Содержание
Эволюция российской семьи
А. Г. Вишневский,
доктор экономических наук,
директор Института демографии Государственного университета — Высшей школы экономики, Москва
«Экология и жизнь» №7, 2008
(Начало. Продолжение в следующем номере)
В России идет Год семьи. Это не шоу, не череда праздничных мероприятий. Тема семьи стала приоритетной, что отражает общую озабоченность состоянием этого института, а точнее — кризисом семейных ценностей, который переживает современное общество. Наблюдаемый демографический перекос привел к депопуляции населения. В числе причин называют ухудшение здоровья потенциальных родителей, жилищные проблемы, бедность и неуверенность в завтрашнем дне, плохую экологию и т. д. Говорят и о том, что демографический кризис имеет не в последнюю очередь морально-этическую природу: иметь детей для многих означает отказ от многих благ, от карьерного роста.
Тем не менее семья и дети для наших соотечественников остаются в числе ключевых ценностей, ведь в России испокон веков свидетельством зрелости человека считалось создание им семьи, рождение детей.
В предлагаемой статье известный демограф Анатолий Григорьевич Вишневский обращается к опыту прежних поколений, к истории развития семейных отношений и анализирует состояние современной российской семьи.
На исходе XIX века
Семья большая и малая
Веками формы традиционной крестьянской семейной жизни были «подогнаны» к экономическим и социальным условиям российского земледельческого хозяйства. Но во второй половине XIX века эти условия стремительно уходили в прошлое, а вместе с тем лишались опоры и приспособленные к таким условиям семейные структуры, формы и нормы семейных отношений. Именно в это время вышло наружу всегда существовавшее подспудно противоречие «малой» и «большой» семей.
В России дольше, чем в странах Западной Европы, задержалась большая, неразделенная семья — расширенная (т. е. состоящая из одной супружеской пары и других, не являющихся супругами родственников разной степени близости, — овдовевших родителей и прародителей, неженатых детей, внуков, правнуков, дядьев, племянников и т. д.) и составная (имеющая в своем составе несколько супружеских пар и, так же как и расширенная семья, других родственников). Впрочем, не все члены такой большой семьи обязательно кровные родственники, тем более близкие. Она может включать и более отдаленных родственников (двоюродных и троюродных братьев и сестер, внучатых племянников и т. п.), а также и лиц, связанных свойством, — зятьев, снох, золовок, деверей и пр., — и даже людей, не связанных с ней ни родством, ни свойством, но живущих под той же крышей и ведущих совместное с другими членами семьи домашнее хозяйство: приемные дети, ученики, приживалы, работники, прислуга. 1
Но наряду с большими всегда существовала и малая семья, состоявшая из супружеской пары с детьми, а иногда и без детей. Она могла существовать в одном из двух видов: как автономная малая семья либо как «встроенная» в большую семью, как ее составная часть.
Историки и социологи давно уже ведут споры о том, каким было соотношение этих двух форм существования «супружеской семьи» в прошлом. Было время, когда они единодушно полагали, что во всех без исключения обществах, где сейчас господствует малая супружеская семья, прежде безусловно преобладала семья сложная, которая была основной формой частного общежития, предшествовавшей современной малой семье. В последние десятилетия это единодушие исследователей было сильно поколеблено: анализ исторических источников привел многих исследователей к выводу, что в действительности в прошлом малая супружеская семья встречалась гораздо чаще, чем полагали прежде.
Сам факт извечного параллельного существования малых и больших семей едва ли вызывает сомнение. Иначе не могло и быть — формирование того или иного типа семьи не было жестко детерминированным процессом, речь может идти только о том, какой была вероятность появления каждого из них. Необходимо ясно понимать, в каких демографических условиях шло формирование семьи еще 100–200 лет назад. Неразделенные семьи, как правило, были «отцовскими», т. е. продолжались по мужской линии, причем женатые сыновья оставались в родительском доме, а замужние дочери уходили в семью мужа. В русской деревне в родительской семье обычно оставались все женатые сыновья со своими женами и детьми. Для того чтобы сложилась и была зафиксирована статистикой трехпоколенная неразделенная «отцовская» семья, надо, чтобы в семье старшего поколения был хотя бы один сын, доживший до возраста, когда он может жениться и иметь детей, и чтобы хотя бы один из его родителей был жив к этому моменту.
В допромышленную эпоху, в силу высокой ранней смертности, довольно значительного бесплодия, частых выкидышей и других подобных обстоятельств, вероятность выполнения указанных условий была невысока. Поэтому, даже если допустить, что большинство людей стремились к созданию и сохранению многопоколенных, неразделенных больших «отцовских» семей, совершенно неизбежным было большое число несостоявшихся или частично состоявшихся семей этого типа. Во втором случае складывалась, например, «братская» семья — сложная, но двухпоколенная. В первом же случае возникала малая семья, состоящая из супругов с детьми, а иногда и без них. Такая семья и трактуется исследователями как «супружеская», или «нуклеарная» (группирующаяся вокруг «супружеского ядра»). Но в прошлом — это вынужденная нуклеарность.
Подобные малые семьи не стремятся воспроизвести себя в прежнем виде, а при малейших благоприятных условиях превращаются в большие, сложные. История знает самые разные способы преодоления вынужденной нуклеарности. Во многих странах, в том числе и в России, было широко распространено усыновление при отсутствии прямых потомков мужского пола, причем усыновляемым мог быть не только ребенок, но и взрослый мужчина. Когда для этого были условия, практиковалось и «приймачество» — вопреки обычаю замужняя женщина вместе с мужем жила в семье своих родителей.
Малая супружеская семья скорее всего ровесница большой, неразделенной, ее постоянная спутница. Сосуществуя на протяжении веков, они находились в своеобразном симбиозе, нуждались друг в друге, знали и конкуренцию, и противоборство, и взаимные уступки.
Явные экономические и демографические преимущества большой семьи долгое время исключали массовое стремление малых семей к обособленному существованию. Малая семья, группирующаяся вокруг супружеского ядра, никогда не противостояла большой семье как тип, скорее, она ощущала свою неполноценность, незавершенность по сравнению с большой и стремилась при первой возможности превратиться в такую большую, сложную, многопоколенную семью, в недрах которой она чувствовала себя более защищенной. Человек здесь меньше зависел от столь частых в прошлом экономических, демографических и прочих случайностей.
Но за эту относительную защищенность супружеской семье приходилось платить дорогую цену. Такая семья была двуликим Янусом. Одним ликом она была обращена внутрь себя — к супружеству, продолжению рода, воспитанию детей. Другой же лик супружеской семьи был повернут вовне — к непосредственному окружению, к большой семье, которой ее малые составные части, заботясь о своих собственных интересах — тех, что находились под присмотром первого Янусова лика, — уступали львиную долю своего суверенитета.
Так было везде, так было и в России. Крестьянин вел тяжелейшую, но далеко не всегда успешную борьбу за существование, голод постоянно стоял у порога его избы. Большая семья лучше соответствовала условиям земледельческого труда, повышала шансы на выживание. Перед этим решающим соображением все остальные отступали на второй план. Об экономических преимуществах больших крестьянских семей много писали во второй половине XIX века, и следует лишь добавочно указать на некоторые демографические основания предпочтения больших семей. Вероятность для супругов овдоветь, для детей — остаться сиротами, а для стариков — оказаться одинокими в конце жизни была еще очень высока, а принадлежность к большой семье давала всё же некоторую дополнительную «страховку», защищавшую овдовевшую многодетную мать, детей-сирот или беспомощных стариков от голода и полной нищеты.
По меркам своего времени патриархальная семья в России была абсолютно естественной, «нормальной». Согласованность основных черт такой семьи, равно как и крестьянской общины, в которую она входила, со строем хозяйственной жизни делала этот тип социальной организации прочным, устойчивым. Он же в свою очередь придавал устойчивость хозяйственной, да и политической системе.
Столетиями «отцовская» семья была кирпичиком, из каких складывались общественные устои, — так она и виделись авторам XIX века. На этом фундаменте и впрямь выросло очень многое в культуре и идеологии русского общества, его мироощущении, его представлениях о добре и зле, о соотношении коллективистских и индивидуалистских ценностей.
Настал, однако, момент, когда всё это здание — вместе с семейным фундаментом — начало терять свою вековую устойчивость. Деревня всё в меньшей степени определяла лицо экономики страны, а в самой деревне натуральное хозяйство стремительно отступало под натиском товарно-денежных отношений. Тогда и начал трещать по швам привычный семейный уклад. Вырастая из тесного костюма натурально-хозяйственных отношений, сталкиваясь со всё новыми задачами, приобретая всё более разнообразный и сложный социальный опыт, русский человек быстро менялся и начинал задыхаться в узких рамках устаревших институтов, среди которых семья, в силу своего повсеместного присутствия, занимала одно из первых мест.
Супружеская семья в поисках суверенитета
Раньше для России были типичны ранние браки. Историки отмечали, что в XVI—XVII веках «русские женились очень рано. Бывало, что жених имел от 12 до 13 лет. Редко случалось, чтобы русский долго оставался неженатым. ». 2 Постепенно возраст вступления в брак повышался. Петр I указом 1714 г. запретил дворянам жениться, не достигнув 20, и выходить замуж, не достигнув 17 лет, а по указу Екатерины II (1775 г.) для всех сословий запрещалось венчать мужчин моложе 15, женщин моложе 13 лет; в случае нарушения указа брак расторгался, а священник лишался сана. Позднее нижняя граница бракоспособного возраста еще более повысилась. В соответствии с императорским указом 1830 г. минимальный возраст для вступления в брак поднялся до 16 лет для невесты и 18 лет для жениха. Однако крестьяне и нижние слои городского населения нередко обращались к духовным властям за разрешением выдать замуж дочь в более раннем возрасте. В качестве главного мотива выдвигалась необходимость иметь в доме работницу или хозяйку. Еще и к началу XX века брачность в России оставалась достаточно ранней. Более половины всех невест и около трети женихов в Европейской России были не старше 20 лет.
Еще на рубеже XIX и XX веков брачность в России была почти всеобщей. Согласно первой всеобщей переписи населения 1897 г., в конце XIX в. к возрасту 50 лет в браке состояли практически все мужчины и женщины, доля населения, никогда не состоявшего в браке, в возрастной группе 45–49 лет была существенно ниже, чем в странах Западной Европы.
Дореволюционная Россия почти не знала развода, брачный союз заключался на всю жизнь и практически не мог быть расторгнут. Развод рассматривался церковью как тягчайший грех и разрешался в исключительных случаях. Основанием для развода могло служить только «безвестное отсутствие» и «лишение всех прав состояния» одного из супругов. Тем не менее, по мере изменения общественных условий, постепенной эмансипации женщин, уже в дореволюционное время менялись взгляды на ценности супружества, отношение к разводу. Но эти изменения затрагивали в основном элитарные слои населения, официальные разводы были большой редкостью. В 1913 г. на 98,5 млн православных в России был расторгнут всего 3791 брак.
Браки не отличались большой долговечностью, однако не из-за разводов. Вследствие высокой смертности всегда был высоким риск прекращения брака из-за овдовения одного из супругов. В самом конце XIX века, в 1897 г., доля вдов среди всех женщин бракоспособного возраста составляла 13,4%. У мужчин соответствующий показатель был значительно меньшим — 5,45%. В это же время к возрасту 31 год среди не состоявших в браке женщин доля овдовевших была выше доли никогда не вступавших в брак: к 50 годам овдовевшими были 25% женщин, к 62 годам — половина, к 74 годам — свыше 75%.
Овдовение в значительной мере компенсировалось повторными браками, почти обязательными в условиях крестьянской жизни. На рубеже XIX и XX веков (1896–1905) доля повторных браков в общем числе браков составляла примерно 14% для мужчин и 8% для женщин. В результате каждый мужчина и каждая женщина, дожившие до брачного возраста и сыгравшие свадьбу (один или более раз), жили в браке в среднем четверть века.
Что же представляла собой эта четвертьвековая жизнь в браке?
С. Соловьев в своей «Истории России с древнейших времен», описывая древние русские семейные порядки, отмечал, что «отношения мужа к жене и родителей к детям в древнем русском обществе не отличались особенною мягкостью. Человек, не вышедший из родовой опеки, становился мужем, т. е. с ним соединяли существо, не знакомое ему прежде, с которым он прежде не привык встречаться как с существом свободным. Молодой человек после венца впервые встречался с существом слабым, робким, безмолвным, которое отдавали ему в полную власть, которое он был обязан учить, т. е. бить, хотя бы и вежливенъко, по правилу Домостроя». В словах Соловьева выражена позиция просвещенного XIX века. Однако ведь и в то время большинство россиян переходили из детского во взрослое состояние без всяких промежуточных ступеней, а вступление в брак лишь формально отмечало точку этого перехода: «малый» становился «мужиком». Неудивительно, что многое из тех отношений, которые столь критически оценивал Соловьев, дожило и до XX столетия.
В России уже давно пытались хоть как-то ограничить браки по принуждению. Соловьев цитирует патриарший указ XVII века, предписывавший священникам «накрепко допрашивать» женихов и невест, а также их родителей, «по любви ли и согласию друг другу сопружествуются, а не от насилия ли или неволи». Ломоносов призывал «венчающим священникам накрепко подтвердить, чтоб они, услышав где о невольном сочетании, оного не допускали». Но на деле еще и в XIX веке молодые люди очень часто вступали в брак по выбору родителей. Притом, хотя брак всегда понимался как интимный союз мужчины и женщины, при заключении брака на первый план чаще всего выходили экономические и социальные соображения.
В патриархальной семье на женщину смотрели прежде всего как на семейную работницу — способность работать нередко была главным критерием при выборе невесты. Ходу назад после женитьбы не было, оставалось жить по старинной формуле: «стерпится — слюбится».
«Малый», становясь «мужиком» в очень молодом возрасте и продолжая жить в составе «отцовской» семьи, оставался человеком несамостоятельным. А положение женщины было еще хуже: она не только зависела от мужа, но, войдя в большую семью, оказывалась также в зависимости от свекра, свекрови, других мужчин в семье, их жен и т. д. Она сразу же становилась одной из семейных работниц, и эта ее роль находилась в постоянном противоречии с ее же ролями жены и матери. Но были и другие стороны ее зависимого положения в семье, о которых принято было умалчивать, например, снохачество.
Собственные внутренние связи и отношения супружеской семьи, не имевшей достаточной самостоятельности, оставались неразвитыми, не играли в жизни людей той особой роли, какую они приобрели в наше время. А потому и каждый отдельный человек ощущал себя прежде всего колесиком сложного механизма большой семьи, обязанным исправно исполнять свой долг по отношению к ней, и лишь в очень малой мере видел в семье среду для раскрытия и реализации своей индивидуальности. Такая семья не была той социализирующей средой, в которой могла сложиться независимая, индивидуализированная человеческая личность. Человек для семьи — таков принцип, на котором держались испокон веку патриархальные семейные отношения.
Но что-то сдвинулось во второй половине XIX века. До поры растворение человека в семье было оправдано экономической и демографической необходимостью, интересами физического выживания. Но стоило этим двум необходимостям немного ослабеть, и жесткая предопределенность человеческой судьбы лишилась своего оправдания, привычные семейные отношения перестали удовлетворять людей, члены семьи начали «бунтовать». Тогда-то и вышел на поверхность скрытый конфликт большой и малой семьи, «работы» и «жизни». Патриархальная семья оказалась в кризисе.
Кризис этот раньше всего затронул городские слои русского общества, прежде также строившие свои семейные отношения по образцам, близким к крестьянским. Упоминаниями об этом кризисе заполнена русская литература второй половины XIX—начала XX века — от «Анны Карениной» Л. Толстого или «Грозы» А. Островского до статей безвестных или забытых авторов в научных и публицистических изданиях.
Противостояние старого и нового всё более раскалывало Россию, и линия этого раскола прошла через каждую семью.
Бунт на семейном корабле
Россия была не первой страной, столкнувшейся с кризисом традиционной семьи. К началу XX века многие западные страны уже прошли через него, традиционная большая семья стала достоянием истории, уступила место высокомобильной, малой, «супружеской» семье. «За время плаванья, которое должно было привести семью в современность. она отделилась от окружавшей ее общины, воздвигнув — чтобы защитить себя — непреодолимую стену частной жизни. Она прервала свои отношения с дальней родней и ослабила даже те, что поддерживала с близкими родственниками. Как удалось семье незаметно покинуть свою стоянку у причала традиции? . Команда корабля — мать, отец и дети — вот кто с радостью разорвал державшие его путы, чтобы отправиться в свое собственное плаванье». 3 Эти слова относятся к западноевропейской семье, но то же самое — пусть и позднее — произошло и с семьей российской.
Быть может, главной силой, взорвавшей изнутри старинный семейный уклад и ускорившей его кризис, стала и наиболее придавленная этим укладом женщина.
Хотя определенные шаги к изменению места женщины в семье и обществе были сделаны еще петровскими реформами (освобождением ее из терема), и в XIX веке идеи женского равноправия не были популярны в России и воспринимались как нечто чуждое русской традиции и русской культуре. И. Киреевский находил первый зародыш знаменитого впоследствии учения о всесторонней эмансипации женщины в «нравственном гниении высшего класса» европейского общества. В ненужности, более того, во вреде эмансипации был убежден и Л. Толстой и много писал об этом. Но, видимо, не только в европейской заразе и «высших классах» коренились причины нараставшей в России борьбы за расширение женских прав. Наверное, не следует недооценивать вклада в борьбу за женское равноправие просвещенных и интеллигентных женщин. Однако решающие события происходили всё же не в великосветских салонах. Главной ареной перемен в положении женщины была деревня.
По мере того как в деревню проникали городские заработки, городские формы труда и быта, вообще новые веяния городской жизни, по-новому воспринималось и положение женщин в семье, нарастало их недовольство. Интуитивное, плохо осмысленное, оно, тем не менее, было ответом на менявшиеся условия и само было частью перемен, которые подспудно вызревали в России, причем в тех общественных слоях, что и слыхом не слыхивали о европейском «нравственном гниении». Протест против деспотизма патриархальной семьи был первым естественным проявлением такого недовольства. «Мужик каждый говорит, что все разделы идут от баб, потому что народ нынче «слаб», а бабам воля дана большая, потому де, что царица малахвест бабам выдала, чтобы их не сечь. »; «весь бунт от баб: бабы теперь в деревне сильны» — свидетельствовал осведомленный современник. 4 «Чья власть удивительно возросла — тихо, незаметно, под шум перемены отношений — это власть матери. Она отвоевала не только долю юридической свободы, но заставила поделиться мужа и верховными правами родительскими», — вторил ему другой. 5
«Бабий бунт» в деревне — лишь одно, хотя и очень яркое проявление назревавших, начинавшихся семейных перемен. Рядом с «женской» их линией видна еще одна — «детская».
В народном сознании было глубоко укоренено представление о безграничных правах родителей по отношению к детям и столь же безграничном долге детей по отношению к родителям. Даже в конце ХIХ века родительская власть была очень велика. Всё еще встречалось выражение «отец заложил сына» (т. е. отдал в работу на определенный срок, а деньги взял вперед). Родителям принадлежало решающее слово, когда речь шла о женитьбе сыновей, а особенно — о замужестве дочерей. И всё же к концу ХIХ века старые семейные порядки в отношениях родителей и детей уже трещали по швам, ослабли и былое уважение родителей, и былая покорность им, хотя внешне многое еще сохранялось.
В той мере, в какой власть родителей еще сохранялась, она всё больше держалась на одной лишь прямой экономической зависимости детей. На протяжении всей второй половины ХIХ века перемены в экономических условиях жизни семьи и во внутрисемейных отношениях расшатывали устои большой неразделенной семьи, и нарастало число семейных разделов. С каждым днем становилось яснее: преимущества большой семьи уже не перекрывают ее недостатков, жить в такой семье становилось всё более тягостно. Скрытые от глаз внутренние антагонизмы большой патриархальной семьи вышли наружу. «Все крестьяне осознают, что жить большими семьями выгоднее, что разделы причиною обеднения, а между тем все-таки делятся. Есть же, значит, этому какая-нибудь причина? Очевидно, что в семейной крестьянской жизни есть что-то такое, чего не может переносить всё переносящий мужик», — писал автор знаменитых писем «Из деревни» Энгельгардт, последовательный противник семейных разделов.
Неизбежность перемен
К началу XX века российское общество оказалось перед лицом острейших экономических и социальных проблем, на фоне которых демографические и семейные неурядицы могли выглядеть не самыми главными. Во всяком случае о них говорили и писали намного меньше, чем, скажем, об экономической отсталости, о земельном вопросе, о бедности или бесправии народа, о необходимости политических перемен и т. д. Но всё же нельзя сказать, чтобы эта сторона народной жизни совсем не привлекала внимания. Огромная смертность, учащавшиеся попытки уклониться от рождения детей или отказ от детей, уже рожденных, «падение семейных нравов», женское эмансипационное движение в городах и «бабий бунт» в деревне, непокорность взрослых детей и ослабевавшая родительская власть, умножавшиеся крестьянские семейные разделы — всё это говорило об обесценении вековых заповедей семейной жизни, об усиливающемся ее разладе.
Разлад был замечен всеми и стал объектом критики, самокритики русского общества, всё более осознававшего необходимость обновления. Изменения в семейной и вообще частной жизни людей были лишь одной из сторон всеобщих перемен, переживаемых Россией в пореформенный период, когда четко обозначилось ее стремление превратиться в современную промышленную страну. За четыре десятилетия, последовавшие за отменой крепостного права, все прежние равновесия были нарушены, а новые — еще не созданы. Российское общество вступило в полосу тяжелого, затяжного кризиса.
Не могла избежать этого кризиса и вся система семейных и демографических отношений. Впрочем, то самое развитие, которое ввергло частную жизнь людей в кризис, создало возможности и выхода из него.
Экономическая необходимость предписывала определенные формы организации семейного производства, разделения труда в семье и т. п., но семья и общество всегда вынуждены были считаться также с демографической необходимостью, которая ставила предел даже и экономическим требованиям. Ей были подчинены многие важнейшие нормы и стереотипы поведения. Культурная и религиозная традиции отводили высокое место ценностям материнства и отцовства и в то же время налагали суровые запреты на маргинальные формы поведения, которые могли позволить женщине или супружеской паре уклониться от выполнения своего родительского долга. Никакое своеволие не допускалось, принцип «человек для семьи» находил здесь одно из самых прочных своих оснований. Снижение же смертности и рождаемости стало двойным сдвигом, резко расширявшим демографическую свободу семьи и ее членов и наносившим этому принципу непоправимый урон.
В самом деле, чем меньше времени, сил, энергии требует от женщины и семьи биологическое воспроизводство, тем больше они могут расходоваться (без ущерба для продолжения рода) на воспроизводство социальное: саморазвитие и самореализацию личности, социализацию детей, передачу и обновление культурных образцов, производство материальных благ и т. п. Старые же семейные порядки никакого выбора не признают, семейные роли и семейные обязанности строго раз и навсегда закреплены, что и оправдано экономической и демографической необходимостью, интересами физического выживания. Стоит этим двум необходимостям хоть немного ослабеть, и жесткая предопределенность человеческой судьбы теряет свое оправдание. Привычные формы демографического и семейного поведения перестают удовлетворять людей, появляется новая активность, направленная на то, чтобы заполнить расширившееся пространство свободы, добиться более долгой жизни для себя и своих детей, отстоять интимность своей семейной жизни, открыть для себя новые социальные роли, полнее реализовать себя.
Пусть в России конца XIX—начала XX века всё это было доступно лишь узкому слою людей и недостаточно осознано всем обществом, а всё же движение уже началось, многое предощущалось, кое-что было известно из примера более продвинутых европейских стран. Разлад в старых семейных порядках, конечно, тревожил современников, но было и ожидание желаемых позитивных перемен.
Было бы хорошо, если бы замена, позволяющая преодолеть кризис традиционных демографических и семейных отношений, произошла в результате их плавной эволюции, постепенной выработки новых форм и норм демографического и семейного поведения, отвечающих новым экономическим и социальным условиям, которые тоже складывались бы постепенно. Но в условиях быстро менявшейся России на это было мало шансов, у нее просто не было времени на постепенные, от поколения к поколению, изменения. Страна стремительно приближалась к социальному взрыву, в котором предстояло сгореть и старой семье.
(Начало. Продолжение в следующем номере)
1 Строго говоря, слово «семья» не вполне применимо к таким формам общежития, и в бытовом, и тем более в научном языке их обозначают терминами «хозяйство», «домохозяйство», в России в прошлом в этом случае употреблялось слово «двор».
2 Костомаров Н. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. — М., 1993, с. 209.
3 Shorter E. Naissance de la famffle moderne. XVIII—XX siecle. — Paris: Seuil, 1977.
4 Энгелъгардт А.Н. Из деревни: 12 писем: 1872–1887. — М.: Мысль, 1987.
5 Звонков А.П. Современный брак и свадьба среди крестьян Тамбовской губернии. — М., 1889. Вып. 1.
Проблемы семьи в современном обществе
Семья – ячейка общества, решающая его фундаментальные задачи. На современном этапе она переживает серьёзный кризис, который в первую очередь связан с обесцениванием моральных установок. Усугубляют ситуацию ухудшение экономической ситуации, увеличение стоимости жизни, неэффективные меры социальной поддержки. В этой статье мы поговорим о наиболее уязвимом институте брака – молодой семье, а также о таких бедах, как алкоголизм и насилие в семье. Кроме этого, уделим внимание проблемам, с которыми сталкиваются приёмные родители и дети.
Основные проблемы современной семьи
Близкие люди дают ощущение поддержки, тепла, значимости собственной жизни. Каждому человеку важно знать, что он не одинок, нужен, что он любит и любим. Хорошо, когда отношения в семье складываются на основе доверия, уважения и взаимопонимания. Однако гармония царит далеко не во всех ячейках общества. Рассмотрим основные факторы, являющиеся угрозой для брачных уз:
- Пагубные пристрастия и зависимости. Алкоголизм и наркомания разрушают личность человека, превращают его в животное, для которого не существует нравственных ориентиров. Не менее страшна игромания. Вырваться из её цепких лап очень сложно.
- Отсутствие общей жизненной цели. Семья – это команда, и поэтому у неё должна быть совместная задача, объединяющая всех членов. Когда семейный корабль неспешно дрейфует в пучине волн, подчиняясь ветру и течению, а не отважным мореплавателям, жизнь команды становится пресной и унылой.
- Большой проблемой семьи в современном обществе стала подмена истинных ценностей. Потребительское отношение к жизни формирует стереотипное мышление. Так, в погоне за материальными благами семья уходит на второй или даже третий план. На первом месте может оказаться карьера, на втором – увлечения, желание получать от жизни удовольствия. В такой ситуации в первую очередь страдают дети.
- Отсутствие любви и уважения вызывает эгоистичное поведение супругов, концентрацию на собственной личности, что влечёт взаимные обиды, непонимание, претензии, скандалы.
Проблемы молодой семьи
В конфетно-букетный период супругам может показаться, что в их молодой семье, где нет разлада, ссор и скандалов, проблемы отсутствуют. Они уверенны в том, что им повезло встретить свою идеальную вторую половинку. Адекватно воспринимать ситуацию они смогут лишь спустя некоторое время, когда розовая дымка рассеется, жизнь внесёт свои коррективы в их мировосприятие и расставит всё по своим местам.
Основные проблемы современной семьи можно разделить на два блока: социально-психологический и социально-экономический.
- Бич нашего времени жилищная проблема. Лишь некоторые молодожёны могут рассчитывать на помощь родителей в этом вопросе. К сожалению, далеко не все получают такой шикарный подарок к свадьбе. Основная часть останавливается на съёмном варианте жилья или приобретении его в кредит. Безденежье заставляет молодых жить под одной крышей с родителями.
Около 40% молодожёнов планируют жить после свадьбы с родителями, что говорит об их социальной незрелости и экономической зависимости.
- Низкая заработная плата и безработица вызывают проблемы с трудоустройством. Молодые относится к наиболее уязвимой группе в силу отсутствия профессионального и социального опыта, что делает их менее конкурентоспособными на рынке трудовых ресурсов. Неудовлетворение заработком вынуждает искать лучшей доли в других городах, что негативно отражается на стабильности брака.
Женщинам, имеющим маленьких детей, довольно трудно устроиться на престижную высокооплачиваемую работу. Если это и случается, то работодатель, опасаясь выплат по больничным листам или декретному отпуску, использует различные внеправовые меры воздействия. Такое положение вещей ставит под угрозу существование молодой семьи.
- Психологическая адаптация в молодой семье проходит без опоры на какие-либо законы и знания. Отсутствие опыта осложняет формирование стереотипов общения, типа взаимоотношений, который удовлетворил бы обоих. Порядка 20% молодых семей нуждаются в помощи психологов. Обращаются к ней лишь единицы.
- Ранние браки бывают хрупкими в силу незрелости молодых людей. Поспешность их решения проявляется в неготовности брать на себя ответственность за членов семьи, принятии на себя новых обязанностей. Психологические проблемы появляются там, где нет стремления и умения преодолевать препятствия, искать выход из сложных жизненных ситуаций, обеспечивать комфортную атмосферу.
- Большинство молодых семей сталкиваются с материально-бытовыми проблемами. Именно они нередко становятся сдерживающим фактором в вопросе деторождения и пусковым механизмом в бракоразводных процессах.
Более 90% молодых семей в нашей стране отмечают рост материальных проблем после появления ребёнка. Половина из них относится к категории нуждающихся и лишь порядка 10% не испытывают материальных затруднений.
Возникающие конфликты
В силу своей неопытности супруги в молодой семье могут не совсем понимать, что такое брак, поэтому этап «притирки» иногда проходит довольно непросто. Умение находить выход из конфликтных ситуаций является показателем готовности молодожёнов к семейной жизни.
Выделяют следующие причины конфликтов в молодой семье:
- Распределение бытовых обязанностей между супругами, которые до свадьбы не вели совместного хозяйства. Девушке, едва знакомой с домашними хлопотами, нелегко эффективно организовать решение бытовых вопросов, как и парню, ничего не делавшему до этого по дому, включиться в работу. Нежелание брать на себя ответственность за бытовые задачи провоцирует ссоры и скандалы.
- Очень важным моментом является вопрос финансов и управления ими. Зачастую молодожёны испытывают материальные затруднения в силу своей финансовой несостоятельности. Студентам, молодым специалистам приходится уповать на поддержку родителей. Средства, которые поступают в семейную корзину, необходимо грамотно распределять: оплата за жильё, покупка продуктов питания, бытовой химии, необходимых вещей. При ограниченном бюджете это довольно непростая задача, которая нередко становится поводом для выяснения отношений.
- Нарушение границ семьи ближайшими родственниками – родителями – ещё один распространённый повод для конфликтов. Старшее поколение всегда знает, как лучше поступить молодым супругам. Зачастую они не хотят понимать, что дети выросли и не обязаны принимать их ценные указания по поводу воспитания детей, ведения домашнего хозяйства, обязательств в семье как руководство к действию. Если родители не согласны с выбором своего ребёнка, то отношения усложняются личной неприязнью.
- Рождение малыша становится испытанием молодой семьи на прочность. Появляются новые обязательства, увеличиваются финансовые затраты, у молодых возникают определённые ограничения. В первые месяцы после рождения ребёнка постоянное недосыпание, детский плач, болезни усложняют жизнь молодой пары. Если все обязанности возлагаются на хрупкие плечи женщины, она рискует с ними не справиться, что инициирует бурные конфликты.
- В случае, если решение о браке было незрелым, разрушить семейную идиллию могут различия в мировосприятии, системе ценностей, взглядах на жизнь. Сохранить ячейку общества здесь помогут уважение и желание найти компромисс.
Решение конфликтных ситуаций в молодой семье
Изречение «С милым рай в шалаше» давно утратило свою актуальность в нашем потребительском обществе. Безденежье способно разрушить самую крепкую семью. Поэтому, вступая в брак, стоит объективно оценивать свои возможности. Необходимо выяснить потребности, стремления каждого из супругов. Если девушка считает, что молодой человек обязан обеспечить ей достойную жизнь в особняке, глупо ожидать такого уровня доходов от обычного работяги. Конечно, случается так, что желания супруги становятся для мужчины сильнейшей мотивацией. Но большого успеха достигают лишь единицы. Чтобы получить результат, нужен трамплин в виде хорошего образования и невероятного желания стать успешным. Поэтому молодым нужно обговорить, что каждый из них ожидает от брака, каким видит будущее семьи через несколько лет и что готов сделать для того, чтобы оно было радостным и счастливым.
Разумеется, такие меры не могут гарантировать полное отсутствие конфликтов. Столкновения интересов, мнений, различных позиций неизбежны в любой семье. Но одним супругам хватает мудрости для их разрешения путём совместного поиска компромиссов, а у других для этого нет ни терпения, ни желания.
Нерешённые внутрисемейные проблемы разъедают брак. Взаимные невысказанные обиды заставляют сохранять дистанцию, держат членов семьи в эмоциональном напряжении. Психологи советуют не замалчивать обиды. Высказывать претензии следует в форме доверительной беседы. Разговор на повышенных тонах не поможет найти выход из ситуации. Следует проявлять корректность, терпимость: обидные слова могут нанести тяжёлые раны, которые станут трещиной в семейных отношениях.
Отличной профилактикой конфликтов являются уважение, сдерживание гнева, злости, плохого настроения.
Остановимся подробнее на нескольких методах, с помощью которых можно разрешить конфликтные ситуации в семье.
- Метод смены векторов. Он заключается в переключении с деструктивного стиля поведения (криков, брани, игнорирования) на позитивный. Если причина для размолвки является несущественной, снять накал страстей можно шуткой или, переведя разговор в другое русло.
- Выясняя отношения, соблюдай последовательность – тема обсуждения должна быть одна. Иначе банальная ссора может превратиться в ураган.
- Выяснять отношения следует в приватной обстановке, без присутствия посторонних, чтобы не задеть чувство самолюбия супруга. Родители, будучи взрослыми людьми, способны простить друг другу обвинения и несдержанность во время ссоры, а на ребёнка такая сцена способна произвести сильное впечатление, о котором он будет помнить довольно долго.
- Потушить семейный конфликт удастся быстрее, если дать возможность своему оппоненту выговориться, не перебивая его. Развитие культуры общения поможет научиться обсуждать проблемы в спокойной манере, говорить о своих потребностях и признавать право на них у других членов семьи.
Чтобы обозначить проблемы в семье и найти пути их решения, нужно объединить усилия, а не требовать друг от друга слишком многого. Крепкий союз основан на сотрудничестве, поиске компромисса.
Алкоголизм в семье
Злоупотребление алкоголем мешает построению здоровых отношений в семье. Непьющие родные алкоголика часто пребывают в состоянии депрессии, проявлениями которой являются подавленное состояние, чувство тревоги, плаксивость, апатия, головные боли.
Пьяные дебоши, их постоянное ожидание и повторение держат семью в эмоциональном напряжении. Страх, ненависть, низкая самооценка, ощущение вины рождают новую модель поведения и новый уклад семейной жизни.
Реакция непьющей жены или мужа на алкоголизм партнёра будет различной в силу психофизиологической и половой дифференциации. Жена алкоголика начинает действовать на ранних стадиях зависимости. Ежедневные разговоры и убеждения постепенно перерастают в ссоры и скандалы, что вызывает демонстративное поведение мужа и провоцирует его на новые «подвиги». Если жене удаётся убедить супруга, дело доходит до госпитализации.
Непьющий муж заметит проблему гораздо позже. В первое время он будет занимать выжидательную позицию. Для устранения проблемы, он примет одну из радикальных мер – развод, госпитализация в клинику, обращение за помощью к родственникам.
Самая опасная ситуация, когда алкоголизму подвержены муж и жена вместе. Спасти их может только участие третьих лиц.
Когда муж – алкоголик
Пьянство главы семьи – большая беда для всех её членов. Его можно сравнить с бомбой замедленного действия: сложно предугадать, каким будет его поведение через несколько минут.
Непьющая жена алкоголика является созависимой. Она не в состоянии адекватно оценить обстановку и считает себя причастной к тому, что происходит с мужем. Нередко женщина, пытаясь спасти супруга, забывает о своих потребностях и желаниях, растворяясь в его проблемах.
Психологию мужа-алкоголика определяет поведение женщины. От её поступков и отношения к нему зависит его желание возвращаться домой, степень его агрессии, согласие на прохождение лечения.
Самые распространённые ошибки созависимых жён:
- Выяснение отношений с пьяным мужем. Это опасно для жизни и здоровья женщины. Провокация гневными замечаниями, поучения и наставления могут вызвать вспышку агрессии.
- Выставление супруга за дверь может привести к травматизму или летальному исходу. Лучше уложить его спать.
- В доме не должно быть толерантности к спиртному, включая праздничные даты.
- Нельзя быть его нянькой. Мужчинам это очень нравится, поэтому он будет продолжать пить, желая остаться в центре внимания.
Если муж оступился, не игнорируйте его проблему, не оставляйте наедине с болезнью. Протяните ему руку помощи.
Когда жена – алкоголик
Существует стереотип, что женский алкоголизм встречается лишь в неблагополучных семьях. Статистика свидетельствует о том, что часто спиваются успешные и состоятельные дамы. Обычно всё начинается с дружеских застолий и посиделок. Алкогольная зависимость у женщин развивается довольно стремительно, гораздо быстрее, чем у мужчин. Это объясняется их физиологическими особенностями. Вскоре женщине уже не нужна компания для распития спиртных напитков – она делает это в одиночку и ежедневно. Чаще всего супруг понимает, что у жены проблема, когда она серьёзно больна. О том, что следует бить тревогу, говорят следующие факты:
- Женщина перестаёт за собой ухаживать, не следит за своим внешним видом.
- Не заботится о членах своей семьи, игнорирует домашние обязанности.
- В трезвом состоянии она пребывает в плохом расположении духа: проявляет раздражительность, агрессию.
- Чтобы поправить настроение, ей необходима доза спиртного.
- Плохой аппетит ведёт к резкому снижению массы тела.
- Из-за разрушительного влияния алкоголя страдают все системы организма, угасают когнитивные функции, что выражается в снижении умственной работоспособности, проблемах с памятью и интеллектом.
Причины алкогольной зависимости зачастую кроются в психологических проблемах:
- Отсутствие поддержки и взаимопонимания в семье, близости на эмоциональном и духовном уровне. Женщина испытывает одиночество.
- Ссоры и конфликты стали нормой для членов семьи. Никто не стремиться к её сохранению.
- Проблемы в рабочей сфере. Нет возможности для профессиональной самореализации. В силу объективных причин женщина вынуждена работать не по профессии, а занимать низшую должность, что ущемляет её самолюбие.
- Стрессовая ситуация, например, связанная со смертью близкого родственника, разводом или увольнением.
- Алкоголизмом страдали родители, на девочку повлияло их деструктивное поведение и наследственность.
- Зависимость сформировалась из-за слабого характера. Она подвержена влиянию пьющего окружения – подруг, мужа.
Пути решения проблемы алкоголизма в семье
Победить алкоголизм в семье удастся лишь в одном случае – если зависимый сам захочет этого. Без помощи специалистов – нарколога и психолога – в таком сложном деле не обойтись. Но вот беда, зачастую одурманенный алкоголем больной отказывается от лечения. Самый распространённый ответ: «Я смогу бросить сам, когда посчитаю нужным».
Нередко меры, к которым прибегают члены семьи пьющего человека, оказываются ошибочными. В их числе – угроза принудительного лечения. На практике она бессчётное количество раз подтвердила свою неэффективность. Попытка оградить алкоголика от спиртного путём лишения денег также безрезультатна. Зависимые обязательно найдут способ, чтобы удовлетворить свою потребность. Скандалить, кричать, обвинять плохая идея. Это вызовет лишь ответную агрессию.
Как жить с алкоголиком в семье, что делать? Вот несколько рекомендаций:
- Первым делом следует постараться определить, что стало причиной алкоголизма. Доверительная беседа и терпение помогут понять, какие страхи, переживания и обиды человек прячет за рюмкой.
- Если зависимый отказывается идти на приём к врачу, начать процесс рекомендуется с посещения кабинета психолога. Истинную причину визита можно скрыть, сославшись на желание решить проблемы в семье.
Если визит к психологу невозможен, попробуйте «подсунуть» вашей второй половинке полезное чтиво. Не об алкоголизме, а о том, как обрести себя. Проработать внутренние травмы можно и самостоятельно, это даст шанс иначе взглянуть на мир.
- Любой человек должен ощущать, что он нужен. Не лишайте пьющего члена семьи общения с детьми, разумеется, в моменты, когда он пребывает в здравом уме и свежей памяти. Не упрекайте, не вините, а говорите о том, какую важную роль он играет в их жизни.
- Поддерживайте атмосферу доброжелательности, демонстрируйте, что вы уважаете близкого вам человека, несмотря на пьянство.
- Постарайтесь заполнить его свободное время интересным занятием, хобби, спортом.
- Ежедневно в мягкой форме общайтесь о необходимости лечения. Убеждайте его в том, что болезнь можно победить. Избегайте импульсивных действий по отношению к нему, которые могут привести к тому, что он замкнётся в себе и не будет идти на контакт.
Больной алкоголизмом нуждается в комплексном лечении – психологическом и медицинском. При правильном подходе и грамотно подобранном лечении и реабилитации возможно достижение положительного результата.
Насилие в семье
Домашнее или бытовое насилие – это акты агрессии, направленные на одного или нескольких членов семьи, которые осуществляются регулярно на протяжении определённого времени.
Причиной насилия являются внутренние проблемы агрессивного человека, его непроработанные обиды, чувство вины.
Тиранство
Проявления тирании в семье могут быть различными. Для того чтобы получить контроль, подчинить жертву своей воле, используют физическое, сексуальное, экономическое и эмоциональное насилие.
Чтобы оградить себя от тирании в семье, следует с особой тщательностью подходить к выбору избранника. Распознать угнетателя и мучителя можно по следующим признакам:
- Тотальный контроль каждого шага женщины, ревность к любому, даже абсолютно незнакомому представителю противоположного пола.
- Психологическое давление, занижение самооценки женщины. Тиран самоутверждается за счёт более слабых людей, находящихся в его зависимости. Это выражается в колких высказываниях, насмешках, оскорблениях, зачастую в присутствии других. Он не связывается с теми, кто сильнее его.
- Абсолютная власть в семье, непринятие мнения других её членов. Смысл имеет только то, что думает и говорит он. Убедить его считаться с высказываниями других членов семьи невозможно.
- Физическое насилие – главный признак тирании. Если мужчина однажды позволил себе поднять руку на женщину, это обязательно повторится вновь.
Деспот может прикрываться благими намерениями, говорить своей жертве о том, что на самом деле он её очень сильно любит, именно поэтому не смог сдержаться. Не стоит идти у него на поводу. Семейная тирания направлена на уничтожение личности человека. Если не выйти из этой ситуации вовремя, деструктивные изменения могут стать необратимыми.
https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/430650/Evolyutsiya_rossiyskoy_semi
https://yandex.ru/turbo/lovetrue.ru/s/sovety/problemy-semi-v-sovremennom-obschestve.html?sign=0bc41cf5c1cd4639c6dc0f88096e1ce070121b8d8154ef36afd79b724ad9312e:1623253886&parent-reqid=1623253886664681-14827129396945352925-balancer-knoss-search-yp-man-14-BAL-4114&lite=1