Психология

Педагогические условия самообразования и саморазвития будущих педагогов – тема научной статьи по наукам об образовании читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Педагогические условия самообразования и саморазвития будущих педагогов Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

CC BY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заикина Е.С.

Актуальность самообразования для педагога определена тем, что ежедневная подготовка к учебным занятиям и внеклассным мероприятиям требует овладения современной и перспективной информацией. Соответственно, педагог способен своим примером побуждать к самостоятельной работе каждого ученика. Поэтому самообразование является неотъемлемой, профессиональной функцией учителя, условием для его профессионального роста, а следует, и условием успешности и востребованности его учеников. Один из показателей профессиональной компетентности педагога способность к самообразованию , проявляющемся в неудовлетворенности, понимании несовершенства существующего положения образовательного процесса и желании расти, самосовершенствоваться. В настоящей работе дано определение понятий самообразование и саморазвитие, а также описаны условия данного процесса.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Заикина Е.С.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SELF-EDUCATION AND SELF-DEVELOPMENT OF FUTURE TEACHERS

The relevance of self-education for the teacher is determined by the fact that daily preparation for training sessions and extracurricular activities requires the mastery of modern and perspective information. Accordingly, the teacher should be able to encourage each student to work independently. Therefore, self-education is an integral, professional function of the teacher, a condition for his professional growth, and as a result, condition of success and relevance of his students. One of the indicators of professional competence of the teacher is an ability to self-education , manifested in dissatisfaction, understanding of the imperfection of the existing situation of the educational process and the desire to grow and improve. The authors define the concepts of self-education and self-development, and describe the conditions of this process.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия самообразования и саморазвития будущих педагогов»

та различных военных вузов, при этом, не превращая очный процесс обучения в заочный, так как систематические субъектно-объектные отношения обеспечивают максимальное использование адаптивных технологий и средств электронного тестирования для реализации целей военного профессионального образования.

В настоящее время разработано и внедрено большое количество разнообразных электронных тестов, которые различаются универсальными принципами педагогической диагностики, достоверностью и точностью результатов.

Профессионально адаптивные компьютерные тесты являются прекрасным индикатором языковой компетентности, поскольку:

— современное программное обеспечение позволяет индивидуализировать темп выполнения тестовых заданий;

— методика составления данного теста делает невозможным предъявление трудных заданий слабому курсанту;

— персонификация задания не дает возможность списать или воспользоваться подсказкой;

— минимальное число заданий сокращает общее время тестирования.

В процессе решения проблемы разработки профессионально адаптивного компьютерного тестирования реальные составляющие адаптивной технологии преобразуются в этапы проекта предварительного анализа, последующего прогноза, формулирования концепции, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это позволяет пересмотреть предшествующую структуру традиционного компьютерного тестирования в пользу профессионально адаптивного тестирования для результативности процесса обучения иностранному языку [3, с. 14 — 17].

Применение методов и средств электронного адаптивного тестирования позволяет:

— создать современное и инновационное информационно-образовательное пространство военного вуза;

— комбинировать технологии педагогической диагностики для поддержки междисциплинарных связей с дисциплиной «Иностранный язык»;

— сочетать цели обучения иностранному языку с индивидуальными целями саморазвития для последующего профессионального становления военного специалиста;

— незамедлительно реагировать в режиме реального времени на результаты выполнения компьютерного тестирования и пересмотреть сочетание основных составляющих процесса обучения иностранному языку.

Нельзя отрицать использование традиционных форм педагогической диагностики, базирующихся на взаимодействии преподавателя и курсанта, которое наделяет преподавателя информацией об уровне владения иностранным языком курсантов, но использование адаптивного тестирования, как научно и методически обоснованного метода педагогического контроля, позволяет осуществить незамедлительную обратную связь на результат выполнения курсантом задания и контроль его подготовленности [3]. Также профессионально адаптивное тестирование позволяет разгрузить преподавателя и обеспечивает максимально точную оценку результатов.

При составлении профессионально адаптивного теста необходимо учитывать, что, при проведении входного тестирования для установления остаточных знаний, минимальной тестируемой единицей будет подраздел изучаемой дисциплины для проверки теоретических и практических знаний. Адаптивное тестирование может подразделяться на текущее, оценивающее знания самими курсантами, и контрольное, на занятии для выставления объективной оценки преподавателем. Важно отметить, что текущее тестирование проводится только по подразделам, а контрольное тестирование может охватывать больший спектр тем, в зависимости от проверяемых знаний, навыков и умений. Адаптивность проявляется в уровне проверки знаний, т. е глубине опроса, и в степени охвата материала.

Адаптивность тестового материала проявляется:

— в типе тестового материала;

— в объеме тестового материала;

— в количестве тестового материала.

Тестирование считается одноуровневым, если опрос строится на одной или двух фазах. Двухуровневое тестирование или трехуровневое тестирование основывается, а распределение баллов за правильный/неправильный ответ, что в дальнейшем позволяет улучшить или ухудшить результат при помощи наводящих или уточняющих вопросов.

Таким образом, профессионально адаптивное тестирование можно рассматривать как инновационный метод педагогической диагностики, позволяющий надежно и правильно оценить уровень обученности иностранному языку при использовании минимальных ресурсов. А гибкость оценивания результатов ответа и учет временных параметров с использованием возможностей вычислительной системы позволяет реализовать принцип индивидуальности в обучении. Это становится возможным за счет построения алгоритма адаптивного одиночного тестирования.

1. Алехин И.А., Казаков И.С., Казакова У. А. Педагогический инструментарий формирования компетенций в высшей школе. Мир образования — образование в мире. 2018; 1 (69): 171 — 178.

2. Герасимова Т.Н. Нравственные основания педагогической культуры преподавателя высшей школы. Мир образования — образование в мире. 2016; 1 (61): 41 — 46.

3. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Адаптированное тестирование: вчера, сегодня, завтра. Высшее образование сегодня. 2010; 8.

4. Мельничук М.В. Методический и психолого-педагогические аспекты обучения студентов дистанционной формы. Теория и практика обучения иностранным языкам в неязыковом вузе: традиции, инновации, перспективы: сборник научных трудов. Москва, 2017: 166 — 171.

5. Никифоров О.Ю., Никоарэ Ю.И. Применение среды компьютерного тестирования на основе базы заданий в тестовой форме системе контроля качества высшего учебного заведения. Управление качеством непрерывного образования: сборник статей 2-ой межрегиональной научно-практической конференции. Отв. редактор Е.Ю. Бахтенко. Вологда: ВГПУ 2011.

1. Alehin I.A., Kazakov I.S., Kazakova U.A. Pedagogicheskij instrumentarij formirovaniya kompetencij v vysshej shkole. Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. 2018; 1 (69): 171 — 178.

2. Gerasimova T.N. Nravstvennye osnovaniya pedagogicheskoj kul’tury prepodavatelya vysshej shkoly. Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. 2016; 1 (61): 41 — 46.

3. Zvonnikov V.l., Chelyshkova M.B. Adaptirovannoe testirovanie: vchera, segodnya, zavtra. Vysshee obrazovanie segodnya. 2010; 8.

4. Mel’nichuk M.V. Metodicheskij i psihologo-pedagogicheskie aspekty obucheniya studentov distancionnoj formy. Teoriya ipraktika obucheniya inostrannymyazykam vneyazykovom vuze: tradicii, innovacii, perspektivy: sbornik nauchnyh trudov. Moskva, 2017: 166 — 171.

5. Nikiforov O.Yu., Nikoar’e Yu.l. Primenenie sredy komp’yuternogo testirovaniya na osnove bazy zadanij v testovoj forme sisteme kontrolya kachestva vysshego uchebnogo zavedeniya. Upravleniekachestvom nepreryvnogo obrazovaniya: sbornik statej 2-oj mezhregional’noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Otv. redaktor E.Yu. Bahtenko. Vologda: VGPU, 2011.

Статья поступила в редакцию 10.06.19

Zaikina E.S., postgraduate, Department of Education, Socialization and Personal Development, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia),

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SELF-EDUCATION AND SELF-DEVELOPMENT OF FUTURE TEACHERS. The relevance of self-education for the teacher is determined by the fact that daily preparation for training sessions and extracurricular activities requires the mastery of modern and perspective information. Accordingly, the teacher should be able to encourage each student to work independently. Therefore, self-education is an integral, professional function of the teacher, a condition for his professional growth, and as a result, condition of success and relevance of his students. One of the indicators of professional competence of the teacher is an ability to self-education, manifested in dissatisfaction, understanding of the imperfection of the existing situation of the educational process and the desire to grow and improve. The authors define the concepts of self-education and self-development, and describe the conditions of this process.

Key words: self-education, self-development of teacher, educational process.

Е.С. Заикина, аспирант 2 курса, каф. воспитания, социализации и развития личности, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный

педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: lena.zaikina.1978@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Актуальность самообразования для педагога определена тем, что ежедневная подготовка к учебным занятиям и внеклассным мероприятиям требует овладения современной и перспективной информацией. Соответственно, педагог способен своим примером побуждать к самостоятельной работе каждого ученика. Поэтому самообразование является неотъемлемой, профессиональной функцией учителя, условием для его профессионального роста, а следует, и условием успешности и востребованности его учеников. Один из показателей профессиональной компетентности педагога — способность к самообразованию, проявляющемся в неудовлетворенности, понимании несовершенства существующего положения образовательного процесса и желании расти, самосовершенствоваться. В настоящей работе дано определение понятий самообразование и саморазвитие, а также описаны условия данного процесса.

Ключевые слова: самообразование, саморазвитие педагога, образовательный процесс.

Известно, что большая часть новых знаний и технологий теряет свою актуальность в современном мире довольно быстро. Общество и наука развиваются с огромной скоростью, на смену имеющимся знаниям и технологиям приходят новые, более совершенные, информация быстро устаревает, сменяясь более достоверными и актуальными данными. Это в большой мере касается и формирования профессионализма будущего педагога. В связи с этим наиболее эффективным способом повышения педагогического мастерства педагогов видится процесс самообразования [1].

Крайне актуальной проблему самообразования педагогов сделали условия информационного общества, когда доступ к данным, умение работать с ними -ключевые требования. Информационное общество является обществом знания, когда особое место отводится процессу трансформации в нём. Соответственно, современным педагогам требуется постоянное совершенствование знаний.

Сегодня для педагогов открывается широкий перечень услуг, благодаря которым можно повысить квалификацию: очная форма обучения, очно-заочная форма обучения, заочная форма обучения, курсы по повышению квалификации, множество семинаров, лекций, тренингов, конференций и т. д.

Непрерывное самообразование позволит педагогу поддерживать свою профессиональную квалификацию на должном уровне.

Согласно выражению Н. Рубакина, всякое настоящее образование долж-н6о добываться через самообразование, а все, чего добиваешься самостоятельно, по собственной воле и желанию, является более ценным [2].

Философ Гельвеций касательно этой темы писал: «Я буду учиться дальше, мое воспитание еще не завершилось. Оно завершится, когда я не буду далее заниматься им: после моей смерти. Вся моя жизнь — это, проще говоря, только долгое воспитание» [3].

Лицо мировой педагогики и социальной педагогики А. Дистервег говорил: «Развитие и образование человека не могут быть даны или сообщены. Любому, кто имеет желание к ним приобщиться, придется прийти к этому собственной работой, собственными силами, напряжением. Извне ему удастся получить лишь возбуждение. Соответственно, самодеятельность является средством и одновременно результатом образовательного процесса. » [2].

Согласно словам К.Ю. Белой, самообразование является необходимым условием профессиональной работы педагога. Социум всегда предъявлял, и будет предъявлять к педагогам довольно высокие требования, так как только тот, кто знает больше остальных, способен чему-то научить. Учитель должен не просто знать методику воспитания и обучения младших школьников, но и обладать знаниями в смежных научных областях, разных сферах социальной жизни, разбираться в политических вопросах, экономической области и т. д. Способность заниматься самообразованием определяют психологические и интеллектуальные показатели каждого педагога. Самосовершенствование должно стать обязательной потребностью любого педагога [4].

Интерпретируя вышеприведённые высказывания, можно увидеть пару основных направлений проведения постоянного образования.

Во-первых, работу высших учебных заведений стоит строить так, чтобы каждый человек имел возможность самостоятельно управлять его подготовкой вне зависимости от ее степени и в разные моменты его профессионального развития и социокультурного роста. Во-вторых, сам специалист должен иметь уровень культуры, который предполагает высокую мотивацию для самообразования и профессионального совершенствования. При всей значимости первого, ясно, что без некоторой выраженности второго оно мало будет значить.

Непрерывность образования в целом С. Расчетина представляет в виде поэтапного процесса [5].

На первом, довузовском, этапе профессионального выбора происходит достижение уровня социальной зрелости, достаточного для решения проблем морально-профессионального самоопределения и выбора образовательного маршрута в области «человек-человек».

Результатом второго, вузовского этапа, является достижение уровня профессиональной зрелости, достаточного для реализации потенциала собственной личности в области педагогики.

Третий этап предполагает достижение специалистом уровня профессиональной зрелости, достаточной для реализации собственного педагогического потенциала.

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть знанием методик воспитания, психологией

и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией [6]. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков педагог не может эффективно учить и воспитывать. Основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием: профессиональное (предмет преподавания), психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей), психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.), методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения), правовое, эстетическое (гуманитарное), историческое [7].

Рост качества обучения и воспитания в учебном заведении прямым образом зависит от степени подготовки педагогов. Безусловно, данный уровень должен неизменно расти, эффективность разных курсов повышения квалификации, семинаров и тренингов будет мала без занятия самообразованием. Самообразование является потребностью творческих и ответственных людей всех профессий, тем более, тех, что имеют повышенную моральную и социальную ответственностью, к числу которых относится работа педагога.

Педагог владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности личности в разных сферах социально-педагогической работы и избранной специализации.

Саморазвитие и самообразование педагога представляется непрерывным, сознательным, целенаправленным процессом личностного и профессионального совершенствования, основанным на взаимной работе внутренне важных и активно-творчески воспринятых внешних факторов, ориентированной на рост степени его профессионализма, эволюцию профессионально важных черт и аккумулирование педагогических умений, практики, профессиональных знаний.

Главный механизм саморазвития как целеориентированного влияния личности на саму себя — разрешение спорных моментов в общности сложившихся свойств, качеств личности и объективных требований профессиональной работы, разрешение неизменно затрудняющихся творческих задач.

Самообразование позволяет расширить и углубить знания, помогает осмыслить передовой опыт на более высоком теоретическом уровне. Это является первой ступенью к совершенствованию профессионального умения. Соответственно, самообразование любого педагога должно быть для него потребностью.

Иногда можно наблюдать процесс остановившегося саморазвития, когда у педагога проявляется положительное отношение к его профессиональной деятельности и присутствует осознание её личностной значимости.

Саморазвитие педагога может быть характеризовано различными уровнями [8]:

• уровень представлен достаточным саморазвитием, характеризующимся высокой оценкой педагогом личностной важности своей педагогической деятельности и проявлением потребностей творческого саморазвития.

• уровень представлен активным саморазвитием, когда педагогическая деятельность видится педагогу личностной и глубоко осознанной ценностью.

Высоким уровнем психологизации непосредственно процесса образования продиктована необходимость интенсивно психологически сопровождать деятельность каждого участника образовательного процесса, в том числе и сопровождать профессиональное саморазвитие педагога.

Следующее условие подготовки к профессиональному саморазвитию будущего преподавателя, тесно связанное с образовательным процессом, а в ряде источников даже представленное одной из составляющих образовательного пространства учебного заведения, — это адаптация студента. Выделение этого условия обусловливает то, что именно адаптационный период студентов первого курса может оказывать непосредственное воздействие на их последующее обучение, а, значит, и на качественно-количественный аспект обучения педагогов, в том числе и профессионально саморазвиваться.

В психологии различаются два основные вида адаптации: конформная и неконформная.

Так как главная составляющая жизнедеятельности индивида представлена профессиональной деятельностью, то уместно сказать о профессиональной адаптации, которая, согласно мнению В.А. Сластенина, состоит из четырёх этапов [1]:

1) подготовить к труду в общеобразовательной школе;

2) выбрать профессию;

4) начать трудовую деятельность.

Гфоводя анализпроцесса адаптации студента, который представляется «активным освоением профессиональной деятельности и социальной роли специалиста», Э.Ф. Зеер выделил ряд его компонентов, который представлен [3]:

— психьлткитеокрйи нраусзвпнройгоповностьртсуществлятп профьсстк ональную деятельность, обусловленную профессиональной направленностью лииннспи;

развитию и саморазвитию; педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта; педагог обладает развитой способ-нортпйк рсфлекпин; оро1″тамиап^с^р^еьнональього развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности; педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству; осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития; изучает иностранные языки, политику, информационно-ком-пьютерйыететнолтгии; зибооитпяоб оиране заотзвопеметь интересы и хобби.

фимeмeпья. ззиитходящие в й системеовпазования, делают

необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности (рисунок 1) [10].

Рашнтне профессиональной компетентности педагога

Работа в методических объединениях, творческих группах

Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологии

Активное участие в педагогических конкурсах, научи о-практических

Трансляция собственного педагогического опыта

Рис. 1. Развитие профессиональной компетентности педагога

Обучающемуся студенту важно осознавать то, что «стать успешной личностью в условиях рынка способен тот, кто обладает хорошей профессиональной подготовкой, имеет навыкисамостоятельнойработы, деятельностииобщения; умеет приспосабливаться к новым условиям работы, кто конкурентоспособен и мобилен [5]. Соответственно, в числе главнейших задач в вопросе подготовки педагогов должно быть появление у будущих педагогов самостоятельности.

В.Б. Биндадеиский под уaмФcтоятeдп^юйьoьимaет «ррбетт наупроИлеа-но-познавательными заданиями, решение системы творческих заданий, подготовки дооадов и т.дп [У].

Социально-педагогическая практика для будущих педагогов является очень важной составляющей в их профессиональной подготовке и в становлении нр .а ннем обупв^1^ят^и cпocoенывыcтпиaть в актпвг ной роли касательно своих клиентов, так как здесь могут реально проявляться мсппх иоложитмлнныу и oпpивстрлмньфиaосствс, а таю^ек сто^с^М^^^т^и неети п циально-педагогическую деятельность.

повооь о внютенпих осыо у я проте с-

сионально саморазвиваться, стоит отметить, что они непосредственно связаны с п)офепсионольно важю^^1^и лнч нош сгепьали ста .п

Эффективность процесса самообразования связана с выбором каждым будущим педагогом определенного содержания самостоятельной работы для сзмoпoвмpшонотвoпaнипero лотнветп, с тпoтиeокиммpимяниeмнывытпayинп;x данных и передовой практики, с перенесением полученных знаний и умений в ппактпкй

Ведущее внутреннее условие подготовки педагогов профессионально са-тормзриготгся- формпрование готовпocйиPпдощeroпeдагоraпнccфeмрeусмй аспекту профессиональной работы.

ФиюooCpозoзaрьe педагегпаоет прозукоииным, есло[8оп прoист-се самообразования реализуется потребность педагога к собственному

Ни один из представленных путей не будет эффективным, если для педагога не очевидно осознание необходимости повышать собственную профес-сиояальнуткомоереотяосрь.Ооаодаеыяякает важность мотивировать и создавать благоприятные условия для педагогического становления. Проблема управленческого содействия педагогам сегодня довольно актуальна. Ее обусловливает концепция гуманного образования, состоящая в том, чтобы не навя-зывaтьптоaернпком оОразтвйзир oппмдылЮнпь;e дврмрты осоздании их связей с окружающим и в самореализации» [11]. Содействие выражается в помощи и поддeпжкeгeмФroгом ппиxодиуькoвpедйлëмнпlуоeзyрьтртпм в инновационной деятельности, в становлении педагога с профессиональной точки зрения. Важно создать такие условия, когда педагог самостоятельно будет осознавать важность вуешпонер урив нйпoи)Итненныx пpифeоcвснюльмыы горв Атализом собственной педагогической практики активизируется профессиональное саморазвитие ^^мт^^^ ррзулзтотeзФroвoпмижeпвпoцейс разпитиянввыl Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В современном мире большой процент новых знаний и технологий стано-вяисвмеоее актуарьаымйдосраоооьо скoпи.3оэтомемoмны сделать вывод о том, что наиболее эффективным способом повысить педагогическое мастерство педагога является процесс самообразования. Весьма актуальным вопрос само-рбраоовасия п^ро^^^оьраз^т^ом^! иифйй^^ридано^о ества, в котором находить данные, уметь проводить работу над ними — приоритетные требования. Инфврмвоиoн^юeoMщeптиo — рто oбщecтзФи^ФHиш,кoгдвocoбую роль играет процесс трансформации в нем. Развитие профессиональной компетентности является пнамийгым п^с^п^^^с^мп0 усвоенут и дoрсpннзации профессионального опыта, который помогает развивать индивидуальные профессиональные качества, некопливтрь профмпепоиаланыо опвгг;корорый пподвслрает непрерывное развитие и самосовершенствование.

1. БалакшинО.Б. Гармония саморазвития в Природеиобществе. Подобиеианалогии. Москва: ЛКИ,2016.

2. Дошкольная педагогика. Ред. А.М. Леушина. Ленинград: Пед. институт им. Герцена, 2016.

3. Былинская Н.В. Имплицитные теории личности одаренного ученика у педагогов. Москва: LAP Lambert Academic Publishing, 2016.

4. Психология: учебникипрактикум.Москва,Юрайт, 2016.

5. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Москва, Школа-Пресс, 2016.

6. Общая психология.Тексты.Субъектпознания.Том3.Книга1.Москва,Когито-Центр,2013.

7. Квашко Л.П. Личностно-профессиональное саморазвитие: миф или реальность? Москва, Владивосток: Дальневосточный университет:, 2016.

8. Лельчицкий И.Д. Личностно-профессиональный идеал учителя в отечественной педагогике первой трети ХХ века. Москва: Российская академия образования (РА0),2016.

9. Трунцева Т.Н. Аттестация педагогов. Проектирование программы саморазвития. 1 — 11 классы. Москва: ВАКО, 2016.

10. Соколков Е.А. Психология познания. Методология и методика преподавания. Москва: Университетская книга, Логос, 2007.

https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-samoobrazovaniya-i-samorazvitiya-buduschih-pedagogov