Технико-тактическая подготовка женских команд по хоккею с шайбой Косилова Надия Мубиновна

Технико-тактическая подготовка женских команд по хоккею с шайбой

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Косилова Надия Мубиновна. Технико-тактическая подготовка женских команд по хоккею с шайбой : Дис. . канд. пед. наук : 13.00.04 : Москва, 2004 152 c. РГБ ОД, 61:04-13/881

Содержание к диссертации

Глава I. Литературный обзор по теме исследования

1 1 Краткая характеристика женского хоккея с шайбой 8

1 2. Игровая деятельность в спортивных играх 10

1.2.1 .Взаимосвязь технико-тактической и специальной физической подготовки в спортивных играх 10

1.2.2. Оценка игровой деятельности в хоккее 13

1.2.3. Контроль за тренировочным процессом в спортивных играх 15

1.3. Планирование тренировочной нагрузки в хоккее с шайбой.. .20

1.4. Физическая подготовка в хоккей с шайбой 31

1.5. Физиологические особенности женского организма 44

Глава II. Цель. задачи. методы и организация исследования

2.1. Цель и задачи исследования 55

2.2. Методы исследования 55

2.2.1. Анализ специальной литературы 56

2.2.2. Оценка игровой деятельности 56

2.2.3. Педагогические наблюдения 57

2.3. Организация исследования 57

2.3.1. Оценка тестов технико-тактической подготовленности 57

2.3.2. Пудьсометрия 65

2.4. Математическо-статистическая обработка результатов исследования 67

Глава III Оценка игровой деятельности высококвалифицированных игроков в женском хоккее с шайбой

3.1. Оценка соревновательной деятельности ведущих сборных женских команд мира по хоккею с шайбой 68

3.2. Оценка соревновательной деятельности команды, участвующей в чемпионате России по хоккею с шайбой среди женщин 80

Глава IV. Оценка тренировочной деятельности хоккеисток в соревновательный период

4.1. Разработка оценочных шкал величины и интенсивности тренировочной нагрузки в женском хоккее с шайбой 89

4.2. Физиологическая характеристика технико-тактических упражнений, выполняемых в тренировочном процессе хоккеисток 93

4.3. Анализ тренировочной работы технико-тактической направленности в команде «Спартак» 1 02

Глава V. Педагогический эксперимент

5.1. Разработка батареи тестов технико-тактической подготовленности 110

5.2. Метрологическая оценка тестов і 12

5.3. Организация и проведение педагогического эксперимента. 114

Список литературы 128

Введение к работе

Актуальность. Женский хоккей с шайбой в последнее время стал очень популярным видом спорта. Особую значимость ему придало включение в программу Олимпийских игр, что, в свою очередь определило внимание к этому виду спорта в нашей стране.

Современный хоккей — игра больших физических и психологических нагруюк. Его существенной и принципиальной характеристикой является ‘значительное увеличение объема действий защитников и нападающих в единицу времени при его постоянном дефиците и необходимости выполнять технические действия в жестком единоборстве с соперником [36, 65, 85. 116,157, 158, 168,207,220].

В настоящее время в области спортивной подготовки хоккеистов накоплен значительный материал серьезных научных разработок, свидетельствующий о большой значимости владения современной техникой и использования тактических построений при становлении и совершенствовании спортивного мастерства хоккеистов [20, 24, 43, 49, 65, 100, 110, 117, 137, 141, 172]. Между тем остаются до сих пор неясными вопросы оптимизации выбора состава и характера тренирующих воздействий, обеспечивающих необходимость и достаточность уровня технико-тактической подготовленности для эффективной реализации в условиях игровой деятельности хоккеистов. В частности, в работах по хоккейной тематике не нашли отражения вопросы адекватности форм и интенсивности тренировки, техники и тактики специфике игровой деятельности хоккеистов. Существующие ныне модельные характеристики технико-тактической подготовленности хоккеистов в основном отражают лишь отдельные компо-

ненты этой комплексной способности и детерминированьт чаше всего возможностями и инструментарием тестовых процедур.

Все вышеизложенное предопределяет актуальность предпринятого нами исследования с целью поиска подходов к созданию системы тренирующих воздействий, обеспечивающих технико-тактическую подготовку хоккеисток высшей квалификации.

Известно, что эффективность спортивной подготовки во многом определяется качеством организации тренировочного процесса, точностью выбора главных направлений в формировании тактико-технической, физической и психологической подготовленности спортсменов и спортивных команд [20, 23, 26, 39, 54, 66, 82, 107, 120, 144, 196]. На уровне высшего спортивного мастерства при этом особую важность приобретает совершенствование специализированных двигательных действий, обеспеченное тонко сбалансированными тренирующими воздействиями на физический и технический потенциал спортсмена [21, 49, 63, 71, 87, 99, 100, 105, 106]. Повышение степени специализированное тренировки атлетов высшей » квалификации в современной теории спортивной подготовки признано решающим фактором ее эффективности [35, 48, 72, 77, 78, 106, 108, 123, 136]. Опираясь на эти известные факты и научно-теоретические положения, мы предположили в качестве рабочей гипотезы, что проведение специального исследования, направленного на поиск технологических решений вышеуказанных современных представлений в интересах совершенствования подготовки игроков в хоккей с шайбой высшей квалификации, позволит выявить новые, ранее неизвестные резервы повышения их спортивной результативности и предложить конкретные средства и методы реализации этих резервов в системе подготовки женских хоккейных команд.

Цель диссертационной работы состояла в обосновании системы технико-тактической подготовки хоккеисток высшей квалификации адекватной специфике их игровой деятельности.

Научная новизна проведенного диссертационного исследования определяется: обоснованием использования комплекса тренирующих воздействий, обеспечивающего непротиворечивое совершенствование необходимых хоккеистке технико-тактического арсенала действий адекватных требованиям ее игровой деятельности; экспериментальной реализацией принципа соответствия содержания тренировочного процесса характеру соревновательной деятельности спортсмена; разработкой нового подхода к диагностике технико-тактической подготовленности игрока в хоккей на основе анализа результатов выполнения им стандартной тестовой тренировочной программы.

Практическая значимость полученных научных результатов обусловлена возможностями их использования для совершенствования процесса спортивно-технической подготовки хоккеисток высшей квалификации, перспективами рационализации систем контроля на разных этапах их подготовки, повышением оперативности педагогических коррекций интенсивности и уточнений специализированности тренирующих воздействий, а также новыми возможностями индивидуализации и типологизации (по амплуа) программ тренировки хоккеисток высшей квалификации.

Объект исследования. Процесс технико-тактической подготовки хоккеисток.

Предмет исследования. Методика технико-тактической подготовки высококвалифицированных игроков в женский хоккей с шайбой.

На защиту выносятся следующие основные положения диссертации:

Существующая практика технико-тактической подготовки хоккеисток высшей квалификации нуждается в приведении в соответствие с современными положениями теории и методики спортивной тренировки в части усиления специализированности тренирующих воздействий на данный компонент их спортивной подготовленности.

Специализированное^ тренирующих воздействий технико-тактической направленности хоккеисток достигается не только подбором тренировочных упражнений (близких по структуре к игровым действиям), но также и адекватностью режимов тренировочных нагрузок специфике игровой деятельности хоккеисток.

3. Предложенная система совершенствования технико-тактической
подготовки хоккеисток может быть использована для совершенствования
процесса их спортивной подготовки на этапе высшего спортивного
мастерства.

Краткая характеристика женского хоккея с шайбой

Женский хоккей с шайбой малоизвестен в нашей стране в настоящее время, поэтому имеет смысл кратко изложить историю развития этого вида спорта.

Как нестранно, возникновение женского хоккея относят к 1889 году и связывают с фамилией лорда Стенли (Lord Stanley of Preston). Лорд вместе с женой и дочерьми организовал каток перед зданием правительства в Оттаве, где проводились первые неофициальные игры. То, что первоначально считалось первой организованной и зарегистрированной женской хоккейной игрой, произошедшей в г. Барри (провинция Онтарио), оказалось в действительности единственной игрой сыгранной мужчинами, переодетыми в женское платье.

Первое газетное сообщение о встрече двух неназванных женских команд можно найти в газете «Ottawa Citizen» от 11 февраля 1891 года.

Первые международные соревнования по женскому хоккею с шайбой проходили в г. Кливеленде (штат Огайо) в 1916 г. В этих встречах участвовали команды Канады и США.

Стоит отметить, что более чем за тридцать лет до установления вратарем команды Montreal Canadien Джека Планта (Jacques Plante) традиции играть в защитной маске, это сделала в 1929 году Элизабет Грехем (Elizabeth Graham). Она стала первым игроком как среди мужчин, так и женщин защищать свое лицо проволочной фехтовальной маской вовремя турниров между колледжами.

Вторая мировая война замедляет развитие женского хоккея. Другой причиной замедления явилось активное развитие мужского профессионального хоккея, что повлекло за собой увеличение потребности в ледовом времени.

70-е годы прошлого столетия можно считать возрождением женского хоккея: организуются хоккейные команды в Швеции, Финляндии, Японии, Китае, Корее, Норвегии, Германии и Швейцарии. Широкое распространение в США и Канаде получают провинциальные и студенческие команды.

В 1980 году любительская хоккейная ассоциация, известная теперь как USA Hockey, организует первые международные соревнования.

Первый чемпионат мира среди женских команд проводится в 1987 году в США и Канаде. Среди участников команды из Швеции, Швейцарии, Голландии, Японии и стран организаторов.

17 ноября 1992 года Международный олимпийский комитет принимает решение о включении женского хоккея в основную программу Олимпийский игр, начиная с 2002 года, а также предоставляет возможность организаторам Олимпийский игр в Лиллехамере (Норвегия, 1994) и Нагано (Япония, 1998) включить этот вид спорта как показательный. Норвежский комитет отклоняет это предложение, а японский принимает. Таким образом Олимпийские игры 1998 года являются дебютом женского хоккея на Олимпиаде.

Командные спортивные игры принадлежат к категории ситуационных видов спорта. Действия спортсменов проходят в сложных условиях непосредственного контакта с игроками команды-соперника. Они быстротечны, развертываются в малые отрезки времени и в условиях информационной неопределенности [82, 95, 170].

Количество и последовательность действий, которые придется выполнять игроками в течение матча зависит от спортивно-технического мастерства противоборствующих команд, а также того тактического плана, которого придерживаются соперники во время игры [2, 53, 126].

Соревновательная деятельность спортсменов в командных видах спортивных игр складывается, главным образом, из выполнения технико-тактических действий и перемещений по площадке. Объем индивидуальных техкико-тактических действий выполняемых за игру каждым полевым игроком существенно зависит от его квалификации и во многом определяется выполняемыми игровыми функциями.

Как правило, большинство технико-тактических действий с порте мены-игровик и выполняют в дзижении. Поэтому физическая нагрузка в командных игровых видах спорта весьма значительна, а энергетические затраты для игр, связанных с борьбой за мяч (шайбу) с соперником, нередко сопоставимы с теми, что присущи упражнениям на выносливость [98, 149 ]. Наиболее энергетически нагрузочны баскетбол, хоккей, гандбол и футбол: уровень обменных реакций в этих видах спортивных игр повышается по сравнению с основным в 10-15 раз [151]. Нагрузка в командных игровых видах спорта носит переменный характер: периоды большой активности чередуются с паузами малой активности, а иногда и с пассивным отдыхом. Особенно выражено это в играх с возможностью замены игроков по ходу матча, с большим количеством участников, проходящих на площадках большого размера (табл. 1).

Характерной чертой двигательной активности спортсменов-игроков является также большой объем различных по скорости, способам и направлениям перемещений (табл. 2).

Энергообеспечение действий играющих разнообразно. Вместе с тем, современные тенденции развития практически всех командных спортивных игр, направленные на интенсификацию игры, приводят к повышению удельного веса анаэробного способа энергообразования. Подобный уровень интенсификации обменных процессов игроки сохраняют в течение 40-150 с, затем двигательная активность их временно снижается.

Цель и задачи исследования

Целью нашего исследования являлось обоснование системы технико-тактической подготовки хоккеисток высшей квалификации адекватной специфике их игровой деятельности. В связи с поставленной в работе целью в ходе исследования нам предстояло решить следующие задачи: 1. Изучить специфику игровой деятельности ведущих женских команд по хоккею с шайбой. 2. Разработать методические подходы, обеспечивающие адекватность тренирующих воздействий требованиям игровой деятельности. 3. Оценить эффективность предложенной методики технико- тактической подготовки жентцип-игроков в хоккей с шайбой. Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования, призванный обеспечить проведение теоретических изысканий и получение обьективной информации о разных сторонах изучаемого процесса совершенствования технико-тактической подготовленности женщин игроков в интересах обеспечения его адекватности требованиям их деятельности в соревновательных условиях. В указанный комплекс входили следующие методы исследования: — анализ специальной литературы; — педагогические наблюдения; — педагогические эксперименты; — тестирование уровня технико-тактической подготовленности хоккеисток; — инструментальные методики исследования: а) фотодиодная хронометрия; б) видеоциклография; в) пульсометрия; — методы математической статистики. Изучение специальной научной и методической литературы обеспечило получение материалов для теоретического анализа состояния вопроса исследования, конкретизацию его методологии и выбор главных направлений предпринятых нами теоретических поисков перспективных путей решения проблемы обеспечения адекватности тренирующих воздействий требованиям повышения эффективности деятельности игроков команд высшей лиги. Всего было проанализировано 227 источника, из них 181 отечественных и 46 иностранных, которые представлены в списке литературы. Оценка игровой деятельности проводилась по видеозаписям игр Чемпионата мира 2000 г. и Олимпийских игр 2002 г. ведущих команд мира. Всего было проанализировано 15 иір, в которых принимали участие сборные команды России, Швеции, Финляндии, Канады, США. Также было проанализировано 8 игр регулярного Чемпионата России по хоккею среди женских команд 2000-2001 гг. Педагогические наблюдения проводились с целью изучения технической и тактической подготовленности игроков в женский хоккей в зависимости от содержания и объема применяемой тренировочной нагрузки. Педагогические наблюдения осуществлялись в виде динамических наблюдений за уровнем технико-тактической подготовленности хоккеисток в естественных условиях тренировки хоккейного клуба «Спартак», г. Москва. Наблюдения проводились в подготовите;ІЬНЬІЙ и соревновательный периоды сезона 1999-2000 гг. на базе спортивного комплекса «Спартак» в Сокольниках. Для оценки уровня владения хоккеистками технико-тактическим мастерством была разработана батарея тестов. Выбор тестовых процедур основывался на предложениях и рекомендациях, изложенных в работах Дерябина СЕ. [43], Селуянова В.Н. и Сарсании С.К. [159], Урюпина Н.И.[162]. В батарею тестов вошли следующие тестовые процедуры: 1. Бег на коньках 36 м. 2. Бег на коньках 36 м спиной вперед. 3. Бет на коньках змейкой (с огибанием 7 стоек).

Оценка соревновательной деятельности ведущих сборных женских команд мира по хоккею с шайбой

В табл, 4 представлены результаты соревновательной деятельности команд-участниц чемпионата мира по хоккею с шайбой среди женщин 2000 г. и Олимпийских игр 2002 г. Сравнительный анализ по большинству показателей, представленных в таблице, выявляет разницу в стиле игры сборной команды России и других стран участниц, По общему количеству выполненных атак хоккеистки сборной России на 21,9-32,4% (р 0,01) выполняют их меньше, чем ведущие команды мира. Более детальное рассмотрение разновидностей атак показывает, что отставание российской сборной команды происходит за счет достоверно меньшего количества коротких (р 0,01) и позиционных атак (р 0,05). По показателю количества длинных атак паша команда не отличается от зарубежных. Соответственно, современные тенденции игры ведущих женских хоккейных команд в нападении направлены на высокоинтенсивную игру в зоне противника, что ведет к увеличению общего количества бросков по воротам. В то же время обращает внимание и показатель, связанный с эффективностью игры команды в защите. Повышение количества бросков по воротам требует адекватных мер со стороны защитников, создающих плотный оборонительный заслон перед своими воротами, тем самым, перекрывая путь коротким атакам. Это выражается, как можно видеть по соответствующей графе, в повышении эффективности действий защиты в зарубежных командах. Российская сборная по этому показателю так же имеет достоверное отставание (р 0,05), в силу другого темпа игры в целом.

Представленные на рис. 6 и 7 примеры развития атак являются типичными для игр анализируемых чемпионата мира и Олимпийских игр. Следствием выявленного расхождения в соревновательной деятельности российской женской сборной и ведущими командами мира является достоверно низкая (р 0,05) возможность для нашей команды поразить ворота соперников (показатель количества бросков по воротам). Соответственно, повышаются требования к построению линии защиты. По показателю эффективности игры команды в защите при недостоверном различии (р 0,05), все-таки наблюдается отставание от других команд. В таб. 5 представлены усредненные временные параметры игр на чемпионате мира по хоккею с шайбой среди женщин 2000 г. Анализ таблицы позволяет определить данные необходимые для планирования организации тренировки технико-тактической направленности, В практической работе следует ориентироваться на следующие временные значения: «ірязное» время игры в одном периоде составляет 30-35 минут; количество смен в одном периоде в среднем составляет 25; среднее время игры в одной смене составляет 50-60 с, при 110-120 с интервалах отдыха для одного звена. Следует отметить следующую закономерность, касающуюся динамики рассматриваемых показателей по ходу игры. В третьем тайме при общем увеличении «грязного» времени игры, имеется некоторая незначительная тенденция к уменьшению времени отдыха для одного звена. Скорее всего это можно объяснить предположением о том? что к концу игры, когда с одной стороны возрастает напряжение матча и часто решается окончательный итог, нахождение отдельных удачно играющих звеньев возрастает, при снижении их времени отдыха. С другой стороны, накапливающаяся усталость, приводит к большему количеству технического брака и нарушениям, что увеличивает общее время периода.

Разработка оценочных шкал величины и интенсивности тренировочной нагрузки в женском хоккее с шайбой

В нашей работе анализ тренировочной работы тактико-технической направленности проводился на основе оценочных шкап. Разработка шкал осуществлялась на основе обобщения опыта ведущих слечеетвенных специалистов в области теории и методики спорта и хоккея в частности (Годик М.А. [42], Урюпин КН. [162], Чатитян А.А. [172]). Оценочные шкалы составлялись с учетом объема и интенсивности выполненной учебно-тренировочной нагрузки с целью оценки эффективности тренировочного процесса.

Оценка интенсивности нагрузки осущесчвлмлась по пятибалльной системе, в которой соответствующему интервалу частоты сердечных сокращений присваивался определенный баті л градации интенсивности (низкая, средняя, повышенная, высокая) (табл. 10).

В табл. 11 представлена шкала для оценки суммарной величины нагрузки одного тренировочного занятия, в которой учитывается интенсивность и объем выполненной работы. Градация величины тренировочной нагрузки иолу чается на основе произведения значения показателя интенсивности тренировочного занятия (баллы) на время выполнения этой нагрузки в минутах. Эффективность выполнения тренировочных заданий технико-тактической направленности определялась с помощью модифицированной шкалы оценки, предложенной Урюпиным НИ. [162] <табл. 12). ЛНШІИ І тренировочной работы, выполняемый хоккеистками хоккейного клуба «Спартак» (Москва) позволил разделить упражнения технико-тактической направленности на несколько групп.

В ходе наблюдений за хоккеистками в рамках констатирующего педагогического эксперимента нами выполнялась регистрация ЧСС у игрока, реакция сердца на физическую нагрузку которого была в среднем типична для большинства членов команды (средний по физической подготовленности игрок). Регистрация ЧСС выполнялась на всех тренировочных занятиях на протяжении всего соревновательного периода подготовки. Это позволило дать оценку реакции сердечно-сосудистой системы на большинство технико-тактических упражнений, используемых в тренировочном процессе у хоккеисток на льду.

Анализ реакции сердечно-сосудистой системы па выполнение технико-тактических упражнений показал, что они могут быть распределены по группам следующим образом, 1 группа — упражнения, направленные на совершенство технического мастерства выполнения отдельных индивидуальных цейсі вий игрока. К ним можно отнести: отработку ведения шайбы, совершенствование обводки, отборы шайбы и финтов, броски по воротам Нарис. 11 и 12 приведены примеры упражнений первой группы.

На рис. 11 приведен пример упражнения направленного на совершенствование техники передач и бросок шайбы. Б этом упражнении 2 группы выполняют длинный диагональный нас, принимающий игрок выполняет вход в зону и бросок по воротам- В дальнейшем прокатывается на скорости в «хвост» группы.

Упражнение, представленное на рис, 12, направленно на совершенствование гехникн передач, бросков и добиваний шайбы. В этом упражнении защитники располагаются на синих линиях (упражнение выполняется на двое ворот), нападающие — в углах площадки с шайбами; отдав пас защитнику, они передвигаются к воротам на помехи и добивание шайбы.

Физиологическая характеристика упражнений этой группы следующая. Спортсменки выполняют рывки или ускорения 2-5 шагов. Ускорения заставляют активироваться 70-90% двигательных единиц и эти кратковременные рывки выводят ЧСС на уровень 140-160 уд./мин. 2 группа- упражнения группового характера, метраж которых превышает 80 метров (рис. 13, 14). Нарис. 13 представлено игровое упражнение 1×0 с догоняющим ( с шайбой). На рис. 14 упражнение выполняется во встречных потоках, при этом после выполнения игроком передачу шайбы необходимы ускориться. Упражнения этой группы приводят к увеличению ЧСС спортсменок до 150-160 уд7мин.? что соответствует мощности выполнения упражнения на уровня ПАНО или несколько выше. 3 группа — упражнения группового характера, метраж которых меньше 80 метров (рис. 15, 1 6).

В задании в примере упражнения, представленного на рис. 15 два нападающих меняются местами, центральный нападающий входит в зону, отдает передачу партнеру и устремляется к воротам, далее по схеме.

Женский хоккей

Женский хоккей

Женский хоккей с каждым годом становится все более распространенным и привычным явлением – несмотря на то, что до шестидесятых годов прошлого столетия заниматься этим «сугубо мужским» видом спорта женщины могли, только переодевшись в мужской костюм. Сегодня же женский хоккей официально входит в программу зимних олимпийских игр.

Мы приглашает всех женщин, которых привлекает эта захватывающая игра расстаться с предрассудками и попробовать сыграть в новом для себя виде спорта. Мы проводим набор в женские хоккейные группы девушек разного возраста и уровня хоккейного мастерства. В том числе, мы можем просто поставить на коньки женщин любого возраста и девочек от 3-х лет. Мы регулярно проводим разнообразные мастер-классы для женских команд.

Экипировка в женском хоккее

Типичный вес женской экипировки для хоккея насчитывает не менее 10 килограммов, практически не отличаясь от мужской. Несмотря на это хоккейная форма несколько «подгоняется» под женское строение тела: существуют, но не особо распространены на практике даже нагрудники чашечками, а традиционная мужская «ракушка» в женской форменной одежде для хоккея имеет вид плоской пластины, вшитой в область паха. Обязательное условие женской хоккейной экипировки – наличие косынки- банданы для волос и маски, полностью закрывающей лицо, что обеспечивает большую безопасность хоккеисток, которые даже в «мужском» виде спорта нуждаются в более сильной защите.

Силовые приемы в женском хоккее

Существенным и главным отличием женского хоккея от мужского является официальный запрет на использование силовых приемов: контактной борьбы, игры «корпус в корпус», ударов руками, локтями, подножек, задержек соперниц руками, клюшкой и других признаков силовой борьбы. За драки на льду спортсменки облагаются дисциплинарными (удаление с заменой) или обычными штрафами (удалением с поля на определенный отрезок времени без замены). Поскольку силовые приемы в этом виде спорта для женщин запрещены, хоккеисткам приходится делать больший упор на техническое и тактическое мастерство игры, используя не силу и скорость, а типичные для женского характера непредсказуемость и хитрость.

Преимущества женского хоккея с шайбой

Кол-во занимающихся женским хоккеем с шайбой, намного меньше чем мужским. Конкуренция ниже. Практически не используются силовые приемы, скорость и темп игры ниже. Травматичность женского хоккея ниже мужского. Поэтому при должном старании хоккеисток им легче попасть в клубы и национальную сборную, чем мужчинам. В женском хоккее практически отсутствуют возрастные ограничения, на прошедшем чемпионате мира практически в каждой из 8 команд выступали хоккеистки старше 40 лет.

Как проходят тренировки в женском хоккее?

Оптимальный возраст для начала занятий профессиональным женским хоккеем – 5-6 лет. Первые несколько лет в школе девочки-хоккеистки тренируются вместе с мальчиками, так как до подросткового возраста ни физические, ни технические способности представителей обоих полов принципиальных отличий не имеют. Начиная с 15 лет, когда более ярко проявляются гендерные особенности спортсменов, формируются чисто мужские и чисто женские хоккейные команды.

Рассказ о восходящей звезде российского женского хоккея

Гамаши, трусы и шайба вместо фитнеса: как я побывала на тренировке женской команды по хоккею

Про хоккей до недавнего времени я знала не очень много. Ни разу не смотрела матчи по телевизору, не следила за успехами нашей сборной (просто знала, что там все гораздо лучше, чем в футболе), а о том, что женщины могут играть в хоккей, и вовсе не подозревала. Пока к нам в редакцию не написала Лариса и не позвала “отважную журналистку” на тренировку в команду «Вега». Самой отважной в Daily оказалась я.

Тренировка «Веги» начиналась в субботу 21:45 в “Луми”. И это еще не самое позднее время — петрозаводские хоккеисты регулярно испытывают трудности со льдом. Когда не было «Луми», то некоторые даже ездили в Кондопогу тренироваться по ночам. Прийти меня попросили заранее, чтобы успеть переодеться. Почти сразу стало понятно, что процесс этот действительно трудоемкий. Особенно меня впечатлил размер сумок, с которыми девушки заходили в раздевалку. Есть специальные сумки на колесиках, заточенные именно под хоккейное обмундирование, но многие экономят и покупают просто обычные спортивные.

У тебя хорошие данные для хоккея. Высокий рост, крепкое телосложение, длинные руки и ноги — хотите, продолжайте тренироваться с нами. Хотя у нас особых ограничений нет, главное — желание и умение стоять на коньках, остальному научат, — замечает Лариса.

Впечатлившие меня сумки

Впечатлившие меня сумки

Мой шлем

Подготовка к тренировке

Итак, подготовка к тренировке. Сначала ты надеваешь «трусы» (на самом деле это такие большие шорты), потом щитки, сверху — гамаши (что-то вроде чулок, чья функция чисто эстетическая). Гамаши так-то крепятся на специальные подвязки с «ракушкой», но не у всех есть эта деталь хоккейного гардероба, поэтому девушки заматывают их скотчем.

После этого — три пары носков и коньки, которые я затянуть сама не смогла. Пока мне помогали их зашнуровать, 13-летняя Влада рассказывала о том, что кроме хоккея занимается боксом и умудряется все успевать. После коньков надо надеть нагрудник, налокотники, свитер, краги (защитные перчатки) и, конечно, шлем. В этом во всем начинаешь потеть практически сразу, так как все это весит прилично. Но атмосфера при этом в раздевалке стоит веселая — девушки активно шутят и обсуждают предстоящие игры.

Я готова к выходу на лед. Но это неточно.

Как рассказали девочки из «Веги», экипировку они в основном покупают с рук. Что-то продают мужчины-хоккеисты, что-то можно купить у юниоров. Поэтому тренировочная форма у девушек выглядит достаточно разномастно.

Селфи в раздевалке

Главное в этом деле — подобрать удобные коньки, чтобы катание не отзывалось мучительной болью в ногах, как это произошло со мной. «Если подобрать хорошо коньки, то будешь ездить как по маслу. Я тоже долго выбирала, — рассказывает мне Катя, которая приезжает на тренировки аж из Питкяранты. — Почему приезжаю? Хоккей очень люблю. Нравится в нем трудность, преодоление себя», — рассказывает она.

В ожидании выхода на лед

Тренировка

В 21:50 нас выпускают на лед. И тут я понимаю, что каталась последний раз лет 5 назад. На коньках для фигурного катания. Провал. Держась за бортик, пытаюсь понять, как ездить на этих коньках. Девушки же уже очень активно разминаются, пролетая мимо меня на огромных скоростях. Со стороны кажется, что они, как минимум, мастера спорта, хотя команда совсем недавно начала тренироваться. 43-й размер коньков дает о себе знать — ездить мне очень неудобно. Приходится менять коньки, но ситуацию это особо не спасает — ездить по-прежнему очень мучительно.

Тренировка на льду

Пока я пытаюсь разобраться со своими ногами, тренировка уже в самом разгаре. Она условно делится на две части: отработка техники и игра небольшими командами 5 на 5. Во время упражнения на попадания шайбой по воротам одна из девушек кричит мне, чтобы я отошла в безопасное место: у меня открытый шлем и шайба может случайно прилететь по лицу. Хотя при этом женский хоккей куда безопаснее, чем мужской. Как объясняет мне тренер Иван Николаевич Кушеверский, в нем запрещены сильные удары и борьба. Упор делается на отработку техники.

Тренер дает задание

— Мы стараемся, чтобы хоккей был безопасен для девушек, поэтому есть ограничения. Нельзя бить по шайбе с замахом и нельзя жестко включаться в борьбу за шайбу. Не дай бог у кого из девушек будет травма, — рассказывает Иван Николаевич.
— А мужчин не жалко? — интересуюсь я.
— Ну, они же благородные рыцари и бойцы, — парирует тренер.

На самом деле максимум по травмам, которые можно заработать на тренировке, — это синяки. А так, многие вполне себе с маникюром ходят, ногти не ломаются. Правда, мой ноготь предательски сломался, опровергнув этот тезис.

Отмучившись 40 минут и понаблюдав за тренировкой со льда, я решаю поговорить с Ларисой, которая в команде явный лидер, хотя сама и не тренируется. Начала она заниматься делами команды из-за того, что в ней тренируется ее дочка Катя. Но сейчас уже это не определяющий момент — продолжит даже в том случае, если Катя из хоккея уйдет.

С детства Катя занималась индийскими танцами. Даже выступала уже в концертном составе «Маюри». А потом внезапно заявила, что хочет заниматься хоккеем. В ДЮСШ девочек-подростков заниматься не берут. Так появилась идея тренироваться с другими желающими девушками. Вдохновителем создания именно разновозрастной команды стала наша капитан Елена Шкурко. Именно с ней вдвоем мы собрали первую тренировку и договорились, чтобы СК «Луми» предоставил нам лед. Всего к нам ходит около 30 девушек: от подростков до взрослых женщин. И да, хочу отметить, что наша команда очень благодарна за поддержку директору СК «Луми» Василию Григорьевичу Филину.

Уровень подготовки у всех тоже разный. Кто-то тренировался в других командах и уверенно ведет себя на льду, а кто-то, как и я, в начале тренировок едва стоял на коньках и держался за клюшку. Технику катания подтягивают в свободное время.

IMG_2253

IMG_2244

IMG_2229

IMG_2267

IMG_2259

При этом петрозаводская команда уже начала выступать на соревнованиях. Например, 28 и 29 сентября боролись с двумя питерскими командами за Кубок вызова. Матч питерским девушкам они проиграли, но при этом игра была динамичной и интересной. Как пояснила Лариса, региональные женские команды зачастую очень сильно уступают командам из мегаполисов.

Надо понимать, что в играх с питерскими и московскими командами иногда счет бывает 22:0, например. Наша же команда пока не выигрывает, но уже забивает и создает опасные моменты на воротах. Почему региональные команды слабее? Тут все очевидно: и финансовых возможностей больше, и мест, где можно тренироваться. Мы верим, что у нашей команды все впереди и свои победы мы еще одержим, — рассказывает Лариса.

Из разговора я также понимаю, что у команды три основные головные боли. Первая — тренировки на льду, которых всегда мало. Сейчас лед можно арендовать либо рано утром, либо поздно вечером. Утром могут только те, кто работает в свободном режиме. Поздно вечером могут тоже не все — семью и личную жизнь никто не отменял. А некоторые девушки из команды ради этих тренировок приезжают из других городов Карелии.

Команда перед матчем (форма еще старая)

Вторая проблема — небольшой состав команды. Именно поэтому девушки активно зовут всех желающих к ним присоединиться.

Третья проблема — финансирование. Выезды на соревнования, аренды льда, экипировка — все это стоит денег, а под правительственные гранты женская разновозрастная команда не попадает. Помогают только подросткам. Позволить себе выезды, конечно, могут далеко не все.

После тренировки

IMG_2368

IMG_2347

IMG_2333

IMG_2264

В 11 вечера тренировка заканчивается. Все уже сильно устали — полтора часа на льду, по моим ощущениям, заменяют несколько полноценных тренировок в зале. Даже я, которая не выполняла особых упражнений, чувствую усталость.

Да, хоккей действительно отличный фитнес. А ноги болят только первые тренировки, потом привыкаешь, — говорят девчонки.

На прощание девушки кричат мне: «Напиши о нас так, чтобы мы нашли спонсоров». Спонсоры, помогите прекрасным и активным девушкам чаще тренироваться и выезжать на соревнования. Вот ссылка на их группу. Ну, а если вы девушка и хотите попробовать заниматься хоккеем, то вас тоже встретят с распростертыми объятиями. Команде нужны бойцы.

P. S. В полпервого ночи я возвращаюсь домой. Ноги готовы отвалиться. Они будут болеть еще дня два.

http://www.dslib.net/fiz-vospitanie/tehniko-takticheskaja-podgotovka-zhenskih-komand-po-hokkeju-s-shajboj.html

Женский хоккей