§ 20. Семейные отношения

Великое множество пословиц сложил народ о семейных отношениях: «В семье согласно, так идёт дело прекрасно», «В семье разлад, так и дому не рад». Давайте разберёмся, на чём основаны семейные отношения.

«Семьёй дорожить — счастливым быть»

Семья основана на трёх типах отношений: супружество, родителъство, родство.

После заключения брака у супругов появляются по отношению друг к другу определённые права и обязанности. Обязанности мужа и жены состоят в том, чтобы строить семейные отношения на основе взаимоуважения и взаимопомощи, заботиться о благополучии семьи и своих детей.

Дополнительное чтение
Семья, состоящая из родителей и детей, представителей старшего и младшего поколений, называется двух-поколенной. Если в семье живут вместе родители, дети, бабушки, дедушки и другие родственники, то семья называется расширенной, многопоколенной, т.е. семья расширяется за счёт трёх-четырёх поколений прямых родственников. В России, странах Западной Европы и США преобладают двухпоколенные семьи, они составляют более 70%.

Какая семья (двухпоколенная или многопоколенная) изображена на снимке? Обоснуйте свой ответ.

В человеческой природе заложено выказывать уважение по отношению к старшим и заботу по отношению к младшим.

Сердечные, душевные отношения в семье способствуют тому, что дети уважают родителей, ценят их и стремятся стать похожими на них, что в конечном счёте формирует у детей положительные моральные качества. Дети, чувствующие по отношению к себе заботу, любовь и доверие старших, учатся так же относиться и к другим.

Отношения между родителями и детьми складываются по-разному. В некоторых семьях очень тёплые и доброжелательные отношения, а в других — холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором — излишняя строгость и наказание. Но в каждом из этих вариантов родители хотят, чтобы их дети выросли порядочными, добрыми, внимательными людьми.

Семейные конфликты

Установлено, что в происхождении 90% всех детских нервных потрясений наиважнейшую роль играют семейные конфликты.

Ни одна семья, как ни одна другая общность людей, не обходится без конфликтов.

Конфликт означает, что в семейных отношениях существуют проблемы. Необходим переход на другое качество взаимоотношений между людьми.

Таким образом, конфликт позволяет разрешить накопившиеся проблемы. Подобно грозе, он очищает воздух и атмосферу в семье.

Причин семейных конфликтов очень много: разные взгляды на семейную жизнь; грубость, насилие, неуважительное отношение друг к другу; неумение общаться; вредные привычки; нежелание мужа помогать жене в домашних делах; бытовая неустроенность; неуважительное отношение мужа к родственникам жены и наоборот; различия в духовных интересах и потребностях.

И конечно, отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми.

Какие вам известны способы разрешения конфликтов в семье?

Конфликты между родителями и детьми

Исследования показывают, что отношения между детьми и родителями в большинстве случаев складываются довольно гармонично. Когда же возникает конфликт, его причинами могут быть следующие пять обстоятельств:

  1. Образ жизни. Наиболее распространёнными причинами трений являются споры по следующим вопросам:
    • выбор друзей;
    • посещение вечеринок, танцплощадок, дискотек и т.д.;
    • характер времяпрепровождения и безделье;
    • время прихода домой и отхода ко сну;
    • выбор одежды или причёски.

Обычно родители жалуются и на то, что подростки никогда не бывают дома и проводят всё своё время вне семьи. Они пытаются строго регламентировать время прихода домой и даже место, где могут находиться дети.

  • Ответственность. Почти всегда родители критикуют подростков за то, что те не проявляют должной ответственности. Требование ответственного поведения касается следующих вопросов:
    • выполнение хозяйственных работ по дому;
    • бережное отношение к личным вещам, одежде, жилью.
  • Школа. Учёба, поведение и отношение к школе неустанно привлекают внимание родителей. Родители беспокоятся из-за:
    • успеваемости детей;
    • поведения детей в школе;
    • посещаемости занятий;
    • выполнения домашних заданий;
    • отношения детей к учёбе и учителям.

    По поводу учёбы между детьми и родителями бывают противоречия. Одиннадцать лет одни ходят в школу, и одиннадцать лет другие за них переживают.

  • Взаимоотношения в семье. Конфликты между родителями и подростками обычно возникают при:
    • демонстративном неуважении детей к родителям;
    • ссорах подростков с братьями и сестрами;
    • сложных взаимоотношениях подростков с родственниками — особенно с пожилыми дедушками и бабушками.

    В подростках родители склонны видеть помощников, которые могут заменить их в некоторых домашних делах. Они возлагают, и вполне правомерно, большие надежды на них. Но не всегда надежды оправдываются.

  • Нравственные ценности. Вот основные причины, приводящие к конфликтам:
    • курение подростка, употребление алкоголя и наркотиков;
    • нецензурная речь и молодёжный жаргон;
    • лживость;
    • отношения с противоположным полом;
    • несоблюдение подростком законов.
  • Начиная с 12 лет девочки начинают ссориться с родителями из-за мальчиков, но пик конфликтов обычно приходится на 14—15 лет. У мальчиков он приходится на 16 лет. Девочки гораздо чаще, чем мальчики, жалуются на семейные проблемы.

    Стало быть, нет на свете бесконфликтных семей, есть семьи, где мало или много конфликтов. Бояться следует не самих конфликтов, а неумения их разрешать и управлять ими. При общей атмосфере согласия в семье ссоры имеют свои положительные стороны, так как дают возможность лучше разобраться в отношениях между родителями и детьми.

    Каковы пути разрешения конфликта? Все члены семьи, а не только родители, должны научиться уважать чувства и желания друг друга, улаживать разногласия.

    Подведём итоги
    Семейные отношения должны строиться на взаимопонимании и взаимопомощи. Возникающие семейные конфликты необходимо учиться разрешать, помня о том, что рядом с вами находятся самые близкие и родные люди.

    Основные термины и понятия
    Семейные конфликты.

    Проверьте свои знания

    1. Как вы считаете, что является самым важным для хороших отношений в семье? Почему?
    2. В чём причины конфликтов между родителями и детьми? При ответе используйте схему.
    3. Каким образом родители могут контролировать поведение детей? Как вы считаете, какой контроль влияет на детей лучше всего?

    Практикум

    1. Составьте небольшой рассказ о том, какие отношения сложились в вашей семье.
    2. Объясните смысл пословиц:

    «Дерево держится корнями, а человек семьёй», «В дружной семье и в холод тепло», «Дети родителям не судьи».
    В сказке Сергея Владимировича Михалкова «Праздник непослушания» родители, устав от непослушных детей, ушли из города и оставили их одних. Сначала дети радовались, но очень скоро поняли, что не знают, что делать со свободой и как жить дальше. Родители вернулись в город.

    Согласны ли вы с таким концом сказки? А как бы вы могли закончить эту книгу?
    Познакомьтесь с текстом письма одной из мам в газету по поводу взаимоотношений с детьми. Выскажите своё мнение по поднятой проблеме.

    «Никогда не думала, что у меня будут какие-либо проблемы с детьми, т. к. считаю себя современным родителем, способным понять и принять подростков. Мне 33 года, дочери — 12 лет. В семье есть ещё младший брат — 6 лет и мой муж — 37 лет. В наших взаимоотношениях существуют следующие проблемы, обсудить которые (или услышать ответы на них) очень хотелось бы:

    1. ревность дочери к младшему брату, доходящая порой до открытой агрессии;
    2. нежелание детей участвовать в общих хозяйственных делах семьи — «Я вам что, служанка (слуга)?»;
    3. незаинтересованность дочери ни в чём (отсутствие увлечений, кроме разговоров по телефону). Очень хочется наладить взаимоотношения в семье и чувствовать, что после работы хочется вернуться домой, видеть своих детей добрыми, трудолюбивыми и умными».
  • Лев Николаевич Толстой начинает свой роман «Анна Каренина» словами: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Согласны ли вы с этим высказыванием? Свою точку зрения обоснуйте.
  • Ресурсы семьи и семейных отношений (обществознание 5 класс)

    Семья и семейные отношения

    Обществознание

    Как только человек начал развиваться в обществе, он создал небольшую социальную единицу — семью для продолжения рода и реализации духовных потребностей. Существуют не только разные обозначения этого термина, но и отдельные типы семьи и семейных отношений. В обществознании за 5 класс изложена детальная характеристика и описание функций малой социальной группы.

    1. Описание функций
    2. Формы заботы
    3. Портрет отношений
    4. Главное предназначение

    Описание функций

    Основной задачей семьи является объединение людей для продолжения рода. На генетическом уровне в личности заложен процесс размножения, поэтому создаётся новая ячейка общества. С развитием социума меняются и ключевые задачи в семьи, если раньше это было только воспитание детей и выбор их жизненного пути, то сейчас с развитием технологий и возможностей семья перешла на новый более высокий уровень. Благодаря этому люди могут ощущать себя счастливее, испытывать приятные эмоции и реализовывать общие планы.

    Социология, обществознание и психология активно занимаются изучением фактора семьи и фамильными задачами, которые появляются перед участниками процесса. К перворядным можно отнести следующие обязанности:

    Воспитание детей

    1. Продолжение человеческого рода. В основе своей индивид является переносчиком генетической информации, благодаря которой цивилизация развивается. Без процесса размножения невозможно вырастить новых людей.
    2. Воспитание потомства. Это важно на государственном уровне, ведь детям с ранних лет вкладывают в память определения родины, культурных ценностей, моральных норм и прав, которые имеются в стране.
    3. Ведение хозяйства. С точки зрения экономики, тип семьи похож на государство, то есть люди занимаются формированием бюджета, планируют покупки и дальнейшие затраты. Это помогает расставить приоритеты и достичь определённого уровня успеха.

    Важной задачей, которую ставит семья перед членами, является забота. Родители должны создавать уют для своих детей, окружать их любовью и вниманием. А также это влюблённость между партнёрами, которая формирует крепкую эмоциональную связь и взаимопонимание.

    О том, какие бывают традиции семьи, в 5 классе рассказывают с помощью презентаций и проектов. А также ученики на эту тему пишут доклады, сочинения и делают сообщения для практикумов. Со школьных лет создаётся понимание о главных ценностях в социальной и личной жизни человека.

    Формы заботы

    Члены семьи должны защищать друг друга от негативных факторов окружающей среды. Это древняя функция семейного института. Ещё в начале формирования общества люди, объединяющиеся в малую социальную группу (прообразом семьи были племена и роды), отвечали друг за друга и защищали от нападений диких животных, делились добычей. Сейчас это можно проследить в распределении обязанностей между членами, выполнении положенных на каждого участника семьи задач и функций с использованием ресурсов. Учёные изучают разные формы заботы. Сейчас государство также имеет отношению к этому пункту. На общественном уровне выделяются такие типы:

     Компенсации за рождение детей

    Дома престарелых или пансионаты для поколения бабушек и дедушек

    1. Финансовые. Компенсации за рождение детей, пособия и помощь в виде продуктов и необходимых вещей, если семья переживает трудные времена. Благодаря социальному взаимодействию люди объединяются ещё больше и вырабатывают в себе положительные качества.
    2. Экономические. Государство создаёт условия для развития детей и формирования из них достойных граждан. С этой целью строятся учебные заведения, создаются комфортные библиотеки, парки и места для семейного полезного отдыха.
    3. Психологические. В современных условиях для людей важно получать помощь не только материального, но и морального характера. На разных этапах развития семьи партнёры могут испытывать чувства, и не всегда положительные, поэтому задача психологов — помочь супругам найти проблему и вместе поработать над её решением, чтобы дальше функционировать как малая социальная группа и воспитывать новых граждан в подходящих условиях.

    К сожалению, не все семьи могут выполнять поставленные перед ними задачи из-за асоциального образа жизни. Вредные привычки, нехватка денежных средств и отсутствие взаимопонимания с окружающими приводят к разрыву отношений. Как результат — брошенные дети, дома престарелых или пансионаты для поколения бабушек и дедушек и социальные приюты. Для избежания этого общество постоянно совершенствует поддержку для населения и повышает государственный уровень жизни.

    Портрет отношений

    С помощью выполнения проектов по обществознанию «Моя семья» в 5 классе дети могут составить для себя проекцию отношений между папой и мамой и понять важные моральные качества. Это поможет дать ответ на вопрос, зачем создаётся семья и какие её функции. Социологи и психологи делят семейный институт на 2 типа:

    1. Благополучный. Члены таких семей ощущают себя счастливыми и самодостаточными, они качественно выполняют поставленные на них функции и обязанности, учат детей любви и взаимопониманию.
    2. Неблагополучный. Родители не справляются с воспитанием детей, из-за неправильно расставленных приоритетов не могут сосредоточиться на моральных качествах и обладают рядом негативных привычек, разрушающих брак. Причинами неблагополучной семьи может быть как отсутствие денег, так и ряд моральных отличий.

    В зависимости от количества поколений, могут осложняться семейные отношения. Но они не зависят только от этого фактора, а формируются на основе моральных качеств и понимания своей роли и места в этой социальной форме. Общество навязывает человеку разные функции и создаёт представление, как должна выглядеть идеальная жизнь. Взаимопонимание, возможность прийти на помощь в любую минуту, уважение друг к другу и умение выслушать и поддержать являются одними из ключевых качеств, реализованных в успешных семьях.

    Возможность заниматься любимым делом

    Важно также понимание личного пространства и возможность заниматься любимым делом, это мотивирует с социальной точки зрения и даёт ресурсы членам семьи чувствовать себя важными элементами общества. У каждой фамилии могут быть свои недостатки, преимущества и взгляды на разделение функций каждого члена, но объединяются они общими стандартами, которые предлагает государство.

    В школе изучение семейных отношений представлено в разных формах. Например, задание нарисовать фантик «счастливая семья» в обществознании за 5 класс помогает раскрыть взгляд детей на важные моральные качества родителей.

    Главное предназначение

    Семейный институт можно рассматривать не только с социальной или общественной точки зрения, но и как исторический факт, который хорошо прижился в человеческой цивилизации и прошёл много этапов и модификаций. Благодаря этим изменениям сегодня люди наслаждаются друг другом и создают счастливые и гармоничные пары, у которых потом в любви рождаются дети. Но так было не всегда. История помнит эпохи, в которых создавать союз из-за любви или сильных чувств не разрешалось, а главными считались социальные аспекты: материальное положение, статус и возможность «купить» себе супругу.

    Женщина воспринималась как опора для мужа, но занимала низшее социальное положение, поэтому не имела права голоса. Чтобы взять в жёны девушку, мужчина спрашивал разрешения у её родителей, предлагая деньги. Семьи по расчёту никогда не были счастливыми, поэтому на смену им пришли новые, сформированные на взаимопонимании и любви.

    Отношения построенные на любви

    Именно это чувство считается основной привязанностью между людьми. Это психологический и подсознательный аспект, ведь человек не может себя заставить полюбить кого-то или отказаться от чувств. Возникает сильная эмоциональная связь и желание быть рядом, партнёры чувствуют себя вместе хорошо и могут наслаждаться друг другом. Это первые элементы в характеристике ощущения привязанности.

    Про любовь учёные написали немало, но вот сколько по времени длится это ощущение, пока единогласно не решили. У каждого человека свои периоды, которые зависят от особенностей психики и силы привязанности.

    Люди творческие могут влюбляться часто, обращая внимание на женщин ярких и неординарных, а вот интроверты находят себе партнёра на всю жизнь и создают с ним надёжный брак.

    Понятия семьи и семейных отношений довольно сложные и многогранные, поэтому каждый индивид вкладывает в основу этих слов свои ощущения и опыт, пожелания или видение дальнейшего развития отношений. Благодаря им возможно формирование крепкой и дружной семьи, которая станет основой для воспитания будущих счастливых граждан.

    https://tepka.ru/Obschestvoznanie_5/20.html
    https://na5.club/obshhestvoznanie/resursy-semi-i-semejnyh-otnoshenij.html