдает учеба. Причина тому — перевод значимости со знаний на социальное взаимодействие. Подросток может посещать занятия не для того, чтобы получить знания, а желая встретиться с важными для него людьми. Таким же принципом руководствуются дети подросткового возраста и при выборе дополнительных занятий.

Подростковый кризис: причины возникновения

Причины кризиса подросткового возраста классики психологии рассматривают с нескольких позиций:

  1. Несовпадение полового и социально-культурного развития с окончанием физиологического роста (Л. С. Выготский). Переходный возраст — необходимое звено между детством и взрослостью, которое сформировалось в результате культурного и исторического развития.
  2. В подростковый период возникают потребности, которые ребенок не способен удовлетворить из-за недостаточного опыта и физиологических особенностей (Л.И. Божович). Источник повышенной эмоциональности, агрессии и других проблем в поведении — внутренние и внешние запреты, с которыми сталкивается взрослеющий человек.
  3. Кризис для подростка — период поиска своего места, роли, предназначения в жизни, время самоопределения (Э. Эриксон).

Интенсивное умственное и физиологическое развитие стимулирует появление новых потребностей. Недостаточная зрелость не позволяет удовлетворить их в полном объеме. Подросток чувствует себя уже взрослым, но не может жить, как взрослый.

Из-за того, что основное внимание ребенок теперь уделяет не учебе, а общению со сверстниками, снижается успеваемость. На фоне этого возникает внутреннее напряжение, тревога, к которым часто присоединяется давление со стороны родителей и учителей.

Инфографик Подростковый кризис: причины возникновения

После 10 лет начинают активно развиваться теменные доли головного мозга. Это способствует тому, что у подростка появляется умение использовать свои интеллектуальные и аналитические способности. Но недостаточное развитие префронтальной коры не позволяет анализировать риски и собственные возможности. планировать и контролировать эмоции. Такое умение появляется к 17-18 годам.

Развитие познавательной сферы становится толчком для приобретения подростком новых знаний. Он от образного переходит к абстрактному мышлению, в этом помогает уже приобретенный собственный опыт. Во время обработки информации ребенок активно использует знания, память, дедукцию, формирует собственное мнение.

подростковый кризис

Новый уровень мышления дает возможность осознать собственную неповторимость. Появляется почва для размышлений о предназначении, на фоне которых у подростка формируется жизненная позиция, а также возникают страхи.

Одна из главных причин тяжелого проживания кризиса — конфликтные отношения с родителями. Для многих взрослых непросто принять перемены в поведении чада. Родители пытаются пользоваться прежними подходами во взаимоотношениях (как к маленькому), не учитывая, что их дочь или сын уже выросли.

Подростковый кризис с медицинской точки зрения

Подростковый кризис — время, когда эндокринная система начинает работать более активно, чем раньше. На фоне полового созревания происходит развитие вторичных половых признаков. Очень быстро увеличивается рост — буквально за несколько месяцев мальчики и девочки вырастают на 5-6 см, на целый размер увеличивается нога.

Бурный рост нередко становится причиной нарушения осанки.

Активная работа сальных и потовых желез заставляет подростков часто испытывать неловкость из-за чрезмерной потливости, высыпаний на коже. Стремление выглядеть привлекательно часто заставляет девочек отказываться от еды. А для других подростков пища становится способом удовлетворить свою потребность быть замеченным, снять тревожность.

Все названные выше проявления подросткового кризиса, замеченные вовремя, поддаются коррекции. Чтобы избежать нежелательных последствий родителям стоит быть внимательными к своему ребенку, в случае необходимости не откладывать визит к неврологу, эндокринологу, психотерапевту. Игнорировать подростковый кризис у ребенка небезопасно для его психического и физического здоровья.

Особенности подросткового кризиса

В период перехода от детства к взрослости появляются психические новообразования, которые ранее функционировали примитивно. Но подросток еще не знает, как пользоваться приобретенным так, чтобы не испытывать эмоциональные колебания.

Жесткая логика, которая требует быстрых решений, прямых ответов становится причиной того, что подростки видят мир в черно-белых цветах, без оттенков.

Способствует этому развивающееся логическое мышление, умение делать выводы при отсутсвии нюансированности. Подросток оценивает резко негативно или в позитивном ключе не только мир, других людей, но и самого себя.

Рассматривая себя, не как продолжения или приложение к родителям, а как отдельную личность, подросток начинает уделять много внимания собственным переживаниям. Он начинает искать для себя ответы на вопросы о том, в чем смысл жизни, что такое смерть, что кроется за религиями, зачем нужна дружба и любовь. Но, главное, ставит цели для своего будущего.

Важность сверстников у подростка граничит с осознанием того, что одиночество в некоторые моменты жизни неизбежно. Все чаще он задумывается о том, что общего есть у него с друзьями, а что — разделяет и направляет по своему пути.

Опасный момент! В ситуации, когда подросток очень близок с друзьями, зависим от их мнения, имеет с ними много общих интересов, конфликты и непонимание способны вызвать очень болезненную реакцию.

Чувство полного одиночества нередко возникает на фоне того, что подросток переоценивает свои возможности. Его силы возрастают, что дает возможность самостоятельно решать некоторые вопросы, справляться без постоянной помощи со стороны. Подросток начинает испытывать свое всемогущество. Но непреодолимые трудности и ограниченные ресурсы провоцирует состояние разочарования в себе, возникновение комплексов.

Осложнения, вызванные кризисом переходного возраста

На фоне неблагополучного протекания подросткового кризиса может возникнуть невроз, депрессия, другие расстройства. Наибольшую опасность представляют подростковые попытки к суициду.

Непринятие изменений, нежелание видеть истинную причину кризиса родителями провоцирует конфликты. Способом избежать чрезмерного напряжения в отношениях с членами семьи для некоторых детей становится бродяжничество, употребление психоактивных веществ.

Советы для родителей подростков

Советы для родителей подростков

Поддержка родителей в период подросткового кризиса очень важна. Старшие члены семьи уже имеют опыт преодоления сложных этапов в жизни и могут помочь своему ребенку без больших потерь пройти самый непростой период.

Родителям стоит быть внимательными и чуткими по отношению к сыну или дочери. Когда ребенок начинает проявлять самостоятельность, важно не тормозить и не подгонять его, но дать возможность реализовать желание брать на себя ответственность.

Психологи рекомендуют родителям подростков:

  • изучать специальную литературу, которая знакомит с тонкостями переходного возраста. Участвовать в родительских группах — их организуют во многих школах, клубах по развитию личности;
  • понять, что изменения, которые происходят с ребенком, неизбежны, необходимы и нормальны. Даже, если он проявляет непослушание, бунтует, от всего отказывается, ничем не интересуется. На самом деле, за кажущимся безразличием скрывается очень чуткий и ранимый человек;
  • поддерживать стремление к самостоятельности, стараться не проявлять излишнюю опеку. Те приемы, которые родители использовали в отношении чада недавно, уже не работают. В переходный период меняться должен не только ребенок, но и вся семейная система.
  • период отделения подростка от семьи, его выход из-под опеки часто бывает для родителей неожиданным, болезненным. В такой ситуации требуется помощь психолога. Хорошо помогает не только индивидуальная работа со специалистом, но и участие в родительской группе;
  • задача родителей подростка — внимательно слушать ребенка, не пытаться поучать его. Это необходимо, чтобы ребенок стал доверять и научился делиться переживаниями;
  • необходимо внимание к настроению и поведению ребенка, это позволяет вовремя отследить нарушения и обратиться за помощью. Важно не бояться увидеть проблему, а поддерживая сына или дочь стараться решить проблемный момент;
  • помнить, что переходный возраст — не навсегда. Через несколько лет ребенок повзрослеет. Но, каким он станет после окончания кризиса, во многом зависит от самих родителей.

Для человека, который проходит кризис подросткового возраста, крайне важно понять, что он имеет что-то свое. Нужно научить охранять собственные личные границы и не нарушать чужие. Давайте ребенку возможность находиться в одиночестве, иметь секреты и личные вещи, к которым нет доступа никому больше.

Чтобы ребенок чувствовал себя более уверенно, не стеснялся неуклюжести и умел постоять за себя, привлекайте его к совместным занятиям спортом. Это не только создаст ощущение общности интересов, доверие, но и разовьет реакцию, ловкость, целеустремленность и решительность.

роль спорта в жизни подростка

Стремясь добиться чего-либо от сына илим дочери, необходимо демонстрировать пример. Иными словами, ведите себя так, как хотите, чтобы вел себя подросток. Если хотите уважительного отношения к себе, уважайте его и других людей. Требуя от ребенка своевременного возвращения домой с прогулки, будьте пунктуальны сами. А если хотите, чтобы сын или дочь обращались за советом — спрашивайте и их менения тоже.

Профилактика

Чуткость, внимание к подростку со стороны родителей дает возможность избежать серьезных проблем. В период самоопределения, сепарации старшим членам семьи необходимо не только проявлять внимание к чаду. Важно найти время для собственных интересов и любимых занятий.

Профилактика

Не стоит пытаться поучать ребенка — намного полезнее, если он будет видеть в родителях живых людей, которые тоже ошибаются и исправляют ошибки. С которыми можно поделиться интересной информацией и которые тоже могут рассказать немало полезного.

Давайте ребенку свободу в той мере, в какой она не может навредить ему. Подросток должен знать, что существуют границы, которые он не может нарушать (они необходимы для безопасности).

Учите чадо, что проблемы в жизни неизбежны, но не трагичны, а разбираться со сложностями стоит в самом начале.

Изменения жизненных ценностей

В рамках исследовательского проекта “Ценностный атлас России” было проведено изучение ценностных ориентиров среди учащихся школ, колледжей и лицеев страны. Возраст респондентов составил 14-19 лет. Исследование проводилось в нескольких федеральных округах:

  • Центральном;
  • Приволжском;
  • Северо-Западном;
  • Сибирском;
  • Уральском;
  • Южном.

Исследование показало, что для российских подростков важна возможность самостоятельно выбирать ориентиры, которые влияют на выбор направления в жизни. В ходе исследования было выделено 10 главных ценностей.

Приоритеты подростков распределились так (от наиболее к менее значимым):

  1. Доброта (пожелание благополучия близким).
  2. Самостоятельность в суждениях и принятии решений.
  3. Желание получать чувственное удовольствие (гедонизм).
  4. Стремление к личному успеху.
  5. Личная и общественная безопасность.
  6. Жажда приключений, риска, новизны.
  7. Стремление к пониманию, терпимости к другим людям, бережное отношение к животным, природе (универсализм).
  8. Социально одобряемое поведение (конформность)
  9. Уважение традиций, религиозность.
  10. Стремление к власти.

В выборе жизненных ценностей отличается у подростков разного пола и возраста. Так, у учеников выпускных классов высоко ценится самостоятельность, новые впечатления и власть. Для 8-классников важны терпимость, почитание традиций и конформность. Для девушек очень важна доброта, безопасность и универсализм. Анализ анкет юношей показал склонность к получению власти, высокий уровень самостоятельности.

Исследование показало и проблемные моменты. Большинство участвовавших в опросе подростков не умеют, но, более того, не хотят заниматься построением жизненной перспективы. Они не знают, как действовать, чтобы прийти к намеченной цели.

Большинство опрошенных считают, что они недостаточно взрослые, чтобы думать о будущем, “еще не время”. Учитывая то, что возрастной разброс между участниками исследования составил 5 лет, не была выявлена тенденция к увеличению знаний о себе, о сильных и слабых сторонах собственной личности, о способах преодоления трудностей на пути к цели.

По результатам исследования, был сделан вывод о влиянии родительской позиции по отношению к подросткам. В период кризиса, многие мамы и папы пытаются оградить своих детей от “шишек, которые могут упасть на голову”, оградить детей от проблем. Это приводит к тому, что подросток не может самоопределиться, не умеет выстраивать жизненную траекторию, не понимает собственные желания и не оценивает объективно свои силы.

Руководителем проекта был Андрей Подольский, зав. кафедрой психологии образования и педагогики МГУ. По его мнению, поддержка родителей ребенку необходима. Но она заключается не в том, что старшие определяют жизненные пути чада. Такая стратегия родительского поведения создает проблемы для молодых людей в ближайшей и отдаленной перспективе.

Как наладить отношения с взрослой дочерью: Советы психолога

Конфликты родителей с дочерью могут возникать на каждом этапе ее взросления и становления зрелой личностью. Некоторые из них решаются быстро, другие длятся годами, постепенно отравляя взаимоотношения отца и матери с любимым чадом. Психологи убеждены, чем дольше тянется проблема, тем больше шанс, что она никогда не будет решена. Ведь ссоры имеют тенденцию обрастать новыми подробностями, взаимными упреками и недосказанностью, словно снежный шар. Как же преодолеть эту неутешительную закономерность? Об этом вы узнаете из данной статьи.

Причины конфликтов

Перед тем как начать обсуждать способы налаживания отношений с взрослой дочерью, давайте разберемся в специфике конфликтов, возникающих между родителями и их выросшим ребенком. Специалисты уверяют, что без осознания истинных причин долгоиграющих ссор абсолютно невозможно найти адекватное решение по выходу из сложившейся ситуации.

Родители воспринимают выросшую дочь, как маленького ребенка

как наладить отношения с дочерью

В практике психологи часто сталкиваются с запросом от взрослых личностей о том, что отец и мать воспринимают их, как несмышленых малышей, которые ничего не понимают в реальном мире и нуждаются в неусыпном контроле и заботе. Корни подобного поведения кроются в переживании родителями двух сильных страхов: боязни одиночества и боязни смерти.

Суть боязни одиночества заключается в том, что отец и мать страшатся того момента, когда их взрослая дочь «выпорхнет из гнезда» и оставит их доживать свой век. Как следствие один из родителей, обычно это мать, начинает последовательно внушать дочери, что та не разбирается в жизни и без ее советов пропадет. Однако та уже жаждет самостоятельности и устала от постоянного контроля. На этом фоне и возникает конфликт интересов.

Что касается страха смерти, то он формируется из общераспространенного выражения: «родители молодые до тех пор, пока молоды их дети». Но время неумолимо летит вперед и мать с отцом начинают замечать, что их малышка уже стала зрелой личностью, а это значит, что они постарели. Дабы снизить ужас своего положения некоторые родители прибегают к хитрой уловке, заключающейся в том, чтобы считать дочь – несмышленым чадом, тем самым они оттягивают встречу с экзистенциальным кризисом и осознанием, что все люди – смертны.

Родители навязывают дочери свое мнение

Данная причина лежит в основе конфликта «отцов и детей». Суть ее в том, что у папы с мамой и выросшей дочери могут быть диаметрально противоположные взгляды на жизнь. Они хотят, чтобы она быстрее родила им внуков, а ей хочется поездить по миру и быть свободной от отношений максимально долгое время. Так запускается «пусковой механизм» бесконечных склок и скандалов, где каждый с боем отстаивает свои принципы, убеждения и точки зрения.

По мнению психологов, причины подобных склок кроются в несбыточных мечтах родителей и проявляются еще в раннем детстве, когда мама тащит дочурку в кружок бальных танцев, а она всеми силами упирается, так как хочет заниматься пением. К сожалению, но большинство матерей жаждут, чтобы их дочери стали тем, кем им стать не удалось. Это желание крайне живучее, поэтому мама может пытаться «учить» свое дитя, как «правильно» быть счастливой, а также советует, с кем ей следует встречаться и где работать.

Важная информация! Как родители, так и их дети, часто бывают абсолютно уверены, что если у них разные точки зрения на некую проблему, то одно из этих мнений обязательно будет не иметь право на жизнь. Однако не стоит забывать, что даже на самую мелкую бытовую ситуацию может быть не только две, но и десять различных точек зрения. И добрая половина из них, под тем или иным углом, будет правильным выбором.

Нездоровые формы конкуренции

В некоторых случаях разжечь конфликт может нездоровая конкуренция между матерью и взрослой дочерью. Причем инициатором напряженных отношений выступает как раз родитель. Например, дочка звонит маме, чтобы рассказать ей о том, какой ей удалось испечь чудный пирог с яблоками. Вместо похвалы и одобрения она слышит в трубку рассказ, что мать уже триста лет знает такой рецепт и ничего особенного в нем нет. Подобная ситуация повторяется раз за разом, в итоге дочь полностью перестает выходить на контакт с мамой.

Истоки этой поведенческой модели залегают в детстве матери. Психологи убеждены, что нездоровые формы конкуренции – свидетельство того, что родители часто сравнивали ее с другими детьми. Теперь же ситуация изменилась, и она может без зазрения совести сравнивать себя с дочерью, причем в свою пользу.

Важно знать! Помимо этого желание матери конкурировать с выросшей дочерью может быть спровоцировано потребностью всеми силами демонстрировать собственную ценность. Ведь доказывая ей свое превосходство, она повышает себе самооценку.

Копание в прошлых обидах

У некоторых родителей отношения с взрослыми детьми состоят исключительно из длинных диалогов о прошлых обидах, упреках и проблемах. Они созваниваются только с одной целью – покричать друг на друга в телефон и дождаться, у кого первого сдадут нервы и он бросит трубку. Сложно назвать подобную взаимосвязь адекватной и наполненной взаимной лаской и любовью.

Психологи объясняют это тем, что отец с матерью думают, будто дочь обязана им рождением, а значит должна постоянно высказывать им свою благодарность за счастливое детство. Независимо от того, как все складывалось на самом деле. Отсюда и бесконечные ссоры и скандалы.

Учимся ладить с взрослой дочерью: практические рекомендации отношения с дочерью

Итак, мы выяснили «подводные камни» взаимоотношений между выросшей дочерью и родителями. Теперь следует перейти к психологическим советам, которые помогут восстановить утраченную связь или помогут ей наладиться. Рассмотрим их подробнее:

  1. Избегайте упреков. Критика дочери – не лучший способ наладить с ней отношения. Вам следует понять и принять тот момент, что она уже выросла и способна самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свой выбор. Поэтому давайте ей советы доброжелательно, не пытаясь бравировать своим авторитетом и ее обязанностью прислушиваться к вашей точке зрения.
  2. Поддерживайте выросшую дочь. Сложные ситуации могут случиться в жизни у каждого человека, ваш ребенок – не исключение. Взрослая дочка способна ошибиться в выборе партнера или не справляться с ролью молодой жены. В таком случае вы обязаны оказать ей максимальную поддержку, а не спрятаться за «стену» равнодушия, прикрываясь выражением, что «моя хата с краю – ничего не знаю».
  3. Будьте уравновешенными. Если ваша дочь раздражена или проявляет по отношению к вам агрессию, то ни в коем случае не отвечайте ей тем же. Сожмите волю в кулак, выдохните и попытайтесь выяснить истинную причину ее поведения. Возможно, что под слоем гнева она прячет душевную боль, которую не хочет никому показывать.
  4. Не унижайте личностные качества дочери. Психологи убеждены, ничто не вызывает таких сильных конфликтов между родителями и детьми, как унижение. Особенно это касается унижений на людях. Например, дочь привела в ваш дом молодого человека и хочет познакомить его с папой и мамой. Однако ее избранник вызывает у вас необъяснимую антипатию. Как вы будете реагировать? Возможно, вы выскажите ему свое негативное впечатление в лицо? Нет, ведь это незнакомый человек. Поэтому вы направите свою агрессию на дочку. Начнете рассказывать ее партнеру о различных казусах из прошлого вашего ребенка, чтобы вызвать у него негативные эмоции. А это уже прямой путь к долгоиграющему конфликту.
  5. Научитесь признавать свои ошибки. Некоторые родители настолько высокого мнения о себе, что им неприятна сама мысль о том, что их дочь может быть умнее и способнее, чем были они в ее возрасте. Поэтому такие папы и мамы упорствуют в собственных ошибках и промахах, не желая признавать, что они тоже способны к иррациональным решениям и неверным выборам. Если вы избавитесь от привычки перекладывать вину на чужие плечи, то общение с родной дочерью может стать куда более успешным, чем было до этого.
  6. Будьте на равных с дочкой. Не сюсюкайтесь с выросшей дочерью, она уже давно не завернутый в пеленки малыш, а самостоятельная и зрелая личность. Такое поведение только спровоцирует скандалы между вами. Научитесь проявлять нежность более адекватным способом. Чаще обнимайте свое взрослое дитя, балуйте ее подарками и вниманием, но перестаньте относиться к ней, как к несмышленому младенцу.
  7. Найдите точки соприкосновения. К ним относят общие увлечения, желания и мечты. Например, узнайте, какую музыку слушает ваша взрослая дочь, а затем купите два билета на концерт ее любимой группы. Посетите вместе с ней это мероприятие. Поверьте, ей будет очень приятна такая забота. И вы узнаете много нового о мире современной молодежи. Это сблизит вас и переведет ваши отношения из плоскости «родитель-ребенок» в плоскость «друзья».

Признаки нормальных отношений между родителями и взрослой дочерью

Напоследок хотелось бы затронуть тему признаков нормальных отношений между родителями и их выросшей дочкой. Подобное обсуждение поможет вам понять, к чему следует стремиться при взаимодействии со своим чадом. Какие же факторы входят в состав гармоничной связи? Давайте разбираться.

Признаки хороших и крепких отношений с взрослой дочерью:

  • вы часто созваниваетесь по телефону и рассказываете друг другу о своих горестях и радостях;
  • вы советуетесь с дочерью по важным вопросам и уважаете ее мнение;
  • вам хочется как можно чаще видеться с выросшим ребенком;
  • если дочка сталкивается в жизни с трудными ситуациями, то она может приехать к вам за советом, причем без предупреждения. Ведь она знает, что дома ей всегда будут рады;
  • если между вами возникают недопонимания, то вы старайтесь решить их «на берегу», не вдаваясь в истерики и скандалы;
  • дочь искренне беспокоится о вашем самочувствии;
  • она доверяет вам воспитание внуков;
  • вы никогда не пытаетесь беспричинно критиковать свое взрослое чадо, желая поднять собственную самооценку или плохое настроение.

Как можно понять из всего вышесказанного, идеальные отношения родителей с дочерью строятся на взаимопонимании, поддержке и безусловной любви, не преследующей каких-либо корыстных целей. Только при таких условиях связь между поколениями будет действительно надежной и наполненной лаской и заботой.

https://psychologypro.ru/podrostkovyj-krizis/

Как наладить отношения с взрослой дочерью: Советы психолога

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *