Ребенок 2 лет часто капризничает и психует. Кризис двухлетнего возраста

Статья для родителей на тему кризиса у ребенка двухлетнего возраста. Как проявляется кризис, что делать родителям, а также когда обращаться к детскому психологу?

кризис двух лет

Беременность – чудесная пора. Новоиспеченные родители рисуют в своих мечтах ту светлую и беззаботную жизнь, которая будет наполнена лишь радостями и счастьем из-за маленького карапуза. Вот уж кто, но они точно – воспитают своего чадо самым лучшим, послушным и самостоятельным.

Закрывая глаза на все его приходи, немного позволяя чуть лишнего, ни родители, ни бабушки с дедушками не замечают, как подходят к важной дате крошки – 2 лет. Вот тут-то обычно и начинаются первые проблемы…

Проблема на самом деле одна. Только вот касается она всех аспектов жизни ребенка и его окружения. Некогда милый, покладистый и добрый малыш, временами превращается в «монстрика» и домашнего тирана. Ребенок перестает слушаться, на все вопросы о помощи обычно отвечает коротко, но ясно: «Я сам!»

маленький ребенок

Фото Michal Bar Haim on Unsplash

И это еще полбеды. Еще большая проблема заключается в том, что на фоне всего этого, родители малыша начинают ссориться из-за воспитания малыша. И иногда перекладывают ответственность за плохое воспитание друг на друга. Но что же происходит с ребенком? Недочеты в воспитании или нечто другое? Нужно разобраться.

Если обратиться к терминам психологии, то этот нелегкий возраст у малыша называется «Кризис двухлетнего возраста». Этот кризис обуславливается тем, что в один миг из милого карапузика ребенок может превратиться в упрямого и капризного. Психования и истерики – они станут «лучшими друзьями» ребенка на ближайшее время. Плохое настроение может наступать по несколько раз в день, чаще всего безосновательно.

Главная цель ребенка, демонстрирующего такое поведение – это заполучить желаемое любой ценой. И чем старше становится малыш, тем труднее переключить его внимание или отвлечь какими-то уловками. Теперь ребенок стоит до последнего, словно каменная стена.

Растерянность родителей

Когда наступает этот сложный и тяжелый для всех период, то родители теряются и не знают, как себя вести и как реагировать на все это. Даже если это не первый малыш в доме, все равно обстановка в семье накаляется. И членам семьи становится невыносимо жить при такой тяжелой атмосферы: нервный ребенок, постоянные истерики, натянутые взаимоотношения между домочадцами.

К сожалению, семья, которая столкнулась с такими проблемами, редкий раз ищет совета и помощи у специалиста. А чаще всего обращается за советами на всевозможные форумы и к своим знакомым. Советы таких вот знакомых бывают разные. И никто не застрахован получить «токсичный» совет. В таких случаях, люди советуют напуганным родителям «задать, как следует, чтобы знал на будущее».

девушка на форуме

Но тут следует помнить, что такой метод не только не принесет хороших результатов, но и сломает доверительные отношения между малышом и родителя. Таким образом, прибегая к таким методам воспитания, родители заставляют малыша все больше нервничать. А у него все больше портиться поведения, и вот уже нервы родителей на пределе…

Как проявляется кризис 2 лет

Кризис 2 лет, к сожалению, проявляется очень бурно. Ребенок начинает демонстрировать свое недовольство по любой мелочи, бросает вещи и игрушки на пол, и даже бьет родителей. Источниками скандалов и криков малыша могут стать (чаще всего) незначительные мелочи.

Например, малыш может бросить бутылочку с водой на пол, только потому, что она наполнена только наполовину. Либо ребенок хочется надеть на улицу теплые штаны или резиновые сапоги, не учитывая то, что на улице жарко. В таких случаях навряд ли помогут объяснения. И все истории, как правило, заканчиваются скандалами.

Большинство родителей признается, что их пугает не сама реакция малыша на отказы или истерики на пустом месте, а именно реакция окружающих людей. Чаще всего, если малыш закатит очередную истерику в людном и общественном месте, то найдет какой-нибудь «доброжелательный» человек, который начнет сыпать нравоучениями, толком не разобравшись в ситуации.

грустный ребенок

Фото Marcos Paulo Prado on Unsplash

Но речь сейчас не о посторонних людей, и не о невоспитанности отдельных личностей. Вернемся к ребенку. Когда такое «безобразное» поведение берет вверх, то родители начинают перебирать всевозможные случаи – на каком же этапе они упустили воспитание своего чада, и как повернуть назад, чтобы все исправить.

Но, как бы это иронично не звучало – на самом деле, вины родителей во всем происходящем нет. Сама причина всего этого – кризис. Его причина заключается в том, что ребенок начинает все активнее осваивать мир вокруг него. Ему это интересно и увлекательно. И он хочет все больше самостоятельности.

Но, в силу своего возраста, он еще не сможет совсем обойтись без помощи родителей. И тут происходит переломный момент. Сделать самому и отвергнуть помощь родителей, либо принять эту помощь, а значит, оставаться маленьким. Конечно, каждый ребенок хочет побыстрее вырасти. Именно это желание и стремление заложено в таком поведение двухлетнего ребенка. «Я сам!» — девиз этого нелегкого периода. И именно по этой фразе можно «распознать» начавшийся кризис.

ребенок в окне

Когда ребенок был маленьким, он с радостью шел на ручки к маме или папе, кушал с ложечки, покорно лежал и ждал, пока его оденут и позволял проделывать с собой еще множество манипуляций. Теперь малыш начинает понимать, что есть «он», есть «мама» и «папа». Также, ребенок узнает рамки дозволенного, проще говоря – прощупывает почву.

В этом периоде родителям может показаться, что ребенок словно нарочно пытается вывести их из себя, пытается манипулировать или устанавливать власть над другими. Но это все далеко не так. Ребенок просто захотел быть капельку самостоятельнее. Он учится взаимодействовать с этим миром, еще таким пугающим и загадочным, но в то же время, таким интересным и увлекательным.

Главная задача взрослых в этот трудный период – быть терпеливыми, не поддаваться на провокации, и конечно же, позволить малышу быть немного самостоятельным. Нет точных дат, когда у ребенка начнется этот кризис. Есть только возраст, к которому «привязывают» этот кризис – 2 года. Он начинается примерно в это время. И продолжается вплоть до того момента, когда малышу не исполнится 3,5 года.

Что делать родителям в кризис 2 лет

Как же вести себя родителям в те моменты, когда у малыша начинается истерика. Да и в целом – как вести себя в этот нелегкий период. Лучшим способом будет то, что родители предоставят больше самостоятельности, чем раньше. Позволяйте ему лишнего (если это, конечно, не угрожает безопасности малыша). А также два правила:

1. Не давайте ребенку сразу все игрушки одновременно

Не следует делать открытым доступ у ребенка сразу ко всем игрушкам. Дело в том, что ребенок очень быстро потеряет интерес к ним. Если игрушек действительно очень много, то нужно сложить в коробку часть игрушек и на время спрятать ее. Через пару месяцев следует достать игрушки из коробки. А в коробку сложить те игрушки, которыми ребенок играл эти месяцы.

Ребенок с игрушками

Фото Shitota Yuri on Unsplash

Придумывайте ребенку занятия и развлечения. Такое бывает, что истерики, возникающие на ровном месте – это результат того, что ребенку… попросту скучно! В силу возраста, малыш не всегда может придумать себе какую-нибудь игру или найти развлечения. Играя, следует отказаться от скучных нравоучений, и дать малышу полную свободу, конечно, в рамках вседозволенности.

2. Станьте партнером ребенку

Всегда нужно быть наготове, чтобы помочь малышу. Ведь сейчас ребенок – не что иное, как генератор новых идей. И очень часто случается так, что он сам не в силах выполнить свою идею, из-за ограниченных физических возможностях. Вот в таких случаях, не помощь ребенку и должны приходить мама или папа.

Но также тут важно помнить девиз этого чудного возраста: «Я сам!». А это значит, чтобы ребенок и дальше хотел играть со взрослыми, очень важно знать ту грань, где следует помочь ребенку, а где нужно дать немного побыть самостоятельным. Например, банку с водой до клумбы можно донести и маме. А вот полить из этой банки цветочек ребенок сможет самостоятельно.

. Важно. Следует помнить, что ребенок еще не научился правильно проявлять свои негативные эмоции. Ему быстрее проявить свою недовольство таким способом, чем объяснить родителям, что именно вызвало бурю негодования.

Если ребенок хочет поиграть с родителями, то следует предоставить ему эту возможность. А также удержаться от комментариев по типу «Ну только 10 минут, а потом сам!» Тогда малыш не сможет полностью отдаться игре, а будет ожидать – когда же закончится это время. Тут следует просто расслабиться и насладиться игрой с ребенком. А в конце предоставить ему получить такое удовольствие, от того, что он сам закончил игру.

Как вести себя, если у малыша началась истерика

Как бы аккуратно родители не вели себя с ребенком, когда-нибудь у него все равно случиться истерика. Да не одна. И навряд ли ее можно будет избежать. Дети в таком возрасте часто подвержены истерики, приступам агрессии и злости.

ребенок с игрушками

Родителей очень пугает поведение малыша. Также, если плач продолжается очень долго, малыша может стошнить. Маме и папе становится трудно наблюдать за такой картиной, сложа руки. Но следует успокоиться – большого вреда ребенок причинить сам себе не сможет. На помощь придут защитные рефлексы организма.

Помощь ребенку

Для начала, нужно пересмотреть распорядок дня и быт в целом. Это нужно для того, чтобы исключить нервных перегрузок и переутомления малыша. Ведь если ребенок будет сильно уставать, то истерики участятся.

Следует придерживаться некоторых правил, чтобы помочь малышу:

  1. Не нужно расставлять слишком жесткие рамки вокруг ребенка. Если часто делать наперекор требованиям малыша, то это усугубит ситуацию, и истерики только участятся.
  2. Не следует самим назначать успокоительные средства по отзывам из интернета или своих знакомых. За этим следует обратиться к врачу.
  3. Во время истерик обеспечьте малышу безопасность. Уберите все колющие и режущие предметы. Постарайтесь придерживать ребенка, чтобы он не травмировал себя.
  4. Не следует что-то доказывать и пытаться «приводить в себя» ребенка, находящегося в истерике. На малыша не подействует ничего, пока он не успокоиться самостоятельно. Пока ребенок бьется в истерике, не следует на него кричать или бить. Малыш может испугаться этих действий и начнет кричать еще громче.
  5. После окончания детских криков не следует первым начинать разговаривать с ребенком. Большинство детей думают, что мама или папа пошли ему на уступку, и истерика вероятнее всего начнется с удвоенной силой. В этом случае лучше дождаться, когда ребенок придет в себя и подойдет сам. Тогда нужно подарить малышу большую порцию любви и ласки. Также нужно вести себя таким образом, как будто ничего не было.
  6. Нужно дать понять малышу, что своим ужасным поведением он ничего не добьется. Даже когда малыш успокоится, не стоит позволять ему то, что он хотел добиться. Продолжите заниматься тем, чем и занимались, когда ребенок прекратит истерику. И не напоминайте о ней малышу.

Придерживаясь всех этих правил, вы поможете малышу исследовать мир и покажите ему рамки вседозволенности. Не стоит забывать главного – любая истерика когда-нибудь заканчивается. И когда это произойдет, маленькое чудище, которое каталось по полу, и орала до хрипоты в голосе окажется снова маленьким, крохотным малышом. И он, как никто другой, будет нуждаться в двойной порции любви и ласки. И в эти моменты следует дать ему это.

Когда обращаться к детскому психологу?

Само поведение ребенка – пугающее и ненормальное. Но есть определенная грань, которая отличает – когда все нормально, а когда стоит обратиться к детскому психологу. В первую очередь, нужно обратить внимание на сами истерики. Если они затягиваются надолго и становятся слишком частыми – то это будет первым звоночком, чтобы обратиться к специалисту.

Также, если родители больше склоняются к тому, что детский психолог нужен их ребенку, то тогда лучше будет записаться на прием еще и к неврологу. Он проведет обследование, и в случае необходимости, назначит малышу успокоительные препараты. В этом возрасте детям рекомендуются препараты на натуральной растительной основе.

бесплатная консультация психолога

Иногда причиной частых детских истерик выступают натянутые отношения между родителями. Даже если ребенок никогда не был свидетелем семейных разборок, то он все равно чувствует негативные отношения между папой и мамой, и по своему реагирует на них. Стоит попытаться наладить отношения друг с другом и привести в порядок свои мысли. Тогда малыш станет в разы спокойней.

Не стоит забывать, что ребенку в этот период значительно сложнее, чем взрослым. Для него вокруг столько нового и интересного. Он проверяет рамки дозволенного и исследует мир, попутно проверяя на прочность нервы родителей. Как бы то ни было – время идет быстро, и этот сложный, но необходимый для правильного развития возраст останется позади. А впереди будут ждать новые проблемы и заботы.

Юлия Луговая

Привет! Я основатель, а также психолог центра Открытие. С нами вы измените жизнь – просто обратитесь за помощью!

Как справиться с кризисом 2 лет у ребенка: рекомендации и примеры

Взросление — сложный процесс, огромная нагрузка как физическая, так и психологическая. Когда ребенок начинает с ней не справляться, приходится говорить о «переходном возрасте». Задача родителей — поддержать и помочь пройти через трудности. Ключ к спеху — спокойствие и понимание ситуации.

Самые первые проблемы с капризами начинаются примерно в два года. Неожиданно для родителей характер малыша меняется, часто в худшую сторону. Ребенок становится склонным устраивать истерики по поводу и без, стремится делать все «наперекор».

Капризный мальчик

Так у детей выражается кризис двух лет, который может продлится год и даже полтора. Чтобы избежать неприятных ситуаций, скандалов и истерик, нужно разобраться в причинах поведения малыша, который впервые пытается обрести гармонию между психологическими потребностями и физическими возможностями, между «хочу» и «могу».

Проявления кризиса и чем они обусловлены с точки зрения развития психики

Начало кризисного периода отследить непросто, но у него существует несколько отличительных черт. Симптомы кризиса:

  1. Изменения в поведении ребенка. Взрослые все чаще слышат от малыша «нет» в ответ на просьбы, он начинает упрямиться, проявляет агрессию (бросает вещи, ломает игрушки), плачет, кричит. Успокоить ребенка в такие моменты крайне сложно. Поводы для истерики могут быть незначительными, например, родители вместо банана дали малышу яблоко или налили суп не в ту тарелку.
  2. Поведение крохи становится неуправляемым, а реакция на привычные вещи — необъяснимой. Послушный ранее ребенок не поддается на уговоры и проверенные методы воздействия.
  3. Малыш может отказываться от нравившихся раньше развлечений, отрицательно реагировать на интересные занятия и игры, протестовать при кормлении, одевании и др. привычных процедурах.

Главные причины такого поведения:

  1. Конфликт между желаниями, которые начал осознавать ребенок, и возможностями. Чаще всего дети злятся на объект (родителей или предметы, в том числе игрушки), когда пытаются что-то сделать (например, объяснить что-то родителям или собрать конструктор), но им это не удается. Иногда по той же причине малыши злятся на себя и специально делают себе больно (в том числе, грызут ногти, с силой бьют по коленям и др.)
  2. Неполное владение речью. Во-первых, двухлетнему крохе попросту не хватает слов, чтобы выразить свои желания и объяснить их, поэтому он действует (что иногда выглядит как упрямство, действие «на зло» или «наперекор», настырность). Во-вторых, ребенок еще не овладел навыком замещения: когда ему больно, он плачет, а не озвучивает свои чувства, когда он зол, ругается, швыряет вещи или дерется. Малыш в два года не умеет описывать (чувства, предметы, желания) и договариваться (когда взрослые договариваются с ним — он просто соглашается или отказывается).
  3. В то же время ребенок становится активным, более уверенным в себе, стремится к самостоятельности и построению взаимоотношений с окружающим миром. Малыш сам управляет своим телом: ест, ходит в туалет, играет в некоторые игры. По этой причине все чаще можно услышать от крохи отказ, и каждое из этих «нет» служит утверждением собственного цельного «я».

Однако не всегда громкий плач — признак кризиса. Нередко дети используют этот прием для манипуляции. Стоит несколько раз дать малышу требуемое «лишь бы перестал», и кроха вполне усваивает такой метод получения всего, что ему нужно. Кроме того, плач двухлеток, как и грудничков, часто связан с болью или страхом, нередко — с обидой или ощущением, что его не любят.

Три ребенка

Кризис у двухлеток отличается эмоциональностью, но иногда протекает без ярко выраженных особенностей. Если родители будут уделять должное внимание потребностям малыша, то переходный период пройдет с минимумом проблем.

Совет
Ни в коем случае не доказывайте чаду, что ваша воля сильнее и вы упрямее. Заставить ребенка что-то сделать можно, но нужного результата достигнуть не удастся.

Как правильно реагировать на отрицания, истерики

Взаимодействуя с ребенком двух лет, который переживает кризисный период, следует подбирать обходные пути, не рекомендуется вступать с ним в противостояние. Пришло время гибкости, например, если малыш отказывается от еды, то он поест через некоторое время, когда сам захочет (давать в «перерыве» сладости или устраивать перекусы, конечно, нельзя).

Сохраняйте спокойствие, помните, что истерики и отказы — это не проявления негативного отношения, а попытка малыша найти баланс между «хочу» и «могу», определить себя как личность.

Не смейтесь над ребенком, так как у него еще не развито чувство юмора, он не в состоянии понять иронию.

Основной проблемой двухлеток являются истерики, бороться с которыми иногда кажется бесполезным. Если вывести ребенка из истерики невозможно — сделайте все, чтобы предупредить их. Если плач начался — ребенку необходимо помочь успокоиться: отвлечь, переключив эмоцию, либо вступить в диалог и постараться доходчиво объяснить ситуацию, либо найти компромисс. В любом случае — дышите глубоко и не поддавайтесь на эмоции малыша, в отличие от него, вы способны управлять собой.

Мама с ребенком

Важно
У детей в два годика еще не вполне развиты процессы психического торможения, потому если не помочь крохе вовремя успокоиться, высока вероятность истерики, нервного срыва, вплоть до судорог.

Действия родителей при истерике:

  1. Узнайте причину, будьте терпеливы, как бы сбивчиво вам ни объясняли.
  2. Если причины нет или ребенок не знает ее, значит, ему нужно не решение, а сопереживание. В этом случае обнимите, утешьте или отвлеките: займитесь чем-то другим или затейте игру, в которой нужно выполнить нужные вам действия.
  3. Когда причина есть, работайте с ней, используя компромисс, убеждение, разъяснение. Ребенок должен получить желаемое через диалог с родителями, а не через крики и истерику — это крайне важно.

Иногда оптимальным вариантом будет лишить маленького крикуна аудитории, которую он пытается впечатлить своим поведением. Должен быть диалог, а не давление. В некоторых случаях ребенку нужно «прокричаться», дать выход эмоции — оставьте на время одного, но не выдворяйте и не запирайте, спокойно займитесь своими делами, затем обязательно подойдите и начните диалог.

Достаточно немного внимания к малышу, чтобы понять, в каких ситуациях он настаивает на своем или закатывает спектакли в жанре «не так».

Как предупредить истерики

Для этого необходимо правильно организовать общение в семье. Прежде всего, родителям нужно самим перестроить свое восприятие ребенка, принять как данность, что у него появились собственные вкусы и желания, которые не обязаны совпадать с родительскими. Например, малыш раньше играл в кубики, а теперь швыряет их об стену. Задумайтесь, возможно, у крохи сменились пристрастия, а еще более вероятно — он соглашался играть, потому что вы ему предложили такую игру. Теперь он разобрался, что ему интереснее машинки. Так пусть соберет кубики и пойдите вместе в магазин выбрать машинку.

Важно
Ни в коем случае не практикуйте физические наказания ни на ребенке, ни на других членах семьи. Во-первых, это деформирует детскую психику, во-вторых, разрушает доверие между родителями и ребенком, во-третьих, он быстро впитает такой шаблон поведения и будет драться в садике и на площадке, будет пытаться ударить родителей, если нет — любого, кто слабее (например, кошку, бабушку, младшего братика / сестренку).

Основные правила общения с ребенком

Первое — уважайте малыша, выстраивайте отношения с учетом его желаний и интересов. Предоставьте ему право выбора и свободу в дозволенных областях, однако не забывайте и о своих интересах и объективных нормах.

Обязательно поддерживайте малыша в выборе, даже если он его изменит через 5 минут. Чем раньше ребенок научится делать обоснованный и окончательный выбор, тем легче ему будет в будущем, ведь нам каждый день приходится выбирать.

Примеры:

Малыш разбирает всякого робота, который попадет ему в руки. Не ругайте и не запрещайте. Как еще малыш поймет, как устроен механизм? Купите модель, которую он сможет вскоре собирать. И оговорите обязательное правило: все детали должны лежать в одной коробке в игровой зоне.

Не заставляйте карапуза есть или спать, когда он этого не хочет. Отрегулируйте режим так, чтобы к нужному часу ребенок успел проголодаться и устать. Например, сделайте гимнастику на фитболе, попрыгайте, потанцуйте, покричите песенки. К концу такого марафона малыш наверняка захочет подкрепиться.

Капризная девочка

Не принуждайте двухлетнего ребенка делиться игрушками — он не понимает, почему должен отдать свое. Как альтернативу предложите крохам поменяться. Обычно это нравится обеим сторонам, ведь каждый будет играть с новой игрушкой.

Дочка отказалась от синего платья. Предложите ей два других. Обсудите варианты, поддержите выбор, но сразу уточните, что переодеваться некогда — иначе уедет автобус или мама опоздает на работу, и ее будут сильно ругать. Если ребенок настаивает до слез, сложите платье в пакет и пообещайте, что в садике малышка переоденется (скорее всего, она забудет, но конфликт будет исчерпан).

Второе — учите малыша выражать, описывать свои чувства и желания словами. Для этого объясняйте все, что делаете или чувствуете сами. А также — разъясните, по возможности, крохе, что происходит с ним самим.

Примеры:

Сын разбил чашку. Не бейте по рукам и не кричите: «Бестолочь». После вполне уместного вскрика «А!» возьмите себя в руки и строго, но сдержанно объясните: «Мама очень сердита. Потому что просила тебя не трогать чашку. Ты не послушался, и чашка разбилась. Моя любимая чашка!»

Вы собираетесь на зимнюю прогулку. В процессе одевания объясняйте: «Так. Сейчас мы надеваем теплые штаны. Тебе теплые штаны. И мне теплые колготки. Потому что на улице очень холодно!»

Малыш отказался поесть и через час стал капризным. Объясните крохе: «Помнишь, ты отказался кушать? У тебя просто закончились силы, поэтому тебя все расстраивает».

Совет
Объяснение происходящего, кроме того, что помогает освоить речь, еще и успокаивает, действуя как профилактика стресса и напряжения.

Третье — выработайте новую, сокращенную, но четкую, понятную и железную систему запретов. Под строгий запрет должно попасть только то, что опасно для ребенка (лезть в розетки, например). Вторая категория — условные запреты, когда что-то разрешено только со взрослыми или в определенные дни.

Все запреты обязательно объясните малышу понятным языком: зачем и почему они нужны. Запретов должно быть минимум (на первое время — 4—5), а отступать от них нельзя. Все подряд запрещать крохе бессмысленно, так как с огромным числом табу маленький человек просто не в состоянии справиться. Кроме того, множество запретов способствуют формированию неуверенной в себе личности, которая впоследствии решает проблемы с помощью агрессии.

Примеры:

Строгие запреты — уходить куда-либо с чужими. Условный запрет — играть в мозаику, резать ножницами, листать бумажные книги разрешается, но только вместе с мамой или папой.

Четвертое — отрегулируйте режим дня и соблюдайте его. Учтите напряженность в саду (если малыш ходит туда), соотнесите со своими и детскими возможностями нагрузку на вторую половину дня и выходные. Включите больше активных и развивающих игр, исключите телевизор (компьютер, смартфон, планшет и т.п. заменители). Размеренность и предсказуемость быта крайне важны для ребенка.

Важно следить, чтобы ребенок не скучал, но и не переутомлялся, иначе капризы и истерики неизбежны.

Капризный ребенок

Примеры:

Шумный торговый или развлекательный центр, телевизор перегружают эмоциональную сферу при дефиците осознанной или двигательной активности, а также свежего воздуха. Как результат — утомление и капризы.

Ребенок голоден, устал или хочет спать. Не берите его на длительную прогулку или в магазин, не начинайте занятия (урока), который требует концентрации внимания.

Пятое — активно используйте игровую методику. Игра — основная форма обучения для дошкольника. Через игру вы сможете объяснить ситуацию, узнать о чувствах и страхах малыша, заложить стереотипы поведения, разрешить или предупредить конфликт.

Любой реальный конфликт можно обыграть с малышом и игрушками, пробуя различные варианты поведения и давая выход накопленным эмоциям. Это научит чадо саморегуляции и пониманию других людей, так как дает возможность поменяться ролями, отпустить контроль и представить любое развитие событий.

Примеры:

Малыш капризничает, не хочет надевать шапку. Пусть шапка оживет и очень расстроится, что ее не хотят надевать. «Я тогда наденусь мишке. Пусть ему будет тепло!» Скорее всего, сработает чувство собственности, кроха запротестует и вернет шапку себе на голову.

Шестое — самое сложное. Постепенно учите ребенка управлять своими эмоциями. Проявите терпение в этом вопросе, объясняйте доступно и многократно. Далеко не все взрослые способны держать себя в руках в минуту гнева или безудержного веселья. Проследите за собой, как вы ведете себя в конфликтной или трудной ситуации: когда третий раз приходится переделывать отчет, когда сгорел утюг, а нужно срочно отгладить платье, когда из рук выскользнула и разбилась любимая тарелка и др. Малыши копируют поведение взрослых — родители первый и самый верный ориентир и пример для детей.

Поговорите о чувстве гнева с ребенком, расскажите о том, что было с мамой или папой, когда им было 2 года. Малыш учится справляться со сложными отрицательными эмоциями, и подобная информация будет ему полезна.

Во время приступа гнева, не кричите на малыша: «Прекрати орать, не веди себя ужасно!» Это недопустимо и бессмысленно. Нельзя научить ребенка справлять с гневом, давая волю собственному гневу. Здесь придется найти индивидуальный метод, «золотую отмычку» к психике вашего ребенка. Психологи рекомендуют два подхода:

  1. Обнимите или поиграйте — постарайтесь переключить эмоцию, дайте ребенку увидеть ситуацию с другого ракурса.
  2. Дайте ребенку выплеснуть гнев безопасным способом: бросить мяч в корзину, порвать чистый лист, даже потопать ногами, сжав кулаки. Когда взрыв миновал, обязательно помогите успокоиться, начните диалог с новой ноты или в новом ракурсе.

Примеры:

Малыш расстроился, потому что вы забрали у него «нужную» ему вещь (например, канцелярский нож). Иногда помогает простое спокойное уговаривание: «Ну, что ты кричишь? Это нож. Ты же знаешь, что нож брать нельзя. Нельзя, значит, нельзя. Тут не из-за чего кричать». Другой вариант: крепко обнять, поцеловать, а потом сильно подуть в животик (это щекотно и сопровождается смешным звуком) — обычно малыши не с первого, так со второго раза хохочут и забывают обиду.

Сколько будет длиться кризис 2 лет и как ярко он проявится, зависит от полученного ребенком опыта общения с родителями, ситуации в семье, его здоровья. Будьте внимательны друг к другу, проявите терпение и мудрость — ваши старания будут вознаграждены веселой улыбкой и заботой вашего малыша.

https://psyocentr.ru/blog/rebenok-2-let-chasto-kapriznichaet-i-psihuet-krizis-dvuhletnego-vozrasta/
https://razvivashka.online/vospitanie/krizis-2-let-u-detey