ФЗ «Об охране здоровья граждан» в редакции 2021 года

Основные положения закона о здоровье

Под «законом о здоровье» принято понимать закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», о котором дальше и будет идти речь. В этом важном документе четко разграничиваются основные понятия и медицинские термины, такие как «здоровье», «Заболевание», «пациент», «лечение» и другие.

В законе также подробно расписано, когда помощь может оказываться бесплатно, а в каких случаях платно.

Платно или бесплатно

Получить медпомощь за деньги можно по собственному желанию пациента, каждый больной по закону вправе выбирать медицинское заведение и лечащего врача. Также надо быть готовым к тому, что за определенную плату вам окажут некоторые сопутствующие (бытовые, транспортные и другие) услуги.

Помните! Закон разрешает оказывать платные услуги в некоторых случаях и медицинским заведениям, участвующим в программе бесплатного оказания помощи

Оплата медицинских и сопутствующих им услуг производится из личных средств пациентов и их родных, также эти обязанности могут быть возложены на работодателя. На фоне последних изменений также стоит отметить частое использование для оплаты услуг медработников иных средств, основанием для этого может стать содержание договоров добровольного медстрахования.

  • Ходатайство о награждении почетной грамотой: образец 2021 года
  • Штраф за опоздание на работу по ТК РФ
  • Увольнение по истечении срока трудового договора
  • Увольнение работника по инициативе работодателя: основания и порядок по ТК РФ
  • ФЗ 131 «О местном самоуправлении» в редакции 2021 года
  • ФЗ 214 «Об участии в долевом строительстве» редакция 2021 года
  • ФЗ «О государственных пособиях гражданам имеющим детей» редакция 2021 года

Врачебная тайна

Много вопросов возникает у работодателей и родственников больных относительно того, насколько соблюдается врачебная тайна. Работодатели, к примеру, часто хотят знать, насколько больной сотрудник, долгое время не выходящий на рабочее место, родственники тоже хотят знать о реальном состоянии близкого человека.

Согласно ч. 1 ФЗ-№323, врачебной тайной считается сам визит пациента в медучреждение, состояние его здоровья и поставленный диагноз, причем в 2021 году не может быть разглашена врачебная тайна даже после смерти человека.

Сам же пациент имеет полное право ознакомиться со своей медицинской карточкой, так как эта информация для него, согласно закону, не является секретной. Ознакомиться с состоянием здоровья человека и получить все необходимые выписки, соответственно, может также законный представитель больного.

Определен законом и круг лиц и организаций, которые могут также получить сведения о состоянии здоровья человека. Такое право имеют:

  • органы дознания, следствия и суда в рамках расследуемого преступления.
  • органы исполнительной системы для обеспечения должного контроля за теми, кто получил приговор с отсрочкой исполнения и теми, кто был освобожден из мест лишения свободы условно-досрочно.
  • органы, занимающиеся вопросами обязательного соцстрахования для организации должного контроля.
  • другие медицинские заведения для обмена информацией, необходимой для организации эффективного лечения больного.

При этом больной всегда может сделать выбор в пользу того или иного медучреждения. Такое право ему дано ст.

21 ФЗ-№323. К слову, менять медицинское заведение можно не чаще 1 раза в год, если это не связано с переездом на другое место жительства.

Также не чаще одного раза в год можно менять конкретного специалиста, и только по заявлению на имя руководителя учреждения.

Что говорит закон о профосмотрах и диспансеризации

Каждый работодатель, согласно закону, должен заботиться о здоровье своих сотрудников, особенно если речь идет о вредных производствах и постоянных переработках. Поэтому очень важно организовать периодические профосмотры.

Проводятся они согласно положениям ст. 46 закона о здоровье, а приказом МЗ № 302н от 12.04.2011г.

Разделяют несколько видов медосмотра:

  • профилактический медицинский осмотр.
  • предварительный осмотр при поступлении на работу, учебу.
  • периодический медосмотр.
  • предсменный, предрейсовый и другие осмотры, проводимые непосредственно перед началом выполнения функциональных обязанностей для выявления.
  • послесменные и послерейсовые осмотры, призванные понять, как на сотрудника действуют вредные факторы производства.

Важно! Все профосмотры, согласно ч. 7 ст. 213 ТК Российской Федерации проводятся исключительно за счет средств работодателя

Предполагает закон также прохождение диспансеризации, а это более полный комплекс мер, призванных своевременно выявить нарушения здоровья человека. Во время диспансеризации используются в комплексе многочисленные методы диагностики, а это касается, прежде всего, специалистов, работающих на вредных производствах, инвалидов и других групп лиц.

Последние изменения

В декабре 2018 года изменениям подверглась ст. 40 закона о здоровье, а законную силу эти изменения получили с подписанием закона об обязательном медстраховании, который подписал Президент РФ.

Пересматривать эти рекомендации будут один раз в три года, по мере появления новых методов лечения и медпрепаратов. Принимать все решения относительно этих рекомендаций будут члены научно-практического совета, утверждать который поручено Минздраву.

Это важный момент в организации эффективного лечения, так как рекомендации, по сути, это свод правил для медицинских работников.

Судебная практика и законодательство — 323-ФЗ Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации

123. Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст.

3446; 2013, N 27, ст. 3459, ст.

3477, N 30 (ч. 1), ст.

4038, N 39, ст. 4883, N 48, ст.

6165, N 52 (ч. 1), ст.

6951; 2014, N 23, ст. 2930, N 30 (ч.

4244, ст. 4247, ст.

4257, N 43, ст. 5798, N 49 (ч.

72, ст. 85, N 10, ст.

1403, ст. 1425, N 14, ст.

2018, N 27, ст. 3951, N 29 (ч.

4356, ст. 4359, ст.

4397, N 51 (ч. 3), ст.

7245; 2016, N 1 (ч.), ст. 9, ст.

28, N 18, ст. 2488) и уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который предусматривал бы установление иной категории годности граждан к военной службе при клинически излеченном туберкулезе органов дыхания (хирургическим путем) и которому могла бы противоречить оспариваемая норма, не имеется. При этом в решении суд правомерно сослался на то, что приведенные заявителем нормы федеральных законов от 21 ноября 2011 г.

6) для налогоплательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности — аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, — в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам, которые в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению;

4. Проведение клинического исследования биомедицинского клеточного продукта с участием в качестве пациентов детей допускается только с письменного добровольного согласия их родителей.

Дети могут рассматриваться в качестве пациентов такого исследования в случае, если его проведение необходимо для лечения заболевания у данного ребенка. В этих случаях такое исследование может осуществляться на основании решения консилиума врачей, создаваемого в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», о возможности участия ребенка в клиническом исследовании биомедицинского клеточного продукта и при условии, что такому исследованию предшествовало исследование данного биомедицинского клеточного продукта на совершеннолетних гражданах, за исключением случаев проведения клинического исследования биомедицинского клеточного продукта, предназначенного для лечения заболеваний исключительно у детей.

е) проведения проверок соблюдения медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к указанным лицам при осуществлении профессиональной деятельности в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

8. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574 «Об утверждении Положения о независимой военно-врачебной экспертизе и о внесении изменений в Положение о военно-врачебной экспертизе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 31, ст. 3744).

сумма выплат и иных вознаграждений, производимых аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, физическим лицам, которые в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению

Прежде, чем касаться федерального закона (ФЗ) об охране здоровья населения, следует отметить, что под этим подразумевается: здоровье физического тела, духовного и социальные блага. Перефразировав можно заметить, что отсутствие заболеваний у населения или иных физ.дефектов, но и более глубокое психологическое здоровье всей нации.

Два понятия – дух и социальные блага объединились в одном ФЗ об охране здоровья. Поэтому не каждое мед.

достижение и квалификация медиков гарантируют соблюдение право на охрану здоровья. Лично каждый индивидуум несет ответственность за свое успешное проживание на территории страны.

По всем дополнительным вопросам, обращайтесь к специалистам портала.

Основные понятия

В Конституции Российской Федерации существуют два понятия охраны здоровья:

Первый термин основан на статистики рождаемости, уровне смертей и болезней, степени физ.развития, а также средний уровень протяженность жизни. Такие критерии зависят, в первую очередь, от благосостояния населения, в общем, и его отдельных групп.

Немного статистических данных

Статистика гласит, что граждане в 23% оценивают свой уровень здоровья, как хороший. Если сравнить с той же Финляндии, то там это процентное соотношение гораздо выше – 81%.

Стоит отметить, что среди участников опроса дети в количестве почти 32 миллионов, лишь треть имеют крепкое и стабильное здоровье, на момент проведения опроса. Российское Министерство также провело исследование в этой области и выявили, что лишь 15% учеников, закончивших среднюю школу, можно считать здоровыми.

Кстати, в 2021 году проводился массовый опрос на определение приоритетов у населения, который показал, что 78% людей на первое место ставят здоровье, и лишь 22% материальные средства.

    Средняя длительность мужской жизни

Эти показатели почти на 20 лет ниже, чем у стран-лидеров. К сравнению, испанцы, живут, примерно, по 92 года.

  • Уровень смертности превышает уровень рождаемости почти в два раза.
  • РФ занимает лидирующие позиции в Европе в смертельных случаях по причине инфицирования и туберкулеза.
  • Большая часть смертей происходит из-за нарушений деятельности сосудов и сердца. 57% мужчин и 41% женщин умерло за 2014 год от ишемии.
  • Каждый пункт этих неутешительных данных, заставляет социологов полагать, что РФ заражена устрашающим заболеванием – «депопуляция». Иными словами, стабильное увеличение смертности по отношению новорожденных за последний десяток лет приводит к снижению населения.

    Последние статистические данные за 11 год в РФ утверждают, что уровень летального исхода достиг отметки в десять миллионов человек.

    Об основах охраны здоровья

    Охрана здоровья граждан – это комплекс мероприятий как медицинских, так и экономико-социальных направлений, имеющие главную цель – укрепить физическое и психосоматическое состояние населения и конкретного гражданина. Кроме того, в эту совокупность мер включены поддержка долгоденственного срока жизни, воспитание инициативной позиции и уделение помощи медицинского назначения на случаи потери здоровья.

    Примечательно, что охрана здоровья и мед.помощь – это разные понятия. Даже в Конституции РФ они имеют разные пункты в статье.

    Если говорить об охране здоровья, то оно представляет себя многогранность, а помощь медицинского характера является подходом к конкретному человеку, и оказывается российское Министерством здравоохранения и его структурных подразделений.

    Основные принципы охраны здоровья состоят из следующих пунктов:

    • организация охраны здоровья;
    • соблюдение конституционных прав;
    • права семьи в сфере охраны здоровья;
    • проведение мероприятий по профилактике;
    • получение общего доступа к мед. и соц. помощи;
    • защита соц. характера всех людей в случаи потери здоровья;
    • повышение ответственности российского Министерства (РФ), физ.лиц, ИП, лиц в должностях в сфере здоровья.

    Для гарантированного благополучного состояния населения задействованы такие подразделения и структуры, как:

    • российское Министерство здравоохранения;
    • Министерство по ЧС;
    • ФФ социального и мед.страхования;
    • санитарные службы российского Министерства ОВД;
    • гос.сектор и другое.

    Организация охраны здоровья – важные поправки в ФЗ

    ФЗ (федеральный закон) об охране здоровья был неоднократно переписан и обсуждался на федеральном уровне, а именно в российском Министерстве.

    • Для того чтобы начать лечение необходимо подписать информационное согласие.
    • Каждый пациент вправе выбрать лечащего доктора.
    • Введены общие стандарты для оказания мед.помощи на всей российской территории.
    • Введено страхование ответственности в обязательном порядке медицинских учреждений перед больными.
    • Суррогатное материнство получило легализацию.
    • Подтвержден запрет на проведение эвтаназии.
    • Ввели такое понятие, как «7 дней тишины» перед тем, как женщина примет решения провести аборт.

    Министерство полагает, что в современных реалиях жизни, услуги мед.учреждений станут более доступнее. Однако это теория, как дело будет происходить на практике, мы посмотрим. Далее необходимо рассмотреть главные аспекты федерального закона (ФЗ) и приказа №323, которые касаются каждого из нас.

    Мед.услуги: платные или бесплатные?

    Человек, являющийся гражданином РФ, обладает гарантированным правом на обретение мед. помощи в бесплатном формате.

    Тем не менее, на федеральном уровне определили получение платных мед.услуг. Иными словами, в гос.организациях будет проводиться практика совокупного предоставления услуг, т.е.

    платной и бесплатной. Таким образом, человеку придется все-таки за что-то платить даже при обращении в муниципальную больницу.

    В Законодательстве прописано, что человек вправе получать 4 вида мед.помощи в бесплатном формате:

    • первичная;
    • специализированная;
    • скорая;
    • паллиативная.

    Когда человека госпитализируют, сотрудники больницы обязаны обеспечить его бесплатными процедурами, медикаментами и по необходимости перевести в другой центр здоровья для проведения обследования и применения иных методов лечения.

    Однако пока это теория и мнение автора статьи, что будет в действительности и не будет ли новый закон противоречить Конституции России, мы узнаем позже.

    Нормативы оказания первой мед.помощи

    На федеральном уровне также разработаны единые лечебные и диагностические стандарты для всех регионов страны. С этой документацией медицинские работники уже ознакомлены, однако раньше они выступали в качестве рекомендаций, сейчас же это обязательные условия работы.

    Этого очень мало, т.к. каждое заболевание должно иметь лечебную схему.

    А с государственной стороны необходимо определить, какой бюджет выделять на лечение тех или иных недугов. Таким образом, охрана здоровья в РФ будет осуществляться со всех сторон.

    Таким образом, каждый человек должен понимать, что доктор обязан проводить лечебные мероприятия на основании этих стандартов. В том случае, если пациенту не нравится качество этих услуг, он вправе требовать для ознакомления эти стандарты и попросить рассказать, по какой причине не проводятся те или иные анализы и диагностики.

    Такой подход является хорошим стимулом на действия медицинского персонала. Дополнительным стимулирующим методом для защиты право на охрану здоровья является обращение с жалобой в страховую организацию.

    ФЗ об охране здоровья граждан регламентирует отношения, которые возникают в сфере здравоохранения. В законе описаны основы охраны здоровья (правовые, экономические и организационные), права и обязанности пациентов и специалистов, оказывающих медицинские услуги, и т. д.

    О чем закон

    Федеральное законодательство об основах охраны здоровья определяет:

    • правовые и организационные основы здравоохранения;
    • права и обязанности пациентов, относящихся ко всем группам населения, а также гарантии выполнения этих прав;
    • обязанности законодательных органов (как местных, так и федеральных) в области охраны здоровья;
    • обязанности и права медицинских работников, а также организаций, которые оказывают услуги медицинского характера.

    к содержанию ↑

    О полномочиях государства

    • проводить единую политику в сфере здравоохранения;
    • заниматься защитой прав и интересов граждан, обращающихся за медицинской помощью;
    • управлять государственной собственностью, которая используется в области здравоохранения;
    • заниматься организацией системы санитарной охраны на территории страны;
    • заниматься обеспечением единого санитарно-эпидемиологического надзора на территории Российской Федерации;
    • организовывать обеспечение медицинской помощью граждан, оказавшихся в зоне ЧС;
    • выдавать лицензии на отдельные виды деятельности в сфере охраны здоровья (выдавать лицензии частным клиникам, специалистам, оказывающим определенные услуги, и т. д.);
    • следить за соблюдением регламентов в области охраны здоровья;
    • вносить изменения в действующие протоколы и стандарты оказания медицинской помощи;
    • следить за тем, чтобы актуальные протоколы были доступны работникам системы здравоохранения;
    • вводить единые системы баз данных, используемые для нужд здравоохранения;
    • организовывать системы первичной медицинской помощи;
    • организовывать оказание скорой и неотложной помощи;
    • организовывать системы обеспечения граждан донорской кровью и ее компонентами;
    • заниматься организацией медицинской помощи спортсменам, которые играют за сборные команды России;
    • заниматься проверкой качества изделий медицинского назначения, а также побочных и нежелательных действий лекарственных препаратов, которые применяются на территории Российской Федерации;
    • следить за достоверностью статистических исследований, которые проводятся лечебно-профилактическими учреждениями;
    • организовывать и координировать проведение научных исследований и разработок в области охраны здоровья;
    • организовывать сотрудничество российских и зарубежных учреждений, занимающихся оказанием услуг медицинского характера;
    • обеспечивать лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека, препаратами, необходимыми для поддержания нормального состояния здоровья и контроля за течением заболевания;
    • организовывать обеспечение больных туберкулезом (в том числе и зараженных бактериями, имеющими широкую лекарственную устойчивость) всеми необходимыми лекарствами и изделиями медицинского назначения;
    • организовывать системы лицензирования и сертификации специалистов, которые имеют право на оказание услуг медицинского характера.

    к содержанию ↑

    О правах и обязанностях граждан

    • на охрану собственного здоровья;
    • на получение медицинской помощи;
    • на возможность отказаться от любого медицинского вмешательства (после информирования врачом о возможных последствиях этого отказа);
    • на выбор врача, оказывающего помощь, и лечебно-профилактического учреждения, где эта помощь будет оказана;
    • на получение сведений о собственном здоровье. Информация должна предоставляться в доступной для пациента форме. Врач должен проинформировать пациента о результатах диагностических обследований, о диагнозе и о прогнозе заболевания, а также о существующих рисках, которые могут возникнуть как при диагностике, так и во время лечения.
    • обязанность заботится о собственном здоровье, заниматься профилактикой заболеваний и вести здоровый образ жизни;
    • обязанности как минимум раз в год проходить регулярные медико-профилактические осмотры;
    • при наличии заболевания, опасных для окружающих (ВИЧ-инфекция, туберкулез) гражданин обязан проходить лечение и выполнять меры по предотвращению заражения других лиц;
    • при прохождении лечения гражданин должен соблюдать предписанный врачом режим, а также не нарушать правила пребывания в лечебно-профилактическом учреждении.

    Одним из важнейших прав пациента является его право на дачу добровольного информированного согласия. Давать это согласие могут как сам гражданин, так и его законный представитель.

    ВАЖНО! Услуги медицинского характера должны оказываться на добровольной основе. При желании можно отказаться от оказания этих услуг (частично или полностью). Задача медика — объяснить пациенту, чем чреват подобный отказ.

    https://fms21.ru/trudyashimsya/fz-ob-ohrane-zdorovya-grazhdan-v-redakczii-2020-goda.html