Содержание
Самопознание и саморазвитие личности: взаимозаменяемые качества
Время чтения 12 минут
Самопознание и саморазвитие личности — это взаимосвязанные понятия, без первого невозможно второе. В этой статье рассмотрим подробнее эти понятия и можно ли считать их взаимозаменяемыми?
Самопознание — изучение себя, личных способностей, характерных особенностей, взаимоотношений с окружающим миром. Это базовое определение. Кроме того, выделяют такие особенности самопознания:
- Самопознание — основа здоровой личности (психического компонента);
- Способствует сохранению гармонии с окружающим миром и внутри себя;
- Путь для развития личности и реализации в жизни.
Все эти направления неразрывно связаны, а различные течения психологической науки акцентируют внимание, обычно, на одной из сторон. В данном случае наиболее близкой является последняя характеристика. Вспомним, что значит саморазвитие?
Саморазвитие — это самостоятельное развитие способностей, как физических, так и психических качеств личности. Естественно, что без осознания базового уровня своих качеств, определения сильных и слабых сторон, постановки целей, развитие невозможно. Самопознание и саморазвитие личности стали основой для возникновения гуманистической психологии 20 века.
Такие специалисты, как Роджерс, Маралов, Козлова, Селевко разработали ряд концепций, способствующих наиболее полному развитию личности в современном мире. Данные теории будут рассмотрены в нашей статье. Перейдём к более глубокому изучению вопросов самопознания.
Основы самопознания и саморазвития
Самопознание всегда имеет свою направленность, цель познания. Что изучает человек на протяжении жизни? У. Джейм выделил 3 основные сферы:
- Физическая личность — включает в себя телесную оболочку и всё с ней связанное (внешность, органы тела, здоровье).
- Социальная личность — возникает в результате понимания и признания другими людьми в личности другого человека.
- Духовная личность — это сущность человека на духовном уровне, особенности конкретного индивида.
Есть ещё трактовка природы человека, как биосоциального создания. Выделяют социальный, биологический уровень. В.В. Столетин предложил следующую классификацию:
- Биологический индивид (имеет особую нервную систему, строение тела, особенности организма),
- Социальный индивид (возникает в процессе изучения окружающего мира, умений и знаний человечества),
- Личность (строит свой путь жизни, делает выбор, умеет координировать схему поведения).
Самопознание производится по всем уровням. Причём человек становится одновременно тем, кто изучает и кого изучают. «Я» может изменяться во времени — «Я сейчас», «Я был», «Я буду». При этом есть определённые взаимосвязи между объектом и субъектом, а именно — самопознание в начале, самоконтроль, саморегулирование — как результат полученных результатов.
Основы самопознания и саморазвития предполагают чёткую взаимосвязь понятий.
- Самонаблюдение;
- Самоанализ;
- Сравнивание с другими (собой в идеале);
- Постановка целей на будущее;
- Саморазвитие.
Подробнее теория саморазвития представлена в работах Роджерса.
Ориентация на личность в работах К. Роджерса
Роджерс считается одним из лучших психологов прошлого века, он основал психологию гуманизма. В основе его концепции лежит стремление личности к актуализации, он выделяет такие понятия:
- «Реальное Я» — включает осознание человеком мыслей, ценностей, установок жизни.
- «Идеальное Я» — комплекс представлений, как человек видит своё будуще, к чему стремится, опыт жизни.
- «Социальное окружение» — включает ценности и нормы, особенности поведения, присущие социальной среде обитания человека.
При наличии несоответствий в жизни между реальным и идеальным состоянием человека и его реализацией в обществе возникают психические расстройства, неврозы, тревоги, плохая адаптация в социуме. Для гармонии со своим Я, достижения идеального состояния нужно обрести свободу, научиться слушать внутренний голос, действовать на основе своего опыта и понимания жизни.
Обычно, проблемы возникают при ситуации, когда личность живёт по правилам общества, стараясь не выбиваться из общей массы, забывая об «Идеальном Я». Роджерс, работая психотерапевтом, считал, что его задача — раскрыть потенциал личности, помочь определиться и обрести свободу путём познания самого себя.
Его «теория» обрела своё применение и в педагогике.
Ключевые правила в работе учителя
- педагогика должна способствовать формированию личности здоровой и адекватной, способствовать росту личности;
- источник развития и роста заложен в самом человеке, только путём осмысления и собственного опыта, ответственного выбора возможно обучение и самосовершенствование личности;
- личностный рост и развитие невозможно без понимания и принятия своей сущности. Уважение к себе и своему внутреннему миру позволяет рисковать, раскрывать новые грани личности.
Роджерс предполагал, что самопознание и саморазвитие учеников будут важными составляющими педагогического процесса. Идеи этого психиатра будут полезны и родителям в процессе воспитания целостной и здоровой личности.
Основные качества педагога
- Доверительные отношения;
- Стимулировать внутреннюю мотивацию учеников;
- Делиться опытом, оказывать помощь в трудных ситуациях;
- Чутко относиться к эмоциям и чувствам ребёнка;
- Быть активным во взаимоотношениях, выражать свои эмоции, переживания;
- Понимать и знать самого себя.
Конечно, у педагогов не всегда получается найти время для каждого ученика и способствовать полному раскрытию и развитию их личности, поэтому данный вопрос в большей степени относится к родителям, которые должны знать и понимать своего ребёнка, помогать ему развиваться. Каждый человек в процессе своей жизни задаётся вопросами поиска себя, своего предназначения, что важно для дальнейшего развития и самосовершенствования. «Познай себя и ты познаешь мир» — говорили мудрецы.
Психология развития А. Маслоу
Психология Маслоу носит также гуманистический характер. Он уделял большое внимание исследованиям и выделил основные качества самоактуализированной личности, такие, как: независимость, креативность, философский юмор, потребность в уединении и другие.
Считал, что человечество стоит на пороге новой психологии, которая позволит раскрыть потенциал и способности людей в полной мере, рассматривая человека как единую и целостную психическую систему. Самопознание и саморазвитие личности лежат в основе теорий формирования этой личности.
Основные выводы Маслоу
- У каждого человека есть особая своя изначальная природа, которая получена при рождении.
- Человек развивается на протяжении жизни, может развивать данные, которые получил изначально. При этом в значительной степени влияет окружающая среда (семья, школа) на дальнейшее развитие.
- Природой дано наличие инстинктов и желаний человеку, но с годами «голоса-импульсы» уменьшают свою силу в результате получения образования и тотального контроля над собой. Именно эти голоса помогают определить, что именно нужно человеку, что вызывает интерес, на что способен, а не только, что отвечает нормам и правилам общества.
- Характеристики личности могут быть схожими для разных индивидов, а могут быть уникальные, со своими особенностями. У всех есть потребности в любви, уважении, понимании, а есть личные свойства, способности.
- Природу человека изучает как наука, так и сам человек, применяя самопознание, психиатрические методы.
- Большая часть внутренних, глубинных мыслей, инстинктов подавляются нами, и переходят в бессознательную форму в результате постоянного страха, боязни осуждений.
- Внутренняя сила природы человека всё равно сохраняется, периодически даёт о себе знать, даёт стимул к развитию и поиску себя.
- Основа человека заключается в том, что дано изначально, важно уметь понять и принять себя. Причём в выборе на жизненном пути главным критерием должно быть мнение личности, не общества. Личность динамична и имеет свойство развиваться на протяжении жизни.
- Внутренняя сущность человека может подвергаться сложным испытаниям, непониманию, чувствовать отвергнутость в жизни. Часто это приводит к реальным заболеваниям на психическом уровне. Сложными ситуациями считается — потеря личности, своей особенности, определяющих свойств, когда нет возможности достичь своей проекции, представления своего Я.
- Внутренняя сила изначально позитивна, главное научиться использовать её во благо, стимулировать развитие творческого начала, доброты, альтруизма, способности любить.
Второстепенные качества
- Совесть или чувство вины — это индикатор правильного поведения человека, идёт сравнение из внутренними установками и ценностями. Стоит прислушиваться к своей совести, она укажет дорогу на поиск истинного Я.
- Принять и полюбить себя как личность необходимо для полноценной и здоровой жизни!
- Самопознание — это единственный, главный способ развития личности.
- Самопознание и саморазвитие требует значительных усилий индивида.
- Важно понять воздействие защитных механизмов — регресса, обороны, самосохранения. Изучая психиатрию можно понять, что в жизни нужен и реализм, так как ложный оптимизм в результате приводит к разочарованию в жизни.
- Теория свободного воспитания предполагает, что ребёнок сам чувствует, что идёт ему во благо, следует давать ему больше свободы выбора и действий, а не загонять постоянно в рамки требований.
- Только идя путём понимания и принятия своей сути, предназначения, удовлетворения потребностей личности, можно стать настоящим человеком, раскрыть свой потенциал. В первую очередь речь идёт о духовных потребностях.
- Важно помнить, что без сложностей и разочарований нет жизни. Поэтому ребёнка нужно учить переносить трудности жизни, при этом любовь родителей, их поддержка является основой для формирования сильной личности. Злоупотребление опекой может привести к инфантильности, тормозит развитие силы воли.
- Зрелую личность отличает тип познания. Выделяется Д-познание и Б-познание. Причём Д- эгоистичное, направленное лишь на свои потребности, а Д- бескорыстное, способность приносить добро, заботиться о других. Вектор внимания личности с Д-познанием направлен в большей степени во внешний мир, чем на сугубо личные интересы.
- Человеку для нормальной жизни нужна система ценностей, своя система координат, что позволит существовать в этом мире. Для создания такой системы важно изучить себя, понять цели и мотивы, что хорошо и плохо, что позитивно влияет на собственное достоинство.
- Человек, который может дружить с бессознательным уровнем, часто склонен к творчеству, а эстетическое воспитание должно быть в основе образования, психологии и всей жизни.
- Важной задачей становится — быть выше обычных человеческих проблем и неурядиц, проще относиться к жизни, формирование реального и здорового восприятия жизни.
Таким образом, теория Маслоу предполагает поиск своего внутреннего стержня, принятие себя и развитие личности, гармония с окружающим миром.
Психология Рубенштейна
Самопознание и саморазвитие человека происходит в процессе общения с другими людьми, так человек осознаёт свои особенности и производит работу над характеристиками личности. Характер человека — это, отчасти, врождённая вещь, связанная с типом нервной системы, отчасти — приобретённая в ходе жизни и накопленного опыта.
В какой-то мере изучение характеров связано с теорией Маслоу, так бесхарактерный человек не имеет жёсткой системы ценностей, а человек с сильным характером — чётко понимает своё предназначение и уверен в своей системе координат, придерживается строго своей линии поведения. Понятие же «личность» возникает в результате самосознания своего «Я» и своих действий.
Самопознание
Самосознание возникает в результате развития человека, овладения новыми знаниями, понимания своих возможностей, управления физическими процессами. Самостоятельность развивается в процессе овладения речью, навыками обслуживания, а позже проявляется в умении ставить задачи, цели, находить основное направление развития своей личности.
Самопознание и саморазвитие личности — важные составляющие в жизни человека, эти процессы чётко прослеживаются в подростковом периоде, когда перед личностью возникает множество вопросов. Человек определяет своё предназначение в этом мире, способности и возможности своего «Я». Это первые попытки понять себя.
Каждому человеку свойственны особенности характера, личные качества, которые отличают от других. Понимание себя приводит к формированию личности, осознанию необходимости изменений в тех или иных направлениях, установлению своих принципов жизни.
Личность — это человек со своим мировоззрением, чёткой жизненной позицией, которые возникли, как результат большой сознательной деятельности, осмысления себя и жизни в целом.
Индивидуальность — яркий, неповторимый человек
Личность более глобальное понятие, и её формирование требует довольно значительных усилий, внимания к этому вопросу и целеустремлённости.
Такой человек обладает своими особенностями, «почерком», сознательно выделяет себя из общей массы людей, что предполагает самостоятельное мышление, наличие силы воли. При этом глубина личности определяется богатством внутреннего мира, отношений с людьми.
Самоизоляция ведёт к опустошению человека, хотя в определённой мере необходима для проведения внутренней работы и понимания своей сути. Особенностью личности является возможность смотреть на мир со стороны для более полного понимания процессов.
Развитый человек оказывает и другим помощь в процессе саморазвития. Настоящая личность не может вызывать безразличие, могут быть друзья или враги. В таком человеке всегда есть сила и активное начало. Самосознание развивается вместе с человеком на протяжении жизни, происходит переосмысление себя в связи с новым опытом.
Каждая личность проходит процесс осознания жизни, ставит себе вопросы и находит ответы, понимая, что является наиболее важным для неё и несёт ценность. Накопленный опыт и осмысление жизни приводит к формированию мудрости.
Личность создаётся, строится человеком всю его сознательную жизнь, каждый человек развивается особым образом.
Очень важно самопознание и саморазвитие производить во временном периоде и задавать вопросы: каким я был? — какой я есть? — каким я хочу быть? Однако важно понимать, что человеку необходимо развивать имеющийся потенциал, причём в процессе труда, создания чего-либо личность растёт. Между человеком и его результатом деятельности есть большая взаимосвязь.
Личность
Личность всегда представляет интерес, если может создать нечто существенное и видно, что это не предел возможностей. Развитие личности во времени можно отследить за счёт деятельности человека, в ней он проявляется и постоянно развивается.
Особенности человека не всегда стоят во главе поступков, а могут быть и следствием. А способности развиваются в результате постоянной практики, чем больше внимания человек направляет на определённую сферу, тем выше вероятность успеха в ней и достижения высоких результатов.
Каждый человек имеет свою историю жизни, которую можно отразить в автобиографии или резюме, они будут содержать данные об обучении, работе, достижениях человека, — таким образом, прослеживается взаимосвязь развития человека через деятельность.
Для того, чтобы стать исторической личностью, нужно совершать дела, создавать творения, которые будут достоянием общественности, войдут в историю общества.
Основы саморазвития и характеристики
Основы саморазвития предполагают, наличие способностей у человека формировать свою жизнь и достигать поставленных задач, целей. Кроме деятельности, на этот процесс оказывают влияние также активность человека. Он может быть социально активным (инициативный, исполнительный) или социально реактивным (импульсивным, пассивным).
Социальная активность проходит следующие пути развития:
- Нормативный уровень — школьники, имитация, повторение действий.
- Нормативно-личностный — подростковый период, появляется свой взгляд на жизнь, отношение к определённым вопросам.
- Личностно-продуктивный, продуктивно-творческий — взрослый человек, который оказывает вклад в общественную жизнь, создаёт новшества, модернизирует старое, вносит элементы творчества в процесс жизни.
Неотъемлемыми условиями саморазвития является инициатива, позже — сознательность и самостоятельность. Социальная активность способствует выработке способностей к собственному выбору путей развития на жизненном пути, появляется ответственность за свои действия. Развитие невозможно и без достижения необходимого уровня самосознания, понимания и анализа своей личности.
Основы саморазвития напрямую зависят от внутреннего мира человека и анализа им реальной жизни и ситуации на данном этапе. Внутренний мир уникален и отчасти является отражением внешнего. Есть и предположения, что он развивается на протяжении жизни, вместе с самой личностью, под воздействием окружающей реальности.
Выделяют несколько этапов саморазвития
- оживления (ребёнок учится общаться, понимать свою индивидуальность),
- одушевления (ребёнок осваивает внешний мир),
- персонализации (изучение правил, норм жизни с наставниками и понимание своей роли в создании истории жизни),
- индивидуализации (в процессе общения формируется представление о своей личности, проявляются особенности, и возникает потребность в самоанализе, ответственность за себя),
- универсализации (человек выходит за рамки своей индивидуальности, появляются единство с ценностями сверхчеловеческими, вера или духовность).
Основы саморазвития лежат в стремлении человека к самосовершенствованию, улучшению своего Я на протяжении всей жизни.
Вывод
Можно сделать заключение, что человек сам творец себя и своего счастья. Самопознание и саморазвитие неделимы и неразрывно связаны, на протяжении всего жизненного пути человек осознаёт и соотносит себя с другими людьми, общаясь и участвуя в совместной деятельности.
Развитие предполагает стремление к своему «Идеальному Я», которое уникальное у каждого человека. Именно поэтому важно понять и принять свою сущность, осознать свои сильные и слабые стороны, научиться ставить цели и задачи на будущее. Самосовершенствование личности происходит на постоянной основе, в результате приложения силы воли и наличия желания развиваться.
Желаем жить в гармонии с собой, развиваться и достигать наивысших результатов!
Понравилась статья, расскажи друзьям
САЛИД © При полном или частичном копировании материала, ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl+enter
Саморазвитие
Получение новых знаний и нового опыта, развитие в себе новых качеств и компетенций – все это прививают нам с детства родители, воспитатели и учителя. Но всю жизнь нести за нас ответственность, конечно же, никто не будет, и в один прекрасный день наступает момент, когда отвечать за себя, свое развитие и успехи начинаем мы сами.
Позади детский сад, школа, университет – места, где мы получили базовые навыки и знания. Именно отсюда начинается путь в новую жизнь. Кто-то продолжает учебу, кто-то устраивается на работу или открывает свой бизнес, но, так или иначе, люди испытывают потребность в дальнейшем развитии. Но вот в каком именно направлении развиваться и с чего начинать – вопросы, волнующие многих.
Поэтому, собственно, мы и решили сделать материал конкретно на тему саморазвития. Он создан в помощь тем, кто не знает, куда двигаться, и будет полезен как для начинающих, так и для тех, кто уже знаком с самосовершенствованием, но по какой-то причине впал в ступор.
В этой статье мы рассмотрим следующие вопросы:
- Психология саморазвития и самосовершенствования (какие потребности лежат в их основе, почему они важны, какие ставить перед собой задачи)
- Из чего состоит саморазвитие (каким оно бывает, какие существуют методы и направления)
- Этапы саморазвития (с чего начать саморазвитие, 5 шагов к саморазвитию)
- Что мешает саморазвитию
И логичнее всего будет начать с того, почему вообще у человека возникает потребность в саморазвитии, и в чем состоят психологическое особенности этого процесса.
Психология саморазвития и самосовершенствования
Потребности – это наиболее значимые факторы для саморазвития. Вместе с мотивами они составляют основу целенаправленной активности человека, его деятельности и поведения, вне зависимости от того, на достижение какого результата направлены.
Одна из самых популярных и распространенных сегодня концепций, объясняющих необходимость и мотивацию к саморазвитию, является концепция самоактуализации. Под самоактуализацией следует понимать постоянную реализацию человеком своего потенциала как осуществление призвания, максимально полное познание и принятие собственной природы, как неустанное стремление к единству своей личности.
Автор этой концепции – Абрахам Маслоу. Он исследовал феномен самоактуализации, подробно изучая жизнь, ценности и особенности выдающихся и творческих людей, достигших эффективного и оптимального уровня функционирования по сравнению с остальными.
В итоге ученый сделал вывод, что у человека есть потребность в самоактуализации. Правда проявляется она только тогда, когда удовлетворены потребности более низкого уровня (обязательно познакомьтесь с пирамидой потребностей Маслоу) – физиологические потребности, потребность в безопасности, уважении и некоторые другие. Тогда-то человек и начинает чувствовать неудовлетворенность и желание быть тем, кем он хочет и может (должен) быть. Самоактуализация – это проявление желания человека жить в гармонии с самим собой, реализовывать свой потенциал.
Отметим также, что, согласно Маслоу, потребность в самоактуализации свойственна всем людям. А в том, что она служит источником саморазвития, сходятся сегодня большинство специалистов. Хотя есть ученые, которые указывают и на другие потребности, на которых базируется саморазвитие и самосовершенствование.
Например, доктор психологических наук Владимир Георгиевич Маралов считает, что, во-первых, саморазвитие может иметь разные формы (самоактуализация, самосовершенствование, самоутверждение), а во-вторых, каждая из них основана на своих потребностях. А кандидат социологических наук Юлия Викторовна Макерова говорит, что потребность в саморазвитии выражается в готовности человека преобразовывать свою жизнедеятельность через поиск (и в поиске) максимально возможного будущего состояния. Возникает же она тогда, когда он осознает свое текущее состояние развития и устанавливает зону возможного расширения своего потенциала, потребностей и благ.
Но давайте не будем углубляться в дебри исследований, а попытаемся обобщить. Рассуждая с рассмотренных позиций, основу саморазвития составляют разные потребности:
- Потребность в самоактуализации и самореализации
- Потребность в общественном признании
- Потребность в самоорганизации и организации своего жизненного пути
Если же обратиться к идеям кандидата педагогических наук Германа Константиновича Селевко, это список можно дополнить:
- Потребность в самоопределении
- Потребность в самоутверждении
- Познавательная потребность
- Потребность в общении и принадлежности к группе
- Потребность в безопасности
- Эстетические потребности
- Потребность в самовыражении
Несмотря на такое многообразие потребностей, лежащих в основе саморазвития, человек желает им заниматься, чтобы улучшить самого себя, продолжать эволюционировать и созидать. Отсюда можно сделать вывод и о задачах, которые решает саморазвитие:
- Поддержание постоянного эволюционного роста человека на протяжении его жизненного пути
- Обеспечение конкурентоспособности в обществе
- Поддержание на достаточном уровне самооценки
- Поддержание уровня собственной значимости
- Обеспечение человека необходимыми инструментами для самоактуализации
Потребности высших уровней (по пирамиде Маслоу) – это и есть то, что отличает человека от остальных живых существ. И потребность в саморазвитии вместе с эстетическими, культурными и духовными потребностями составляет неотъемлемую часть жизни каждого из нас. И если этих потребностей у человека нет, значит, это либо не человек, либо у него серьезные проблемы с развитием вообще.
Что же касается конкретно саморазвития, то в нем заключается разница между человеком, идущим по пути прогресса, и тем, кто плывет по течению. Занимаясь им, мы выполняем миссию своей жизни – эволюционируем, еще раз доказываем самим себе, что мы не просто биомасса, а люди. Оно позволяет нам идти вместе со временем, быть готовым к инновациям и изменениям в окружающем мире.
А безразличие к своему развитию, стояние на месте, прекращение попыток стать лучше, чем ты был, ставит человека в очень незавидное положение. «Движение – жизнь» – это высказывание знакомо всем нам. Так вот развитие – это и есть движение, и если мы не будем развиваться, мы просто прекратим жить. Нет, мы останемся, но будем просто существовать, а разве в этом есть смысл?
Мы не бросаем громких заявлений, но, с какой бы стороны мы не посмотрели, саморазвитие всегда должно оставаться в приоритете. Надеемся, вы согласитесь с нами. Развиваться же можно и нужно в разных направлениях. Благо – путей для самосовершенствования существует немало. Но прежде чем вы приступите к дальнейшему чтению, посмотрите это небольшое видео:
Из чего состоит саморазвитие
Как мы выяснили, саморазвитие – это деятельность, которая направлена на удовлетворение потребностей человека. Но чтобы лучше разобраться в том, что же это такое, нужно понять, какие существуют виды, направления и методы самосовершенствования. Разделить его можно на несколько направлений:
- Физическое развитие – развитие тела, силы, мускулатуры, выносливости
- Физиологическое развитие – улучшение здоровья, выражающееся в благотворном воздействии на разные системы организма (сердечно-сосудистую, пищеварительную, нервную, репродуктивную и т.д.)
- Психическое развитие – развитие способностей, компетенций, навыков, умений посредством получения нового опыта и ощущений, работы с восприятием, мышлением, памятью, чувствами и воображением
- Социальное развитие – развитие способностей и умений, навыков и качеств, позволяющих подниматься по карьерной лестнице, осуществлять переход между социальными слоями, улучшать межличностные взаимоотношения, повышать социальный статус, авторитет
- Духовное развитие – познание и осознание себя, поиск смысла жизни и своего предназначения, принятие ответственности за все, что происходит, перед самим собой и другими людьми, попытки понять природу мироздания и раскрыть свой скрытый потенциал, постоянное стремление к нравственному и моральному самосовершенствованию
- Интеллектуальное развитие – развитие мышления через получение новой информации, развитие новых навыков и качеств, повышение грамотности, изучение новых направлений и областей знания
- Профессиональное развитие – повышение и развитие профессиональных навыков, качеств и умений, изучение новых технологий и направлений работы, получение дополнительного образования
Потребность в саморазвитии можно отнести к области духовного (или идеального), однако проявляться она может абсолютно на любых уровнях. Зависит же это от выбранного человеком направления. Не менее интересно и то, что в известной степени саморазвитием занимается каждый из нас, причем часто даже не задумываясь об этом и не вдаваясь в подробности того, что именно он делает.
На подсознательном уровне человек выбирает то направление, которые вызывает отклик в его внутреннем мире. А в некоторых случаях направление диктует необходимость в приобретении каких-либо навыков, позволяющих удовлетворить те или иные потребности. Но наиболее эффективным (а также трудоемким) является именно сознательный выбор пути. И движение по нему всегда будет (если вы, конечно, не хотите действовать хаотично и абы как) происходить по определенным этапам и подчиняться плану действий.
Этапы саморазвития: 5 шагов к саморазвитию
Вообще, универсальных этапов саморазвития в силу индивидуальных особенностей каждого отдельного человека и его жизни не существует. В каждом случае и сам путь, и его отрезки, по которым движется человек, будут различаться и иметь массу вариантов. Но есть все-таки несколько шагов, которые можно привести в качестве общих рекомендаций. Всего этих шагов пять:
- Осознать необходимость в изменениях
- Найти свои недостатки/определить направление для развития
- Сформировать образ желаемого будущего и поставить цель
- Найти и выбрать подходящие способы достижения желаемого результата
- Начать действовать, исходя из поставленных целей и выбранных способов
Давайте разберем каждый из этих шагов более подробно.
Осознание необходимости в изменениях
Понять, что нужны перемены – это первое, что следует сделать. Лучшим способом для этого является критическая оценка самого себя, своего состояния и своей жизни. В большинстве случаев можно ориентироваться на несколько показателей, которые могут прямо указывать на то, что пора меняться и начинать развиваться:
- «Искажение» мира. Иногда случается так, что человек начинает замечать, что с миром вокруг него что-то произошло, что люди совершают непонятные и не поддающиеся логике вещи, что происходят какие-то необъяснимые события. С большой долей вероятности это может говорить о том, что сам человек начинает «слетать с катушек». Причиной может быть неудовлетворенность жизнью, занятие не «своим» делом, рутина, скука и т.д. Это следует расценивать как сигнал о необходимости перемен, и начинать немедленно искать пути выхода из сложившейся ситуации.
- Ощущение деградации и стояния на месте. В повседневной жизни вы можете начать поступать так, как еще недавно для вас было неприемлемо, чувствовать, что никуда не движетесь, и что жизнь проходит впустую. Другой признак – это понимание того, что у вас нет никакой цели и стремлений, что нет желания достигать новых вершин и что вы погрязли в серой повседневности и житейских мелочах. Любое из этих проявлений должно быть указателем на необходимость перемен.
- Необъяснимое ощущение тревоги внутри. Оно может возникать без причины, а выражаться в предчувствии неотвратимых несчастий или бед, чувстве тяжести от навалившихся или предполагаемых проблем, депрессии. Необходимо понять, что служит причиной такого состояния. Иногда полезно обратиться к специалисту, например, к психологу.
- Прокрастинация. Проще говоря – это бесконечное откладывание на потом важных дел. На первый взгляд может показаться пустяком, но в итоге может привести к накоплению нерешенных задач, появлению жизненных проблем и болезненных психологических эффектов. Если замечаете, что начали регулярно придумывать для себя что-то, что важнее на самом деле важного, пришло время разбираться, что в жизни вас не устраивает и ставить перед собой новые, мотивирующие цели.
- Появление вредных привычек. Как бы странно это не звучало, но иногда люди начинают пить или курить (не дай бог – принимать наркотики), грызть ногти или губы, «залипать» в соцсетях и бесцельно проводить время от того, что не знают, чем заняться. Это и служит еще одним сигналом к тому, что нужно начинать менять что-то в себе и в жизни. В противном случае можно оказаться на самом дне.
Понять, что «что-то не так», не всегда просто. Порой наше сознание специально выстраивает барьеры, говоря, что все нормально, что это временно. Безусловно, если вышеописанные ощущения возникают у вас раз в год, то стоит просто отдохнуть или отправиться в отпуск на пару недель. Но все же взгляните на свою жизнь со стороны – если эти проявления уже начали походить на хронические, нужно брать себя в руки и думать, что делать дальше.
Поиск своих недостатков и определение направления для развития
Поиск и понимание того, что нужно менять, – это второй шаг на пути к саморазвитию. Минусы есть у всех, но лишь ваши недостатки должны беспокоить вас, т.к. они могут стать причиной неудач и поражений, а также неудовлетворительного жизненного результата. Что не позволяет вам раскрыться, что мешает получать удовольствие и радость от жизни?
Если чувствуете, что не продвигаетесь на работе, но хотите этого, подумайте о том, какие качества или умения нужно начать в себе воспитывать. Если работа высасывает из вас все силы, подумайте, чем бы вы хотели заниматься, и что для этого нужно. Если испытываете потребность во внутренней поддержке, есть смысл обратиться к психологии, религии или эзотерике. Самое главное – это определить направление, требующее перемен.
Формирование образа желаемого будущего и постановка цели
Третий шаг на пути к началу саморазвития – это постановка цели. Если прошлый этап в общих чертах обрисовывает картину того, что и где на так, то формирование желаемого образа будущего позволит наметить основные ориентиры на пути и понять, куда и к чему конкретно вы хотите прийти. Но есть здесь одна хитрость.
Для многих людей этап постановки цели оказывается камнем преткновения. Случается так по той причине, что чаще всего люди знают, чего они не хотят и как они не хотят, но не имеют никакого понятия о том, чего же они хотят и что их устроит. Результатом этого незнания становится классика жанра – жалобы на жизнь, обвинение всех и вся в своих бедах и несчастьях, синдром жертвы, жалость к себе и т.п. А это именно то, чего допускать ни в коем случае нельзя, т.к. ни о каком саморазвитии здесь не может быть и речи.
Поступать нужно иначе: выберите время, возьмите листок и ручку, запишите все, что вас не устраивает и как выглядит противоположная картина, и у вас будет наглядное руководство к действиям. Определите, что конкретно вы хотите изменить, чему хотите научиться, чем хотите заниматься и т.д. Будьте честны по отношению к самому себе – только это поможет понять, что вам действительно нужно, и какое направление для саморазвития выбрать.
Кстати, у нас есть специальный тест для определения направлений саморазвития, пройдя который, вы получите подборку подходящих вам материалов для чтения и изучения: статей, ссылок на книги и курсов.
Поиск подходящих способов достижения желаемого результата
Четвертый этап – поиск и определение подходящих способов саморазвития. Здесь все просто – нужно рассмотреть все варианты, которые помогут вам в осуществлении задуманного. Мы советуем обращать внимание на книги, фильмы, тренинги и курсы по соответствующей тематике. Также можно попросить совета у более образованных и опытных людей, специалистов и тренеров.
Сегодня в интернете есть огромное количество материалов по самой разной тематике: от повышения скорости чтения до улучшения памяти, от набора мышечной массы до тренировки мозга, от изучения иностранных языков до духовного развития. Но не менее важно помнить о том, что встав на путь саморазвития, нужно очень избирательно подходить к кругу своего общения. «Неправильные» люди будут тянуть вас назад и говорить, что у вас ничего не получится. Нужно стремиться общаться с теми, кто уже добился того, чего хотите добиться вы, кто сильнее, умнее, лучше вас!
Действия, действия и еще раз действия
Поставив цели и подобрав подходящие варианты для развития, не медля, начинайте действовать. Этот шаг можно назвать самым важным, т.к. от него зависит, сумеете ли вы достичь цели. Действия будут заключаться в чтении книг, просмотре видео материалов, прохождении курсов, поиске и усвоении новой информации, а также в практическом применении того, что вы узнаете из выбранных источников.
Любое изменение (а саморазвитие – это изменение в самом чистом виде) требует трудозатрат. Поэтому вам придется попотеть, чтобы начать двигаться вперед. Это можно сравнить с тем, как ракета преодолевает притяжение, чтобы оторваться от земли и выйти в космос. Сначала используется максимум энергии и топлива, чтобы подняться вверх, но по мере подъема лететь ей становится все легче, и в результате остается только подправлять курс. Точно так же и с саморазвитием – преодолевая лень, границы зоны комфорта и свое «не хочу» или «не могу», вы перебарываете самого себя, чтобы стать сильнее и лучше. И нужно смело идти вперед. В итоге станет проще, и чтобы развиваться, вам останется просто время от времени корректировать направление движения.
А чтобы двигаться было легче, постоянно вспоминайте, ради чего вы все это затеяли. При достижении даже самых незначительных результатов сравнивайте их с теми, которые были до того как вы начали заниматься саморазвитием (в особенности этот совет подходит для начинающих). Процесс самосовершенствования – это процесс непрерывный, но чем больше вы будете прилагать усилий, тем легче оно будет вам даваться.
И, раз уж мы упомянули о лени, дискомфорте, нежелании и других вещах, способных сказаться на саморазвитии отрицательно, есть смысл более предметно коснуться помех на этом непростом, но очень интересном пути. Столкнуться с ними может каждый.
Что мешает саморазвитию
Несмотря на то, что материалов по поводу того, как развиваться, становиться богатым и успешным, смелым и умелым и т.д. очень много, в разы меньше информации о том, что может помешать человеку двигаться вперед. А потенциальных (или реальных) преград может быть немало. Но перечислим лишь некоторые из них:
- Интернет. Он может быть не только полезен, но и вреден. Это касается ситуаций, когда он превращается в пожирателя времени. Множество людей попадают в ловушку социальных сетей, забавных видео, вирусных новостей и приколов и т.п. Порой, отвлекшись на 5 минут, оторваться просто невозможно, хотя изначально задача состояла, например, в поиске полезной информации. Будьте осторожны, блуждая по просторам Интернета, старайтесь не отвлекаться на ерунду и рекламу, поставьте AdBlock; разграничивайте время, когда заходите в Сеть ради потехи, а когда – для развития.
- Лень. Каждому знакомо чувство, когда ничего не хочется делать, особенно если это что-то сложное и непривычное. Но это всего лишь ловушка инертного сознания. Чтобы научиться быстро и эффективно преодолевать лень, нужно уметь мотивировать себя, планировать дела, быть ответственным. Но это вкратце, поэтому советуем почитать статью «Причины лени и способы борьбы с ними».
- Стресс. Еще одно явление, мешающее саморазвитию. В современном мире очень сложно оставаться полным сил и энтузиазма, мотивации и желания расти. Но усталость и стресс – это неизбежность, и с ними просто нужно уметь бороться. Если коротко, то для преодоления этих состояний нужно отдыхать и поддерживать физическую активность, высыпаться и культивировать оптимизм. Подробнее об этом читайте в статьях «Что такое стресс и как его снимать» и «Способы избавления от стресса».
- Негативный опыт. Ошибки и неудачи – неотъемлемая часть нашей жизни. Но в то время как для одних они служат причиной опустить руки и плыть по течению, для других становятся стимулом и источником энергии. Учитесь извлекать опыт из ошибок и неудач, и они станут вам верными помощниками на пути достижения целей и перемен к лучшему.
- Стремление контролировать все. Желание управлять своей жизнью – вполне естественно. Но оно не должно быть гипертрофированным. Другими словами, не нужно стараться контролировать абсолютно все, что с вами происходит – события, других людей, обстоятельства, возникающие проблемы. Намного полезнее принимать других со всеми их недостатками, адекватно воспринимать происходящее вокруг и с вами, менять свое отношение к трудностям, учиться быть гибким, а не лезть из кожи вон в попытках прогнуть мир под себя. В формировании правильного мировоззрения очень помогают духовные практики и развивающая литература.
В дополнение к названным помехам на пути саморазвития стоит также назвать зависть, высокомерие, неправильные установки, слепое доверие авторитетам и отсутствие примера для подражания (ролевой модели), жалость к себе и позицию жертвы, избыточное чувство вины и перекладывание вины на других людей, однообразие жизни, поиск путей наименьшего сопротивления, отсутствие целей, вредные привычки, отрицательное окружение и бессистемность действий.
Решившись заниматься саморазвитием, вы должны делать себя лучше по всем статьям, оттачивая свою личность, словно граните алмаз. Но если алмаз можно довести до идеала, то в работе над собой нет предела совершенству, и этому можно (и даже нужно!) посвятить всю жизнь. Тогда, пройдя тернистый и полный испытаний жизненный путь, вы, обернувшись назад, с радостью и воодушевлением поймете, что прошли его не зря.
Мы – это то, к чему мы стремимся, о чем думаем, какие поступки совершаем. Глобальная цель человека – это эволюция, и в настоящее время, когда наука чуть ли не ежедневно делает все новые открытия, а накопленный человечеством запас знаний не поддается исчислениям, нам остается эволюционировать лишь в одном, но всеобъемлющем направлении – развитии своей личности!
На этой позитивной ноте мы заканчиваем нашу статью, а вам советуем посвятить время чтению дополнительное литературы – книг по саморазвитию. Кстати, если вас интересуют материалы по направлениям, то можете выбрать что-то из нашей подборки лучших книг по саморазвитию. А чтобы бегло ознакомиться с сутью некоторых интересных работ и понять, что это именно то, что вам нужно, посмотрите краткие содержания книг.
И, напоследок, еще одно замечательное мотивационное видео о самосовершенствовании и важности личностного роста:
https://salid.ru/journal/samopoznanie-i-samorazvitie-lichnosti
https://4brain.ru/blog/%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5/