Содержание
Проверенные упражнения для волейбола – личный опыт
Представленные в статье упражнения для волейбола носят комплексный (комбинированный) характер, т.е. они сочетают в себе задания, рассчитанные как на тактическую, так и на техническую подготовку волейболистов. Большинство комплексных упражнений выполняется поточно, без остановки, что повышает их интенсивность. Они достаточно эмоциональны.
Проводимые практически в игровых условиях эти упражнения для волейбола позволяют закрепить и проконтролировать навыки, приобретенные на тренировках, обнаружить ошибки и пробелы в физической, технической и тактической подготовке.
Упражнения на совершенствование приема и нападающего удара
Игрок зоны 3 выполняет передачу на нападающий удар поочередно, в зону 2, или 4, откуда производится атакующий удар по линии в зону 5, или 1, соответственно. Игроки, защищающие эти зоны, направляют мяч игроку зоны 6, который направляет мяч через сетку, игроку 3 и т. д.
Игрок 4 доводит мяч до игрока 3, который делает передачу на нападающий удар в зону 4, откуда игрок 4 и наносит удар в одном из пяти вариантов:
1) удар по линии, где в защите играет игрок 1;
2) не сильный удар поверх блока по дугообразной траектории («накат») в район лицевой линии зоны 6, либо сильный удар по рукам блокирующих, с расчетом на то, что мяч отлетает в аут (в защите играет игрок 6);
3) «накат», или сброс в зону 1, за игрока 1 (в защите играет игрок 6);
4) «накат», или сброс в зону 6 (в защите играет игрок 6 или 1);
5) сброс за спину блокирующих (в защите играет игрок 1).
Необходимо следить за тем, чтобы защитники не начинали движение вперед раньше времени. Кроме того, нужно приучать защитников как можно раньше «ловить» взглядом руку нападающего, с целью предугадать его действия.
- То же, что и предыдущее упражнение, но нападать со второго номера.
- Расположение занимающихся показано на следующем рисунке.
Игрок зоны 1 выполняет нацеленную подачу в 4-ю зону. Игрок 4-й зоны посылает мяч в 3-ю зону верхней или нижней передачей (в зависимости от задания) и он же, после передачи, производит атакующий удар, преодолевая групповой блок игроков зон 2 и 3.
а) упражнение аналогично вышеприведенному, но подачу выполнять в зону 1, где располагаются нападающие, которые производят нападающий удар из зоны 2, преодолевая групповой блок;
б) в 1-й зоне располагается игрок для игры в защите, после выполнения нападающего удара;
в) после выполнения подачи игрок перемещается вперед для игры в защите; в последних двух вариантах играющему в защите ставят различные задачи, как например: выполнить 15 качественных приемов; защитить определенную площадь (очерченную мелом), т.е. не дать возможности приземлиться мячу в данной площади, независимо от способа и качества приема и т. д.;
г) данное упражнение можно проводить и как соревнование двух команд в составе 2-4 человек: одна команда атакует, вторая защищается, а затем поменять команды местами.
- Исходное положение игроков представлено на рисунке.
Из 1-й зоны нацеленная подача в 6-ю зону. Игрок 6-й зоны принимает мяч и направляет в зону 3. Далее, игрок зоны 6 перемещается для выполнения нападающего удара или впереди игрока зоны 3, где он играет взлет, или позади связующего игрока, где он играет в нападении на укороченной передаче 1,5-2 м. Данное упражнение можно провести, расположив занимающихся при приеме мяча в 1-й зоне или в зоне 5.
Вариант выполнения: аналогично вышеприведенному, но расположить игроков дополнительно в зонах 2 и 4. После приема мяча – розыгрыш комбинаций тремя нападающими.
- На одной половине площадки располагаются 6 человек для приема мяча. Оставшиеся игроки располагаются на месте подачи на другой половине площадки. Упражнение начинается с подачи. Команда, принимающая мяч, направляет его в зону для дальнейшего розыгрыша (в зависимости от системы игры команды в нападении) или сразу же для нападающего удара, с последующим выполнением нападающего удара.
- Упражнение на двойной сетке (вторая сетка расположена над первой).
Занимающиеся находятся в зонах 3, 4, 5 и 6. Из зоны 6 передача в 3-ю зону, из зоны 3 передача на нападающий удар в зону 4, игрок зоны 4 выполняет нападающий удар в верхнюю сетку, игроки зон 5 или 6 поднимают отскочивший мяч и направляют в 3-ю зону и т. д. Упражнение можно выполнять и с другой стороны, задействовав игрока зоны 1.
Упражнения на совершенствование скидки
Исходное положение игроков показано на рисунке.
Игрок зоны 4 (с правой половины площадки) доводит мяч до связующего игрока 3, который делает передачу на нападающий удар в зону 4, откуда игрок зоны 4 выполняет обманный удар за блок. Страхующий игрок 1 (с левой половины площадки) после перемещения направляет мяч игроку 3, который выполняет передачу на нападающий удар игроку 4, который выполняет обманный удар за блок. Страхующий 1 направляет мяч игроку 3 и т.д.
Необходимо следить за тем, чтобы игроки 1 и 4 после совершения игровых действий возвращались на исходные позиции.
Положение игроков показано на рисунке.
Игрок 1 делает передачу на нападающий удар за 3-х метровую линию, в район зоны 6, где игрок 2 совершает удар через сетку, также в район шестой зоны. Игрок 3 принимает мяч и посылает его в 3-ю зону, или в зону 2 (в зависимости от системы розыгрыша). Затем следует передача на нападающий удар в 4-ю зону, где игрок 5 производит обманный удар за блок, который ставит игрок 1. Страхующий игрок 6 (его расположение – по усмотрению тренера) принимает мяч и доводит его игроку 1, а тот, в свою очередь, выполняет передачу игроку 2 для очередного нападающего удара и т. д.
Упражнения на совершенствование блокирования
Мячи находятся у тренера, который направляет мяч в 3-ю зону, откуда совершается передача на нападающий удар во 2-ю зону, или 4-ю, поочередно, или же в любой последовательности (в зависимости от задания). Занимающиеся зон 4 и 2 выполняют атакующий удар, или обманный удар. Игроки 2-й, 3-й и 4-й зон на противоположной стороне организуют групповой блок, причем свободный от блока обязан страховать блокирующих.
Способом верхней передачи игрок 6-й зоны посылает мяч в зону 2 или 4. Нападающие зон 2 или 4 производят нападающий удар с преодолением одиночного блока, который выполняет переместившийся, соответственно, в зону 2 или 4 игрок зоны 3. Блок ставится зонный или ловящий, в зависимости от задания.
Другой вариант упражнения – когда в 4-й и 2-й зонах располагается по игроку, для организации группового блока.
Упражнение на развитие концентрации внимания и игровой собранности
Исходное положение занимающихся представлено на рисунке.
Игрок 4-й зоны доводит мяч до игрока зоны 3, который организует передачу на нападающий удар игроку 4, откуда тот не сильным, но точным ударом нападает по линии, в игрока 1 и уходит в «хвост» колонны. Игрок 1, приняв нападающий удар, доводит мяч игроку 2, который, в свою очередь, делает передачу на нападающий удар во 2-ю зону, где игрок 1 не сильным и точным ударом нападает по линии, в игрока 5 и также уходит в «хвост» колонны. Игрок 5, приняв нападающий удар, доводит мяч до игрока 3 и все повторяется. Упражнение выполняется на время, либо на определенное количество ударов, без потери мяча (например, 10).
Упражнение можно выполнять и вчетвером, и даже втроем. В этом случае игроки 1 и 4 после выполнения нападающего удара перемещаются к лицевой линии, в район зоны 1 и 5, соответственно, для игры в защите. А связующий игрок (при варианте с тремя игроками) перемещается под сеткой то на одну, то на другую сторону площадки.
Данное упражнение предполагает множество вариантов выполнения: нападающий удар совершается из зоны 2 по зоне 1, из зоны 3 по зоне 6, из зоны 3 по зоне 1, из зоны 4 по зоне 5, а обратно – из 2-й зоны по 6-й и т. д. Кроме того, можно выполнять нападающие удары со второй линии.
Представленные в статье упражнения для волейбола могут быть успешно включены в тренировку волейболистов для решения различных задач техники и тактики.
Вы можете оценить статью по пятибалльной системе. Спасибо!
ШКОЛА ВОЛЕЙБОЛА В МОСКВЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ВОЛЕЙБОЛУ, ЧЕТЫРЕ УРОВНЯ:
НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Игроки без опыта игры в волейбол или имеющий минимальный опыт. Техникой игры не владеют или владеют крайне не стабильно.
УРОВЕНЬ НАЧАЛЬНЫЙ+
Игроки имеют небольшой опыт игры, знают основные правила волейбола. Основными элементами волейбола владеют, но нестабильно.
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ
Имеют опыт игры в волейбол. Есть понимание тактики. Техникой игры владеют, но не достаточно стабильно.
УРОВЕНЬ КОМАНДЫ ЛВЛ
Имеют опыт и хорошо владеют техникой игры в волейбол. Обязательное знание схемы 5-1 и амплуа игроков на площадке.
РАСПОЛОЖЕНИЕ ЗАЛОВ ШКОЛЫ ВОЛЕЙБОЛА:
- АВИАМОТОРНАЯ
- АВТОЗАВОДСКАЯ
- ВДНХ / РОСТОКИНО
- ВОДНЫЙ СТАДИОН
- ДУБРОВКА
- КОЖУХОВСКАЯ
- МАРЬИНА РОЩА
- МЕНДЕЛЕЕВСКАЯ
- МЦК КРЫМСКАЯ
- ПАВЕЛЕЦКАЯ
- ПЕРОВО
- ТЕПЛЫЙ СТАН
(фото залов при нажатии меток на карте)
Друзья! На карте представлены залы схематично! Большинство залов находится в государственных учреждениях с пропускной системой — нам обязательно нужно внести Вас в список на проходную! Пожалуйста, оставляйте заявку. Не стоит приходить без записи, создавать конфликтные ситуации с охраной! После заявки Вы получите точную схему прохода в зал, чтобы не заблудиться. Спасибо за понимание!
У Вас плотный график и Вы не можете посещать тренировки на регулярной основе? Мы предоставляем возможность создать свой индивидуальный график тренировок!
КАК ПРОХОДЯТ ТРЕНИРОВКИ ПО ВОЛЕЙБОЛУ:
Если Ваш уровень начальный — на тренировке присутствует 12-16 (максимум 16, но как показывает практика, 2-3 человека накануне подтвердившихся из 16, в последний момент не могут приехать) человек. Тренер старается каждому уделять внимание, говорит правильность выполнения упражнения и, в случае необходимости, останавливает процесс и заново объясняет правильность выполнения упражнений. Распределение времени на тренировке происходит так:
- Первые 20 минут – разминка,
- 50-70 минут – упражнения на отработку техники игры каждого, с корректировками движений каждого. Волейбол – один из видов спорта, где важна мышечная память. Она достигается путем многократных повторений одних и тех же движений. Таким образом, количество переходит в качество. Важный момент – правильность движений. За этим на тренировке следит тренер. Еще раз отмечу: чем меньше человек на тренировке, тем качественнее тренировка проходит для игроков с позиции уделения внимания тренера каждому. На начальных этапах это очень важно.
- И оставшиеся 30-40 минут – игра.
Цель тренировок для «начинающих» – перевести «начинающих» в следующую по уровню группу «начальный+». Каждому игроку нужно разное время для перехода на следующий уровень. Некоторые могут достигнуть этого за 1-2 месяца, некоторые – до года. Все зависит от желания каждого и количества времени, которое игрок готов посвящать для развития своих навыков в игре по волейболу.
Если Ваш уровень начальный+ — на тренировке присутствует 12-16 (максимум 16, но как показывает практика, 2-3 человека накануне подтвердившихся из 16, в последний момент не могут приехать) человек. Тренер старается каждому уделять внимание, говорит правильность выполнения упражнения и, в случае необходимости, останавливает процесс и заново объясняет правильность выполнения упражнений. Распределение времени на тренировке происходит так:
- Первые 20 минут – разминка,
- 50-70 минут – упражнения на отработку техники игры каждого, с корректировками движений каждого. Волейбол – один из видов спорта, где важна мышечная память. Она достигается путем многократных повторений одних и тех же движений. Таким образом, количество переходит в качество. Важный момент – правильность движений. За этим на тренировке следит тренер. Еще раз отмечу: чем меньше человек на тренировке, тем качественнее тренировка проходит для игроков с позиции уделения внимания тренера каждому. На начальных этапах это очень важно.
- И оставшиеся 30-40 минут – игра.
Цель тренировок для «начинающих» – перевести «начинающих» в следующую по уровню группу «начальный+». Каждому игроку нужно разное время для перехода на следующий уровень. Некоторые могут достигнуть этого за 1-2 месяца, некоторые – до года. Все зависит от желания каждого и количества времени, которое игрок готов посвящать для развития своих навыков в игре по волейболу.
В случае, если у Вас средний уровень игры — на тренировке присутствует также 12-16 человек максимум.
Схема проведения тренировок:
- в начале – разминка,
- далее 20-30 минут – отработка/совершенствование техники движений каждого игрока.
- Далее – 40-50 минут отработка игровых командных действий.
- И в конце тренировки – игра.
Каждый игрок в итоге будет понимать расстановку игроков по игровым зонам, осознавать важность своего амплуа для результативности своей команды. В игре каждый игрок будет продолжать отрабатывать и совершенствовать свои игровые действия в момент противопоставления игровой тактики команды-соперника. Повторюсь, на данном уровне тренировок также можно будет прочувствовать отработку движений как совершенствования отдельного элемента игры.
На тренировке присутствуют 2 состава команды (основной и второй состав). Тренировочный процесс сводится к следующим задачам: совершенствование групповых и командных взаимодействий в защите и нападении во всех расстановках с заменами; достижение оптимального уровня игровой подготовленности команды; совершенствование соревновательной выносливости и специальных физических качеств.
http://voleybol-ksendzov.ru/uprajneniya-dlya-voleibola/