Вопрос на кругозор: что общего между центральной идеей Зигмунда Фрейда, породившего классический психоанализ, учением его ученика и вечного оппонента Карла Густава Юнга об архетипах коллективного бессознательного, тонкими телами человека и квантовой физикой?
На первый взгляд – ничего! Но если копнуть поглубже – туда, куда человеческое сознание добирается только в состоянии сна или в околосмертном забытьи, то ответ всплывёт. Если одним словом, то общим является понятие эгрегор.
В теософской и эзотерической литературе вы найдёте немало противоречащих друг другу определений. Общим будет лишь не совсем ясный эпитет «энергоинформационный» и принадлежность к тонким планам бытия: эфирному, астральному и ментальному. Еще будет намёк на то, что эгрегоры порождаются психической энергией масс людей (см. например А. Некрасов 2007, «Эгрегоры»). Хорошо. Но причём тут квантовая физика? Оказывается, она-то как раз и объясняет происхождение тонких планов, где прописаны незримые матрицы человеческого тела. Она же связывает тонкие тела человека с коллективным бессознательным через понятие эгрегор. Тема эта для понимания достаточно сложная. Быстро войти в курс дела помогут книги: Доронин С. И., 2007. «Квантовая магия» и Заречный М., 2007. «Квантово-мистическая картина мира…», а здесь мы лишь обозначим путевые вехи понимания, к которым нужно будет возвращаться еще и еще раз, чтобы «въехать» в эту важную тему глубоко.
Если рассматривать теософское учение через призму современной метафизики (теория квантовой декогеренции, квантовая теория нелокальности), то тонкие планы бытия перестают казаться выдумкой так называемых ясновидящих. Более того, они должны существовать с неизбежностью! В самом деле, квантовая физика в современной (экзистенциальной) интерпретации рассматривает картину «объективной реальности», которую вот уже лет 300 пишет классическая физика, как частный случай гораздо более глубокой иерархически устроенной, но скрытой от глаз фундаментальной реальности. В этой фундаментальной (квантовой) реальности материальные объекты рассматриваются как сугубо вторичные результаты проявления первородного нелокального состояния тотального информационного единства (если угодно, Мирового Логоса). Мерой такого единства в квантовой физике служит феномен квантовой запутанности (информационной сцепленности) элементов замкнутой системы, которой является вся Вселенная. На уровне непроявленного Мирового Логоса квантовая запутанность максимальна (равна единице). На уровне материального плана квантовой запутанностью можно пренебречь (она равна нулю). Все промежуточные по степени проявленности (квантовой запутанности) уровни фундаментальной реальности как раз и образуют то, что в теософии называется иерархией тонких планов бытия.
Причём здесь коллективное бессознательное?
Переходим к человеку. Догадка о том, что физическое тело не единственное место, где «прописан» человек, стара как мир. По свидетельствам магов, шаманов, ясновидцев и эзотериков материальный план бытия далеко не единственный. Человеческое сознание может «проснуться» и в иных мирах. Например, состояние самадхи с полным прекращением внутреннего диалога – прямой аналог нелокального состояния возможностей, когда у человека нет никакого конкретного состояния сознания, но он может «проявить» одно из них в «локальной» форме. Люди, обладающие экстрасенсорными возможностями восприятия или временно покинувшие свое тело, подтверждают наличие как минимум еще двух уровней, на которых человеческое сознание, может взаимодействовать с окружением, творить и оставаться активным. Это астральный (эмоционально-чувственный) и ментальный (мыслительный) планы бытия (подробнее см. «Структура тонких тел человека»). Косвенным подтверждением реальности астрального и ментального планов, является постепенное, по мере взросления человека, осознание активности в них, а для некоторых людей (эмпатов и телепатов соответственно) и взаимодействия со своим окружением на этих планах. В иерархии квантовой запутанности тонких планов реальности первичность принадлежит более тонким мирам. Слагающие их подсистемы создают энергоинформационное обеспечение (матрицу) для построения и существования своих аналогов на внутренних, менее тонких планах. Так информационной матрицей астрального тела человека, является его ментальное тело и так далее вниз, до материального тела, которое «создаётся по чертежам» своего эфирного двойника, известного также, как морфргенетическое поле. Чем выше тонкий план, в котором «просыпается» сознание, тем в большей степени соответствующее тонкое тело человека квантово запутанно (информационно сцеплено) с когерентными ему по состоянию тонкими телами других людей. Именно этому эффекту квантовой запутанности и обязано своим происхождением коллективное бессознательное, которое формируется на всех тонких планах, начиная с относительно грубых (эмоциональных) и оканчивая наиболее тонкими (смысловыми).
Теперь можно подойти к понятию эгрегор.
Очевидно, что с метафизической точки зрения на иерархию тонких планов реальности эгрегоры являются неизбежным результатом квантовой запутанности тонких тел тех сущностей, которые населяют тонкие планы и подпитывают их своей энергией. Тонкие тела человека, квантово запутываясь, порождают антропогенные эгрегоры: семейные, родовые, государственные, этнические и т. д. Эгрегоры пронизывают всю толщу тонких планов, порождая иерархию. Чем выше уровень тонкого плана, на котором возникает эгрегор, тем он долговечнее, тем шире и глубже охват подключённых к нему эгрегоров нижнего уровня и тем больше в конечном итоге людское представительство в нём. При этом, как известно, интенсивность энергоинформационного взаимодействия в эгрегоре возрастает с уменьшением квантовой запутанности, т. е. с понижением тонкого уровня его существования. Такие эгрегоры относительно кратковременны, а подключённые к ним группы людей малочисленны. Таковы, например, толпы фанатов, живущие от всплеска к всплеску. Как отмечал Гюстав Лебон («Психология народов и масс»), человек растворяется в толпе, превращаясь в клетку соответствующего примитивного организма. Запутывание здесь происходит на уровне относительно низких вибраций энергии эмоций – страх, ярость, гнев. Напротив, эгрегоры высоких (ментальных) уровней иерархии существуют тысячи лет, накапливая свой энергоинформационный потенциал за счёт эгрегоров низших уровней. Таковы, например, эгрегоры религий, питаемые эгрегорами конфессий, отдельных паств и, наконец, отдельных приходов.
Разминуться с эгрегорами на жизненном пути человек не может. Формируясь и взрослея, он осознает и самоотождествляет себя вначале на физическом плане как физическое тело, затем на планах эмоциональном, чувственном и ментальном как существо рефлексирующее, чувствующее и мыслящее. Так просыпаются и вызревают в человеке его внутренние степени свободы, которые соотносятся с его тонкими телами, поскольку имеют энергоинформационную коннотацию. По ним-то как раз и происходит квантовое запутывание с эгрегорами. Если руководствоваться общепринятым в теософии разделением тонких тел на три — эфирное, астральное и ментальное, то удобно поставить им в соответствие внутреннюю сакральную троицу человека – Эрос, Сердце, Ум. Эрос – энергия жизни, связанная с чакрой воды — Свадхистаной, питающей в основном эфирное тело и объединяющей человека с морфогенетическим полем Земли. Сердце – более тонкая энергия, питающая в основном астральные уровни тонких тел человека от эмоций до высоких чувств и объединяющая человека с астральным планом Земли. Эта энергия ассоциируется с чакрой Огня — Манипурой. Наконец, Ум – еще более тонкая энергия (скорее информация), питающая в основном ментальное тело и объединяющая человека с ноосферой Земли. Эта энергия ассоциируется с чакрой Воздуха — Анахатой.
Эгрегоры оказывают на взрослеющего человека все возрастающее влияние. Вначале оно сфокусировано на эмоциях, затем на чувствах и, наконец, на мыслях. Это влияние, проявляется в форме подспудного влечения, желания приобщиться к определённому роду занятий или к группе людей, среди которых человек чувствует себя «своим». На тонком плане подобное приобщение как раз и означает квантовое запутывание по тем или иным внутренним степеням свободы. Как только это запутывание происходит, человек лишается соответствующей степени свободы либо существенно её ограничивает. Это может оказать как благоприятное, так и пагубное воздействие на его личностный и духовных рост. Всё зависит от взаимного расположения эгрегора и той области тонкого мира, на которой в основном сфокусировано человеческое сознание. Очевидно, для человека, живущего в основном животными страстями и дефицитарными мотивациями. попадание в орбиту притяжения любого ментального, например, религиозного эгрегора будет благом. Однако, если человек застрянет в религиозном эгрегоре где-нибудь на уровне догматов какой-либо ультраортодоксальной секты, то его духовный рост и уровень осознанности будут блокированы.
Проблема еще в том, что человек осознаёт свое попадание в орбиту эгрегора, как правило, уже задним числом, либо не осознаёт вовсе, а между тем события в тонком мире — мыслеформы и астросомы первичны. Внимание, направляемое подсознанием в определенное место тонкого мира, регистрирует находящиеся там ментальные и астральные проявления человека, что субъективно переживается как пришедшая мысль или чувство. Осознав это, с невольным трепетом понимаешь всю глубину термина «каузальный план бытия». Именно здесь на стыке непроявленного, трансцендентного (божественного) с проявленным — вначале на уровне мысли, а затем эмоционально-чувственно и, наконец, в действии — рождаются первопричины (мотивации) поведения. И тогда всякое событие в наблюдаемом мире можно толковать как символ (грубый слепок) некого первичного события в тонком мире. И тогда расхожая фраза о том, что браки рождаются на небесах, вдруг приобретает фатальный смысл…
На этом пункте мы возвращаемся к ответу на исходный вопрос. Гениальная догадка Зигмунда Фрейда, породившая психоанализ, — это как раз об этом! В самом деле, психоанализ как бы обнаружил «кукловода» (бессознательное), который главным образом и определяет поведение куклы (человека). Кукла-человек пребывала в наивной уверенности, что она принимает решения, действует и вершит свою судьбу сама по себе, а тут выяснилось, что истинные мотивы спрятаны в недрах бессознательного. Но ведь эти недра как раз родом из тонких планов бытия, где человек черпает свою энергию, эмоции, чувства и мысли, не осознавая того. Другое дело, что Фрейд увидел информационную связь (квантовую запутанность) лишь по одной из трёх, хотя и самой мощной, степени внутренней свободы человека – эросу. Его ученик и вечный оппонент К. Г.Юнг расширил пределы бессознательной информационной связи человека с тонкими мирами, включив в неё все возможные планы бытия: от эфирного, который питает энергией его физическое тело — до каузального, который питает его ментальное тело смыслами и архетипами коллективного бессознательного.
Среди множества эгрегоров, притягивающих человека на его жизненном пути есть несколько, миновать которые, при условии нормально развивающейся психики, практически невозможно. Это эгрегоры роста: семейный, этнический и, наконец, глобальный общечеловеческий эгрегор — Ноосфера. Для гармонически развивающегося человека они не являются ловушками, но скорее помощниками в его пути восхождения.
Первый из этих эгрегоров – семейный – обладает особенными качествами. Он прорастает все выше сквозь тонкие планы, почти синхронно с образующими его людьми. Вначале его основатели (если угодно – строители) скрепляются на нижних астральных планах, запутываясь по силовым степеням свободы эроса. Затем они все больше скрепляются, подключая в квантовую запутанность семейного эгрегора степени свободы сердца и ума. Семейный эгрегор разрастается за счёт их потомков, прорастая все выше в тонких планах бытия и вливаясь в эгрегор рода, который подключается к долгоживущим эгрегорам народа и этноса. Здесь, при возведении хрупкой конструкции семейного эгрегора не на словах, а на деле проверяется способность его строителей к духовному восхождению. Она во многом зависит от готовности каждого из них трансформировать врожденный эгоцентризм в эгрегороцентризм, т. е. в способность подчинять интересы личности интересам общности. Здесь, под «крылом» семейного эгрегора, вновь родившееся человекообразное существо должно постепенно очеловечиваться, напитываясь любовью, знаниями и мотивацией к продолжению рода.
Наметившаяся в современной западной культуре тенденция к глобализации и разрушению традиционных семейных ценностей с точки зрения исполнения человеком своей главной эволюционной цели – духовного пробуждения — является не просто опасной, но разрушительной. Под нескончаемые заклинания о примате личностной свободы здесь пестуется ничем не ограниченный эгоизм идеального потребителя. Покушение на семейный эгрегор ломает не только демографический рост этноса, но и разрывает в нем преемственность поколений. На тонком плане бытия подобный разрыв катастрофичен. Без подключения на старте жизни к мощным эгрегорам рода и этноса вновь рождённый человек лишается необходимого ему стартового разгона в верном направлении. Обделённый энергией и лишённый ориентиров, такой человек, скорее всего, не сможет выносить свой духовный плод. Зато он легко превратится в лишённый индивидуальности атом какого-либо из эгрегоров низших планов бытия, заточенных на нескончаемое потребление удовольствий.