Содержание
Наиболее актуальные проблемы семьи и брака в современном обществе и пути их решения
Трансформация общественно-политического устройства и экономического уклада этих важнейших для существования любого общества базисов не могла не отразиться и на семье, функциях ее как социального института.
Какие же основные проблемы семьи, а равно и брака в современном обществе наиболее характерны для нашей страны?
- 1 Институт брака и семьи в России
- 2 Проблемы семьи и брака в современном обществе
- 3 Причины проблем в отношениях с женой/мужем
- 4 Статистика разводов в современности
Институт брака и семьи в России
Институт семьи играл огромную роль во все периоды истории России. Семейные устои и ценности являются неотъемлемой частью традиционного уклада жизни, особенно важного в сословной, феодальной и общинно-крестьянской России прошлого.
Насильственное разрушение традиционной общины, имевшее место в 19 веке, целью которого было искусственное форсирование развития капитализма в крестьянской России, еще больше усилило роль семьи.
Политика крайнего обобществления, проводившаяся в стране в первой половине прошлого века, лишь незначительно снизила роль семейной жизни в обществе.
Основу традиционной для России семьи создает брачная пара – добровольный и осознанный союз мужчины и женщины, автоматически порождающий права и обязанности различного типа и на обоюдной основе.
Законодательно действительным признается только брак, оформленный юридически, то есть должным образом зарегистрированный в соответствующих госорганах.
Вместе с тем, в последние четверть века институт семьи переживает глубочайший кризис, невиданный даже во времена всеобъемлющего коммунистического реформаторства и масштабных социальных экспериментов.
В чем причина этого кризиса, и какие явления и проблемы негативно влияют на стабильность и развитие семьи, как базовой, наиболее фундаментальной ячейки общества?
Проблемы семьи и брака в современном обществе
Специалисты выделяют социальные, психологические и финансовые факторы, негативно влияющие на стабильность, популярность и эффективность семьи как важного социального института в обществе, характерном для современной России. Данные причины не являются уникальными и характерны не только для России, но и для других стран.
Однако особенности развития государства значительно смещают акценты и степень их влияния на семейные пары. Социальные проблемы, затрагивающие российскую семью, являются прямым отображением их взаимодействия с обществом.
К основным негативным факторам социального характера относятся:
- злоупотребление алкоголем одним или обоими супругами;
- жилищно-бытовые проблемы;
- проблемы реализации традиционных семейных ролей.
На данном этапе именно злоупотребление алкоголем – от банального бытового пьянства до серьезной зависимости – выступает наибольшей проблемой российских семей.
Так, по достоверной статистике, до 90% разводов происходит именно под влиянием алкоголизма одного из супругов. Тенденция последнего десятилетия – увеличение количества случаев, когда развод является результатом чрезмерного употребления спиртного супругой, что было абсолютно нетипичным в прошлом.
Отсутствие собственного жилья либо низкое его качество – вторая по частоте возникновения проблема. Причем не только недостаточная обеспеченность жильем в текущий момент, но и отсутствие перспектив его получения (приобретения) является разрушающим брак и семью фактором.
Третья причина является общей для большинства стран с западной моделью общества. Он связан с тем, что женщина приобрела множество новых социальных ролей и обязанностей, не освободившись в должной мере от старых, традиционных.
В результате непропорционально возросшая нагрузка, полностью одобряемая обществом, неизбежно приводит к ухудшению качества выполнения важных семейных ролей.
Не менее важны и психологические факторы. В число важнейших факторов входят дисгармония интимно-половых отношений, значительная андрогинизация, а также малодетность большинства современных российских семей.
Первый фактор приводит к неудовлетворенности и дискомфорту, особенно со стороны женщин. А они, в свою очередь, приводят к фрустрированности и раздражительности женщины, что ухудшает психоэмоциональную атмосферу в семье.
Под андрогинизацией понимается размывание, стирание разницы между гендерными ролями мужчины и женщины.
Традиционные понятия о разделении семейных ролей (в самом широком смысле) современным обществом признаются устаревшими, а новые только начинают вырабатываться. Это разрушает нормальную структуру традиционных семейных отношений.
Наконец, малодетность или даже установки на бездетность, все более и более распространяющиеся в современных браках, ослабляют значение статуса супругов, размывают ценностные ориентиры, нивелируют систему родства.
Все это приводит к серьезному ослаблению роли семьи как фактора, определяющего жизненный уклад человека. Поэтому разрушение семейной структуры, выход из брака больше не кажется крайней, почти невозможной мерой.
Примерно 40% семей на данный момент оценивают совокупное финансовое положение как бедственное.
Недостаток финансов приводит к затруднению или даже невозможности нормальной реализации основных функций и задач брака. А такая лишенная значительной части собственного функционала структура перестает быть самоценной для супругов.
Поэтому разрушение семейных отношений происходит часто даже не из-за стремления улучшить материальное положения – оно-то, как раз, редко улучшается после развода.
Причины проблем в отношениях с женой/мужем
Помимо явных негативных факторов финансового, социального и психологического характеров, на возникновение проблем во взаимоотношениях влияют и скрытые причины.
Значительную роль играют разность характеров супругов. Вместо определения точек соприкосновения, они начинают прятать «острые углы» отношений. В результате проблема загоняется «в подполье», но лишь до первой серьезной стрессовой ситуации или конфликта интересов.
Именно по этим причинам возникают «ссоры на пустом месте», приводящие к разрыву семейных отношений. Неумение или нежелание оставлять определенное личное пространство партнеру – не менее серьезная угроза браку.
Максимальное ограничение приватной жизни может служить катализатором нарастания недовольства брачным партнером и способно разрушить брак. Еще одной причиной ссор может быть так называемый конфликт оценок.
В этом случае оценка личности, достижений, поведенческих особенностей партнера категорически не совпадает с его самооценкой. Ссора в этом случае выступает не столько методом отстаивания собственной позиции, сколько способом самоутверждения.
+7 (499) 288-73-46;
8 (800) 600-36-19
Это быстро и бесплатно!
Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам:
Статистика разводов в современности
Однако статистика последних 18 лет дает основания надеяться, что со временем страна утратит это сомнительное лидерство. Так, с 2000 года доля разводов упала на 15%. Тогда распадалось до 70 из ста заключаемых браков.
На данный момент 55% семей оказываются не готовыми к столкновению с жизненными проблемами. К сожалению, это больше, чем в большинстве европейских стран, не говоря уже о государствах Азии.
В России больше, чем в других странах, процентное отношение разводов коррелируется с экономической ситуацией в стране. Поэтому от улучшения материального положения населения во многом зависит, насколько крепким и эффективным будет институт семьи в будущем.
Правкруг.рф
Семейный кризис в России: итоги столетия 1917 – 2017.
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- размер шрифта уменьшить размер шрифта увеличить размер шрифта
- Печать
- Эл. почта
- Добавить комментарий
Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его.
Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем;
сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
так благословится человек, боящийся Господа!
Вступление. Кризис есть!
В 1992 году в России смертность превысила рождаемость. Это событие получило название «Русский крест». С этого момента уже никто не сомневается в существовании кризиса семьи в нашей стране. В данном докладе мы постараемся осветить несколько вопросов: насколько глубок этот кризис, каковы его истоки и каковы возможности выхода из него.
Жизнеспособность нации можно оценивать разными показателями. В нашем докладе мы воспользуемся демографическими показателями, прежде всего связанными с рождаемостью: суммарным коэффициентом рождаемости и половозрастными пирамидами и др. Мы не будем рассматривать статистику браков, статистику смертности и другие демографические показатели. Сузив предмет для рассмотрения только до рождаемости мы надеемся, что не потеряем возможность исследовать семейный кризис более широко. Рождаемость сильно связана со всеми сторонами семейной жизни, и рассмотрев семью только с этой стороны, мы сможем сделать ценные выводы.
Одним из основных показателей рождаемости является «суммарный коэффициент рождаемости». Он является наиболее точным измерителем уровня рождаемости, данный коэффициент характеризует среднее число рождений у одной женщины в гипотетическом поколении за всю её жизнь при сохранении существующих уровней рождаемости в каждом возрасте независимо от смертности и от изменений возрастного состава [1] . В условиях низкой смертности для простого замещения поколений суммарный коэффициент рождаемости должен быть на уровне 2,33. Суммарный коэффициент рождаемости выше 2,4 считается высоким, а ниже 2,15 низким. Если на графике СКР в России отметить линию минимального уровня, необходимого для воспроизводства населения (2,15), то увидим, что вырождение российского населения началось не в 1990-х, а в 1960-х годах. ( См. Приложение 1 )
Уже в 60-х годах XX столетия стали преобладать семьи с 1–2 детьми. По данным демографической науки для воспроизводства нации при современном уровне смертности 60% семей должны иметь 3-х детей [2] , [3] . ( См. Приложение 2 )
Признаки кризиса ярко видны не только по показателю СКР, но также и на возрастно-половых пирамидах. Этот инструмент показывает уровень рождаемость за каждый год и позволяет делать более глубокие выводы о рождаемости, а также делать прогнозы на будущее. На пирамидах отражаются все негативные события в жизни нашего народа. ( См. Приложение 3 )
Как мы уже говорилось выше для воспроизводства необходим СКР 2,15, т.е. если мы на пирамиде выделим поколение в возрасте 20–35 лет, то для воспроизводства основание пирамиды должно быть шире на 7-8% ( См. Приложение 4 ). Бочкообразная пирамида свидетельствует о вырождении нации.
Именно такую уродливую с точки зрения демографов пирамиду имеет российское население в настоящее время. Несмотря на радостные статьи в прошлом (2015) году о том, что впервые в России за последние годы население перестало убывать и мы наблюдаем подъем рождаемости, пирамида четко говорит, что подъем кратковременный и связан с подъемом рождаемости в середине 80-х годов, после чего последует большой провал в рождаемости из-за низкой рождаемости в 1990-х. Но даже этот подъем не обеспечивает необходимого уровня. Основание возрастно-половой пирамиды значительно уже поколения фертильного возраста, вместо того, чтобы быть шире на 7-8%. ( См. Приложение 5 ).
Прогноз на будущее, сделанный в Росстатом до 2031 года показывает, что после 2015 Россия окажется в неминуемой демографической «яме». ( См. Приложение 6 ).
Если предположить, что к 2031 году удастся в России добиться СКР 2.15, что обеспечит простое воспроизводство, то мы видим, что даже при таком благоприятном исходе к 2090–2100 годам население России будет не более 70 млн. человек, то есть население России сократится в два раза. При СКР равным 1,7 реальная численность населения нашего государства будет гораздо меньше — 30-40 млн человек. ( См. Приложение 7 , Приложение 8 )
Итак, признаки вырождения российского населения налицо, что свидетельствует о серьезном духовном кризисе. Чтобы пытаться преодолеть этот кризис, важно разобраться в его причинах. Для этого попробуем разобраться, когда начался семейный кризис в нашей стране.
Основная часть. Причины кризиса
Гипотеза 1. Кризис рожден Советской властью
Первое, что приходит в голову о причинах семейного кризиса, это мысль о том, что кризис этот является следствием целенаправленного разрушения семьи Советской властью.
Декрет 18 декабря 1917 года отменяет церковный брак. Со временем появились дополнения, которые вылились в закон 1927 года. По замечанию Ивана Александровича Ильина, который был выслан из России в 1922 году, но внимательно следил за всем, что происходит на Родине, «основной тенденцией действующего закона является предельное расшатывание брака и семьи, всяческое поощрение как можно более быстрого их распада» [4] .
Можно с уверенностью говорит, что вслед за революцией политической коммунистами была совершена революция сексуальная. Возникают две теории оправдывающих распущенное поведение: теория «стакана воды» и теория «крылатого Эроса». Первая утверждала, что в коммунистическом обществе удовлетворить половые стремления и любовную потребность так же просто и незначительно, как выпить стакан воды [5] . Вторая теория была провозглашена Александрой Коллонтай в статье «Дорогу Крылатому Эросу!». В статье бескрылый, то есть привязанный узами брака к единственному партнеру, противопоставлялся Крылатому Эросу, который мог свободно удовлетворять свои чувства [6] . С согласия коммунистов и при поддержке анархистов в России появилось общество «Долой стыд», активисты которого демонстративно разгуливали нагишом. Они провозглашали стыд пережитком буржуазного прошлого [7] .
Несмотря на все попытки совершить переворот в семейных отношениях, предпринятые в 1920-х годах, можно говорить, что коммунистическая сексуальная революция провалилась. В 30-х годах был взят новый курс. К началу 30-х годов сексуальная революция постепенно сворачивается. В 1934 году снова ввели уголовную ответственность за гомосексуальные связи. Если в разгар сексуальной революции свободная любовь декларировалась как протест против отжившего буржуазного брака, то в 1930-е годы стали осуждать не только её, но даже естественную сексуальность. Появляются призывы к половому воздержанию молодежи и укреплению семьи [8] .
Но было бы неправильно думать, что советская власть вдруг вздумала всерьез восстанавливать традиционные семейные ценности. Об истинной цели советской власти точно высказался Сергей Аверинцев: «Для самой сущности тоталитаризма характерен путь от стратегии заигрывания с отменой всех традиционных моральных табу — к стратегии их ужесточения… Смысл тактики: стремление тоталитаризма систематически вытеснить все человеческие отношения и подменить их собою» [9] . Режим сначала разрушает ценность, потом восстанавливает, но дает от себя, чтобы контролировать процесс. Поэтому неправильно говорить, что со Сталина начинается возрождение семейных ценностей, скорее начинается создание новой советской модели семьи на расчищенном от церковных предрассудков пространстве.
Особо надо сказать о абортах. 18 ноября 1920 года постановлением Наркомздрава и Наркомюста в нашем государстве впервые в мире (!) были официально разрешены аборты, что привело к резкому снижению рождаемости. Вскоре стало очевидным, что с таким темпом прироста населения скоро некому будет работать. В 1936 году запрещение на аборты было вновь введено. В 1955 году при правлении Никиты Хрущёва этот запрет был снят. И до настоящего времени, несмотря на то, что демографическую ситуацию в современной России специалисты характеризуют как катастрофическую, аборты официально разрешены [10] .
Достижение долгожданного равенства мужчин и женщин (экономического, социального, политического и др.) оценивалось политическими деятелями того времени в качестве одной из главных побед социализма. Однако, специалисты с горечью свидетельствуют, что такая государственная семейная политика повлекла за собой целый комплекс негативных последствий. Перечислим лишь некоторые из них: 1) снижение ценности материнства; 2) снижение ценности отцовства; 3) увеличение количества неполных семей; 4) преобладание женщин во всей системе воспитания и образования; 5) наличие большого количества психологически рассогласованных, дисфункциональных семей; 6) увеличение количества безнадзорных детей; 7) сокращение количества детей в семье [11] .
Критика гипотезы 1. Кризис существовал до революции и вне России
В демографической науке начало кризиса воспроизводства в России относят ко втор пол. XIX века. Этот кризис развивался постепенно в выразился в начале в виде постепенного падения рождаемости и перехода от расширенного воспроизведения к простому. В сер. XIX века СКР был около 7, при этом необходимый для воспроизводства уровень СКР был равным 5. Это обеспечивало прирост населения по 1 – 2%. За четверть века (с 1874 до 1900) население России выросло в полтора раза. ( См. Приложение 9 ). Поколение, рожденное 1900 – 1910 годах, впервые за многие столетия не обеспечило необходимый уровень рождаемости. Уровень СКР снизился до 3,6 при необходимом 4,2 (при уровне смертности как в материнском поколении) ( См. Приложение 10 , Приложение 11 ).
На тот же период появления кризиса указывает нетто-коэффициент рождаемости [12] . Этот показатель показывает, что поколение женщин, рожденных в 1909–1913 году, также не обеспечивало воспроизводство населения. ( См. Приложение 12 ).
Период рождений этих поколения пришелся на 20 – 30-е годы XX столетия, когда в России проходила сексуальная революция. Но объяснить кризис воспроизводства сексуальной революцией невозможно. Во-первых, сексуальная революция затронула больше городское население и не могла так массово снизить рождаемость, а во-вторых, данные показывают о том, что резкое снижение рождаемости начинается с 1870-х годов, а снижение рождаемости в начале советской власти — лишь небольшое отклонение от общей тенденции. ( См. Приложение 10 ).
Кстати отметим, что несмотря на высокую рождаемость из-за высокой детской смертности, типичная супружеская пара ни на одном из этих этапов не была многодетной. Традиционная семья на всех этапах жизненного цикла была обременена маленькими детьми, но до возраста 10 лет доживало 3–3,5 ребенка ( См. Приложение 13 ). Реальная возможность массовой многодетности появляется только у постпереходной семьи — благодаря росту эффективной рождаемости. Но в России, как и в большинстве развитых стран, семья не воспользовалась этой возможностью, не стала действительно многодетной или даже «среднедетной» (с 3 – 4 детьми). Она ограничила общее число рождений, что позволило локализовать бремя ухода за маленькими детьми на относительно коротком этапе семейного жизненного цикла.
В западных странах мы видим тот же семейный кризис, но там семейные ценности разрушала уже не коммунистическая идеология, а капиталистическая. Кризис семьи на Западе имеет столь же давнюю, как и в России, историю (или точнее, общую с нами).
История эта получила название демографической революции, которая привела на первом этапе снижение смертности при прежней высокой рождаемости и, благодаря этому, значительному росту населения (примерно в два раза). На втором этапе началось снижение рождаемости, но он не сразу снизился до критического уровня, и все это время в западных странах еще поддерживалось расширенное воспроизводство. Постоянно снижающаяся рождаемость примерно в 1950–60-х годах рождаемость преодолела критический уровень и остановилась примерно на уровне 1,7. Возникшая в 1950-х западная «сексуальная революция» усугубила семейный кризис. Более 60 лет вся западная цивилизация живет в условиях суженного воспроизводства. ( См. Приложение 14 ).
Из-за того, что на первом и втором этапе демографической революции было резкое увеличение численности (снижение рождаемости «опаздывало» за снижением смертности примерно на 100 лет) стали говорить о демографическом взрыве. Многие развитые страны стали беспокоиться о проблеме перенаселения земного шара. Чуть более чем за 200 лет население Земли возрасло 7 раз [13] . Хотя специалисты-демографы и говорили неминуемом окончании этого взрыва и о грядущем кризисе [14] , развитые страны стали предпринимать меры по снижению народонаселения. В 1970-х годах возникла теория «золотого миллиарда». Ведь демографический взрыв в Западной Европе окончился довольно быстро — в начале ХХ в., а в развивающихся странах он в полном разгаре, что и является одной из причин современного переустройства мира.
Гипотеза 2. Причина семейного кризиса — духовный кризис общества
Научно-технический прогресс, который дал начало демографической революции, смог снизить смертность, увеличить среднюю продолжительность жизни и уровень образования, но спровоцировал снижение рождаемости ниже 1,7.
Если искать факторы, которые могут положительно повлиять на рождаемость, то окажется, что ценности материального мира почти не влияют на рождаемость. Например, мало влияет на рождаемость уровень жизни. Наибольшая рождаемость наблюдается в странах третьего мира. ( См. Приложение 16 ). К тем же выводам приводит и сравнение рождаемости в городской и сельской местности. Данные за 1960–2015 года показывают, что весь период рождаемость на селе была примерно полтора раза больше, чем в городе ( См. Приложение 17 ).
Исследуя корреляцию рождаемости с национальностью, местом проживания, уровнем образования, специалисты приходят к выводам, что «налицо обратная корреляция количества детей с уровнем дохода. Ведь цыгане или турки живут (в среднем) беднее русских или евреев; в городе жилось раньше и живется сегодня богаче, чем в деревне; у людей с высшим образованием доход выше, чем у имеющих среднее (и уж тем более не имеющим даже начального). Получается, что более бедные рожают заметно больше богатых» [15] . В Современной России наибольшая рождаемость (и расширенное воспроизводство) наблюдается в Ненецком АО, республиках Ингушетии, Чеченской, Алтае, Бурятии, Тыве, Саха (Якутии), которые не являются лидерами по уровню жизни. ( См. Приложение 18 ).
Современное западное (а все чаще и российское) общество характеризуют, как общество потребления. Хотя уклад этого общества и сформировался в 1930-х годах после кризисов перепроизводства, но оно является прямым следствием капиталистического направления развития общества, когда во главу угла ставятся экономические интересы. Общество потребления является логическим концом духовного кризиса, наметившегося в XVIII–XIX веках. Современному обществу потребления не нужен счастливый человек, ибо для счастливого «с милым рай в шалаше». Счастливый человек может довольствоваться малым, поэтому современное общество формирует человека вечно недовольного действительностью, постоянно устремляющегося на поиске чего-то еще лучшего [16] . Семья, воспринимаемая человеком как высшая ценность, которая может дать человеку гораздо более глубокое ощущения счастья и удовлетворения, совершенно не вписывается в систему общества потребления.
Суженное воспроизводство, как и общество потребления, — это конец большого пути, начало которого надо искать, как мы отмечали, в XVIII–XIX веках, когда стало формироваться капиталистическое общество. В качестве одной из основных причиной формирования этого общества назовем появление новой протестантской духовности. Именно в протестантской среде рождается новый более материалистический взгляд на духовную жизнь, что формирует новую этику и создает почву для возникновения капитализма [17] .
Коммунистическая идеология является ответом на развитие капиталистического духа, но одновременно она исходит из того же материалистического подхода. Поэтому несмотря на различие капиталистической и коммунистической идеологий, они две разные ветви одного дерева. Октябрьская революция являются следствием того же духовного кризиса, который породил капитализм, и результаты влияния на семейную жизнь этих двух путей в итоге одинаковы.
Что делать и куда идти?
О том, что материальные ценности неспособны повысить рождаемость, уже давно известно специалистам. Например, пилотное исследования «Семья и рождаемость», проведенное Росстатом в 2006, говорит о том, что формирование потребности в детях гораздо эффективнее, чем материальное стимулирование семей [18] . К сожалению, несмотря на это исследование, проведенное по заказу государства специально для выявления наиболее эффективных мер по поднятию рождаемости, правительство пошло по заведомо малоэффективному пути.
Современные исследования также показывают, что религиозная жизнь человека оказывает серьезное влияние на семейное поведение. Более высокая рождаемость наблюдается у верующих семей, причем тем больше, чем больше степень воцерковления ( См. Приложение 19 ). Для христианского мировоззрения семья имеет необычайно высокую ценность. «Семья — есть свидетельство того, что царствие Божие внутрь нас есть, эта встреча с другим как с самым главным персонажем в своей жизни. Семейная жизнь по сути своей религиозна. Верность супругу должна быть подобна верности Богу, единение супругов подобно единению Лиц Святой Троицы» [19] .
Влияние религиозной жизни не надо представлять простым: воцерковился человек и вся его семейная жизнь наладилась. Исследования показывают, что важно время религиозной социализации (воцерковления). Исследователи разделяют первичную и вторичную религиозную социализацию «Под первичной религиозной социализацией мы понимаем религиозное воспитание, полученное человеком в детстве, под вторичной — приход к вере (и соответствующие практики) в более позднем возрасте. Если религия усвоена рано, то она может оказать существенное влияние на формирование соответствующих ценностей и норм. В случае отсутствия первичной религиозной социализации приверженность нормам успевает сформироваться раньше религиозности» [20] .
Таким образом, можно говорить, что религиозная жизнь оказывает влияние не непосредственно на семейное поведение, но на формирование традиционного уклада семейной жизни, которая в следующем поколении дает изменение модели семейного поведения человека. Опыт религиозной жизни накапливается и передается через культуру [21] . Именно поэтому сейчас в мусульманских странах или в мусульманских народах в рамках одной многонациональной страны мы наблюдаем более высокую рождаемость, чем в христианских. Мусульмане имеют более высокий иммунитет против западноевропейской культуры, чем христиане, в силу христианских корней западной цивилизации ( См. Приложение 20 ).
Возрождение религиозной жизни должно сопровождаться исследованиями специалистов, каким образом должно идти возрождение семейных ценностей. Такой исследовательский процесс начался в западной и советской психологии в 1970-х годах. Одним из первых было открытие эффекта Харлоу или явления «безмамной» мамы. После долгого эксперимента, проведенного в советском государстве, по изъятию детей у мам в возрасте 2 месяцев и воспитанию детей в яслях стало очевидной пагубность такого воспитания. В конце 70-х годов Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» было установлено, что матери имеют право на частично оплачиваемый отпуск за ребёнком до 1-го года и неоплачиваемый — до 1,5 лет. Исследования, проведенные в 1970-х годах в детских садах показали, что у «ясельных» детей слабее формируется способность привязываться к другому человеку, что влияет на будущее семейное поведение [22] . После того, как специалисты в начале 80-х ясно увидели, что ребенка нельзя отнимать от матери до 3-х лет, эта норма было законодательно закреплена, хотя и половинчатом варианте, поскольку не подкреплена финансово. В современной России предусмотрен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком до 1,5 лет и неоплачиваемый — до 3-х лет.
Отметить некоторые другие важные этапы формирования будущего семейного поведения у детей [23] . В раннем возрасте (до 3 лет) формируется представление ребенка о мужских и женских качествах, поэтому модели родительского поведения оказывают в этом возрасте решающее значение. В возрасте 4–7 лет воспитание мальчиков и девочек должно разделяться, воспитание мальчиков переходит к отцам. В играх (а этот возраст часто называют «игровым», поскольку ведущая деятельсть здесь — игровая) ребенок осваивает модели мужского или женского поведения. Мальчики играют в войну, много мастерят, девочки играют в дочки-матери, в прекрасных принцесс. В школьном возрасте важно раздельное обучение мальчиков и девочек. В средних классах важно обретение себя как личности, что делает способным встретить другую и личность и полюбить. Старшие классы — возраст поиск своего места во взрослом мире и первых проб создания серьезных отношений.
Решить проблему воспитания ребенка как будущего семьянина может создание семейных центров, которые будут координировать введение семейного воспитания на всех этапах формирования будущего семейного поведения от рождения до рождения детей. ( См. Приложение 21 ).
В России выход из семейного кризиса возможен только в результате длительной работы по возрождению православной духовности и целенаправленной работе по созданию просемейной культуры.
https://prozakon.guru/semejnoe-pravo/brak/problemyi-semi-v-sovremennom-obshhestve.html
http://pravkrug.ru/ob-obshchestve/aktualno/item/429-semejnyj-krizis-v-rossii-itogi-stoletiya-1917-2017.html