Технология профессионального саморазвития педагога дошкольного образования Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

CC BY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткаченко Е.В.

Разработка основ повышения уровня профессионализма педагогов базируется на саморазвитии и самосовершенствовании воспитателя, а также включает в себя выявление основных понятий, условий, исходных предпосылок и определяет уровневые подходы для решения данной проблемы. Автор статьи раскрывает понятия профессионального саморазвития , самосовершенствования , самодиагностики , определяет основные цели процесса активизации профессионального саморазвития педагога.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ткаченко Е.В.

Текст научной работы на тему «Технология профессионального саморазвития педагога дошкольного образования»

осталось и следа! Именно у «леворуких» детей раньше других проявлялся интерес к рисованию нетрадиционными способами и к обычному рисованию. Они начали с удовольствием рисовать и карандашами, и кисточками.

В будущем для расширения проекта, хотелось бы познакомить родителей (законных представителей) с нетрадиционными формами рисования. Все мы в детстве рисовали: кто — то в альбомах, кто — то мелом на асфальте, кто — то на обоях или линолеуме. А кто-то продолжает рисовать и сейчас.

Для ребенка нетрадиционные способы рисования — это радостный и вдохновенный труд, к которому не надо принуждать. Но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности и дома. Для этого стоит привлечь родителей для привлечения внимания к ценности изобразительного творчества детей [4].

Особенность этих занятий будет в том, что взрослый своим примером, увлеченностью должен заинтересовать ребенка. А затем уже на фоне появившегося интереса развивать и совершенствовать навыки рисования.

1. Программа «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы Т. С., Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014.

2. Дошкольное воспитание. — 2009. — № 8. — С. 68-75.

3. Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. — М.: ТЦ Сфера, 2005. -128 с.

4. Комарова Т.С. Развитие способностей к изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. — 1999. — № 6. — С. 44-50.

5. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования: учебное пособие. -М.: Педагогическое общество России, 2005. — 176 с.

6. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. — М.: Издательский центр академия, 2011. — 213 с.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Детский сад № 11 комбинированного вида, г. Белгород

Разработка основ повышения уровня профессионализма педагогов базируется на саморазвитии и самосовершенствовании воспитателя, а

также включает в себя выявление основных понятий, условий, исходных предпосылок и определяет уровневые подходы для решения данной проблемы. Автор статьи раскрывает понятия профессионального саморазвития, самосовершенствования, самодиагностики, определяет основные цели процесса активизации профессионального саморазвития педагога.

Ключевые слова: технология, саморазвитие, самообразование, самосовершенствование, самодиагностика, профессиональное саморазвитие.

Умный человек не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя.

В условиях модернизации сферы образования и стандартизации дошкольного образования особую значимость приобретает проблема профессиональной подготовки специалистов в рамках реализации ФГОС ДО. Важным фактором для реализации этих требований выступает актуальность целенаправленности будущего специалиста на профессиональное саморазвитие.

Саморазвитие в современных условиях образовательного стандарта представляет активный процесс, направленный на качественные изменения личности в результате не внешних воздействий, а ее собственных усилий. Саморазвитие можно рассматривать и в контексте деятельности личности, направленной на совершенствование психических и личностных свойств, заложенных в природе человека [2, с. 154].

Самосовершенствование — это специфический вид деятельности человека, направленный на коррекцию личностных недостатков и улучшение своих позитивных качеств и свойств личности.

Саморазвитие и самосовершенствование — это важные условия, при которых педагог, как объект своей профессиональной деятельности, может достичь максимума мастерства, а также повысить свой творческий потенциал, как личностной, так и профессиональной личности [4, с. 43].

Говоря про саморазвитие и самосовершенствование, нельзя забывать и о самообразовании. Оно тоже ведет к личностному и профессиональному росту педагога посредствам повышения своих знаний через самостоятельные занятия по определенной дисциплине, другими словами это самостоятельное обучение (научение).

Для того чтобы повышение профессионального самообразования было наиболее эффективным, педагог должен сам проявлять активность в творческом поиске и обмене педагогическим опытом, интересоваться инновационными проектами и технологиями, посещать авторские курсы и педагогические сообщества [1, с. 38].

Проблемой качества самообразования и саморазвития занимались такие ученые, как П.И. Третьяков, Э.В. Литвиненко, И.В. Гудков, Н.С. Митин и

другие. Их исследования направлены на различные ориентировки в повышении уровня знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности, направленной на самообразование, саморазвитие и самосовершенствование. Актуальными остаются и в наше время модернизации образования на потребности личности и общества, на совокупность свойств и результатов, на способность образовательных учреждений удовлетворить установленные и прогнозируемые потребности государства и общества и тому подобное.

Данные учения направлены на стратегию развития дошкольного учреждения, обеспечивающую качество образования, требующую четкого определения таких понятий как профессиональное становление педагога, профессиональная подготовка педагога и профессиональная компетентность педагога [2, с. 47].

Задачами технологии профессионального саморазвития педагога дошкольного образования будут:

1. Выявить современное состояние проблемы организации самостоятельной профессиональной деятельности педагогов в дошкольном учреждении, её сущность и своеобразие.

2. Разработать системно-структурную модель профессионального саморазвития педагогов на основе изучения теоретических положений профессионального самообразования.

3. Теоретически разработать, научно обосновать и экспериментально проверить эффективность технологии организации саморазвития деятельности педагогов дошкольного учреждения как средства их профессионального самосовершенствования [5, с. 54].

Что же такое технология? Происхождение слова заимствовано из греческого языка переводится как наука о мастерстве. Алгоритм технологии заключается в четырех этапах, соблюдения которых обязательно для эффективного итога: целеполагание — средства — правила использования этих средств — результат.

Что же собой представляет педагогическая технология? Это целостный научно-обоснованный проект определённой педагогической системы от её теоретического замысла до реализации в образовательной практике. Она не только функционирует как наука, проектирующая рациональный путь обучения привлекая системы алгоритмов, способов и результатов деятельности, а также отражает процессуальную сторону обучения и воспитания [2, с. 108].

Если к педагогической технологии подойти как к структуре, то она будет выглядеть следующим образом: концепция и её разработка — содержание с целями к обучению и воспитанию — процесс через формы, методы, средства, условия организации учебно-воспитательного процесса и результаты.

Сущность такой технологии в её этапности выполнения с подбором определенных профессиональных действий на этапах, тем самым педагог может прогнозировать как промежуточные, так и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

Таким образом технология — это инструмент профессиональной деятельности педагога [4, с. 43].

В данном случае более конкретным примером педагогической технологии будет технология самовоспитания и самообразования.

К структурированным этапам технологии самовоспитания относятся самодиагностика и самоанализ деятельности воспитателя, а также анализ состояния по проблеме и осознание необходимости самовоспитания через определение целей и задач с определением основных направлений в изучении литературы по проблеме. Создание программы по самовоспитанию и разработка критериев качественных изменений к выбору форм и методов самосовершенствования и самостимулирования. Деятельность воспитателя по выполнению воспитательно-образовательных программ с подведением итогов самовоспитания и самосовершенствования [3, с. 33].

Технология самообразования педагогов включает самодиагностику педагога, анализ его профессиональной деятельности по проблеме и разработку программ самообразования с корректировкой плана и итоговой диагностикой. А также закрепление достигнутых результатов через определение более сложных задач на будущее.

Технологический подход в современных условиях реализации ФГОС дошкольного образования помогает педагогу достичь желаемых результатов в подготовке к школе дошкольников. Создание технологии невозможно без творческого подхода, поэтому каждый воспитатель — творец своей технологии даже если она адаптированная или модифицированная. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Для оптимизации педагогического процесса, выявления творческого потенциала педагогического коллектива, для повышения профессиональной квалификации и мастерства в детском саду в методической работе с кадрами используется педагогическая диагностика. Она носит двухсторонний характер и направлена на улучшение условий и эффективность образовательного процесса с одной стороны и на повышение уровня профессиональной рефлексии, направленной на самосовершенствование, саморазвитие и самообразование, с другой стороны [1, с. 43].

Таким образом, в педагогическом контексте такая диагностика это специально разработанные и собранные в систему методики, тесты или технологии, с помощью которых можно выявить уровень профессиональной компетентности педагогических работников и спланировать путь улучшения эффективности и качественного подхода к образовательным проблемам в дошкольном учреждении.

Но не стоит забывать, что педагогическая диагностика не ставит целью найти недочеты и ошибки в работе педагогического коллектива, а её главное предназначение — это аналитико-диагностическая функция для стимулиро-

вания профессионального роста педагогов, помощь в росте педагогического мастерства, и нахождение путей распространения передового педагогического опыта комфортного для педагогов.

Самодиагностика воспитателя ДОУ — это точка отсчета для успешной профессиональной реализации и деятельность педагога по совершенствованию профессионального самосознания [3, с. 34].

Самодиагностика помогает педагогу определить:

— уровень своего профессионализма;

— скрытые резервы для личностного и профессионального роста;

— стиль преподавания по формированию у учащихся позитивного самовосприятия;

— уровень самоактуализации, самоотдачи, самореализации [4, с. 45].

В современном педагогическом анализе используются различные авторские методики, диагностические тесты и анкеты для определения уровня саморазвития педагогов ДОУ Перечислим только некоторые из них, например, методика «Самодиагностики», авторы: З.В. Резапкина, Г.В. Резапкина, которая позволяет диагностировать четыре параметра личности; методика «Самоактуализация», автор: А.В. Лазукина, позволяет диагностировать одиннадцать параметра личности, она же есть и в адаптации Н.Ф. Калина: методика «Изучение профессиональной позиции педагога как воспитателя», автор: П.В. Степанов, позволяет провести самоанализ педагогической деятельности по шести позициям; И.А. Комарова, Р.Л. Непомнящая предлагают оценочные шкалы для изучения педагогического мастерства педагогов и многие другие диагностические авторские материалы.

Основные методы, которые используются при данных методиках:

— обработка данных в Microsoft Excel;

— самоанализ анкет [5, с. 56].

В настоящее время многие педагоги понимают значение педагогической диагностики и самодиагностики, что связывают с необходимостью овладения ими для повышения результативности педагогического процесса в целом.

Моя педагогическая деятельность построена на систематическом взаимодействии с сотрудниками и специалистами детского сада, регулярном обмене педагогическим опытом и совместном проведении плановых и внеплановых мероприятий. Эти мероприятия позволяют мне повышать: свой педагогический уровень, качество воспитания и обучения детей; взаимовыгодно применять передовой опыт в своей практической деятельности, а также внедрять свои педагогические наработками.

1. Антонова Ю.В., Липова И.В. Организация дополнительных платных услуг в дошкольном учреждении [Текст] / Ю.В. Антонова, И.В. Липова. -М.: Учитель, 2013. — 75 с.

2. Бацина Е.Г. Организация образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО [Текст]: Семинары-практикумы / Е.Г. Бацина. — М.: Учитель, 2014. — 192 с.

3. Бережнова О.В. ФГОС дошкольного образования: основные положения // Управление ДОУ — 2014. — № 5. — С. 32.

4. Львова Л.Т. Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ // Справочник старшего воспитателя. — 2008. — № 11. — С. 43.

5. Основина В.А. Проектирование и организация учебного процесса на системно-деятельностной основе // Методист. — 2013. — № 7 — С. 5.

ПОДХОДА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

© Хабарова О.С.*, Шведов Е.В.*

Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж

Рассматривается применение технологии дифференцированного обучения при организации самостоятельной работы студентов технических вузов.

Ключевые слова: технология дифференцированного обучения, самостоятельная работа студентов.

В настоящее время остро стоит вопрос преодоления разрыва между объёмом усвоенных знаний в соответствии с содержанием государственных стандартов и отводимым на эту работу временем. Это заставляет искать методы работы, позволяющие избежать намечающегося снижения качества подготовки специалистов и развивать предусмотренные учебной дисциплиной компетенции. В этих условиях существенно возросла роль организации продуктивной самостоятельной работы студентов.

Выделяют четыре уровня самостоятельной деятельности обучающихся: копирующие действия по заданному образцу, репродуктивная деятельность по воспроизведению информации, продуктивная деятельность применения приобретённых знаний и самостоятельная деятельность в новых ситуациях. В соответствии с уровнями самостоятельной деятельности обучающихся выделяют четыре типа самостоятельных работ: воспроизводящие, реконст-руктивно-вариативные, эвристические и творческие работы.

* Доцент кафедры Физики, кандидат педагогических наук.

* Профессор кафедры Физики, доктор физико-математических наук.

Как строится работа по самообразованию педагога детского сада

Книга в коричневом переплёте лежит на блокноте, рядом простой карандаш

Работа с детьми в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) требует высокого профессионализма сотрудников. И хорошее образование, любовь к малышам — ключевые составляющие педагогического мастерства. Однако есть ещё один аспект деятельности, который играет роль вечного двигателя в работе с подрастающим поколением. Речь идёт о самообразовании педагога — постоянном саморазвитии и совершенствовании используемых приёмов и методов работы.

Теоретические аспекты процесса самообразования воспитателя ДОУ

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) самообразование (в некоторых источниках — саморазвитие) определено процессом постоянной познавательной работы педагога, носящей характер методического совершенствования знаний, умений и навыков взаимодействия с детьми, родителями и коллегами.

Это интересно. Несмотря на то что понятия самообразование и саморазвитие в педагогических источниках часто взаимозаменяемы, между ними есть различия. В частности, отличительной чертой саморазвития является то, что эта работа может включать не только образовательный компонент, но и физическое самосовершенствование. В то время как самообразование подразумевает только расширение границ познавательной сферы.

Девушка делает ручкой пометки в блокноте, лежащем на коленях

Самообразование сопровождает весь период профессиональной деятельности педагога

Самообразование воспитателя: цели и задачи

Пополнение собственных методических наработок членов педагогического коллектива детского сада ставит перед собой следующие цели:

  • знакомство с новаторскими психолого-педагогическими технологиями, их освоение и поиск оптимальных способов сочетания с теми, что уже применяются в работе;
  • улучшение качества образования в разновозрастных группах за счёт систематизации передового методического и психолого-педагогического опыта коллег;
  • создание подходящих условий для всестороннего физического, психического развития малышей, а также для воспитания креативных личностей.

Для достижения обозначенных выше целей самообразования педагог в работе решает ряд задач:

    Определяет рациональность использования тех или иных педагогических технологий в соответствии с возрастными особенностями детей. Например, в рамках развития изобразительных способностей ребят второй младшей группы использование индивидуальной формы работы будет неуместным, так как дети ещё слишком малы. А вот групповая работа малышей с родителями для создания поделок, рисунков уже вполне допустима.

Воспитательница помогает детям рисовать восковыми карандашами

Педагог должен выбирать такие приёмы работы, которые соответствуют возрасту подопечных

Таким образом, задачи работы по самообразованию носят преемственный характер, то есть из года в год педагог освещает один и тот же комплекс вопросов, но на актуальном для конкретного возраста детей уровне.

Принципы саморазвития

Процесс работы по усовершенствованию имеющихся педагогических наработок опирается на 4 принципа:

    Непрерывность. Как уже было сказано, на основании одного комплекса тем, педагог выбирает ту или иную тему, разрабатывает её в течение одного учебного года, реже двух. Получается, что самообразование сопровождает весь период педагогической деятельности воспитателя в ДОУ.

Молодая воспитательница и дети держат перед собой клоуна из бумажных детских ладошек

Работа по самообразованию начинается с первых дней профессиональной деятельности и, как правило, не имеет кардинальных смен траектории рассмотрения первоначально выбранных проблем

Пятеро воспитателей сидят за столом с разложенными на нём документами

Принцип доступности касается не только работы с детьми, но и с родителями, а также с коллегами, в том числе и в рамках института наставничества

Формы работы

Образовательная деятельность ДОУ подразумевает взаимодействие и взаимосвязь всех, кто принимает участие в процессе обучения, развития и воспитания подрастающего поколения. Это педагогический коллектив как субъект образовательного процесса, малыши и их родители как объекты деятельности. Поэтому и формы работы по самосовершенствованию педагогического мастерства, так или иначе, включают в работу все обозначенные категории лиц.

  • Собственное профессиональное развитие посредством ознакомления с материалами по изучаемому вопросу через книги, интернет, печатные издания, участие в вебинарах, очных и заочных семинарах, мастер-классах и пр.
  • Непосредственная работа с детьми в рамках учебно-воспитательного процесса, прогулок, проведения досуга.

Воспитательница снимает накидку с мольберта, на котором закреплён паук-игрушка, дети наблюдают

Главная цель педагога — найти интересные и продуктивные приёмы в работе с детьми

Программа работы над темой самообразования

Организация процесса освещения вопроса зависит от того, насколько тщательно и методически правильно будет выстроена работа.

Выбор темы

На этом этапе, который обычно приходится на август–сентябрь, педагог формулирует тему исследования в зависимости от тех актуальных вопросов, с которыми он сталкивается в своей деятельности.

Расположение детского сада вблизи проезжей части определяет актуальность выбора одной из тем, касающейся технологий здоровьесбережения, связанную с изучением правил дорожного движения на доступном конкретному возрасту уровне.

Педагог показывает девочке пальчиковый театр

Трудности могут касаться выбора индивидуальных форм работы с детьми определённого возраста

Рекомендованные ФГОС темы для педагогов детских садов

Перечень тем является общим для воспитателей всех групп, различия определяются особенностями, характерными для возраста подопечных. Например, в младших группах развитие мелкой моторики будет сосредоточено на выборе оптимального списка пальчиковых упражнений, а в старших акцент делается на тренировочных заданиях, направленных на подготовку руки к письму.

  1. Активизация словаря детей младшей возрастной группы.
  2. Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет.
  3. Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности.
  4. Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
  5. Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада.
  6. Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста.
  7. Дидактические игры в обучении детей основам математики.
  8. Духовно-нравственное воспитание дошкольников.
  9. Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы.
  10. Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.
  11. Игра как средство общения дошкольников.
  12. Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству.
  13. Использование здоровьесберегающих технологий в первой младшей (второй младшей, средней, старшей) группе.
  14. Использование развивающей игры во время НОД по математике с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.
  15. Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2–3 лет.
  16. Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников.
  17. Методика формирования правильной осанки и профилактика её нарушения у дошкольников.
  18. Народные подвижные игры, их значение в физическом воспитании дошкольников.
  19. Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи.
  20. Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение.
  21. Организация работы в ДОУ по патриотическому воспитанию.
  22. Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства.
  23. Пересказ художественных произведений с помощью картинок.
  24. Подвижная игра как средство развития физических качеств детей (среднего, старшего) дошкольного возраста.
  25. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.
  26. Правила дорожного движения для дошкольников.
  27. Приёмы активизации умственной деятельности в процессе ознакомления детей с природой.
  28. Проектная деятельность с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.
  29. Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
  30. Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста.
  31. Развитие диалогического общения детей в разновозрастной группе (4–7 лет).
  32. Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста.
  33. Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через общение с природой.
  34. Развитие математических представлений в дошкольном возрасте.
  35. Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
  36. Развитие мелкой моторики дошкольников.
  37. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования.
  38. Развитие познавательной деятельности дошкольников.
  39. Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования.
  40. Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.
  41. Развитие речи — уроки риторики и речевой этикет.
  42. Развитие сенсорных способностей дошкольников.
  43. Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры.
  44. Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности.
  45. Развитие творческих способностей дошкольников средствами кукольного театра.
  46. Речевое развитие дошкольников.
  47. Роль двигательного режима для здоровья дошкольников.
  48. Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья дошкольника.
  49. Роль загадки в развитии дошкольника.
  50. Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям.
  51. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста.
  52. Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.
  53. Сказкотерапия как средство формирования и развития речи дошкольников.
  54. Современные подходы к реализации задач образовательной области «Познание».
  55. Театр как средство формирования связной речи дошкольников.
  56. Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребёнка.
  57. Физическое развитие детей в игровой деятельности.
  58. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми.
  59. Формирование коммуникативных качеств у детей младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.
  60. Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста через общение с природой.
  61. Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста.
  62. Формирование начал экологической культуры дошкольников.
  63. Формирование основ педагогического мастерства.
  64. Формирование патриотических чувств у дошкольников.
  65. Формирование речи детей в игровой деятельности.
  66. Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника.
  67. Художественно-речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность детей и родителей.
  68. Экологическое воспитание дошкольников в детском саду.
  69. Экологическое развитие детей в младшей (средней, старшей) возрастной группе.

Организационный период

По срокам он совпадает с этапом выбора темы — август–сентябрь — и заключается в проработке следующих позиций:

  • аргументация актуальности, то есть краткое объяснение того, какие знания, умения и навыки получат дети, родители и коллеги в процессе исследования выбранного вопроса;
  • формулирование целей и задач работы;
  • определение форм работы с объектами и субъектами образовательного процесса;
  • начало оформления папки по самообразованию: подбор заглавий к теоретическому и практическому разделам, а также к блоку подведения итогов.

Пример обоснования актуальности темы самообразования

Проблема: «Экологическое воспитание детей в природе как формы работы с субъектами образовательного пространства в рамках долгосрочного экологического проекта «Сохраним растительный и животный мир особо охраняемых природных территорий».

Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать её богатства. Воспитание правильного отношения детей к природе, умения бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на детей в семье. Поэтому необходимо продолжать распространять среди педагогов и родителей экологические знания на природоохранную тематику «Растительный и животный мир особо охраняемых природных территорий», продолжать пропагандировать природоохранную деятельность.

Анастасия Караганова, воспитатель детского сада «Сказка», ГБОУ СОШ №5 «ОЦ ЛИДЕР», г. Кинель, Самарская область

http://www.maam.ru/detskijsad/plan-samobrazovanija-vospitatelja-karaganovoi-anastasija-vladimirovna-s-p-ds-skazka-g-o-kinel.html

Освоение теории и практическая реализация

Этот этап длится с октября по апрель и включает решение следующих задач:

    изучение психолого-педагогических и методических материалов по теме исследования, систематизация полученных данных, составление кратких обзоров статей, а также картотеки методов и приёмов в работе над выбранной темой, примеры подходящих дидактических игр, сценариев развлечений;

Воспитательница и четыре ребёнка в костюмах на сцене, дети держат большой ключ

Утренники — это самая яркая форма отчётности, которая позволяет объединить работу с детьми, родителями и коллегами

Выводы

Эта работа проводится в конце учебного года и предполагает организацию разных форм отчётности о процессе и итогах проделанной работы. Формы отчётности подбираются в зависимости от тех участников образовательного процесса, перед которыми презентация организуется. Кроме того, некоторые виды отчётов используются и на других этапах работы (организационном, этапе освоения теоретических материалов и практической реализации).

  • Видео- и фотоотчёты используются для коллег-педагогов, мам и пап, а также для детей, которые с удовольствием посмотрят на себя в продуктивной деятельности.
  • Круглый стол. Проводится для родителей, коллег на начальном и заключительном этапе.
  • Открытые занятия также организуются для родителей и коллег. Обычно 2 раза в год: в начале учебного года и в конце.
  • Мастер-классы. Очень востребованная форма подведения итогов, так как позволяет наглядно продемонстрировать эффективность использования методов и приёмов в работе с детьми (например, ИКТ как одна из технологий развития речи в старшей группе через составление описания сюжета видео, просмотренного без звука).
  • Выступления на педагогических советах с самоанализом по проделанной работе.

Воспитатели сидят за прямоугольным столом на педсовете

Выступление на педсовете может быть не только на завершающем этапе проработки темы, но и на начальном, когда нужно сформулировать актуальность выбранного вопроса

Это интересно. Результаты работы по саморазвитию включены в перечень необходимых материалов, которые предоставляются комиссии в рамках аттестационной кампании в год повышения квалификационной категории педагога.

Структура папки по самообразованию

  1. Титульный лист, на котором педагог указывает своё имя, стаж работы, квалификационную категорию, тему самообразования и учебный год.
  2. Обоснование актуальности темы.
  3. Цели и задачи исследования.
  4. Перечень запланированных форм работы с детьми, родителями и коллегами.
  5. Список печатных и электронных источников по теме.
  6. Описание примеров практической деятельности (конспекты занятий, сценарии мероприятий, фотоотчёты).

Четыре девочки в костюмах матрёшек

Фотоотчёты по разным видам учебно-воспитательной деятельности — это обязательная часть оформления папки по самообразованию

Примеры составления перспективных планов по самообразованию

Структура плана разрабатывается методическим советом ДОУ, поэтому его формы могут отличаться. Встречаются как разработки узкого направления в рамках выбранной темы самообразования с перечнем форм и видов работы (например, по работе с воспитанниками определённого возраста), так и подробные планы с кратким самоанализом по каждому этапу работы. Во втором случае эта форма отчётности не оформляется отдельно, что удобно с точки зрения соблюдения принципа компактности организации методических материалов воспитателя.

https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-professionalnogo-samorazvitiya-pedagoga-doshkolnogo-obrazovaniya

Как строится работа по самообразованию педагога детского сада

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *