Содержание
Личностный подход в педагогике – это трещина в стене между учителем и учеником
Личностный рост – это обязательный процесс самосовершенствования индивида, целенаправленное движение и стремление субъекта воплотить наяву того человека, которым он хотел бы быть в идеале («я» идеальное). Все факторы, условия, возможности, приближающие его к достижению цели, и являются личностным ростом, который является одним из основных и наиболее значимых смыслов жизни индивида. С помощью данного процесса человек способен изменить себя, любые черты характера в нужную ему сторону, ликвидировать комплексы, научиться контролировать проявление эмоций, избавиться от негативных мыслей. Личностный рост у каждого субъекта разный, так как представления о своем идеальном «я» у всех индивидов полностью отличаются.
Функции образования
Образование играет важную роль в жизни общества
Образование представляет собой целую систему, играющую важную роль в развитии общества.
Поэтому оно касается разных аспектов жизни и обладает множеством функций:
- Познавательная. С самых малых лет ребенок познает мир. Сначала ему помогают родители и детский сад, где он получает начальные знания и опыт, потом школа, в которой ученики изучают точные и естественные науки, затем идет профессиональное образование.
- Статусная. Быть образованным престижно в современном мире. Большинство учащихся после школы стараются поступить в более статусное учебное заведение. Отличники штурмуют ВУЗы, расположенные на первых строчках в рейтингах. Для повышения своего статуса в обществе нужно что-нибудь закончить. В глазах людей такой человек смотрится выше, чем тот, который не имеет среднего специального или высшего образования.
- Ценностная. В учебных заведениях довольно часто проводятся мероприятия для прививания ценностей, которые должны быть у каждого порядочного гражданина страны.
- Мировоззренческая. Во время обучения в школе у детей закладываются основные взгляды на жизнь. Потом они могут меняться. Но встречается это не всегда.
- Социальный контроль. Формирующаяся личность нуждается в постоянном контроле. В процессе развития (особенно в переходном возрасте) ребенок впитывает как губка все, что вокруг него происходит. Система образования старается делать так, чтобы он избежал попадания в плохие ситуации.
- Экономическая. Это больше подойдет к профессиональному образованию. В этом случае готовится человек, который в будущем займет место на работе и будет влиять на экономику.
- Социальная. Система образования старается помочь детям найти свое место в мире и в социуме.
Но у образования не всегда получается исправно выполнять свои функции. Для решения этой проблемы создается множество вариантов. Один из них – это личностный подход в педагогике.
Путь и определение самопознания
Каждая личность стремиться к успеху, где самопознание и его методы играют главную роль. Бессмертный ученый исламского мира Мухаммад Газали утверждал: «Ничто не является ближе человеку, чем он сам. Не познав себя, как можно познать других?». То есть, для каждого из нас личностный рост должен преобладать над другими потребностями.
Самопознание — это постижение собственной личности, своего внутреннего «Я», осознание собственных физических и психологических способностей, нужд на пути развития личности. Эзотерические учения формируют процесс самопознания в три этапа, где каждый из них — новый уровень познания личности. Внешняя оболочка — тело становится лишь методом постижения совершенства внутренней оболочки — души. Если вы сможете очистить свой дух, станет чист и разум, который выберет верный жизненный путь среди множества ошибочных. От достижения результатов зависит человеческое счастье, постижение божественного совершенства и высших целей.
Самопознание и личностный рост
Развитие личности и самопознание — главные составляющие правильных действий и человеческого успеха, адекватно оценивая свой потенциал и мировоззрение. Развитие ведет к совершенствованию личности с помощью собственных сил. В теории осознания внутреннего мира на первое место выходит роль эзотерики. Вера в Высшие силы всегда придает человеку сил, и помогает в самые сложные времена.
Духовная концепция самопознания подразумевает достижение вершины, посредством общения с Богом, абсолютного смирения и постижения духовного мира. Все святые писания учат человека правильно жить, анализировать свои поступки, и извлекать лучшее из своих и чужих ошибок. Ведь, в Библии, Коране, Книге мертвых и других религиозных источниках говорится о самопознании и самосовершенствовании, как о способе достижения высшей цели – единения с Богом.
Психологическая научная концепция не особо отличается от духовной, и трактует смысл самопознания, как стремление к здоровью человека, развитию потенциала личности и духовной гармонии. Эти три шага формируют единое целое, как смысл самопознания, не прекращающийся всю сознательную жизнь. Уже в раннем возрасте мы начинаем осознавать свои способности, внешний мир и выделять себя среди других. Детская психика впитывает все события вокруг, получая информацию о жизнедеятельности мира. При достижении трехлетнего возраста человек начинает разделять получаемые данные, формируя собственное мировоззрение.
Способы самопознания насчитывают множество теорий, обучающих самообладанию и самоконцепции, как старту к саморазвитию тела и души.
Во время возрастного формирования личности у человека возникают собственные принципы и личностные мотивы, которые формируют культуру поведения. На базе формирующейся личности создаются чувства, теории и размышления человека. Начинает проявляться специфика характера и собственный взгляд на мир. Данная теория и является личностным ростом человека, заключенный в одну жизнь, во время которой мы можем совершенствоваться с помощью сознания и развития.
Что такое личностный подход
Личностный подход в педагогике – это отношение к человеку, как к личности, понимание, что он обладает индивидуальными качествами. Педагог, применяющий эту методику в работе, понимает, что у каждого его воспитанника есть свои мысли, взгляды, мечты, интересы.
Также преподаватель осознает, что у каждого они различны. В этом случае учитель лучше коллег и других людей способен понять каждого учащегося. Он может его выслушать, помочь, поддержать, дать совет. К сожалению, таких педагогов мало.
Периодизация
Разделение личностного роста на определенные периоды происходила со времен становления психологии как науки. При этом многие ученые предлагали свои варианты классификаций.
Современной является деление по возрасту:
- раннее детство: 1-3 года;
- дошкольный период 3-6 лет;
- школьный возраст 7-12(14);
- юность 12-19 лет;
- молодость 20-25 лет;
- зрелость 26-64 года;
- старость более 65 лет.
Периоды соответствуют возрастному разделению.
Попытки соотнести биологический и психологический возраст принимались многими учеными: Пифагором, А. Гезеллом, П. П. Блонским, С. Холлом.
Однако целостная система так и не была выработана окончательно. Поэтому общепринятой считается периодизация по возрастам.
Цели личностного подхода в педагогике
Развитие каждой личности — цель личностного подхода
Личностный подход является одним из лучших инструментов в работе с подопечными.
Его цели направлены исключительно на благо обучающихся:
- Развитие личности. При индивидуальной работе с ребенком намного легче выявить пробелы в его развитии и устранить их.
- Сохранение неповторимой индивидуальности. В системе образования часто применяется один подход ко всей группе. Это «стирает» разницу между ними, делая похожими друг на друга. Личностный же подход предполагает сохранение и развитие в человеке тех качеств, которые присущи лишь ему.
- Заинтересованность ребенка в обучении. Здесь важную роль играет возможность выбора. Почему большинство учеников в школах не хотят учиться? Ответ очень простой — потому что их заставляют это делать, даже не спрашивая, что им интересно. Взрослые любят решать все за детей. Они уверены, что знают как лучше. Однако этим иногда можно даже покалечить психику ребенка. Если детям дать возможность выбрать род занятий самим, результат получится ошеломляющий. Большинство из них проявят такое рвение, которое никто еще в них не видел. Даже у самых заядлых лентяев есть свои увлечения.
- Повышение уровня самооценки подопечного. Личностный подход ставит перед наставником задачу помочь ребенку осознать его важность, значимость; преодолеть страхи и неуверенность; повысить уровень самоуважения.
- Прививание добросовестности. Цель состоит в том, чтобы не дать ребенку встать на неправильный путь.
- Психологическая поддержка. Личностный подход иногда представляет форму психологической помощи. Это нужно для того, чтобы ребенок не чувствовал, что он совсем один.
Психология
Процесс самосовершенствования требует огромных усилий от человека. Поэтому прийти к этому шагу можно только осознанно.
Под давлением обстоятельств и мнения общества в человеке происходят такие изменения, которые позволяют ему комфортно находиться среди этих людей в этих условиях.
Однако когда он понимает сам, что ему нужно что-то изменить в себе, начинается путь саморазвития личности. Этот процесс гораздо более сложен, чем нормальное «взросление» психики, поскольку тут не выделяется никаких этапов или критериев.
Саморазвитие включает в себя:
- профессиональное совершенствование;
- развитие каких-либо положительных качеств (терпение, доброта, сила воли);
- улучшение отношений с окружающими людьми;
- построение новых отношений, знакомства;
- нахождение и развитие интересов и увлечений;
- расширение познаний о мире.
Человек стремится улучшить свое понимание обстановки вокруг себя и в мире в целом.
Сподвигать на такие изменения могут различные причины, однако все они характеризуются наличием собственного выбора личности.
На определенном этапе сомнений и выработки решений какой-либо проблемы перед личностью встает вопрос — решиться на самоизменение или же продолжать пребывать в таком состоянии. Первый выбор требует большой самоотдачи и смелости, поэтому такие люди имеют сильный характер или стремятся к этому.
Отличия личностного подхода от традиционного
Традиционный подход принимает несколько иные формы:
- Построение процесса обучения. В традиционном подходе это жестко регламентированный процесс. Любое отклонение недопустимо. Обучающийся должен усвоить предмет, несмотря ни на что, иначе последует строгое наказание.
- Развитие осуществляется в заданном направлении. Не учитываются особенности каждого учащегося.
- Единый для всех вектор психического развития. Не учитываются разные особенности психики каждого человека, формирующейся на основе пережитого опыта.
- Вектор развития строится от обучения к ученику. Это значит, что учащийся должен усвоить предметы, заданные программой. Но не учитываются его способности и склонности.
- Формирование личности происходит с заданными свойствами. То есть ученик подстраивается под условия, теряя при этом индивидуальность.
В традиционном методе любое отклонение недопустимо
Личностный подход, как правило, имеет противоположные формы.
Процесс обучения, развитие формируются в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Соответственно для них могут быть заданы разные формы обучения, векторы развития.
Также учитывается то, что и психика подопечных может развиваться по-разному.
Например, на состояние ребенка могут влиять перенесенные психологические травмы.
Профессиональный рост личности
Личностный рост психолога во многом зависит от специфики его деятельности. Существует много видов и способов, позволяющих личности психолога развиваться и расти. Это и тренинги по собственной программе или уже готовой, специальная литература, мотивирующая на действия, комплексный подход к личностному развитию. При правильном выборе способа саморазвития профессиональный рост личности будет успешным и стремительным.Личностный рост психолога прямо влияет на профессиональную деятельность, которая складывается под воздействием множества мотивирующих факторов. Мотивация делает человека успешным и способствует быстрому выполнению поставленных заданий. Изучение работ ведущих психологов позволяют сделать следующие выводы по поводу профессионального роста личности:
- Профессиональный рост дает возможность самоактуализироваться.
- Личностный рост – основа профессионального роста и становления.
- Вопреки своей индивидуальности и особенностям, становление профессиональной личности подлежит под конкретные особенности и закономерности.
- Индивидуальность профессионализма зависит от внешних факторов: случайные события, влечения человека.
- Знание особенностей профессионального развития позволяет создавать сою историю и проектировать жизнь.
Личностный рост психолога – кропотливая работа, влияющая на профессионализм его деятельности. Настоящий профессионал своего дела будет искать способы для самосовершенствования, для создания новых методов развития человека.
Наш мир переполнен стереотипами и нуждается в помощи. Если есть желание стать индивидуальным, неповторимым, со своею самобытностью, то нужно непрерывно трудиться.
Примеры личностного подхода в педагогике
Мудрый педагог может изменить жизнь ученика к лучшему
В настоящее время личностный подход развит не во всех сферах образования и обучения.
Например, в школах и институтах достаточно проблематично уделять максимум внимания каждому.
Но можно хоть иногда применять личностный подход для повышения эффективности обучения.
Простые примеры того, как преподаватели заинтересовали детей в обучении:
- Учитель заметил, что дети не проявляют интереса к теме на уроке литературы. Он принял во внимание возраст учеников и перевел разговор в форму дискуссии. Дети почувствовали себя в своей стихии и стали проявлять активность.
- На уроке истории учитель рассказывал о сражении. Для того, чтобы ученикам было проще усвоить информацию, он предложил сдвинуть парты и разыграть битву в классе. После урока ученики признались, что так они гораздо больше поняли материал, чем при обычном рассказе.
- Учитель обществознания объяснял тему психологии подростков. Во время рассказа он неожиданно бросил линейку в угол. Класс засмеялся. После чего преподаватель сказал, что сделал это для того, чтобы наглядно продемонстрировать подростковую реакцию.
- Психолог-преподаватель работал с классом трудных подростков, которые к тому же состояли на учете за совершенные преступления. Учитель принял во внимание то, с кем он имеет дело. Он предлагал им задачи, начиная с вопросов наподобие: «А чтобы вы сделали, если бы пришлось украсть что-то, имея при себе лишь деревянную доску?». Ученики проявили невероятную смекалку. Психолог уверял, что это вовсе не значит, что они немедленно пойдут совершать преступления. Это значит, что не нужно «браковать» их. Необходимо лишь направить их ум и энергию в нужное русло. Тогда эти подростки смогут добиться больших успехов, не прибегая к преступлениям.
Источники
В качестве источников для своего развития личность может использовать практически все в своем окружении.
При этом все источники можно разделить на две большие группы: внешние, то есть окружающую обстановку, и внутренние — обусловленные собственными характеристиками личности.
К внешним относится:
- Социум — семья, рабочий коллектив, друзья, случайные люди в жизни человека.
- Политическая обстановка — кризисы или период благоденствия в стране влияют на уровень стресса в жизни каждого человека.
- Экологическая обстановка: фактор, который люди пытаются изменить, осознавая взаимное влияние его на них, что сподвигает к изменению образа жизни.
- Рабочие и профессиональные отношения — складывают в личности мотивации и стремления, а также трудности по их реализации.
- Бытовые условия — формируют определенный источник проблем, которые человек вынужден решать параллельно с остальными, что влияет на его становление как самостоятельного индивида.
- Образование и возможность его получить.
- Культурный уровень и шанс его повысить в месте проживания личности.
- Путешествия.
Все внешние факторы создают среду вокруг человека, в пределах которой он может меняться, и которая меняет его самого.
Также существует ряд внутренних источников:
- наследственность;
- темперамент, характер человека;
- уровень интеллектуального развития;
- культурный уровень;
- направленность личности;
- семейное положение;
- профессиональная или образовательная деятельность;
- социальная роль.
Внутренние источники закладываются в семье и подвергаются изменению в течение всей жизни.
Они отличаются большей динамичностью и пластичностью, чем внешние источники, формируя в человеке его внутренний стержень и опору в психологическом отношении.
Внутренние факторы оказывают не только мотивирующее и развивающее влияние, но также и являются источниками сил и вдохновения для роста личности.
Минусы личностного подхода
В личностном подходе есть и недостатки:
- Переоценка интересов ученика. Иногда чрезмерное предоставление свободы оказывает негативное влияние на становление личности, так как дети еще не имеют полного представления о жизни. Ребенок может вырасти эгоистом, не уважающим старших. Предоставление выбора и небольшой свободы действий важно, но в меру.
- Сложность применения. В классах, где около 30-ти учеников, сложно найти подход к каждому. Поэтому применение личностного подхода в обычных школах затруднительно.
- Не всегда правильная подготовленность к будущему. Ребенок может так и не понять, что не всегда в жизни его интересы будут на первом месте у других людей. И, выходя из-под опеки, он может оказаться неподготовленным к условиям социума.
- Несоответствие некоторым стандартам. Это во многом ограничивает компетентность учителей. Заметить это можно по самой обычной школе. Там почти никогда предпочтения ребенка не ставятся на первый план.
Но большинства минусов можно избежать, если преподаватель хорошо знает свое дело. Применения личностного подхода в педагогике направлено на творение добра, созидание, милосердие, успех. Главное хорошо разбираться в этом деле, иначе можно только навредить ребенку.
В этом видео вы узнаете об индивидуальном подходе в обучении:
Возникновения возможных ошибок
Несмотря на то, что каждый для себя уже понял, с чего начать личностный рост и определился с тактикой собственных действий – это еще не дает абсолютной гарантии успеха и отсутствие неудач. Многие люди, которые сильно подвержены влиянию остальных, изначально выбирают совершенно не ту разновидность деятельности, которая соответствует внутреннему мирозданию, совершая при этом огромною ошибку и заранее обрекая себя на провал. Как уже неоднократно говорилось – если у вас не лежит к этому душа, не пытайтесь заставить самого себя, применяя аргументы наподобие: «так лучше будет», «это неглупое занятие» и прочее в этом же духе.
Не стоит забывать и про отдых. Рвение к успеху и быстрому достижению результатов – похвально конечно, но быстрая растрата собственной энергии не только не способствует повышения личностного потенциала, а совсем наоборот – замедляет его, создавая иллюзию полного отсутствия прогресса, что в недалеком будущем грозит вам нервным срывом. Неправильная постановка собственных целей также может помешать на во время личностного развития, что в дальнейшем гарантировано приведете вас в тупик. Самое главное в этой ситуации, не подаваться панике, а просто сменить курс собственной деятельности. Если уже быть до конца справедливым, то это не ошибка вовсе, а весьма логичный и возможный исход событий, которого не надо бояться.
Ключевой же ошибкой является стремление как можно больше охватить различных сфер деятельностей. В данной ситуации вы только обрекаете себя на большую усталость, а также относительную поверхность собственных знаний. Ограничиваясь двумя-тремя областями деятельностями и начните активно развиваться в выбранном направлении. Это даст вам гораздо больше и что важно, качественных результатов. В конце концов Цезарь за всю историю человечества был только один.
Теории
Психоаналитическая теория Фрейда: единство трех структур — Я, Оно и Сверх Я порождает в человеке гармонию и постоянный внутренний конфликт одновременно. Личность балансирует на равновесии и соподчинении этих элементов.
Теория научения или бихевиоризма гласит о ведущей роли образования и научения в личностном росте.
Когнитивная теория развития выделяет процессы познания мира как ведущие факторы и мотиваторы развития. Человек растет вместе с ростом его интеллекта и мышления.
Гуманистические теории развития выделяют стремление сохранить свой и общественный комфорт в равновесии и выделяет альтруизм и самосознание как ведущие механизмы роста личности.
Деятельностная теория Ухтомского и Выготского рассматривает активность и деятельность личности в различных сферах ведущими элементами роста.
Концепции
Поскольку личность постоянно меняется, а учение об этом развивается, нет возможности выделить какую-то единую концепцию. Существуют:
- Социогенетическая концепция: в развитии личности ведущую роль играет общество, а человек лишь пассивно принимает это влияние на себя.
- Биологизаторская: на личностный рост основное влияние оказывает наследственность и воспитание человека в семье.
- Психоаналитическая: личность постоянно ищет равновесие с окружающей обстановкой, подстраиваясь под нее.
- Концепция черт: изменения реализуются генетикой совместно с условиями среды.
- Биосоциальная концепция: биологические особенности личности находятся во взаимодействии с его социальными ролями и условиями.
Уровни
Выделяют несколько классификаций уровней развития. Российские психологи выделяют семь таких уровней:
https://gabysheva.ru/samorazvitie/psihologiya-lichnostnogo-rosta.html