Содержание
Как проявляется кризис пяти лет у детей и как вести себя родителям
Здравствуйте, уважаемые читатели. В данной статье мы поговорим о том, что собой представляет кризис 5 лет у ребенка. Вы узнаете, по каким причинам он развивается. Выясните, каким образом проявляется. Вам станет известно, как нужно себя вести с малышом в период кризиса и что делать недопустимо. Ознакомитесь с ценными советами психологов.
Особенности ребенка пяти лет
- Игры малыша обретают более сложный характер, они становятся интереснее. У ребенка сильнее развивается воображение, забавы усложняются яркими деталями.
- Аналитическое мышление в таком возрасте все еще недоступно.
- Малыш с легкостью распознает, где правда, а где вымысел. Он может определять плохие и хорошие поступки других людей, не стесняется заявлять об этом вслух.
- Карапуз уже может открыто сопереживать детям и взрослым.
- Появляется сильный интерес к общению со сверстниками. Ребенку интересно находиться в детском коллективе, а не все время быть рядом со взрослыми.
- Малыш заводит новые знакомства. В этом возрасте для него другом становится каждый, с кем он знаком минимум пять минут. При этом мнение такого друга может оказаться важнее, чем родительское.
- Карапуз пытается походить на взрослых, копировать их действия, манеру поведения.
- У ребенка может появиться страх перед смертью, как своей, так и своих близких.
Причины возникновения кризиса
- В связи с тем, что малыш начинает фантазировать, проявлять свои чувства у него формируется желание стать взрослым. У карапуза появляется конфликт между реальными возможностями и внутренними желаниями. Малыш разочаровывается в том, что не может быть взрослым, из-за этого он становится агрессивным, злым и неуравновешенным.
- Ребенку приходит осознание того, что люди различаются по гендерному признаку. Подобное открытие в процессе осознания себя может приводить к замкнутости.
- Малыш, у которого появилось желание заводить все больше новых знакомств и чаще общаться с другими детьми, может столкнуться с отказом других детей вступать с ним в общение. Подобная ситуация способна еще больше усугубить проявления возрастного кризиса.
- У карапуза в данный период наблюдается активное развитие коры головного мозга, вследствие чего повышается степень проявления и количество эмоций. То есть кризис 5 лет может быть обусловлен процессом адаптации к новым чувствам и эмоциям, неумением пока их контролировать.
- Ребенок пытается осознать себя, как личность. Он может не всегда находить логическое объяснение своим мыслям, вследствие чего не исключены истерики и капризы.
- Малыш сталкивается с одиночеством, когда не может найти человека, с которым можно поделиться своими эмоциями и чувствами.
Характерные проявления
У кого-то данный период может продолжаться всего несколько недель, а у кого-то он способен затягиваться на месяцы. Давайте рассмотрим характерные симптомы кризиса пятилетнего возраста.
- Ребенок активно демонстрирует свою самостоятельность. При этом он может, например, заявлять о том, что сам пойдет на улицу, мама для прогулки ему не нужна.
- Может возникать скованность, малыш начнет замыкаться, перестанет делиться своими впечатлениями с родителями. Нередко отмечается у детей, которые прежде были разговорчивыми.
- У карапуза появляется неуверенность в своих силах, страх перед тем, что предстоит сделать, особенно если это действие новое.
- Малыш пытается копировать поведение взрослых. Он может подражать маме, которая готовит ужин или отцу, пришедшему с работы. Причем подобное копирование будет носить навязчивый характер, может привести к выбиванию взрослого из равновесия.
- Ребенок становится излишне активным. При этом у него также повышается утомляемость.
- За карапузом можно заметить частую раздражительность. В ответ на замечания, он становится злым и агрессивным.
- Часто дети в такой период становятся излишне обидчивыми.
- Нередко можно заметить истерику, особенно если что-то идет наперекор ребенку, например, его заставляют лечь в постель в дневное время суток.
- Карапуз может начать грубить, как своим сверстникам, так и взрослым.
- Малыш начинает много сочинять, выдумывает истории, которые кажутся очень реалистичными.
- Ребенок все чаще проявляет свое непослушание, отказывается подчиняться просьбам родителей.
- Карапуз может целыми днями плакать по непонятным причинам.
- Может выполнять просьбы родителей, но делать все наоборот, даже если при этом он наносит вред себе. У ребенка отмечается излишнее упрямство, он твердо стоит на своем мнении, не прислушается к чужому.
- Малыш все время недоволен окружающими и своим окружением, пытается всем рассказывать, как нужно жить.
Рекомендации
Предлагаю вашему вниманию советы психологов, способствующие более легкому преодолению кризисного периода.
- Будьте терпеливы. Помните что вы, как и прежде, должны окружать свое чадо заботой, добротой и лаской. Чем меньше и спокойнее будет ваша реакция на детские капризы, тем быстрее закончится этот кризис.
- Научитесь идти на компромисс. Родители не должны быть излишне категоричными. Важно научиться договариваться со своим ребенком. В противном случае у малыша появится ощущение того, что его желания и права ущемляют, интересы не учитывают.
- Не прибегайте к критике. Хвалите своего ребенка, но только по заслугам. Это могут быть какие-то незначительные победы, но все же его достижения. А вот критиковать не нужно, особенно в присутствии других людей. Очень важно, чтобы малыш ощущал защиту и поддержку близкого человека. Если хотите сделать замечание, то оно должно быть доброжелательным, произнесенным в момент, когда вы останетесь наедине.
- Почаще беседуйте. С учетом того, что данный период нередко сопровождается агрессией, злобностью и несдержанностью, ежедневно проводите беседы, направленные на разъяснения того, что хорошо, а что плохо. Чтоб ребенку было более понятно, прибегайте к способу сказкотерапии. Рассказав историю, вам вместе с малышом нужно ее проанализировать. Важно разобрать, чьи действия были хорошими, а чьи — плохими.
- Давайте выход детской энергии. Если ваш малыш очень активный, запишите его в спортивную секцию. В этом возрасте ребенок может заниматься уже и танцами, и плаваньем, и футболом, и гимнастикой. Малыш, который занимается в спортивном кружке, ощущает большую сбалансированность. Когда ребенок получает первое достижение, у него повышается самооценка, а новые знакомства отвлекают от личных переживаний.
- Помните о необходимости быть последовательными в своих действиях. Если вы что-то запрещаете, не стоит разрешать под давлением детской истерики. Вы должны идти до конца. Также важно, чтоб запреты одного родителя поддерживались мнением другого. В ситуации, когда, мама говорит «нельзя», а папа «можно» — папа хороший, а авторитет мамы уже подорван.
- Позаботьтесь о создании благоприятной атмосферы в семье.
- Поощряйте начинания ребенка. Если у него что-то не получается и он просит вашей помощи, помогайте, но не выполняйте действия вместо него.
- Старайтесь всегда быть в курсе событий жизни вашего ребенка. Беседуйте с ним на любые темы, показывайте, что вам действительно не все равно, но не навязывайте свое мнение.
- Если что-то запрещаете, обязательно аргументируйте свой запрет.
- Необходимо общаться с ребенком, как со взрослым. Для него сейчас это очень важно. Почаще обращайтесь за помощью к своему малышу, например, можете сказать, что у мамы болит спина, и она не может подмести в комнате. Предложите малышу, который уже такой взрослый, помочь справиться с этой задачей.
Как вести себя недопустимо
- Ни в коем случае не проявляйте открытую агрессию, направленную на своего ребенка. Бесспорно, может наступить момент, когда вы будете не в силах себя сдерживать, но в такой ситуации лучше отойти подальше от малыша, выйти в другую комнату и попытаться себя успокоить. Общайтесь с ребенком только после того, как будете абсолютно спокойны.
- Рукоприкладство и агрессия недопустимы. Нужно понимать, что никто не может покушаться на свободу человека, наносить ему боль, в том числе и физического характера.
- Недопустимо говорить фразы по типу «ты все равно ничего не сможешь сделать», «не мешай мне», «уйди», «даже не пытайся».
- Не стоит читать нотации, пытаться подчеркнуть малый возраст ребенка.
- Ни в коем случае нельзя прогибаться под давлением малыша, особенно в момент его неадекватного поведения и излишней агрессии.
- Недопустимо игнорировать карапуза, ставить свои потребности выше его.
- Если ребенок повторяет услышанные ранее ругательства, не заостряйте свое внимание на них, и не ругайте, иначе карапуз будет специально снова и снова их повторять. Лучше всего делать вид, что вы не замечаете, что ребенок говорит что-то не то. Существует вероятность, что он эти слова забудет.
- Непозволительно пускать ситуацию на самотек. Если видите, что проявления в поведении вашего малыша явно отличаются от поведения его сверстников, и начинают вас пугать, не стесняйтесь обратиться к специалисту. Психолог поможет определиться с причиной подобных проявлений, научит, как себя вести, чтобы все наладить.
Теперь вы знаете, что делать, если у ребенка начался кризис пятилетнего возраста. Помните о том, что задача родителей вести себя максимально спокойно для того, чтоб малыш проще смог пережить этот период и быстрее вернуться к нормальной жизни. Не забывайте о том, что есть ряд действий, которые недопустимы при воспитании ребенка, в частности в период кризиса.
https://zdorovyemalisha.ru/psyhologiya/krizis-5-let.html