Содержание

Влияние финансово-экономического кризиса на рынок труда и социально-трудовые отношения Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

CC BY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андросова А. Д., Шушунова Т. Н.

Под международным финансовым кризисом понимается глубокое расстройство кредитно-финансовых систем в целом ряде стран, приводящее к резким диспропорциям в международных валютно-кредитных системах и прерывности их функционирования. Финансовый кризис обычно в той или иной степени одновременно охватывает различные сферы мировой финансовой системы. Центром финансовых кризисов является денежный капитал, а непосредственной сферой проявления кредитные учреждения и государственные финансы.I

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Андросова А. Д., Шушунова Т. Н.

nternational financial crisis is the deep disorder of credit and financial systems in a whole series of the countries, which leads to the sharp disproportions in the international currencycredit systems and the discontinuity of their functioning. Financial crisis simultaneously covers different spheres of world financial system. Money capital is the center of financial crises, and by the direct sphere of manifestation credit establishments and public finances.

Текст научной работы на тему «Влияние финансово-экономического кризиса на рынок труда и социально-трудовые отношения»

А.Д. Андросова, Т.Н. Шушунова

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия

ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА РЫНОК ТРУДА И СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Под международным финансовым кризисом понимается глубокое расстройство кредитно-финансовых систем в целом ряде стран, приводящее к резким диспропорциям в международных валютно-кредитных системах и прерывности их функционирования. Финансовый кризис обычно в той или иной степени одновременно охватывает различные сферы мировой финансовой системы. Центром финансовых кризисов является денежный капитал, а непосредственной сферой проявления — кредитные учреждения и государственные финансы.

International financial crisis is the deep disorder of credit and financial systems in a whole series of the countries, which leads to the sharp disproportions in the international currency- credit systems and the discontinuity of their functioning. Financial crisis simultaneously covers different spheres of world financial system. Money capital is the center of financial crises, and by the direct sphere of manifestation — credit establishments and public finances.

Мировой финансовый кризис — устойчивый финансовый кризис стран, которые входят в глобальную финансовую систему, основанную на доминировании американской финансовой системы над другими системами. Множество факторов определяют возникновение и развитие финансовых кризисов. Обычно условием финансовых кризисов являются нарушения, неблагополучие в соотношении различных видов активов в определенных звеньях финансовой системы [1].

Так, при признаках неблагополучного положения в компании или умышленно созданной ситуации акционеры начинают сбрасывать акции, что может вызвать понижательную тенденцию в биржевых курсах. Когда возникают сомнения в надежности банков, вкладчики стремятся скорее изъять свои вклады, а так как банки обладают ограниченными ликвидными средствами, то они не могут сразу вернуть значительную часть вкладов. В силу взаимосвязанности элементов хозяйственной системы может начаться цепная реакция, приводящая к финансовому кризису.

Иностранный капитал уходит из страны, одновременно, а может быть раньше, бежит национальный капитал. Бегство капитала из страны приводит к увеличению спроса на иностранную валюту. Даже высокий уровень валютных резервов может оказаться неспособным удовлетворять нарастающий спрос. Широкое использование информационной техники привело к тому, что кризисы, возникающие на национальных финансовых рынках, быстро приобретают международный характер [2].

Мировой финансово-экономический кризис 2008-2011гг. начался в США, где в течение продолжительного времени цены на недвижимость росли, причем довольно быстро. Причин роста было, как минимум, три:

— естественное удорожание недвижимости, связанное с инфляционными процессами;

— доступная ипотека (именно она, в сущности, стала причиной кризиса);

— инвестиционная привлекательность, связанная с верой в то, что цены на жилье будут расти вечно.

Но в 2008 году перед финансовым кризисом рынок жилья на пике своей стоимости насытился, и спрос на недвижимость прекратился. Цены упали. Другими словами, стоимость недвижимости стала в два раза дешевле взятого простым американцем ипотечного кредита. И люди стали отказываться от взятых ранее обязательств. Началась паника. Люди отказывались от ранее взятых кредитов, банки в свою очередь не могли вернуть свои кредиты другим банкам, страховщики разорялись на рисках населения и банкиров.

Финансовый кризис, развивающийся в России, называют кризисом ликвидности. Ликвидность представляет собой соотношение между активами и пассивами банка за определенный период времени. При этом под активами подразумевается лишь то, что может быть реализовано в течение 30 дней. Существует две гипотезы возникновения кризиса ликвидности — «западная» и «восточная» [2].

«Западная» гипотеза: российские кредитно-финансовые учреждения активно привлекали западные кредиты, отдавая в залог ценные бумаги. Западные финансисты в свою очередь охотно приобретали российские ценные бумаги и активно торговали ими — до тех пор, пока не начались проблемы на западном фондовом рынке.

По мере развития финансового кризиса в США и Европе инвесторы начали активно переводить капиталы туда, где они были нужнее. В результате российская фондовая биржа лишилась изрядной части активов, что повлекло за собой снижение стоимости ценных бумаг, которые были залогом при получении кредитов. Снижение стоимости автоматически привело к тому, что кредиторы начали требовать возврата части кредитов, а взять новые кредиты российским предприятиям, привыкшим к легким деньгам, было негде.

«Восточная» гипотеза отличается от западной. Она также рассматривает в качестве движущей силы кризиса западную кредитную «иглу», на которую «подсели» многие российские предприятия, включая такие гиганты как «Газпром». Необходимость платить по обязательствам и отсутствие возможности рефинасирования стали причинами некоторых сложностей. Уменьшение притока дешевых денег, связанное со снижением стоимости нефти и сокращением экспорта усугубило ситуацию, и привело к кризису.

В связи с финансово-экономическим кризисом российские предприниматели стали сокращать затраты на производство выпускаемых ими товаров и услуг, отказываться от дорогих арендуемых площадей в пользу более дешевых. Многие из тех, кто располагался в центре города, перебрались ближе к его окраинам. Также сокращались объемы площадей и менялись комфортные и современные офисы на более простые. Многие работодатели перестали предоставлять работникам медицинские страховки, оплачивать абонементы в фитнес-клубы, в бассейны, предоставлять и оплачивать корпоративную мобильную связь, отменили дотации на питание и проезд. Сократились объемы обучения персонала, выплата работникам на льготных условиях денежных ссуд, предоставление в личное пользование служебных автомобилей, оплата аренды жилья и многое другое.

Все это негативно отразилось на работниках, но люди готовы мириться с этим, так как большинство предпринимателей разрывают контракты с работниками, чтобы сократить затраты на заработную плату (которые на неко-

торых предприятиях составляли 60-70% от всех затрат предприятия). В лучшем случае работникам просто сокращали заработную плату.

В первую очередь происходили увольнения работников, которые разрабатывали и внедряли в жизнь те проекты, от которых фирмы, по причине недостаточного финансирования вынуждены были отказываться. Также сокращались офисные работники, которые непосредственно не участвовали в процессе извлечения прибыли работодателя, но имели при этом достаточно высокий уровень заработной платы, например, аналитики, консультанты, маркетологи, менеджеры по рекламе, специалисты информационных технологий, юристы, бухгалтеры, работники кадровых служб, специалисты по обучению, секретариат, водители, офис-менеджеры, курьеры и иные работники, должности которых не связаны с основной деятельностью компании.

Многие работодатели увольняли работников вопреки трудовому кодексу РФ без выплат выходного пособия, которое может достигать пяти средних месячных заработков увольняемого, благодаря незнанию работников своих прав.

Из-за кризиса сокращалось количество вакансий, происходили массовые увольнения, снижение заработной платы как вновь принятым сотрудником, так и работающим уже давно (не всегда законным способом).

Кроме того, финансовый кризис оказал отрицательное воздействие на сектор материального производства и на накопление капитала, вызвал увеличение дефицитов платежных балансов в кризисных странах более чем на 2% ВВП по сравнению с некризисными странами. Резкое сокращение производства в кризисных хозяйствах приводило к уменьшению темпов роста внешней торговли и обострению конкуренции из-за изменения валютных курсов. Таким образом, финансовые кризисы показали необходимость перестройки мировой финансовой системы, введения большей открытости, улучшения отчетности, укрепления национальной экономической политики.

1. Общая экономическая теория. Часть II. Макроэкономика: учеб. пособие / З. В. Вдовенко, Н. И. Гавриленко, Т. Н. Шушунова. М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева. 2010 — 68 с.

2. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / под. ред. Л.Н. Красавиной. М.: «Финансы и статистика», 3-е изд., пере-раб. и доп. 2008. 461 с.

Д. Г. Жаданова, Т.Н. Шушунова

Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева, Москва, Россия

ПРОБЛЕМА ИНЕРЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ХИМИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

В статье рассматриваются некоторые проблемы, связанные с факторами и средствами химического производства, поскольку, несомненно, их существование негативно сказывается на технологическом процессе. Большинство работающих российских химических пред-

Трудовые отношения в условиях финансового кризиса

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 29 апреля 2009 г. “По взаимодействию социальных партнеров в организации в условиях экономического кризиса”

В условиях экономического кризиса существенно возрастает роль социального диалога между работодателями и представляющими интересы работников профсоюзами.

Для преодоления кризисных явлений требуется выработка единых подходов социальных партнеров в области регулирования социально-трудовых отношений, направленных на сохранение конкурентоспособности организаций в период экономического кризиса, а также при выходе из него.

Цель взаимодействия социальных партнеров в этот период — согласование комплекса антикризисных мер, способствующих сохранению эффективных рабочих мест, снижению социальной напряженности в коллективах, обеспечению содействия занятости и сдерживанию массового высвобождения работников, защите их трудовых прав.

Взаимодействие социальных партнеров в этих условиях должно строиться на основе ряда принципов, прежде всего открытости и доступности информации, сбалансированности и обоснованности принятия решений, взаимной ответственности сторон, соотнесения согласованных мер с действиями социальных партнеров на территориальном (региональном), отраслевом и федеральном уровнях социального диалога.

I. Общие положения

1. Рекомендации по взаимодействию социальных партнеров в организации в условиях экономического кризиса предназначены для использования сторонами социального партнерства на уровне конкретной организации для разработки антикризисных мер в сфере регулирования социально-трудовых отношений.

2. Под сторонами социального партнерства в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации понимаются работники и работодатели в лице своих полномочных представителей.

3. Антикризисные мероприятия в сфере социально-трудовых отношений разрабатываются социальными партнерами и могут являться составной частью общего антикризисного плана, вырабатываемого руководством организации в той или иной форме.

4. Реализация комплекса антикризисных мер предусматривает участие широкого круга работников и их представителей. При этом в целях предупреждения социальных конфликтов необходимо максимально учитывать социальные интересы работников.

5. Формы антикризисных программ в сфере социально-трудовых отношений, институты их разработки и согласования могут быть различны в зависимости от особенностей конкретной организации. Прежде всего, следует использовать такие институты и процедуры согласования интересов работников и работодателя, как комиссии по заключению и контролю выполнения коллективных договоров.

При необходимости возможно формирование специальных органов взаимодействия (специальных антикризисных комиссий). Могут использоваться и иные согласованные работодателем и работниками формы выработки антикризисных мер.

II. Основные механизмы сотрудничества социальных партнеров в период экономического кризиса

6. Взаимодействие социальных партнеров по подготовке и выполнению комплекса антикризисных мер в сфере социально-трудовых отношений осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективными договорами и соглашениями.

7. При наличии в организации коллективного договора, институтов представительства интересов работников (профсоюзной организации и (или) иных представительных органов) для подготовкой реализации комплекса антикризисных мер в сфере социально-трудовых отношений целесообразно использовать имеющиеся органы, осуществляющие согласование интересов сторон (комиссии по заключению и контролю выполнения коллективных договоров и т.п.). При согласии сторон может быть создан иной орган (антикризисная комиссия, совет и т.п.). В этом случае сторонами социального диалога должны быть определены круг задач, порядок формирования, состав и полномочия создаваемого органа, процедура подготовки предложений и порядок их утверждения.

8. Антикризисным органом (комиссией) может разрабатываться и согласовываться комплекс антикризисных мер в сфере социально-трудовых отношений (либо отдельный, либо как часть общей антикризисной программы организации).

В случае невозможности временного выполнения отдельных положений коллективного договора стороны могут вступить в переговоры по временной приостановке действия данных положений и внести соответствующие изменения в коллективный договор в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

9. Для эффективного взаимодействия социальным партнерам необходимо обеспечить:

своевременное и объективное информирование сторон о социально-экономическом положении в организации и в регионе;

привлечение к решению проблем в организациях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, компетентных в решении данных вопросов;

проведение работы по разъяснению работникам организации особенностей кризисного периода, а также намеченных мер по сохранению конкурентоспособности организации, содействию занятости и социальной защищенности работников.

10. Социальные партнеры в пределах своей компетенции содействуют предупреждению возникновения конфликтных ситуаций, способствуют разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров в досудебном порядке с использованием процедур, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

III. Разработка и реализация антикризисных мер

11. В антикризисной программе могут применяться различные меры и способы выхода из кризиса, обусловленные спецификой, условиями деятельности и финансово-экономическим состоянием организации.

12. Подготовка мероприятий, касающихся содействия занятости и сохранения кадрового потенциала организации, должна основываться на нормах трудового законодательства Российской Федерации.

13. Использование тех или иных мер должно быть согласовано в ходе соответствующих переговоров социальных партнеров. Среди возможных мер могут быть выделены следующие действия, связанные с сохранением кадрового потенциала и рабочих мест:

а) отказ от применения на определенный период сверхурочных работ, работ в выходные и нерабочие праздничные дни;

б) временный отказ от введения совмещения профессий;

в) временное ограничение приема работников и сокращение вакансий;

г) перевод в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации высвобождаемых работников на постоянную работу на места, занимаемые работниками-совместителями;

д) перевод работников в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации на работу в другие подразделения и организации;

е) совершенствование графиков работы с введением режима неполного рабочего времени в порядке, предусмотренном трудовым законодательством;

ж) установление для отдельных категорий работников неполной рабочей недели с корректировкой размера заработной платы локальными нормативными актами организации, принимаемыми с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, предусмотренном трудовым законодательством Российской Федерации;

з) предоставление по просьбе работников (по личному заявлению) отпусков без сохранения заработной платы;

и) передача подразделениям организации для выполнения собственными силами работ, выполнявшихся ранее подрядными организациями.

В антикризисную программу могут быть также включены мероприятия, предусматривающие:

а) осуществление опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения;

б) переобучение, повышение квалификации работников с учетом имеющихся вакантных рабочих мест в организации, ее филиалах, в том числе на условиях совместного с органами местного самоуправления долевого финансирования программ обучения работников крупных организаций и градообразующих организаций за счет средств, предусмотренных для реализации региональных программ занятости;

в) оказание помощи в поиске работы в организациях соответствующего вида экономической деятельности, включая организации, расположенные в других регионах, при содействии органов государственной службы занятости;

г) направление работников на обучение другим профессиям в связи с возможным перепрофилированием производства;

д) установление режима неполного рабочего времени для самостоятельного поиска работы.

14. Стороны социального партнерства разрабатывают совместные мероприятия, направленные на обеспечение занятости работников, находящихся под риском увольнения, с учетом реализуемой региональной программы содействия занятости.

15. Проект комплекса (программы) антикризисных мероприятий целесообразно обсудить на общем собрании (конференции) работников, а также при необходимости с органами местного самоуправления.

В организации могут предусматриваться и другие процедуры обсуждения программы антикризисных мер, согласованные работодателем и работниками.

16. Вне зависимости от форм и методов подготовки и организации антикризисных мер в комплекс планируемых мероприятий рекомендуется включать механизмы по контролю за выполнением намеченных мер, предусматривающие ответственность сторон.

17. Программа антикризисных мер в организации может содержать иные мероприятия, в том числе в области охраны труда, обеспечивающие снижение социальной напряженности и способствующие выходу из кризиса, не противоречащие законодательству.

IV. Заключительные положения

18. Более тесное взаимодействие социальных партнеров необходимо на всех уровнях регулирования социально-трудовых отношений:

на федеральном уровне — путем проведения консультаций в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и на двусторонней основе;

на региональном и территориальном уровнях — путем участия социальных партнеров в разработке планов антикризисных мер регионов и муниципальных образований.

19. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений и трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в субъектах Российской Федерации в рамках проведения консультаций с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях снижения напряженности на рынке труда и предотвращения массового высвобождения работников в регионах предусматривают рассмотрение вопросов взаимодействия социальных партнеров в условиях экономического кризиса и на этой основе могут вносить в государственные органы исполнительной власти предложения к проектам законодательных и иных нормативных правовых актов.

Координатор Комиссии,
Заместитель Председателя
Правительства
Российской Федерации
А. Жуков
Координатор стороны
Комиссии, представляющей
Правительство Российской
Федерации, Министр
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
Т. Голикова
Координатор стороны Комисси,
представляющей общероссийские
объединения профсоюзов,
председатель Федерации
независимых профсоюзов России
М. Шмаков
Координатор стороны Комиссии,
представляющей общероссийские
объединения работодателей,
президент Общероссийского
объединения работодателей
“Российский союз промышленников
и предпринимателей”
А. Шохин

Рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 29 апреля 2009 г. “По взаимодействию социальных партнеров в организации в условиях экономического кризиса”

Текст рекомендаций опубликован в Бюллетене трудового и социального законодательства РФ, 2009 г., N 5

https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-finansovo-ekonomicheskogo-krizisa-na-rynok-truda-i-sotsialno-trudovye-otnosheniya
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/95682/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *