Методы саморазвития ребенка

Полезный материал на тему: «Методы саморазвития ребенка» с полным описанием от профессионалов понятным для людей языком.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Учебное пособие, посвященное актуальным проблемам психологии самопознания и саморазвития, раскрывает понятия, структуру, механизмы, барьеры самопознания и саморазвития, их роль и значение в жизни человека. Особое внимание уделяется вопросам психолого-педагогической поддержки и сопровождения самопознания и саморазвития на разных возрастных этапах, а также в сфере профессиональной деятельности педагога. Пособие включает практикум, где приведены конкретные диагностические методики, упражнения и задания для студентов средних специальных учебных заведений в процессе освоения курса «Основы самопознания и саморазвития». Для студентов средних педагогических учебных заведений.

Саморазвитие для детей и родителей

На самом деле, мы заняты не тем, чем нужно заниматься, и тратим много времени, на ненужные дела. Саморазвитие для детей и родителей, помогает стать на путь истинный, достичь в жизни счастья, радости, успеха. Но как данным саморазвитием, можно начать заниматься детям и их родителям. На самом деле, все достаточно просто, и в этой статье, будут перечислены все самые эффективные методы, саморазвития.

Психологи и ученые, давно открыли пользу саморазвития, и доказали, что его эффект невероятно прекрасен. Поэтому смело начинайте заниматься, вместе с детьми саморазвитием, следуя проверенным ниже рекомендациям. В процессе саморазвития, вы достигните всего, чего захотите и будете счастливы.

В чем польза семейного саморазвития

Саморазвитие для детей и родителей в основном полезно тем, что укрепляет отношения, сохраняет любовь и понимание, а также делает семью счастливой и успешной. Стоит задуматься над тем, как бы поскорее заняться саморазвитием. Но для начала, нужно осознать, что саморазвитием нужно заниматься ежедневно, на протяжении всей жизни, поэтом осознайте, готовы ли вы, посвятить свою жизнь этому, и готовы ли вы, к трудностям и жизненным проблемам, ожидающих вас на вашем жизненном пути. Или же вы, имеете страх, и при первой проблеме, перестанете заниматься саморазвитием и проживете свою жизнь, так и не пройдя, свой жизненный путь, не обретя счастья и радости. Осознайте, чего вы хотите, и начинайте действовать, или пустите все на самотек, живя в привычном, бессмысленном, лишенном радости и счастья мире.

Любовь родителей к детям

Детское саморазвитие, заключается скорее в воспитании ребенка. Часто в 90% случаях, родители неправильно воспитывают своих детей. Поэтому саморазвитие, сознано именно для детей и родителей. Вам для начала, нужно полюбить свою семью и детей, в чем вам поможет статья: любовь в семье , а после чего, начать саморазвитие. Начать саморазвитие и воспитание ребенка, нужно с любовью и пониманием, и обратить внимание на ошибки, которые вы делаете в процессе воспитания. Сегодня, родители часто ругают, оскорбляют, унижают и даже бьют своих детей в процессе воспитания, это саморазвитием не назовешь. В первую очередь, избавьте себя от данной, дурной привычки. После этого, перестаньте уделять большое внимание ребенку, так как вы ему, этим только мешаете заниматься саморазвитием. Вы делаете за него все, что он сам должен был сделать, решаете детские проблемы, исправляете ошибки. Это делать не нужно, займитесь своими делами и пускай, ребенок занимается тем, что ему нужно, а если ему понадобиться ваша помощь, он обязательно вас позовет.

[1]

Избавьте свою семью от телевизора и других вредных источников

В мире, существует много источников не нужной и вредной информации, которая впитывается в мозг человека и меняет его мировоззрение. Возьмите листок бумаги и выпишите в него те источники, которые забивают вашу голову не нужной информацией. Распространенные источники, такой вредной информации, которая гробит вас и детей это: телевизор, интернет, школа, общество, работа. Данные источники, имеют в 90% случаях только вредную и ненужную информацию, поэтому от телевизора, в любом случае нужно полностью избавиться, от интернета частично, так как в нем, есть и положительная информация, которую нужно фильтровать и выбирать. Школы и все образовательные системы, учат детей жить в мире, которого уже давно не существует, сегодня нужны другие знания и другие методы, для выживания и счастливой жизни. Общество и работа, также может, приносит вред и пользу, нужно окружать себя теми людьми, которые несут только положительную информацию, и работу, которая приносит радость.

Начните читать книги вместе с семьей

Когда вы избавили свое сознание, от вредных источников не нужной информации, нужно приступать к наполнению своего мозга, нужной и полезной информацией. Саморазвитие для детей и родителей, всегда состоит с чтения книг, по той причине, что автора данных книг добились некоторого успеха в жизни, и делятся с вами, нужной и полезной информацией, которая наполнит ваш мозг тем, что вам нужно. Поэтому выбирайте те тематики книг, которые вас интересуют, и нравятся вам, а также смотрите и читайте биографии авторов, данных книг. В мире есть две стороны медали, хорошая и плохая информация, вы сами вправе решать, какой информацией заполнять свое сознание и память.

Избавьте себя и всю семью от алкоголя и всех вредных привычек

Также, помимо неправильной информации, наш мозг, может уничтожаться еще и алкоголем, сигаретами и другими вредными привычками. Делайте все, что в ваших силах и даже больше, чтобы уберечь себя, детей и семью от данного, нездорового образа жизни. Иначе никакого прогресса в саморазвитии, вам не видать. Даже маленькие дозы алкоголя, уничтожают сосуды мозга, и не дадут вам правильно думать и развиваться. Одна пачка сигарет, может нас и не убьет, но одна пачка каждый день, на протяжении 30 лет может. Сила воли и мотивация, вам помогут от всего этого избавиться.

Займитесь спортом, ведите здоровый образ жизни

Также, саморазвитие детей и родителей, должно состоять из спорта и здорового образа жизни. Уже доказано учеными, что спорт, улучшает не только физические данные, но и психологические. Спорт, помимо улучшения форм человека и силы, улучшает память, мышление, делает человека бодрее, лучше и умнее. Начните с простой зарядки по утрам, и это станет для вас привычкой. Сначала силой, занимайтесь простой зарядкой, в течение месяца, каждое утро и тогда, ваша привычка будет делать все за вас.

Творческие способности детей уничтожает школа и родители

Проведенные исследования, психологов и ученых, доказало, что каждый человек и каждый ребенок, имеет творческие наклонности, которые уничтожает школа и неправильное воспитание родителей. Поэтому задумайтесь, стоит ли отдавать ребенка в школу, где с него сделают не мыслящего человека, а неудачника или робота. И вы начните, со своей стороны, правильно воспитывать детей, давая ребенку заниматься любимыми делами. Также родителям, стоит заняться творческой работой, которая будет приносить радость. Подробнее о школе, читайте в статье: как школа вредит детям , где вы подробнее узнаете, о реальном доказательстве того, как творческая личность в школе, превращается в неудачника или послушного раба потребления. Все дело, в ваших руках, вы родители и вы можете помочь ребенку, стать счастливым и самим стать таковыми, занимаясь саморазвитием, не давая другим обстоятельствам, помешать вам.

Если вам нужна дополнительная помощь, консультация, обратитесь к нашим психологам или напишите нам свои вопросы, проблемы в комментариях ниже.

Методические рекомендации по использованию методов и техник, способствующих саморазвитию младшего школьника

По Канту, саморазвитие — это «культивирование собственных сил».

Для М. Мамардашвили в этом понятии значим «акт собирания своей жизни в целое, как организация своего сознания в целое». Б. М. Мастеров подчёркивает, что «саморазвитие есть творчество, обращенное на свою личность».

Г.Цукерман определяет саморазвитие более чётко как «сознательное изменение и (или) столь же сознательное стремление сохранить в неизменности свою Я — самость. Цели, направления, средства этих изменений определяет сама личность».

В основе технологии саморазвития личности А.А. Ухтомского — Г.К.Селевко лежат идеи развивающего обучения

1.Использование «кейс –технологии», как метода работы над проблемной ситуацией. А именно, описание какой – либо конкретной проблемной ситуации, т. е. заранее оформленный преподавателем материал, подготовленный, как правило, на основе фактически существовавших случаев, без упоминания реальных имён и названий, или с их заменой.

Происходит схема анализа ситуации. Перечень вопросов и / или заданий, необходимых для выявления пути (путей) разрешения существующей проблемы. Рабочий этап над проблемной ситуацией представляет собой коллективный поиск путей её решения. Школьники поочерёдно высказывают свои мнения, спорят, выбирают верные решения. Важно обращать внимание аудитории на необходимость комплексного подхода к проблеме: т. е. определить ошибки, предложить несколько вариантов исправления ошибок или их предотвращения. В результате обсуждения группа выбирает оптимальное решение проблемы. Такой метод эффективен для самовыражения, стремления думать и анализировать.

2. «Мозговой штурм» обсуждение происходит в доброжелательной атмосфере; принимаются к обсуждению все идеи (реальные и нереальные);не допускается критика идей; уточняется, улучшается любая из выдвинутых идей; выявляется рациональная основа в каждой из выдвинутых идей. Один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения.

3. Метод защиты проекта. Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблемПоэтому на сегодняшний день метод проектов является решением основной задачи педагога — создание ситуаций, в которых формируются способности обучающихся. Метод проекта — нацелен на всестороннее развитие личности, формирование мобильного человека, способного искать и находить различные пути решения поставленных перед ним жизненных задач. В ходе работы над проектом формируются следующие метаумения: теоретическое мышление, навыки переработки, критическое мышление, творческое мышление, регулятивные умения (планирование, определение целей, формулирование гипотез и т.д., качества мышления (гибкость, способность к широкому переносу и т.п.).

4. Вовлечение обучающихся в различные виды деятельности (развивающее обучение) Это показано, потому что ведущей деятельностью в период обучения в начальной школе является учение, активность детей в этом направлении очень высока, доверие к педагогу безгранично. Педагог конструирует педагогические воздействия на обучающихся, располагая их в зоне ближайшего развития ребенка. Зона ближайшего развития у каждого ребенка своя и это дает основания для дифференциации, индивидуального подхода. Конечная цель развивающего обучения — это обеспечение каждому обучающемуся условий для полноценного развития, формирование познавательной самостоятельности, обучение целеполаганию и контролю.

5. Здоровье сберегающие технологии . Одним из методов здоровьесберегающей педагогики можно считать ведение специального дневника здоровья, в который ежедневно ученик будет приучаться записывать (сначала с помощью родителей, а затем — самостоятельно) результаты самонаблюдений за своим здоровьем. При заполнении дневника соблюдается время наблюдений. Их следует проводить в одно и то же время, утром сразу после сна, затем вечером — перед сном. При характеристике данных самонаблюдения учитывают показатели, типичные для хорошего состояния организма, и их изменения при нарушениях режима жизни. Например: настроение – внутреннее душевное состояние. Обычно самочувствие и настроение совпадают, но возможно и несоответствие между ними – удовлетворительное самочувствие при плохом настроении и т. п. Плохое настроение может быть и у здорового человека при неудачах, неприятных ощущениях, а хорошее возможно и у больного, например при хороших известиях, вызывающих положительные эмоции. В дневник записывают или можно придумать символ: настроение хорошее, удовлетворительное, плохое.

написание рассказов, пение, музыка, выразительное движение тела.

6. Метод арттерапии: рисуночная терапия, незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, коммуникативной некомпетентности, а также при низком уровне развития мотивации к деятельности.

Рисование – творческий акт, позволяющий детям ощутить радость свершений, способность действовать по наитию, быть собой, выражая свободно свои чувства и переживания, мечты и надежды. Рисование, как игра, — это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания и учесть это при работе со страхами. Рисование предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Техника:

Рисование самого себя. ( предлагается нарисовать себя в трёх зеркалах: в зелёном — такими какими они представляются себе; в голубом – какими они хотят быть; в красном – какими их видят друзья.)

«Волшебный лес»

Цель: способствовать развитию смелости, преодолению страхов, развитие умения передавать свое эмоциональное состояние через художественный образ.

7. Сказкотерапия, техника — спонтанное сказкотворчество.

«Придумай весёлый конец» читается ребенку начало детской страшной сказки. Необходимо придумать смешное продолжение и окончание.

8. Игровой метод. Игра — эффективнейшее средство социализации ребёнка, его приобщения к нормам и ценностям общества. Существуют различные типы игр:

  • Диагностические, в которых ученики познают себя, свои качества. Это «Путаница», «Зеркало», «Встаньте в круг», «Взгляд»
  • Активизирующие, такие, как «Ромашка», «Замри», «Букет» и т.д.
  • Игры-театрализации «Банка вредных глупостей», фестиваль «Я — личностей»
  • Ролевые игры: от проигрывания ситуаций-проб до моделирования общественных отношений «Строим автомобиль».

1) применения техник: стабилизация и гармонизация эмоционально-волевых и поведенческих компонентов личности младшего школьника;

2) формирование оптимистического, гуманистического, созидающего мироощущения;

3) формирование навыков саморегуляции эмоционального состояния и деятельности;

4) развитие рефлексии;

5) моделирование психических явлений личности посредством позитивных эмоций и эмпатии, формирование эмоциональной отзывчивости; 6) освоение новых психологических ролей;

7) принятие себя и окружающих как целостных личностей, посредством самопознания и осознания значимости в мире, как себя, так и окружающих.

9. Методический прием «комментируемое управление». Представляет собой ответ (информацию) с места о том, что делает ученик, помогает оптимально включить в работу весь класс, вести непрерывную обратную связь со всем классом (письмо элементов букв, цифр, проговаривание слов, решение примеров, задач и т.д.). Один из методических приемов – опорные схемы. Опорные схемы, или просто опоры, — выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.

Очень важное условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться.

Первоклассники — вчерашние малыши детского сада. Они мыслят конкретно, образами. Для них опорные схемы — это естественный переход от ярких картинок-игрушек, иллюстрирующих решение математических заданий, к условному наглядно-образному представлению, следу элементов задачи, к абстрагированию от конкретных предметов.

10. Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили. Знания и умения формируются у детей с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых:

гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;

индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;

мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество — вопрос, атмосфера романтики;

резервы семейной педагогики: родительские субботы, культ родителей;

учебная деятельность: квазичтение и квазиписьмо, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.

Оценивание деятельности детей. Особую роль в технологии Ш.А.Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметки очень ограничено, ибо отметки — это «костыли хромой педагогики»; вместо количественной оценки — качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

Урок — ведущая форма жизни детей (а не только процесса обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей. Урок — солнце, урок -радость, урок — дружба, урок — творчество, урок — труд, урок — игра, урок — встреча, урок — жизнь.

11. Инструменты проблемно-ориентированного обучения на базе ОТСМ-ТРИЗ. Игры и упражнения, задача которых создать основу для освоения инструментов проблемно-ориентированного обучения. «Аукцион» . Игра в этом режиме подходит для случаев, когда нужно получить как можно большее число ответов на один вопрос. Учитель (ведущий) собирает ответы в режиме аукциона.«Пинг-понг». Играют две группы учащихся в режиме «Вопрос – ответ». Первая группа задает вопрос, вторая отвечает, затем вторая задает вопрос, отвечает первая.

Пример, пояснение

Эта игра построена на сюжете известной сказки. Дети разбирают картинки или объекты, роли которых им предстоит сыграть.

У: Вырос в поле теремок, теремок, он ни низок, ни высок, ни высок. Кто, кто в теремочке живет. (поселяет в теремок одного из детей).

Д (1): Я (называет свой объект, например, коврик).

Другой ученик стучится в теремок:

Д (2): А я (называет свой объект, например, гитара). Пусти меня в теремок жить.

Д (1): Пущу, если ты скажешь, чем ты на меня похож.

Д (2): Меня, как и тебя, можно купить в магазине (хранить в углу) и т. п.

Саморазвитие дошкольников посредством ролевых игр

Дата публикации 10 августа 2016 . Опубликовано в Статьи по воспитанию

В настоящее время все больше внимания уделяется процессу воспитания и саморазвития детей. Интерес ученых и педагогов к этой проблеме связан с тем, что современное поколение детей больше увлекаются новыми техническими гаджетами, нежели развивающим игрушками.

[2]

Многие родители и воспитатели обеспокоены тем, что сюжетно-ролевые игры дошкольников несколько примитивны по сравнению с прошлыми поколениями. Дети не умеют и не хотят думать, саморазвитие – на низком уровне.

Все больше интереса у дошкольников вызывают компьютерные игры, где нажатием всего одной кнопочки можно выполнить любое действие (побывать в магазине, сшить одежду, построить дом и т. д.).

Многие дети, увлекшись компьютером или просмотром мультфильма, не желают оставлять свое занятие по просьбе родителей. Они становятся агрессивными, непослушными, интерес к обучению и самопознанию теряется.

Однообразие игровых моментов даже пугает. Воспитатели все чаще стали замечать, что в своих играх дети воспроизводят сюжеты знакомых мультсериалов, повторяют фразы своих мультгероев.

Таким образом заинтересованность взрослых к проблеме саморазвития дошкольников на сегодняшний день вполне обоснована. Если не уделять этому внимание, то в будущем человечество столкнется с более глобальными проблемами.

Вопрос состоит в следующем: какие условия необходимо создать, чтобы сюжетно-ролевые игры могли влиять на саморазвитие ребенка-дошкольника. Чтобы решить эту задачу, стоит разобраться с терминами «развитие» и «саморазвитие».

Многие привыкли понимать развитие ребенка, как процесс его роста и взросления. В психологии это понятие рассматривается более шире, как поэтапное, закономерное изменение психических процессов, получение новых знаний, умение их использовать, стремление ко всему новому, неизведанному.

Саморазвитие – это особо важная характеристика каждой индивидуальности. Саморазвивающиеся люди – целеустремленные, способные идти к новым целям, получать новые знания, имеющие большой воспитательный потенциал.

Дети-дошкольники, способные проявить себя в творческой деятельности и увлеченные своим творчеством, могут фантазировать, сочинять, саморазвиваться, открывать свое «Я».

Саморазвивающаяся личность может решать самые разные задачи, возникающие перед ней, найти индивидуальный жизненный стиль, свободно ориентируясь в бушующем мире.

Игровая индивидуальная деятельность – это способ проявления своих способностей, выразить свои эмоции, настроение, совершенствоваться и «расти».

Ролевые игры – это процесс более насыщенный, отражающий внутренний мир каждого ребенка, его активность, самостоятельность и т. д. Сюжетные моменты игры помогают малышам освоить какие либо ситуации, события, выплеснуть свое восприятие происходящего. Это переживание ребенком разных событий, праздников, жизненных ситуаций, ссор родителей.

В процессе сюжетно-ролевых игр дети получают опыт, который необходим им на протяжении всей жизни. Имея детские игрушки в игровой форме малыш может «пережить» неудачу, потерю, любое переживание (например, перед школой, поездкой к бабушке и т. п.).

Сопровождение саморазвития детей как целевая функция дополнительного образования Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

CC BY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рожков Михаил Иосифович, Иванова Ирина Викторовна

В статье раскрывается сущность педагогического сопровождения саморазвития личности. Предлагается характеристика процесса саморазвития ребенка, описываются критерии саморазвития . Особое внимание уделяется проблеме формирования потребности в саморазвитии и описанию условий успешности педагогического сопровождения саморазвития детей в дополнительном образовании.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рожков Михаил Иосифович, Иванова Ирина Викторовна

Support of Children»s Self-Development as a Target Function of Further Education

The article reveals the essence of pedagogical support for self-development of the individual. A characteristic of the child’s self-development process is proposed, and the criteria for self-development are described. Particular attention is paid to the problem of the formation of the need in self-development and the description of conditions for the success of pedagogical support for the children’s self-development in further education.

Текст научной работы на тему «Сопровождение саморазвития детей как целевая функция дополнительного образования»

М. И. Рожков, И. В. Иванова

Сопровождение саморазвития детей как целевая функция дополнительного образования

В статье раскрывается сущность педагогического сопровождения саморазвития личности. Предлагается характеристика процесса саморазвития ребенка, описываются критерии саморазвития. Особое внимание уделяется проблеме формирования потребности в саморазвитии и описанию условий успешности педагогического сопровождения саморазвития детей в дополнительном образовании.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, саморазвитие, потребность в саморазвитии, условия педагогического сопровождения.

M. I. Rozhkov, I. V. Ivanova

Support of Children’s Self-Development as a Target Function of Further Education

The article reveals the essence of pedagogical support for self-development of the individual. A characteristic of the child’s self-development process is proposed, and the criteria for self-development are described. Particular attention is paid to the problem of the formation of the need in self-development and the description of conditions for the success of pedagogical support for the children’s self-development in further education.

Keywords: pedagogical support, self-development, need in self-development, conditions of pedagogical support.

Характерной чертой современного этапа развития системы образования является ориентация на воспитание свободной, здоровой и счастливой личности, что отражено в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Свобода — высшая духовная ценность, которая позволяет человеку реализовывать свою субъектную позицию, осуществлять поступки, исходя из понимания их значимости для себя без внешнего принуждения. Сущность человека как высокоразвитого цивилизованного существа определяется тем, что он ищет и реализует смысл своего существования, поэтому он относится к окружающему и происходящему с позиции определения значимости этого для его жизни. Благодаря свободе человек не просто приспосабливается к окружающей действительности, но и преобразовывает ее в соответствии со своим представлением о лучшей жизни. Именно через развитие субъектной позиции у ребенка в процессе социального контакта со взрослыми

происходит осознание себя как свободного человека.

Образовательный смысл категории «свобода», прежде всего, в том, что данная категория может рассматриваться как механизм автономизации личности — присвоение ею права на а) уникальность (возможность существовать в собственном сознании и сознании других как нечто неповторимое, имеющее самоценность); б) самореализацию (выстраивание собственной жизненной траектории на основе самоопределения) [9]. Важнейшим фактором формирования качеств свободного человека является создание условий для его саморазвития. Под саморазвитием понимаем реализацию ребенком собственного проекта совершенствования необходимых ему качеств.

Важно заметить, что процесс саморазвития в современной образовательной политике приобретает приоритетное значение: он присутствует в качестве главного целевого ориентира почти в каждой образовательной программе, отражен в

© Рожков М. И., Иванова И. В., 2017

статьях Закона РФ «Об образовании», представлен в материалах «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 20162020 годы», упоминается в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009) и других основополагающих документах об образовании в РФ. В материалах «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» указывается, что сегодня первоочередное внимание должно уделяться воспитанию в детях умения совершать правильный выбор, формированию позитивных жизненных ориентиров и планов, что является показателем саморазвития личности. Данный целевой ориентир предполагает реализацию субъектной позиции ребенка и построение отношений сотрудничества между педагогом и детьми.

Современная образовательная организация должна быть готова к проектированию среды, которая способна создать предпосылки и условия для саморазвития детей. Эта среда должна предоставить каждому выбор путей и способов достижения личностно значимых целей. Как отмечает Е. В. Вторушина, важным фактором в саморазвитии обучающихся сегодня становятся специально организованные педагогические условия [2, с. 51-52].

Дополнительное образование позволяет реа-лизовывать субъектную позицию ребенка, а отношения педагога и ребенка в основном носят характер сотрудничества. В связи с этим возможности педагогического сопровождения саморазвития детей видятся нам особенно рельефно в условиях дополнительного образования, поскольку последнее построено на принципах, обеспечивающих развитие субъектности детей и предполагает

— добровольный, свободный выбор направления и вида деятельности, содержания своего образования, объема и темпа его освоения;

— учет индивидуальных потребностей ребенка, подчиненность природе ребенка;

— принятие и защиту индивидуальных интересов детей;

— отсутствие жесткой регламентации об-разовательногопроцесса, универсальных, единых для всех стандартов содержания образования, что создает благоприятные условия для творчества, инновации, инициативы, успешности, самопроявления;

— сотрудничество детей и взрослых в контексте детско-взрослой со-бытийной общности;

— доминанту в образовательном процессе установки на индивидуальный опыт продуктивной деятельности и учения с учетом свободного выбора, интересов всех участников объединения, но с четким определением ответственности каждого вовлеченного в совместную деятельность, живую коммуникацию и межличностные взаимоотношения [7].

Важно так организовать работу с детьми в организациях дополнительного образования, чтобы они проектировали развитие своих личностных качеств, искали способы реализации своего проекта и чтобы эта деятельность проходила в условиях организации такой образовательной среды, в которой целенаправленно проводится работа по формированию позитивных ценностных ориента-ций личности.

В связи с этим разработка проектов саморазвития детей, получающих дополнительное образование, видится возможной в контексте специально организованного педагогического сопровождения, методологически опирающегося на законы, принципы и механизмы разрабатываемого нами рефлексивно-ценностного подхода. В данном случае речь идет о формировании у ребенка ценностных смыслов, на основе которых строится видение проекта своей жизни.

Обоснование педагогического сопровождения саморазвития детей через построение ими проектов собственной жизни как проектов саморазвития в контексте рефлексивно-ценностного подхода восходит к сущности саморазвития как процесса, строящегося на основе сформированных ценностей (личностных, связанных с самовосприятием; социальных, связанных с восприятием себя как члена общества; глобальных, связанных с восприятием человеком себя как представителем планеты). Важной задачей педагогического сопровождения в данном случае выступает формирование у ребенка ценностных смыслов и на основе этого -построение им проекта своей жизни как проекта саморазвития.

В дополнительном образовании ребенок имеет возможность самореализации в разных видах деятельности, что сопряжено с задачей формирования творческой личности, способной преобразовывать себя и окружающий мир, развиваться и самосовершенствоваться.

В своей научной статье «Дополнительное образование детей — пространство освоения ценностей культуры» Е. Б. Евладова отмечает, что дополнительное образование обладает значительными возможностями в решении задачи форми-

рования у детей ценностей культуры и обеспечения возможности включиться в их осознание, освоение, принятие. Это обусловлено спецификой сферы дополнительного образования, не ограниченной образовательными стандартами. Именно дополнительное образование, как утверждает ученый, может помочь ребенку осмыслить получаемую им информацию, осознать важнейшие социальные ценности как нечто личностно значимое. При этом, как указывает Е. Б. Евладова, культура может служить той сферой, где общие ценности наполняются конкретным смыслом, важным для каждого отдельного человека, его индивидуальной жизни. Иными словами, речь должна идти о реализации следующей идеи: формирование целостного культурного пространства на основе освоения ценностей национальной и мировой культуры, создания собственных творческих продуктов в процессе взаимосвязи общего и дополнительного образования [6, с. 46].

Воспитательный потенциал дополнительного образования заключается в том, что педагоги сопровождают развитие личности ребенка на основе гуманистического взаимодействия с ним. Осуществляя это взаимодействие, педагоги реализуют комплекс воспитательных задач. В контексте разработки рефлексивно-ценностного подхода особую актуальность приобретает достижение в дополнительном образовании группы воспитательных задач, направленных на реализацию экзистенциальной стратегии воспитания. При этом педагогическое сопровождение саморазвития ребенка направлено на формирование человека, умеющего прожить жизнь на основе сделанного им экзистенциального выбора, осознающего ее смысл и реализующего себя в соответствии с этим выбором.

Полагаем, что возможность осуществления ребенком выбора в дополнительном образовании можно рассматривать как основу для построения своего проекта саморазвития,

— направленного на формирование готовности к свершению осознанных выборов и несению за них личностной ответственности;

— основывающегося на осознании ценностных смыслов, построенных на ценностях культуры;

— предполагающего развитие мотивации к саморазвитию и формирование восприятия саморазвития как ценности;

— обеспечивающего формирование ответственности за принятое решение.

В русле нашего подхода можно предложить несколько последовательных шагов (этапов) создания проекта саморазвития, составленных с опорой на теорию преодоления, предложенную Р. Х. Шакуровым [13], основной категорией которой является барьер, преодолеваемый человеком и определяющим его развитие:

— Выход из «зоны комфорта». В данном случае можно говорить о проблемной ситуации, решение которой определяет необходимость построения проекта саморазвития. Задача данного этапа: мотивация к саморазвитию, осознание необходимости и ценности самоизменения.

— Самопознание, ответ на вопрос «Готов ли я к переменам?» («Я-реальное»). Предвидение того, что предстоит работа по достижению поставленных целей, которые должны привести к ожидаемому результату («Я-идеальное»).

— Анализ собственных мотивов самоизменения («Я-реальное»). Определение движущих механизмов саморазвития, их соответствие смыс-ложизненным ориентациям («Я-реальное»).

— Принятие личностной ответственности за свободный выбор («Я-реальное»).

— Составление собственно плана саморазвития в опоре на три ключевые точки: «Я-реальное (точка А)», «Я-идеальное (точка Б)», «Переход точки А в точку Б». Если изобразить этот шаг схематически, он будет выглядеть примерно так: Точка А ^ Саморазвитие/План действий ^ Точка Б.

— Продвижение по выбранному пути. Рефлексия. Ценностно-смысловое регулирование поведения.

В качестве примера опишем пошаговый алгоритм проекта саморазвития, составленный подростком, занимающимся в творческой объединении технической направленности Детско-юношеского центра космического образования «Галактика» города Калуги:

1. Проблемная ситуация «Хочу поступить в технический вуз, поскольку есть интерес к профессиям технического профиля, но думаю, что не сдам достойно ЕГЭ по русскому языку». Выход из «зоны комфорта» (тревожность, боязнь, наряду с потребностью учиться в техническом вузе). Сопоставив «Я-реальное» и «Я-идеальное», подросток приходит к выводу, что ему необходимо повысить уровень знаний по русскому языку. Осознается необходимость и ценность самоизменения по параметрам интеллектуальной сферы (потребность в интеллектуальном саморазвитии) и волевой сферы (потребность в преодолении).

2. Самопознание, ответ на вопрос «Готов ли я к переменам?» («Я-реальное»). На этом этапе подросток приходит к выводу, что ему предстоит серьезная работа по достижению поставленных целей, что должно привести к ожидаемому результату («Я-идеальное»).

3. Анализ собственных мотивов самоизменения («Я-реальное»). На данном этапе подросток, определяя движущие механизмы саморазвития, соотносит их со смысложизненными ориентациями («Я-реальное»). Отвечая на вопрос: «Что тобою движет? Зачем тебе нужно поступить в технический вуз?», приходит к выводу, что будущая профессия мыслится только в связи с техническими специальностями, поскольку техника и все, что с ней связано, представляет интерес с раннего детства. Таким образом, в качестве одной из смысложизненных ориентаций подростка выступает профессия технического профиля. Мотив самоизменения определен -мотив достижения, связанный с самостоятельным осознанным профессиональным выбором, носит процессуальный характер.

4. Принятие личностной ответственности за свободный выбор («Я-реальное»). На этом этапе, отвечая на вопрос: «Технический вуз — это осознанное решение? Готов ли ты нести личностую ответственность за свой выбор профессии? Не нанесет ли вред тебе или окружающим твой выбор либо его последствия?», подросток, поразмыслив, сказал, что если ему удастся исполнить свою профессиональную мечту, то он будет стараться результатами своего труда принести пользу отечеству. А также добавил, что в выборе профессии, ее важности для себя, своего будущего не сомневается.

5. Составление собственно плана саморазвития с опорой на три ключевые точки: «Я-реальное (точка А)», «Я-идеальное (точка Б)», «Переход точки А в точку Б». На данный момент в качестве точки А определен «недостаточный уровень знаний по русскому языку для сдачи ЕГЭ и, соответственно, поступления в технический вуз». В качестве точки Б подросток обозначил «достаточный уровень знаний по русскому языку для сдачи ЕГЭ, необходимый для поступления в

технический вуз». Переход из точки А в точку Б будет возможен в случае реализации следующего плана действий по саморазвитию: повышение уровня знаний по русскому языку, в качестве возможных вариантов подростком определены самообучение, консультации с учителями по русскому языку, помощь одноклассников, занятия с репетитором по русскому языку. В качестве начальных действий выбрано обращение к учителям по русскому языку для получение консультаций.

6. Продвижение по выбранному пути. Рефлексия. Ценностно-смысловое регулирование поведения. На данном этапе, в течение длительного времени, подросток реализовывал свой план действий, проводил анализ его результативности, менял план действий в зависимости от достигаемых результатов. Наиболее

продуктивным, по мнению подростка, оказались занятия с репетитором.

Стремление к саморазвитию, основанное на мотивации самосовершенствования, обеспечивается желанием стать лучше, изменить себя (свои личностные качества, отношения к себе, другим, жизни, событиям и т. д.). Осознание такого стремления происходит через возникновение психологических барьеров. В данном случае подросток, увидев и осознав препятствие, находящееся в волевой и интеллектуальной сфере, приложил усилия для достижения своей цели, что обеспечилось переходом «Я-идеальный» в «Я-реальный» по параметрам указанных сфер личности.

Важнейшей задачей дополнительного образования является формирование потребности в саморазвитии.

В качестве основания для классификации потребностей в саморазвитии мы опирались на идею развития сущностных сфер человека, которую выдвинул О. С. Гребенюк [4].

В соответствии с этой теорией можно определить семь групп потребностей: потребности в интеллектуальном развитии, в развитии своей эмоциональной сферы, в регулировании своих интересов и желаний, в преодолении, в самореализации, в понимании перспектив своего существования. Каждая из семи групп потребностей в саморазвитии относится к соответствующей сфере личности (интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной, самокоррекции, волевой, предметно-практической и экзистенциальной).

М. И. Рожков, И. В. Иванова

Группы потребностей в саморазвитии в их соотнесении с сущностными сферами личности

Для формирования потребности в саморазвитии важно создавать проблемные ситуации, которые способствуют самоактуализации личности. Проблемная ситуация может возникнуть в поле любой из этих сфер и актуализировать соответствующие ей потребности в саморазвитии. Логично предположить, что методика проблемных ситуаций должна задействовать все семь сфер личности для создания условий для стимулирования соответствующих групп потребностей.

Если мы хотим воспитать свободного человека, не надо решать все проблемы за ребенка. Необходимо решать его проблемы вместе с ним. При этом важно понимать, что трудности и барьеры, которые встречаются на его пути, не препятствуют его развитию, а наоборот, их преодоление является важнейшим фактором этого процесса. Л. С. Выготский писал: «Жизнь ставит перед ребенком на каждом шагу барьеры, которые он должен преодолевать, и всякое препятствие, которое ребенок преодолел, поднимает его развитие на высшую ступень» [3, с. 27].

Проблемная ситуация порождает у ребенка ярко выраженную поисковую потребность, стремление найти (открыть или усвоить) объективно необходимые и достаточные для решения проблемы знания и способы деятельности. Проблемная ситуация, в отличие от задачи, включает три главных компонента: необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действия; неизвестное, которое должно быть раскрыто в

возникшей проблемной ситуации; возможности детей в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного.

Для создания проблемной ситуации в контексте реализации проекта саморазвития должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого ребенок должен провести анализ «Я-реального» и открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При этом следует соблюдать следующие условия: а) задание основывается на тех знаниях, умениях и навыках, которыми владеет ребенок; б) неизвестное, которое нужно открыть, составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия или некоторые общие условия выполнения действия; в) выполнение проблемного задания должно вызвать потребность в усваиваемом знании.

Возникшую проблемную ситуацию должен формулировать учащийся или педагог. Проблемная ситуация означает, что в ходе деятельности подросток столкнулся, часто совсем неожиданно, с чем-то непонятным, неизвестным, тревожным. Возникшая проблемная ситуация переходит в осознаваемую задачу. Вторая появляется из первой, тесно связана с ней, но отличается от нее. Проблемная ситуация — это довольно смутное, еще не очень ясное и малоосознаваемое впечатление, как бы сигнализирующее, что что-то не так. Процесс мышления начинается с ее анализа, в результате чего возникает, формулируется проблема.

Самое сложное в методе проблемных ситуаций — создать правильную проблемную ситуацию. Во-первых, проблема должна быть доступной с точки зрения возрастного развития. Во-вторых, проблема не должна разрешаться с помощью уже имеющихся знаний и навыков, то есть должна побуждать к выдвижению новых идей и поиску новых знаний. В-третьих, ситуация должна содержать в себе противоречие. В-четвертых, ситуация должна вызывать интерес своей необычностью, нестандартностью.

Этапы реализации методики проблемных ситуаций видятся в их соотнесении с этапами педагогического сопровождения саморазвития [1].

Первым является этап проблематизации. На этом этапе педагоги актуализируют вместе с ребенком те трудности, которые он испытывает при удовлетворении своих потребностей и мотивов деятельности и общения. Пытается вместе с ним найти причины этих трудностей в самом ребенке, связывает с отсутствием у него необходимых качеств для их преодоления.

Сущностная сфера Группа потребностей в саморазвитии

Интеллектуальная Потребности в интеллектуальном развитии

Эмоциональная Потребности в развитии адекватного эмоционального поведения

Мотивационная Потребности в регулировании своих интересов и желаний

Самокоррекции Потребности в изменении своего поведения

Волевая Потребности в преодолении

Предметно-практическая Потребности в самореализации

Экзистенциальная Потребности в понимании перспектив своего существования

На втором, поисково-вариативном, этапе необходимо оказать ребенку помощь в составлении проекта своего саморазвития, найти варианты, при которых он может реализовать поставленные задачи в своем проекте.

На третьем, практически-действенном, этапе совместно с ребенком совершаются реальные или виртуальные (в случае имитации ситуации) действия, которые позволяют применять различные средства формирования необходимых ему качеств. Именно на этом этапе целесообразно использовать технологию социальных проб, разработанную в нашей научной школе.

Методика проблемных ситуаций предполагает в качестве метода применение социальных проб как совокупности последовательных действий, связанных с выполнением специально организованной деятельности или общения на основе выбора способа поведения и является средством соотнесения самопознания и анализа своих возможностей в спектре реализуемых социальных функций [10].

Социальная проба предполагает самооценку детьми своих возможностей на основе последовательного выбора способа социального поведения в процессе освоения различных социальных ролей.

Социальные пробы отличает такая характерная черта, как целенаправленность их создания. Они не являются случайным обстоятельством жизни, а представляют собой продуманные ситуации. Даже если социальная проба имеет компонент стихийности, то он тоже является предусмотренным и обдуманным педагогическим элементом. Следовательно, необходимым в структуре создания системы социальных проб является педагог как ее создатель и источник педагогического влияния на саморазвитие детей. В процессе педагогического сопровождения создается ситуация социальной пробы, которая для воспитанника может казаться случайным стечением обстоятельств.

На четвертом, аналитическом, этапе взрослые и дети анализируют происходящее, прогнозируют возможность дальнейшего саморазвития.

Особое значение имеет педагогическое сопровождение ребенка в процессе событий, эмоционально переживаемых им и влияющих на его саморазвитие. Педагогическое

сопровождение событий должно содержать комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, обеспечивающих включенность ребенка в это событие, и стимулировать его саморазвитие на основе рефлексии происходящего.

Важнейшим средством формирования

потребности в саморазвитии может быть разработанная нами стимулирующая

диагностика. Она предполагает использование анкет, которые были призваны стимулировать проектирование саморазвития детей. В них предлагается отразить качества, которые они хотели бы развить у себя в период пребывания в лагере. При этом дети могли указать факторы, которые могут повлиять на реализацию созданного ими проекта саморазвития.

Необходимо выделить ряд условий, при которых педагогическое сопровождение саморазвития детей в условиях дополнительного образования будет успешным.

Первое условие — эмпатийное взаимодействие. Это условие предполагает доверие ребенка педагогу, сочетаемое с восприятием его как референтной личности. Такое взаимодействие должно базироваться на нравственной основе и не ограничивать самостоятельность ребенка, расширяя субъективный образ мира. При этом важно взаимовлияние эмоциональных реакций и состояний сопровождаемого и аффективных проявлений сопровождающего, его эмоциональной гибкости как способности «оживлять» подлинные эмоции в многократно повторяющемся педагогическом процессе, вызывать положительные эмоции, контролировать отрицательные, то есть проявлять гибкость поведения, нестандартность, творчество.

Второе условие — это конвенциальность педагогического сопровождения саморазвития, оно предполагает, что участие педагога в этом процессе определяется соглашением между ним и ребенком, основой которого является потребность в педагогической помощи и поддержке. При этом следует отчетливо понимать, что такая потребность может осознаваться молодыми людьми с помощью педагога как субъекта сопровождения. Это совсем не значит, что помощь должна быть навязана. Напротив, эффективность педагогического влияния в процессе сопровождения повышается, если оно воспринимается ребенком как необходимое ему.

Третье условие — оптимистическая стратегия педагогического сопровождения. Необходимо верить в успех саморазвития как педагогу, так и ребенку. Это также предполагает, что субъекты педагогического сопровождения являются носителями позитивного жизненного опыта. Необходима реальная вера в потенциал личностного роста воспитанника. Педагог должен видеть в выборе, сделанном детьми, прежде всего позитивную составляющую. Педагог должен убедить детей, что затруднения и проблемы, возникшие у

них в процессе реализации проекта саморазвития, будут обязательно разрешены при соответствующих усилиях.

Четвертое условие предполагает формирование мотивационной перспективы — перевод мо-тивационных возможностей детей из потенциальной формы в форму актуального существования. Необходимо, чтобы в процессе сопровождения саморазвития субъекты сопровождения стимулировали осознание и рефлексивно-ценностное осмысление ими прошлого опыта, использование его результатов для удовлетворения актуальных потребностей и сознательного отражения будущего. При этом важна актуализация внутренней поисковой активности, связанной с мысленным перебором возможных способов и средств их удовлетворения, с учетом условий социокультурной среды, конкретной ситуации и собственных возможностей, склонностей, интересов, притязаний.

Пятым условием является социальное закаливание детей, то есть включение их в такие ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, овладения определенными способами этого преодоления, адекватными индивидуальным особенностям человека, формирования социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

Важно, чтобы проект саморазвития не приобрел характер адаптации. Данной проблеме посвящен ряд работ психологов, в которых предложены различные классификации жизненных стратегий. Анализ психологических концепций позволяет выделить факторы, которые препятствуют переходу проекта саморазвития как проекта собственной жизни в адаптацию:

— наличие жизненной стратегии «быть», характеризующейся преимущественно стремлением к раскрытию и реализации собственного потенциала, обретению гармонии в отношениях с самим собой и окружающими (по Э. Фромму);

— социальная реализация, самореализация, когда личность ориентирована на творческое преобразованию мира и саморазвитие (по Т. Е. Резник и Ю. М. Резник);

— реализация жизненной стратегии развития, носители которой ориентированы на самореализацию, опору на собственные ресурсы (по Л. С. Егоровой);

— реализация жизненной стратегии жизне-творчества, носитель которой постоянно и устойчиво направлен на творческую самореализацию, наращивание собственного творческого потенциала (по С. Ю. Степанову).

Исходя из этого, шестым условием, при соблюдении которого педагогическое сопровождение саморазвития детей будет успешным, определяем направленность педагогического сопровождения саморазвития детей в русле соблюдения данных концепций, то есть на осознание ценности саморазвития, творческой деятельности и активной жизненной позиции.

В качестве заключения отметим, что современная ситуация развития образования предопределяет рассмотрение воспитания с точки зрения экзистенциальной педагогики, в контексте которой особое внимание уделяется практике педагогического сопровождения саморазвития обучающихся, представляющего собой особый вид педагогического взаимодействия, направленный на стимулирование осознания воспитанниками смысла собственной жизни и ее ценностных составляющих. По нашему убеждению, оно должно включать их в ситуации, способные вызвать душевные переживания и расцениваться как события. С опорой на сложившиеся ценностные ориентации воспитанник должен самостоятельно выбрать тот или иной способ решения экзистенциальной дилеммы и «кристаллизовать» в себе необходимые для его реализации личностные качества.

Педагогическое сопровождение саморазвития подростков, реализующееся в рамках рефлексивно-ценностного подхода, ставит в качестве первоочередной задачу формирования у ребенка ценностных смыслов и, на основе этого, — построения проекта своей жизни. Педагогическое сопровождение должно оказать помощь в принятии смысложизненных ориентаций, не противоречащих общечеловеческим нормам и ценностям бытия.

Педагогическое сопровождение саморазвития подростков, реализующееся в рамках рефлексивно-ценностного подхода, может быть рассмотрено как особая педагогическая система, имеющая целевой, содержательный, операционно-деятельностный и аналитико-результативный компоненты, что требует его дальнейшей методологической проработки и теоретического обоснования его системных составляющих.

1. Воспитание и стратегия жизни ребенка [Текст] : коллективная монография / под ред. М. И. Рожкова. -М. : Научная библиотека, 2016. — 158 с.

2. Вторушина, Е. В. Педагогическая поддержка как педагогическое условие саморазвития обучающихся [Текст] / Е. В. Вторушина // Мир науки, культуры, образования. — 2011. — № 2(27). — С. 51-52.

3. Выготский, Л. С. Педология школьного возраста [Текст] / Л. С. Выготский // Выготский Л. С. — М. : Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996.

4. Гребенюк, О. С., Гребенюк, Т. Б. Основы педагогики индивидуальности [Текст] : учебное пособие / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. — Калининград, 2000. — 572 с.

5. Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей — пространство освоения ценностей культуры [Текст] / Е. Б. Евладова // Образование личности. -2012. — № 4. — С. 44-50.

6. Евладова, Е. Б., Мирошкина, М. И. Актуальные проблемы детства в контексте Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Текст] / Е. Б. Евладова, М. И. Мирошкина // Образовательная панорама. — 2015. — № 2(4). — С. 4551.

7. Иванова, И. В. Неформальное образование — инвестиции в человеческий капитал [Текст] / И. В. Иванова // Вестник Томского государственного университета. — 2015. — № 390. — C. 179-184.

8. Маслоу, А. Самоактуализация [Текст] / А. Маслоу // Психология личности. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. — М. : Изд-во МГУ 1982. — С. 108-118.

9. Михайлова, Н. Н., Юсфин, С. М. Свободоспо-собность как результат развития субъектности ребенка в процессе педагогической поддержки [Текст] / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социо-кинетика. — 2014. — Т. 20. — № 2. — С.143-147.

10. Рожков, М. И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся [Текст] / М. И. Рожков // Ярославский педагогический вестник. — 1994. — № 1. -С. 3-14.

11. Сапожникова, Т. Н. Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников [Текст] : дис. . д-ра пед. наук: 13.00.01 / Т. Н. Сапожникова. — Ярославль, 2010. — 430 с.

12. Франкл, В. Человек в поисках смысла [Текст] / В. Франкл [пер. с англ. и нем. ; общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева ; вст. ст. Д. А. Леонтьева]. — М. : Прогресс, 1990. — 368 с.

13. Шакуров, Р. Х. Эмоция. Личность. Деятельность (механизмы психодинамики) [Текст] / Р. Х. Шакуров. — Казань, 2001. — 136 с.

1. Vospitanie i strategija zhizni rebenka [Tekst] : kollektivnaja monografija / pod red. M. I. Rozhkova. -M. : Nauchnaja biblioteka, 2016. — 158 s.

2. Vtorushina, E. V Pedagogicheskaja podderzhka kak pedagogicheskoe uslovie samorazvitija obuchajush-hihsja [Tekst] / E. V Vtorushina // Mir nauki, kul’tury, obrazovanija. — 2011. — № 2(27). — S. 51-52.

3. Vygotskij, L. S. Pedologija shkol’nogo vozrasta [Tekst] / L. S. Vygotskij // Vygotskij L. S. — M. : Iz-datel’skij dom Shalvy Amonashvili, 1996.

4. Grebenjuk, O. S., Grebenjuk, T. B. Osnovy peda-gogiki individual’nosti [Tekst] : uchebnoe posobie / O. S. Grebenjuk, T. B. Grebenjuk. — Kaliningrad, 2000. -572 s.

5. Evladova, E. B. Dopolnitel’noe obrazovanie detej -prostranstvo osvoenija cennostej kul’tury [Tekst] / E. B. Evladova // Obrazovanie lichnosti. — 2012. — № 4. -S. 44-50.

6. Evladova, E. B., Miroshkina, M. I. Aktual’nye problemy detstva v kontekste Strategii razvitija vospitani-ja v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda [Tekst] / E. B. Evladova, M. I. Miroshkina // Obrazovatel’naja panorama. — 2015. — № 2(4). — S. 45-51.

7. Ivanova, I. V. Neformal’noe obrazovanie — investi-cii v chelovecheskij kapital [Tekst] / I. V. Ivanova // Vest-nik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2015. -№ 390. — C. 179-184.

8. Maslou, A. Samoaktualizacija [Tekst] / A. Maslou // Psihologija lichnosti. Teksty / pod red. Ju. B. Gippenrejter, A. A. Puzyreja. — M. : Izd-vo MGU, 1982. — S. 108-118.

9. Mihajlova, N. N., Jusfin, S. M. Svobodosposobnost’ kak rezul’tat razvitija sub#ektnosti rebenka v processe pedagogicheskoj podderzhki [Tekst] / N. N. Mihajlova, S. M. Jusfin // Vestnik Kostromskogo gos. un-ta im. N. A. Nekrasova. Serija: Pedagogika. Psihologija. So-cial’naja rabota. Juvenologija. Sociokinetika. — 2014. — T. 20. — № 2. — S.143-147.

10. Rozhkov, M. I. Social’nye proby kak faktor so-cializacii uchashhihsja [Tekst] / M. I. Rozhkov // Jaro-slavskij pedagogicheskij vestnik. — 1994. — № 1. — S. 314.

11. Sapozhnikova, T. N. Pedagogicheskoe so-provozhdenie zhiznennogo samoopredelenija starsheklassnikov [Tekst] : dis. . d-ra ped. nauk: 13.00.01 / T. N. Sapozhnikova. — Jaroslavl’, 2010. — 430 s.

12. Frankl, V. Chelovek v poiskah smysla [Tekst] / V. Frankl [per. s angl. i nem. ; obshh. red. L. Ja. Gozmana i D. A. Leont’eva ; vst. st. D. A. Leont’eva]. — M. : Progress, 1990. — 368 s.

13. Shakurov, R. H. Jemocija. Lichnost’. Dejatel’nost’ (mehanizmy psihodinamiki) [Tekst] / R. H. Shakurov. -Kazan’, 2001. — 136 s.

https://kovrov-teopsy.ru/metody-samorazvitiya-rebenka/
https://cyberleninka.ru/article/n/soprovozhdenie-samorazvitiya-detey-kak-tselevaya-funktsiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya