Презентация «Творческое саморазвитие»

Засимова Дарья Сергеевна

В процессе творческого саморазвития личности выделяют ценностно-мотивационный, содержательно-деятельностный, эмоционально-волевой, оценочно-рефлексивный и коммуникативно-творческий компоненты. Эти компоненты представлены в презентации.

Скачать:

Вложение Размер
tvorcheskoe_samorazvitie.pptx 2.89 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Творческое саморазвитие и развитие личности

Творческое саморазвитие – длительный и многоплановый процесс, охватывающий становление личности на различных этапах ее жизнедеятельности .

В процессе творческого саморазвития личности выделяют ценностно-мотивационный, содержательно- деятельностный , эмоционально-волевой, оценочно-рефлексивный и коммуникативно-творческий компоненты. Эти компоненты обеспечивают целостность процесса творческого саморазвития личности.

Ценностно-мотивационный компонент процесса творческого саморазвития личности определяется системой доминирующих ценностей и мотивов, выражающих осознанное отношение личности к творческой деятельности по самовыстраиванию себя.

Содержательно- деятельностный компонент характеризует практический, операционный аспект творческого саморазвития личности. Составляющими деятельностной части компонента являются цели, задачи, содержание, методы, средства и формы деятельности по творческому саморазвитию, а также достигаемые результаты.

Эмоционально-волевой компонент творческого саморазвития личности включает в себя: осознанность и целенаправленность действий, умение владеть собой, своими действиями и своим эмоциональным состоянием; способность личности мобилизовать себя, активно использовать свои возможности для достижения поставленных целей.

Оценочно-рефлексивный компонент в структуре процесса творческого саморазвития личности необходим в силу того, что самооценка и рефлексия выступают как составляющие познания и анализа личностью собственного сознания и деятельности.

Коммуникативно-творческий компонент имеет особое значение в структуре процесса творческого саморазвития личности. Коммуникация – это не столько передача информации от одного лица другому, сколько поведенческая сторона взаимодействующих между собой людей.

Обозначенные компоненты , являясь частями целостного процесса, предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждого в остальных. Это означает, что содержание любого отдельного компонента «раскрывается» через другие, взаимодействует с ними, проявляется в них.

Факторы и условия, способствующие самосовершенствованию учащихся 1.Критический, беспристрастный анализ, самооценка сделанного, выполненного задания, решенной задачи, пройденного жизненного пути. 2.Работа над ошибками. 3.Соотношение «Я-идеального» и «Я-реального», их сравнение. 4.Выявление, самодиагностика своих сильных и слабых качеств. 5.Разработка программы самосовершенствования, изменения, улучшения себя на год, на месяц, на неделю вперед. 6.Хронометраж времени, его распределение в течение дня, с учетом этого более рациональное использование времени.

Факторы и условия, способствующие творческой самореализации учащихся 1.Периодическая организация учебно-творческой и другой, деятельности учащихся на пределе их сил и способностей. 2.Постепенное увеличение трудности, сложности, проблемности задач и заданий. 3.Четкое ограничение сроков (времени) на выполнение задач и заданий. 4.Специальное обучение учащихся мобилизации и релаксации. 5.Организация конкурсов, соревнований, олимпиад, выставок творческих достижений учащихся. 6.Показ значимости того вида творческой деятельности, где, личность стремится максимально реализовать себя, 7.Создание для учащихся ситуаций успеха. 8.Похвала , поощрение учащегося в случае его особых творческих достижений.

Факторы и условия, способствующие творческому самоопределению учащихся 1. Профилизация , дифференциация и индивидуализация обучения. 2. Предоставление учащимся задач и заданий по выбору. 4. Предоставление учащимся прав выбора кружков, секций и других форм организации деятельности, где они могли бы максимально проявить себя. 5. Организация творческой и других видов деятельности учащихся с учетом их интересов и склонностей. 6. Обучение учащихся приемам принятия решений при выборе приоритетных для себя видов деятельности. 7. Беседы с учащимися о их профессиональном выборе, профессиональном будущем. 8. Приобщение учащихся к видам деятельности, которые соответствуют их склонностям и профессиональным интересам.

Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Книга 1. – К.,1996. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Книга 2. – К.,1998. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – М.: Прайм-Еврознак , 2003 – 672 с . Куликов, Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. 2-е изд. перераб . и доп. / Изд-во: Питер. 2009. – 464с. Литература

Почему нужно развивать в себе творческие способности и как это делать?

Приветствую вас! Быть творческим человеком желают далеко не все, а зря! Такие навыки, как креативность, умение ко всему подойти творчески, помогают и в работе, и в жизни. А вы хотите смотреть на вещи нестандартно, находить оригинальные решения, замечать яркость красок окружающего мира? Что же, в этом случае без творческой «жилки» вам не обойтись.

Не огорчайтесь, если полагаете, что у вас она «атрофирована», ведь открыть в себе творческую личность по силам каждому. Как развивать в себе творческие способности? Это и есть тема данной статьи. Здесь мы не просто порассуждаем на эту тему. Здесь вы найдете подробные описания эффективных методик для развития креативности, у взрослых людей.

Роль творчества

Зачем же нужны творческие способности обычному человеку, не художнику и не музыканту? Вот основные их плюсы:

  • они помогают нестандартно подходить к решению рабочих вопросов, даже обычному менеджеру;
  • если они имеются, проще найти себе какое-нибудь хобби, которое будет приносить удовольствие, и, возможно, доход;
  • такие навыки помогают создавать настоящие шедевры, без преувеличения;
  • креативность очень помогает в личной жизни, в отношениях с любимым (любимой);
  • творческий человек – часто хороший родитель, со своим, особым подходом к воспитанию детей.

Известный психолог Э. Торренс, США, полагает, что для успешной карьеры каждому необходимо обладать креативностью.

Именно такой специалист продуктивно воспринимает разноплановую информацию и всегда предлагает нестандартные методы. Руководитель, который обладает творческим потенциалом, всегда находит оригинальные решения проблем.

Пять упражнений для развития творческих способностей

Чтобы «прокачать» свой творческий мускул, важно не только найти свою сферу деятельности. Необходимо также разбудить в себе творца, и заставить его творить! В этом вам помогут следующие 5 упражнений:

  1. Фантазию, воображение, нестандартный взгляд на вещи отлично развивает упражнение Торренса. Вам нужно будет каждый день рисовать дудлы (каракули), а затем превращать их в рисунки. Возьмите лист бумаги, и нарисуйте несколько каракулей, геометрических фигур, любых иных объектов. Затем превращайте нарисованное во что-то осмысленное, применяя воображение. К примеру, квадрат может стать домом, круг – глазом сказочного животного, треугольник – крылом дракона.
  2. Интересный метод – аналогии Гордона. Здесь вы просто ищете аналогии – объектам, событиям, изделиям, символам. Личная аналогия – вы встаете на место объекта, и смотрите на мир его глазами. Аналогия прямая – ищете замену объекту в окружающем мире, к примеру, в масштабах квартиры. Аналогия фантастическая – ищите аналогию без границ, фантазируйте от души.
  3. Медитируйте каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Не пугайтесь, ничего сложного здесь нет. Вы должны просто сидеть в тихом месте, в удобной позе, и медленно дышать. Можете лежать, если вам так удобнее. Старайтесь сосредоточиться на каждом вдохе и выдохе, считать их, и ни думать, ни о чем. Появляющиеся мысли сразу же отпускайте в пространство. Ежедневные медитации дадут вам ясное понимание себя и окружающей действительности, помогут настроиться на творческую волну. Они же станут взглядом изнутри на самого себя.
  4. Фрирайтинг – еще одно полезное упражнение. Найдите утром 5 свободных минут, возьмите листок бумаги и ручку. А теперь просто выплесните на листик бумаги все свои мысли, ощущения, идеи. Пишите не думая, обо всем, что приходит на ум, можно даже без знаков препинания. Желательно написать 2-3 тетрадные странички. Так вы освободите свой мозг от «мусора», поможете ему очиститься, снимите стресс. И, кто его знает, может, совсем скоро к вам начнут приходить интересные идеи и новые, нестандартные решения!
  5. Пятое упражнение называется «игра слов». Здесь вы стараетесь разрушить в своем мозгу жесткую систему символов, уйти от шаблонного мышления. Вы берете по половинке от двух любых слов, пишете то, что получилось, а потом фантазируете. Придумайте, что означает новое слово, и как бы выглядел этот предмет в жизни. Пример: из слов ванна и унитаз получается ваннитаз. Пофантазируйте, уберите шаблоны и потренируйте воображение.

Интересное видео: Как развивать в себе творческие способности и креативность?

Важные моменты

Развитие в себе творческой жилки – процесс не простой и не быстрый. Вера в себя, желание, трудолюбие являются обязательными составляющими успеха.

Но есть и другие важные моменты:

  • прислушайтесь к себе, возможно, ваша интуиция знает, как именно вы можете применить творческие навыки;
  • попробуйте найти время, расслабиться и подумать, чем именно вы хотели бы заниматься в жизни;
  • ответ можно найти в своем детстве – вспомните, что вы любили делать, что приносило максимум удовольствия, захватывало?
  • когда найдете свою тему, начинайте накапливать информацию и впечатления – читайте о любимом деле, общайтесь с единомышленниками, расширяйте кругозор;
  • определите, когда к вам приходит муза – утром или вечером, перед сном, или ясным днем;
  • творите, и будьте готовы к критике, не бойтесь ее – через это прошли все;
  • помешать творчеству способны стрессы, усталость нервное перенапряжение, поэтому попробуйте расслабиться, забыть о проблемах.

Не выдуманная история

Мой близкий друг Михаил работал обычным менеджером среднего звена. Работу свою он особо не любил, но она приносила доход, и была некой «повинностью». Настоящую радость в жизни Мише приносила резьба по дереву. Но он занимался хобби от случая к случаю, да и ярких идей для создания шедевров не было.

Все изменилось, когда мой друг начал целенаправленно развивать в себе творческую жилку! К нему пришло вдохновение, и он создал сразу несколько потрясающих изделий. Сейчас Михаил – резчик по дереву, востребованный и успешный!

Полезное видео о том как развить творческое мышление:

Полезные советы

Кстати, узнать больше о креативности, озарении, вдохновении вы также сможете, посмотрев фильм Кейт Дарт «Творческие способности. Взгляд изнутри». Это документальный, захватывающий фильм о феномене вдохновения, моментах озарения, участии мозга в творческих процессах.

И помните – даже самые яркие творческие способности, сами по себе, это еще не гарантия творческих достижений.

Для последних нужен «двигатель», который запустит в работу механизм мышления, а еще — желания и воля, мотивационная основа. И если этого у вас не будет, вы так и останетесь творческой личностью, просто лежащей на диване!

Как развивать в себе творческие способности с помощью ручки и бумаги?

Вот и все. Верьте в себя, работайте, творите, не покладая рук. Именно тогда муза, успех, творческое удовлетворение и радость к вам обязательно придут!

Обязательно подписывайтесь на обновления этого блога, ведь мы еще вернемся к этой захватывающей теме. И не забудьте порекомендовать эту статью своим друзьям, в социальных сетях. Возможно, среди них тоже есть творческие личности?

https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2015/11/08/prezentatsiya-tvorcheskoe-samorazvitie
https://familystr.com/samorazvitie/pochemu-nuzhno-razvivat-v-sebe-tvorcheskie-sposobnosti-i-kak-eto-delat/