Блог Сергея Калинина

Сергей Калинин — психолог, бизнес-тренер, бизнес-консультант. Профессиональные интересы: тайм-менеджмент, саморазвитие и самосовершенствование. Именно этим вещам и посвящен мой блог 🙂

Страницы

  • Главная страница
  • Про меня
  • Для прессы
  • Налетай, торопись!
  • Чаевые
  • Партнерство
  • Моя расссылка

среда, 27 февраля 2019 г.

Самоактуализация в 21 веке

Ну нельзя вот так просто взять и саморазвиться! Или достичь самоактуализации (толком не понимая, что это такое).

Самореализация - это созидание самого себя и актуализация своего потенциала в общественно полезной деятельности

Наверняка какие-то из качеств самоактуализирующейся личности у вас уже есть. Но есть ли желание прокачать и все остальные?!

Успешной вам самоактуализации! Всё обязательно получится! ;)

Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в «Чаевые»!

Задать вопрос автору (психологу, бизнес-консультанту Сергею Калинину), договориться об online-консультации или коуч-сессии можно: kalinin.s.09@gmail.com

Подписаться на мою рассылку (2 выпуска в месяц) «Идеи для саморазвития». (Ранее «Как стать лучшей версией себя?»).

Поделитесь с друзьями в социальных сетях:

5 комментариев:

Спасибо, очень обстоятельно и для меня много новой информации. Я уже ваши статьи конспектирую, чувствую и к этой возвращусь и не раз.

Я тоже пару статей законспектировал))) А где можно почитать про самопринятие? Как перестать себя переделывать и начать развивать себя реального? Как понять и принять себя реального?

Я рад, что мои «трактаты» пригодились 🙂
По самопринятию: в статье был упомянут Бранден «Шесть столпов самооценки», у него там есть неплохая глава (плюс вопросы для проработки) по самопринятию. Также можно почитать что-нибудь буддийски-ориентированное)), можно в западной адаптации. Например, довольно неплох Экхарт Толле «О чем говорит тишина», «Сила настоящего». В принципе, «прокачать» самопринятие помогут любые книги и практики, развивающие осознанность (Д.Кабат-Зинн «Куда бы ты ни шел — ты уже там»).

Современный подросток: педагогические возможности его саморазвития Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

CC BY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юшкевич Елена Викторовна

В статье рассматривается особенности саморазвития современных подростков 21 века. Подробно рассмотрены психолого-педагогические характеристики этапов подросткового возраста .

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юшкевич Елена Викторовна

MODERN TEENAGER: THE PEDAGOGICAL OPPORTUNITIES OF HIS SELF-DEVELOPMENT

The article examines the features of the self-development of teenagers of the 21st century. Psychological and pedagogical characteristics of the stages of adolescence are considered in detail.

Текст научной работы на тему «Современный подросток: педагогические возможности его саморазвития»

8. Управление школой: теоретические основы и методы: Учебное пособие / Под ред. В.С. Лазарева. -Центр соц. и экон. исслед., 1997. — 336 с.

9. Юсупов, В. З., Богданов, А. И. Принятие управленческих решений в образовательном проекте: учебное пособие. — 2 изд. стереотип. — М.: НОУ ВО СФГА, 2015. — 112 с.

аспирант Юшкевич Елена Викторовна

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург), заместитель директора

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №371 (г. Санкт-Петербург) СОВРЕМЕННЫЙ ПОДРОСТОК: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО САМОРАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье рассматривается особенности саморазвития современных подростков 21 века. Подробно рассмотрены психолого-педагогические характеристики этапов подросткового возраста.

Ключевые слова: саморазвитие, подростки, подростковый возраст, кризис, самосознание, личность.

Annotation. The article examines the features of the self-development of teenagers of the 21st century. Psychological and pedagogical characteristics of the stages of adolescence are considered in detail.

Keywords: self-development, adolescents, adolescence, crisis, self-awareness, personality.

Введение. В понимании саморазвития мы будем придерживаемся подхода В.И. Слободчикова [7], который полагал, что саморазвитие — это процесс внутреннего преобразования человеком самого себя, связанный с овладением знаниями, поведением и реакциями, с целеполаганием и проектированием хода собственного развития в условиях социальной внешней среды, с помощью которого человек становится субъектом собственной жизни. Таким образом, человек сам должен принять на себя определенную меру ответственности за то, что он делает, за свое развитие, сам должен находить выход из сложных ситуаций, определять смысл своей жизни в целом. Сформировать все это из вне невозможно. Можно лишь создавать условия для саморазвития, оказывать личности поддержку и помощь в этом процессе, но ни в коем случае не навязывать ей ценности и какие-то трафаретные пути продвижения вперед, даже если эти пути оказались для кого-то эффективными.

Формулировка цели статьи и задач. Данная статья продолжает исследования понятия «саморазвитие» как одной из категорий педагогической науки. Задачей настоящей статьи является рассмотрение современных психолого-педагогических характеристик этапов подросткового возраста.

Изложение основного материала статьи. К концу 20 — началу 21 века интерес к проблеме саморазвития современного человека в современном образовании значительно вырос. Основными предпосылками такого роста, по мнению В.Г. Маралова [5], являются:

1. Позитивные социальные изменения, произошедшие в обществе. Люди почувствовали себя свободнее в определении своих планов, целей, намерений, интуитивно приблизились к пониманию себя как субъектов собственной жизнедеятельности.

2. Проникновение идей гуманистической психологии в общественное сознание, психологию и педагогику. Учение зарубежных психологов-гуманистов (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) постулировало тот факт, что личность строит себя сама, вмешательство в этот процесс не способствует развитию, а тормозит его.

В настоящее время все больше исследователей конструирует процессы «саморазвития», продумывает систему его мотивации, активации, создания благоприятных условий для роста [1, 2, 5].

Исследования О. Я. Пономаревой и П. Б. Кодесс [10] показывают, что саморазвитие уверенно входит в число доминирующих ценностей человека 21 века возраста 16-45 лет. В нашей статье рассматривается еще более ранний, подростковый возраст — возраст учеников основной школы. Наш практический и исследовательский опыт позволяет считать, что наибольшие успехи «саморазвития» происходят именно в этом возрасте.

Косвенные подтверждения тому обнаруживаются в отечественном социологическом исследовании «Исследовании возрастных групп, наименее вовлеченных в культурную жизнь», проведенном Талавером А., Чернышом А в 2016 году среди московских подростков. [8].

На основе проведенных диагностик, исследователи, в зависимости от досуговых предпочтений, интересов, способов получения знаний и информации, выделили четыре группы подростков («Потерянные» (44%), «Сверхсоциализированные» (26%), «Бунтующие» (15%), «Подростки-домоседы» (15%)). Статистические данные [Талавер А., Черныш А] показали следующее:

• «Потерянные» подростки, помимо наиболее распространенных функционально нагруженных дополнительных занятий — изучения иностранных языков (64%) и спорта (69%) — склонны заниматься творчеством, при этом чаще всего самостоятельно. Танцы и игра на музыкальных инструментах также входят в круг интересующих их занятий (25% и 24% соответственно); ими тоже занимаются самостоятельно. Помимо уроков представители этой группы предпочитают получать знания следующими способами: чтение (43%) и фильмы (43%), лекции (33%), свободное общение со старшими (32%). Как видно, максимальный процент активности отдается самостоятельным занятиям.

• «Сверхсоциализированные» подростки нацелены на всестороннее саморазвитие, которое повышает их шансы на жизненный успех. По сравнению с другими группами, здесь самые высокие проценты по предпочтению «полезных» видов дополнительных самостоятельных занятий — спорт (83%) и иностранные языки (70%). Они настроены на всестороннее развитие и чаще чем подростки в среднем занимаются самообразованием (37% против 32%), творчеством (43% против 39%), читают (63% против 58%). Представители группы «сверхсоциализированных» подростков заинтересованы в «саморазвитии» и готовы его самостоятельно планировать.

• «Бунтующие» подростки в целом предпочитают самостоятельные, творческие занятия. Они способны самостоятельно организовывать свой досуг: собираться для занятий спортом, создавать

музыкальные группы, устраивать фестивали, заниматься самостоятельным образованиеми т.д. Исследования способов получения знаний и информации показывает, что для «бунтующих» подростков предпочтительными оказываются самостоятельные занятия. Среди респондентов данной группы наиболее интересными образовательными форматами считаются просмотр фильмов (47%), чтение (47%) и лекции (37%), а также самостоятельное изучение (33%), что выше, чем среди прочих групп подростков. Хотя лидирует все же вариант «уроки в школе», но его выбрало меньшее число респондентов, чем в других группах (54% против 62% «потерянных» и 58% «сверхсоциализированных»).

• «Подростки-домоседы» предпочитают проводить время дома; причиной этого служит отсутствие интереса к жизни за его пределами. Преобладающий интерес среди представителей данной группы — компьютерные игры на фоне отсутствия профессионального интереса к компьютерам. Анализируя способы получения знаний и информации, исследователи отмечают, что в этой группе наиболее распространенным ответом на вопрос о предпочитаемом типе образования является вариант «уроки в школе» (59%). «Домоседы» слабо вовлечены в культурную жизнь, не ходят в музеи, на выставки и не заинтересованы в саморазвитии.

Анализируя данные исследования [8], можно сделать вывод: большинство отечественных подростков готовы заниматься самостоятельным образованием и развитием, понимают их ценность, настроены на саморазвитие. Аналогичное исследовании зарубежных педагогов (Bhattacharya A., 2013 год) подтверждает, что подростки видят себя в качестве активных субъектов в собственном развитии, устанавливают цели личностного роста, испытывают чувство когнитивного участия в выдвижении таких целей и работают в направлении их реализации [10].

Осознание важности саморазвития для подростков требует понимания основных характеристик подросткового возраста как в целом, так и применительно к процессу «саморазвития». Такое понимание может позволить преподавателям максимально эффективно воздействовать на механизмы саморазвития, оказывать помощь подросткам в момент «взрывного» роста их интереса к саморазвитию.

Остановимся на общих особенностях подросткового возраста, оценка которых зарубежными и отечественными педагогами на рубеже 20-21 веков претерпела серьезную трансформацию.

Так, в середине 20 века европейские ученные К.Бюлер и, чуть ранее, В.Штерн, полагали, что в подростковом возрасте начинают господствовать половые инстинкты и связанные с ними стремления и влечения, которые и определяют все поведение подростка, лежат в основе его поступков, чувств, интересов, мыслей и желаний и носят ярко-выраженный кризисный характер. Американские педагоги и психологи конца 60-х годов, например, Р.Кулен (R.G. Kuhlen), активно критикуя биологизаторскую теорию, относили к основным характеристикам подросткового возраста внезапное и резкое изменения всех сторон личности и кризисный характер подростковых колебаний и потрясений. Отечественные психологи и педагоги того же времени, например, В.А.Крутецкий и Н.С.Лукин, считали различного рода обострения, «взрывы», брожения, бунтарство и трагические коллизии порождением не столько биологических, сколько социально-экономических причин, и выделяли такие характеристики подросткового возраста как мощный подъем жизнедеятельности; глубокая перестройка организма; интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил [4].

К концу 20 — началу 21 века, в связи с переориентацией с предметно-знаниевой на личностную парадигму образования, отечественные исследователи Д.Б. Эльконин, В.И.Слободчиков, Д.И.Фельдтштейн основными отличительными характеристиками подросткового возраста стали считать:

• повышенную плотность кризисных, критических состояний.

• чувство взрослости, тенденции к взрослости и связанное с ним социально-ориентированное поведение.

• Повышенное ощущение собственной субъектности.

Современные исследователи воспринимают и описывают подростковый период как период развития личности, период развития самосознания, считают его лучшей отправной точкой для саморазвития.

Изучая особенности саморазвития подростков академик РАО Д.И.Фельдштейн [9] отметил, что их характер четко прослеживается через изменение структуры:

• Способности к личностной рефлексии, представляющей собой форму осознания подростком как своего внутреннего мира, так и понимания внутреннего мира других людей;

• Идеалов, которые будучи одним из проявлений социально развитой личности, в концепции Д.И.Фельдштейна, становятся не только образцом для подростка, но своеобразным внутренним критерием самооценки, регулятором личностного развития;

• Интересов, которые выражают направленность личности, ее интеллектуальную и эмоциональную активность.

Рассматривая стадиальные особенности подросткового возраста [9], можно прийти к выводу, что «налицо глубокая дифференциация, расслоение внутри подросткового возраста, каждая стадия которого наполнена особым содержанием. При этом на старшей стадии идет процесс активного формирования тех элементов индивидуализации, выражающихся в стремлении определить свои возможности в обществе, развитие которых еще 20 лет назад было наиболее присуще следующему периоду — ранней юности. Представляется, что эти индивидуально-общественные устремления современного старшего подростка, обусловливающие его потребность в самореализации, могут и должны быть использованы как важнейший рычаг для интенсификации процесса развития личности». Следовательно, эффективность воздействия на «саморазвитие» будет выше во второй-третьей стадиях подросткового периода (12-15 лет), чем в первой (10-11 лет).

Меняющаяся социальная ситуация меняет у подростков 21 века и мотивы к обучению, и мотивы к саморазвитию. Для современного подростка, главной ценностью для которого стал он сам, саморазвитие становится одним из необходимых условий жизнедеятельности, активности и самосознания.

Весьма показательны с этой точки зрения результаты отечественных исследований мотивации к обучению, которые проходили по схожим схемам с разницей в несколько десятилетий:

• Исследование 1949-1951 годов — Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. [6] — показало, что основными мотивами учения были стремление получить в будущем хорошую профессию, служить Родине, ответственно выполнять порученное дело.

• Более чем через тридцать лет, в 1989 году похожее исследование А.Д. Андреевой[6] выявило, что мотивы учения изменились. Названные выше мотивы стали встречаться гораздо реже. Наиболее характерными стали мотивы самоутверждения и самосовершенствования, которые были не типичны для школьников прошлых лет. Резко увеличилась самоценность подростка в его собственных глазах.

• Исследования, проведенные в уже в XXI веке (Коновалова Н.Л., 2000) [6]показывают, что мотивы саморазвития дополнились стремлением к материальному достатку, благополучию, способности самостоятельно обеспечить свое благосостояние. Эти изменения отражают современную тенденцию развития общества, которая начала складываться в 1988-1991 годах. Несмотря на тот факт, что учителя, родители и подростки конца 20 века были единодушны в своем мнении, что школа должна готовить «человека, трезво глядящего на вещи, добивающегося в жизни своего», 37% подростков добавили к этому способность самостоятельно обеспечить свое благосостояние и готовность брать на себя ответственность [6].

Возникает вопрос о том, как именно нужно воздействовать на саморазвитие с учетом обозначенных возрастных, стадиальных и мотивационных особенностей подростков.

Мы разделяем точку зрения В.И. Слободчикова [7] о том, что педагог так же как в младшем школьном возрасте вводит подростка в новые области жизни, в сферы наук, искусств, культуры общения. Но внутри каждой области жизни взаимодействие с учителем взрослым должно строиться и развиваться по инициативе подростка, приглашающего (или не приглашающего) взрослого к участию и помощи.

В 21 веке роль взрослого для подростка состоит в возможно более отстраненной, ненавязчивой, анонимной поддержке подростковых инициатив, в создании условий для их осуществления. Новая функция взрослых в отношениях с подрастающими детьми — введение в новые сферы совместной жизни и поддержка детских инициатив по построению и сохранению совместности.

Новые ценности, цели и содержание образования невозможно реализовать в непосредственном педагогическом воздействии. Способности к самообразованию и к саморазвитию нельзя сформировать путем прямого педагогического действия. Если ученик не знает что-то или не умеет что-то делать, то педагог его научит. Однако саморазвитию научить нельзя, прямым образом от педагога к ученику эта способность не передается [3, 7, 10]. Ребенка нельзя заставить быть самостоятельным, самобытным, самодействующим, невозможно принудить его стать и быть личностью. Педагог может лишь создать условия, для того чтобы воспитанник сам вырастал в меру этих подлинно человеческих способностей, встал на путь их обретения. Эти ценности и способности могут появиться и быть только в развитии, и не просто в развитии, а в саморазвитии, в развитии собственной самости, в развитии самого себя.

Выводы. Главной задачей педагогики саморазвития является введение личности ребенка в режим саморазвития, его стимуляция, формирование веры в себя, обеспечение инструментарием саморазвития. Исходя из этого, проблема учета психолого-педагогических характеристик подросткового возраста в ходе воздействия на саморазвитие, видится нам актуальной.

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. с. 261.

2. Вазина К.Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития человека, М. 2002, с. 76-79

3. Даутова, О. Б. Становление самосознания учащихся в процессе учебно-познавательной деятельности [Электронный ресурс]: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. — М.: РГБ, 2003 (ИЗ фондов Российской Государственной библиотеки)

4. Крутецкий В.А. Лукин Н.С. Психология подростка / Просвещение — 1965 г.

5. Маралов В.Г. Основы самопознание и саморазвития. М.,АСАЭЕМА, 2004, с. 155

6. Реан А.А. Психология поростка. Спб.прайм ЕВРОЗНАК,Москва Олма — Пресс. 2003 г.

7. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие. — М.: Школьная пресса, 2000. — 416 с.

8. Талавер А., Черныш А. «Исследование возрастных групп, наименее вовлеченных в культурную жизнь. Свободное время московских подростков.» Издание Государственного автономного учреждения города Москвы «Московский институт социально-культурных программ», 2016 г. При поддержке Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Центральная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» ISBN 978-5-9906793-8-2.

9. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте. / Вопросы психологии — 1988 г.

10. Щукина М. А., Психология саморазвития личности: субъектный подход, Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук, СПб; 2015.

candidate of pedagogical Sciences, associate Professor Yakovleva Tatyana Vyacheslavovna

State Socio-Humanitarian University (Kolomna)

THE SYSTEM OF LEVELS OF COMMUNICATIVE SKILLS OF FUTURE TEACHERS IN THE

PROCESS OF UNIVERSITY TRAINING

Annotation. The article is devoted to the process and the result of the development of the level system of forming communicative competence of future teachers during their University training. The formation of communicative competence of future teachers is an integral part of the system of their professional-pedagogical formation. The development of the level system to determine the degree of communicative competence formation of the students of pedagogical areas will contribute to the improvement of their training as it will allow to develop the criteria of these competencies formation. A multi-level system of formation of communicative competence facilitates the process of student’s entering the professional activity, so as a future teacher and a practicing teacher are in different positions regarding pedagogical activity and pedagogical process. The presented system provides a gradual complication of the student activity on several parameters: the object of activity (interaction with an individual and with a group,); the content of activities (from mastering the elementary skills of pedagogical communication to generalized communicative skills involving proficiency in methods and techniques of pedagogical activities); the

http://s-kalinin.blogspot.com/2019/02/21.html
https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-podrostok-pedagogicheskie-vozmozhnosti-ego-samorazvitiya

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *