Попадание в ловушку двойственного восприятия предопределено для человека его способностью к мышлению и языку. Оказывается, что и выход из неё также предопределен природой. Однако доступен он лишь тому, кто осознает себя соучастником эволюции духа в мире форм и окажется способным пройти Путь Восхождения к духовному пробуждению.

Американский философ К. Уилбер в книге «Безграничное…» вводит в рассмотрение три модуса индивидуального сознания человека в зависимости от силы его эго: предперсональное (детское), персональное (взрослое) и трансперсональное (духовно пробуждённое). «Неискушенному взгляду предперсональное и трансперсональное состояния могут показаться подобными и, более того, — тождественными, подобно тому, как рассветные сумерки напоминают сумерки заката, – пишет автор. – однако трансперсонального уровня сознания может достичь лишь самоактуализирующаяся личность после осознанного растворения персоны (эго). Тогда как предперсональный уровень, вполне аналогичный сознанию животного, даётся человеческому младенцу от природы. Между предперсональным рассветом судьбы и её трансперсональным закатом – целый день внутреннего пути к пробуждению духа. День, длящийся всю жизнь!». В каком-то смысле можно говорить о естественной (эволюционно данной) спирвали мировосприятия человека: от животно-целостного через эгоцентричное двойственное к трансперсонально целостному (мироцентричному).

Заложенная в геном человека способность к естественному (т. е. без использования специальных техник или/и психоделических средств) духовному пробуждению, сегодня уже не вызывает сомнений у психологов (см., например, С. Тейлор «Скачок. Психология пробуждения»). Еще Л. Н.Толстой предполагал существование некого «нормативного пути» духовного пробуждения, предусмотренного природой для человека, эволюционное предназначение которого — максимальная реализация своего духовного потенциала («Возвращение к Отцу Небесному обновленным»). Независимо от него канадский психолог Ричард Морис Бёкк, проанализировавший жизненные пути тридцати шести духовно пробуждённых людей в своей работе 1901-го года «Космическое сознание», приходит к подобным же предположениям. Возникшая в середине 70-х годов прошлого века психология эволюции и трансперсональная психология обобщают колоссальный опыт, накопленный при изучении феномена естественного духовного пробуждения (просветления).

Все это позволяет наметить обобщённый (предположительно универсальный) Путь естественного духовного пробуждения человека. Мы воспользуемся обзорной работой российского философа и социолога И. Б. Мардова, который подтвердил этот вывод на множестве уже современных ему примеров и представил его в форме Канонического Пути Восхождения к духовному пробуждению в книге «Путь Восхождения», изданной в 1993 году. Здесь мы возьмём за основу траекторию этого Пути в развёртке по возрастам, как показано на рисунке. Названия элементов рельефа Пути сохранены в авторской редакции. Заметим, что автор использует термин «пробуждение души» для обозначения рубежа преодоления экзистенциального кризиса и выхода на взлёт к «рождению в духе» (духовному пробуждению). Уровень осознанности условно отображается цветом по вертикальной оси: от младенческого доперсонального до пробуждённого, трансперсонального (подробнее см. К.Уилбер «Спектр сознания»). Следуя И. Б. Мардову, мы также будем использовать классическую семилетнюю периодизацию шкалы возраста, известную из древности. Заметим, что эта периодизация в целом укладывается в периодизацию, используемую в современной возрастной психологии:

  • От рождения до 7 лет — детство;
  • от 8 лет до 14 лет — отрочество;
  • от 15 лет до 21 года — юность;
  • от 22 лет до 28 лет — молодость;
  • от 29 лет до 42 лет — взрослость;
  • от 43 лет до 63 лет — зрелость;
  • свыше 63 лет — старость.

Траектория Пути Восхождения к духовному пробуждению (по И.Б.Мардову)

Траектория Пути содержит три ярко выраженных уступа разделенных относительно пологими участками. Подъем на каждый новый уровень осознанности сопряжен с неким внутренним напряжением (самопреодолением по К. Уилберу). Он знаменуется существенной перестройкой зоны психического комфорта, которая, в свою очередь, приводит к коррекции субъективной карты реальности. Ниже даётся краткое описание изменений в психике человека, следующего Путём духовного пробуждения (вначале неосознанно, но с годами все более подключаясь к его преодолению).

Первая фаза: от физического рождения до рождения эго

Это время тотального господства в новорожденной психике человека дефицитарных программ выживания (подробнее см. Р.А. Уилсон, «Психология эволюции»). Духовная компонента человеческой психики еще дремлет. Ребенок постепенно, через страдание отделения от матери, осознает свою отдельность и приспосабливается выживать без ее постоянной опеки. По мере освоения языка у ребенка создается и укрепляется мощнейший импринт отдельности — двойственное восприятие реальности. Содержание сознания ребенка сугубо мифично. В благополучном случае он вырастает в иллюзорной сказочной стране, отгороженный от жесткого мира взрослых заботой своих родителей либо попечителей. Если этого не происходит, то, лишенный атмосферы любви и заботы, ребенок преждевременно (т. е. жестко) встречается с социализацией, что может нанести его психике непоправимый урон. Примерно к семилетнему возрасту окончательно формируется первая самоидентификация человеческого «я» со своим телом, его страхами, желаниями, чувством собственной важности и исключительности. Так рождается эго, которое в троичной структуре личности по З.Фрейду занимает центральное место в качестве точки пересечения подсознательных стремлений (Ид) и осознаваемых самоограничений (Суперэго). По шкале уровней осознанности человек пребывает в «красной зоне». Здесь для него характерно все возрастающее ощущение своей отдельности на фоне доминирования программ выживания. Одновременно осознается смертность отделенного от мира «я» и ужас холодной реальности, в которой все смертно.

Случаи сбоя в освоении языка и, как следствие, — коммуникации относятся к тяжелым геномным патологиям, таким как синдром Дауна. Эго у таких людей не успевает сформироваться. Людей с нерожденным эго испокон веков назвали на Руси блаженными. В этом определении тонко подмечена суть психической «проблемы» — отсутствие явно выраженной двойственности восприятия реальности, проявляющей себя в агрессии либо, по меньшей мере, в бессознательной корысти.

Вторая фаза: встраивание в общество (выращивание суперэго)

Эта фаза роста начинается на низком уровне одухотворения. Она охватывает широкий возрастной интервал (примерно два семилетних цикла от 8 лет до 21 года). Л. Н. Толстой уподобил ее с погружением семени в почву: «Как для того, чтобы зерно получило жизнь, нужно закрыть его землею, так и для того, чтобы душа ожила, нужно чтобы она была закрыта телом. Только преодолевая плотское в себе и возвышаясь над ним, укрепляется душа и взводится потенциал духовного рождения». Следуя этой аналогии, И. Б.Мардов назвал соответствующий интервал на Пути Восхождения «Подъемом духовного взвода».

Это время завершения роста физического тела, его полового созревания и мощнейшего воздействия половых гормонов на психику. Возникает потребность сексуальных контактов, которая сопровождается метаниями между «хочу» и «нельзя». Во многом, возникающий дисбаланс психики провоцирует повышенную ранимость к выполнению элементарных норм поведения. На этом фоне у подростка включается последняя из безусловных программ становления психики — «Социосексуальная», которая в итоге формирует в нем суперэго с его системой ценностей и приоритетов. Это время, когда родители и преподаватели теряют свой авторитет. Время поиска «идеала» среди сверстников либо в придуманном мире грез. Доминируют желания все делать по-своему. Здесь возникают первые социальные роли и первые, не до конца осознаваемые, метапотребности (в самоидентификации, в нахождении своего героя и отождествлении с ним).

Опасность схода с Пути Восхождения на этом участке подъема подстерегают подростка как изнутри, так и снаружи. Она сопряжена со следующими факторами: разочарование в идеалах; насилие со стороны доминантных родителей либо наставников; снесение с траектории Пути потоком похотей тела, соблазнов и прельщений; попадание в «дурную компанию» и связанное с этим асоциальное поведение; вовлечение в «не свои идеалы» под воздействием манипулирования сознанием. Профилактика схода с Пути Восхождения на этом жизненном отрезке во многом определяется бережным отношением к душевным метаниям со стороны наставников и особенно родителей.

На момент рождения суперэго (примерно к 21-му году) и благодаря этому рождению достигается первый устойчивый психический гомеостаз («первый пик чистоты»). Молодой человек формирует свою первую самостоятельную зону психического комфорта. Здесь еще пока царит черно-белое представление о реальности (юношеский максимализм) со своими героями и антигероями, но флажки запретов и табу уже расставлены.

Человек, не рожденный социально, остается законченным эгоистом. Основная его эмоция — страх. В относительно благополучном варианте такие люди — асоциальные изгои, чудаки, хиппи, отшельники либо (в психопатологическом случае) аутисты; в неблагополучном случае такие люди становятся легкой добычей разного рода мутных структур и пополняют ряды сектантов, криминала, террористов и т. п.

Третья фаза — от периода идеалов до личностного рождения

Эта фаза, как видно из рисунка, имеет пологую часть (плато) и собственно подъем на уступ личностного рождения. Л.Н. Толстой называл плато перед «Строгическим уступом» (четвертое семилетие) болотом вожделений и материализма. Здесь период идеалов сменяется разочарованиями, порождая цинизм и уход в тотальный материализм, который на фоне все новых и новых желаний эго порождает в человеке бескрылый прагматизм. «Молодой человек заболевает материализмом». Так нарабатывается негативный вектор психической инерции, препятствующий дальнейшему подъему. Параллельно нарабатываются все новые и новые социальные роли, которые уводят человека в сторону от выбора собственной колеи своей жизни. В этой низине духовной жизни, человек становится легкой добычей всевозможных манипуляторов его сознанием.

При благоприятном исходе в человеке все же просыпаются его первые мета-потребности к самоактуализации: приобретение статуса и уважения в близком кругу, желание проявлять заботу о ком-то. На этом фоне возникает и крепнет стремление к созданию своей семьи. Чем скорее это стремление реализуется, тем быстрее и с меньшими кармическими «довесками» душа человека выходит из застоя на участок подъема к личностному рождению. Внешний канал, связывающий душу с тонкой энергией (чакры среднего уровня) к этому моменту у человека уже должны быть достаточно открыты, что снабжает духовный рост необходимым потенциалом. Препятствовать этому процессу может долгое пребывание в зоне риска (в «болоте вожделений и материализма»). В этом случае происходит т. н. кармирование внешних каналов души, которое в возрастной психологии ассоциируется с понятием «Кризис тридцатилетних». Успех в преодолении этого кризиса определяется как помощью со стороны близких (в том числе и материальной), так и личным упорством, в преодолении себя. По сути, именно в преодолении себя (своего ненасытного эго) формируется то, что называется характером. Именно присутствие характера в конечном итоге и отличает личностно рожденного человека от того, кто сошел с Пути Восхождения и не заметил этого.

Личностью, согласно учению Л. Н.Толстого, человек становится тогда, когда он обретает свое уникальное лицо под слоем ролевых масок. Когда это происходит, система его ценностей и убеждений позволяет ему оставаться самим собой в любых обстоятельствах. Подведем промежуточные итоги на этом рубеже Пути:

  • Основные черты характера сформированы;
  • Сформирована система взглядов, приоритетов и ценностей;
  • Готов жизненный сценарий (найдена «своя колея»);
  • Центр внимания смещается на свою семью;
  • Содержание сознания — главным образом обеспечение благополучия семьи;
  • Основные ценности — успех, положение, материальное благосостояние семьи.

Люди, не рожденные личностно, проживают «чужую жизнь», так и не опознав себя истинного под ворохом масок и ролей, которыми прикрыта собственная несостоятельность. Основная их эмоция – недовольство жизнью (подсознательный страх быть самим собой, комплекс жертвы). Основное качество – бегство от себя и желание казаться кем-то. Такие люди — идеальный материал в руках манипуляторов для пополнения общества тотального потребления, а в странах еще не вовлеченных в орбиту «истинных демократических ценностей» — для хорошо отрежиссированных «стихийных» протестных движений, агрессивных религиозных сект и т. п.

Четвертая фаза — от личностного рождения до пробуждения души

Этот интервал Пути Восхождения является самым крутым. В отличие от восхождения в горах, успех на пути духовного пробуждения совершенно не гарантируется успешным прохождением этого взлета. Одно можно утверждать, основываясь на данных И. Б. Мардова, Д. Хокинса и Р. А.Уилсона, — именно здесь с Пути к духовному пробуждению сходит большинство «участников забега».

В возрастной психологии период 40-45 лет ассоциируется с экзистенциальным кризисом середины жизни, т. е. с таким переломом в мировосприятии и самоидентификации человека, который заставляет его пересмотреть всю систему ценностей и приоритетов. С этим периодом жизни, как правило, совпадают и социальные проблемы: остановка карьерного роста, кризис доверия в ближнем окружении, кризис семейной жизни. Жизненные проблемы такой глубины («пиковые переживания» по А. Маслоу), становятся действенным стимулятором обращения человека к своим духовным корням. Вот как объясняет это К. Г. Юнг: «Когда рушатся все основания и подпоры, нет ни малейшего укрытия, страховки, только тогда возникает возможность переживания архетипа смысла». Именно пиковые переживания на фоне тревожных сигналов организма оказываются спусковым крючком для втягивания человека в экзистенциальный кризис.

Ясно, что для преодоления этого ключевого участка подъема, необходимо мощное приращение духовного потенциала. Перечислим факторы, которые могут способствовать этому: появление новых мета-потребностей (в самоидентификации; в самоактуализации; в безусловной любви); переоценка достижений и ценностей в пользу бòльшей духовности (меньшего материализма); переориентация целей и приоритетов в соответствии с новыми ценностями; разотождествление себя с телом, чувствами и мыслями; смена социального статуса, окружения и уход отмасок и ролей. Как видно из перечисленного, большинство факторов, по сути, это освобождение от кармических новообразований, которые повышают психическую инертность и перекрывают реализацию духовного потенциала. Можно констатировать, что на участке подъема к духовному пробуждению начинается сознательный этап эволюции психики. Успех на этом рубеже всецело зависит от силы намерения самой личности следовать Путем Восхождения. Вот, как эта мысль выражена у Л. Н. Толстого: «Развитие, рост тела кончается, и должно начинаться развитие, рост духовный. Большей частью люди не понимают этого и продолжают заботу о росте телесном, и ложно взятое направление бывает губительно».

Люди, не прошедшие кризис середины жизни, не пробуждаются душевно и сходят с Пути Восхождения. Не находя подпитки, метапотребности этих людей постепенно утрачиваются, а доминирование вновь переходит к дефицитарным потребностям. Неизбежное старение организма и вытеснение из активной социальной сферы деятельности более молодыми конкурентами вызывает растущий психический дискомфорт, который может перейти в депрессивное состояние. В более благоприятном сценарии такие люди находят свои зоны психологического комфорта в служении близким, в следовании религиозным догматам и традициям.

Пятая фаза — на пути к духовному пробуждению

Продолжению подъема над уступом пробуждения души способствуют метапрограммы сознательной эволюции психики (подробнее см. Р.А. Уилсон «Психология эволюции»). В отличие от безусловных программ роста, они требуют постоянного и все возрастающего осознанного участия человеческой личности. Здесь ничто не происходит автоматически. Любой сдвиг вверх требует открытого внешнего канала души при все большем освобождении от инерции кармы. При этом речь совершенно не идет о каких-либо волевых, а тем более физических усилиях, поскольку любые напряжения только ухудшают открытость каналов и ослабляют потенциал духовного роста. Напротив, осознание и освобождение от прежде бессознательных привязок к телу, материальному миру и социуму очищают карму и способствуют дальнейшему духовному росту.

Путь Восхождения к вершинам духа бесконечен. Однако условно можно считать освобождение от ловушки двойственного восприятия и возврат к целостности (просветление) духовным рождением человека, ибо здесь происходит качественный скачок осознанности на уровень «Нелокального Я». Эгоцентризм сменяется мироцентризмом. Психологический портрет духовно пробуждённого человека описан нами во второй части данной статьи. Здесь мы лишь резюмируем основные его приобретения:

  • Разотождествление себя с телом и мыслями.
  • Исчезновение страха смерти и обретение внутреннего покоя;
  • Смена приоритетов с материально значимых на духовно значимые;
  • Альтруизм и растущая эмпатия;
  • Созерцательность и смещение настроения к устойчиво позитивному; восприятие проблем смещается к философскому; болезни тела предотвращаются или купируются на уровне тонких тел;
  • Расширение кругозора и мсштабности взглядов;
  • Все большая самодостаточность и невозмутимость.

Заключение. Что-то новое или хорошо забытое старое?

Не правда ли, читая этот текст, дорогой читатель, вы ловите себя на мысли. что это все уже давно известно, просто излагается в новых терминах и в новом контексте. Что ж, déjà vu вас не обманывает!

Древнейшая из религий, Индуизм, может рассматриваться в широком смысле как путеводитель по поискам скрытого смысла жизни, с неизбежностью утрачиваемого человеком при рождении в материальном мире форм. Если так толковать древнейшие компоненты, составляющие Ведическое учение, то можно обнаружить в этом руководстве и возрастную периодизацию психики, и стратификацию социума согласно уровням сознания, в которых обитают его члены (подробнее см. об этом В. А.Пименов «Возвращение к Дхарме»).

В дхармасутрах (раздел Упанишад) мы обнаруживаем всеобъемлющую классификацию самых важных задач, которые должен в течение своей жизни решить благочестивый арий, следующий Ведическому Учению. Каждая задача соотносится с определенным жизненным периодом — ашрамом. Трудно не заметить в ведических ашрамах стадийности преодоления Пути Восхождения к рождению в духе.

Примечательно в этом контексте толкование человека в индуистской традиции как Процесса духовного роста. В самом деле, в Санскрите используется несколько обозначений понятия «Человек» — Манушья, Нара и Пуруша. Все это относится к человеческому существу. Но при этом каждый термин соотносит человека с тем уровнем осознанности, на котором он пребывает в текущий момент его жизни.

  • Манушья — это человек, лучше сказать «человеческое существо», рассматриваемый лишь с точки зрения самых простых, органических потребностей. Человек, не поднимающийся над стремлением к эгоистическому удовлетворению своего тела. Никакие моральные нормы не сдерживают эгоцентричного манушью. Очевидно, что речь идет о не рожденном личностно человеке, который руководствуется в своих целевых устремлениях исключительно дефицитарными потребностями.
  • Нара — это человек, следующий дхарме, т. е. осознающий свой долг перед окружающими его людьми и перед Богом. Тот самый, о котором упоминал Иммануил Кант («Ничто так не увлекает меня, как звездное небо над головой и моральный закон во мне»).
  • Пуруша — человек, достигший состояния мокша, т. е. преодолевший двойственность восприятия, освободившийся от эго, следующий по пути единения с Брахманом.

Очевидно, что Манушья, Нара и Пуруша это одновременно и три типа человеческого сознания, и три уровня духовного развития, а также, разумеется, поведения. В контексте эволюционной психологии можно позиционировать три эти человеческих типа, как разные стадии на Пути Духовного пробуждения. Тогда Манушья — человек до личностного рождения, Нара — человек в промежутке между личностным рождением и духовным пробуждением, Пуруша — духовно пробужденный человек. Не удивительно, что разница в мироощущении, целях и способах их достижения у трех этих типов людей столь огромна, что уместно использовать три разных термина, для обозначения формально одного и того же индивида.

Автор: Аркадий Мадатов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *