Содержание

Самоконтроль

Сегодня предлагаем обсудить тему: «самоконтроль». Здесь собрана информация которая полностью раскрывает тематику и позволяет сделать правильные выводы.

Самоконтроль и контроль – развитие

Человек сам отвечает за то, какой жизнью живет. Его здоровье, мысли, эмоциональные реакции и поведение полностью находятся под его контролем. Если человек себя не контролирует, тогда этим занимаются другие люди. Таким образом, самоконтроль очень важен, необходимо заниматься его развитием. Следует понимать, что самоконтроль необходим не столько ради способности принимать на себя ответственность за результаты, которые были желаемыми, сколько для возможности жить желаемой жизнью.

Самоконтроль – это способность человека управлять собой, отслеживать и оценивать собственные поступки. Если человек действует инстинктивно, автоматически, бездумно, значит, им уже кто-то управляет. Либо человек управляется эмоциями и инстинктами, либо он руководствуется убеждениями, которые в него были вложены другими людьми, либо его еще начнут контролировать окружающие, как только заметят, что он, словно дрейфующая лодка, не знает, куда плыть и как правильно поступать.

[2]

Если читатель сайта психологической помощи psymedcare.ru не контролирует себя, им начинают управлять другие люди. С самого детства каждого человека приучают к дисциплине. Воспитывают вас, воспитывают других детей на ваших глазах, даже ваши родители подчиняются некоторому распорядку, особенно если они каждый день ходят на работу. Дисциплина помогает человеку намеренно идти к цели. Если вы чему-то не уделяете внимания, значит, не можете довести дело до конца.

Но, как и любого другого дела, у дисциплины есть крайность, когда она переходит в контроль. Многие родители и учителя не просто дисциплинируют, приучая к сосредоточенности и последовательности, а контролируют, то есть желают, чтобы молодое поколение делало то, дышало тем и жило так, как того хотят взрослые.

Но давайте не будем отвлекаться на тему того, как плохо контроль действует на детей. Просто отметим тот факт, что все люди проходят через воспитание и контроль взрослых людей. Как вы думаете, за первые 15-20 лет такой жизни человек не привыкает к контролю за собой и другими людьми? Привыкает. Более того, он уже не сомневается в том, что он должен контролировать себя и окружающих.

Откуда взялся контроль? С тех пор, как численность населения одного государства стало увеличиваться. Людей ведь надо как-то контролировать, чтобы оно не захотело покинуть страну, свергнуть короля, бунтовать и работало на своего правителя! И здесь были придуманы правила, законы, моральные принципы и этикет, которые прививаются каждому ребенку внутри семьи. А почему они прививаются? Потому что когда-то они прививались самим родителям. Но ведь родители не хотят задумываться над тем, какие правила помогают им, а какие – вредят. Поэтому зачастую многие семьи прививают своим детям то, что принято в обществе воспитывать в молодом поколении, без анализа, нужно это прививать или нет.

Общество контролирует вас, а вы – других людей. Вспомните тех бабушек на скамейках возле дома, которые позволяли себе судить молодое поколение. И это было нормой до тех пор, пока молодое поколение не показало бабушкам, что их мнение им не важно. Общество приучило бабушек к контролю, а бабушки уже контролировали более молодое поколение, что было выгодно обществу.

Каждый правитель отдельного государства не может уследить за всеми своими жителями. Поэтому здесь как нельзя лучше подошел подход, когда людей приучают к контролю, вызывая желание контролировать окружающих. Теперь не государство контролирует народ, а народ контролирует сам себя (как по инерции), пока государство не введет новое правило и моральный закон. И так будет продолжаться до тех пор, пока сами люди этого не заметят и не остановят то колесо, которое им запустило умное государство.

Что такое самоконтроль?

Самоконтроль – это умение человека отслеживать, оценивать и менять свое поведение в зависимости от целей, потребностей и обстоятельств. На того, как именно будет происходить развитие и сам процесс самоконтроля, влияет культура общества, воспитание человека, его способность думать автономно и не зависеть от окружающего мира.

Существует множество понятий самоконтроля:

[3]

  1. Самоконтроль – это способность человека подчинять свои эмоции разуму.
  2. Самоконтроль – это способность управлять эмоциями так, что человек перестает быть ведомым комплексами, страхами и прочими проявлениями.
  3. Самоконтроль – это готовность человека в каждой ситуации совершать нужные или правильные поступки, независимо от того, какие эмоции он испытывает при этом.
  4. Самоконтроль – это проявление силы воли, которое тоже развивается.

Самоконтроль помогает человеку управлять собственными эмоциями, совершать лишь те поступки, которые ему будут выгодными в той или иной ситуации, не зависеть от мнения окружающих людей, а также быть уверенным в собственных силах, знаниях и возможностях. Поскольку человек готов действовать так, как это нужно в конкретной ситуации, он будет уверен в себе всегда – когда наступит следующая проблемная ситуация, он сделает все, что от него потребуется.

Самоконтроль способствует развитию самоуважения, которое вызывает у окружающих ответное уважение. Человек, который контролирует себя, способен сохранять спокойствие и терпимость в ситуациях, когда это нужно, то есть не создавать конфликтных ситуаций, которых можно было бы избежать.

Самоконтроль поведения

Поведение зависит от того, какие мысли и эмоции переживает человек. Однако никому неинтересно, что испытывает человек, какими страхами и зачастую негативными переживаниями руководствуется. Для внешнего мира важны поступки. Если вы не занимаетесь спортом, то продолжаете способствовать появлению жира и слабости в своем теле. Если вы с людьми ссоритесь, то это никак не приведет к примирению.

Другими словами, самоконтроль поведения – это способность человека осознать свои инстинктивные или автоматические порывы, вовремя остановиться, понять последствия своих действий, после чего сделать именно те поступки, которые приведут к желаемому результату.

Самоконтроль поведения становится очень важным в спорте, когда человек вынужден выполнять тяжелую физическую работу, соблюдать спортивное питание, придерживаться графиков и пр.

Самоконтроль поведения важен в повседневной жизни, когда у человека разгораются спорные вопросы с другими людьми. Конфликты возникают у всех людей. Но если вы способны вовремя остановиться, сосредоточиться на решении вопроса, а не на оскорблениях окружающих, тогда вам удастся проблему устранить.

Самоконтроль поведения проявляется в ситуации, когда человек соизмеряет свои финансовые возможности с теми потребностями, которые он желает удовлетворить. При самоконтроле человек понимает, сколько денег у него имеется, сколько он может потратить на свои капризы, поскольку все остальное ему понадобится, пока он не получит новую зарплату.

Развитие самоконтроля

Самоконтроль развивается. С ним не рождаются. Таким образом, любой человек может заняться его развитием. Во-первых, самоконтроль воспитывается с детства, чем занимаются родители. Это происходит путем копирования поведения родителей, которые сами проявляют самоконтроль.

Во-вторых, самоконтроль предполагает способность человека вовремя остановиться, затормозить свои порывы. Учитесь в различные моменты останавливать себя:

  • Прежде чем что-либо сказать, немного подумать.
  • Прежде чем что-либо сделать, спрогнозировать результаты своих действий.

В-третьих, самоконтроль – это соблюдение определенных правил, режима. Обычно люди стараются избежать этого, не жить по времени, рамкам и правилам. Это говорит о том, что они не учатся себя воздерживать, ограничивать, не развивают в себе терпимость к некоторым лишениям ради более высшей цели. Можно отказаться от еды, чтобы похудеть, к примеру, — это и есть самоконтроль.

Самоконтроль при физических упражнениях

Для тех людей, которые занимаются спортом, самоконтроль становится важной составляющей. Для начала им нужно придерживаться графика занятий, которые должны быть регулярными в определенное время. Затем нужно выполнять физические упражнения, которые требуют желания и приложения усилий. Также не забываем про питание, самонаблюдение за своим здоровьем, чтобы отмечать, как влияет спорт на состояние организма, и пр.

Чтобы быть способными все проконтролировать, рекомендуется вести дневник. Здесь вы можете записывать все важные данные:

  1. Когда происходят тренировки и когда они фактически произошли.
  2. Какие были показатели вашего тела: температура, давление, частота сердечного ритма и пр.
  3. Какого питания вы придерживаетесь в дни занятия спортом и в дни, когда не занимаетесь физическими нагрузками.
  4. Каких результатов вы достигли после нескольких недель занятия спортом.

Все это поможет вам проанализировать ситуацию и посмотреть на нее объективно, не обманывая себя в том, что происходит и чего вы достигли.

Контроль и самоконтроль

Самоконтроль – это управление самим собой, регулирование своих процессов, самооценивание и самокорректировка. Если же говорить о контроле, то обычно он является внешним проявлением мира. Человека контролирует не он сам, а другие люди. Так часто происходит в учебных заведениях, где учителя контролируют выполнение заданий и оценивают их, на рабочем месте, где с работника требуется выполнение работы максимально эффективно, и в домашних условиях, где контроль за действиями человека осуществляют близкие и любимые.

Контроль – это внешний признак управления и корректирования действия человека. Этим занимаются другие люди или все общество. Здесь за человеком наблюдают, оценивают результаты его действий. Критикуют или хвалят, после чего говорят, что ему нужно делать в следующий раз, чтобы достичь максимального эффекта.

Контроль и самоконтроль влияют на самооценку человека. Обычно самооценка формируется человеком единолично. Однако нередкими становятся случаи, когда самооценка становится подвластной другим людям.

  • Если человек позволяет окружающим его контролировать, говорить, в чем он неправ, что ему нужно делать и как жить, тогда его самооценка полностью зависит от мнения этих людей.
  • Если же человек не позволяет людям его контролировать, он сам предпочитает заниматься оцениванием своих поступков и последствий, корректирует свое поведение, тогда его самооценка зависит от того, что он сам о себе думает.

Самоконтроль – важная черта характера, которая помогает в достижении успеха по жизни. Если человек способен управлять своими эмоциями, адекватно оценивает свое поведение, корректирует свои поступки и совершенствует их, тогда он точно будет жить лучше прежнего. Также самоконтроль становится важным, когда человек ставит перед собой цели и пытается их достичь. Здесь необходимо совершать поступки, которые приведут к цели, а не действия, которые привычны человеку. Если индивид способен собой управлять и заставлять себя делать то, что нужно, тогда его самоконтроль способствует достижению поставленных целей.

Самоконтроль — развитие и ведение дневника

Говоря о контроле, люди обычно вспоминают ситуации того, как они кого-то контролировали или их кто-то пытался контролировать. Однако существует такое понятие, как самоконтроль. Психологи говорят о необходимости его развития. В случае неспособности это сделать легко, рекомендуется вести дневник самоконтроля, где отмечать все достижения и неудачи.

Что такое самоконтроль? Данное понятие многим людям знакомо, если они когда-либо пытались чему-то научиться или изучить. Примерами самоконтроля можно назвать такие ситуации:

  • Воздержание от проявления гнева в момент, когда агрессия пытается вырваться наружу.
  • Воздержание от сна, когда очень сильно хочется спать.
  • Воздержание от употребления еды, когда очень хочется кушать.

Можно сказать, что самоконтроль – это воздержание, остановление самого себя, торможение своих поступков, которые основываются на эмоциях, желаниях или инстинктах.

Вспомним популярный на сегодняшний день призыв «контролировать собственные эмоции». Так вот, здесь речь идет о самоконтроле, поскольку никто, кроме самого человека, не способен контролировать его эмоции. Человек должен отметить наличие у себя эмоций, признать их наличие, затем испытать желание воздержаться от их проявления, после чего совершить те необходимые действия, которые помогают ему в достижении успеха.

Что такое самоконтроль?

Самоконтроль в современном обществе очень ценится. Человек должен обладать данным качеством и механизмом, когда он действует так, как сам считает нужным, а не так, как складываются обстоятельства или побуждают его окружающие люди. Что такое самоконтроль? Это способность человека осознать собственное состояние, действия или внутренние переживания, после чего удержать их под своим контролем, проявив лишь те эмоции или совершив те поступки, которые посчитал нужным.

Самоконтроль позволяет человеку действовать, независимо от внешних условий, биологических механизмов, навязчивых мыслей, импульсивных порывов. Другими словами, человек действует обдуманно, осознанно, по своей воле, а не под чьим-то воздействием или влиянием.

У самоконтроля есть множество определений, которые рассмотрит интернет-журнал psytheater.com:

  • Самоконтроль – это осознание личных эмоций и управление ими.
  • Самоконтроль – это сила воли, которая помогает контролировать и даже устранять эмоции, комплексы, чувства.
  • Самоконтроль – это действование разумно, логично, рационально, независимо от тех переживаний, которые переполняют человека.

Самоконтроль ценится современными людьми, поскольку он позволяет достичь большего, нежели человек имеет. Преимуществами наличия самоконтроля являются:

  1. Свобода от окружающих обстоятельств и ограничений.
  2. Управление своими поступками и эмоциями.
  3. Спокойствие, которое основывается на понимании наличия у себя уверенности, разума, способностей.
  4. Контроль за собой и окружающими.
  5. Развитие самоуважения.
  6. Появление терпения, преодолевающее недостатки и внешние обстоятельства.

Самоконтроль поведения

В обычной жизни самоконтроль очень важен. Обычно он полезен в стрессовых ситуациях, в которые часто попадает любой человек. Управление собственными эмоциями, умение погасить ссору, не спровоцировать эмоционального взрыва, а также заняться поиском компромисса – важные умения, которые появляются лишь под действием силы воли (самоконтроля).

В обществе очень важно обладать данным качеством, поскольку только так можно получить уважение других людей, познакомиться с нужными людьми, установить контакты с теми, кто необходим, но не вызывает симпатии. В жизни любого человека возникает немало ситуаций, когда формируются негативные эмоции, однако они не помогают, а мешают достичь успеха. В такой ситуации необходимо обращать внимание не на эмоции, а на собственные желания, которые нужно реализовать.

Часто самоконтроль проявляется в таких ситуациях, как занятие спортом и трата денег. В первом случае человек вынужден вести определенный распорядок дня, правильно питаться, мотивировать самого себя и пр. Во втором случае человек должен тратить ровно столько, сколько у него есть, а также приобретать именно те вещи, которые ему необходимы, а оставшиеся деньги тратить на развлечения.

Как развить самоконтроль?

Самоконтроль достаточно трудно развивается, поскольку современные люди живут с девизом «ни в чем себя не ограничивать». Самоконтроль – это ограничения, которые выражаются в том, что человек не живет импульсивно, а действует ровно настолько, насколько сам считает нужным.

Развить самоконтроль возможно, если придерживаться нескольких правил:

  • Соблюдать режим, независимо от того, в чем он будет заключаться. Вставать по расписанию и засыпать, работать от звонка до звонка, отдыхать в определенное время и т. д.
  • Заниматься самовоспитанием, если родители не привили данного качества. Сдержанность, воспитанность, неконфликтность – те малые качества, которые помогают в самоконтроле.
  • Строго выполнять взятые на себя обязательства. Если вы согласились выполнить какую-то работу, тогда обязаны ее сделать. Если вы кому-то что-то пообещали, то обязательно должны это выполнить.
  • Быть пунктуальными. Это то немногое, что способствует развитию самоконтроля. Вы умеете управлять своим временем, рассчитывать время поездки и пр.
  • Заниматься упражнениями по контролю за собственными эмоциями.

Самоконтроль при занятиях спортом

Занятия спортом в обязательном порядке включают самоконтроль. Необходимо выполнять множество операций, чтобы достичь физического совершенства и желаемых форм:

  1. Соблюдать гигиену и следить за этим.
  2. Контролировать состояние своего здоровья.
  3. Контролировать физическое развитие, ход и темп.
  4. Закаливаться.
  5. Отслеживать изменения, которые происходят в теле во время и после тренировок.

Самоконтроль помогает человеку понимать, какие физические упражнения ему следует выбирать, чтобы не переусердствовать в тренировках, в то же время достичь желаемых результатов. Также можно сохранить свое здоровье, если отслеживать частоту сердечных сокращений и дыхание. В случае чрезмерных нагрузок на организм можно сменить комплекс упражнений, которые будут менее тяжелыми, но такими же эффективными, как предыдущие.

Зачем вести дневник самоконтроля?

Видео (кликните для воспроизведения).

Независимо от того, какой деятельностью вы занимаетесь, рекомендуется вести дневник самоконтроля. Как это делать, решает сам человек. Однако он должен фиксировать главные события, факты, а также то действие, которое выражало самоконтроль.

Чтобы контролировать, насколько вы продвигаетесь в своем самосовершенствовании, лучше вести дневник. Он позволяет:

  • Познать себя.
  • Отрегулировать режим работы и сна, нагрузок различного характера.
  • Понять, какие действия являются наиболее эффективными.
  • Отслеживать любые изменения в своем организме.
  • Отслеживать виды деятельности, которые отнимают силы, уровень усталости, чтобы регулировать их интенсивность и менять режим дня.

Очень важно отслеживать все, что связано со здоровьем человека. Поскольку отсутствие здоровья будет вести к лишению сил и энергии, которые так необходимы для самоконтроля.

Самоконтроль и контроль

Контроль и самоконтроль являются одним действием. Отличается лишь направленность:

  1. При самоконтроле человек направляет энергию на самого себя.
  2. При контроле энергия направляется на другого человека (либо от другого человека на индивида).

В зависимости от того, как человек может себя контролировать, у него формируется самооценка. При самоконтроле у человека формируется адекватная самооценка, которая базируется на объективных оценках самого себя. При отсутствии самоконтроля человек начинает обладать либо низкой (основанной на желании всем нравиться и получать одобрение), либо завышенной (основанной на желании всех подавлять и ни в ком не нуждаться) самооценке.

Самоконтроль и дисциплина

В некоторой степени самоконтроль связан с дисциплиной. Человек должен быть дисциплинированным, чтобы уметь себя контролировать.

Кажется, что дисциплина только портит настроение и мешает счастливо жить. На самом деле именно дисциплина помогает достигать успеха. Дисциплинированные люди становятся профессионалами. Они обладают спокойным характером и умеют контролировать собственные эмоции. У них многого получается достичь, в отличие от тех, кто подвергается спонтанным эмоциям.

Чтобы стать дисциплинированными, необходимо этого очень сильно захотеть. Здесь можно найти несколько плюсов, хотя многие не признают данного качества. В школьные годы людей заставляли быть дисциплинированными, вот почему многие позволяют себе спонтанность и импульсивность во взрослом возрасте.

У дисциплинированного человека может быть упорядоченная и целеустремленная жизнь, где он достигает успеха. Чтобы достигать целей, необходимо соблюдать некоторые правила:

Дисциплина и самоконтроль – это умения четко поставить цель и идти прямо к ней. На пути будут возникать препятствия, трудности и люди, которые захотят увести вас с пути. Если вы будете помнить о своей цели, то ничто вам не помешает, а рядом окажутся те, кому вы сможете доверять.

Самоконтроль является нужным и полезным качеством, которое необходимо современному человеку в условиях, где на него не могут повлиять обстоятельства, другие люди, эмоции и переживания. В итоге только самому человеку выбирать, контролировать себя или нет.

Самоконтроль: что на него влияет и как его развить

Любые процессы или действия нуждаются в контроле, иначе они могут увести человека в неправильном направлении. Дисциплинировать других всегда несложно. Еще легче, когда контролируют тебя. Но что делать, если функция контроля ложится на свои плечи? Что такое самоконтроль и насколько сложно овладеть данной техникой? Можно ли научиться этому самостоятельно? В чем важность самоконтроля? Какие приемы эффективны? Помогает ли дневник самоконтроля? Как его правильно заполнять? Постараемся стать дисциплинированными вместе.

Что такое самоконтроль?

Самоконтроль — это умение брать под контроль свои мысли, эмоции, поведение, применяя для этого необходимые волевые усилия. Этот навык обеспечивает конкурентоспособность человека, повышает его шансы на успех в выбранном деле. Все, чем бы ни занимались люди, требует от них сосредоточенности и последовательности действий.

По мнению лауреата Нобелевской премии, израильско-американского психолога Даниеля Канимана – самоконтроль обеспечивает протекание эмоционально напряженных рассуждений или выполнение сложных действий.

К слову, не стоит путать самоконтроль и вытеснение эмоций. Ведь контроль своих мыслей или эмоций не означает их подавление. Вытеснение – это желание просто скрыть то, что происходит на душе, без понимания причин и возможных последствий.

Что влияет на самоконтроль?

Изучая самоконтроль, психология тесно связывает его с понятием саморегуляции человека. Возможность контролировать себя обусловлена физиологическими и психическими особенностями индивидуума. Первые закладываются генетически. Вторые развиваются в процессе воспитания и социализации.

Если брать во внимание биологическую сторону явления, то за функцию самоконтроля отвечает лобная доля головного мозга. При ее повреждениях наблюдаются проблемы в поведении человека. Со слабым развитием этого участка мозга связывают асоциальное поведение, включая чрезмерную агрессивность или криминализацию.

С точки зрения психологии, самоконтроль человека зависит от взаимодействия двух противоположных систем: импульсной и рефлекторной. Система импульсов подталкивает нас к немедленному реагированию на изменения окружающей среды, особенно те, которые сулят удовлетворение. Система рефлексов, наоборот, помогает предвидеть результаты поступков и корректировать их.

Например, если решившая сесть на диету полная девушка, при виде шоколадки, забудет обо всем и съест ее, то нею будут управлять импульсы. Если же она вспомнит, что после сладостей попа станет еще больше, значит, в ее мозгу сработает условный рефлекс: «одна шоколадка – плюс один размер одежды». Самоконтроль заключается в умении бороться с импульсивностью поведения, поддерживать эмоциональный баланс на надлежащем уровне.

Показателен в данном плане эксперимент американского психолога Уолтера Мишеля, названный «зефирным тестом». Ученый доказал тесную взаимосвязь между волевыми качествами личности и ее успешностью. В рамках исследования группе детей было предложено по кусочку зефира. Те, кто смог удержаться 15 минут, чтобы его не съесть, получили добавку. Если же ребенок поддавался соблазну и лакомился сладостью, то второй кусочек ему не доставался.

[1]

Записав результаты теста, Уолтер Мишель последующие 40 лет наблюдал за тем, как складывалась жизнь этих ребят. Как выяснилось, те дети, которые умели проявлять свои волевые качества, намного меньше подвергались стрессу, различного рода зависимостям, эмоциональным проблемам во взрослой жизни.

Значение самоконтроля в жизни человека переоценить сложно. Возникает резонный вопрос. Можно ли улучшить этот навык?

Как улучшить навык самоконтроля?

Подобно любому другому навыку, умение контролировать себя также поддается развитию. Чтобы улучшить самоконтроль можно воспользоваться несложными приемами:

  • Анализировать последствия импульсивных поступков;
  • Помнить о самомотивации;
  • Пошагово планировать свои действия;
  • Завести дневник самоконтроля;
  • Не допускать эмоционального истощения;
  • Приучить себя к дисциплине и режиму;
  • Выработать пунктуальность.

Эти советы открывают новые вершины самоконтроля. Разберем их последовательно.

Анализ последствий

Как в примере с полной девушкой, которая обнаружила связь между шоколадкой и лишними килограммами, каждый из нас может предвидеть результаты необдуманных действий. Если научиться выстраивать в голове цепочки закономерностей, то намного проще станет контролировать свои поступки.

Правильная мотивация

Самоконтроль тесно связан с пониманием его необходимости. В случае заинтересованности человека, не нужны чрезмерные волевые усилия. Ведь то, что вызывает желание, не требует принуждения. Допустим, кто-то решил начать изучение английского языка. Без должной мотивации ему это неинтересно. А если он найдет вариант хорошего трудоустройства с высокой заработной платой? В таком случае, процесс обучения уже не будет настолько скучным.

План действий

Контролировать действия намного проще, если они структурированы. Без конкретных целей и поэтапного планирования невозможно понять эффективность работы. Самоконтроль тоже нуждается во временных рамках, которые ограничивают определенные этапы. Иначе можно до самой пенсии бросать курить, записываться в спортзал или сдавать на водительские права.

Дневник самоконтроля

Довольно хитрый прием, помогающий тщательно отслеживать свой прогресс. Чаще всего дневник самоконтроля демонстрируют на примере занятий спортом. Используют обычную тетрадь, в которой делают разметку по датам и показателям самоконтроля. Далее методично регистрируют два типа данных: объективные (пульс, вес, нагрузки) и субъективные (аппетит, сон, самочувствие и т.д.). Со временем получается график, который показывает изменение показателей, эффективность работы.

Забота об эмоциональном здоровье

Самоконтроль не должен превращаться в издевательство над самим собой. Время от времени, стоит делать «разгрузочные дни», иначе может появиться депрессия и хроническая усталость. Тут уместно вспомнить поговорку о не совсем умном человеке, который во время молитвы себе лоб разбил. Чтобы не повторить его «подвиг», желательно время от времени отдыхать.

Дисциплина и режим

Дисциплинированность еще никому не навредила. Четкий распорядок дня, аккуратное рабочее место, понятные записи в блокноте только помогают в самоконтроле. Несобранность забирает слишком много времени и энергии, которые лучше перераспределить в более конструктивное русло. Приучив себя к дисциплине, человек начинает выполнять многие дела автоматически, тем самым освобождая голову для более важных размышлений.

Пунктуальность

Пунктуальность – привилегия королей. Самоконтроль не возможен без уважения своего и чужого времени. Опоздания, если они становятся методичными, портят мнение окружающих, при этом занижая самооценку непунктуального человека. Следует научиться ставить четкие временные сроки, стараться все сделать, пока они не истекли. Приучив себя к пунктуальности, станет намного проще контролировать выполнение запланированных заданий, не останавливаться на полпути.

Самоконтроль – важный компонент саморазвития человека. Этот навык необходим людям, которые ставят перед собой масштабные цели. Так или иначе, в любом виде деятельности наступают моменты, когда пропадает интерес и желание работать. Если научиться контролировать себя и настойчиво двигаться в выбранном направлении, то преграды исчезают, открывая человеку путь к успеху и благополучию.

Самоконтроль

Под термином «самоконтроль» в современной психологии подразумевается адекватная оценка и полное осознание индивидом своих собственных действий, а также протекающих психических процессов. Как правило, самоконтроль и его нормы задаются требованиями общества относительно поведения человека внутри социума.

Как психологическое явление, самоконтроль включает в свой «состав» все процессы, с помощью которых человек имеет возможность полностью управлять собственным поведением в случаях каких-либо противоречивых социальных ситуаций, а также контролировать свои биологические потребности, тяги, к которым также относятся различные импульсивные порывы, непреодолимые влечения в зависимости от условий внешней среды и окружения. Также подразумевается особое, присущее индивиду умение усмирять свои чувства, что рассматривается как понимание своего несовершенства и желание действовать исключительно как совершенный, правильный человек, с точки зрения на данный образ самого индивида.

Человек, которому присущ самоконтроль, способен всегда и в любой ситуации действовать правильно и сосредоточено. Этот механизм помогает пренебречь какими-либо внутренними преградами, например, страхом. Не стоит в данном случае путать самоконтроль и бесстрашие, поскольку бесстрашие подразумевает отсутствие страха как такового и, как правило, легкомыслие. Самоконтроль – это скорость и свобода работы ума.

Психологи подчеркивают тот факт, что самоконтроль – это волевой механизм, который положительно влияет на развитие личности в целом, так что это качество должно быть присуще любому адекватному человеку.

Самоконтроль поведения

Физический самоконтроль, или же самоконтроль поведения, является весьма важным механизмом в психологии человека как социального существа. Наиболее сильно это проявляется в экстремальных для индивида ситуациях. В частности, статистические исследования показывают, что у человека, который обладает достаточно выраженным самоконтролем, значительно больше шансов выйти достойно из сложившегося форс-мажора, нежели у человека, который не владеет собой.

В принципе, тотальное отсутствие данного свойства в психике любого человека можно прировнять к затуманиванию разума той или иной степени. Поскольку индивид не способен трезво оценивать и контролировать свои основные психологические процессы и действия, он слишком часто склонен к различной степени нерациональным поступкам.

В сущности, физический самоконтроль проявляет себя в нашей жизни, практически во всех ее сферах. Это качество, на бытовом уровне, позволяет избежать ссоры и найти какой-либо компромисс в семье или коллективе. Спортсменам очень часто требуется соблюдать строгий режим питания и тренировок, что также требуют определенного уровня самоконтроля. Так умение контролировать себя проявляется в том, что индивид способен регулировать свою жизнь, потребности и желания таким образом, чтобы жить на тот уровень финансов и возможностей, которые у него есть на данный момент.

Развитие самоконтроля

Следует подчеркнуть, что развитие самоконтроля, в первую очередь, основывается на выработке и соблюдения определенного графика для индивида. Если человек способен придерживаться строго графика – он вырабатывает и совершенствует механизм самоконтроля.
Первые задатки этого свойства появляются уже на этапе семейного воспитания. Дети подражают взрослым практически во всем, в том числе в рамках поведения. Демонстрируя пример сдержанности в беседе, избегания ссор и поиск компромиссов, родители всегда закладывают в своем ребенке основы самоконтроля.
Так можно ли достичь самоконтроля, если даже в детстве родители упустили данный момент в воспитании? Все зависит от желания самого индивида. Воспитать в себе самоконтроль можно, если стараться соблюдать возложенные на себя обязательства, следовать заданному графику, как можно больше времени уделять самосовершенствованию.

Самоконтроль при физических упражнениях

Профессиональные спортсмены, а также люди, которые серьезно занимаются тем или иным видом тренировок, прекрасно осведомлены о необходимости регулярного контроля состояния своего здоровья в процессе и после нагрузок. Стоит отметить, что самоконтроль при физических упражнениях никогда не заменяет полноценного врачебного осмотра, но является весьма полезным и даже необходимым дополнением к нему. С помощью данного самоконтроля спортсмен может оценить результативность тех ли иных физических тренировок, свою переносимость объемов физической нагрузки. Это позволяет грамотно скоординировать его дальнейшие действия и рассчитать наиболее подходящий график тренировок и режим нагрузок.
Обычно под данным самоконтролем понимают ряд простых и доступных каждому наблюдений, совокупность которых позволит сделать общий вывод о состоянии организма. Из субъективных наблюдений это сон, настроение, аппетит, общее самочувствие, наличие или отсутствие физической усталости, желания тренироваться. Из более объективных оценок стоит отметить массу тела, частоту сердечных сокращений, пульс и его наполнение, частоту дыхания.

Дневник самоконтроля

Большинству спортсменов, или даже далеким от спорта людям, часто рекомендуют заводить свой персональный «дневник самоконтроля».В нем необходимо отмечать все данные своего самоконтроля, чтобы в дальнейшем проанализировать самому или совместно со своим врачом, психологом, тренером.

В случае со спортсменами, обычно такой дневник состоит из двух раздельных частей. В одной из них отмечаются субъективные показатели, доступные объективные показатели, а также описывается общее состояние на текущий день. В другой части, в записи на этот же календарный день, отмечаются все выполняемые спортсменом тренировки, их количество, время проведения, длительность, общую и частную нагрузку. В дальнейшем это может помочь тренеру или даже врачу отметить все необходимые поправки в плане графика нагрузок данного индивида.

Помимо этого, такая «записная книжка» выполняет еще ряд полезных функций. А именно:

• Такой дневник в целом помогает каждому человеку лучше прочувствовать себя, свое физические и эмоциональное состояние.
• Вырабатывает привычку регулярно следить за своим здоровьем. Выработка необходимости делать систематические ежедневные записи сама по себе стимулирует развитие механизмов самоконтроля.
• Он дает возможность оценить степень усталости и ее зависимость от количества и качества физических нагрузок. То же самое касается и умственной нагрузки. Такой контроль позволяет правильно корректировать работу в течение дня и избегать переутомления.
• Соответственно, дневник оказывает значительную помощь в плане оценки необходимого объема отдыха, которые нужен для полного восстановления физических и умственных сил.
• Также записи позволяют понять, какие наиболее методы являются эффективными в случае необходимости восстановления.

Контроль и самоконтроль

Контроль, в общем его понимании, подразумевает слежение и направление какого-либо процесса в необходимое русло. К примеру, контроль за учебой и учеником в ее процессе подразумевает наличие обратной внешней связи, то есть осуществление контроля со стороны педагога. Не менее важной частью, которую он включает в себя, является также и самоконтроль, то есть контроль за обучением и выполняемой деятельности со стороны самого ученика. Здесь важно подчеркнуть, что контроль и самоконтроль неразрывно связаны между собой, поскольку имеют двойную связь в рамках влияния друг на друга. Развивая контроль за учебой, ученик в целом формирует более выраженный механизм самоконтроля, и наоборот – развитый самоконтроль способствует точной концентрации на обучении и контролем над его выполнением.

Стоит отметить, что изначально в педагогике, еще с давних пор, применялся довольно простой, но проверенный способ контроля за учебой, который базируется на оценке. Он используется и до сих пор в той или иной форме, но в наше время имеет некоторые недостатки. К примеру, главным уязвимым местом такого метода является физическая невозможность оценки знаний всех учащихся одним преподавателем. В результате этого происходит либо слишком поверхностная оценка эффективности учебы, которая сама по себе отрицательно влияет на ее дальнейшее развитие, либо же тот случай, когда преподаватель использует оценку знаний как своеобразную угрозу для учащихся, чтобы подстегнуть их к работе. Такое положение вещей в корне изменяет саму суть учебы и педагогики, отодвигает на последний план учебно-познавательные процессы в психике учеников.

К сожалению, внешний контроль – это неотъемлемая часть учебы, собственно, как и сама оценка знаний ученика педагогом. По факту – это единственные методы контролирования в процессе получения знаний. В связи с этим, ученики не вырабатывают привычки контроля самих себя, поэтому механизм самоконтроля в рамках школ и вузов, как правило, практические не развивается.

В связи с этим, очень важно развивать более правильный подход к педагогике в настоящее время. По факту, сам обучающий процесс должен состоять из следующих условных этапов:

• Ориентированный на мотивацию к учебному процессу.
• Ориентированный на совершение и исполнение требуемых операций, действий.
• Ориентированный на адекватную оценку выполненных действий со стороны самого ученика.

Все эти этапы, словно составляющие части процесса, следуют друг за дружкой и должны быть не только в полной мере реализованы, но также адекватно осознаны самими учениками.

Самоконтроль и самооценка

В плане личностной психиатрии, процесс самоконтроля выступает как способность индивида не только оценивать свое состояние, психическую деятельность, намерения и тяги, но и возможность их контролировать в полной мере. К тому же, эти процессы позволяют своевременно оценить предполагаемые действия и принять верное решение в своей последующей деятельности в той или иной сложившейся ситуации.
Самооценка, как процесс оценки своих личных возможностей, поступков, принятых решений. Потенциала и даже талантов, не закладывается в ребенке изначально. Она формируется по мере того как он подрастает, начинает понимать окружающий мир и людей. Стоит ли говорить, что дальнейшее развитие самооценки ребенка на прямую зависит от адекватности воспитательных процессов в семье, подхода со стороны педагогов и личностного опыта в целом.

Такие механизмы как самоконтроль и самооценка весьма прочно связаны между собой. В частности, формирование хорошо выраженного самоконтроля способствует умению составить правильную самооценку. Следует это учитывать, особенно если речь идет о первых днях пребывания малыша в школе и его уроках.

Разумеется, дети такого возраста, которые лишь приступают к обучению в первых классах, практически не способны отыскать ошибки в собственных работах, что также немаловажно. Именно поэтому зачастую применяется методика, которая позволяет малышам совершить самопроверку, пользуясь специальными образцами верно выполненных заданий. Также часто показан метод взаимопроверки. Это достаточно универсальный способ, который при грамотном подходе позволит развить у ребенка не только самоконтроль, но также и точность, умение концентрироваться, чувство ответственности, честности, коллективизма.

Видео удалено.

Видео (кликните для воспроизведения).

Следует отметить, что по ходу диагностических психологических бесед с детьми, специалисты смогли прийти к выводу, что техника взаимопроверки весьма положительно сказывается на учебном процессе в целом. Когда малыш приступает к проверке работы своего «соседа» у него в значительной мере активизируется интерес к работе, мотивация к учебе и познавательные процессы. К сожалению, применить такой метод удается не всегда. Чаще всего к нему прибегают на уроках математики, геометрии, русского языка, правописания в целом.

https://vertclinic.ru/samokontrol/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *