Саморазвитие учителя начальных классов Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

CC BY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садартынова Э. Р.

Стремление к саморазвитию является важным качеством в профессиональной деятельности учителя начальной школы. Саморазвитие является природной потребностью человека, заложенной в сущности личности. Проведение целенаправленной систематической работы по актуализации и развитию этических качеств учителя начальных классов способствует саморазвитию учителя.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Садартынова Э. Р.

Текст научной работы на тему «Саморазвитие учителя начальных классов»

Соискатель, кафедра педагогики и психологии, Сибайский институт Башкирского

САМОРАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Стремление к саморазвитию является важным качеством в профессиональной деятельности учителя начальной школы. Саморазвитие является природной потребностью человека, заложенной в сущности личности. Проведение целенаправленной систематической работы по актуализации и развитию этических качеств учителя начальных классов способствует саморазвитию учителя.

Ключевые слова: Саморазвитие — важное профессиональное качество учителя; самосовершенствование, актуализация и развитие сущности личности.

Keywords: Self-development — important professional quality of the teacher; Self-improvement, actualization and development of essence of the person.

Деятельность учителя начальной школы имеет свои особенности. Целью его работы является: раскрытие и развитие способностей младшего школьника. Личность учителя в данном возрасте оказывает значительное влияние на формирование личности ребенка. Способствовать развитию умения совершенствоваться, может учитель, который сам постоянно совершенствуется и работает над собой.

В гуманистической педагогике большое внимание уделяется стремлению учителя к саморазвитию и самосовершенствованию личности. К.Д.Ушинский подчеркивает мысль о том, что помочь формирующейся личности в самоопределении может только тот учитель, труд которого является осознанным выбором, осуществляемым в процессе серьезной духовной работы по самопознанию, саморазвитию.

Эту идею подтверждает Л.Н.Толстой, который на первый план выводит не вопрос о методах воспитания, а вопрос о личности учителя и ее развитии.

П.Ф.Каптерев необходимым условием становления педагога, видел в его работе над своим собственным развитием. Согласно его мнению, учитель, сам не развивающийся, не может содействовать развитию других.

Н.Н.Никитина пишет, что сознание сущности и значения профессионально-личностного самоопределения, самовоспитания, самосовершенствования, саморазвития и других «само», овладение способами их осуществления является важнейшей задачей педагога [3,89].

Саморазвитие — процесс активного, последовательного позитивного качественного изменения личности, которое является результатом не внешних воздействий, а ее собственных усилий. Саморазвитие, согласно нашему исследованию, мы рассматриваем как деятельность личности, направленную на изменение личностных качеств, которые заложены в природе человека, или предшествующим этапом его развития. Структурными элементами саморазвития являются: самопознание, саморегуляция, самоорганизация, самореализация, самообразование, самовоспитание, самоопределение[1,301]. С процессом саморазвития взаимосвязан процесс самосовершенствования. Понятие «самосовершенствование» имеет гуманный смысл, так как, по сравнению с самовоспитанием предполагает воздействие на самого себя с опорой человека на лучшие качества в себе, расширение и углубление лучших качеств, постоянное стремление и движение к своей вершине, к самосовершенству. Именно стремление к самосовершенствованию, мы берем за основу успешного личностного и профессионального развития.

Современная наука акмеология (О.С.Анисимов, А.А.Бодалев, А.А.Дергач, Н.В.Кузьмина, и др.) рассматривает саморазвитие и самосовершенствование педагога в

качестве ведущих условий становления его, как полноценного субъекта своей жизни и профессиональной деятельности, способного достичь вершин мастерства, личностной и профессиональной зрелости, развить необходимые качества, и реализовать свой потенциал.

Важной составляющей процесса саморазвития является самообразование. Самообразование предполагает самостоятельное просвещения себя. Самообразование -один из основных путей самоопределения и самосовершенствования человека, который служит ориентиром в его движении к лучшему, высшему в себе. Образоваться — значит понять и принять других, себя, смысл жизни. В нашем исследовании мы выделяем четыре этапа в саморазвитии учителя: 1) подготовка, 2) самопознание, 3)переоценка, 4) реализация. Все этапы постоянно повторяются в виде цикла, но на новом уровне. Наши исследования определили, что более подходящим методом, способствующим активизации процесса саморазвития, являются курсы повышения квалификации учителей. Для поддержания учителя в саморазвитии необходимо проведение систематических тренингов.

Согласно нашему исследованию, саморазвитие педагога связано с качественными изменениями его личностного потенциала: расширением сознания и самосознания, открытием истинного Я, сущностного в себе, обретением профессионально и личностно ценных смыслов и целей своего бытия, индивидуального способа осуществления себя в профессии. Сущностью или истинным Я в личности мы рассматриваем внутреннее позитивное ядро. Истинное Я — внутреннее позитивное ядро человека, его подлинное бытие. Она представляет собой самое высшее, светлое, доброе начало человека и содержит безграничный потенциал для развития личности человека, в том числе и стремление к самосовершенствованию.

Согласно нашему исследованию из множества профессионально-важных качеств, одним из главных качеств выделено стремление к саморазвитию. Преобладающее большинство — 91,4% обследованных полагает, что у учителя начальных классов стремление к саморазвитию является необходимым качеством, которое влияет на его успех. При этом 4,8 % считают, что стремление к саморазвитию учителю не требуется, и можно с успехом работать в начальных классах и без него. Учитывая, что основная цель учителя начальных классов — научить ребенка учиться и заложить основу стремления к постоянному развитию, данное качество для учителя является одним из самых важных. По мнению опрошенных, большинство из них обладает необходимым качеством, но в разной степени и при этом стремятся реализовать его. При этом, есть категория учителей недооценивающих роль саморазвития в своей профессии. Это явление необходимо учитывать и в профессиональном образовании, и в повышении квалификации работающих учителей.

Мы провели исследование уровня самооценки учителей начальных классов. Данные представлены в таблице.

Самооценка учителей начальных классов.

Завышенный уровень притязаний (высокая самооценка) Адекватный уровень (адекватная самооценка) Заниженный уровень притязаний (низкая самооценка)

Согласно словарю, уровень притязания — установка личности на определенный статус, успех, результат деятельности, находящаяся в зависимости от уровня самооценки личности; степень сложности задач, выбираемых индивидом, уровень трудности целей, на достижение которых претендует индивид. Уровень притязаний влияет на способность учителя к саморазвитию. Согласно нашим наблюдениям, учителя мотивированные на успех, смелы и решительны, для них характерны мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленных целей. Саморазвитие проходит на высоком уровне, направлено на развитие потенциала личности учителя, следовательно и учеников.

Учителя, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью

в оценке достигнутого. В то время как учителя с низким уровнем притязаний, не проявляют стремление к саморазвитию.

Уровень притязаний личности характеризует стремление человека к достижению целей такой степени сложности, на которую он сам считает себя способным. Но согласно нашему исследованию, истинное Я человека совершенно и оно имеет безграничный потенциал развития. Следовательно, учитель имеет безграничный потенциал для развития и саморазвития. Исследования уровня притязаний позволяют лучше понять мотивацию поведения учителя и осуществлять направленное педагогическое воздействие, на саморазвитие личности.

В результате проведенной работы, изменились показатели ценностных ориентаций учителей. Самые высокие показатели получили ценностные ориентации на познание. Согласно нашему исследованию познание, самопознание является исходной точкой саморазвития. Получение необходимой информации предложенной на занятиях, в ходе лекций и тренингов, является началом саморазвития, и сознательного отношения к делу. Сознательное отношение к данному вопросу является двигателем непрерывного саморазвития.

Сравнение показателей стремления к саморазвитию учителей до начала, и после _прохождения курса занятий._

Показатели качества стремления к саморазвитию (% учителей) Средний балл, полученный за качество стремление к саморазвитию

до начала тренинга после проведения тренинга до начала тренинга после проведения тренинга

После занятий большинство показателей возросли, как в процентном соотношении, так и в баллах. Это значит, в ходе занятий увеличилось количество учителей, у которых данные качества проявляются в норме. Одновременно подтверждается то, что исследуемые качества проявляются на более высоком уровне.

Значительно изменились показатели стремления к самосовершенствованию +10%. Из полученных данных можно определить, что в первую очередь возросли показатели качеств, способствующих целенаправленной работе над собой, сознательной актуализации, развитию и саморазвитию. Наши исследования подтвердили, что занятия на тренингах способствуют постоянному сознательному самосовершенствованию.

Сущность личностного роста раскрыта в гуманистической психологии. А.Маслоу утверждает, что в природе человека заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования. Стремление к самовыражению и самоактуализации, определяемой, как реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершения своей миссии или призвания, судьбы и т.п., как более полное познание. Стало быть, приятие своей собственной изначальной природы, как непрерывное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности[2,49]. В какой степени человек актуализирует свой потенциал, является делом его личного выбора. При этом, потребность к личностному росту, самоактуализации или самосовершенствованию — высший уровень в иерархии человеческих потребностей. Именно в этом направлении должно осуществляться его самоопределение и саморазвитие. Учитель, стремящийся к саморазвитию, работает для того, чтобы реализовать себя, осуществить свое призвание, совершенствуя себя и тем самым своих учеников и окружающих.

1.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике..-Москва: ИРК «МарТ»; Ростов н/Д:Издательский центр «МарТ», 2005.- 448 с.

2. Маслоу А.Психология бытия: Пер. с англ. — М., 1997. — С.49

3. Никитна Н.Н.Введение в педагогическую деятельность.М.,-2004 с.89

https://cyberleninka.ru/article/n/samorazvitie-uchitelya-nachalnyh-klassov

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *