Содержание

i-lawyers.ru

Каковы полномочия субъектов рф по регулированию семейных отношений татарстан

Введение


В семье складываются многообразные отношения, проистекающие из физической, бытовой, моральной, нравственной, этической, духовной природы человека. Многие из этих отношений не могут быть подвергнуты правовому регулированию (например, любовь, уважение, психологические, духовные связи, взаимные чувства супругов и других членов семьи и др.) и находятся под воздействием таких социальных регуляторов, как религия, мораль, нравственность, обычаи, традиции и пр. Семейное законодательство выделяет из общей массы отношений, существующих в семье, лишь те, которые могут объективно подлежать правовому регулированию и являются особо значимыми с точки зрения общества и государства.

В каких случаях субъекты российской федерации могут регулировать семейные отношения

/ / 26.04.2021 181 Views Примерами тому могут служить постановления Правительства РФ. В целях реализации положений ст.

82 СК РФ принято постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 841

«О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей»

*(21) (в ред. от 15 августа 2008 г.). В силу прямого указания п.

1 ст. 127 СК постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 (в ред. от 19 марта 2001 г.) утвержден перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью*(22).

Статья 3. Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права.

Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу. 3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, указами Президента Российской Федерации.Комментарий

Проблемы определения компетенции субъектов Российской Федерации в области защиты семьи Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

УДК 342 DOI 10.24147/2542-1514.2021.1(2).65-84 ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ С.В. Нарутто Московский государственный юридический университет имени О.Е.

Кутафина, г. Москва, Россия Настоящая статья посвящена одному из проблемных вопросов российского федерализма — определению компетенции субъектов Российской Федерации в социальной сфере, связанной с защитой семьи. Подробно анализируются законодательные полномочия регионов по предметам совместного ведения с Российской Федерацией, обеспечивающим государственные гарантии защиты и поддержки семьи. Информация о статье Дата поступления -03 апреля 2021 г.

Дата принятия в печать -20 апреля 2021 г. Дата онлайн-размещения -20 июня 2021 г.

Правовые основы регулирования семейных отношений в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

УДК 347.61.64 © Г.В.

Проводится сравнительная характеристика понятий «семейные отношения» и «семейные правоотношения».

Также автор в своей статье рассматривает определение и характерные особенности семейных правоотношений. Ключевые слова: семейные отношения, семейные правоотношения, семейное законодательство, Семейный кодекс, брак, семья, супруги, родители, дети. Ни для кого не секрет, что законодательство Российской Федерации постоянно претерпевает различные изменения, семейное законодательство не исключение.

С принятием нового Семейного кодекса регулирование семейных отношений

Компетенция субъектов РФ в области законодательного регулирования семейных отношений. Перспективы развития семейной политики в законодательстве Краснодарского края.

Стр 4 из 38 Законы субъектов РФ регулируют семейные отношения в пределах, установленных СК РФ, и по вопросам, непосредственно отнесенным данным Кодексом к ведению субъектов РФ, например, установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста 16 лет (ч.

2 ст. 13 СК РФ); при заключении брака присоединение к своей фамилии фамилии другого супруга (ч.

1 ст. 32 СК РФ); присвоение фамилии и отчества ребенку (ч.

2, 3 ст. 58 СК РФ) и др. Законодательство субъектов РФ может разрешать вопросы, непосредственно комментируемым Законом не урегулированные, но при этом входящие в круг семейных отношений. Регулирование этих вопросов не должно также противоречить основным началам семейного законодательства.

Законы субъектов РФ, регулирующие семейные отношения, не должны противоречить СК РФ. При наличии противоречий между ними применению подлежит СК РФ (п.

4 Постановления Пленума ВС РФ от 31 октября 1995 г.

N 8 (ред. от 06.02.2007)

Семейное право 1 семинар

установление порядка выплаты и размера денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание детей приёмной семьёй (ст. 155 СК). Постановления Пленума Верховного Суда РФ, где обобщается практика по делам, вытекающим из брачно-семейных отношений, не являются источниками семейного права.

Однако они имеют важное значение для правильного применения норм семейного законодательства. компетенция субъектов рф в сфере регулирования семейных отношений Семейное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении России и ее субъектов (п.п.”к” п.1 ст.72).

Это означает, что семейно-правовые акты могут приниматься не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Федерации (п.2 ст.76 Конституции РФ).

В первую группу вошли те вопросы, которые отнесены к ведению субъектов РФ непосредственно Кодексом. Таких вопросов всего шесть. 1.Изменение

dtpstory.ru

— — В каких случаях субъекты российской федерации могут регулировать семейные отношения Так, например, во исполнение Постановления Правительства РФ № 542 от 1 мая 1996 г. «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью издан приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 сентября 1996 г.

«О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями»

. Ведомственные нормативные акты, затрагивающие отношения, регулируемые семейным правом, могут издаваться только на основании, по поручению и во исполнение постановлений Правительства РФ.

Нормативные акты любого государственного органа должны соответствовать положениям Семейного кодекса и других федеральных законов.

5. Постановления Пленума Верховного Суда РФ не являются источниками семейного права.

Источники семейного права

– это формы выражения норм семейного права: нормативные правовые акты РФ, законы субъектов РФ, а также акты международного права, закрепляющие нормы семейного права. Семейное законодательство находится в соответствии со ст.

72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Сказанное означает, что регулирование отношений, составляющих предмет семейного права, осуществляется нормами, закрепленными как федеральным, так и региональным законодательством.

При этом субъекты РФ вправе в целях регулирования семейных отношений принимать законы, соответствующие положениям СК РФ, а также иным федеральным законам. Иные нормативные акты субъектов РФ в круг источников семейного права не входят.

Органы по семейным делам

Мы подготовили ответы на вопросы по теме: «Органы по семейным делам» с комментариями специалистов. Уточнить данные на 2020 год можно у дежурного консультанта.

Роль государственных и муниципальных органов в защите семейных прав

Важное значение в деле защиты прав граждан в семье имеют государственные и муниципальные органы разных уровней.

Органы исполнительной власти. Органы опеки и попечительства. Одними из основных административных органов, защищающих интересы членов семьи, являются органы опеки и попечительства. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.

Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» определяет правовой статус органов опеки и попечительства. Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями.

Основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются:

1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К полномочиям органов опеки и попечительства относятся:

1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА

8 800 350 84 37

3) установление опеки или попечительства;

4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

5) освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

6) выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;

8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах);

9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;

10) подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;

11) оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества.

Защита прав ребенка осуществляется и иными государственными органами, а именно федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, прокуратурой, органами внутренних дел, органами записи актов гражданского состояния и др. Так, в случаях, предусмотренных ст. 122-123, 126, 169 органы исполнительной власти обязаны принимать меры по защите прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей. В этих целях органы исполнительной власти должны организовывать учет детей, оставшихся без попечения родителей, и оказывать содействие в устройстве таких детей в семьи.

Органы внутренних дел согласно ст. 79 Семейного кодекса могут участвовать в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка, а также в розыске лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов, но не могут обратиться в суд с иском в интересах ребенка, например, о взыскании алиментов.

Органы записи актов гражданского состояния в соответствии с п.3 ст. 48 Семейного кодекса правомочны устанавливать отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, на основании совместного заявления отца и матери ребенка.

Органы записи актов гражданского состояния должны проверять сведения, указанные в заявлении о заключении и расторжении брака. Неправомерные решения органов записи актов гражданского состояния могут быть обжалованы в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния или в суд.

Прокурор осуществляет защиту прав ребенка путем предъявления исков в суд с требованиями о лишении или ограничении родительских прав; о признании недействительным соглашения об уплате алиментов; об отмене усыновления ребенка. Прокурор обязан участвовать в делах: о лишении, восстановлении и ограничении родительских прав, об отмене усыновления ребенка и некоторых других.

Заявление в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов гражданина может быть подано прокурором только в случаях, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, например, в отношении несовершеннолетних, недееспособных.

Уполномоченный по правам ребенка.Защита прав несовершеннолетних детей в соответствии с Конвенцией ООН «О правах человека», федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» возлагается также на уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации. Так, в г. Москве в соответствии с Законом города Москвы от 3 октября 2001 года N 43 «Об уполномоченном по правам ребенка в городе Москве» Уполномоченный по правам ребенка назначается на должность Московской городской Думой. В его задачи входит:

· обеспечение гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов ребенка;

· содействие беспрепятственной реализации и восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка;

· совершенствование механизма обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка;

· содействие в совершенствовании законодательства города Москвы о правах, свободах и законных интересах ребенка;

· разъяснение и пропаганда прав, свобод и законных интересов ребенка среди детей и их законных представителей;

· содействие деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления города Москвы, общественных и иных некоммерческих организаций в области обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка;

· информирование общественности о состоянии соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, пропаганда положений Конвенции ООН «О правах ребенка» и института Уполномоченного;

· развитие международного сотрудничества в области обеспечения прав, свобод и законных интересов ребенка.

Комиссия по делам несовершеннолетних.К числу организаций, в функции которых входит защита прав несовершеннолетних детей, относится Комиссия по делам несовершеннолетних, которые создаются в субъектах Российской Федерации, а также на муниципальном уровне. Так, в соответствии с Законом города Москвы от 27 апреля 2001 года N 20 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» в Москве действуют:

— Московская городская межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;

— окружные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

— районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В их функции входит:

· рассмотрение жалоб и заявлений несовершеннолетних, родителей (законных представителей) и иных лиц, связанных с нарушением или ограничением прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;

· рассмотрение решений органа управления образовательного учреждения об исключении обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из образовательного учреждения и принятие мер по продолжению им обучения или его трудоустройству;

· выявление и анализ причин правонарушений несовершеннолетних;

· рассмотрение материалов в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные и иные противоправные деяния, применение мер административной ответственности;

· принятие решения о постановке на учет в подразделениях по делам несовершеннолетних милиции общественной безопасности города Москвы несовершеннолетних лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством; несовершеннолетних лиц, освобожденных из воспитательных колоний;

· и другие функции.

В соответствии со ст. 23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают следующие дела об административных правонарушениях:

· неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних;

· нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждении для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей;

· незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью;

· вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ;

· появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.

Дети могут сами обращаться в государственные и муниципальные органы за защитой своих нарушенных прав. Например, с 14 лет дети могут обращаться в суд, а до этого возраста в органы опеки и попечительства.

Суды. Важное значение в разрешении споров в семейном праве имеют суды. Семейные споры могут рассматриваться лишь в судах общей юрисдикции. Арбитражные и третейские суды не могут рассматривать семейные споры. Система судов общей юрисдикции включается в себя:

— суды субъектов Российской Федерации;

— Верховный суд Российской Федерации.

Каждому суду подсудны определенные виды споров. Так, мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции:

1) дела о выдаче судебного приказа (например, дела о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанные с установлением отцовства);

2) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

3) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;

4) иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка. На решение мирового судьи может быть подана апелляция в районный суд.

Районному суду подсудны дела об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка. Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа, как правило, выступают в качестве суда кассационной инстанции по семейным спорам. В Верховном Суде РФ дела по семейным спорам в основном рассматриваются в порядке надзора (решения по данным категориям дел вступили в законную силу).

Дата добавления: 2015-05-06 ; Просмотров: 2018 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Семья

Я нахожусь в гражданском браке, у партнера есть долги по алиментам, у меня есть квартира. Если мы зарегистрируем брак, могут ли забрать это имущество за его долги, образовавшиеся до брака?

От первого брака есть ребенок, плачу алименты 25%. Сейчас состою во втором браке, родился сын. Жена подала на алименты. Теперь плачу алименты на двоих детей 50%. Правомерно ли это?

Бывший супруг хочет взять ребенка восьми лет в отпуск на 10 дней. Одновременно он хочет получить возврат алиментов за эти 10 дней и часть моей зарплаты за эти 10 дней, ссылаясь на то, что эти дни ребенок будет находиться с ним. За чей счет бывший супруг должен обеспечить совместный отпуск с ребенком?

Хочу забрать сестру из детдома. Мне 18 лет, квартира, доход — все есть, со здоровьем все отлично, но у меня уже есть двое маленьких на иждивении. В опеке мне отказывают из-за возраста, говорят, что я сама недавно вышла из-под опеки. Имеют ли право мне отказать?

Могут ли супруги, у которых нет детей, развестись, а затем снова пожениться? Подать документы на регистрацию брака? Это не будет нарушением закона? Если было совместно нажитое недвижимое имущество, обязательно ли его делить? Будет ли это имущество считаться совместно нажитым при повторном браке? Имеются веские причины так поступить.

Муж подал на развод через суд (есть несовершеннолетние дети). Мы решили не разводиться. На беседу я не ходила. Как я узнаю о том, что муж забрал заявление?

Я буду выходить замуж за француза. Я подготовлю документы, которые требует мэрия, и переведу их на французский язык у нотариуса. Какие мои дальнейшие действия? Как попасть на прием к консулу для интервью и просмотра моих документов? Кто должен проверять мои документы?

Семейным кодексом введены новые для российского законодательства правовые институты. Например, возможность заключить брачный договор. Его цель — самостоятельное определение супругами своих имущественных прав и обязанностей как в период брака, так и на случай его расторжения. Разрешено заключать соглашения об уплате алиментов.

Брак расторгается в органах ЗАГСа по взаимному согласию супругов. В противном случае, а также если есть несовершеннолетние дети, развод оформляется через суд. Последний вправе назначить срок для примирения (до 3 месяцев). По заявлению одного из супругов ЗАГС обязан зарегистрировать развод, если второй супруг признан безвестно отсутствующим, недееспособным либо осужден к лишению свободы на срок свыше 3 лет.

Кроме того, в кодекс включены нормы, регулирующие семейные правоотношения с участием иностранцев и лиц без гражданства.

Кодекс введен в действие с 1 марта 1996 г., за исключением некоторых положений.

Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ

Настоящий Кодекс вводится в действие с 1 марта 1996 г., за исключением положений, для которых настоящим Кодексом установлены иные сроки введения в действие

Текст Семейного кодекса опубликован в «Российской газете» от 27 января 1996 г. N 17, в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1 ст. 16

Постановлением Конституционного Суда РФ от 20 июня 2018 г. N 25-П взаимосвязанные положения подпункта 6 пункта 1 статьи 127 настоящего Кодекса и пункта 2 Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2013 г. N 117, признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения — по смыслу, придаваемому им в системе действующего правового регулирования судебной практикой, — служат основанием для отказа лицу, инфицированному вирусом иммунодефицита человека и (или) вирусом гепатита С, в усыновлении (удочерении) ребенка, который в силу уже сложившихся семейных отношений проживает с этим лицом, если из установленных судом обстоятельств в их совокупности следует, что усыновление позволяет юридически оформить эти отношения и отвечает интересам ребенка

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 6 февраля 2020 г. N 10-ФЗ

Изменения вступают в силу с 17 февраля 2020 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 411-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 319-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 29 мая 2019 г. N 115-ФЗ

https://i-lawyers.ru/kakovy-polnomochija-subektov-rf-po-regulirovaniju-semejnyh-otnoshenij-tatarstan-61493/
https://met365.ru/organy-po-semejnym-delam/