Самоопределение личности и ее ценностно-смысловая сфера: индивидуально-типологические и половые различия Нурлыгаянов Ильшат Назифович
480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников
Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников
Нурлыгаянов Ильшат Назифович. Самоопределение личности и ее ценностно-смысловая сфера: индивидуально-типологические и половые различия : индивидуально-типологические и половые различия :диссертация . кандидата психологических наук : 19.00.01 Уфа, 2007 170 с., Библиогр.: с. 139-158 РГБ ОД, 61:07-19/722
Содержание к диссертации
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ 9
1.1. Анализ основных подходов к изучению самоопределения личности в психологии 9
1.2. Типология самоопределения личности 22
1.3. Механизмы самоопределения личности 34
1.4. Ценностно-смысловая сфера как результативная сторона самоопределения личности 47
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 58
2.1. Организация исследования 58
2.2. Методики исследования 61 .
V-ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ..73
3.1. Изучение эффектов механизмов самоопределения в цен.ностно-смысловом становлении личности 73 ї
3.2. Результаты исследования ценностно-смыслового самоопределения юношей и девушек 79
3.3. Результаты исследования ценностно-смысловой сферы при разных типах самоопределения личности 99
3.4. Общее обсуждение результатов исследования 130
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ 136
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 139
Введение к работе
Обращение к литературным источникам показывает, что имеющиеся тео-
i ретико-эмпирические представления о самоопределении личности в отечественной науке в целом близки друг другу. Но отмечается и ряд противоречий относительно понимания феноменологии рассматриваемого явления, на что конкретно указывают и сами исследователи (М.Р. Гинзбург, 1988; В.Ф. Сафин, 2004; Т.В. Черникова, 1998). Важно подчеркнуть, что осознанный поиск смысла жизни, проблема выбора, детерминированная внутренними и внешними условиями, характеризуют социальную ситуацию развития в позднем юношеском возрасте. Быстро изменяющиеся обстоятельства, в которых и осуществляется самоопределение, приводят к тому, что личность, включаясь в новые системы социально-психологических связей, оказывается перед необходимостью формирования адаптивной ценностно-смысловой структуры, определяющей общую стратегию жизни (К.А. Абульханова, 1999; Л.И. Анцыферова, 2004).
Ценностно-смысловая сфера часто рассматривается как результативно-содержательная сторона самоопределения (Т.М. Буякас, 2002; М.Р. Гинзбург,
1994; В.В. Гулякина, 2000; Ф.К. Нуриманова, 2006; В.Ф. Сафин, 1986; А.С. Чернышев, 2005). Успешная адаптация и социализация предполагают осознанное обращение к разного рода ценностным ориентирам, определяющим мировоззренческие установки и поведенческие паттерны. Одним из индикаторов эффективного самоопределения выступает сформированность ценностно-смысловой сферы в контексте полоролевой идентификации.
Трансформации, происходящие в современном обществе, приводят к наполнению сознания новым ценностно-смысловым содержанием и к использованию человеком определенных стратегий в своей жизнедеятельности (М.И. Бобнева, Е.Д. Дорофеев, 1997). В связи с наметившейся в последнее время в России поляризацией общества можно говорить о существовании разных типов сознания, разных способов самоопределения личности. Механизмы, определяющие ценностно-смысловую сферу, в силу особенностей их функциониро-
вания и проявления у разных типов самоопределения личности способствуют либо не дают возможности осознать части общества смысл происходящего и смысл собственной жизни. В результате в современном российском обществе обнаруживаются группы населения, типы личностей, более или менее адапти-
рованные к новым жизненным условиям (К.А. Абульханова, 1997; А.Н. Слав-ская, 2002).
Таким образом, проблемой диссертационного исследования является изучение самоопределения личности и ее ценностно-смысловой сферы в юношеском возрасте в зависимости от индивидуально-типологических и половых различий.
Объект исследования — самоопределение личности и ее ценностно-смысловая сфера.
Предмет исследования — особенности ценностно-смысловой сферы как результативной стороны самоопределения личности в зависимости от индивидуально-типологических и половых различий.
Цель исследования — изучение индивидуально-типологических и половых различий ценностно-смысловой сферы как результативной стороны самоопределения личности и механизмов, ее определяющих.
Гипотеза исследования: в процессе самоопределения формируется ценностно-смысловая сфера, которая обусловливается процессуальной стороной феномена, индивидуально-типологическими и половыми различиями.
Основная гипотеза конкретизируется в ряде частных гипотез:
ценностно-смысловое самоопределение реализуется посредством са-мооценочно-рефлексивного и интерпретационного механизмов;
в процессе жизнедеятельности формируется и проявляется специфичная для конкретного типа самоопределения личности ценностно-смысловая сфера, определяющая мировоззренческие установки и способы поведения:
в ценностно-смысловой сфере как результативной стороне самоопре-деления личности находят выражение половые различия.
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании решаются следую-
f щие задачи:
систематизация основных подходов к проблеме самоопределения лич-ности в психологической науке; -.
определение возможных типов самоопределения личности по критерию доминирования сущностного элемента в структуре самоопределения (интенции — потребностно-мотивационная сфера, поссиденции — характерологические и психофизиологические качества, потенции — возможности и способности и диспозиции — социальные ожидания и требования);
уточнение и характеристика основных механизмов самоопределения и рассмотрение их в качестве возможных детерминирующих факторов в ценностно-смысловом становлении личности;
4) изучение типологических различий в показателях ценностно-
смысловой сферы;
исследование факторной структуры показателей ценностно-смысловой сферы выделенных типов самоопределения личности;
определение половых различий в показателях ценностно-смысловой сферы и факторной структуре данных.
Теоретико-методологической платформой исследования выступают субъектно-деятельностная концепция С.Л. Рубинштейна, субъектная парадигма (А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова, Л.И. Анцыферова, В.В. Знаков), базовые подходы к исследованию самоопределения личности (М.Р. Гинзбург, В.Ф. Сафин). Дополняющими стали концепция Ш. Шварца о мотивационной цели ценностных ориентации и универсальности базовых человеческих ценностей и смысловая концепция Д.А. Леонтьева.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы на разных этапах исследования использовался комплекс методов: теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования; методы сбора эмпирических данных: микросемантический и контент-анализ, ме-тодика Ш. Шварца для изучения ценностей (адаптация В.Н. Карандашева), методика смысложизненных ориентации (Д.А. Леонтьев), методика исследования рефлексивности (А.В. Карпов), методика исследования макиавеллизма личности (В.В. Знаков); методы математической статистики: описательной статистики, непараметрический U-критерий Манна-Уитни для независимых выборок, кластерный анализ (k-means), факторный анализ (по методу главных компонент с последующим вращением Varimax normalized), однофакторный дисперсионный анализ — Н-критерий Крускала-Уоллиса. При обработке эмпирических данных использовался пакет Statistica 6.0 для среды Windows.
Надежность и достоверность результатов обеспечивается теоретической обоснованностью рассматриваемой проблемы, адекватностью используемых методов цели и задачам, логике исследования, применением методов математической статистики и репрезентативностью выборки.
Научная новизна работы заключается в том, что:
1) выделена на эмпирическом уровне типология самоопределения лично
сти с учетом доминирования сущностного элемента в структуре самоопределе
ния и раскрыты особенности конкретного типа (интенционального, поссиден-
циального, диспозиционального и потенционального);
2) проанализированы различия между показателями ценностно-
смысловой сферы и определена факторная структура показателей ценностно-
смысловой сферы конкретного типа самоопределения личности;
3) прослежены эффекты механизмов самоопределения как детермини
рующих факторов на целостное ценностно-смысловое становление личности;
4) определены общее и специфическое в показателях ценностно-
смысловой сферы юношей и девушек, рассмотрены факторные структуры пока
зателей ценностно-смысловой сферы с учетом половых различий.
Практическая значимость работы состоит в возможности применения полученных результатов в деятельности практического психолога в контексте оказания психологической помощи и сопровождения (консультирования, пси-хологического обеспечения профессиональной деятельности в зависимости от индивидуально-типологических особенностей).
Материалы диссертации могут быть использованы в системе образования при проведении лекционных и семинарских занятий по общей, возрастной и социальной психологии. Материалы исследования также включены в курс «Педагогика и психология студенческого возраста», читаемый магистрантам Института педагогики Башкирского государственного педагогического университета.
Теоретическая значимость заключается в обогащении теоретических знаний по проблеме самоопределения личности. Полученные результаты уточняют и расширяют представления о самоопределении, его процессуально-динамическом и содержательно-результативных аспектах, индивидуально-типологических и половых различиях.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе обсуждения на заседаниях кафедры психологии Башкирского государственного педагогического университета и кафедры общей психологии Башкирского государственного университета. Основные положения по проблеме исследования докладывались, обсуждались и были одобрены на всероссийских и международных конференциях (Уфа, 2005, Екатеринбург, 2005, Ростов-на-Дону, 2005, Курск, 2006). Содержание диссертации отражено в 6 публикациях.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе Башкирского государственного педагогического университета (Институт педагогики, естественно-географический факультет, физико-математический факультет). В исследовании приняли участие 296 человек, из них 146 юношей и 150 девушек.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Самооценочно-рефлексивный и интерпретационный механизмы, опе-
рационализируясь через факторы «рефлексивность» и «макиавеллизм», высту
пают в качестве определяющих в ценностно-смысловом самоопределении.
2. В процессе самоопределения формируется целостная ценностно-
смысловая сфера конкретного типа самоопределения личности, определяющая
мировоззренческие установки и поведенческие паттерны.
3. Структура ценностно-смысловой сферы как результативно-
содержательной стороны самоопределения юношей и девушек имеет как об
щие, так и специфические особенности. В выборке юношей и девушек отмеча
ется представленность в сознании и реализация на уровне поведения ценностей,
имеющих значение для эффективного и успешного самоопределения в аспекте
полоролевой идентификации.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы и приложения. Работа изложена на 158 страницах, содержит 19 таблиц, 5 рисунков. Список литературы насчитывает 225 наименований, из них 20 на иностранных языках.
Анализ основных подходов к изучению самоопределения личности в психологии
Проблема личностного становления, развития и совершенствования актуальна как для зарубежной, так и для отечественной психологии. В большей степени данные вопросы освещаются в теоретических работах зарубежных исследователей, чьи позиции можно отнести к экзистенциализму и гуманистической психологии. Самоопределение личности в зарубежной психологии раскрывается в основном в рамках самоактуализации, самореализации формирования идентичности.
Г. Олпортом [127] самоопределение рассматривается через введенное им понятие «проприум». Проприум отражает постоянство человека относительно его диспозиций, намерений и перспективных целей. Это организующая и интегрирующая сила, функция которой — формирование уникальности человече-ской жизни. Построение проприотической системы является объединяющей тенденцией внутри личности, ведет к становлению человека. Чем сильнее вы-ражены проприативные функции, тем более вероятным становится развитие всех аспектов зрелой личности. Такими аспектами зрелости выступают: расширение границ «Я»; эффективные способы установления межличностных отношений; эмоциональная безопасность и самопринятие; склонность к реалистическому восприятию; навыки и умения разрешать проблемы; чувство юмора; жизненная философия (стратегия жизни), включающая определенные ценностные ориентации, религиозные чувства и персонализированную совесть. Эти характеристики зрелости организованы в диспозиции, которые представляют собой привычные способы отношения к жизни, к миру, к другим людям и к себе. Таким образом, исследователь обращается к типологическому подходу в описании зрелой личности. В индивидуальной психологии А. Адлера [8] самоопределение раскрывается в контексте стиля жизни как совокупности черт, способов поведения и чувств, определяющих существование личности. Исследователь акцентирует внимание на творческой активности и ответственности самого субъекта в самоопределении.
В социальном психоанализе Э. Фромма [180] подчеркивается стремление человека выразить свою природу, сущность через возможность установления связей с социальным и физическим окружением, потребность в преодолении и в корнях, потребность в идентичности, потребность в системе устойчивых взглядов как способа восприятия и осмысления мира.
В работах А. Маслоу [114] и К. Роджерса [139] рассматривается тенденция индивида к актуализации своего внутреннего потенциала. В трудах философов и психологов экзистенциального направления также в определенной степени раскрывается проблема самоопределения личности, особо отмечается значимость свободы и ответственности в жизни людей. Люди обретают свободу действия через расширение сферы самосознания и последующее принятие на себя ответственности за свои поступки [23,178,181].
В психологической литературе полноценное функционирование личности часто толкуется через близкие понятия — самоопределение, самоактуализацию, идентификацию, самореализацию. В исследованиях отечественных психологов последних лет обнаруживается тенденция замены дефиниции «самоопределение», терминами, заимствованными из гуманистической психологии.
Первоначально необходимо, на наш взгляд, соотнести понятия «самоопределение» и «самоактуализация». В психологической науке самоактуализация определяется как осознание и стремление человека к наиболее полному развитию своих потенциальных возможностей (А. Маслоу, 1999; К. Обуховский; 2003). В рамках зарубежной гуманистической психологии отмечается многомерность и неоднозначность трактовки понятия «самоактуализация», однако оно прочно утвердилось в структуре современного психологического категори ального аппарата. В отечественной науке, наряду с критикой широты зарубежных определений и методологических основ теории самоактуализации, психологами подчеркивается важность анализа этой проблемы на разных уровнях и в разных аспектах (Е.Н. Городилова, 2003; И.Б. Дерманова, 2004). Самоактуализация предполагает, что у субъекта имеются все предпосылки для осуществления своих возможностей, своего внутреннего потенциала. В самоопределении подчеркивается активность самой личности в формировании и развитии определенных качеств и ценностных отношений [1,17, 29, 143, 153].
Организация исследования
Эмпирическое исследование проводилось в течение 2004 — 2006 гг. в Башкирском государственном педагогическом университете.
Важным моментом в организации исследования явилось определение адекватной его целям выборки испытуемых, представленных в нашей работе лицами студенческого возраста. Выбор студенческой выборки объясняется тем, что именно в данном возрастном диапазоне юный человек становится взрослым не только в биологическом, но и в социально-профессиональном отношении. Человек начинает в полной мере нести ответственность за свои поступки и свою жизнь, у него в основных чертах оформляется ценностно-смысловая система и вместе с этим продолжается интенсивный процесс самоопределения, поиск смысла своего существования (Б.С. Волков, 2006; И.С. Кон, 1999; B.C. Мухина, 2000; А.Е. Созонтов, 2003).
Средний возраст в мужской выборке составил 21,4, женской — 21,5 лет. Всего приняло участие в исследовании 296 человек, из них 146 юношей и 150 девушек. В анализе результатов привлекались данные испытуемых, оставшихся после естественной «выбраковки», из них 109 юношей и 96 девушек.
Теоретико-методологической платформой исследования выступили субъ-ектно-деятельностная концепция С.Л. Рубинштейна, субъектная парадигма (А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова, Л.И. Анцыферова, В.В. Знаков), базовые подходы к исследованию самоопределения личности (М.Р. Гинзбург, В.Ф. Сафин). Дополняющими выступили концепция Ш. Шварца о мотивационной цели ценностных ориентации и универсальности базовых человеческих ценностей и смысловая концепция Д.А. Леонтьева.
Исследование самоопределения личности и ее ценностно-смысловой сферы было построено с учетом общеметодологических принципов, получивших широкое распространение и утвердившихся в отечественной психологической науке. Основными методологическими положениями в исследовании цен ностно-смысловой сферы в контексте самоопределения личности выступили принципы детерминизма, развития, активности субъекта, системный и типологический подходы. Вся совокупность указанных принципов, дополняющих и конкретизирующих друг друга, позволила выделить исследовательский аппарат (объект и предмет, цель и задачи, гипотезу), интерпретировать полученные результаты, осуществлять теоретические обобщения.
Принцип активности субъекта первоначально был обозначен в 20-30-х г. XX века в работах С.Л. Рубинштейна. В настоящее время субъектная парадигма интенсивно разрабатывается сотрудниками Института психологии РАН. Полноценный анализ субъекта предполагает выделение таких взаимосвязанных аспектов, как рассмотрение человека как субъекта различных деятельностей; раскрытие субъекта в качестве организатора системы межличностных взаимодействий; изучение субъекта как источника, творца, важной составляющей и преобразователя общественных и социальных отношений. Субъекта характеризует способность к самоопределению, самодетерминации, самодвижению и самосовершенствованию.
Своеобразным инструментом психологического познания самоопределения личности выступает системный подход, наиболее полно раскрытый Б.Ф. Ломовым [111]. Среди основных принципов, лежащих в основе системного подхода, ученый выделяет многоаспектность и многомерность изучения психического явления, его многоуровневость, разнопорядковость качеств и свойств его составляющих, его детерминацию и развитие. Перечисленные принципы замыкаются на представлениях о полисистемности бытия человека и инте-гральности его качеств и свойств (Б.А. Вяткин, 2000, 2005). Исследование самоопределения личности предполагает анализ процессуально-динамической и структурно-содержательной сторон.
Принцип развития предполагает, что самоопределение личности как динамическое явление проходит на протяжении всей жизни ряд этапов от первых рефлексивных актов до затухания, и каждый жизненный этап имеет свои осо бенности и содержание. Самоопределение континуально, оно не имеет временных границ.
В отечественной психологии принцип детерминизма в наиболее полной мере сформулирован С.Л. Рубинштейном [141, 142, 143] как действие внешних причин через внутренние условия. Данный принцип объясняет содержание и активность сознания человека социальными условиями, образом его жизни, а также внутренними механизмами. Исследование психологических механизмов, факторов и условий самоопределения характеризует принцип детерминизма. Только путем соотнесения внешних обстоятельств с внутренними условиями (к которым относится и ценностно-смысловая сфера) субъект способен совершить поступок и осознать его в качестве такового. Способ жизнедеятельности, тип самоопределения обусловливают особенности ценностно-смысловой сферы.
Типологический подход позволяет преодолеть абстрактность теоретических моделей личности и как исследовательская стратегия дает возможность изучения внутренних механизмов и содержательной стороны личности, выработанных ею в результате определенного способа жизнедеятельности.
Исследование проводилось в четыре этапа, каждый из которых характеризуется специфическим содержанием и формой. На первом этапе исследовались эффекты механизмов самоопределения на ценностно-смысловое становление личности.
Изучение эффектов механизмов самоопределения в цен.ностно-смысловом становлении личности
Необходимость различения процессуально-динамической и содержательно-результативной сторон самоопределения подчеркивается многими исследователями. Таким продуктивным аспектом процесса самоопределения выступает ценностно-смысловая сфера, во многом обусловленная личностными факторами и механизмами. Л.И. Анцыферова [17] считает, что каждая стадия личностного развития характеризуется своим типом задач и специфическими способами их решения. Переход индивида к задачам следующего этапа возможен при овладении способами решения задач данной стадии. Эффективные способы генерализуются в психологические механизмы, а затем и в личностные особенности, придавая целостность личностной организации. Выделяемые механизмы самоопределения личности — самооценочно-рефлексивный и интерпретационный — операционализируясь через факторы рефлексивности и макиавеллизма, в некоторой мере определяют формирование и наполнение специфическим содержанием ценностно-смысловой сферы.
Для изучения эффектов фактора «рефлексивность» на формирование определенной картины ценностно-смысловой сферы была использована процедура однофакторного дисперсионного анализа Крускала-Уоллиса. В соответствии с этим показатель рефлексивности рассматривался как независимый фактор с тремя градациями значений: высокий, средний и низкий уровни. Зависимые переменные — это показатели ценностно-смысловой сферы, а именно: смысло-жизненные ориентации и ценности нормативного и индивидуального уровня.
Результаты показали, что рефлексивность оказывает влияние на мировоззренческие ценностные структуры — конформность, традиции, доброту, универсализм и безопасность, а также на ценности поведенческого уровня — гедонизм и безопасность.
Примечание: норм. — уровень нормативных идеалов;
инд. — уровень индивидуальных приоритетов;
жирным шрифтом отмечены характеристики значимых эффектов.
Это влияние рефлексивности как независимого фактора на ценности консерватизма (традиции, конформность и безопасность) осуществляется следующим образом. Снижение уровня рефлексивности сопряжено с выраженностью таких ценностей, как традиции и конформность, отражающих самоограничение, покорность и подчинение. Личности, высоко рефлектирующие собственную жизнедеятельность, более критичны и к себе, и к окружающему миру. Осознание собственных качеств, своих статусных позиций позволяет более точно и адекватно характеризовать подобные качества других субъектов, определенного рода социальные явления и ситуации. Данные личности менее подвержены влиянию социальных установок и норм, они лучше включаются в новые жизненные ситуации и разрешают возникающие проблемы. Социальность мышления, его проблемный характер — это качества самоопределяющейся личности, субъекта жизнедеятельности (К.А. Абульханова, 2002; А.В. Брушлин-ский, 2003; С.Л. Рубинштейн, 1997; В.В. Селиванов, 2005). Малоосознанное жизнеосуществление блокирует функциональные возможности социального мышления, что нередко проявляется в следовании определенного рода стереотипам, в отсутствии собственной позиции в отношении значимых вопросов для субъекта самоопределения. Такие личности часто характеризуются излишней ригидностью, «косностью» установок на разного рода жизненные явления и события, в которые непосредственно включены (Г.В. Залевский, 2003). В собственной жизнедеятельности они в большей мере исходят не из своих склонностей и возможностей, а ориентированы на механизм долженствования.
Фактор «рефлексивность» также оказал эффекты на ценность безопасности (на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов). Было выявлено, что с повышением уровня рефлексивности возрастает значение показателей безопасности. Это, вероятно, может быть связано с тем, что личности с трудностями рефлектирования чаще прибегают к использованию защитных стратегий. Например, механизмы вытеснения и идентификации способствуют возникновению ощущения единства с обществом, социумом. Подобным образом индивид переживает чувство защищенности и стабильности. Субъекты с высокими показателями рефлексивности, на наш взгляд, воспринимают действительность как имманентность, которая в любой момент может обрести новое содержание и формы. Стабильность и гармония собственных позиций и окружающих рассматриваются как преходящее явление, способное к разрушению, или, наоборот, ведущее к развитию и самореализации. В силу большего осозна ния собственной жизни такие личности меньше обращаются к защитным формам поведения, функционирующим в основном на бессознательном уровне.
Результаты дисперсионного анализа позволили констатировать, что повышение уровня рефлексивности способствует снижению значений ценностей самотрансцендентности (доброта и универсализм). Высокорефлексивные личности ориентированы на удовлетворение не только групповых, коллективных потребностей, но также четко осознают при этом собственные. Вследствие того что данным субъектам свойственна меньшая идентификация с социумом, приоритетное положение в сознании занимают чаще ценности, ориентированные на собственное «Я». Для лиц с затруднениями в рефлектировании собственной жизнедеятельности характерна направленность на ценности, в которых значимое место отводится интерперсональному аспекту.
http://www.dslib.net/obwaja-psixologia/samoopredelenie-lichnosti-i-ee-cennostno-smyslovaja-sfera-individualno.html