Психология

Социализация и самореализация личности | Методическая разработка на тему: | Образовательная социальная сеть

Социализация и самореализация личности
методическая разработка на тему

Токмакова Марина Вячеславовна

Материал для ШМО

Скачать:

Вложение Размер
sotsializatsiya_i_samorealizatsiya_lichnosti_shkolnika_v_usloviyakh_novoy_obrazovatelnoy_sredy.pptx 653.89 КБ
sotsializatsiya_i_samorealizatsiya_lichnosti.docx 29.82 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Социализация и самореализация личности школьника в условиях новой образовательной среды МКОУ ДОД АГО « Ачитский центр дополнительного образования детей» педагог дополнительного образования Токмакова М.В.

« Воспитание достигло своей цели, когда человек обладает силой и волей самого себя образовывать и знает способ и средства, как это осуществить » (Адольф Дистерверг немецкий педагог-демократ )

социализация – это процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического, интеллектуального и личностного развития. ИЛИ преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально — нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирования мировоззрения

Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром

СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ — идет пассивно, так как ребенок не пассивно вбирает воздействие окружающей среды, а включаясь в совместные акты поведения; — социальный опыт реализуется как целенаправленный процесс: воспитание, просвещение и обучение; — складывается спонтанно, он быстро приспосабливается к условиям жизни, к людям.

Самореализация предполагает реализацию человеком активности в значимых для него сферах жизнедеятельности или взаимоотношений. Самореализация может иметь разнообразные формы. Быть ценной, социально полезной, социально приемлемой , а также асоциальной или антисоциальной .

ЦЕЛЬ ШколЫ: не только в формировании системы знаний, умений и навыков, но в становлении готовности личности к самоопределению в нравственной, интеллектуальной, коммуникабельной, гражданско — правовой, трудовой сферах деятельности. По мнению Д. Равена «очевидно, что среда, в рамках которой человек живет и работает, влияет на него прямо, опосредованно и косвенно.

ИКОС (информационно — коммуникационно — образовательная среда) — это совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов учебно — информационного взаимодействия между обучаемым и преподавателем и средствами ИКТ, формированию познавательной активности обучаемого, при условии наполнения компонентов среды предметным содержанием

Центральным моментом в организации обучения в духе компетентностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельность в учебной деятельности самих обучаемых. Это разные формы проектного, сетевого и проблемно- ориентированного обучения.

Новые подходы к формированию современной модели образования нашли отражение в нормативно-правовых документах: законе «Об образовании», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., Приоритетном национальном проекте «Образование».

Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Что же такое Новая школа: — это школа где будет создана творческая среда для выявления особо одаренных ребят, где будет обеспечиваться успешная социализация каждой личности. — это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, с новым мышлением, мобильными, непрерывно работающими над повышением своего мастерства. Задача учителя — помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. — это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы.

ПЕРЕД ШКОЛОЙ СТОЯТ ЗАДАЧИ: 1.Создание благоприятных условий, гарантирующих реализацию образовательных программ в полном объеме; 2.Формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов, 3.Воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом; 4.Формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство; 5.Разностороннее развитие учащихся, их познавательных интересов, творческих способностей, умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности.

Современные требования к условиям предоставления образования Первое условие (педагогическое ) – создать творческую среду учреждения, которая рассматривается как пространство деятельности, создаваемое в учреждении. Второе условие (социальное ) – разработать комплекс образовательных программ в отдельных направлениях, обеспечивающих вариативность образовательного процесса. Третье условие (педагогическое ) – разработать методическое сопровождение социально-педагогической поддержки самореализации одаренных детей в дополнительном образовании. Четвертое условие (педагогическое ) – сформировать положительное отношение педагога к ученику.

Социально неадаптированная личность — не может творчески решать научные, производственные и общественные задачи; — самостоятельно критически мыслить; — вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, уважая при этом мнение других людей; — систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования.

Модель выпускника · семьянин, который чтит мать и отца, бабушек и дедушек, заботится о них и о других членах семьи; · ученик, умеющий учиться, хорошо и много читающий, понимающий, что учиться придется всю жизнь и поэтому необходимо овладевать приемами самообразования; · труженик – осознающий в труде свой долг, источник благополучия семьи и процветания России; · гражданин – патриот, интернационалист, борец за процветающую демократическую Россию; · ценитель и творец прекрасного; · приверженец здорового образа жизни.

Литература Аксенова Н.И. «Создание благоприятных условий для развития личности ребенка» Алмаева В.В. « IT пространство как новая образовательная среда» г.Томск Зенкина С.В. «Компьютерные обучающие системы» Ильин В.С., Поташник М.М., Шамова Т.Н. (педагогическая система) Открытый педагогический форум «Новая школа». Сурхаев М.А. «Новая образовательная среда как основа для внедрения новых педагогических технологий»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Предварительный просмотр:

Для выступления на ШМО

Социализация и самореализация личности школьника в условиях новой образовательной среды.

ХХI век объявлен ЮНЕСКО «веком образования». Знания, культура, воспитанность и интеллигентность должны стать приоритетными в жизни человечества. Система образования, являясь стратегически важной сферой человеческой деятельности, одним из социальных институтов, значимость которых будет неуклонно возрастать по мере продвижения общества по пути прогресса, ориентирована как социальное явление на формирование личности, на выполнение важнейших функций профессионализации, социализации и воспитания человека.

Содержание процесса социализации определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка – с другой стороны.

Социализация, как процесс становления личности несет в себе широкие социальные влияния средств массовой информации, традиций региона, школы, семьи, а также спонтанные проявления – изменения оценок, взглядов, суждений.

Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром. Овладеть социальным миром – это не просто усвоить сумму знаний, сведений, умений, образцов, а обладать, владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является.

Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и воспитания.

Общество заинтересовано в том, чтобы человек успешно овладел ролью мужчины или женщины, создал прочную семью, мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни, был законопослушным гражданином.

Процесс социализации имеет личностный характер, он постепенно выходит к самоконтролю поведения, к собственной инициативе и ответственности взрослеющего ребенка.

Самореализация предполагает реализацию человеком активности в значимых для него сферах жизнедеятельности или взаимоотношений. При этом необходимо, чтобы успешность реализации признавалась и одобрялась уважаемыми людьми.

Самоутверждение – достижение человеком субъективной удовлетворенности результатом или процессом самореализации.

Школа должна видеть свою цель не только в формировании системы знаний, умений и навыков, но в становлении готовности личности к самоопределению в нравственной, интеллектуальной, коммуникабельной, гражданско — правовой, трудовой сферах деятельности. Школа должна стараться создать свою социокультурную среду, обогащать образ жизни детей.

По мнению Д. Равена «очевидно, что среда, в рамках которой человек живет и работает, влияет на него прямо, опосредованно и косвенно.

Прямо – через ограничения, которые она налагает на его деятельность;

опосредованно – через понятия, представления и виды компетентности, которые он имеет возможность применять и развивать;

косвенно – посредством влияния на его мотивацию, т.е. на его мнение о том, как можно себя вести и как другие люди отреагируют на различные виды его поведения».

ИКОС (информационно — коммуникационно — образовательная среда), а также обеспечивающих осуществление деятельности с информационным ресурсом некоторой предметной области с помощью интерактивных средств ИКТ, взаимодействующих с пользователем как с субъектом информационного общения и личностью, интерактивное информационное взаимодействие между пользователем и объектами предметной среды, отображающей закономерности и особенности соответствующей предметной области (определение толкового словаря).

Это разные формы проектного, сетевого и проблемно- ориентированного обучения.

Считается, что в основе успешности деятельности человека лежит его проектная способность.

Образовательная среда на базе средств ИКТ способна реализовать проектную модель.

Информационное общество – неограниченный доступ к информации, это возможность передачи и получения информации и знаний дистанционным путем. Это приведет к развитию технологий интерактивного дистанционного обучения, что позволит повысить качество образования и обеспечить равные возможности всем гражданам России для получения образования всех уровней и ступеней.

Идет смещение акцента с односторонней активности преподавателя на самостоятельное обучение, ответственность и активность самих обучаемых.

В ИКОС во многом изменяются роли субъектов образовательного процесса. Во главе угла стоит сам обучающийся – его мотивы, познавательные потребности, психологические особенности.

Модель «обучаемый – преподаватель» обогащается. Преподаватель с помощью средств информационных технологий создает проблемные ситуации, способствующие реализации активного и интерактивного диалогов. Деятельность преподавателя в этих условиях приобретает характер «тьюторства», наставничества, координатора, партнера. Он направляет учебный процесс в целях развития личности обучающегося.

Приоритетным направлением в ИКОС становится личностно- ориентированное обучение, способное объединить разные педагогические технологии – обучение в сотрудничестве. Преимущественными считаются те, которые ориентированы на самостоятельную деятельность обучаемого, где будет представлен «продукт» деятельности, и он может быть оценен учителем и товарищами, востребован в учебной и практической деятельности.

Образовательное пространство – важная социокультурная характеристика общества. Эволюция образовательного пространства отражает специфические особенности, основные этапы и закономерности развития общества. Развитие общества тесно связано с человеческой деятельностью.

Формирование феномена, получившего название «культуры» полностью обязано процессу образования, процессу эволюции образовательных пространств и сред, влияющих на характер педагогического взаимодействия. Существенными вехами на пути изменения акта педагогического взаимодействия является возникновение письменности, печатания и использование книг и, наконец, электронная фиксация и электронное распространения знаний. В последнем случае особая роль принадлежит компьютеру, как устройству по обработке информации, как персональному средству связи с окружающим миром. Продолжающееся ускорение темпов развития науки и техники приводит к качественным трансформациям в сфере образования.

Компьютер был создан, чтобы помочь человеку в выполнении сложной однообразной работы, автоматизировать и облегчить деятельность человека. Функциональные возможности компьютера внедрились во все сферы жизнедеятельности человека.

Старшеклассникам компьютер помогает проявить себя в какой-то предметной области, в творчестве. Внедрение компьютера в педагогическую практику способствует не только успешному усвоению учебного материала, но и повышению познавательной активности школьников, стимулированию интереса к предмету. Составление серьезных научно- исследовательских и практико-ориентированных проектов доказывает создание в «человеке играющем» «человека понимающего».

«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. ОН – олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания» (А. Дистерверг)

Изменения, происходящие в России, процессы формирования гражданского общества и правового государства, переход к рыночной экономике, признание прав человека и его свобод высшей ценностью – определяют новые задачи для отечественной системы образования .

Школа, как основная и самая продолжительная ступень образования, становится ключевым моментом обеспечения нового качества образования, от чего зависит дальнейшая жизненная успешность и каждого человека, и общества в целом.

Реализация ФГОСов, ожидаемый переход школьного образования к стандартам второго поколения означает отказ от традиционной модели формирования системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ и переход к компетентностным основаниям этой системы.

В настоящее время российское образование должно работать на опережение, готовить человека к жизни в постоянно меняющихся условиях, способствовать развитию человеческого потенциала, решению наиболее значимых и острых социальных проблем. В связи с этим нужно говорить о принципиальном изменении роли и места образовательных систем в современном мире.

Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Что же такое Новая школа:

Это означает, что облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Отсюда вытекают требования, предъявляемые к современной школе.

— от знаниевой парадигмы обучения к парадигме развития, самоопределения и самореализации личности.

— от отрицательных мотивов избегания неприятностей к комплексной положительной мотивации успеха.

— от знаний, умений и навыков к формированию личностных и предметных компетенций.

— от традиционных методик преподавания к современным образовательным технологиям.

— от организации школьного пространства к созданию комфортной мотивационной образовательной среды, обеспечивающей активность и успех каждого ребенка.

— от традиционных отношений «преподаватель-ученик», «преподаватель -родитель» к отношениям сотрудничества, партнерства всех субъектов образования.

— от качества образования к качеству жизни в стенах и за пределами школы.

Какой же быть школе, учитывая специфику учебного заведения, в современных условиях? Как соотнести традиционное и новое?

Чтобы осуществить цели и задачи, поставленные пред новой школой, нужно создать социально-педагогические условия.

Современные требования к условиям предоставления образования.

Первое условие (педагогическое) – создать творческую среду учреждения, которая рассматривается как пространство деятельности, создаваемое в учреждении, основной ценностью которого является творчество, влияющее на характер взаимодействия педагога и ученика, а также систему социальных, культурных, материальных условий, необходимых для самореализации личности.

Компонентами творческой среды в учреждении выступает образовательный процесс, характеризующийся вариативностью, ситуацией выбора и успеха, ориентированный на создание индивидуальной образовательной траектории.

Второе условие (социальное) – разработать комплекс образовательных программ в отдельных направлениях, обеспечивающих вариативность образовательного процесса, создающего ситуацию выбора в процессе самореализации одаренного ученика, что повышает эффективность социально-педагогической поддержки.

Третье условие (педагогическое) – разработать методическое сопровождение социально-педагогической поддержки самореализации одаренных детей в дополнительном образовании, которое рассматривается как постоянная помощь методической службы педагогам, направленная на совершенствование социально-педагогической поддержки посредством повышения их профессиональной компетентности.

Четвертое условие (педагогическое) – сформировать положительное отношение педагога к ученику. На это обстоятельство обращается внимание практически во всех концепциях гуманистического образования и воспитания. Для педагога положительное отношение взрослого к ребенку – это атмосфера, которая демонстрирует: «я забочусь о тебе», а не «я буду заботиться о тебе, если ты будешь вести себя так-то и так-то». Положительное отношение педагога к каждому своему воспитаннику возможно лишь при наличии веры в ребенка, в его силы и способности.

Если упустить из вида этот момент, то это влечет за собой отрицательные социальные последствия:

Выпускники школ показывают низкие результаты при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения, несоответствие итоговых оценок по предметам результатам ЕГЭ.

Снижается результативность участия школьников в предметных олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах.

Наблюдается рост правонарушений среди подростков.

Недостаточный уровень востребованности выпускников.

Выходит социально неадаптированная личность.

Желаемый образ – модель выпускника, выполняющего следующие социальные роли:

· семьянина, который чтит мать и отца, бабушек и дедушек, заботится о них и о других членах семьи;

· ученика, умеющего учиться, хорошо и много читающего, понимающего, что учиться придется всю жизнь и поэтому необходимо овладевать приемами самообразования;

· труженика – осознающего в труде свой долг, источник благополучия семьи и процветания России;

· гражданина – патриота, интернационалиста, борца за процветающую демократическую Россию;

· ценителя и творца прекрасного;

· приверженца здорового образа жизни.

Таким образом, модель выпускника рассматривается как стандарт, соединивший представления государства, педагогов, учащихся и родителей о наиболее значимых качествах личности.

  1. Аксенова Н.И. «Создание благоприятных условий для развития личности ребенка»
  2. Алмаева В.В. «ITпространство как новая образовательная среда» г.Томск
  3. Зенкина С.В. «Компьютерные обучающие системы»
  4. Сурхаев М.А. «Новая образовательная среда как основа для внедрения новых педагогических технологий».

Психология & Мотивация & Саморазвитие

Стадии развития личности в процессе социализации.

Взаимодействие людей в обществе – тема, достаточно актуальная в наше время. В связи с этим каждому из нас необходимо знать, что такое социализация и какое значение она имеет в жизни.

1556796849_1.jpg

Определение социализации

Прежде чем рассуждать об этой теме, следует уяснить, что такое социализация как таковая.

Психологическая наука говорит, что социализация – это процесс вхождения индивида в социальную систему, овладение её нормами, правилами поведения, ценностями, знаниями и навыками, психологическими установками.

Ещё одно, «неофициальное» определение гласит, что социализация – это то, что позволяет человеку жить в гармонии с окружающим миром. Как же достигается эта гармония?

Человек – единственное существо, которое, скажем так, не рождается самим собой. Любое животное при рождении принадлежит к определённому виду – тому же, к которому принадлежали его родители. И только человек для получения признаков, присущих его виду, обязан проходить долгий и сложный процесс социализации, отдельные формы которой протекают на протяжении всей его жизни. В самом деле, если новорождённого оставить в лесу и там он случайным образом выживет, то он не научится ни говорить, ни строить, ни даже охотиться. Определённые формы обучения, конечно, имеются и у многих животных, но они имеют место лишь непродолжительное время; животное, не прошедшее «социализацию», всё равно имеет большие шансы выжить и дать потомство, поскольку базовые навыки заложены у него в инстинктах. Долгая и сложная социализация наблюдается лишь у высших приматов, что доказывает, что это явление возникло не внезапно, а досталось нам от животных предков и в течение тысячелетий эволюционировало.

Виды социализации

Социализация – процесс непростой, даже противоречивый. В процессе своего развития индивид знакомится как со всем человечеством в целом, так и с отдельными группами людей, имеющими свои собственные правила, цели и установки.

Поэтому специалисты выделяют несколько видов этого явления:

  • Первичная социализация – начинается в момент рождения ребёнка и заканчивается при формировании зрелой личности. В ней закладываются основы для всего последующего развития человека, в некоторой степени определяется сценарий его дальнейшей жизни. Наибольшее значение при этом имеет семья, ведь это первое, что видит в своей жизни ребёнок. Необходимо иметь в виду, что дети воспринимают то, что видят вокруг себя, некритично, поэтому поведение взрослых в семье они расценивают как базовое, эталонное. Алкоголизм и неряшливость, антисанитария в доме – всё это «отпечатывается» в сознании ребёнка и может остаться с ним на всю жизнь, если он не пройдёт последующие этапы социализации. И наоборот – интеллигентность и чистоплотность, усвоенные в семье, тоже будут сопровождать его в будущем. В дальнейшем новыми социальными средами становятся детский сад, школа, коллектив друзей и сверстников, где ребёнку приходится осваиваться в новой обстановке и действовать в соответствии с новыми правилами.
  • Вторичная социализация, или ресоциализация – процесс устранения прежних моделей поведения и усвоения новых. Этот процесс протекает в течение всей жизни индивида. Во время ресоциализации человек переживает полный разрыв со своим прошлым и чувствует необходимость усваивать новые ценности, разительно отличающиеся от тех, которых он придерживался ранее. Обычно изменения, происходящие при вторичной социализации, меньше, чем при первичной.
  • Групповая социализация – процесс, проходящий внутри какой-либо социальной группы. Так, если ребёнок больше времени проводит со своими ровесниками, чем в семье, то он более активно перенимает нормы и правила, присущие именно группе сверстников.
  • Гендерная социализация – процесс, подразумевающий изучение роли мужчины или женщины в обществе. При этом мальчики учатся быть мужчинами, а девочки – женщинами. В прошлом гендерная социализация была важной и необходимой частью вхождения человека в общество, но в настоящее время гендерная принадлежность по большей части перестала иметь какое-либо значение. Равенство прав и возможностей исключает необходимость «повелевать» и «подчиняться», а представители обоих полов имеют возможность осваивать одинаковые профессии, занимать одинаковые должности и принимать одни и те же социальные роли (к примеру, в семье оба родителя могут по очереди работать и заниматься воспитанием детей, либо работает жена, а муж следит за хозяйством и воспитывает детей, либо «по старинке» — муж работает, а жена занимается хозяйством и детьми). Принципы гендерной социализации ещё сильны в традиционных, отсталых обществах (в странах Азии и Африки), но даже там они постепенно теряют свои позиции.
  • Организационная социализация – процесс, при котором индивид, входящий в какую-либо организацию, изучает её нормы и правила и осваивает навыки своей работы в её рамках.
  • Досрочная социализация – процесс усвоения норм, правил и навыков, не соответствующих текущему уровню физического, психологического и социального развития. В первую очередь под таким видом социализации понимается игра – этакая «репетиция» будущей социальной деятельности.

Этапы социализации

Социализация – сложный и постепенный процесс, проходящий в несколько этапов. Первым делом должна наступить социальная адаптация. Так называют активное приспособление индивида к условиям социальной среды, в которой он оказался. Считается, что адаптация проходит на трёх уровнях – физиологическом, психологическом и социальном.

1556797084_2.jpg

На физиологическом этапе человек изучает новую для себя обстановку, вступает в новые социальные связи и изучает свои возможности, которые помогут ему самореализоваться в данной социальной группе. В это время индивид активно общается и привыкает жить по новым правилам, после чего пытается приложить собственные усилия для достижения результатов, актуальных для данного коллектива.

На этапе индивидуализации человек уже прочно осознаёт себя как единицу общества. Происходит формирование, собственно, личности – индивида, имеющего свои убеждения, способности, навыки, свою оценку происходящего. Если на первом этапе социализации он учится быть во всём похожим на других, то на следующей стадии он пытается стать непохожим на других, имеющим свои особенности, которые, однако, входят в общую систему ценностей и регулируются ею.

Впрочем, индивидуализация – довольно субъективный процесс. Усвоение общих правил и общего опыта и самореализация в социальной группе происходят у каждого человека по-разному. Одни, например, принимают решение стать как можно более конформными, то есть во всём следовать нормам и правилам; такая педантичность у иных личностей доходит до абсурда. Другие же при социализации преодолевают стереотипы, нарушают определённые правила и ведут себя нестандартно, обеспечивая, однако же, общее развитие группы. Наконец, третьи разрушают самые основы данной социальной группы, в результате чего происходит либо её распад, либо изгнание из группы данного индивида.

Следующий этап социализации – интеграция. Этот термин пришёл в социальную науку из точных и естественных дисциплин – математики, биологии, физики; и означает он процесс принятия личности другими членами социальной группы. Общество достигает некоторого консенсуса – соглашается по меньшей мере «терпеть» новичка, обещающего жить хотя бы по базовым общим правилам и не мешать другим. Более успешная интеграция происходит в том случае, если новичок чем-то полезен данной социальной группе; этому индивиду общество даже готово прощать определённые «слабости» и несоответствия.

Следует заметить, что полное отсутствие каких-либо несоответствий в социализации нежелательно, по крайней мере, в развитых обществах. Абсолютный конформизм обычно воспринимается как одна из форм девиантного поведения, ибо конформист ничего полезного не приносит обществу. Основная часть той или иной социальной группы обладает определённой «степенью свободы», но так, чтобы не нарушать устои этой группы. Однако в неразвитых, примитивных обществах абсолютный конформизм приветствуется; в таких обществах малейшее отклонение от нормы, даже если оно полезно для всей группы, преследуется и устраняется. В таких обществах каждый человек обязан ложку за обедом держать в строго определённой руке, вставать с постели со строго определённой ноги, жевать пищу со строго определённой скоростью движения челюстей и т. д. Примером подобного общества может служить население Гаити – одной из беднейших стран мира. В развитых обществах правила и нормы воспринимаются лишь как средство, способствующее организации всех членов группы в систему; а в примитивных обществах нормы и правила – это самоцель, и социализация сводится к их зазубриванию.

Стадии социализации личности

Замечено, что одна из главных целей социализации – преодоление своего эгоцентризма. Вхождение в любую социальную группу требует понимания того, что «ты не один». Это и считается одним из признаков взросления. Известно, что ребёнок до определённого возраста воспринимает себя как центр вселенной, и это его естественное состояние. В дальнейшем мы наблюдаем то, что называется юношеским максимализмом: подросток продолжает считать себя «самым-самым», единственным и неповторимым, однако сталкивается с обилием таких же «единственных и неповторимых» вокруг себя. Это приводит к конфликтам, нередко серьёзным.

Индивиды, не прошедшие социализацию по каким-либо причинам, надолго сохраняют признаки, присущие детям или «новичкам». Окружающие воспринимают их как инфантильных и недалёких людей, но в действительности всё сложнее. Если во взрослом состоянии сохраняется присущая подросткам страсть к познанию нового, активному общению, освоению новых умений и навыков, то это можно только приветствовать. В то же время эгоцентризм и тяжёлое переживание своих неудач – явно нежелательные признаки для зрелой личности.

Примером недостаточной социализации во взрослом состоянии является вера в «альтернативные истории» — писания Носовского и Фоменко, Чудинова и прочих псевдонаучных фриков. Дело здесь не только в политических, «патриотических» и корыстных мотивах. Просто ребёнок, только начинающий изучать мир и открывающий для себя что-то новое, стремится поделиться своим открытием с окружающими; родители и другие более старшие члены общества, чтобы подыграть ему, разделяют его радость.

В школьные годы подросток сталкивается с невозможностью быть первооткрывателем в современном мире: всё, о чём он узнаёт, уже когда-то кем-то открыто, и его «открытие» уже не представляет большой ценности для окружающих. Психически полноценная личность постепенно свыкается с этой ситуацией и находит неисследованные области, где можно проявить свои умения и дать обществу что-то новое. А личность умственно неполноценная испытывает отторжение этой ситуации; вместо поиска неисследованных областей он горит желанием «переоткрыть» то, что уже открыто, произвести сенсацию и удостоиться лавров первооткрывателя, которые, как он уверен, просто обязаны принадлежать именно ему.

Биография Анатолия Фоменко, автора знаменитой псевдонаучной «Новой хронологии», очень ярко представляет нам именно такого человека – несоциализованного интеллигента, который ради чести быть первооткрывателем готов пойти на любую ложь и добиться своего любыми средствами. Долгое время он влачил жизнь «заштатного» математика, составлял стандартные учебники по геометрии для студентов и довольствовался скромной платой. В конце концов это ему надоело, он понял, что скромный и рутинный преподавательский труд счастья не приносит, и решил совершить нечто громкое и сенсационное. В его родной области, геометрии, стать первооткрывателем очень трудно, а вот история – другое дело. Написанная в соавторстве с таким же несоциализованным интеллигентом Глебом Носовским «Новая хронология» вмиг стала бестселлером; многие необразованные читатели сего труда всерьёз называют Фоменко «пророком».

Выше было сказано, что важной средой при первичной социализации становится школа. Действительно, задача школы – не только дать какие-то знания по различным предметам, но и научить жить в обществе. Во многих странах для этой цели используются особые приёмы. К примеру, в США в школах отсутствуют устойчивые классы; ученик, записываясь в школу, выбирает, какие предметы он будет изучать, и на каждом уроке оказывается в новой аудитории, в совершенно новом коллективе. Такая социализация весьма полезна, особенно в США, ведь значительная часть населения этой страны живёт в совсем маленьких поселениях, где «все друг друга знают», но излишняя привязанность к «своему углу» может создать проблемы в будущем, когда потребуется менять место жительства (в связи с учёбой, работой и т. д.).

Большинство россиян живёт в городах и посёлках со значительно большим населением, поэтому острой нужды в таком типе школ в нашей стране не испытывают. Вместе с тем необходим другой тип социализации – умение работать в устойчивом коллективе, с чем вполне справляется школа российского типа.

Смотреть видео

Стадии социализации

Агенты социализации

Фазы социализации личности

Стадии социализации личности

Первая стадия — младенчество

Вторая стадия — раннее детство

Третья стадия — непосредственно детство

Четвертая стадия — школьные годы

Пятая стадия — юношеские годы

Шестая стадия — молодость

Седьмая стадия — зрелый возраст

Восьмая стадия — старость

От 60 лет. На этой стадии индивид начинает пересматривать и переосмысливать свою жизнь. Происходит оценка всего того, что он сделал. Человек принимает себя. Процессы социализации и становления личности очень сложные и трудоемкие. Нужно помогать и поддерживать человека, независимо от того, на каком этапе он находится. Развитие индивидуальной личности каждого человека очень важно. Социализация необходима для успешного функционирования общества в целом. Все люди в обществе так и или иначе влияют друг на друга. Каждый всегда будет присоединяться к определенной, близкой ему группе, чтобы почувствовать себя комфортно внутри нее, стать частью группы. Понять, что такое “Я” и что такое “Мы” — это главное в жизни каждого индивида. Все это придает человеку жизненных сил, уверенности в себя, дает ощущение своей значимости и нужности. Процессы взаимодействия индивидов между собой — это совершенствование и становление новой, индивидуальной личности. Тематическое видео поможет вам лучше усвоить изложенный материал. Обязательно его посмотрите.

Тест для закрепления материала

  1. 1 Социализация личности — это:
    • Процесс, при котором с рождения формируются определенный социальные устои
    • Процесс, в результате которого каждый индивид вступает в социум и из этого происходят изменения, как и в самом человеке, так и в социальной группе
    • Процесс, в результате которого каждый индивид учится моральным и культурным нормам

    Вопрос 1 из 5

  2. 2 Сколько стадий социализации личности по Эрику Эриксону существует?
    • Пять
    • Семь
    • Восемь

    Вопрос 2 из 5

  3. 3 Кто входит в состав главной группы людей на начальных этапах социализации?
    • Родственники и друзья
    • Друзья и органы управления
    • Школы, университеты, и другие масштабные предприятия

    Вопрос 3 из 5

  4. 4 Какая проблема может возникнуть у индивида при вхождении в социум?
    • Незнание норм поведения
    • Трудности с адаптацией, проблемы с изменением себя
    • Проблемы с приспособляемостью, низкая активность

    Вопрос 4 из 5

  5. 5 На какой стадии социализации ребенок начинает понимать, что он отдельная личность?
    • На стадии дошкольного возраста
    • На стадии раннего детства
    • В школьные годы

    Вопрос 5 из 5

Еще тесты

Читайте также

Великий философ Аристотель в трактате «0 душе» выделил психологию как своеобразную область знания, впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека — ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому, как «воск принимает оттиск печати без железа и золота». Ощущения оставляют след в виде представлений — образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей — ассоциаций психических явлений.

Таким образом, I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап — психология как наука о сознании. Возникает в ХУ11 веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году — основана в Лейпциге немецким психологом Вильгельмом Вундтом первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория. Вскоре, в 1885 г., Бехтерев В. М. организовал подобную лабораторию в России.

Основные отрасли психологии

Деятельность и сознание личности

Брьеры в процессе общения | Мотивы поведения человека

Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи

Средства и методы психологического воздействия на человека

Вернуться в оглавление: Психология

 Сейчас читают про:

edugr2.png

Стадия первичной социализации – продолжается от рождения до подросткового периода, когда ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает. Большое значение на этой стадии имеют познавательные процессы и овладение ребенком социальными ролями в игровой деятельности, его упражнения в самоидентификации, появление и закрепление системы ожиданий, требования к нему со стороны родителей, характер их обращения с ним. Происходит в малых социальных группах (семья, ясельная группа и т. д.). Основными агентами социализации являются родители, родственники, друзья семьи и т. д. (первичные агенты социализации). В этой стадии, по Фрейду выделяется:

1) оральная стадия (от рождения до 2 лет) – мир ребенка сосредоточен вокруг его рта;

2) анальная стадия (от 2 до 3 лет) – привитие навыков гигиены и опрятности, часто сопровождается наказанием за мокрые штанишки. Эта стадия во многом определяет дальнейшее развитие ребенка;

3) фаллическая стадия (от 4 до 5 лет) – появляется симпатия к родителям противоположного пола и идентификация себя с родителем своего пола, подражание им. В этот период появляются первые конфликты, связанные с полом (Эдипов комплекс у мальчиков, и комплекс Электры у девочек);

Стадия индивидуализации (маргинализации) – наблюдается в подростковом и юношеском возрасте, происходит в больших социальных группах и проявляется желанием выделить себя среди других, критическим отношением к общественным нормам поведения. К первичным агентам социализации добавляются вторичные – социальные институты социализации. Эти институты по своему социальному статусу могут быть формальными (официальные учреждения общества (государства), которые по своему функциональному назначению призваны воспитывать и обучать каждое новое поколение (дошкольные учреждения, школы, вузы, учреждения культуры и т. д.)) и неформальные институты (разные социальные группы, от малых до больших, в которых оказывается включенным индивид (семья, класс, группа сверстников, этническая общность, референтная группа и т. д.)).

Формальные и неформальные институты социализации часто имеют разные цели и способы воздействия, вследствие чего возникает борьба между ними, результатами которой являются такие социальные явления как «дети улицы», правонарушители и бунтовщики, люди с «двойной моралью», расхождение системы ценностей разных категорий граждан и т. д.

В подростковом возрасте для стадии индивидуализации характерно самоопределение понятия «мир и я», неустойчивость мировоззрения и характера подростка. В юношеском возрасте вырабатываются устойчивые свойства личности;

Стадия интеграции наблюдается в позднем юношеском возрасте, когда появляется желание найти свое место в обществе. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

1) сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

2) изменение себя;

3) конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

Стадия устойчивой социализации или трудовая стадия социализации продолжается весь период трудовой деятельности человека, когда он не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его. На этой стадии человек обычно достигает стабильного положения в обществе, что свидетельствует о социально-психологической адаптированности личности;

Стадия утраты статуса или послетрудовая стадия социализации начинается с выхода на пенсию, характеризуется воспроизводством социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

21. Стадии процесса социализации

Стадия первичной социализации – продолжается от рождения до подросткового периода, когда ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает. Большое значение на этой стадии имеют познавательные процессы и овладение ребенком социальными ролями в игровой деятельности, его упражнения в самоидентификации, появление и закрепление системы ожиданий, требования к нему со стороны родителей, характер их обращения с ним. Происходит в малых социальных группах (семья, ясельная группа и т. д.). Основными агентами социализации являются родители, родственники, друзья семьи и т. д. (первичные агенты социализации). В этой стадии, по Фрейду выделяется:

1) оральная стадия (от рождения до 2 лет) – мир ребенка сосредоточен вокруг его рта;

2) анальная стадия (от 2 до 3 лет) – привитие навыков гигиены и опрятности, часто сопровождается наказанием за мокрые штанишки. Эта стадия во многом определяет дальнейшее развитие ребенка;

3) фаллическая стадия (от 4 до 5 лет) – появляется симпатия к родителям противоположного пола и идентификация себя с родителем своего пола, подражание им. В этот период появляются первые конфликты, связанные с полом (Эдипов комплекс у мальчиков, и комплекс Электры у девочек);

Стадия индивидуализации (маргинализации) – наблюдается в подростковом и юношеском возрасте, происходит в больших социальных группах и проявляется желанием выделить себя среди других, критическим отношением к общественным нормам поведения. К первичным агентам социализации добавляются вторичные – социальные институты социализации. Эти институты по своему социальному статусу могут быть формальными (официальные учреждения общества (государства), которые по своему функциональному назначению призваны воспитывать и обучать каждое новое поколение (дошкольные учреждения, школы, вузы, учреждения культуры и т. д.)) и неформальные институты (разные социальные группы, от малых до больших, в которых оказывается включенным индивид (семья, класс, группа сверстников, этническая общность, референтная группа и т. д.)).

Формальные и неформальные институты социализации часто имеют разные цели и способы воздействия, вследствие чего возникает борьба между ними, результатами которой являются такие социальные явления как «дети улицы», правонарушители и бунтовщики, люди с «двойной моралью», расхождение системы ценностей разных категорий граждан и т. д.

В подростковом возрасте для стадии индивидуализации характерно самоопределение понятия «мир и я», неустойчивость мировоззрения и характера подростка. В юношеском возрасте вырабатываются устойчивые свойства личности;

Стадия интеграции наблюдается в позднем юношеском возрасте, когда появляется желание найти свое место в обществе. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

1) сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

2) изменение себя;

3) конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

Стадия устойчивой социализации или трудовая стадия социализации продолжается весь период трудовой деятельности человека, когда он не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его. На этой стадии человек обычно достигает стабильного положения в обществе, что свидетельствует о социально-психологической адаптированности личности;

Стадия утраты статуса или послетрудовая стадия социализации начинается с выхода на пенсию, характеризуется воспроизводством социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2014/10/17/sotsializatsiya-i-samorealizatsiya

Стадии развития личности в процессе социализации.