Содержание
Основные формы, механизмы и условия развития личности.
Психология личностного роста через мотивацию
“Психология личностного роста” и “психология развития личности” понятия схожие между собой, но не много они да отличаются. Многие специалисты не раз заводили дискуссии на тему родства данных разделов психологии, и только сейчас доказано их сходство. Дело в том, что сама по себе психология развития личности плечом к плечу идёт с психологией личностного роста, они полностью взаимосвязаны и не могут быть друг без друга. Именно о них мы сегодня и расскажем нашим читателям.
Личность – понятие высокое, обозначающее полностью сформировавшегося и социализированного человека в современном мире, и обладающего необходимыми для жизни в обществе психологическими характеристиками.
Начнём с того, что “личностный рост” – понятие, пришедшее к нам из разделов науки о психологии. Если же разложить сам термин “психология”, мы увидим, что состоит он из двух древнегреческих слов: “учение” и “душа”, тем самым показывая нам, что изучение души человека достойно отдельной ниши в научном мире.
Если же вернуться к психологии личностного роста, то она уже изучает более углубленно понятия о законах развития личности и само видение изначальной человеческой природы в позитивном ключе. Данный раздел психология помогает развить внутренний потенциал человека, дать ему толчок на путь саморазвития.
Основные формы, механизмы и условия развития личности.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 8Следующая ⇒
Человек включён в другого человека и через эту категорию развивается. Развитие совершается во внутреннем пространстве личности с другими людьми. Развитие личности — процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания.
Основные формы развития личности
Флоренский считает, что развитие – это становление особой формы целостности, которая включает в себя 4 формы субъектности:
субъекта витального отношения к миру;
субъекта предметного отношения;
Развиваясь как личность, человек формирует и развивает свою собственную инстанцию, присваивает и созидает предметы культуры, обретает круг значимых других, проявляет себя перед собой.
Механизмы развития личности по Гиппенрейтор
Стихийные механизмы личности – субъект, подвергаясь их воздействию, в полной мере их не осознаёт:
1)механизм сдвига мотив на цель – ребёнок на первых порах выполняет требуемое действие (цель) ради общения с матерью (мотив). Со временем на это действие проецируется всё большее количество положительных переживаний и приобретает самостоятельную побудительную силу (становится мотивом);
2)механизм идентификации – личность формируется во внешнем пространстве общественных отношений. Ребёнок воспринимает опыт родителей через их личностный пример, через подражание им. Например, дошкольник подражает родителю; школьник подражает учителю.
3)механизм освоения социальных ролей – этот механизм описывается с помощью понятий «социальная роль» и «социальная позиция».
Социальная позиция – функциональное место, которое может занять человек по отношению к другим людям.
Социальная роль – осуществление совокупности действий, которых от него ожидает окружение.
Эти понятия позволяют структурно расчленить социальную среду и сначала объективно описать некую заданную нормативную систему действий, которые он должен выполнять, отношений, в которые он должен вступать.
Например, роль ученика, роль дворника, роль бухгалтера, роль матери и так далее.
Далее происходит вхождение в роль, её освоение и выполнения.
Условия развития личности по И. С. Асмолову
Теперь рассмотрим схему детерминации развития личности в системе общественных отношений.
Источник развития личности – социально-исторический образ жизни. В психологии образ жизни характеризуется понятием «социальный ситуация развития», которое было введено Львом Семёновичем Выготским, а затем получило развитие в детской и социальной психологии благодаря исследованиям Л. И. Божович, и Б. Г. Ананьева.
По мнению Выготкого, говоря о «социальной ситуации развития», подчёркивал, что среда представляет собой условие осуществления деятельности человека и источник развития личности. Без этого условия невозможно строительство личности, которое основывается на общественных отношениях, которые застаёт индивид, появляясь на свет.
Социально-исторический образ жизни позволяет исследовать развитие личности на пересечении двух осей – ось исторического времени жизни и ось социального пространства.
Рубинштейн сформулировал тезис о зависимости времени от тех систем, в которые оно включено (неорганическая природа, эволюции органической природы, социогенез общества).
Ось исторического времени даёт возможность выделить объективный социальный режим, который задан личности – исторически обусловленность протяжённости детства в этой культуре; объективный режим смены игры учёбой, учёбы – работой; распределения времени на работу и досуг.
Ось образа жизни – это социальное пространство, в котором существует на данном интервале исторического времени различные «институты социологизации» (семья, школа, трудовые коллективы), большие и малые социальные группы, участвующие в процессе приобщения личности через совместную деятельность общественно-исторического опыта.
Алексей Николаевич Леонтьев ввёл понятие «поле значений», которое означает особое социальное измерение, создаваемое совокупной деятельностью человека. Это поле значений находится вне человека, но воспринимается и усваивается им, входя в его образ мира.
Движущей силой развития являются рождающиеся в процессе деятельности противоречия.
Кульминационным пунктом в ходе анализа личности является рассмотрениепродуктивных (творчество, воображение, целеобразование) иинструментально-стилевых (способности, качество, интеллект) проявлений индивидуальности личности.
Итак, три момента схемы системной детерминации развития личности:
1. индивидные свойства человека
2. социально-исторический образ человека
3. совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений
Уровни развития личности и критерии ее сформированности.
Уровни развития личности
Людмила Ивановна Анцыферова выделяет 3 уровня развития личности:
1. Субъект неадекватно сознаёт свои истинные побуждения, не учитывает качество и степень своего воздействия на ситуацию и тем самым препятствует успешности собственных действий, неудовлетворённые результаты которых переживаются им.
2. Личность выступает как субъект, сознательно соотносящий цели и мотивы действий, намеренно формулирующий ситуации своего поведения, стремящийся предупредить прямые и косвенные результаты своих действий, способный к переделке стихийно сложившихся психических свойств, к произвольному повышению или понижению значимости своих целей и адекватному соотнесению собственных возможностей с социальными задачами и требованиями деятельности.
3. На высшем уровне личность становится субъектом своего жизненного пути, который она сознательно измеряет масштабами исторического времени своей эпохи. На первый план выступают качества индивидуальности: уникальность и общественно-историческая значимость неповторимости субъекта.
На этом уровне личность обладает наибольшими степенями свободы: свободы выявлять, переживать и собственными действиями разрешать назревшие противоречия развития общества. Нахождения общественно-значимого способа разрешения этих противоречий оказывается в то же время радикальным путём преобразования собственной жизненной ситуации.
Критерии сформировавшейся личности
Лидия Ильинична Божович выделила два основных критерия:
1. Способность субъекта к опосредованному поведению — человек становится личностью, если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого и мотивы социально значимы.
2. Способность к сознательному руководству собственным поведением – предполагает именно сознательное соподчинение мотивов.
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Путь в психологии развития личности
Природа человека и путь к личностному самовоспитанию
Природа человека имеет свою классификацию в психологии:
- Безусловно позитивная;
- Условно позитивная;
- Нейтральная;
- Повреждённая.
Уже исходя из выявленной природы человека, возможно построение пути к личностному росту.
Например, в “безусловно позитивной” природе человека, смыслом воспитания будет выступать помощь ему психолога в актуализации. При “условно позитивной” природе человека, смысл воспитания поменяется на экзистенциальный подход психолога в помощи при выборе.
Если же брать нейтральную человеческую природу, то здесь смыслом воспитания станет формирование и коррекция личности психологом. Что же касается последней вариации человеческой природы – поврежденной, то здесь уже на плечи психолога ляжет более сложная задача – исправление и компенсация.
Истоки психологии личностного роста
Если вернуться к истокам создания теории о психологии личностного роста, то здесь стоит поблагодарить её “отцов” американских психологов Карла Рэнсом Роджераса и Абрахама Харольда Маслоу. Именно они когда-то создали свою гуманистическую концепцию, в рамках которой сформировалась психология личностного роста.
Психология личностного роста в современном мире
Годы практики и трудов многих талантливых психологов по-своему “отшлифовали” психологию личностного роста, преобразовав её в удобный инструмент для проведения мотивационных тренингов по саморазвитию человека.
В современной практике проведение подобных тренингов особенно популярно среди психологов и их слушателей. Но стоит отметить, что изначальная теория психологии личностного роста со временем приобрела свои новые особенности.
Например, наш современник, бизнес-тренер Григорий Спижевой выступил автором новой книги по теме личностного роста. В его теории выступают такие понятия, как “внутренняя гармония”, “взаимоотношения с самим собой”, “отношения Я+Я”, “отношения Я+другие”, “отношения с окружающим миром” и, конечно же, “саморазвитие”. По замыслу Спижевой, все эти понятия и составляют всю психологию личностного роста.
Личностное развитие в психологии
Личностное развитие – это раздел в психологии, относящийся к личностному росту и саморазвитию. Данный раздел психологии личностного развития включает в себя все изменения психологических настроев и процессов человека, как личности, при внешних и внутренних воздействиях на него.
Личностное развитие может формироваться в человеке не только с помощью его самостоятельных трудов, но и при влиянии любых других факторов извне. Развитие личности человека – процесс довольно долгий, сопровождающий его на протяжении всего жизненного пути. На личностное развитие в психологии человека это может повлиять и, благодаря, его непрерывному взаимодействию с окружающим миром и другими людьми.
В какой-то степени, психика человека похожа на губку. Она впитывает в себя всё происходящее вокруг, что отражается и на личностном саморазвитии человека и его становлении. Именно поэтому, в некоторых случаях даже уже сформировавшаяся личность нуждается в своей коррекции профессиональным психоаналитиком. Фото 4 – итог личностного развития в психологии – полная гармония с собой.
Личностное развитие
Фильм «Как добиваться результатов в личностном росте? Н.И. Козлов»
Личностное развитие, рост и развитие личности — самое общее понятие, описывающее все позитивные изменения в личности как результат внутренних процессов и внешних воздействий. Это все то, что в личности разворачивается с возрастом само, что формируется под влиянием извне, что развивается в совместной деятельности с окружающими и развивается в себе самим человеком.
Не всегда понятно, что с человеком происходило — был ли это собственно рост, было это развитие, трансформация или формирование, но в некоторых случаях можно сказать: личностное развитие произошло. Имеется в виду, что произошло укрепление стержня и увеличение потенциала личности, способности человека жить внутренне богаче и лучше управлять своей жизнью.
«Что такое личностный рост? Если у человека становится больше: — интересов, а с тем и стимулов жить — смыслового наполнения жизни, — возможности анализировать — отличать одно от другого, — возможности синтезировать — видеть связи событий и явлений, — понимания людей (себя в том числе), а с тем и возможности прощать, — внутренней свободы и независимости, — ответственности, взятой на себя добровольно, — любви к миру и людям (к себе в том числе), то это и значит, что человек растет личностно. Синонимы: душевно, духовно» — писал В.Л. Леви.
Книга «Куда жить. Человек в цепях свободы». Отметим, что те показали, которые отметил В.Л. Леви, могут быть следствием не собственно личностного роста, а могут быть результатом развития и формирования личности.
Основные характеристики личностного развития — его этапы, направленность, активность, уровни и масштаб.
Этапы. Одним из важнейших результатов развития личности является социализация. При этом, развиваясь, личность проходит определенные закономерные этапы: младенец, ребенок, подросток, молодой человек, взрослый — со своими психологическими особенностями. Какие? И всегда ли проходят? Разные исследователи описывают эти процессы по своему.
Направленность. Есть направленность личности, а есть направленность личностного развития: это разные вещи. Предположим, сейчас ребенок всей душой устремлен к компьютерным играм и другим развлечениям — это актуальная направленность его личности. Но направленность его личностного роста все равно идет к взрослению, и через несколько лет одни увлечения уступят место другим. Направленность личностного роста — направление развития человека в соответствии с его природными задатками. Впрочем, всегда трудно отличить, что в развитии человека от его биологической природы, а что формируется в результате социальных влияний, и, видимо, в большинстве случаев корректнее говорить не узко о направленности личностного роста, а шире: о направленности личностного роста и развития. Вопросов здесь много: направление роста и развития личности — всегда одно и тоже, либо это могут быть разные направления? У роста и развития личности есть только направление, либо есть и вершины развития (например, Просветление)? Если вдруг вершины есть, сколько их?
Активность. Личностный рост и развитие имеет не только свою направленность, но и свою энергию, большую или меньшую активность. В отличии от естественной личности, в основе развития которой лежит пассивный личностный рост, развивающаяся личность практикует активный личностный рост. В пассивном (естественном) личностном росте интеллект и психологическая культура растут естественно, так же как растет тело человека. Жизнь идет — растет попа, растут волосы, потихоньку развивается интеллект и постепенно в процессе жизни естественно формируется психологическая культура. В активном (продуктивном) личностном росте у человека появляется замысел, формируется намерение, многие ставят цели — после чего человек самостоятельно занимается самосовершенствованием либо проходит занятия и тренинги, развивающие нужные ему умения и навыки. Активный личностный рост — переходная форма к процессу развития личности, поскольку сочетает в себе природную, идущую изнутри человека направленность и использование человеком внешних средств для развития самого себя.
Уровень развития личности. Основной показатель уровня развития личности — развитость авторской позиции, способность человека самому определять свою жизнь, жить самостоятельно и быть сильнее обстоятельств. Определяется силой ядра личности и развитостью периферии личности. Конкретные показатели уровня развития личности — развитие интеллекта, владение эмоциями и способность владеть собой, развитие инициативы и ответственности, уровень культуры, возвышение мотивов и многое другое.
Масштаб. Личностный рост имеет разные масштабы: он может быть улучшениями внутри личностной нормы, а может быть выходом за нее. Человек был больной, постепенно выздоровел и вернулся к норме. В психологической метафоре это не личностный рост, а выздоровление, удачная психотерапия. Здоровый человек пошел на фитнес и убрал животик: в метафоре это личностный рост, но внутри нормы. Он среди лучших, но все-таки не спортсмен. Если же человек занялся спортом и по показателям стал существенно выделяться, стал отличным от большинства, в метафоре это личностный рост, поднимающийся над рамками нормы.
Механизмы развития личности в психологии
Механизмами развития личности в психологии являются присвоение, обособление и идентификация индивидуума.
Если смотреть более углублённо, то присвоение – это создание и формирование личности через общение человека с окружающим миром, в прямом смысле слова – навязывание ему мировых устоев и порядков. Обособление же выступает в роли отстаивания своей первоначальной природной сущности. А идентификация является обратным процессом – соотношение, а порой даже копирование человеком окружающих или же своих кумиров.
Присвоение
Таким образом, такой механизм развития личности в психологии, как “присвоение” по своей сути является наиболее распространённым. В себе он подразумевает самостоятельное формирование и развитие личности при контакте человека с окружающей средой. То есть, любая его личная и общественная деятельность способствует формированию и “присвоению” личностных качеств и их последующему развитию.
Обособление
Такой механизм развития личности в психологии как “обособление”, несёт в себе намного больше свободы, нежели “присвоение”. В таком случает, индивидуум не готов воспринимать общественные устои и стремиться выделить себя среди остальных. В таком случае запускается процесс индивидуализации, что формирует индивидуальные личностные качества человека, отделяющие его от остальных представителей общества.
Причём у данного механизма развития личности в психологии есть сразу два направления: внутреннее (психологическое) и внешнее (материально-физическое). К внутреннему формированию относятся индивидуальные психологические характеристики (уровень интеллекта, тип темперамента, черты характера и так далее), а к внешнему подходят физические изменения (национальность, гендерная идентичность и так далее).
Идентификация
Последний же механизм развития личности в психологии – “идентификация” – самый сложный. В данном случае индивидуум пытается подрожать объекту, к которому проявляет симпатию или интерес. То есть, это процесс копирования другой личности на эмоциональном и ином уровнях. Недаром говорят, что дети с раннего возраста во всём подражают своим родителям, здесь как раз таки и вступает в действие данный механизм развития личности в психологии.
Психология развития личности человека: понятие, факторы и этапы
Развитие личности – это сложный поступательный процесс, ведущий к изменениям интеллекта, поведения, деятельности и прочих составляющих личности.
Иными словами, это процесс изменения организма в направлении высшей формы жизнедеятельности.
Взгляды людей естественным образом изменяются в течение всей жизни по целому ряду причин. Личностно вырастая, человек переосмысливает свой опыт, ищет удачные решения для различных ситуаций, решает поставленные задачи.
Происходит это под влиянием следующих ключевых факторов, как внутренних, так и внешних:
- биологическая наследственность;
- ближайшее окружение на физическом уровне;
- культурные аспекты общества;
- коллективный (групповой) опыт;
- индивидуальный опыт.
Развитие личности осуществляется за 5 основных этапов в зависимости от возрастной категории человека:
- Младенчество.
- Детство.
- Отрочество.
- Совершеннолетие (юность).
- Старость.
Законы развития личности
Психология личностного роста – процесс довольно сложный, и несёт в себе свои закономерности и законы развития личности. Без них было бы сложно составить программы обучения для детей и подростков, чья личность только формируется. Также законы развития личности помогают квалифицированным психоаналитикам лучше понимать своих пациентов и более эффективно им помогать в процессе их становления и саморазвития.
К законам развития личности можно отнести:
- Наличие психологических изменений у индивидуума.
- Взаимосвязь между разными сферами развития и их направлениями.
- Возникновение специфических особенностей развития.
- Отличия в развитии по временным рамкам и прочим критериям (разное развитие между сверстниками).
- Формирование четких взглядов и личных убеждений.
- Развитие определённых психологических характеристик (сенситивность).
- Обработка и изучение/осознание различных сфер жизни.
- Пластичность развития личности (компенсация развития одной личностной составляющей другой).
- Противоречие между индивидуумом и окружающим его миром.
- Постоянный прогресс в личностном развитии.
Источники развития личности
Основными источниками развития личности являются — ведущая деятельность, ведущий тип общения и основные кризисы развития.
Ведущая деятельность – это деятельность индивида (ребенка) при выполнении которой активно происходит формирование основных и необходимых на данном возрастном этапе психологических новообразований.
Ведущий тип общения – это общение, результатом которого является формирование и закрепление основных положительных черт личности.
Кризис развития — это процесс изменения и перелома личности ребенка, переходный момент в развитии, результатом которого становится выход на качественно новую ступень развития личности. Кризис ознаменует окончание одного возрастного периода и наступление нового, более высокого уровня.
Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Психология развития личности и здоровье
Психологическое состояние и стабильность чистоты разума человека являются важными показателями его здоровья. Именно поэтому, психология личностного роста или развития личности так важна при создании полноценного здорового человека.
Если вернуться к типам природы человека, то можно сделать соответствующий вывод, что при наличии у него позитивной природы – он полностью психологически здоров. Если же человеческая природа повреждена, то её восстановления до уровня позитивной будет считаться полным психологическим выздоровлением индивидуума. То есть в данном случае, такие манипуляции наврятли сможет осуществить даже самый опытный коуч на тренингах личностного роста. Здесь понадобиться профессиональная длительная работа с психологом, и только специалист данного профиля способен помощь в данном случае.
ВАЖНО! Психика человека – тонкий и чувствительный инструмент, не занимайтесь самолечением, в случае возникновения каких-либо проблем и серьёзных переживаний, влияющих на ваше эмоциональное и психическое состояние – незамедлительно обратитесь к специалисту.
Оставайтесь здоровыми и не бойтесь достигать новых личностных высот саморазвития!
Понятие личности и условий ее психологического развития
Замечание 1
Определений понятия личность великое множество, если собрать их воедино, то можно представить личность как человека, взятого в системе социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях, устойчивы и определяют характер нравственных поступков индивида, значимых как для него самого, так и для его ближайшего окружения.
Развитие ребенка это процесс, происходящий в определенных условиях, в окружении культурного и материального наследия человечества, в системе сложившихся отношений между членами того или иного общества. Таким образом, можно уверенно сказать, что развитие личности ребенка всецело зависит от социальной ситуации.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Процесс психологического развития личности 440 руб.
- Реферат Процесс психологического развития личности 240 руб.
- Контрольная работа Процесс психологического развития личности 200 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Именно она предопределяет все изменения, которые будут происходить с личностью на протяжении периода взросления. Благодаря социальной ситуации, возможно, определить пути и формы развития, виды деятельности, новые психические качества и свойства, приобретаемые ребенком.
Именно это и составляет условия для психического развития личности ребенка, и в связи с этим следует обращать максимум внимания на социальные условия, которые окружают ребенка.
Саморазвитие — что это такое в психологии
Саморазвитие это основа успеха. Оно помогает добиться поставленных целей, накопив знания и опыт, учит получать удовольствие от жизни. Самодостаточный и самоуверенный человек знает, как исполнить желания и стать счастливым.
Что понимают под саморазвитием
Что такое саморазвитие:
- Рост, самосовершенствование, когда человек стремится к новым знаниям, улучшает имеющиеся навыки;
- Он четко формулирует желания и стремится их реализовать, выполняя каждодневные задачи.
Саморазвитие в психологии – это становление личности и характера. Это рост, направленный на достижение мечты. Философия определяет понятие как борьбу между внутренними противоречиями, которая приводит к развитию личности.
Причина популярности саморазвития
Бешеный темп жизни требует от людей приспосабливаться к изменяющимся условиям. Без личностного роста жизнь становится некомфортной. Человек не может пользоваться существующими благами и ресурсами, вынужден заниматься самообразованием.
Для многих людей недостаточно иметь работу, которая приносит доход. Им важно заниматься делом, приносящим удовольствие. Они ищут себя, открывают новые возможности. Современный мир предлагают неограниченную информацию, которой важно правильно пользоваться:
- найти ответы на любые вопросы;
- освоить специальность или получить квалификацию;
- посетить курсы или тренинги.
Высокая конкуренция при поиске места в жизни заставляет людей пробовать себя в новых профессиях, развиваться. Это важно не только для отдельной личности, но и для коллектива. Саморазвитие – стимул для развития команды и окружения.
Почему важно заниматься саморазвитием
Обучение не заканчивается школой и институтом. Самосовершенствование обогатит жизнь, добавив в нее массу нового и интересного:
- Знания, знакомство с чужим опытом помогут избежать ошибок в будущем, стать увереннее и успешнее;
- Образованный человек имеет собственную точку зрения, ориентируясь во многих жизненных ситуациях и проблемах на профессиональном уровне. Это вызывает уважение со стороны окружения, особенно при деловом общении, что еще больше поднимает самооценку;
- Получение знаний изменит круг общения, появятся друзья, обладающие схожими интересами. Это улучшит коммуникативные навыки;
- Саморазвитие приведет к открытиям, вызывающим восхищение, желание творить. Это добавит эмоций, разнообразит досуг и жизнь станет более интересной и насыщенной.
Принципы саморазвития
Из определения саморазвития становится ясна его задача – изменить жизнь, добавив в нее красок. Это способ достичь внутренней гармонии, познать себя. Цель самосовершенствования заключается в достижении счастья. Нужно понимать, что это не абстрактная величина, добраться до которой невозможно. Счастливая жизнь ждет человека, знающего, чего он хочет и стремящегося к этому.
Обратите внимание! Нельзя винить в провалах окружение или обстоятельства. Счастье – дело рук каждого. Целенаправленная работа над собой приведет к результату.
Каждый человек воспринимает действительность по-своему:
- видит лишь плохое;
- обращает внимание на позитивные моменты.
Именно правильный настрой определяет положение дел. От взгляда на происходящее зависит то, каким оно будет, испортит настроение или даст глоток свежего воздуха. Нельзя транслировать негатив в жизнь, опираясь на жадность, зависть, гнев.
Люди способны меняться и развиваться. Все зависит от желания и настроя. Характер не дается с рождения, он меняется в зависимости от жизненных ситуаций и реакции на них.
Дополнительная информация. Для детского возраста саморазвитие несвойственно. Но уже в школе на уроках обществознания даются азы самопознания, как способа самосовершенствования.
Личность формируется годами, и всегда есть шанс измениться к лучшему, искоренить вредные привычки, посвятить время самообразованию.
Заниматься саморазвитием непросто – это долгий путь, длиною в жизнь. Естественно, что будут подъемы, неудачи. Нужно верить в свои силы, заручиться поддержкой близких и не сомневаться в том, что счастье ждет впереди.
Саморазвитие и Колесо жизненного баланса
Колесо жизненного баланса – система жизненных ценностей. Необходимо определить сферы жизни, существующие на данный момент. Обычно это:
- Семья;
- Работа;
- Дети;
- Творчество;
- Отдых;
- Друзья;
- Здоровье;
- Любовь.
Нужно выбрать 8 пунктов, представляющих наибольший интерес, можно включить дополнительные не из списка. Затем разбить нарисованный круг на секторы, соответствующие сферам. Проанализировать пункты и оценить собственное удовлетворение в каждой области. От этого зависит направление или вид саморазвития, находящийся в приоритете. Например, совершенствование духовной, материальной, социальной сферы, карьерный рост или создание семьи.
Семья как жизненная ценность
Задача метода – в достижении гармонии, сделать это можно, если колесо покатится. Все направления должны развиваться равномерно. Начинать восстанавливать баланс нужно с самой отстающей сферы. Возможно, впоследствии окажется, что один из секторов потерял ценность и будет заменен другим.
Обратите внимание! Использование колеса жизненного баланса поможет определить, что в жизни является важным, а что второстепенным. Это толчок для тех, кто не понимает, в каком направлении двигаться, когда кажется, что запутался.
Этапы саморазвития
При стремлении к становлению личности полезно составить программу саморазвития. Это упорядочит мысли и позволит отслеживать результаты работы.
План личностного роста на год
Планирование – один из методов повышения эффективности деятельности. Оно приводит мысли в порядок, учит расставлять приоритеты и отказываться от незначительного. Метод активно применяется в менеджменте для улучшения профессиональных качеств работников.
План личностного роста на год на начальном этапе можно разбить на декады, выбрав главные цели. Внутри каждого блока придумать промежуточные задачи. Они должны работать на основную мечту.
Пример плана при саморазвитии:
- Определить жизненные приоритеты. Путем рассуждений оценить достижения, проанализировать неудачи. Главное – понять, что действительно важно, и найти поддержку (это друзья или близкие, мыслящие в том же направлении и готовые идти рядом);
- Избавиться от лишнего, выбросить или раздать ненужные вещи. Освежить обстановку дома, позволить себе расслабиться, слегка отпустив ситуацию. Нужно создать позитивный настрой. Зависимость от пережитых негативных эмоций тянет назад. Поэтому нужно расстаться с отрицательными событиями, отпустить злость;
- Разрешить себе измениться: отправиться в спортзал или бассейн, изменить прическу или цвет волос. Главное – выглядеть так, чтобы было комфортно, и это придавало уверенности в себе, чтобы при взгляде на себя в зеркало хотелось улыбаться;
- Приступить к обучению. В приподнятом настроении легче усваивать знания. Сейчас есть большой выбор получить их: отправиться на тренинги, записаться на курсы, поучаствовать в мастер-классе, поступить в школу иностранного языка. В свободном доступе находится масса литературы и аудиокниг.
План на год для саморазвития каждый составляет, опираясь на приоритеты и представляя мечту. Четкое представление желаемого – залог успеха. Целевая комплексная программа (цкп) саморазвития поможет не сбиваться с пути, отслеживать победы, следить за неудачами и не забывать о цели.
Препятствия на пути саморазвития
Люди не всегда осознают конечность жизни, откладывая все на потом. Нужно отбросить мысль, что впереди много времени, и начать действовать сейчас. Важно не замыкаться на себе, а уметь принимать помощь, слушать советы людей, в компетентности которых нельзя сомневаться, систематизировать знания и составить план самосовершенствования. Но не нужно быть уверенным, что все произойдет так, как задумано. Отклонения от плана не должны выбивать из колеи. Умение справляться с непредвиденными обстоятельствами – шаг на пути саморазвития.
Иллюзии и ошибки саморазвития
Заниматься саморазвитием – это не значит, что нужно поглощать информацию, получать дополнительное образование, важно уметь применять знания на практике. Только активный человек способен достичь цели. Не нужно пытаться охватить все и сразу, перепрыгивая с одного направления на другое. Это заберет энергию и силы, а роста не произойдет. Главное – понимать цель, видеть ее перед собой. Отсутствие мотивации – главный фактор для гибели начинаний.
Обратите внимание! Невозможно свернуть горы, если противиться всему новому, не принимать изменения, происходящие в мире.
Саморазвитие личности – сложный путь, состоящий из побед и неудач. Уверенный в себе, позитивно мыслящий человек понимает, чего он хочет от жизни. Он ставит цель и идет к ней, опираясь на собственные ценности и заручившись поддержкой близких людей. Работа над собой, поглощение знаний, накопление опыта помогут в самосовершенствовании, становлении личности.
Видео
https://xn--55-6kcadhwnl3cfdx.xn--p1ai/razvitie/psihologicheskoe-lichnosti.html
https://srazu.pro/teoriya/samorazvitie-v-psixologii.html