Содержание
Поиски мотивов для саморазвития
Время чтения 7 минут
Мотив саморазвития побуждает человека к самосовершенствованию, к постоянной работе над собой. Саморазвитие – это упорный каждодневный труд ради реализации своих способностей, достижения поставленных целей и желания человека чувствовать себя компетентным и нужным. А значит, быть счастливым.
Чтобы двигаться вперед, познавать себя, свои возможности и воплощать в жизнь свои желания и цели, необходима смелость. Смелость выйти из зоны комфорта, отстаивать свои взгляды и убеждения. К саморазвитию способен лишь человек, который может идти за собой. При этом не бояться брать ответственность за себя и свои действия. Не бояться неизвестности, новшества, риска.
Приняв решение встать на путь саморазвития, человек должен понимать, что ему придется идти против укоренившейся системы, навязанной обществом. Нужно многому научиться, многое принять и осознать.
Таким образом, личность находится на распутье между стремлением к саморазвитию и стремлением остаться в зоне комфорта, стабильности. Но подумайте, можно ли вашу привычную устоявшуюся жизнь назвать «зоной комфорта», если вам так хочется что-то изменить. Если многое в вашей жизни не устраивает, то чего тогда вам бояться? Что вы теряете?
Встав на путь саморазвития, вы приобретаете намного больше! А. Маслоу говорил, что развитие человека происходит тогда, когда каждый ваш шаг приносит вам больше удовлетворения и радости, чем предыдущие достижения. Достижения, которые стали для вас уже чем-то привычным и скучным.
Чтобы двигаться вперед, необходимо перестать застревать в прошлом и постоянно беспокоиться о будущем. Главное условие саморазвития – находится в настоящем моменте. Жить полноценной интересной жизнью «здесь и сейчас».
Мотив саморазвития – это не насилие над собой, а чувство радости от возможности получать новые впечатления и чувства. Когда вы найдете в себе мотивы для саморазвития, то вы станете заинтересованы в том, чтобы получать как можно больше новой информации для дальнейшего развития. Ваша жизненная энергия активируется и вас уже невозможно будет остановить!
У каждого человека свои потребности и цели. В зависимости от этого, существует множество мотивов саморазвития, разные модели поведения и деятельности. Давайте разберемся, как же найти мотив саморазвития лично для вас?
Мотив самоутверждения
Если вы чувствуете, что вам очень важен престиж, определенный статус в обществе, то это отличная мотивация к саморазвитию для вас.
Если вам присущи такие черты характера, как самолюбие, чувство собственного достоинства, то вам необходимо признание в обществе. Желание и стремление к самоутверждению, высокому статусу, к позитивной оценке своей личности со стороны окружающих, уважение – существенный мотивационный фактор. Он побуждает много работать и активно развиваться.
Мотив идентификации с другим человеком
У некоторых людей есть свои кумиры, герои или просто личности, которые для них особо авторитетны (мама, учитель). Стремление быть похожим на кого-то из этих личностей – сильный мотив саморазвития. Особенно часто он встречается у подростков. Они копируют определенные качества своего героя, модель поведения, разговора или стиль. Желание быть похожим на своего кумира, вдохновляет личность к переменам. Это придает силы, желание работать над собой и действовать. А также помогает стать смелее.
Мотив власти
Одним из главных мотивов является мотив власти. Это мощная движущая сила, если человек стремится влиять на людей, руководить ними.
Все люди, занимающие руководящие должности, открыли в себе способности преодолевать трудности, прилагать огромные усилия для решения важных задач. Побудил к действию их именно мотив власти, то есть стремление руководить. Этот мотив очень мощный, но в данном случае человек работает не ради саморазвития и познания, а лишь для того, чтоб оказывать влияние на других людей. Такая мотивация не приносит пользы ни личности, ни обществу.
Любимое дело
Наиболее разумной и правильной мотивацией к саморазвитию является занятие любимым делом. Занятие тем, что действительно приносит радость и удовольствие приносит огромные плоды. В этом случае, для вас не будет никаких преград. Занявшись тем, что вам действительно по душе, вы откините все страхи и будете постоянно двигаться вперед.
К примеру, вам нравится заниматься спортом. Не ради денег, наград и признания, а ради самого процесса. При таком подходе вы точно достигнете вершин.
Человек, который увлечен своей деятельностью, не только достигает успеха, а и чувствует себя счастливым.
Любое увлечение или хобби можно превратить в увлекательный процесс, который принесет успех и признание.
Внешние мотивы
Есть так называемые внешние мотивы. Когда человека побуждают к действию не сама деятельность, а результат. Сюда относятся такие мотивы:
- Стремление получить признание и одобрение людей;
- Стремление получить высокий социальный статус и престиж;
- Мотив избежания проблем или наказания. В таком случае человек выполняет определенные действия, чтобы не быть наказанным или избежать неприятностей;
Такие мотивы временны, они помогают осуществить лишь определенные краткосрочные задания. Но они полезны как опыт.
Мотив достижений
Когда человек стремится к высоким результатам или в совершенстве овладеть каким-нибудь мастерством, то он начинает много работать над собой. Это помогает человеку достигать поставленных целей. Он понимает значимость этого достижения, объективно оценивает свои возможности и надеется на успех.
Побудить человека к активным действиям может лишь совокупность мотиваций. Чем больше мотивов для саморазвития, тем быстрее и активнее человек примется за работу.
Важно понимать, что человек постоянно живет в мотивации. Желания появляются каждую минуту, все новые и новые. И вы находитесь в постоянном действии.
Чем больше наших потребностей мы сможем реализовать, тем больших высот сможет достичь в жизни. Их реализация конечно напрямую зависит от мотивации. А. Маслоу рассматривает мотивацию с точки зрения базовых потребностей человека.
Он выделил 5 основных потребностей человека:
- физиологические — потребность в пище, дыхании, крыше над головой, рождении детей, отдыхе и т.д.;
- потребности в безопасности — стабильность, уверенность в завтрашнем дне, гарантия занятости, стремление защититься от грубого обращения;
- потребности в общении — необходимость дружбы и любви, признания, внимание к себе, находиться в коллективе, заботиться о близких;
- потребности в самооценке — потребности в уважении, карьерном росте, признании, похвале и престиже;
- потребности в творческом самовыражении, воплощении в жизнь своих навыков и умений.
Физиологические потребности и потребности в безопасности являются первостепенными
Трудно думать о любви, когда сильно кушать хочется. Это низшие потребности, без удовлетворения которых человек не сможет двигаться дальше, пока не удовлетворит эти нужды. На следующем этапе развития появляюся мотивы самосовершенствования, которые направлены на исполнение более высоких потребностей.
Когда человек чувствует себя в безопасности и удовлетворил все свои физиологические потребности, он начинает чувствовать нужду в любви. Ему не хватает друзей, общения, любимого человека. Он хочет получить близкие и дружеские отношения. Находиться в социуме, быть полезным в обществе.
Далее человек начинает нуждаться в признании. Ему важны его достижения, ощущение своей значимости, самодостаточности. Также человек начинает заботиться о своей репутации и статусе. Достигнув этого, у личности возникает чувство уверенности в себе. Он начинает понимать то, что его действия приносят пользу и нужны этому миру. Это сильнейшая мотивация к саморазвитию.
И высшей ступенью развития потребностей является потребность в самоактуализации. Человек, удовлетворивший свои потребности физиологические, в безопасности, признании и уверенности в себе, начинает истинный поиск себя. Он ищет свое истинное предназначение в жизни.
На этом этапе человек может полностью сменить род деятельности, начать много путешествовать, читать, узнавать, чтобы понять, кто он есть на самом деле и в чем его предназначение. Ищет деятельность, где он сможет полностью раскрыть все свои возможности, умения и таланты. Сфера, которая принесет истинную радость ему самому и максимальную пользу для всего мира.
Каждый человек индивидуален и процесс самосовершенствования у каждого проходит по-разному. Одни люди мечтают достичь заоблачных высот в какой-то сфере, а другие приходят к тому, что им очень мало нужно для счастья. Они уходят в уединение или слияние с природой.
Как же активировать процесс мотивации?
- Определите, на каком уровне вы сейчас находитесь. Какие нужды сейчас для вас являются первостепенными? К чему вам нужно стремиться на данном этапе?
- Будьте честны с собой, чего вы действительно хотите достичь сейчас в разных сферах жизни? Запишите, чего вы хотите достичь в области работы, любви, взаимоотношения, роли в обществе. Каким вы хотите себя видеть через год, два, десять лет?
- Честно оцените свои знания, навыки, возможности. Подумайте, чего вам не хватает для достижения тех или иных целей. Двигайтесь малыми, но уверенными шагами.
- Осознайте, насколько важна для вас поставленная цель. Как она изменит вашу жизнь в лучшую сторону?
- Визуализируйте вашу цель. Если не получается это сделать мысленно, нарисуйте рисунок или сделайте коллаж из фотографий.
- Хвалите себя за каждое, даже самое маленькое достижение. Научитесь гордиться собой.
- Больше узнавайте, читайте. Ходите на курсы, семинары. Повышайте свою квалификацию или осваивайте новые виды деятельности, необходимые для осуществления вашей цели.
- Верьте в себя. Если вы допустили ошибку или что-то не получилось, не останавливайтесь. Любой опыт – это положительный опыт. Пробуйте еще и еще раз. Почитайте истории успешных людей, через что им пришлось пройти, чтобы достичь таких результатов.
Самомотивация – это привилегия сильных людей. Многие люди прекращаются двигаться дальше и теряют мотив саморазвития, когда достигают успеха в какой-то области. Но проходит время, и они понимают, что им этого мало. Саморазвитие – бесконечный процесс, нет предела совершенству и тем более нет предела развитию личности.
Не прекращайте постоянно двигаться вперед, не теряйте драгоценное время. Жизнь настолько интересна и многогранна, что ее можно познавать бесконечно. Главный мотив саморазвития – это желание прожить полноценную, интересную жизнь.
Понравилась статья, расскажи друзьям
САЛИД © При полном или частичном копировании материала, ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl+enter
Как побудить человека к саморазвитию
Что может побуждать человека к саморазвитию? Какие методики для диагностики готовности к саморазвитию используют психологи в своей работе? С какого возраста можно поддерживать стремление к развитию себя? Об этом и многом другом рассказала Нина Низовских в интерактивной лекции «Человек саморазвивающийся: концепции, диагностика, психотехники», которая состоялась на Санкт-Петербургском саммите психологов.
Нина Аркадьевна Низовских — доктор психологических наук, доцент кафедры психологии Вятского государственного университета (Киров), научный руководитель магистерской программы по психологии личности, главный редактор журнала «Вестник Вятского государственного университета».
«Саморазвитие — один из возможных вариантов развития человека в современном мире. Можно рассматривать саморазвитие как результат творческой самодеятельности личности, и также мы можем рассматривать его как специальную деятельность, направленную на создание в себе нового в соответствии с жизненными задачами.
Мотивация саморазвития
«Мотивы саморазвития можно объединить и представить в составе трех групп:
- мотивы, связанные с другими людьми: подражание, потребность в любви и признании, стремление к независимости;
- мотивы, направленные на себя: самопознание, самопонимание, самоактуализация, самореализация, самоутверждение, самовыражение;
- экзистенциальные мотивы: стремление к обогащению своих сущностных сил, ответственность, вина, совесть, свобода, стремление к смыслу, идея смерти.
Идея смерти, как бы это ни парадоксально звучало, спасает человека к жизни, побуждает его к саморазвитию. Когда человек понимает, что время его жизни ограничено актом рождения и смертью, он, как пишет Ирвин Ялом, начинает подсчитывать свои сокровища и ценить каждый час и каждый день своей жизни, понимает, что нельзя упускать время. Я научилась о смерти говорить светло, потому что это естественный элемент нашей жизни.
Диагностика психологической готовности к саморазвитию
Готовность к саморазвитию — значимый личностный ресурс профессиональной эффективности. Это побуждает практиков обращаться к диагностике готовности к саморазвитию в различных обстоятельствах:
- при изучении субъектов образовательного процесса,
- при подборе персонала на должности топ-менеджеров,
- при отборе претендентов для участия в престижных лидерских конкурсах,
- для замещения вакантных должностей в госслужбе и др.
Сегодня известны следующие методики диагностики готовности к саморазвитию.
1. Тест «Готовность к саморазвитию» В.Л. Павлова выявляет два компонента саморазвития: самопознание и самосовершенствование. По итогам диагностики анализируются четыре типа готовности: тип «А» — «могу самосовершенствоваться, но не хочу знать себя»; тип «Б» — «хочу знать себя и могу самосовершенствоваться»; тип «В» — «не хочу знать себя и не хочу самосовершенствоваться»; тип «Г» — «хочу знать себя, но не могу себя самосовершенствовать».
2. Методика диагностики готовности к саморазвитию А.М. Прихожан выделяет направленность личности на саморазвитие. Предназначена для диагностики тенденции к саморазвитию у подростков.
3. Методика «Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности» Л.Н. Бережновой позволяет выявить степень готовности к саморазвитию и провести самооценку личностных качеств, способствующих саморазвитию. Методика предназначена для самоисследования педагогов.
4. Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию направлена на оценку уровня сформированности умений и навыков саморазвития; учитываются показатели мотивационного, когнитивного, нравственно-волевого, гностического, коммуникативного и организационного компонентов психологической готовности, а также способность к самоуправлению. Предназначена для диагностики педагогов.
5. Методика диагностики индивидуальных особенностей, препятствующих саморазвитию личности, В.Ю. Костенко направлена на выявление препятствий к саморазвитию, в качестве которых выступают такие личностные качества как эгоизм, ригидность и внутренняя несогласованность. Отличительной особенностью данной методики является то, что она стандартизирована, прошла психометрическую проверку.
Психологическое сопровождение саморазвития
Многие — от Петра Федоровича Каптерева до современных ученых — считают, что надо помогать человеку стать на путь саморазвития, чтобы он жил собственной жизнью. Когда нужно начинать содействовать саморазвитию? Виктор Иванович Слободчиков писал: «Длительный период дошкольного и школьного детства подлинным субъектом развития является со-бытийная общность ребенка и взрослого». Мы должны подводить тех, кто работает с детьми, к пониманию ответственности за то, как мы ведем себя по отношению к нашим детям, ученикам, студентам. Особенно чувствительным является маленький ребенок, когда он еще не знает, как его зовут, какой он, и это мы ему рассказываем, мы трактуем его поведение определенным образом. Галина Анатольевна Цукерман говорит: «Вопрос о сроках постановки задач саморазвития надо решать чрезвычайно осмотрительно и лучше «семь раз отмерить» с помощью всех известных периодизаций психического развития».
Уже на ступени младшего школьного возраста возможно ставить и решать задачу создания условий для превращения ребенка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.
И если учитель видит в ребенке личность и поддерживает его, тогда человек может почувствовать притягательную силу движения вперед, которое он сам может для себя избрать.
Переломным для саморазвития является подростковый возраст. Юношество — это ответственный период, центральной задачей становится личностное и профессиональное самоопределение. Саморазвитие может продолжаться на протяжении всей жизни человека.
Как мы можем судить, туда мы идем в саморазвитии или нет? Вопрос о направленности саморазвития очень важен, потому что саморазвиваться человек может и в асоциальном направлении, избирая для себя теневую сторону жизни. Конечно, мы не можем спасти человечество, поскольку добро и зло есть в природе человека, и каждый делает свой выбор. Мы можем только сеять «разумное, доброе, вечное» и уметь ответить себе на вопрос: а я в каком направлении двигаюсь в своем развитии?
Критерии прогрессивного развития личности (по Л.И. Анцыферовой):
- рост целостности и интегративности психологической организации личности;
- усиление взаимосвязей различных свойств и характеристик личности;
- накопление новых потенций развития;
- расширение и углубление связей с окружающим миром, обществом, другими людьми;
- возрастание многоуровневости и системности ценностно-смысловых отношений человека к миру;
- реализация ценностно-смысловых отношений в созидательной деятельности, общении, активном созерцании, эстетическом переживании.
Человек ответственен за пути, которые он выбирает, и если он выбрал развитие в том или ином направлении, то в других возможен регресс.
Один из ключевых вопросов психологии саморазвития — это вопрос о психотехнике саморазвития. Мало сказать человеку: «Развивайся, тебе это необходимо!» — важно показать ему, как он это может делать».
https://salid.ru/journal/kak-najti-motivy-dlya-samorazvitiya
https://psy.su/feed/8664/