История косметики

«Женщина без косметики, что пища без соли»
Платон (древнегреческий философ)

История косметики так же длинна, как и история человечества. При этом в разные времена косметике придавалось совершенно различное значение. Косметика могла использоваться и в религиозных, и в декоративных целях, ее могли наносить как мужчины, так и женщины. Или же наоборот – она могла быть запрещена.

Само слово «косметика» греческое. И, как и слово «космос», в переводе означает «порядок» – порядок во вселенной и порядок на лице. В Древней Греции были косметы – рабы, в чьи обязанности входило купание греческих граждан в специальных ваннах с душистыми маслами, а также они занимались массажем. Слово же «косметика» для обозначения средств для нанесения макияжа впервые было использовано на Международной выставке в Париже в 1867 году. Именно в этот год мыловары и парфюмеры начали представлять свою продукцию отдельно от продукции фармацевтов.

Косметика в Древнем Египте

Косметика в Древнем Египте

Косметику использовали еще в Древнем Египте и странах Месопотамии. Так, в Месопотамии уже 5000 лет тому назад была известна губная помада. Красили губы и древние египтянки. В Древнем Египте в качестве помады использовали смесь на основе животного жира с добавлением пчелиного воска и красного пигмента или же красную глину. Помада в Древнем Египте чаще всего имела темные оттенки. Кроме помады, египтянки также использовали тени для век, подводку для глаз, красили ногти и волосы.

Глаза в Древнем Египте подводили как мужчины, так и женщины, при этом совсем не с целью украсить себя. В те времена считалось, что подводка защищает глаза от проникновения через них в душу человека злых духов. Для подводки глаз египтяне использовали краски из сурьмы (кохль – до сих пор используется в качестве подводки в мусульманских странах, это черный камень, растолченный в порошок и разведенный обычно касторовым маслом) и сажи.

Косметика в Древнем Египте

Веки красили тертым малахитом, смесью зеленой меди и сернистым свинцом, рудой. К слову, свинец еще и отпугивал насекомых. Румяна в Древнем Египте делали из сырья растений и кустарников.

На головах египтяне носили масляные ароматные конусы, ношение которых уже было связано с практическими нуждами, — они защищали от насекомых, которых в жарком климате Древнего Египта было множество.

Ногти египтяне красили хной, о чем сохранились сведения в упоминаниях о самой известной египетской царице Клеопатре. К слову, Клеопатра очень любила косметику и даже написала целый трактат о косметических средствах под названием «Лекарства для кожи».

Первые письменные сведения о косметике также связаны с Древним Египтом — папирус Эберта – первый письменный документ, в котором содержатся советы по использованию косметических средств.

Макияж в Древнем Египте

Косметика в Древней Греции

В Древней Греции также любили косметику. О косметических средствах можно прочитать и в «Одиссее» Гомера, и в трудах известного древнегреческого врача Гиппократа, который описывал ряд средств, позволяющих стать женщинам еще краше.

Гречанки красили губы, румянили щеки, осветляли волосы. Тушь для ресниц греческие девушки делали из сажи, помаду из кошенили (травяная тля) или же с добавлением пигментов сурик, киноварь, которые, к слову, ядовиты.

О ядовитости некоторых косметических средств, а соответственно их вреде, уже позже, во времена Древнего Рима, будет писать врач Клавдий Гален. Ведь киноварь – это ртутный минерал, а сурик – минерал, содержащий в своем составе не менее вредный для здоровья свинец. Тем не менее, римлянки все равно будут использовать свои помады.

Всемирная история косметики

Древний Рим и история косметики

В Древнем Риме, в отличие от Греции, косметику использовали не только женщины, но и мужчины – подводили губы и румянили щеки. В Древнем Риме в качестве краски для век использовался уголь, фукус (морская водоросль), в основном, красного цвета — для щёк и губ, воск — в качестве средства для удаления волос, ячменная мука и масло — для удаления прыщей, а пемза — для отбеливания зубов.

Римляне проводили много времени в банях, следя за чистотой тела, а также в соляриумах, принимая солнечные ванны.

Косметика Древней Японии и Древнего Китая
В Японии женщины белили лица, выбривали брови и на их месте делали две густые черты черной тушью или же рисовали черные круги. Лоб по краям у линии роста волос подводили тушью и ярко красили губы. Использовалась помада зеленого цвета. Замужние женщины могли красить зубы черным лаком.

Мужчины также использовали косметические средства – рисовали небольшие усики, использовали ароматические вещества, ухаживали за пальцами рук и ног, применяя паровые ванны.

Женщины Древнего Китая также, как и японки, белили лица и наносили румяна на щеки, удлиняли брови, отращивали длинные ногти и красили их в красный цвет.

Косметика Древней Японии и Древнего Китая

Современный макияж с элементами китайского стиля

Средневековье и косметика
В Средневековой Европе модными считались бледные, нетронутые загаром лица, а католическая церковь была настроена решительно против любого использования косметики. Ведь главное – это красота душевная, но никак не физическая. Но, тем не менее, женщины все же подкрашивали губы и румянили щеки. В моду также вошла высокая линия лба – и волосы надо лбом могли сбриваться, выщипывались брови и ресницы. Мода на высокую линию лба сохранится и позже – в период Возрождения.

макияж XV века

Возрождение
Во времена Возрождения (Ренессанса) лица красили свинцовыми белилами, использовали помаду, а также пудру.

Продавалась в те времена в Италии и пудра на мышьяковой основе. Такую пудру можно было купить в косметической лавке госпожи Туфании из семейства Тофана. Весьма сообразительные покупательницы могли использовать такую пудру не только в косметических целях, но и в качестве яда — растворив ее в воде.

Свою жизнь госпожа Туфания закончила на костре. Но ее дело продолжила Теофания ди Адамо также из семейства Тофана. Теофания считается изобретательницей яда «аква Тофану», секрет которого так и не был раскрыт до сих пор. Данный яд был ядом без вкуса и запаха. При этом он убивал постепенного, а признаки отравления легко можно было спутать с признаками болезни, к примеру, брюшного тифа. Жертвами яда «аква Тофану» в основном становились мужчины – мужья и любовники роковых итальянок. Теофания также была казнена святой инквизицией.

XVII-XVIII века
В XVII и XVIII веках – периоды барокко и рококо – моду задает французский двор. Косметику в те времена использовали в больших количествах. Использовали как мужчины, так и женщины – красили яркой помадой губы, румянили щеки, белили лица – бледный цвет лица по-прежнему в моде, пудрили парики, использовали разнообразные ароматические вещества и духи в огромных количествах. В том числе и для того, чтобы заглушить запах немытого тела, так признавалась испанская королева, правда еще в XV веке Изабелла Кастильская — за всю жизнь она мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы.

Людовик ХIV, французский король XVII века, король-солнце, также мылся несколько раз в жизни — и то по совету врачей. В те времена дворяне лишь омывались – во дворцах были тазики с водой, в которых они поласкали руки и лицо. Поэтому французские аристократы и дамы тех времен благоухали не ароматами туберозы и лаванды, а совсем иными запахами. К слову сказать, на Руси всегда любили мыться в русской бане, даже простые мужики.

косметика период рококо

В период рококо мода на бледные лица усиливается – лица не только покрываются белилами, но еще и голубой краской подводили линии вен. При этом на фоне бледного лица должны были выделяться ярким красным пятном губы и румяные щеки – как у женщин, так и у мужчин. И все это в сочетании с прическами невероятных размеров.

В Англии времен Королевы Елизаветы I (период царствования 17 ноября 1558 — 24 марта 1603 года) косметику наоборот старались не использовать, считая ее вредной для здоровья. В то время бытовало поверье, что косметика не дает коже испарять влагу. Не любили косметику англичане и периода правления королевы Виктории (XIX век). Впрочем, англичанки, чтобы придать щекам хоть какой-то румянец перед выходом в свет нещадно пощипывали их и кусали губы, с целью придать им более яркий цвет.

Винтажная декоративная косметика

Косметика в XIX веке
В XIX веке косметикой будут пользоваться повсеместно, при этом не только знатные и богатые женщины, как это было ранее, но и женщины со средним доходом. Косметика же станет уделом женщин, но не мужчин, а ее цвета перестанут быть яркими и насыщенными, и приблизятся к естественным природным цветам, при помощи которых лицам придавался здоровый румяный цвет.

Чрезмерное использование косметики и яркий макияж будут всячески осуждаться. При этом яркий и вызывающий макияж станет признаком женщин легкого поведения. Подобное убеждение сохранилось в сознании многих и по сей день, хотя на дворе давно XXI век.

Всемирная история косметики

Помада
Корни слова фр. pommade, итал. pomata и лат. pomum — яблоко, цвет помады — как цвет спелого яблока.

Первая помада в форме карандаша была представлена в 1883 году в Амстердаме, она была завернута в шелковую бумагу. Помаду в тюбике впервые представила фирма GUERLAIN. В 1915 году в США появилась помада в металлической упаковке, что сделало ее использование весьма удобным. А уже в 1949 году также в США появляются машины для выпуска помады в металлических, а позже и в пластиковых тюбиках. В таком виде помада выпускается и по сей день.

Тушь для ресниц впервые была выпущена в XIX веке английским торговцем родом из Франции Юджином Риммелом. А слово «rimmel» и по сей день во многих языках — турецкий, румынский, португальский — обозначает тушь. Тени для век начала выпускать компания Max Factor, первые тени для век компанией Max Factor были разработаны на основе хны.

Первый тональный крем также был разработан компанией Max Factor в 1936 году.

Эталоны женской красоты в истории: Каменный век, Древний Египет, Греция, Рим, Индия

На протяжении всей истории человечества женщина воспринималась как источник красоты и вдохновения. Каждый народ, исходя из особенностей своего быта, верований, культурных традиций и т.д. создавал свой неповторимый образ, становившийся эталоном женской красоты на многие годы, а иногда и столетия.

Так как тема очень интересная и многогранная, а охватить ее хочется как можно более полно, пост я решила разделить на несколько частей. В первой я постаралась собрать наиболее интересную информацию о женских эталонах красоты в каменном веке, Древних Египте, Индии, Греции и Риме.

Каменный век

Сейчас сложно точно определить назначение и символичность этих статуэток: отражали ли они представления о женской красоте древних людей, отожествлялись с местными божествами, имели ритуальное значение или иной смысл. Точно ясно одно: символ женщины-матери, многократно рожавшей, способной прокормить потомство имел колоссальное значение в каменном веке. И это неудивительно: в тяжелые времена не до романтики и эстетики. Именно от способности женщины произвести и выкормить потомство во многом зависел вопрос выживания рода.

Древний Египет

Никогда еще в истории древнего мира до Египта женщины не уделяли столько внимания уходу за собой: египтянки ухаживали за своим телом и лицом, первыми стали использовать крем для лица и скрабы, активно пользовались макияжем. Именно египтяне первыми ввели в обиход косметические средства, которые мы используем и по сей день: тушь для ресниц, румяна, тени для век, лак для ногтей и др. Не случайно Древний Египет по праву считается родиной косметики.
Какие же представления о красоте существовали в этой стране?

Фигура и черты лица
Судя по дошедшим до нас фрескам, представлениям об идеальной красоте соответствовали стройные женщины с развитой мускулатурой, широкими плечами, небольшой грудью, длинной шеей, длинными ногами, узкими бедрами, густыми черными волосами. Также ценились такие черты лица как пухлые губы, прямой нос, густые черные брови, а главное — большие выразительные миндалевидные глаза. Культ красивых глаз властвовал в Египте, поэтому египтянки активно подчеркивали их с помощью косметики. Самым красивым цветом глаз считался зеленый, поэтому глаза обводили зеленой краской из углекислой меди (позже ее заменили черной). Для того, чтобы придать взгляду выразительности и расширить зрачки в глаза капали сок белладонны.

Уход за лицом и телом

Египтяне были очень чистоплотными и уделяли большое внимание уходу за кожей лица и тела. Египтянки из высшего сословия принимали ароматические ванны, очищали кожу специальной смесью из глины и золы, втирали в кожу ароматические масла, а для придания гладкости и мягкости — кремы, в основу которых входил тертый мел. Также считается, что именно египтяне придумали скраб для тела, в основе которого входила морская соль и молотые кофейные зерна. В качестве аналога современного мыла использовался пчелиный воск, который разводили в воде и использовали в процедурах омовения.
Идеальная кожа в представлении древних египтян должна была быть светло-бронзового цвета. Для того, чтобы добиться эффекта отбеливания и скрыть дефекты кожи, египтянки делали специальные маски из охры. Кроме того, на лице они рисовали тонкие голубые линии, похожие на вены для усиления их контраста с бледностью кожи.
Для защиты кожи от ветра и яркого солнца на кожу наносили овечий жир и натуральные масла (оливковое, касторовое, кунжутное).
С морщинами боролись с помощью меда с солью.
В Древнем Египте волосы ценились только на голове)) В папирусах того времени зафиксированы сведения о том, что фараоны желали видеть своих наложниц без лишней растительности на теле. Большой популярностью пользовалась восковая эпиляция. Для удаления волос таким способом использовали пастообразную массу, сделанную из лайма, крахмала и даже мышьяка. Также для удаления лишних волос применяли смесь сахара с пчелиным воском.
Кроме того, в ходу были кремниевые и бронзовые бритвы и пинцеты. Служанки специальными пинцетами удаляли волоски на теле своих богатых хозяек. Процедура занимала много времени и была довольно болезненной.

Изначально использование косметики считалось прерогативой жрецов. Именно они владели секретами приготовления косметических средств и использовали их в процессе проведения ритуалов, а также для защиты от сглаза и порчи.
Позже косметика стала распространяться и среди знатных египтянок. Что представлял из себя макияж той эпохи?
Особый акцент делался на глаза. На ресницы специальными палочками, изготовленными из слоновьих бивней, наносили краску сделанную из сурьмы, графита, жженого миндаля и даже крокодильего помета. Делалось это, правда, больше не для красоты, а для защиты от злых духов.
Глаза египтянки подводили краской из толченой пыли малахита или лазурита, придавая им миндалевидную форму. Для получения более темного черного контура использовали сурьму. А в качестве теней для век применяли пыль из малахита, бирюзы и глины.
В качестве помады для губ выступала смесь на основе морских водорослей, йода и брома, что, конечно, было небезопасно для здоровья. По неподтвержденным данным в связи с этим фактом и появилось выражение «красота требует жертв». Клеопатра готовила помаду по своему оригинальному рецепту: толченные красные жуки смешивались с яйцами муравьев и рыбьей чешуей для придания блеска.
В качестве румян на щеки и скулы наносили едкий сок ириса. Раздражение кожи этим соком вызывало красноту, сохраняющуюся длительное время. Для придания лицу мерцающего ровного матового оттенка и для сокрытия дефектов кожи на лицо наносили толченную в мелкую пудру порошок морских перламутровых раковин.
Не сложно представить, что такой макияж напоминал в большей степени маску, чем живое лицо, но именно такой образ и превозносился в качестве идеала женской красоты в Древнем Египте.

В Древнем Египте ценились пышные гладкие волосы черного цвета. Пиком изящества считались высокие прически, подчеркивающие длину шеи. Со временем прически из собственных волос стали носить только люди незнатные. Знать же использовала парики, изготовленные из натуральных волос, шерсти животных, нитей и волокон растений. Парики были черного цвета, и только на закате древнеегипетской цивилизации в моду вошли разноцветные парики: голубые, оранжевые, желтые. Под парики головы брили или коротко стригли (в том числе и женщины), что защищало от теплового удара и являлось профилактикой педикулеза.
Голову мыли смесью воды и лимонной кислоты. В качестве кондиционера использовали миндальное масло.
Для покраски волос египтянки использовали хну и краску, изготавливаемую из черной крови животных, жира черных быков и вороньих яиц. Для получения различных оттенков египтяне перемешивали хну с раздавленными головастиками. Те, кто уже поседел, красили свои волосы по рецепту: кровь буйвола, вскипяченная в масле. Такой раствор, по поверью, обладал магическими свойствами. Египтяне верили, что темнота животного переносилась на волосы.
Для улучшения роста волос и борьбы с облысением использовали жир льва, тигра, носорога.
Чтобы закрепить прическу, египтяне накладывали мазь из пчелиного воска, давая ей возможность высохнуть на солнце до затвердевания.

Древняя Индия

Если в Древнем Египте у женщин ценилась стройная вытянутая фигура без лишних округлостей, то в Индии с древних времен прославлялась именно округлость женских форм. Женщины на древних индийских барельефах грациозны, женственны, отличаются плавными и округлыми формами.
В Индии, стране с богатейшими духовными традициями, физическая красота женщины была всегда неразрывно связана с красотой духовной. В индийском традиционном обществе принято было считать, что основная функция женщины — быть любящей женой и матерью. Не случайно, что и воплощением идеала становится зрелая женщина с широкими бедрами и большой грудью, так как именно женщина детородного возраста с такими физическими параметрами олицетворяет способность привносить в семью детей. Однако нельзя не отметить, что образ идеальной женщины в Древней Индии имел двойственную природу: с одной стороны, ассоциировался плодовитостью и деторождением, а с другой — восхвалялся как объект плотского вожделения.

Фигура и черты лица

Вопросу совершенства женского тела в Древней Индии уделялось огромное значение. Пожалуй, даже большее, чем совершенству лица. Согласно древнеиндийским канонам, безупречное женское тело должно было соответствовать следующим параметрам: высокая полная грудь, узкая точеная талия, широкие бедра, глубокий пупок, гибкие руки, ровные ногти красивой округлой формы, длинные пальцы на руках и ногах, мягкие кисти и пятки, тонкая лебединая шея, длинные волосы.
В соответствии с древнеиндийскими представлениями о красоте, у женщины должно было быть маленькое лицо. Именно поэтому среди прекрасного пола популярны были прически женщины со множеством сложных украшений и живыми цветами. Это помогало создавать иллюзию маленького лица.
Также ценились мягкая кожа золотистого цвета, ровные зубы, точеный нос, тонкие дугообразные брови, миндалевидные глаза.
В Древней Индии к девушке-невесте предъявлялись множественные требования. Так, к примеру, «Камасутра» не рекомендуют брать в жены девушку со следующими физическими недостатками: приплюснутый нос, вывернутые широкие ноздри, плоская грудь, кривые ноги, сутулость, лысая голова, влажные ладони. А в одном из древних законодательных текстов говорится, что «не следует брать в жены девушку рыжую, имеющую лишний член, болезненную, безволосую, слишком волосатую, болтливую, красноглазую… Надо брать в жены женщину, свободную от телесных недостатков, имеющую приятное имя, походку лебедя или слона, нежные волосы на теле и голове, красивые зубы, нежные члены”.

Уход за лицом и телом

С древних времен женщины в Индии умели ухаживать за кожей с помощью косметики, изготовленной из природных компонентов. Знание косметики и нюансов гигиены являлось одним из 64-х искусств в трактате о любви „Камасутре“, а косметика, изготовленная по традиционной системе Аюрведа, и по сей день пользуется популярностью. Считалось, что кожа женщины должна быть бархатистой и вызывать вожделение.
В ходу были овощные маски, натуральные масла. Самым часто используемым и любимым маслом было кокосовое, ведь оно обладает не только прекрасными смягчающими, но и бактерицидными свойствами, что очень актуально для жаркого климата Индии, благоприятного для развития вредных микроорганизмов. Индианки использовали кокосовое масло для улучшения состояния кожи, волос и даже принимали ванны с добавлением кокосового масла, молока и лепестков роз. Также индийцы умели создавать ароматические соли для купания.
Для предотвращения морщин кожу протирали настоем из базилика.

В Индии, богатой на сырье для различных косметических средств, женщины с древних времен активно пользовались макияжем. Основой отличительной чертой индийского макияжа, которая сохраняется и по сей день, является яркость и обилие красок. Щеки обильно румянили, глаза и брови подводили, губы и ногти ярко красили.
Глаза, ресницы и брови красили сурьмой, басмой, углем и копотью. Глазам придавали миндалевидную форму, которая считалась божественной. Брови выщипывали, оставляя изогнутую тонкую линию. Делали это с помощью пинцетов, которые сегодня археологи находят на месте раскопок.
Идеальным цветом губ и ногтей считался красный. Поэтому модницы древности для окрашивания ногтей и губ использовали красную лаковую краску „алту“. Она создавала прозрачную пленку, укрепляя хрупкие ногти и предохраняя губы от сухости. Ногти должны были быть гладкими, без пятен, поэтому их до блеска натирали соком цветка ку-сумбха. Губы было принято золотить, для этого женщины натирали их золотой монетой. Тоже самое проделывалось и с кожей лица.
Щеки активно румянили соком и мякотью плодов некоторых сортов кактуса.
В почете была бледная кожа лица с опаловым отливом. Такого эффекта индианки добивались с помощью пудр из пшеничной муки и фиалкового корня.
Зубы начищали корой орехового дерева и покрывали коричневой краской.

С древних времен индианки славятся густыми и блестящими волосами. И это неудивительно, ведь волосы у женщин Древней Индии были предметом такой же неустанной заботы как и кожа. Эталоном красоты считались длинные черные мягкие густые волосы.
В уходе за волосами активно использовались пчелиный мед и натуральные масла, в особенности кокосовое и миндальное.
Для покраски волос использовали хну и басму. Помимо изменения естественного цвета такие краски согласно Аюрведе придавали волосам блеск и улучшали структуру волоса.
Чтобы волосы росли более интенсивно, девочкам с раннего возраста регулярно делали массаж волосяной части головы. Во время процедуры массажа использовали теплые масла и специи, стимулирующие рост волосяных фолликулов.

Отдельно следует упомянуть украшения, ведь они стали в Индии настоящим культом и имеют символическое значение. Носить большое количество украшений одновременно не считалось вульгарностью, наоборот, чем больше на женщине было украшений — тем лучше. Появиться же в обществе без украшений считалось неприличным, ведь большое их количество говорило о том, насколько женщина любима мужем.
Самым соблазнительным украшением считалась серьга в носу, которая могла быть самой различной формы, начиная от огромного золотого обруча с разнообразными подвесками во всю щеку до маленьких драгоценных гвоздиков.
На открытые участки своих тел женщины наносили рисунок хной — менди. Особенно любили таким образом украшать свое тело невесты перед предстоящей церемонией. С помощью тонких палочек выводились сложные узоры, а сам процесс процесс занимал несколько дней.

Древняя Греция

Телесная красота в Древней Греции превозносилась в небывалых масштабах. При упоминании об античных канонах красоты, на ум сразу приходят скульптуры того времени, до сих пор считающиеся эталоном мастерства в изображении человеческого тела. Именно в Греции к красоте впервые применили математический подход, попробовав просчитать идеальные пропорции между отдельными частями человеческого тела. Пифагором был сформулирован принцип „золотого сечения“, а древнегреческий скульптор Пироклет произвел расчет идеальных пропорций. Таким образом, идеал красоты для древних греков прежде всего состоял в гармоничном сочетании пропорций тела и лица. Действительно красивое лицо, по мнению греков, можно было разделить на три равные части — по верхнему надбровному краю и кончику носа.
Для понимания отношения греков к телесному красоте, будет не лишним упомянуть показательный случай с известной гетерой Фриной, ставшей моделью для известной статуи Афродиты Книдской (прим.: гетера — в Древней Греции женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни, куртизанка) . Фрину обвинили в совращении лучших мужей и богохульстве, и уже готовы были вынести смертный приговор, если бы не вмешался адвокат. Во время процесса он просто сорвал с подсудимый одежду. Увидев красоту обнаженного тела, гетеру оправдали. Ну и правильно, не пропадать же такому добру! Да и не может быть порочным такое совершенство
Идеалом в Древней Греции была строгая красота. Эталоном считались блондинки с голубыми глазами и светлой кожей.

Фигура и черты лица

Пожалуй, самым знаменитым образом женской красоты по-древнегречески является Венера Милосская.

Параметры Венеры не так уж и далеки от современного идеала: 86-69-93 при росте 164 см. Однако, если рассматривать детально, эстетические каноны по отношению к телу в Древней Греции все же отличались от нынешних.
Большинство изображений женщин того времени отличаются мягкими округлыми формами, небольшой грудью, короткими ногами, довольно широкой талией, небольшим ростом.
По греческим скульптурам и изображениям можно также составить представление о чертах лица, которые были в почете: невысокий лоб, большие широко поставленные глаза, маленький рот и прямой нос, фактически продолжающий линию лба.

Уход за лицом и телом

В Древней Греции уход за телом был практически возведен в ранг культа. Популярностью пользовалась длительные посещения бань и бассейнов, принятие ванн с различными наполнителями и травами, массаж с ароматическими маслами.
На ночь гречанки наносили на лицо маску из ячменного теста, придающую бледность коже. Для придания коже мягкости и шелковистости в ход также шли ослиное молоко, хлебный мякиш, пепел букового дерева, мыло на основе козьего жира и другие натуральные продукты.
В качестве пилинга использовали мелкий речной песок, разведенный с соком лотоса. Популярностью пользовалась различные ароматические масла, особенно на основе мяты, мелисы, розы и жасмина.
В Древней Греции красивым считалось гладкое тело, без лишних волос. Женские скульптуры того времени отполированы до блеска и, в отличие от мужских, не отображают волос на теле. Иметь волосы даже в интимной зоне для женщины считалось позором. Древнегреческие мужчины к заросшему лону относились с презрением.

Изначально использование косметики обычными гражданами не дозволялось греческими жрецами. Позже, когда мода на макияж все-таки проникла в общество, гречанки стали использовать декоративную косметику, однако не в таком изобилии как, например, египтянки. Преимущество отдавалось естественной красоте, которая считалась даром богов, а яркий макияж оставался по большей части уделом порочных женщин. Наносить макияж днем было не принято, вечером же женщины позволяли себе немного „вольностей“. Однако замужняя женщина не могла позволить себе яркий макияж в принципе, это считалось вульгарным. В целом же броский мэйк в основном был в ходу у куртизанок.
Брови чернили сажей, ресницам придавали блеск при помощи смеси светлой смолы и яичного белка. Щеки и губы подкрашивали сурьмой. На лицо толстым слоем наносили цинковые белила, а также более безопасные варианты: пудру из мела, гипса и сухой белой глины с добавлением охры (для придания лицу молочно-матового цвета, который скрывал дефекты кожи, и, по стандартам тех времен, придавал модницам томный вид).
Кожа от таких средств становилась мертвенно-бледной, поэтому гречанки оттеняли ее киноварью в области скул.
Для подводки глаз в ход шла зола и сурьма, разведенные в настое шафрана. С приходом в моду восточных веяний, брови обязательно соединялись в сплошную жирную полосу. Для изготовления помады использовались хна, красная глина и даже ржавчина. Полученную смесь наносили на губы с помощью специальных палочек.
Наводить красоту знатным гречанкам помогали специально обученные для этого служанки. Должность эта была очень почетной, многие девушки ради этого старались освоить косметические секреты.
В Древней Греции появился первый аналог современных косметологов. Они занимались изготовлением собственной продукции и были весьма востребованы в высшем обществе.

Большое внимание в Древней Греции уделялось прическе. Манера, в которой были подстрижены и уложены волосы указывала помимо прочего на социальный статус. У рабов были остриженные головы, а представители высших слоев делали аккуратные прически, которые ароматизировались оливковым маслом, специями и специально приготовленными смесями из цветов и растений. По большей же части прически греков были достаточно естественны.
Женщины, как правило, волосы не обрезали и укладывали их узлом или перевязывали на затылке лентой. Во время классического греческого периода женщины носили длинные волосы, которые поддерживались диадемой или обручем. В период эллинизма в моду вошли искусственно завитые и подкрученные волосы, а также обилие других причесок: челок, пучков, кос и др. Не случайно, что именно в Древней Греции появились первые парикмахеры, называвшиеся каламистрами. Каламистры были специально обученными рабами, которые ценились гораздо больше обычных рабов.
Для придания волосам блеска использовали специальные мази, лосьоны из натуральных компонентов и пчелиный воск.
В связи с тем, что большинство населения Греции имело черные волосы, но при этом любило белый, огромной популярностью пользовалась желтые красители, представляющие из себя смесь цветов шафрана и калиевой воды (смесь калия бикарбоната с угольной кислотой). Для осветления волос пользовались также мелко помолотым рисом и мукой. В особо торжественных случаях прически осыпались золотым порошком.
В связи с тем, что греками ценился небольшой лоб, в женских прическах, так же как и в мужских, обязательным считалось сокрытие природной линии лба.
Распущенные волосы в ранний период становления греческого государства считались признаком женственности и молодости, и носили их по большей части молодые девушки. В более поздние времена (классики и эллинизма) ношение свободных, неубранных волос стали разрешать только жрицам.
В конце IV и в I веке до нашей эры распространяется ношение париков. Цена париков была так велика, что они покупались лишь очень состоятельными гражданами. Обеспеченные люди имели по нескольку париков для разных случаев, которые различались не только по цветам, но и по времени носки в зависимости от дня и времени года.

Древний Рим

Римляне по большей части переняли каноны красоты, существовавшие в Древней Греции, правда с некоторыми видоизменениями.
Завоевав полмира, Римская империя привезла на родину огромное количество рабов. Римским женщинам уже не было нужды нести на себе тяготы домашнего хозяйства, поэтому львиную долю свободного времени они тратили на уход за собой: принимали ванны, ухаживали за лицом, делали депиляцию, помпезные прически и т.д. Законодательницами мод постепенно становились свободные куртизанки высокого ранга.

Фигура и черты лица

Худоба в Древнеримской империи была не в почете. Женщина должна была быть статной, дородной, но при этом сохранять грациозность. Ценилось спортивное телосложение, поэтому дабы избавиться от рыхлости, римлянки активно занимались физическими упражнениями. Как и у греков, идеальным сочетанием считались широкие бедра и небольшая грудь, поэтому женщины с солидным бюстом туго перебинтовывали грудь.
Эталоном красивого женского лица считалось лицо с большими глазами миндалевидной формы, прямой нос, высокая переносица, рот, по форме напоминающий охотничий лук.

Уход за лицом и телом

Римляне, как и греки, были фанатиками чистоты и соблюдения гигиены. Ежедневные купания были обязательной процедурой. Большой популярностью пользовались ванны из фруктовых соков и лепестков алых роз. Особо зажиточные дамы вообще не выходили в свет, если не приняли предварительно часовую розовую ванну. После тело тщательно очищалось, обтиралось и обрабатывалось натуральными маслами. Тело и лицо чаще всего протирали пальмовым маслом, руки — мятным.
Древний Рим считается родиной мыла. Именно там была придумана смесь из растопленного жира с золой морских растений – средство, которое пенилось в воде, в результате чего получалось довольно качественное мыло.
Древние римлянки пользовались восковыми увлажняющими кремами, в состав которых входил миндаль, экстракт розы и пчелиный воск. С возрастными изменениями кожи боролись с помощью аппликаций из трав, воска, камеди и разнообразных жирных притираний и специальной мази, в состав которой входил жир из бычьей ноги и льняное масло. Также в ходу были маски из рогов оленя, экскрементов зимородков, мышей или крокодилов, плаценты, желчи, а также из мочи телят, коров и мулов. Все это смешивалось с гусиным жиром, соком базилика, семенами орегано и боярышника, серой, медом и уксусом. Самым же действенным средством считался массаж кусочком льда. Веснушки сводили при помощи редкого средства, которое добывали из птичьих гнезд. Более насыщенным раствором, который становился ядовитым, прижигали бородавки.
Самые состоятельные римлянки умывались исключительно козьим молоком, а римскую императрицу Поппею вообще во всех поездках сопровождал караван из пятисот ослиц, в молоке которых она ежедневно купалась.
В Древнем Риме, как и в Греции, ценилось гладкое женское тело без волос. От растительности избавлялись с помощью пемзы, бритвы, щипчиков и специальных кремов. Процедуру депиляции проводили в бане на распаренной коже. Специально обученные рабыни накручивали каждый волос на грубую нитку и резко дёргали.
Почерневшие и потерявшие белизну зубы, обычные для бедняков, шокировали благовоспитанное общество, где очень ценились белые, а также вставные зубы, изготовленные из особой цементной пасты, слоновой кости или кости.

В моде была сильная бледность. Для того, чтобы добиться идеального светлого оттенка кожи римлянками использовались свинцовые белила, отчего в итоге женщины зарабатывали себе хроническое отравление свинцом. В качестве более безопасной альтернативы применяли крем из хлебного мякиша и молока, мыло из козьего жира и пепла букового дерева.
Помимо белил, в макияже активно пользовались сажей, сурьмой и киноварью. В качестве пудры применяли глину и порошок из экскрементов крокодила. Самой „деликатесной“ вещицей считалась диасразмата — прообраз современной компактной пудры: прессованная высушенная смесь из бобовой и пшеничной муки. Румянец делали с помощью винных дрожжей и охры, глаза подводили сурьмой, карандашами или просто сажей. Губы подкрашивали отстоем красного вина или растительной краской.
Поверх всех дефектов кожи накладывали мушки.
В итоге лица римских модниц напоминали маски и даже служили объектом насмешек сатириков того времени, которые имели опасения, как бы такое лицо не распалось на куски.

Римляне привозили из своих походов огромное число экзотических для родины вещей: косметики, украшений и… пленниц, в числе которых были и белокурые красавицы из Галлии. Стоит ли говорить, что мода на блонд моментально распространилась среди обеспеченных римлянок. Богатые патрицианки постарались немедленно обзавестись дорогостоящими германскими рабынями, чтобы тут же состричь их волосы, для изготовления париков. Парики из светлых и рыжих волос пленниц Галлии ценились на вес золота. И даже римский закон, запрещающий женщинам менять природный тёмно-русый цвет волос, не останавливал местных модниц.
Те, кому блондинистые парики были не по карману, стали изобретать хитроумные способы обесцвечивания волос собственных. Волосы протирали губкой, смоченной маслом из козьего молока и золой букового дерева, а затем часами высушивали на солнце. Само собой, что такая процедура нередко приводила к солнечным ударам.
Привозные краски для осветления волос использовались настолько широко, что даже дома стали перестраиваться на новый лад, оставляя часть крыши плоской. Выглядела же сама процедура так: намазав волосы осветляющим ядреным щелочным раствором римлянка поднималась на плоскую часть крыши, располагалась в удобном кресле, подставляя голову палящему солнышку. Происходила тепловая реакция и через некоторое время она спускалась уже блондинкой. Дальше за дело брались рабыни. Они мыли волосы хозяйки римским мылом, умащивали их полезными маслами, наносили укрепляющие маски, настоянные на душистых веществах, споласкивали травяными отварами. Такая процедура грозила полным облысением, но что поделаешь, если мужчины вокруг грезили о блондинках? С залысинами, кстати, боролись весьма оригинальным способом – втирали в голову навоз животных.
Черные волосы также имели место быть, хотя и не были столь популярны. Черные парики поступали из Индии, а для покраски собственных волос существовал, например, такой рецепт: „наложить пиявки, которые гнили в красном вине на протяжении сорока дней, и полученным соком покрасить волосы“.
Примечательно, что в Древнем Риме имел место закон, обязывающий абсолютно всех римских «жриц любви» перекрасить волосы в светлый цвет (или в рыжий), чтобы таким образом отличать их от „благопристойных“ брюнеток. По-другому, видимо, ну никак бедные римские мужчины не могли отличить Существует субъективное мнение, что именно с тех времён мужчины подсознательно считают блондинок более доступными, чем женщин с тёмными волосами. Не кидайте тапками, это не я придумала
Если во времена Республики в моде были простые прически на манер греческих, то к концу республиканского периода на голове сооружались настоящие колоссы из своих и накладных волос. На создание такой прически ежедневно могло уходить по нескольку часов.

Спасибо всем, кто заглянул
В следующий раз продолжим путешествие по Древнему миру и поговорим о канонах красоты, существовавших в Китае, Японии, на Руси, у ацтеков Мезоамерики, жителей африканского континента и аборигенов Новой Зеландии и Австралии.
Самое интересное впереди. Не переключайтесь

https://mylitta.ru/1809-history-cosmetics.html
https://kosmetista.ru/blog/biblioteka/75685.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *