Семья и ее влияние на формирование личности ребенка

1. Общая характеристика семьи

Семья для ребенка есть ближайший круг общения, в котором формируется его психика и отношения с внешним миром. Влияние родителей на детей безусловно и многопланово.

По этой причине семейное воспитание играет определяющую роль в формировании личности ребенка, а институт семьи является важнейшим условием его развития и становления. Общеизвестно, что все усилия любого образовательного учреждения по воспитанию детей будут безрезультатны без поддержки семьи.

Современные ученые рассматривают семью как исторически конкретную сложную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, другими родственниками или близкими и необходимыми супругам людьми, давая ей следующие определения:

Семья и ее влияние на формирование личности ребенка

Семья и ее влияние на формирование личности ребенка

  • семья — это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Социальная необходимость в семье обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
  • семья — это объединение лиц, основанное на браке, кровно-родственных отношениях, усыновлении и других формах принятия детей на воспитание, которые связаны материальной, моральной и духовной общностью, владеют личными и имущественными правами и обязанностями и выполняют функции рождения и воспитания детей.

Всю совокупность семейных отношений можно разделить на семь видов:

1) социально-биологические (интимные) отношения охватывают сферу половозрастной структуры и численности семьи, рождаемости, общей гигиены, гигиены пола и половой жизни, физического совершенствования и наследственности, включают заботу о потомстве и физическом здоровье членов семьи, учет вопросов акселерации и воспитания детей;

2) хозяйственно-экономические отношения образуют материальную основу бытия семьи и включают: организацию и ведение домашнего хозяйства, распределение обязанностей между членами семьи, материальное обеспечение домашнего бюджета, заботу и уход за маленькими детьми, престарелыми родителями и другими членами семьи;

3) правовые (юридические) отношения характеризуют правовое регулирование брака и развода, соблюдение личных и имущественных прав и обязанностей между супругами, между родителями, детьми и другими родственниками, вопросы наследования и усыновления, предупреждение правонарушений и других антиобщественных проступков детей;

4) нравственные отношения охватывают вопросы нравственных ценностей семьи, прежде всего любви и долга, заботы о нравственном воспитании детей и взрослых и их самовоспитании, а также уважение к старшим, воспитание любви к труду;

5) психологические отношения представляют сферу взаимодействия членов семьи и их совместимости, определяют психологический климат в семье и способствуют формированию чувств и межличностных отношений, обеспечивают развитие ребенка как личности;

6) педагогические отношения прямо касаются вопросов семейной педагогики и реализации воспитательных функций семьи;

7) эстетические отношения определяют эстетику поведения, речи, одежды, жилища, использование достижений культуры.

Все виды семейных отношений взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Характеристики семьи

Характеристики, определяющие общий план семьи:

  • функции семьи,
  • функции родителей,
  • типы семей.

Педагогические установки родителей:

  • стили семейного воспитания,
  • типы родительского отношения,
  • стили родительского поведения,
  • типы отцов и матерей,
  • ошибки родителей в воспитании.

Личность родителя и ее влияние на личность ребенка:

Ученые определяют функции семьи

  • как сферу жизнедеятельности семьи, непосредственно связанную с удовлетворением потребностей ее членов
  • как направленную деятельность семейного коллектива или отдельных его членов, выражающую социальную роль и сущность семьи.

В книгах и пособиях по семейному воспитанию даются различные названия функций семьи, однако сущность их в принципе не меняется. Кроме того, доказано, что на определенных этапах жизни семьи значимость тех или иных функций неоднозначна и выполняют их разные члены семьи.

Традиционно выделяются следующие функции:

1) воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. По отношению к обществу в ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества;

2) хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. п.), содействует сохранению их здоровья;

3) эмоциональная функция семьи — это удовлетворение ее членами потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Именно эта функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья;

4) функция духовного (культурного) общения удовлетворяет потребность в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении;

5) функция первичного социального контроля обеспечивает выполнение социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраста, заболеваний) не обладает достаточной способностью самостоятельно осуществлять свое поведение в полном соответствии с социальными нормами;

6) сексуально-эротическая функция удовлетворяет сексуальные, эротические потребности членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуального, эротического поведения членов семьи, обеспечивая биологическое воспроизводство общества, т. е. выполняя репродуктивную функцию;

7) репродуктивная функция — продолжение рода, воспроизводство населения.

Функции родителей по отношению к своему ребенку, состоят не только и не столько в воспитании, сколько в:

  • создании оптимальных условий для роста и развития ребенка;
  • удовлетворении естественных потребностей ребенка;
  • обеспечении безопасности;
  • обеспечении адаптации к жизни;
  • и только затем в воспитании ребенка.

Обеспечить выполнение перечисленных функций может полноценная гармоничная семья, которая является открытой системой, впитывающей новые тенденции психолого-педагогической науки, критически оценивая и анализируя их. К таким семьям можно отнести семьи, в которых совместно проживает несколько поколений, растут двое-трое и более детей, что дает им возможность усваивать сложный мир отношений между людьми, приобретать обширный опыт общения. Гармоничная семья отличается и благоприятными взаимоотношениями, и гуманистическими педагогическими установками взрослых.

2. Типы семей

а) по составу поколений:

  • однопоколенная
  • нуклеарная, (семья, в которой вместе живут мать, отец и дети) — простая
  • многопоколенная, или традиционная, (где вместе живут мать, отец, дети и старшее поколение — бабушки и дедушки) — сложная;

б) по составу родителей:

  • полная (дети и оба родителя)
  • неполная (детей воспитывает один из родителей);

в) по количеству детей:

  • семья с одним ребенком
  • семья с двумя и более детьми;

г) по родству:

  • семьи с родными детьми,
  • смешанные семьи (где воспитываются дети от разных браков)
  • семьи с приемными детьми
  • опекунские семьи (где оформлено опекунство взрослых над детьми).

3. Педагогические установки родителей

Понятие педагогической установки родителей означает выбор ими определенного подхода к воздействию на детей с целью их воспитания, готовность действовать, общаться, проявлять чувства именно определенным способом.

В это понятие включаются:

  • ценности и идеалы, которые родители исповедуют в воспитании,
  • отношение родителей к детям,
  • выбор средств и способов воздействия на ребенка.

Исходя из собственных педагогических установок, сложившихся в процессе

  • личного развития,
  • общения со своими родителями,
  • общественного воздействия
  • и других факторов.

Родители реализуют определенное поведение, проявляют определенный тип родительского отношения и стиль родительского поведения. В этом отношении и поведении проявляется и реализуется выбранный родителями стиль семейного воспитания, который отражает предпочтение ими тех или иных позиций во взаимодействии с детьми.

Выделяют следующие стили:

эголитарный стиль воспитания существует в семьях, где родители и дети на равных участвуют в принятии решения, а роли в семье не дифференцируются;

демократичный стиль позволяет родителям являться организаторами жизни и деятельности всей семьи. Ребёнок вносит свои предложения и может сам принимать решение, но должен сообщить его родителям, от которых зависит окончательное решение;

в семье с разрешающим стилем воспитания ребенок занимает наиболее активную позицию в принятии решения;

авторитарный — характеризуется властностью родителей, ребенок может принимать участие в обсуждении, но решение остается за лидером в семье. При этом у ребенка вырабатывается привычка беспрекословного подчинения;

автократичный — когда ребенок не имеет права выразить свою точку зрения по проблеме, которая его касается;

попустительский стиль , где ребенок решает сам, информировать родителей или нет о своем решении;

игнорирующий стиль , где родители не знают о решении, которое принимает ребенок, то есть не участвуют в жизни детей.

Проявляется стиль семейного воспитания в позиции родителей по отношению к детям, которую характеризуют типы родительского отношения:

  • сотрудничество (баланс любви, уважения, требовательности);
  • опека (освобождение ребенка от проблем, трудностей и требований);
  • невмешательство (предоставление максимума самостоятельности, независимости и свободы);
  • диктат (жесткое введение родителями своих требований и правил в жизнь ребенка).

В рассмотренных характеристиках переплетаются эмоциональное отношение родителей к детям (принятие — отвержение) и сочетание требовательности и контроля за поведением ребенка.

Некоторые ученые выделяют несколько иные модели родительских отношений, опираясь на сочетание требовательности и ответственности в отношении взрослых к ребенку.

В зависимости от стиля семейного воспитания и типа родительского отношения взрослые члены семьи выбирают и осуществляют определенное поведение по отношению к детям. В этом случае выделяются следующие стили родительского поведения, само название которых отражает сущность позиции родителя в различных ситуациях взаимодействия с ребенком: содействующий, сочувствующий, компромиссный, объяснительный, автономный, строгий, потакающий, зависимый, ситуативный.

Безусловно, в реальной жизни, в многообразии ситуаций взрослые осуществляют несколько вариантов родительского поведения, однако довольно часто некоторые стили бывают типичными в поведении родителей.

Для психологического комфорта наиболее приемлемыми являются содействующий, сочувствующий, компромиссный и объяснительный стили , так как при взаимодействии с ребенком такие родители проявляют понимание возрастных и индивидуальных особенностей детей, стараются объяснять свои требования или запреты, дают возможность детям принимать решения, отстаивать собственные позиции.

Потакающий и зависимый стили характеризуются зависимостью родителей от эмоций ребенка, отсутствием четкой собственной позиции, что приводит к потере родительского авторитета, уважения к родителям со стороны детей, а в подростковом возрасте зачастую и любви к родителям (особенно эта проблема касается взаимоотношений мальчиков и отцов).

Автономный и строгий стили отражают в некоторой степени не только родительские педагогические установки, но и особенности их личности, так как такие родители в общении с детьми следуют избранной ими позиции: «родитель — взрослый человек, он старше, умнее». Не всегда это поведение приобретает крайние формы эмоциональной холодности, но в целом характеризуется отстраненностью родителей от детей, которые не получают необходимого им эмоционального тепла.

Ситуативный стиль наименее благоприятный, так как отражает зависимость поведения родителей от различных ситуативных факторов (настроения, присутствия других людей, обстановки в семье). Это приводит к тому, что дошкольники постоянно находятся в некоем психическом напряжении, стараясь уловить состояние родителей и предугадать последствия своего поведения. Таким образом у них вырабатывается приспособленческая позиция.

Многообразие этих характеристик проявляется в типах воспитания детей, которые в психолого-педагогической науке имеют названия, в некоторой степени образно отражающие и особенности отношений родителей к детям, и тип семейного воспитания, и преобладающий стиль родительского поведения.

Гиперопека — тип воспитания , который характеризуется чрезмерной опекой родителями своих детей, проявляется в желании взрослых по возможности «облегчить» жизнь детей, осуществляя вместо них множество действий по самообслуживанию, игровой и продуктивной деятельности, учения. Это приводит к множеству деформаций развития: выученной беспомощности, отсутствию самостоятельности, капризности, отсутствию навыков деятельности и другим. Образно можно описать этот тип фразой: «Настелить бы соломки ребенку на всю жизнь».

«Кумир семьи», «Кронпринц» — крайнее проявление тенденций гиперопеки , когда ребенок является в семье главным лицом, желания которого есть закон и обязательны для исполнения. Взрослые члены семьи, стараясь угодить всеобщему любимцу, часто соревнуются в реализации его пожеланий. Часто такой тип воспитания встречается в семьях, где ребенок поздний и единственный, кроме того, один среди нескольких взрослых (родителей, бабушек, дедушек, тетей и дядей). Психологические характеристики такого ребенка: любовь к себе и любование собой, эгоизм, неумение сопереживать и сочувствовать, нежелание следовать общественным нормам поведения.

«Культ болезни» характеризуется тем, что все внимание родителей и других родственников сосредоточено на здоровье ребенка, вернее, на его болезнях, к сожалению, как реальных, так и мнимых. Если ребенок какое-то время не болеет, родители начинают «видеть» в этом зарождение в организме малыша еще более сложного заболевания, которое пока не поддается диагностике, и усиливают свою активность по поиску лучших врачей, лекарств, нетрадиционных средств и способов лечения, вариантов возможного оздоровления ребенка. Причем простейшие способы оздоровления (закаливание, рациональное питание, двигательный режим, оптимальный для каждой погоды подбор одежды), воспринимаются родителями отрицательно. В таких семьях и царит так называемый «культ болезни», когда главное желание родителей — «беречь» ребенка всеми силами, чтобы он не болел.

Гипоопека — противоположный всем предыдущим тип воспитания , в котором проявляются родительские установки на максимальную самостоятельность ребенка без учета индивидуальных возможностей и характера ситуаций. Безусловно, такой подход дает возможность ребенку развивать собственную самостоятельную позицию (мнения, убеждения). Однако в жизни каждому ребенку необходимы эмоциональная поддержка, совет, иногда жесткие и четкие указания. При гипоопеке дети лишены такой поддержки, так как родители следуют принципу: «Жизнь сама всему научит».

Безнадзорность — крайнее выражение гипоопеки , когда родители вообще не уделяют внимания ребенку и он сам добывает опыт жизнедеятельности во взаимодействии со средой и социальным миром. Как правило, такой тип воспитания характерен для неблагополучных семей, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, проявляют антисоциальное поведение. Психологический портрет детей, вырастающих в таких условиях, в основном выражен следующими общими чертами: повышенной тревожностью, агрессивностью, часто озлобленностью, неподчинением общественным правилам и нормам.

Повышенная моральная ответственность предполагает наличие у родителей жестких моральных установок, а также представлений о том, каким должен быть их ребенок. Причем, в представлениях взрослых есть только «черное» и «белое», правильное, хорошее (то есть социально одобряемое) и обратное — неправильное, нехорошее. Соответственно, в процессе воспитания детей они реализуют эти требования без учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. Такие родители развивают у ребенка постоянное чувство вины, комплекс неполноценности. Эти состояния обусловлены тем, что дошкольник не может ежеминутно быть образцом поведения, а именно это и вызывает критику и неодобрение со стороны родителей.

«Ежовые рукавицы» — образное изречение, которое отражает крайнюю выраженность вышеописанной позиции родителей, требующих жесткого и беспрекословного подчинения детей своим требованиям. Часто это сопряжено с отсутствием эмоциональной поддержки, частым применением угроз, физического наказания. Соответственно, у детей, воспитывающихся в таких семьях, развивается либо протест против воздействия взрослых (неподчинение, агрессия, конфликты с родителями), либо полное подчинение, безволие.

Психологические характеристики ребенка

Психологические характеристики ребенка

«Золушка» — это образное название типа воспитания, который основан на том, что взрослые видят в ребенке в основном одни недостатки. Они постоянно противопоставляют ребенка другим детям, сравнивая его достижения с успехами сверстников. При этом родители убеждены в том, что такая их позиция идет только во благо ребенку, заставляет смотреть на жизнь реально. Эффект у такого типа воспитания обратный: развитие у детей комплекса неполноценности, чувства зависти и агрессии к сверстникам, неприятие родителей. Ребенок действительно чувствует себя ненужной и нелюбимой родителями Золушкой.

Противоречивое воспитание реализуется тогда, когда родительские установки неоднозначны, конформны; сами родители как личности противоречивы или подвержены влияниям ситуаций; матери и отцы, а также представители разных поколений (родители и прародители) имеют различные взгляды и подходы к воспитанию детей. В таком случае взрослые проявляют разные, порой противоположные, тенденции во взаимодействии с ребенком в процессе воспитания. Это зависит от случайных факторов. Такой тип воспитания приводит к многочисленным психологическим проблемам в развитии детей.

Смена образцов воспитания наблюдается в ситуациях, когда по разным причинам (появление в семье еще одного ребенка, развод родителей, ухудшение материального, жилищного или социального положения семьи) родители резко меняют стиль общения с ребенком, уровень требований к нему, соотношение самостоятельности и контроля за поведением ребенка. Эта ситуация, как правило, является травмирующей для ребенка, поэтому вызывает волну протеста, изменение поведения в худшую сторону, неприятие родителей.

Существуют также так называемые «синергетические» типы воспитания, которые представляют сочетание некоторых вышеописанных типов друг с другом и дают в конечном результате суммирующий, усиливающий эффект. Примеры этих типов могут быть такими: Безнадзорность + Гипоопека + «Ежовые рукавицы» (жесточайший контроль за жизнью ребенка при полном отсутствии поддержки и внимания к проблемам этой жизни со стороны родителей) или «Кумир семьи» + Гиперопека + «Культ болезни» (все силы родителей направлены на доказательство любви и борьбу с реальными и, особенно, мнимыми заболеваниями ребенка).

Список использованных источников:

1. Чечет В. В. Педагогика семейного воспитания / В.В. Чечет — Мн., 1998.

2. Харчев А. Г. Нравственность и семья / А.Г. Харчев — М., 1981.

3. Смирнова Е. О. Структура и динамика родительского отношения // Вопросы психологии / Смирнова Е. О., Быкова М. В. — 2000. — № 4.

4. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. Концепции, направления и перспективы / Хямяляйнен Ю. — М.,1993.

Статья на тему: «ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА, ЕГО БЛАГОПОЛУЧИЕ»
статья

Свеженцева Надежда Ивановна

Скачать:

Вложение Размер
statya.doc 43 КБ
statya_na_znamenskie_chteniya.doc 44.5 КБ
testy_po_pedagogicheskim_tehnologiyam.doc 84.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА, ЕГО БЛАГОПОЛУЧИЕ

Семья является одним из главных институтов воспитания. Это объясняется тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей. В семье закладываются основы личности ребенка. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Семья для всех ее членов является определенным жизненным пространством, в котором протекает большая часть жизни каждого из них. Это не просто маленькая группа людей, но такая, в которой каждый стремится удовлетворить свои потребности, реализовать себя и в тоже время находится в теснейшей связи со всеми членами семьи.

Мир семьи разнообразен, многолик. Он даёт родителям возможность почувствовать полноту и прелести человеческой жизни, осмыслить ее, продлить свое бытие в детях. Однако семейная жизнь-это не развлекательная прогулка, не бывает семей без трудностей, проблем. Это и хорошо: преодолевая их, человек меняется, совершенствует свою личность, улучшает свои отношения с близкими людьми.

Семейное воспитание детей — это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса. Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. У детей, которые воспитываются в семье, coxpаняются добрые отношения в семье, и именно пример членов семьи, в которой они живут, оказывает на них существенное влияние. Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменит никто, никакие педагоги, никакие специальные или искусственно создаваемые условия [2,32-33].

Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья — главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.

Большое значение для воспитательного потенциала семьи имеют такие ее составляющие, как образовательный уровень родителей, общая культура, педагогическая активность, умение устанавливать добрые отношения со всеми окружающими, структурный тип семьи, возраст отца и матери.

В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, — бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу. Игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, — все это гарантия серьезных неудач формирование его личности. Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности, отходит на второй план. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей – поддержание престижа (дома задаются вопросы: «А кто еще получил пятерку?») , послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни («В классе из окон не дует?» , «Что вам давали на завтрак?») , или вообще мало что волнует – школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в школе?» рано или поздно приведет к соответствующему ответу: «Ничего особенного», «Все нормально» [3, 15].

Формирование личности ребенка в семье — это обоюдный процесс, в котором родители, воспитывая своих детей, и сами воспитываются, а дети — они скромней — не воспитывают родителей.

Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с взаимоотношениями самих родителей, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, ее счастьем. Благополучию ребенка способствует доброжелательная атмосфера, и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие.

Опыт семейных взаимоотношений играет для ребенка важную роль не только в формировании его личности, определенных схем поведения и отношений с окружающими. Он также является важнейшим фундаментом, на котором ребенок формирует и строит свое восприятие мира, а также семейный опыт формирует психическое развитие ребенка.

В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности.

Ребенок — не просто объект воспитания, но и человек- мыслящий, чувствующий, своеобразно обобщающий свой жизненный опыт, выбирающий, как вести себя, каким быть.

Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Личность ребенка, степень ее гармоничности — дисгармоничности выступает своеобразным зеркалом, отражающим скрытое и явное влияние семьи. Иногда, семья — благополучная, без проблемная, а ребенок сложный, имеет массу психологических и психосоматических отклонений в поведении. Откуда все это?

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Семья помогает ребенку учиться общаться. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи, а также коммуникативные навыки: стиль общения, способность к компромиссам. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье, а также от четкости и ясности общения. Семья формирует эмоциональные качества личности ребенка. Стили общения в семье влияют на формирование эмоциональной сферы ребенка.

Семья имеет огромное значение для развития личности. Доказательством могут служить следующие примеры:

  • Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, многое теряют. Особенно это заметно у маленьких детей, живущих вне семьи — в детдомах и других учреждениях этого типа. Развитие личности этих детей нередко протекает иным путем, чем у детей, воспитывающихся в семье. Умственное и социальное развитие этих детей порой запаздывает, а эмоциональное — затормаживается.
  • Многочисленные данные, полученные исследователями за последние полвека, свидетельствуют о том, что воспитание ребенка в неполной семье оказывает негативное влияние на становление его личности. Среди них можно выделить гнев на родителей, опасения и фобии, повышенную тревожность, нарушения идентификации (привычный мир пошатнулся, а знакомые ориентиры исчезли), одиночество, обострение или возникновение психосоматических нарушений, ухудшение успеваемости. Причем у половины из обследованных детей при повторном исследовании через год закрепились модели неблагополучного и противоречивого поведения, в которых важную часть составляли низкая самооценка, депрессия и нарушенные отношения со сверстниками.

Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье индивида. Процесс семейного взаимодействия избирательно контролирует проявление эмоций, поддерживая одни каналы разрядки эмоций и подавляя другие. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствует другим, удовлетворяет или пресекает личностные потребности. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у индивида образа своего “Я”. Семья определяет опасности, с которыми индивиду предстоит столкнуться в жизни.

Таким образом, семья — основа жизни ребенка, и ничем ее заменить нельзя. Базовым моментом, формирующим личность ребенка, выступает безусловная родительская любовь. Только такой тип любви может обеспечить развитие всех потенциальных возможностей ребенка и раскрыть его духовное, уникальное Я. Безусловная любовь к ребенку — та «почва», на которой вырастает как прекрасный цветок целостная личность.

  1. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи [Текст]/М.И.Буянов. — М. Просвещение,1988.
  2. Разумихина, Г.П. Мир семьи [Текст]/ Г.П.Разумихина. –М.: Просвещение, 1986.
  3. Хомениаускас, Г.Т. Семья глазами ребенка[Текст]/Г.Т.Хомениаускас.- М.: Педагогика, 1989.

Предварительный просмотр:

преподаватель, социальный педагог

Советского социально-аграрного техникума

РАБОТА СО СТУДЕНТАМИ «ГРУППЫ РИСКА» В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Краткая аннотация работы: представленная научная статья является анализом социально-педагогического сопровождения студентов «группы риска». Автор статьи Свеженцева Н.И. актуализирует основные направления профессиональной деятельности социального педагога в рамках работы социальной службы в системе среднего профессионального образования. Приводятся факты практического направления в работе с трудными подростками

Ключевые слова: духовно-нравственное, обучающиеся «группы риска», социальная работа, профилактика противоправного поведения

Кризисные явления, охватившие политическую, социально-экономическую и духовно-нравственную сферы жизни общества, изменили жизненные приоритеты граждан России. Утрата молодежью традиционных нравственных ценностей, нарушение моральных норм и правил, проявление форм асоциального поведения актуализируют важнейшую задачу — воспитание духовно-нравственной культуры молодого поколения.

Спасением в преодолении кризиса для России может стать восстановление и распространение традиционной духовно-нравственной культуры.

Для становления и развития инновационной экономики необходима подготовка не только квалифицированных профессиональных кадров для высокотехнологичных и наукоемких производств, но и ответственных специалистов, способных к активности, самостоятельности, инициативе, социализации, обладающих высокой нравственностью, духовной культурой, проявляющих терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, умеющих творчески решать различные вопросы и адаптироваться в быстро меняющихся условиях производства.

Духовно-нравственное воспитание студентов учреждений среднего профессионального образования будет более эффективным, если:

  • создать инновационную среду воспитания студентов на основе использования системного, компетентностного, личностно-ориентированного, коммуникативного, культурологического подходов;
  • разработать и апробировать инновационное содержание и технологию духовно-нравственного воспитания студентов, построенную на принципах преемственности, альтруизма, демократизма, толерантности, сотрудничества и индивидуализации;
  • реализовать педагогические условия духовно-нравственного воспитания студентов (создание инновационной среды; стимулирование устойчивых проявлений эмоционально-нравственных чувств, духовного поведения, творческо-познавательной активности и гуманного стиля поведения студентов; использование активных средств, форм, методов воспитания; разработка критериев эффективности духовно-нравственного воспитания студентов; референтность носителей духовно-нравственных ценностей — участников педагогического процесса).

В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые мероприятия профилактики правонарушений. В их организации участвуют сотрудники ГИБДД, ППС, представители общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, педагог-психолог, заместитель директора по воспитательной работе техникума.

В рамках проводимых мероприятий профилактики правонарушений проводятся беседы для обучающихся по ПДД, о здоровом образе жизни, о правах и обязанностях, пропаганда правовых знаний».

Специалистами службы социального и психолого-педагогического сопровождения техникума используются различные методы и формы индивидуально-профилактической работы с обучающимися, состоящими на разных формах учета:

  • посещение уроков с целью выявления уровня подготовки обучающихся к занятиям;
  • психолого-педагогическое консультирование родителей, педагогов-предметников с целью выработки подходов к воспитанию и обучению студентов;
  • изучение педагогом-психологом и социальными педагогами особенностей развития формирования личности студента, коррекция поведения, обучение навыкам общения;
  • патронаж семьи с целью обследования социально-бытовых условий проживания семьи, контроля семейного воспитания, организации свободного времени в неурочное и каникулярное время;
  • психолого-педагогическое диагностирование («Адаптация», «Выявление уровня тревожности у подростков»);
  • индивидуальные и коллективные профилактические беседы со студентами;
  • тренинговые занятия;
  • вовлечение студентов в общественно-значимую деятельность через реализацию целевых воспитательно — образовательных программ и социально значимых проектов.

Планирование и проведение комплекса мероприятий по профилактике правонарушений позволяет привлечь к работе по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних всех участников воспитательного процесса, что, в свою очередь, оказывает положительное воздействие на оперативную обстановку и способствует качественному улучшению профилактической работы в подростковой среде.

Педагогический коллектив техникума прилагает максимум усилий для организации свободного времени обучающихся. В техникуме работают бесплатные кружки. Успешно работают спортивные секции по настольному теннису, футболу. В них в свободное от уроков время охотно занимаются обучающиеся «группы риска».

Ведущую роль в организации сотрудничества техникума и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую техникумом по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в ее реализации. Классными руководителями ведется большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводятся лекции по воспитанию обучающихся согласно их возрастных особенностей, консультации, родительские собрания. Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и техникума, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.

Целенаправленная работа по формированию духовно – нравственной личности студента «группы риска» осуществляется различными методами воспитания. Выбор методов воспитания зависит от многих факторов — цели, содержания воспитания, от степени воспитанности обучающихся, уровня межличностных отношений, авторитета и опыта педагога, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Для повышения результативности воспитательного процесса, как показывает изучение опыта, целесообразно применять комплекс методов, усиливая их воспитательный потенциал. В своей работе мы используем:

1. Методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива, повседневного общения, взаимодействия, самодеятельности и педагогического воздействия (коллективная игра, коллективное самоуправление, коллективное самообслуживание, единые требования).

2. Методы повседневного систематического целенаправленного общения, товарищеского, доверительного взаимодействия в обыденных и экстремальных ситуациях (социальная защита, уважение, педагогическое требование, убеждение, предупреждение, осуждение, доверие, сочувствие, принятие решения, проблемные ситуации).

3. Методы личностной самодеятельности: самоорганизацию как самоанализ и самосознание, самоорганизацию чувств и разума (самовоспитание), самоорганизацию воли и поведения (самостимулирование).

4. Методы педагогического и психологического прикосновения воспитателя к личности воспитанника в целях коррекции его сознания и поведения, стимулирования или торможения его деятельности, обращения к личности в жизненных ситуациях (разъяснение, создание ситуации успеха, актуализация мечты, упражнение, поощрение, наказание).

Следует подчеркнуть, что студенческий возраст относится по критериям многих возрастных периодизаций к старшему подростковому или юношескому возрасту. Благодаря ведущей деятельности — профессиональной учебе, — усваиваются нормы отношений между людьми, а также нормы профессионально-трудовых умений. Этот возраст характеризуется как «устойчиво-концептуальная социализация», когда вырабатываются устойчивые черты личности, стабилизируются все психические процессы, личность приобретает устойчивый характер. В этом возрасте человек наиболее способен к творчеству, к научной деятельности, максимально работоспособен. Усвоенные знания, навыки, умения не только реализуются, но и получают свое дальнейшее развитие и творческое совершенствование в духовном и эстетическом направлениях.

Brief summary of the work: the presented scientific article is an analysis of the socio-pedagogical support of students of the «risk group». The author of the article Svezhentseva N. I. updates the main directions of professional activity of a social teacher in the framework of the social service in the system of secondary professional education. The facts of the practical direction in work with difficult teenagers are given

Keywords: spiritual and moral, learning «risk groups», social work, prevention of illegal behavior

Предварительный просмотр:

Тесты по «Педагогическим технологиям»

Из приведённых вариантов ответов найдите правильное определение понятию «педагогическая технология».

1. Система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, принципов, целей, содержания, форм, методов и средств обучения.
2. *Строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.
3. Комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний.
4. Последовательная система действий педагога, связанная с решением педагогических задач, как планомерное решение и воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Кому впервые пришла идея «технологизации» обучения? Из приведённых примеров выберите правильный.

1. К.Д.Ушинский.
2. А.С.Макаренко.
3. *Я.А.Коменский.
4. И.Песталоцци.

Какое понятие вы отнесёте к педагогическому мастерству?
1. *Совершенное владение педагогической техникой.
2. Совершенное знание своего предмета.
3. Совершенное владение педагогическими методами.
4. Все ответы верны.
Что означает термин «технология?
1. «технос» — прогресс.
2. «техне» — искусство, «логос» — учение.
3. «техникос» — высокая техника.
4. «технология» — образование.

Из предложенных вариантов ответов найдите определение педагогической техники.
1. *Комплекс знаний, умений и навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия, как на отдельных воспитанников, так и на коллектив в целом.
2. Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействий, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования.
3. Выработка эталонов для оценки результатов обучения и на этой основе концентрацию усилий педагога и учащихся на целях, атмосферу открытости, объективности.
4. Разновидность методики, обеспечивающий гарантированный результат, структура, стоящая над, под или рядом с методикой, использование технических средств обучения.

Что такое технологическая карта?
1. Единый процесс разработки определённой продукции.
2. *Технический документ, отображающий последовательность технологических операций производства определённой продукции.
3. Показатель процесса выполнения работы производителя.
4. Порядок реализации технологических операций.

Что такое тестирование?
1. *Целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять характеристики педагогического процесса.
2. Метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников.
3. Научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях.
4. Расположение собранных данных в определенной последовательности, определения места в этом ряду изучаемых объектов.

Что такое педагогические инновации?
1. Это все изменения, направленные на изменения педагогической системы.
2. Это нововведения в учебно-воспитательном процессе с целью повышения его эффективности.
3. Это новшества, мобилизирующие внутренние ресурсы педагогической системы и приводящие к повышению результата.
4. *Все ответы верны.

Педагогические инновации охватывают следующие главные направления:
1. Оптимизацию учебно-воспитательного процесса.
2. Гуманистическую педагогику, организацию и управление.
3. Новые педагогические технологии.
4. *Все ответы верны.

Для запуска инновационного процесса оптимизации требуются:
1. Значительные инвестиции.
2. Полная перестройка педагогической системы.
3. *Желание, инициатива, понимание «узких мест» педагогической системы, видение перспектив улучшения.
4. Согласие учителей и родителей.

Что такое стимулирование учения?
1. Требование хорошо учиться.
2. *«Подталкивание» школьников к успешному учению.
3. Преодоление лени.
4. Борьба с плохими привычками, мешающими учиться.

Определите виды обучения.
1. *Объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное, компьютерное.
2. Урок, внеклассное занятие, экскурсия, лабораторное занятие.
3. Начальное, общее, средне-специальное, высшее.
4. Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый.

Из приведённых примеров найдите правильный ответ: инновации – это…
1. Внесение новшеств на урок.
2. *Нововведение, изменение внутри системы.
3. Проведение урока нетрадиционным методом.
4. Все ответы верны.

Основой обучения критическому мышлению являются три фазы:
1. Обучение, воспитание, развитие.
2. Преподавание, учение, деятельность.
3.*Вызова, осмысления, размышления.
4. Определение, активизация, закрепление.

Как считает И.Г.Агапов, «критическое мышление» – это…
1. *педагогическая технология, ориентированная на развитие у учащихся навыков работы с текстом, на овладение всеми видами звучащей и письменной речи, на взаимодействие со сверстниками по поводу данного текста.
2. сложный процесс творческого интегрирования идей и возможностей, переосмысления и перестройки концепций и информации.
3. умственная деятельность, при которой особое внимание уделяется анализу, сравнению, толкованию, применению, инновациям, решению проблемы или оценке хода мысли.
4. Критическое суждение человека относительно условий и результатов опыта способно направить желание и интересы личности по правильному пути.

Что означает «Синквейн»?
1. Концептуальная таблица.
2. *Пятистрочный стих.
3. Пучок, связка.
4. Мозговой штурм.

Дайте определение методу критического мышления «Кластер».
1. *Пучок, связка.
2. Свёртывание информации.
3. Двучастный дневник.
4. Обучение сообща.

Из приведённых вариантов укажите методы обучения критическому мышлению.
1. Словесные, наглядные, практические, лабораторные, проблемно-поисковые, компьютерные.
2. *Продвинутая лекция, инсерт, синквейн, кластер, мозговой штурм, концептуальная таблица, Т-схема, обучение сообща.
3. Лекция, демонстрация кино, лабораторный метод, компьютерный, репродуктивный, мозговой штурм, обучение сообща.
4. Убеждение, внушение, метод примера, создание проблемной ситуации, дискуссия, дебаты.

Технология программированного обучения начала активно внедрятся в образовательную практику. Из приведённых вариантов укажите, когда это произошло?
1. С середины 70-х годов ХХ столетия.
2. С середины 90-х годов ХХ столетия.
3. *С середины 60-х годов ХХ столетия.
4. С середины 80-х годов ХХ столетия.
Продвинутая лекция, синквейн, кластер, мозговой штурм, концептуальная таблица, Т-схема, обучение сообща – это…
1. *Методы критического мышления.
2. Методы обучения.
3. Методы воспитания.
4. Все ответы верны.
К какому обучению относятся три фазы: вызов, осмысление, размышление?
1. К обучению на уроке.
2. *К обучению критическому мышлению.
3. К обучению самостоятельности.
4. К обучению ведения дискуссии.
Дайте другое название понятию «Пятистрочный стих».
1. Кластер.
2. Мозговой штурм.
3. *Синквейн.
4. Инсерт.

Что означает «Пучок, связка»?
1. *Кластер.
2. Мозговой штурм.
3. Синквейн.
4. Инсерт.

В каких годах, и в каких странах начали заниматься проблемами педагогических технологий специализированные учреждения?
1. К началу 60-х годов в США и Японии.
2. *К началу 70-х годов в США и Японии.
3. К началу 90-х годов в Японии и Германии.
4. К началу 80-х годов в США и Германии.

Назовите основные типы уроков.
1. Заучивание наизусть, комбинированный урок, экскурсия на природу, урок формирования умений, индивидуальная работа.
2. Вводные, уроки первичного ознакомления с материалом, комбинированные, заключительные, формирования навыков.
3. *Комбинированные, изучение новых знаний, формирование новых умений, обобщения и систематизации изученного, контроля и коррекции знаний, умений, практического применения знаний, умений.
4. Индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися, иллюстрации учебного материала, компьютерные уроки, контроля и коррекции.

Дайте определение понятию «нестандартный урок».
1. *Импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.
2. Организация обучения, при которой учитель ведёт занятия по твёрдому расписанию с применением современных методик.
3. Нововведение.
4. Инновации.

Специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и возможностей обучаемых – это…
1. Преподавание.
2. Учение.
3. Образование.
4. *Обучение.

По какому признаку можно определить тип и структуру урока?
1. По дидактическим целям.
2. По расположению элементов урока.
3. *По количеству времени, отводимого на достижение главной цели.
4. По количеству структурных частей.

Что такое учение?
1. Упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.
2. *Процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.
3. Система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.
4. Система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимися необходимо овладеть в процессе обучения.

Предметная поддержка учебного процесса – это…
1. *Средство обучения.
2. Форма обучения.
3. Метод обучения.
4. Приём обучения.

Выберите методы стимулирования и мотивации поведения и деятельности.
1. Педагогическое требование, общественное мнение, приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций.
2. Беседа, лекции, диспуты, метод примера.
3. *Соревнование, поощрение, наказание.
4. Познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха, учебные требования, поощрение и порицание.

Система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления – это…
1. *Образование.
2. Учение.
3. Преподавание.
4. Формирование.

Предметная поддержка учебного процесса – это…
1. *Средство обучения.
2. Форма обучения.
3. Метод обучения.
4. Приём обучения.

Что означает с латинского слово «стандарт»?
1. Основа, первоначало.
2. *Образец, норма, мерило.
3. Путь, способ.
4. Оболочка, содержание.

По характеру познавательной деятельности учащихся выделяют следующие методы. Из приведённых ответов найдите правильный.
1. Традиционный, продуктивный, репродуктивный, дедуктивный, программированный, компьютерный.
2. Объяснения нового материала, повторения, закрепления, комбинированный, контроля.
3. *Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковые, исследовательские.
4. Словесные, наглядные, практические, логические.

К какому понятию относится это определение? Коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш.
1. *Дидактическая игра.
2. Мозговая атака.
3. Обучение сообща.
4. Дискуссия.

Найдите правильное определение понятию «мозговая атака».
1. Коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш.
2. *Активизация мыслительных процессов путём совместного поиска решения трудной проблемы.
3. Создание в аудитории атмосферы принятия решения по конкретной проблемной ситуации.
4. Все ответы верны.

Из приведённых вариантов ответов определите принципы педагогических технологий.
1. *Научность, проектируемость, системность, целенаправленность, деятельностный подход, управляемость, корректируемость, результативность, воспроизводимость, экономичность.
2. Сознательность и активность, наглядность, систематичность и последовательность, прочность, научность, доступность, связь теории с практикой.
3. Сознательность, оптимизация, планомерность, учет возрастных особенностей, связь теории с практикой, научность, доступность.
4. Образование, обучение, развитие, формирование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства и результаты обучения.

Что такое объяснительно-иллюстративный подход к обучению?
1. *Это метод, при котором учащиеся получают знания на занятиях, из учебной и методической литературы, на основе иллюстративных средств в «готовом» виде.
2. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
3. Словесные методы, наглядные методы, практические методы.
4. Методы формирования сознания и опыта общественного поведения, методы стимулирования и мотивации поведения и деятельности, методы контроля и самоконтроля за поведением и деятельностью учащихся.

К какому понятию относится поисковый (исследовательский) подход к обучению?
1. Это метод, при котором учащиеся получают знания на занятиях, из учебной и методической литературы, на основе иллюстративных средств в «готовом» виде.
2.Словесные методы, наглядные методы, практические методы.
3. *Метод организации активного поиска решения выдвинутых в обучении задач под руководством педагога.
4. Современная система организации учебного процесса, обеспечивающая необходимое качество обучения в условиях массового образования, отвечающим требованиям интенсивного научно-технического прогресса.

Найдите правильное определение понятию педагогическая технология.
1. Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействий, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования.
2. Выработка эталонов для оценки результатов обучения и на этой основе концентрацию усилий педагога и учащихся на целях, атмосферу открытости, объективности.
3. Разновидность методики, обеспечивающий гарантированный результат, структура, стоящая над, под или рядом с методикой, использование технических средств обучения.
4. *Современная система организации учебного процесса, обеспечивающая необходимое качество обучения в условиях массового образования, отвечающим требованиям интенсивного научно-технического прогресса.

Педагогическая таксономия позволяет:
1. *Классифицировать учебные цели по категориям.
2. Выделить опорные понятия темы.
3. Формировать содержание учебной цели.
4. Гарантировать достижения учебной цели

Преимущества педагогической технологии:
1. Выработка учебных целей.
2. *Гарантированное достижение запланированных результатов обучения.
3. Описание учебного процесса.
4. Использование эффективных методов обучения.

Личностно-ориентированным технологиям обучения присущи следующие основные принципы:
1. *Гуманизм, сотрудничество, свободное воспитание.
2. Образование, обучение, развитие, формирование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства и результаты обучения.
3. Сознательность и активность, наглядность, систематичность и последовательность, прочность, научность, доступность, связь теории с практикой.
4. Сознательность, оптимизация, планомерность, учет возрастных особенностей, связь теории с практикой, научность, доступность.

К специфическим принципам дистанционного обучения можно отнести:
1. Образование, обучение, развитие, формирование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства и результаты обучения.
2. Объяснительно-иллюстративное, программированное, проблемное, репродуктивное, компьютерное обучение.
3. Сознательность и активность, наглядность, систематичность и последовательность, прочность, научность, доступность, связь теории с практикой.
4. *Интерактивности, стартовых знаний, индивидуализации, идентификации, регламентности обучения, педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий, обеспечения открытости и гибкости обучения.

Что отражает принцип интерактивности дистанционного обучения?
1. *Закономерность дистанционных контактов не только слушателей с преподавателями, но и слушателей между собой.
2. Необходимость предварительной подготовки слушателя и наличие аппаратно-технических средств, иметь компьютер с выходом в Интернет, навыками работы в данной сети.
3. Составление индивидуальных планов обучения, в том числе и выполнения недостающих начальных знаний и умений.
4. Необходимость контроля самостоятельности учения, что достигается очной формой контакта, использованием различных технических средств.

Что означает принцип стартовых знаний дистанционного обучения?
1. Необходимость контроля самостоятельности учения, что достигается очной формой контакта, видеоконференцсвязью, использованием различных технических средств.
2. Характеризуется разработкой и использованиям жесткого графика планирования и контроля учебного графика.
3. *Дистанционного обучения необходима предварительная подготовка слушателя и наличие аппаратно-технических средств, иметь компьютер с выходом в Интернет, навыками работы в данной сети.
4. Создание и организация системы дистанционного обучения, необходимость оценить целесообразность применения существующих информационных технологий.

Чем характеризуется принцип индивидуализации дистанционного обучения?
1. *В реальном учебном процессе проводится входной и текущий контроль. На основании их результатов составляются индивидуальные планы обучения, в том числе и выполнения недостающих начальных знаний и умений.
2. Необходимость контроля самостоятельности учения, что достигается очной формой контакта, видеоконференцсвязью, использованием различных технических средств.
3. Целесообразности применения существующих информационных технологий, чтобы не сделать ошибку преимущественного ориентирования на какое-то средство обучения.
4. Характеризуется разработкой и использованиям жесткого графика планирования и контроля учебного графика.

В чем выражается принцип идентификации дистанционного обучения?
1. Для дистанционного обучения необходима предварительная подготовка слушателя и наличие аппаратно-технических средств, иметь компьютер с выходом в Интернет, навыками работы в данной сети.
2. *В необходимости контроля самостоятельности учения, что достигается очной формой контакта, видеоконференцсвязью, использованием различных технических средств.
3. Характеризуется разработкой и использованиям жесткого графика планирования и контроля учебного графика.
4. Этот принцип выражается в «мягкости» ограничений по возрасту, уровню начального образования, вступительных контрольных испытаний в виде собеседования, тестирования, экзаменов и т.д.

Чем характеризуется принцип регламентности дистанционного обучения?
1. Для дистанционного обучения необходима предварительная подготовка слушателя и наличие аппаратно-технических средств, иметь компьютер с выходом в Интернет, навыками работы в данной сети.
2. В необходимости контроля самостоятельности учения, что достигается очной формой контакта, видеоконференцсвязью, использованием различных технических средств.
3. *Характеризуется разработкой и использованиям жесткого графика планирования и контроля учебного графика.
4. Этот принцип выражается в «мягкости» ограничений по возрасту, уровню начального образования, вступительных контрольных испытаний в виде собеседования, тестирования, экзаменов и т.д.

Что означает принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий?
1. *При проектировании, создании и организации системы дистанционного обучения необходимо оценить целесообразность применения существующих информационных технологий, чтобы не сделать ошибку преимущественного ориентирования на какое-то средство обучения.
2. Необходимость контроля самостоятельности учения, что достигается очной формой контакта, видеоконференцсвязью, использованием различных технических средств.
3. Целесообразности применения существующих информационных технологий, чтобы не сделать ошибку преимущественного ориентирования на какое-то средство обучения.
4. Характеризуется разработкой и использованиям жесткого графика планирования и контроля учебного графика.

В чём выражается принцип обеспечения открытости и гибкости дистанционного обучения?
1. Для дистанционного обучения необходима предварительная подготовка слушателя и наличие аппаратно-технических средств, иметь компьютер с выходом в Интернет, навыками работы в данной сети.
2. В необходимости контроля самостоятельности учения, что достигается очной формой контакта, видеоконференцсвязью, использованием различных технических средств.
3. Характеризуется разработкой и использованиям жесткого графика планирования и контроля учебного графика.
4. *Этот принцип выражается в «мягкости» ограничений по возрасту, уровню начального образования, вступительных контрольных испытаний в виде собеседования, тестирования, экзаменов и т.д.

Что является самым элементарным в проектировании дидактики?
1. Учебник.
2. Учебная программа.
3. Государственный образовательный стандарт.
4. *Конспект урока.

Что называется обучением?
1. *Специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и возможностей обучаемых.
2. Отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки.
3. Объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
4. Направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний.

Что называется педагогическим процессом?
1. *Развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых.
2. Внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека.
3. Это система, объединяющая в себе процессы обучения, воспитания, развития, формирования, преподавания и учения.
4. Процесс активной деятельности личности.

Необходимо ли планировать проведение специальных «мотивационных» моментов на уроке?
1. Не обязательно.
2. Нет.
3. *Да.
4. Смотря по обстоятельствам.

Что такое цель (учебная, образовательная)?
1. Это то, к чему стремится обучаемый, будущее, на которое направлены его усилия.
2. *То, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.
3. Это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.
4. Способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания.

Назовите основные типы уроков.
1. Заучивание наизусть, комбинированный урок, экскурсия на природу, урок формирования умений, индивидуальная работа.
2. Вводные, уроки первичного ознакомления с материалом, комбинированные, заключительные, формирования навыков.
3. *Комбинированные, изучение новых знаний, формирование новых умений, обобщения и систематизации изученного, контроля и коррекции знаний, умений, практического применения знаний, умений.
4. Индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися, иллюстрации учебного материала, компьютерные уроки, контроля и коррекции.

Определите основные признаки урока.
1. *Уроком называется форма организации обучения, при которой учитель ведет занятия с постоянным составом учащихся, имеющий примерно одинаковый уровень развития, по твердому расписанию и установленному регламенту.
2. Урок характеризуется такими признаками: постоянный состав учащихся, наличие классной комнаты, учебных пособий и оборудования, соединение обучения с воспитанием.
3. Для урока характерно постоянное время работы – 45 минут.
4. Урок определяется следующими чертами: руководящая роль учителя, наличие расписания, связь обучения с практикой, индивидуальный подход к учащимся, проведение проверки знаний.

Укажите виды образования.
1. *Дошкольное, начальное, общее среднее, средне специальное и профессиональное, высшее, послевузовское, повышение квалификации, внешкольное.
2. Начальное, общее среднее, средне специальное и профессиональное, высшее, послевузовское.
3. Дошкольные учреждения, начальная школа, средне образовательная школа, средне специальные лицеи и профессиональные колледжи, высшие учебные заведения.

Что такое организация процесса обучения?
1. Упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования, воспитания, осознания, и практического применения знаний.
2. *Упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.
3. Дидактический процесс по определенным критериям, в ходе которого реализуются поставленные цели.
4. Процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.

Кому из великих педагогов относиться это высказывание? «Наше педагогическое производства никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди».
1. А. Дистервег.
2. К.Д.Ушинский.
3. *А.С.Макаренко
4. Я.А.Коменский.

Технология модульного обучения разрабатывается на основе принятых принципов:
1. *Деятельности, паритетности, технологичности, системного квантования, мотивации, модульности, проблемности, когнитивной визуальности.
2. Образование, обучение, развитие, формирование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства и результаты обучения.
3. Объяснительно-иллюстративное, программированное, проблемное, репродуктивное, компьютерное обучение.
4. Сознательность, оптимизация, планомерность, учет возрастных особенностей, связь теории с практикой, научность, доступность.

В чём заключается принцип деятельности модульного обучения?
1. *Формирование модулей в соответствии с содержанием деятельности специалиста.
2. Стимулирование учебно-познавательной деятельности студента.
3. Повышение эффективности усвоения материала, вследствие введения проблемных ситуаций и практической направленности занятий.
4. Осуществление системного модульного подхода к созданию и реализации всего процесса преподавания и усвоения знаний, обеспечивающих возобновляемость гарантирующий достижение учащимся запланированных результатов обучения.

В чём заключается принцип мотивации модульного обучения?
1. Формирование модулей в соответствии с содержанием деятельности специалиста.
2. *Стимулирование учебно-познавательной деятельности студента.
3. Повышение эффективности усвоения материала, вследствие введения проблемных ситуаций и практической направленности занятий.
4. Осуществление системного модульного подхода к созданию и реализации всего процесса преподавания и усвоения знаний, обеспечивающих возобновляемость гарантирующий достижение учащимся запланированных результатов обучения.

Дайте определение принципу проблемности модульного обучения.
1. Формирование модулей в соответствии с содержанием деятельности специалиста.
2. Стимулирование учебно-познавательной деятельности студента.
3. *Повышение эффективности усвоения материала, вследствие введения проблемных ситуаций и практической направленности занятий.
4. Осуществление системного модульного подхода к созданию и реализации всего процесса преподавания и усвоения знаний, обеспечивающих возобновляемость гарантирующий достижение учащимся запланированных результатов обучения.

Из приведённых вариантов найдите принцип технологичности модульного обучения.
1. Формирование модулей в соответствии с содержанием деятельности специалиста.
2. Стимулирование учебно-познавательной деятельности студента.
3. Повышение эффективности усвоения материала, вследствие введения проблемных ситуаций и практической направленности занятий.
4. *Осуществление системного модульного подхода к созданию и реализации всего процесса преподавания и усвоения знаний, обеспечивающих возобновляемость гарантирующий достижение учащимся запланированных результатов обучения.

Дайте определение понятию технология воспитания.
1. *Направление педагогики, занимающееся проектированием управляемых воспроизводимых воспитательных процессов.
2. Отрасль педагогики, занимающаяся изучением конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.
3. Направление педагогики, изучающая закономерности обучения и воспитания детей.
4. Наука, изучающая особенности воспитательной работы с детьми.

https://family-child.ru/?p=2783
https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2020/10/30/statya-na-temu-vliyanie-semi-na-razvitie

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *