Концепция многократного перевоплощения человеческой души неотделима от идеи творения человека по образу и подобию Творца, т.е. как носителя «зерна Духа» и воплотителя «воли божьей» в дольнем мире грешного бытия. Казалось бы, эта древнейшая из мистических доктрин должна была быть предана осмеянию и рассеяна в свете достижений современных наук о природе и человеке. Однако произошло ровно обратное. Источник — Эзотерика. Живое Знание
- Идея одухотворения материи
- Человеческая душа как зерно Духа в материи
- Философия кармы-реинкарнации
- Жизнь и смерть в широком смысле
- Отзывы и комментарии
(0) - Рекомендуем по теме
- Статьи по теме
Смерти нет, есть вечное превращение и вечная новизна.
A значит, поиск, который никогда не кончается.
Л. В.Лесков
Предыдущую 15 часть см. здесь.
Сегодня идея разумного начала во Вселенной переживает второе рождение. Более того, понимая жизнь широко, как одухотворение материи на всех планах её бытия, невозможно обойти идеи кармы и реинкарнации стороной.
Содержание
Идея одухотворения материи
Идея проявления мужского (творящего) начала (Пуруша в индуизме, Ян в даосизме, Логос в античной философии и западном монотеизме) в материнских (материальных) планах бытия (Пракрити в индуизме, Инь в даосизме, Тварная природа в античной философии и западном монотеизме) пронизывает все духовные учения. Воспользуемся выдержкой из книги А. И. Клизовского «Монада или зерно Духа» для краткого изложения этой идеи. «… Космическое творчество для своего проявления требует наличия двух извечных факторов – фактора активного, или Духа, и фактора пассивного, или пластичной Материи. Великий Дух в своем потенциале содержит всю Вселенную, со всем, что будет на ней обитать. Материя же — есть фундамент и корень будущего бытия Вселенной, которую Дух, как Божественное Начало, приводит в движение, оживотворяя каждую создаваемую форму бытия элементом Жизни – зерном Божественного Духа».
В более поздних философских учениях эта идея нашла развитие в концепции панпсихизма, которая утверждает, что психическое является фундаментальной характеристикой Универсума, пронизывающей его от микро- до макрообъектов, подобно всё порождающему информационному полю. Согласно Г. Фехнеру, все, от атома до галактики, является частью «мировой души» или «мировой психики», но далеко не во всём глобальное Сознание проявлено. И в этом смысле «человеческое сознание подобно окошку, сквозь узкие рамки которого пробивается небесная сфера». К числу сторонников панпсихизма можно отнести выдающихся психологов своего времени: одного из создателей научной психологии, В. Вундта и блестящего американского философа и психолога У. Джеймса. Вот как идею панпсихизма высказывала и Е. П.Блаватская: «Всё в этой Вселенной, во всех её царствах, обладает сознанием; то есть одарено сознанием, присущим его виду и на его плане познавания».
Успехи эмпирических наук и прежде всего классической физики в продвижении технологий на мировом рынке на заре ХХ-го века предопределили доминирование философии материализма. Предсказуемым эффектом этого было принижение концепции панпсихизма и низведение всего метафизического в ранг лженауки. Однако, уже во второй половине ХХ-го века идеи панпсихизма возрождаются на эволюционных принципах, заложенных А. Бергсоном, В. И. Вернадским, П. Тейяром де Шарденом. Сегодня их разделяют передовые направления естественных наук и наук о человеке. Идеи проявления и одухотворения тварного мира из первородной пустоты под воздействием животворящего Духа (Творца) в наше время неожиданно «всплыли» в концепциях квантовой физики: Дэвид Бом «Скрытый порядок»; Генри Стэпп «Разумная Вселенная»; Дж. Уиллер «Вселенной сотворчества», Л. В. Лесков «Вселенной скрытых смыслов». Теософское же учение о тонких планах материи трансформировались в концепцию глобального энергоинформационного обмена (подробнее об этом, например, Волченко В. Н., «Миропонимание и экоэтика XXI-го века»).
В биофизике идея непроявленного Абсолюта нашла отражение в концепции морфогенетическоо поля, введенной в рассмотрение австрийским биофизиком П. А. Вайсом и российским биологом А. Г.Гурвичем. Наиболее яростные споры физикалистов и панпсихистов продолжаются вокруг соотношения ментального (разум, сознание) и физического (мозг) у человека. Сегодня позиции материализма уже не так прочны, как еще полвека назад. Вот как формулирует свою позицию по поводу соотношения физического и психического нобелевский лауреат 1963-го года по физиологии и медицине, австралийский нейрофизиолог Дж. К. Экклз: «Скорее не Разум является продуктом эволюции, но сама эволюция происходит от него».
Человеческая душа как зерно Духа в материи
Идея представительства трансцендентного (божественного) начала в человеческом существе неотделима от идеи Творения и потому, очевидно, не моложе и не старше её. Но отличия её толкования в восточной и западной духовных традициях более существенны, чем в основополагающей идее одухотворения вселенной. B индyизмe пoнятиe индивидyaльнoй дyши (Aтмы), нepaзpывнo cвязaнo c пoнятиeм Cвepxдyши (Пapaмaтмы). Coглacнo ocнoвным пoлoжeниям индийcкoй филocoфии, дyшa cocтoит из двyx чacтeй – Атмaнa — вeчнoй и нeизмeннoй чacтицы Бoгa (Бpaxмы) и Мaнaca – чeлoвeчecкoй чacтицы, мeняющeйcя пoд вoздeйcтвиeм пocтyпкoв. Дyшa вeчнa и дoлжнa coвepшeнcтвoвaтьcя пoд вoздeйcтвиeм иcпытaний, кoтopым подвергается в жизни чeлoвeк. Согласно Бахавад-гите, «Дyшa нe poждaeтcя и нe yмиpaeт. Oнa нe yничтoжaeтcя, кoгдa пoгибaeт тeлo, онa вeчнaя, вceгдa cyщecтвyющaя и изнaчaльнaя». Буддизм трактует понятие души по-разному: от полного отрицания души как идеи, порождающей иллюзии отдельности (Тхеравада), до принятия души (Махаяна) как частицы Духа, вечно странствующей между духовным и телесным мирами. Если понимать Буддизм не как религию, но как метапсихологию, то все противоречия с Индуизмом по поводу понимания понятия «душа» сводятся к терминологии.
В ранних версиях Христианства или последующих мистических ответвлениях его аналогов (Суфизм в Исламе, Каббала в Иудаизме) понимание человеческой души как первичной и нетленной его основы, в сущности, не отличалась от того, что предлагали восточные духовные учения. Однако более поздние, ортодоксальные версии монотеистических религий, и прежде всего Христианство, рассматривают отторжение зерна Духа от Сеятеля (Творца), как наказание за первородный грех.
Теософское учение, исходящее из философии панпсихизма, рассматривает человеческую душу в качестве проводника Мирового Разума в материальном мире, способного к осознанию своего единства с Творцом и своего эволюционного предназначения. Так, Елена Блаватская в своей «Тайной Доктрине» отмечает: «Великая Творческая Сила, вызывая к бытию идею множественности Своего Естества и как бы распыляясь на отдельные самодовлеющие части – Монады, этим утверждает мировую жизнь, проявляясь в каждой форме бытия сообразно ее индивидуальным свойствам. Это разделение Творящего Голоса на бесчисленное множество отдельных центров будущего творчества есть зарождение мирового творчества. Каждая Монада как духовное семя, исшедшее из Источника Жизни, должна в окончательном результате своей эволюции целым рядом эволюционных превращений проявить всю заложенную в ней потенциальную силу и, идя каждая своим путем, вырасти в подобие своего Творца. Это есть веление Космоса и задача жизни каждой Монады».
Воплощаясь в формах все более плотной материи, «зерно духа» продолжает процесс формирования тел на более низких планах из матрицы предшествующего плана, одушевлённого выше. При этом оно вынуждено сужает канал своего приобщения к исходному единству с Источником всего сущего. Так происходит сокрытие Духа в процессе его нисхождения. Тайная Доктрина говорит о семи сферах — или тонких планах – планетной цепи. Каузальное тело, которое сохраняет в себе всю историю воплощений «духовного семени», вечно. Все тела (матрицы) нижележащих планов постепенно исчезают, передавая на каузальный уровень, всё то, что может быть им воспринято из накопленного ими опыта. Так формируется Монада – нетленная часть человеческой индивидуальности. Как видим, духовное семя в человеке (Монада) в теософском учении неотделимо от глобального процесса одухотворения материи. Здесь идея индивидуального спасения трансформируется в идею духовного рождения индивида и осознания своего глубинного единства с Творцом (Источником всего сущего). Задача каждого человека в избавлении себя от вторичности ложных отождествлений. Всё, что он должен делать на физическом плане своего земного существования — это стараться трансформировать себя в канал (если угодно – инструмент) для действия высшего и истинного «себя».
- Человек – это орудие эволюции, осознающее свои метацели.
Философия кармы-реинкарнации
Философия многократного перерождения бессмертной частицы бога («зерна Духа») в человеке питается идеями одухотворения природы, рассмотренными выше. Она существуют, по-видимому, столько же лет, сколько лет насчитывает человеческая культура. Идея кармы-реинкарнации красной нитью проходит через мифы и религиозные учения многих культур. Вечную тему перевоплощения человеческой души известный мифолог Джозеф Кэмпбелл обозначил как Универсальный Миф человечества, которому он дал название «Путешествие героя». В Евангелие эта тема отражена в притче о возвращении блудного сына. Но, видимо, древнейшие упоминания о странствиях человеческой души следует связывать со Старшими Арканами Таро, образующими Священную Книгу Тота. В египетской «Книге мертвых», относящейся к третьему тысячелетию до нашей эры, смерть и рождение постоянно чередуются, как восходы и закаты солнца. Душа умершего, согласно мифам Древнего Египта, может вернуться на Землю множество раз – для того чтобы исправиться. Если ей не удавалось исправить свои ошибки и грехи, она отправлялась в Дуату (ад) на вечные скитания. Праведники же обретали покой и вечное блаженство, объединяясь с Осирисом.
Однако истинной родиной философского понятия кармы как универсального закона и реинкарнации по праву является Древняя Индия. Здесь оба понятия практически слиты в едином смысле, являясь фундаментом ведического учения о перевоплощении. Упоминание о кармическом законе реинкарнации встречается и в ранних ведических произведениях: «Рождаясь, душа человека приходит в этот мир страдания вновь и вновь». Подобные упоминания буквально пронизывают древнейшие тексты Индии, входящие в изначальную санскритскую Веду. Эта классическая философская традиция заложила основу непоколебимой веры индусов в кармически предопределенную реинкарнацию, учение о переселении души. Закон кармы — реинкарнации в индуизме говорит о том, что особенности следующей жизни находятся в тесном сплетении с качествами прожитой. Однако, карма не является приговором, она лишь управляет тенденцией последующих реинкарнаций.
В культуре Запада понятие «карма» часто неверно интерпретируют в значении «судьба» или «рок». Такая интерпретация отсылает нас к греческой мойре – философии фатализма, с её оттенками обреченности на неизбежность. В Индийской же традиции считается, что карму, в отличие от мойры, можно нейтрализовать и даже стереть, занимаясь духовной практикой. Слово «карма» в переводе с санскрита означает «действие, поступок». В древнейших ведических текстах понятие карма обозначает глубинную (скрытую) причину, образующую себя в долговременных следствиях (випака). Согласно философии кармы, эволюция индивидуального сознания человека требует от его нетленной души прохождения через множество жизненных циклов (инкарнаций). Судьба каждой конкретной человеческой инкарнации управляется взаимодействием жизненных выборов и следующих за ними событий и переживаний, которые этими выборами вызываются. При этом не следует понимать карму лишь как негативное «воздаяние за грехи». Скорее, кармический закон диктует освобождение индивидуального сознания человека от иллюзии отдельности и выход его на светлый путь к целостности.
Согласно древнеиндийской философии, иллюзия отделённости индивидуального сознания (Атмы) от Глобального, вселенского сознания (Брахмана) порождается погруженностью человека в его материальное существование (Майя). На языке современного психоанализа эта иллюзия связывается с погруженностью индивидуального сознания в ловушку двойственного восприятия действительности, сопровождающейся появлением субъектности (эго-идентичности). Пока человек осознает себя как отдельное существо (эго) в мире и социуме, он лишь интуитивно способен догадываться о своём духовном происхождении и учиться цельности восприятия через духовные практики. Цепочка судьбоносных выборов жизнь за жизнью ведет человека к преодолению этой иллюзии и обретению просветления в осознании своей неотделимости от Божественного Сознания. Так, шаг за шагом, человек осознает, что вредя другим в целях извлечения корысти, он в конечном счете вредит сам себе, а помогая другим – помогает себе. В таком понимании карма это скорее Наставник, в извлечении жизненных уроков на Пути духовного просветления. Термин «Наставник» не должен вводить в заблуждение. Речь идёт именно о Законе Природы, не обладающим никакими личностными коннотациями. Каждый человек, должен однажды осознать, что его выбор, идущий в направлении Божьего Промысла, облегчает его карму, ускоряет осознание целостности и выход из цепи перерождений (Сансары). Справедливо и обратное – человеческий выбор, противоречащий Божьей Воле, отдаляет выход из колеса перерождений. В этом смысле различают позитивную и негативную кармы. Негативная карма накапливается человеком, всякий раз, когда его помыслы и/или действия противоречат его духовному предназначению (целесообразности эволюции его индивидуального сознания). Позитивная карма понимается, исключительно, как компенсация негативной. Полный баланс наступает, когда первая уравновешивается второй. К сожалению, человек в естественном процессе становления своего индивидуального сознания все глубже погружается в привязанность страстям и желаниям, и потому он неизбежно накапливает негативную карму. Ничего не поделаешь, молодость – время страстей и желаний. Лишь с годами, обретя личностное рождение и встав на путь духовного пробуждения, грешный человек потенциально способен нейтрализовать свою негативную карму.
Практически в каждой религиозной традиции есть понятие, аналогичное благотворной карме. В Христианстве и в Исламе это праведность (следование канонам), в Иудаизме – цдака. То же и с «неблаготворной кармой». В Христианстве и в Исламе это грех, в Иудаизме — «хет» или «авера», что в буквальном переводе означает «переход за грань дозволенного».
Вместе с тем в современных версиях основных монотеистических религий (Христианство, Ислам и Иудаизм) идея Реинкарнации (множественного перевоплощения души), как проявления закона Кармы, отрицается. При этом, однако, историки-религиоведы сходятся в мнении, что в исходных учениях пророков, т. е. на ранних этапах этих религий, идея переселения души была общей (см., например, Профет Э. К. «Реинкарнация. Утерянное звено в христианстве»). Так ранние христиане – катары утверждали, что постоянное возрождение в новом теле и является «адом для души». Наиболее явно провозглашал идеи реинкарнации Ориген Александрийский (185 — 253).Он в частности утверждал, что падшие души реинкарнируются в телах ангелов, в человеческих телах на земле или в более низших, демонических формах жизни, постепенно проходя череду перевоплощений в условной «лестнице иерархий» разумных существ.
Касаясь человеческой души (Монады, Атмана), а тем более пытаясь рассуждать о пути её эволюции, мы вторгаемся на просторы эзотерики и пытаемся выстроить рассуждения, опираясь на понятия, для которых в нашем жизненном опыте нет референтов. Как, справедливо отмечал Ч. У. Ледбитер: «Мы пытаемся понять физическим мозгом то, что не может быть выражено в понятиях, ему доступных». Не удивительно, что психиатрия (от греч. ψυχή — «душа»; ἰατρεία — «лечение»), берущая свое начало в мистических традициях ясновидцев, знахарей и шаманов (метапсихология) в эпоху редукционизма и физикализма естественных наук трансформировалась в ответвление медицины, изучающее причины отклонения поведения человека от общепринятых норм с целью коррекции либо ликвидации этих отклонений. Термин «душа» остался в названии этой науки, как рудимент. Не многим лучше обстоят дела в классической психологии (от греч. ψυχή — «душа»; λόγος — «знание»). Однако, именно в недрах этой науки появились направления, изучающие измененные состояния индивидуального сознания, объяснения которым уходят корнями в древние учения о человеческой душе и метапсихологию. Речь идёт о так называемой «четвёртой силе» в психологии — трансперсональной психологии и регрессионной психотерапии. Огромный клинический материал, накопленный за полвека официального существования этих направлений психотерапии, не оставляет сомнений в реальности воспоминаний о прежних жизнях. Заинтересованных читателей мы адресуем к книгам Яна Стивенсона, Долорес Кэннон и Кэрол Боумен. Ниже мы дадим простое толкование ведическому учению о карме и реинкарнации человеческой души с позиции системно-эволюционного взгляда на человека, как проводника и исполнителя метацели эволюции жизни на Земле.
Жизнь и смерть в широком смысле
Между жизнью и смертью трудно найти грань. Не случайно одно без другого невозможно. Смерть имеет определенную задачу. Она включена в программу жизни, и выживание организма возможно лишь в том случае, если происходит планомерное отмирание некоторых его частей. На уровне биосферы, смерть в любой популяции живых существ обеспечивает пространство для эволюции. Лайелл Уотсон в своей книге «Ошибка Ромео» пишет: «Не будь смерти, мир завоевали бы организмы, размножающиеся быстрее остальных. Одна маленькая невидимая бактерия может самостоятельно произвести за несколько часов огромное потомство, равное весу человека. Если бы не короткая их жизнь, менее чем за два дня вся поверхность Земли была бы покрыта зловонными дюнами бактерий». В масштабе одного организма смерть клеток обеспечивает его постоянное обновление и развитие. Например, все поверхностные клетки кожи человека представляют собой полупрозрачные кристаллы, скрепленные тонким слоем жира. Эти жесткие клетки, наполненные кератином, почти по всем параметрам мертвы. Они покрывают поверхность всего тела как гибкий панцирь, специально предназначенный для защиты находящихся под ним нежных тканей. Образно говоря, живая плоть человека укрыта от окружающей ее среды омертвелыми клетками, совершающими самоубийство ради жизни организма.
Жизнь на материальном плане обязательно порождена своим тонкоматериальным прототипом (организующим началом, матрицей), на основании которого она развивается и самовоспроизводится. В каждой клетке любого живого организма скрывается потенциальная возможность роста. В каждом ядре содержатся все необходимые инструкции для воспроизводства полностью функциональной комбинации клеток, повторяющей форму особей данного вида. Формально это означает, что любая живая материя самоорганизуется на основе безусловно и условно исполняемых программ энергоинформационного обмена. Как отмечал Амит Госвами, «Любая жизнь актуализирует свои программы роста. В отличие от костной материи, подчиняющейся в своем развитии физическим законам, жизнь программно обусловлена».
Почему так происходит?
Все дело в сложности и системности процессов энергоинформационного обмена живой системы, сопряженной со средой своего обитания, которые должны протекать параллельно и согласованно (гетерохронно). Для столь сложных процессов невозможно заранее детерминировать все возможные варианты развития, зато можно формулировать цели и предоставить средства их достижения. Такая стратегия в самом общем случае представима в виде поэтапной программы, оптимизирующей результат на каждом шаге. В теории глобальной оптимизации такая стратегия называется Генетической. Этот термин не случаен. Сам подход оптимизационного алгоритма «подсмотрен» в эволюционной биологии. Он основан на эволюционной триаде; «избыточность-наследственность-отбор». Для достижения успеха в достижении очередной цели на пути этой глобальной оптимизации все предыдущие удачные её шаги должны быть сохранены и глобально доступны, т. е. существовать нелокально. Очевидно, то же самое происходит и в живой природе. Косвенно это подтверждается биогенетическим законом Геккеля-Мюллера, согласно которому зародыши представителей всех биологических видов, составляющих ряд от низших животных к приматам включая человека, при своём развитии во взрослую особь (в эмбриогенезе), с поразительной точностью репродуцируют в ускоренном масштабе времени все предшествующие этапы развития своего вида (филогенез). Прямое подтверждение использования копий удачных шагов нашло в Концепции Информационных Отображений профессора А. А.Силина. Согласно этой концепции каждая структура живой материи, воплощенная из непроявленного нелокального источника, сохраняет собственное информационное отображение неподверженное деградации до очередного обновления. Этот архив достигнутого уровня сложности развития данной филы является источником копий, необходимых для продолжения развития с последней удачной реализации в любое удобное время. Доказательством существования таких копий, а точнее – организационных матриц жизни, служит удивительная стабильность репродукции живых форм, у которых «клетки воспроизводятся с невероятной при эстафетном способе передачи генетической информации точностью» (подробнее об этом, см. Силин А. А., «Тайна информации»). Концепция Информационных Отображений также наполняет смыслом идею реинкарнации душ. Опыт любой человеческой жизни обретает глобальный смысл, как возможность закрепления положительного результата на любом из гигантского множества направлений самоактуализации личности.
Концепция информационных отображений, очевидно, адресует нас к теософскому учению о тонких планах бытия и в частности — к хроникам Акаши, как к глобальному банку данных (информационному полю). С холистической же точки зрения организационные матрицы жизни являются необходимым дополнением жизни, как биологической формы холодвижения (см. ниже). В частности информационные отображения на эфирном (витальном) плане бытия хорошо изучены в биофизике, как для растений, так и для животных. Впервые они были описаны в качестве морфогенетического (биологического) поля российским ученым А. Г. Гурвичем более ста лет назад. В настоящее время эфирный двойник человеческого организма – аура — хорошо изучен. Недавние исследования профессора Уильяма Тиллера из Стэнфордского университета позволяют говорить о существовании еще более тонких и длительно живущих тонкоматериальных двойников человека — астрального и ментального. Эти информационные отображения живого человека У. Тиллер называет «человеческим ансамблем». Наконец, более чем тридцатилетний опыт российского экстрасенса и исследователя С. Н. Лазарева в анализе полевых (информационных) структур человека, позволили ему выстроить полноценную методику диагностики и предупреждения соматических заболеваний, основанную на изучении каузального уровня человеческого подсознания («Диагностика Кармы»). Адекватная интерпретация всех этих открытий и их приложений содержится в древних философских системах, описанных выше.
Подытожим сказанное.
Любая живая материя организована так, что для своего воспроизводства и развития нуждается в энергии и информации (питается энтропией). Это и есть пресловутая «жизненная сила». Неживая материя в организующем центре (информационной матрице) не нуждается, поскольку в своем движении она подчинена безусловно исполняемым физическим законам. Разрушаясь, неживая материя увеличивает энтропию. Жизнь же на материальном плане прекращается тогда, когда она лишается своего организующего начала (информационной матрицы). В эзотерике это событие соотносится с разрывом так называемой серебряной нити, связывающей физическое тело с его тонкоматериальными продолжениями. Все трудности в констатации смерти человеческого тела как раз и связаны с невозможностью наблюдения этого явления. Однако, как утверждает многочисленная эмпирика околосмертных переживаний, человеческая жизнь, как энергоинформационный обмен на тонких планах бытия, на этом не прерывается. Индивидуальное сознание человека трансформируется, но не исчезает полностью. Смерть не касается сознания, как давно уже догадывались многие философы и мистики. Смерть — всего лишь стрелка, скользящая по тонкоматериальным двойникам человека до каузального предела, где она исчезает, ибо дальше простирается вечная жизнь неубывающего информационного Источника Одухотворения.
Карма и реинкарнация с системно-эволюционной точки зрения
Начнем с того, что человек, как уникальный продукт эволюции животного царства, обладает разумом, который открывает ему возможности абстрактного мышления, членораздельной речи и письменности. Психика человека разумного, как центр управления поведением, отличается от аналогичного центра любого животного субъектностью (способностью становления и развития индивидуального сознания), которая наделяет его способностью ранжировать потребности и следовать тем из них, которые представляются человеку важнейшими на момент принятия решения. Проще говоря, человек обладает свободой выбора, во много раз превосходящей аналогичную у высших приматов, его ближайших эволюционных родственников. Диапазон этой свободы растёт с возрастом по мере расширения спектра самоидентификаций центра индивидуального мировосприятия человека. Одновременно расширяется и диапазон человеческих мотиваций, происходящих: от элементарных, вполне животных потребностей выживания к метапотребности духовного пробуждения. На этой метапотребности держится и религиозное чувство, и творческое начало, и глубинный смысл человеческого бытия. Это жажда выти за пределы обычной эготождественности и осознать свою подлинную природу и взаимосвязь с божественным (пробудится в Духе). Это непреодолимый зов вспомнить свои истинные истоки и воссоединиться с ними («ностальгия по Духовной родине»). Это то, что в индуизме называют влечением Мокша, в даосизме — Путём Дао, в Православии – «успокоением в Царствии Божием». Вот как описывает эту фундаментальную и высшую потребность — ностальгию по божественному — Роджер Уолш: «Неважно, какие иные желания мы удовлетворяем, сколько мы имеем денег, секса и власти; неважно даже, сколько добра мы творим в мире – если тяга к просветлению остается не реализованной, мы страдаем от «божественной ностальгии» или «божественной неудовлетворенности»: ощущения, что мы в чем-то несовершенны, чего-то не достигли или находимся не на своем месте».
Имеется множество исторических примеров, когда личностно состоявшийся человек, открытый к творчеству и самоактуализации легко отказывается от потребностей плоти в пользу потребностей духа, что оказывается критичным для его физического здоровья и выживания. Микеланджело Буонаротти расписывая потолок Сикстинской капеллы, жил на строительных лесах, работая почти безостановочно. Он почти ослеп, т. к. работал при свечах, стал горбатым, т. к. потолок приходилось расписывать лёжа. В прямом смысле слова он горел жаждой творчества. Подобных примеров тысячи.
Жертвование интересами выживания и даже жизнью характерно и для некоторых видов стадных животных и даже коллективных насекомых. Однако подобное поведение (животный альтруизм) эволюционно вполне оправдан. В ходе естественного отбора популяции, в которых особи не заботились друг о друге, исчезают, а альтруистичные выживают и успешно размножаются. У человека же, как социального животного, часто наблюдается необъяснимое с позиций подобной эволюционной целесообразности поведение. С одной стороны, уровень заботы о ближнем в современном обществе падает по мере победы в коллективном бессознательном эгоцентризма и прагматизма, с другой — жертвование жизнью во имя «высоких идей», наблюдаемое среди людей, невозможно вписать в логику альтруизма. Однако, если метапотребность в духовном пробуждении вписать в логику достижения метцели эволюции разумных существ (логику номогенеза), то столь широкий разброс в человеческом поведении оказывается снова эволюционно целесообразным. В самом деле, если бы окончательной целью эволюции (её метацелью) была бы максимальная выживаемость живой системы, то всё бы закончилось давным-давно, с появлением морской тихоходки. Это живущее в воде беспозвоночное способное выживать на морозе в -273°C (в открытом космосе) и в кипятке +151 °C, выдерживающее без воды несколько десятилетий, не гибнущее при радиации, в 1000 раз превышающую смертельный уровень для человека, по праву считается рекордсменом выживания в животном царстве. Однако с появлением этого зверька в Меловом периоде (около 65-ти миллионов лет назад) эволюция продолжилась, фокусируясь всё более на развитии мозга как центра управления нервной системы. Это направление эволюции биосферы (Цефализация) привело в конце концов к появлению носителя разума на Земле как существа, способного к осознанию своего высшего эволюционного предназначения – сотворчеству в одухотворении материи. Однако способность подобного сотворчества, увы, открывается в человеке далеко не сразу. Как любое зерно, «зерно Духа» — человек — вначале должен выжить и укорениться в среде своего окружения. Вот тут-то и начинаются неизбежные проблемы становления индивидуального сознания человека, которые влекут за собой весь колоссальный разброс в его самоидентификации, мотивации и поведении, влекущие за собой как судьбы грешников, так и жития святых. Таковы итоги свободы выбора человека, который, в отличие от любого животного, способен анализировать последствия своих поступков в долгосрочной перспективе. Именно поэтому он осознанно выбирает свои жизненные цели и пути их достижения.
Нетрудно предположить, что эти цели и эти пути входят в противоречие с эволюционным предназначением человека, как «зерна Духа» прорастающего в мире грубых энергий, наполненном страхом, жесткой конкуренцией, искушениями и ложными ориентирами. Причин к этому предостаточно. Но, пожалуй, коренной причиной служит иллюзорное эгоцентричное мировосприятие, избавиться от которого без пробуждённых метапотребностей к духовному росту невозможно. Внутренний мир человека, изначально погруженного в ловушку двойственного мировосприятия, соткан из убеждений и установок, корни которых тянутся в ранее детство. Именно там зарождается эго, как центр перспективы и рационализации восприятия. К зрелому возрасту человек уже полностью находится в плену своей культурно обусловленной ментальной матрицы, в центре которой стоит его мощное и непоколебимое эго. Такому состоянию индивидуального сознания в немалой степени способствует социальное окружение человека, которое Роджер Уолш назвал «согласованным трансом», т. е. состоянием, препятствующим личностному росту. В результате личные цели человека оказываются все более рассогласованными с метацелями эволюции. Но если ошибки в целеполагании у животных стоят им жизни, то как быть с аналогичными ошибками бессмертной человеческой души (Монады)?
Вот здесь-то и срабатывает кармический закон, реализующий отрицательную обратную связь для запутавшейся в паутине жизни души. Отрицательная обратная связь, как известно, обеспечивает устойчивость и стабилизацию любой саморазвивающейся системы. Человеческая Монада, ослепленная и оглушенная гремящими грубыми энергиями материального мира, к тому же лишенная памяти о своих предыдущих воплощениях, как раз и представляет собой такую самоорганизующуюся систему. Лишенная явных ориентиров, сбитая с верной траектории эгоцентричными установками, она легко саморазрушается без отрицательных обратных связей.
Итак, рассогласование индивидуальных целей человека, с метацелями эволюции его индивидуального сознания вызывает накопление негативной кармы, «утяжеляющее» процесс возвращения его Монады на требуемый информационный уровень (Каузальный план). Единственной возможностью разгрузки негативной кармы является повторное воплощение.
Почему это так?
Самый короткий ответ состоит в том, что любой жизненный выбор локальной цели и следование ему представляет собой необратимый процесс. Стрела времени однонаправлена, и вернуться в прошлое, чтобы все исправить и согласовать свой выбор с «ожидаемым свыше» выбором (волей Божьей, метацелью эволюции) невозможно. Что касается очищения души на тонких планах («посмертное очищение»), то здесь уместнее говорить про обучение и понимание уже свершенного, чем об исправлении. Исправить негативную карму можно лишь компенсировав ее позитивной. Но карма нарабатывается и ликвидируется лишь в процессе воплощения на материальном плане. Именно поэтому колесо Сансары не останавливает свой бег, пока существует инерция негативной кармы.
Подытожим сказанное.
Жизнь проактивна и программно обусловлена. Любое живое существо, появившись на свет, сразу начинает актуализировать заложенные в него программы. Для животного царства это программы роста, выживания и размножения. Поведение животного всегда эволюционно целесообразно. Оно диктуется доминирующей в данный момент потребностью, за формирование которой отвечает так называемая Первая сигнальная система мозга, в основе которой лежат исключительно ощущения (холод, голод, страх и т. п.). Степень приближения к любой локальной цели в поведенческом акте животного регулируется безусловным и условным реагированием на достигнутый результат. Чем выше уровень организации живого организма, тем больше свободы в достижении своих целей он получает. Но даже высшие животные не в состоянии ранжировать потребности по своему усмотрению. Первой всегда оказывается та, которая заявляет о себе «громче» других.
Для человека, как носителя разума, актуализация программ не ограничивается выживанием и размножением, а его поведение — первой сигнальной системой мозга. Его рост затрагивает не только физиологию, но и психику. Причём с возрастом фокус актуализации самости все больше смещается именно на психику, а список потребностей расширяется, дополняя потребности тела потребностями души. В отличие от любого животного, человек в состоянии осознавать свои потребности и ранжировать их по степени важности поставленной цели. При этом в дополнение к эмоциям, регулирующим приближение к цели, человек располагает чувствами и мышлением (Вторая сигнальная система мозга). Всё это с одной стороны открывает перед ним колоссальные возможности на пути самоактуализации, а с другой — увеличивает риски ложных (эволюционно необусловленных) выборов.
Животное может ошибиться в достижении цели, но не в её постановке. В животном царстве цели предопределены эволюцией, а ошибки или медлительность в их достижении регулируются естественным отбором. Ошибки животных в достижении целей часто стоят им жизни. Выживают и размножаются успешнее те виды, которые быстрее и с меньшим числом ошибок реализуют универсальные цели эволюции. Иное дело Homo Sapiens. «Человеку свойственно ошибаться», как справедливо отмечал Цицерон. Если под ошибками человека понимать рассогласование его личных целей с эволюционными метацелями, возложенными на него Творцом, то они не смертельны. Нарушение «воли Бога» не убивает человека физически, и, более того, может долгое время не осознаваться им. В данном случае «долгое время» сопоставимо с продолжительностью жизни, а часто и превосходит несколько человеческих веков. Вот тут-то вступает в силу кармический закон.
Кармический закон направлен, прежде всего, на коррекцию человеческого самоотождествления. Это становится возможным при активации Третьей сигнальной системы человеческого мозга, благодаря которой человек способен постичь свое единство с Творцом на информационном плане. В духовных учениях и религиозных традициях подобная внутренняя трансформация ассоциируется с терминами просветление, прозрение, благодать, исихазм и т. п. С позиций системно-эволюционной концепции это — открытие в человеке интегрального видения (холистического мировосприятия), что превращает его в осознанный элемент самоорганизующейся системы ноосферы Земли.
Будучи законом природы, Кармический закон обладает всеми характеристиками закона:
1. Он неумолим (негативная карма должна быть полностью разгружена, сколько бы для этого не потребовалось воплощений);
2. В нём отсутствуют личностные коннотации (он распространяется на любого носителя разума);
3. Он нейтрален (в нём отсутствуют функции наказания либо поощрения);
4. Он проявляет себя на всех планах бытия (в частности, на физическом плане он проявляет себя через метаязык Паутины жизни);
5. Он может быть сформулирован явно (например, как Золотое правило человеческой жизни, доступное в Нагорной проповеди Христа).
6. Он отражает высшую эволюционную целесообразность.
Последний пункт требует расшифровки.
Эволюционная триада «избыточность-наследственность-отбор» проявляет себя в живой природе в форме разнообразия видов, изменчивости генотипа и борьбы за существование. Условно этот принцип можно представить, как тренд развития в условно горизонтальной плоскости, где растёт и ветвится Древо Жизни. Кармический же закон пронизывает воплощения уникальной человеческой Монады сквозь время (в условно вертикальном направлении). В нем эволюционная триада «работает» на метауровне развития души. Здесь избыточность проявляет себя в форме множества воплощений (Колесо Сансары); наследственность – в форме кармических долгов, подлежащих разгрузке; отбор – как уровень, на котором душа осознаёт себя в посмертном существовании .
Очевидно, что с системно-эволюционной точки зрения закон Кармы-реинкарнации дополняет законы эволюционного отбора на тонких планах бытия.